Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 13

Среди библейских героев особенно выделяется один человек, звали его Иов. Я надеюсь, на протяжении 12 уроков мы с ним уже в достаточной мере познакомились. Жизнь Иова является истинным отражением нравственного совершенства. Несмотря на все испытания, которые ему пришлось пережить, он стремился к совершенству и предпочел остаться верным Богу. Пока мы живы, и нам следует стремиться к совершенству. «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл.9:10).

Разбирая этот урок, мы с вами продолжим размышлять о характере Иова и его образе жизни, так как это так же важно для нас, как было важно для людей, живших во времена Иова.

Воскресенье. Человек из земли Уц

Рассмотрев в прошлых уроках многие нюансы из жизни Иова, его спор с друзьями, наставления Бога, которые Он дал бедному страдальцу, мы вновь как бы знакомимся с ним. Имея уже солидный багаж знаний об этом человеке, рассмотрим еще раз его характеристику до бедствий, которые его постигли.

Прочитаем текст Писания:

1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1:1,8).

Мы видим, что Библия описывает Иова как человека праведного, непорочного, безупречного и богобоязненного. Сам Бог об этом засвидетельствовал. Иов приносил жертвы так же, как и любой другой патриарх его времени. Однако в Библии отмечено, что Иов был непорочен, так как никто не смог найти за ним никакой вины. Это не значит, что Иов был безгрешным, просто он вел безупречную жизнь. Между этими двумя понятиями большая разница. Грех располагается в плоскости вертикальных отношений с Богом, а безупречность — в горизонтальных отношениях с людьми. Так как за жизнью Иова наблюдали его соотечественники, никто не мог обвинить его в нравственном падении. Его репутация была безукоризненной.

Да, такую репутацию имел Иов. Но не следует забывать, что такая характеристика дана ему тогда, когда его жизнь протекала мирно в кругу семьи: рядом жена, дети, хозяйство, мир и благоденствие. Иов находил утешение в кругу своей семьи и в земных благах, ему принадлежащих. Однако богатства и благополучные семьи могут исчезнуть, значение же будет иметь то, насколько успешно мы можем справиться с трудной ситуацией. Присутствие Божье в доме, каким бы скромным он ни был, может превратить его в замок или дворец. Когда Дух Святой просвещает наш разум, и мы начинаем ходить в свете Божьей любви, Бог может утешить нас вдвойне и даровать силы для преодоления самых сложных препятствий. Об этом и сказал Своим ученикам Иисус: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). Несмотря на все свое состояние и высокое социальное положение, Иов смирил себя перед Богом во всех отношениях. Но когда жизнь патриарха резко изменилась, изменился ли его характер?

Состоятельным людям легко верить в могущество своего богатства, и Иов это знал. И потому, находясь среди богатейших представителей своего общества, он настойчиво заявлял о том, что не полагается на свое состояние. Он утверждал, что его радость не связана с имеющимся у него великим богатством. Иногда мы думаем, что деньги могут решить наши проблемы, но жизнь Иова является подтверждением прямо противоположного. Наш характер и способность в любое время полагаться на Бога обусловливают нашу реакцию на возникающие проблемы.

Иов был праведным, гостеприимным человеком, готовым открыто признать за собой какую-либо вину и всегда стремившимся поступать так, как этого хочет Бог. Мы знаем (и Бог знает), что Иов не был совершенно безгрешным; и все же Бог называет его непорочным. Это означает, что какие бы ужасные прегрешения ни пытались поставить ему в вину, все обвинения против него рухнули. Никакая неправда не приставала к нему, потому что именно Тот, Кто имеет на это право, оправдал его.

Это о многом говорит нам. Даже живя в грешном мире, можно сохранять чистоту и оставаться безупречными. Нас не должно увлекать волнами нравственной деградации нашего общества. Мы должны оставаться стойкими в своей вере, чтобы получить в конце в награду вечную жизнь.

Понедельник. «Когда пути мои обливались молоком»

Прочитаем текст Писания:

2 О, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня,

3 когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы;

4 как был я во дни молодости моей, когда милость Божия была над шатром моим,

5 когда еще Вседержитель был со мною, и дети мои вокруг меня,

6 когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея!

7 когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, —

8 юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли;

9 князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои;

10 голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их (Иов 29:2-10).

