Вершина этики. Проповедь пастора Александра Серкова

Возьмем текст Писания, от которого оттолкнемся в нашем размышлении:

12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф.7:12).

Вы заметили, здесь не сказано: «Как будут поступать с вами люди, так и вы поступайте с ними». А мы часто именно так и поступаем. Мысль здесь совершенно иная. Из всего, что сказал Иисус, эта мысль пользуется самой широкой известностью. Эта заповедь является вершиной, кульминацией всей Нагорной проповеди: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Немало подобных высказываний и мудрых изречений находим мы и у других великих мыслителей. Почти на каждое высказывание Христа в Нагорной проповеди есть подобные мысли и у иудейских раввинов. Однако, они почти такие, но не совсем. Мысль Христа совершенно уникальна, она особенная, подобной ей нет ни у кого. Хотя в отрицательной форме подобную мысль можно найти и у них. Приведу пример:

Жили два выдающихся иудейских учителя. Одного звали Шаммай, он был известен своей суровостью и непреклонной строгостью. Второй – Гиллель. Его отличительной чертой характера являлась его приятная снисходительность. И вот однажды пришел к Шаммаю язычник и сказал: «Я готов стать прозелитом, если ты научишь меня всему Закону, стоя на одной ноге». Шаммай прогнал его палкой-указкой, которая была у него под рукой. Тогда язычник пришел к Гиллелю и потребовал от него того же: «Стоя на одной ноге, научи меня всему Закону, и тогда я стану прозелитом, приму иудейскую веру». Гиллель, будучи мягким и кротким человеком, сумел обратить его в иудейство. А на его требование учить его на одной ноге он среагировал так, он стал на одну ногу и сказал: «Что неприятно тебе, то не желай другому». А потом добавил: «Вот тебе и весь Закон, а остальное все – комментарии к нему, иди и учи их».

Вы заметили, это та же мысль Христа, только в негативной, отрицательной форме? Давайте сравним эти две мысли:

Христос сказал: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Заявление Гиллеля гласит: «Что неприятно тебе, того не желай и не делай другому».

В книге Товита мы находим подобное изречение. Престарелый Товит учит своих сыновей всему необходимому в жизни. И вот одно из его наставлений: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому».

Есть еще одна иудейская работа под названием «Послание Аристею», которая якобы является отчетом иудейских ученых, отправившихся в Александрию переводить древнееврейские Писания на греческий язык. Так вот, египетский правитель устроил в их честь обед, во время которого задал им несколько трудных вопросов. Вот один из них: «Чему учит мудрость?» Ответ он получил такой:

«Ввиду того, что ты хочешь, чтобы тебе не приключилось никакой беды, а хочешь быть участником всех хороших дел и начинаний, так и ты должен поступать в соответствии с этим принципом по отношению к своим подданным. И обидчиков ты должен мягко увещевать, потому что Бог привлекает к Себе всех людей Своей добротой».

Псалмопевец Давид также употребил негативную форму выражения Христа, отвечая на им самим же поставленный вопрос: «Кто может пребывать в жилище Божьем?» Он отвечает:

3 Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего (Пс. 14:3).

Но ближе всех подошел к мысли, высказанной Иисусом, это раввин Елиезер. Он сказал: «Пусть честь твоего друга будет тебе также дорога, как и своя собственная».

Итак, в иудейском мировоззрении не трудно найти данную мысль Христа, но только в отрицательной форме. Но положительной аллюзии мы, к сожалению, не находим.

Давайте обратимся к другим вероучениям. Найдем ли мы у них мысль, подобную высказанной Христом? Один из главных принципов древнекитайского мыслителя Конфуция, основателя конфуцианства, также негативная формы мысли, в отличие от той, которую высказал Иисус Христос. Однажды его ученик Цзы-Чун спросил его: «Есть ли одно такое слово, которое может послужить практическим руководством для всей жизни человека?» На что Конфуций ответил: «А разве «взаимность» не есть то слово?!»

