Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 12

12-12-2016, комментария 2 Просмотров: 568

Книга Иова — это прекрасный образец поэтического жанра, передающий страстное желание человеческого сердца. Виктор Гюго метко подчеркнул: «Если бы завтра все книги были уничтожены и только одну из них можно было сохранить, и это зависело бы от меня, я спас бы книгу Иова» (Executable Outlines). Содержание книги пропитано идеями теодицеи — концепции Божественной справедливости и существования зла. Мы часто формулируем эту проблему следующим образом: если Бог добр, почему тогда в этом мире так много зла? На первых порах найти ответ на этот вопрос может быть трудно. Иов изо всех сил борется за жизнь, став центром вселенского спора между Богом и сатаной и, казалось бы, пешкой в их руках. Однако, несмотря на боль, страдания и потери, Иов верит, что его Искупитель оправдает его. Этот урок как раз об Искупителе, в Котором мы находим утешительные ответы на вопросы, на которые книга Иова ответила не в полной мере. Рассмотрим урок в нескольких аспектах:

Воскресенье. Искупитель мой жив

Прочитаем текст Писания:

25 А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,

26 и я во плоти моей узрю Бога.

27 Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей! (Иов 19:25-27).

Иов говорит о вечно живущем Боге, Который один может защитить его (и в глазах потомков тоже!), и защитит, убежден он, когда в последний день (в конце времен) встанет над его прахом, или могилой (именно так, на основании еврейского текста, следует читать окончание стиха 25).

Слово «Искупитель», о Котором говорит Иов, переводится с еврейского «гоэл», буквально означающее «защитник», «отмститель». В Ветхом Завете это человек, выступающий в качестве такового для другого человека, который сам не способен постоять за себя, в частности, оказывающий помощь, защиту близкому своему родственнику, мстящий, если нужно, за него — на основании закона. Иеремия пишет об Искупителе:

34 Но Искупитель их силен, Господь Саваоф имя Его; Он разберет дело их, чтобы успокоить землю и привести в трепет жителей Вавилона (Иер.50:34).

С одной стороны, он пишет об Искупителе (для Израильтян), но с другой стороны этот же Искупитель является Отмстителем, Который приведет в трепет жителей Вавилона. Но здесь, у Иова «гоэл» передано как «Искупитель-Защитник».

Хотя, это слово «гоэл» имеет еще один оттенок смысла: «Выкупить то, что было утеряно и кем-то найдено». Это значение подразумевает заранее спланированное получение права собственности или намерение в прошлом сохранить что-то в настоящем или будущем. Иов знал, что Бог на его стороне, как бы ни воспринимались текущие обстоятельства. Возможно, именно поэтому вера Иова была такой непоколебимой.

Пример Иова может стать для нас сегодня огромной поддержкой, как и для жителей Ефеса во дни Павла (см. Ефес.1:7). Искупление будет возможно благодаря крови Иисуса. Более того, изо всех сил стараясь выжить в этой борьбе, подобно Иову, мы знаем, что не оставлены. Бог готов помочь. Он дарует нам милость и благодать именно тогда, когда мы больше всего в этом нуждаемся (см. Евр.4:15-16). Возможно, мы не всегда понимаем причину своих страданий, но точно знаем, что это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (см. 1Тим.2:3-4).

Наш Искупитель планировал спасти нас. Иов осознал эту истину и был исполнен благодарности. Эта благодарность стала источником великой веры, которая даже сейчас продолжает вдохновлять миллионы людей.

Итак, как ни переводи это слово: Искупитель, Защитник, Выкупщик, Иов видел в Нем Того, Кто в конце времен встанет на его сторону, чтобы свидетельствовать о его невиновности, когда Он облечет его в новую плоть. Такая мысль выявляется из слов Иова.

Таким образом здесь впервые в Ветхом Завете мы встречаем намек на воскресение из мертвых; Иов в сущности пророчествует о нем. Такое понимание текста отражено в древних переводах книги Иова, в частности, в Септуагинте и в Вульгате. Последний перевод особенно выразителен, он звучит по-русски так:

«Я знаю, что Искупитель мой жив, и в последний день я буду воскрешен из земли. Я снова буду одет кожею, и во плоти моей увижу Бога моего. Я увижу Его сам, мои глаза увидят Его, а не другой».

В окончании стиха 27 звучит страстное томление Иова по «тому дню», когда это произойдет: Истаивает сердце мое в груди моей! Точнее: «все внутри меня истомилось в ожидании этого».

Понедельник. Сын Человеческий

На что жаловался Иов? И были ли у него основания для жалобы? Это интересные вопросы. Прочитаем текст Писания:

1 Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей.

2 Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?

3 Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет?

4 Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек?

5 Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа (Иов 10:4-5).