Иов с тоской говорит о «прежних месяцах (стих 2), из чего можно заключить, что к тому моменту в бедственном состоянии своем он пребывал, по крайней мере, несколько месяцев. До того, как все это случилось, Бог хранил меня, восклицает он. О, если бы можно было вернуть время то былое! Время, когда милость Божия была для него тем же, чем светильник среди тьмы: она освещала его жизненный путь, была ему в помощь и в защиту. Вседержитель был в те дни с Иовом, и дети его, которые теперь погибли, были тогда рядом с ним. Образы молока и елея в стихе 6 — символ изобилия, которому радовался Иов.

Иов вспоминает также об уважении, которым он пользовался как один из судей. На древнем Востоке почтенные мужи города или селения решали дела обращавшихся к ним соплеменников на площади у ворот; вероятно, тем, что на протяжении многих лет Иов сам был среди тех, которые «вершили суд», объясняются частые юридические термины в его речи.

Он пользовался уважением не только у молодых людей, которые отступали в сторону при его появлении (юноши… прятались; стих 8), но и людей пожилых, которые, завидя его, вставали и оставались стоять. Даже знатные умолкали, когда начинал говорить Иов, со вниманием выслушивая его мнение, ибо сознавали мудрость его (стихи 9-10). Как отличалось их поведение от поведения нынешних «словоохотливых» собеседников Иова! Все слышавшие Иова хорошо отзывались о нем (ублажали его), восхваляли его (стих 11).

Важные аспекты праведности Иова — это его высокие этические и моральные ценности, которые проявляются по отношению к социально незащищенным людям. Праведность должна воплощаться в реальную помощь людям. Бог поместил нас в мире, чтобы облегчить страдания окружающих. Хотя мы не должны принадлежать миру, однако обязаны быть в нем активными христианами. Иов воплотил эти принципы в своей жизни.

Вторник. Сердце и глаза

Давайте посмотрим еще некоторые аспекты жизни Иова до бедствий и его размышления о своей прежней жизни. Прочитаем текст Писания:

13 Если я пренебрегал правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною,

14 то что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему?

15 Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе? (Иов 31:13-15).

Иов никогда не злоупотреблял своей властью над теми, кто находился у него на служении, и когда они обращались к нему с жалобами, не отказывал им в справедливом их разрешении. А если бы не так, он не решился бы теперь обращаться с жалобами к Богу. Может быть, к удивлению своих посетителей, Иов заявляет о равенстве господ и рабов, одинаково сотворенных Богом в материнском чреве.

Читая всю 31 главу, мы просто изумляемся его размышлениям и выводам, они очень положительные. Он начинает с того, что по собственному решению (с юных лет, очевидно) запретил глазам своим искушать себя прелюбодейными соблазнами (стих 1). Ибо он исходил из того, что грех повлечет за собой наказание.

В стихе 5 и 7 обороты с «если» правильнее было бы читать как обороты с «ли»: «ходил ли я?», «стопы мои уклонялись ли?» Иов убежден, что не повинен в этом, не повинен в обмане.

И если бы Бог согласился подвергнуть его беспристрастному суду («взвесить на весах правды»), то тоже убедился бы в его непорочности (стих 6). Он убедился бы в том, что стопы Иова не уклонялись от праведного Божьего пути на пути неправедные, на которые обычно увлекают человека сердце его и глаза, и что нечистое не приставало к рукам его (т. е. что в присвоении чужого Иов не повинен). Если же это не так, то он сам призывает кары на голову свою: пусть посеянным им воспользуется другой, и все, что получил он от земли своей, будет у него отнято.

Дальше Иов говорит о невиновности своей в грехе прелюбодеяния. Он, «не помышлявший о девице» (стих 1), не позволял сердцу своему прельститься и женщиною (подразумевается, женою ближнего своего), чтобы, прибегнув к хитрой интриге овладеть ею. Ибо он сознавал, что это серьезное преступление и беззаконие, подлежащее суду. А если, говоря так, он лукавит, то пусть бы его собственная жена стала рабыней (мелющей зерно) и наложницей другого. Справедливое наказание за грех прелюбодеяния Иов приравнивает к «огню, поедающему до полного истребления» все, что принадлежит грешнику (стих 12).

Видимо, отвечая на ложные обвинения Елифаза в свой адрес (22:7-9), Иов заявляет, что никогда не был черств и несправедлив по отношению к вдовам и сиротам; напротив, он всячески поддерживал их и опекал. Томил ли глаза вдовы? (стих 16) означает: обнадеживал ли ее обещаниями, которых не исполнял? Нет, сироте, которого брал в дом свой, он заменял отца, а вдове — с ранних лет (от чрева матери) — заботливого сына (именно как сын он руководил ею). Бедных, не имеющих одежды, Иов согревал шерстью овец своих (стихи 19-20).