Да, но в слове «взаимность» есть нечто настораживающее: погладил дядя по голове – хороший дядя. Дал дядя подзатыльник – плохой дядька, надо ему в автомобиле колесо проколоть. И это будет взаимно. Чувствуется все та же недостаточность.

То же самое находим мы у древних греков и у римлян. Афинский оратор Исократ рассказывает, что царь Никослес советовал своим чиновникам следующее: «Не делайте другим то, что злит вас, ведь вы сами испытали, как это неприятно».

Римский философ-стоик Эпиктет, сам бывший раб, принципиально осуждал рабство. Он заявил: «Чего ты избегаешь испытывать сам – не налагай на других».

А вот одно из главных предложений стоиков: «Чего не хочешь, чтобы сделали тебе, того не делай никому другому». Говорят, что римский император Александр Север приказал выгравировать эти слова на стенах своего дворца с тем, чтобы никогда не забыть их, как норму жизни.

Итак, в своей негативной форме это правило является фундаментом всех этических учений, но лишь Иисус поставил его в утвердительном формате. Многие говорили: «Не делай другим то-то и то-то, чего ты не хочешь, чтобы кто-то сделал тебе». Но никто никогда не сказал, кроме Христа: «Делай или поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Вы вполне уловили разницу? Давайте на примере посмотрим, чем же отличается утвердительная форма золотого правила Христа от ее отрицательной формы? Насколько больше ожидает от людей Иисус, нежели все другие учителя народов. Если нам говорят, чтобы мы не делали то, что сами не хотим получить от других, это вовсе не религиозное правило, это обычное социальное взаимоотношение. Некто однажды по этому поводу сказал следующее: «Мы всегда признательны каждому человеку, которого встречаем, лишь за то, что он, встретившись с нами, не убил нас или, по крайней мере, не плюнул нам в лицо». Таким образом, человек может удержаться от причинения ущерба или вреда кому бы то ни было и все же быть совершенно бесполезным для своих ближних. Позвольте в связи с этой мыслью привести пример милосердного самарянина. То, что рассказал Христос, мы знаем давно и нам эта притча уже приелась. Давайте рассмотрим ее на современный лад:

Один некий коммерсант ехал с оптового рынка с товаром. Его встретили рэкетиры. Товар, деньги и автомобиль отобрали, избили до полусмерти и выбросили на обочину дороги. Вот едет той дорогой иностранец. «О, либе Гот! Я бы так никогда не поступил. Вот негодяи! И куда только правительство смотрит!» Поохал, поахал и уехал восвояси. Едет новый русский. «Вау, влип парень! И как же ему угораздило, лежит еле живой». Едет той дорогой чукча в Москву на конкурс оленеводов. «Ай-байяй». Поднял его, уложил на заднее сиденье… а дальше по сценарию Евангелия.

Разрешение на перевозку опасных грузов быстро и недорого оформит таможенный брокер «Cargo B&W».

Вы поняли суть? Не сложно воздержаться от того, чтобы причинить вред или обидеть человека. Не так уж трудно уважать принципы человека и его чувства, но намного больше ожидает от нас Христос, преднамеренно сделать своим жизненным принципом – быть как можно добрей к людям, поступать по отношению к ним также, как мы хотели бы, чтобы они обращались с нами. Первые двое остановились, посмотрели на полуживого человека, во всяком случае, они же не добавили ему пинков, ничего плохого ему не сделали, но и ничего доброго они ему не предложили. Наш герой, ехавший в Москву, он сделал именно то, что сам желал бы, если бы был на его месте. Вот это и имел в виду Христос. Это духовный Эверест христианской жизни. Не просто ничего не делать плохого — камень тоже лежит себе и лежит и никому не причиняет никакого зла – но делать, что-то делать призывает Христос, делать добро, творить дела милосердия.

Вот это новое во взаимоотношениях с людьми делает жизнь столь чудесной и прекрасной. Это та самая новая заповедь Христа, о которой мы читаем:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34).

В каком смысле она новая? Разве в Ветхом Завете было что-то по-другому? Неужели Бог изменился в характере? Давайте возьмем один Библейский пример и посмотрим Божий характер в Ветхом Завете:

8 И взяли сыны Израилевы в плен у братьев своих, Иудеев, двести тысяч жен, сыновей и дочерей; также и множество добычи награбили у них, и отправили добычу в Самарию.

9 Там был пророк Господень, имя его Одед. Он вышел пред лицо войска, шедшего в Самарию, и сказал им: вот Господь Бог отцов ваших, во гневе на Иудеев, предал их в руку вашу, и вы избили их с такою яростью, которая достигла до небес.

10 И теперь вы думаете поработить сынов Иуды и Иерусалима в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины пред Господом Богом вашим?

11 Итак послушайте меня, и возвратите пленных, которых вы захватили из братьев ваших, ибо пламень гнева Господня на вас.

14 И оставили вооруженные пленных и добычу у военачальников и всего собрания.

15 И встали мужи, упомянутые по именам, и взяли пленных, и всех нагих из них одели из добычи, — и одели их, и обули их, и накормили их, и напоили их, и помазали их елеем, и посадили на ослов всех слабых из них, и отправили их в Иерихон, город пальм, к братьям их, и возвратились в Самарию (2Пар.28:8-11,14-15).

Вот это и имел в виду Христос. Оказывается, заповедь, которую Он дал, она была новой не по времени, а по отношению философии того времени, по отношению к их искаженным со временем понятиям. Для их умов это было нечто чуждое, совершенно новое. Христос Сам на примере Своей жизни показал целесообразность Своего изречения. Он пришел в наш мир, чтобы помочь измученному человечеству. Мы читаем:

28 Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20:28).

Оказывается, в нас порой плохо не то, что мы делаем, а то, что упустили сделать, или даже не захотели, обманывая ожидания людей. Если бы мы были на месте ограбленного и избитого, и увидели бы добрых людей, проходящих или проезжающих мимо, какое было бы у нас желание? Хоть бы кто-то из них помог мне. Проходя мимо человека, в чем-то нуждающегося, как важно вспомнить золотое правило Иисуса: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Поэтому ап. Павел и призывает христиан:

32 Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас;

13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Еф.4:32; Кол.3:13).

Некто сказал: «О, если бы столько цветов и венков клали на пути живущим, сколько кладут их на гробы и могилы мертвым – как счастлив был бы наш мир!»

Психологи выявили, что каждый человек испытывает величайшую потребность в любви и внимании. Всё остальное в жизни зависит от того, насколько полно удовлетворена эта потребность. Большинство из людей кончают жизнь самоубийством именно из-за недостатка этой потребности. Все нуждаются в сочувствии. Да, и напористый, волевой, энергичный ап. Павел часто нуждался в сочувствии и общении, когда совершал свою трудную миссию первопроходца в деле Божьей евангелизации язычников. И Иисус Христос во время душевной агонии и испытания в Гефсимании жаждал сочувствия со стороны близких Своих учеников. Он желал, чтобы кто-нибудь был с Ним; Он жаждал внимания и понимания. Но как это ни трагично, никто из учеников не поддержал Его.

Бог заложил в человека основополагающее желание и потребность быть любимым. Но, к сожалению, зачастую, когда человек пытается удовлетворить эту насущную, заложенную в него Богом потребность в любви и внимании, он наталкивается на стену непонимания со стороны близких. Но к его счастью, открыв Библию, он вдруг находит слова самого Бога:

15 Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15).

Или он читает такое место Писания:

3 Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение (Иер.31:3).

А это как раз то, что человеку нужно. Это то, чего он не нашел в людях. Кто-то не нашел опоры в самых близких: жены в мужьях; мужья в женах; престарелые родители в детях; малые дети, оставленные на произвол судьбы – если не в родителях, то хотя бы в каких-то попечителях. Кто-то в ком-то разочаровался. Но благо, мы имеем в таком случае к кому обратиться, есть на небесах Тот, Который нас любит.