И никогда не причинял он зла беззащитному (не поднимал руку на сироту) в расчете на то, что судьи у ворот города примут его сторону как человека влиятельного, будут ему в помощь (стих 21). А если не так, да лишится он руки! (стих 22) Нет, не совершал он ни зла, ни насилия, ибо всегда боялся наказания от Бога.

В процессе своей самозащиты страдалец как бы противопоставляет справедливость собственных поступков и действий «суду» Господнему над ним.

Среда. Дом на скале

Читая до конца 31 главу, мы узнаем еще кое-что из жизни Иова. Он не радовался самому факту того, что, вот богатство его растет (стих 25), и не рассматривал его как залог неизменного благополучия. Золото не было «опорой» его и «надеждой». Он не поклонялся ему, как идолу, и не поклонялся, глядя на «сияние и величие» их, солнцу и луне.

На древнем Востоке «целование руки своей» было знаком почитания. Уста Иова не целовали… руки его в знак преклонения перед небесными светилами. Он не прельстился ими в тайне сердца своего, так как сознавал, что и это… было бы преступление, подлежащее суду, ибо означало бы отречение от Бога Всевышнего.

Доброжелательность Иова простиралась и на врагов его — в том смысле, что он не радовался их несчастию и погибели и не позволял себе проклинать их.

Не только люди его дома, но и странники насыщались от щедрости Иова (стих 31). Случайных людей он не оставлял ночевать на улице, но предоставлял им кров.

О состоянии своего сердца Иов говорит в стихах 33-34: если бы он, как это свойственно человеку, лицемерно скрывал проступки свои, то в страхе перед разоблачением и последующим презрением сограждан не решился бы выходить за двери дома своего.

Размышляя над проблемой Иова, давайте переключимся на наставления Павла. Записывая свои послания церкви в Ефесе, он был в курсе трудностей, с которыми сталкивались верующие, пытаясь решать свои повседневные проблемы. Его весть должна была помочь им понять извечную цель Бога и по отношению к церкви, и для каждого верующего отдельно. Также важно было и Иову осознать цель Божью для его жизни. Ему казалось, что все прекрасно, но вдруг обрушились несчастья. И эта ситуация оказалась лучшей возможностью для Иова понять бесконечную мудрость Бога и Его непостижимые пути.

Мы тоже должны сосредоточить все свое внимание на извечной цели Бога для нашей жизни, пытаясь решить проблемы в вопросе правильного воспитания детей, беспокоясь о том, как вовремя платить по счетам, и преодолевая искушения. Лишившись во время испытания своей веры и милосердия привычного покоя и поддержки, Иов не переставал крепко держаться за Господа. Нам тоже необходимо осознать, как наша жизнь вписывается в глобальную цель Бога для Его церкви. Это поможет нам закалить свой характер, чтобы стойко выдержать испытания, которые жизнь обрушивает на нас. Божья извечная цель для христиан сосредоточивается на Христе, потому что Он — Глава Церкви (см. Ефес.5:23). В центре всех историй в Библии стоит Иисус Христос и любовь Бога. Ветхий Завет указывает на Христа. Новый Завет представляет Его. Когда Христос придет на землю во второй раз как Сын Божий, в силе и славе, Он исполнит все сказанное в Писании.

Четверг. Многоразличная премудрость Божия

Прочитаем текст Писания:

10 Дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия (Ефес.3:10).

Из этого текста мы видим, что назначение церкви быть живым проявлением Божией мудрости, подобно тому, как выздоровевший пациент свидетельствует об искусстве врача. В самом деле, можно сказать, что церковь, не столько является посредником силы и мудрости Бога, как доказательством или очевидностью её. Церковь проявит своё свидетельство лучшим образом, когда она приведёт в действие все дары всех её членов. Всеобщая цель в искуплении включает оправдание имени и характера Божия, который сатана подверг сомнению, распространив это сомнение и на ангелов. Это величайшее зрелище, которое могут созерцать разумные небесные существа. Нужно ли ход истории рассматривать подобно им, поскольку от их преимущественной точки, которую они могут заметить, зависит взаимодействие сил и событий?

Мудрость Бога также видна в различных видах материального мира, в сложности человеческого ума и в бесчисленных методах, которые Он использует, чтобы достигнуть людей и осуществить их спасение. Полная мера этой мудрости не будет понята до тех пор, пока не окончится план спасения.