Мы – носители характера Бога. Мы – каналы для передачи любви Божией людям. Через нас люди не должны разочароваться в Боге. Посредством нашей жизни они имеют возможность прийти к Тому, Кто есть Любовь. Любовь, проявленная с нашей стороны, делает сердца людей восприимчивыми к истине. Любовь восполняет их величайшую нужду. Бог использует человека, как посредника, чтобы передать теплоту Своей любви миру. Мы читаем:

«Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Прит.20:27).

Но как ужасно и трагично, что народ Божий порой не выполняет это великое поручение, он не открывает Его любовь так, как должно. Многие, заявляющие, что являются христианами, забыли, что Бог ожидает от них христоподобной жизни. А что значит «христоподобная» или христианская жизнь? Это значит – жизнь христианина такой, и открывает она любовь Божию людям так, как делал это Сам Христос. А ведь именно это привлекало людей к Нему.

Мы удивляемся, почему так много разводов, и не только в мире, но и в церкви, среди христиан. Как вы думаете, почему? Виной всему является эгоизм. Хоть это слово и греческого происхождения, но мы его знаем очень хорошо, а еще лучше – проявляем на деле; а это уже наша печаль. И что примечательно: каждый любит себя, каждый ждет любви к себе от другого. На лице же Христа было выражение любви к людям. Красота Его характера, открытая в нежном взгляде и интонации речи, влекли к Нему тех, кто не ожесточился в неверии. С Ним было приятно общаться!

Приведу жизненный пример. Играя в песочнице, дети хвалились своими мамами. «Моя мама вкусные пирожки печет», — хвалилась одна. «А у моей мамы похвальная грамота», — заявила другая. А что ты молчишь, Света, и ничего не рассказываешь о своей маме? «Я не знаю, чем хвалиться, но мой папа сказал, что с моей мамой ему легко жить». Вот это намного ценнее, когда с человеком легко и приятно жить, чем грамота или умение печь пирожки. И чаще всего человек заявляет: «Как ты мне надоел или надоела». Неспособность проявить любовь или хотя бы толерантность к близким в большинстве случаев приводит к трагедии. Вы не задумывались, почему? Потому что центром христианства является Бог любви, Который желает, чтобы Его любовь раскрывалась во взаимоотношениях между людьми, но люди порой, и в том числе мы-христиане, не являемся отражением характера Божьего, и чаще всего – наоборот, и даже очень наоборот. Может и для нас заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя», — тоже новая?

Когда бессердечность, равнодушие, предубеждения встают на пути, — чудесный план Божий расстраивается. Черствость и жестокосердие могут оттолкнуть человека от Бога в тот момент, когда он больше всего в Нем нуждается. Человек, по отношению к которому было проявлено безразличие и черствость – может усомниться в существовании любящего Бога. К сожалению, настало как раз такое время, когда люди перестали дорожить любовью Божией и сами перестали любить ближних. Мы читаем слова Христа:

«Во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

Свидетель Верный и Истинный из книги Откровение вынужден констатировать, что единственная надежда детей Божьих, живущих в последнее время, на то, чтобы искать золота, огнем очищенного, золота любви.

Итак, желаем ли мы быть любимыми? Давайте, будем сами любить. Жены, мужья, дети, внуки, бабушки, дедушки, хотите, чтобы вас люди уважали и любили: в школе, на работе? Давайте, мы сами первыми будем всех любить любовью Божией.

Хотим ли мы, чтобы Бог воздавал нам не по нашим делам, а по любви Своей? Давайте и мы прощать нашим ближним и относиться к ним так, как мы хотели бы, чтобы они относились к нам и как Бог относится к нам.

Пусть же это золотое правило Иисуса Христа растворится в нашем сознании и наполнит всю нашу жизнь: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Да благословит нас в этом Господь. АМИНЬ!

Пастор Александр Серков