Цель служения Павла сформулирована им так: «Дабы ныне сделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия». О «многоразличной премудрости Божией» здесь говорится не применительно к факту искупления, но как о проявившейся в учреждении новых взаимоотношений между верующими иудеями и язычниками, которые объединились в «одно тело». Средством приведения этой премудрости в действие или осуществления ее на практике сделалась Церковь; а возвещалась она начальствам и властям на небесах — имеются в виду как добрые, так и злые ангелы, что следует, в частности, из Еф. 6:12. Наблюдая за созданием Церкви, в которой объединяются иудеи и язычники, небожители не могут не принять это как свидетельство Божией мудрости.

Но Божья мудрость сделала все для того, чтобы характер Божий отразился в человеке. Прочитаем текст Писания:

9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1Петр.2:9).

Первое, что делает апостол Петр, это дает определение христианам, а потом отделяет их от всех остальных. Становясь христианами, мы обретаем новую личность. Иов поддерживал репутацию человека богобоязненного и отвращающегося от зла. Как христианам нам следует понимать, что есть то, что мы не можем допустить в свое сердце, а что-то, наоборот, должны в нем хранить. Библия сообщает нам, от чего Иов старался держаться в стороне, чтобы сохранить свой статус избранного Богом человека.

Чтобы оставаться теми, кем мы являемся на самом деле, требуется смелость, молитвенная жизнь и посвященность, если мы, конечно, все делаем правильно. Мы чему-то можем научиться у Иова, который сказал: «Я никогда не боялся того, что могут сказать люди. Презрение с их стороны никогда не могло заставить меня молчать или оставаться дома за закрытыми дверями» (Иов.31:34). Чтобы подтвердить свою принадлежность к христианскому миру, нужно помнить о следующем:

Мы — род избранный. Хотя Петр адресует свои слова церкви, они относятся и к каждому верующему лично. Бог избрал нас. Мы ничего не сделали, чтобы заслужить этот статус. Однако нам нужно оставаться верными своей цели.

Мы — люди, взятые в удел. Бог избрал нас и теперь хочет, чтобы мы оставались Его владением навсегда. Иов послушался призыва остаться слугой Божьим (см. Иов.1:8). Мы, христиане, особенны в глазах Божьих, мы — Его удел, наследство. Бог очень хочет провести с нами всю вечность (см. 2Кор.6:16). В каждой ситуации, где мы можем обрести себя, Он защищает нас.

Мы — народ святой. Когда Бог избирает нас и принимает к Себе в удел, мы больше не принадлежим этому миру. Бог называет Иова «Мой слуга», который «поклоняется Мне и следит за тем, чтобы не совершить ничего злого» (Иов 1:8).

Мы — царственное священство. Это подразумевает, что мы имеем прямой доступ к Богу, а это становится возможным, когда мы принимаем Христа как своего личного Спасителя. Бог уже позаботился о Ходатае для нас, и Ходатай этот — Иисус Христос. Благодаря Ему мы можем находиться рядом с Богом.

В свете вышеперечисленного можно утверждать, что Иов знал цель своего существования. Его жизнь зависела от Бога. Своими словами он поддерживал измученных и не спешил встать на путь грешников. Другими словами, Иов превозносил Слово Божье и называл его: «Светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105).

Заключение

Изучая жизнь Иова, мы с вами узнали, что он не просто верил в Бога и подкреплял свои убеждения богословскими умозаключениями и эмоциональными переживаниями. Вся его жизнь была ярким доказательством его веры не только для людей, имевших возможность общаться с ним, но даже для ангелов. И Бог постарался, чтобы сатана это заметил! По сути, Иов все делал правильно, когда внезапно ситуация изменилась в худшую сторону. Задавая Богу вопросы, Иов не притворяется несчастной жертвой. Он открыто представляет свое дело перед Богом, не упоминая, сколько времени он провел в молитве или изучении Библии, или как писал, произносил проповеди и разносил газеты и книги по домам. Иов говорит о своей чистой и непорочной жизни, о том, как он обращался со слугами, о верности и любви к своей жене и семье, к нищим и к обществу в целом. Даже находясь в очень скверном состоянии, он не позволяет себе отвлечься на банальные мелочи, которые произносят его друзья, но обращает свою жалобу прямо к Богу, уверенный в Божьем обещании выслушать и ответить.

Пастор Александр Серков