Это слова Иова в начальной стадии сопротивления и не желания согласиться с тем, что его постигло. Он не видит еще «Посредника» между ним и Богом. Иов решается выступить сам в роли адвоката и в качестве такового бросить Богу вызов: «буду говорить в горести души моей». Скажу Богу: «Не обвиняй меня» (стихи 1-2). «Ты знаешь, что я не беззаконник» (стих 7). Его не пугает, что это сопряжено с риском гибели, потому что опротивела душе его жизнь (стих 1). Как бы репетируя свою речь «Скажу Богу» (стих 2), Иов намерен обратиться (и в сущности уже обращается) к Вседержителю с требованием: «Объяви мне, за что Ты со мною борешься»?

В этом внезапно охватившем его приступе самоуверенности страдалец ставит перед Всевышним несколько вопросов, потому что, только получив ответы на них, мог бы он испытать некоторое облегчение. Потому что его собственные попытки понять, почему карает Господь его, невинного, не совместимы с представлением о Боге, любовью Которого человек вызван к жизни. Как можно, к примеру, принять, и это первый вопрос Иова, что Богу доставляет удовольствие (стих 3) мучить его, создание рук Своих? (10:8-12; 14:15).

Далее он продолжает: «Ты смотришь и видишь по-плотски, как человек»? (стих 4). Другими словами, неужели Бог наказывает Иова по ошибке, сделав вывод о его греховности по каким-то внешним признакам (подобно человеку)? Ведь Он Бог — сердцеведец! Третий вопрос: «Разве дни Твои так же коротки, как дни человека»? (стих 5). Исходя из того, что это не так, Иов жаждет понять, почему Бог так спешит найти в нем «порок и грех», словно боится, что не успеет наказать его.

Многое Иов недопонимал. В его представлении: может ли Бог знать человеческое горе, если Он Сам не испытал никогда такое горе на Себе лично? Пройдет время, и Иисус придет в человеческой природе на нашу землю, чтобы на личном опыте испытать страдания и борьбу Иова, да и не только его, но и многих других людей. На жалобу Иова Иисус ответил и при том вполне. Ап. Павел написал о Нем:

15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.4:15).

Когда Иисус в агонии воскликнул на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46), Он ощущает разделение с Отцом, вызванное всеми грехами мира (2Кор.5:21). Кажется, что сатана одержал победу. Христос висит на кресте между небом и землей рядом с казненными разбойниками. Ученики, смело следовавшие за своим Учителем до этого момента, теряют веру, глядя на страдания Сына Божьего. Кажется, что зло торжествует. Природа скрывается во мраке и страдает вместе со своим Творцом. Создается впечатление, что даже Бог молчит. Это были самые тяжелые страдания. Однако в словах Эллен Уайт мы видим иной взгляд на эту мрачную сцену:

«Пораженные ангелы смотрели на страшную агонию Спасителя. Все небесное воинство закрывало свои лица от этого ужасного зрелища. Неодушевленная природа сострадала своему оскорбленному и умирающему Творцу. Солнце отказалось освещать это ужасное зрелище. Его щедрые яркие лучи, озаряющие землю, в полдень вдруг померкли. Совершенная тьма, подобно погребальному савану, окутала крест. «И сделалась тьма по всей земле до часа девятого…”. В этой густой тьме было скрыто Божье присутствие… Бог и Его святые ангелы были рядом с крестом. Отец был со Своим Сыном» (Желание веков, с. 753, 754).

Отец страдал вместе со Своим Сыном. Совместное Божественное страдание является поворотным пунктом в Плане спасения, который предоставил человечеству возможность вернуться к Богу. В этот момент был дан ответ на все человеческие страдания.

Вторник. Смерть Христа

Иисус должен был умереть за нас, поскольку послушание Закону, хотя и занимает одно из центральных мест в христианской жизни, не спасает падших. «Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак! ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал.3:21). Если бы какой-либо закон мог спасти грешника, то это однозначно был бы Закон Божий, но даже этот Закон не может спасти нас. Только совершенная жизнь и жертвенная смерть нашего идеального Образца, Иисуса, может спасти нас, поэтому Христос пришел, чтобы предложить Себя как единственную на все времена «жертву за грехи» (Евр.10:12).

Жизнь и смерть Искупителя на Земле были прообразно предсказаны в Ветхом Завете. Типология — это метод толкования Библии, при котором различные персонажи, события и институты в истории спасения рассматриваются как прообразы, находящие свое эсхатологическое исполнение во Христе и евангельских реалиях. Комментаторы дискутируют о том, имел ли Иов представление о Мессии, указывая на Искупителя. Не стоит приуменьшать компетентность ветхозаветных персонажей в богословских вопросах и их знании пророчеств, поскольку Пришествие Мессии было предсказано сразу после грехопадения в Эдеме (ср. Быт.3:15).

В последние двадцать четыре часа Своей земной жизни Иисус предсказал, что религиозные вожди отвергнут Его, возьмут под стражу, будут пытать и убьют (см. Мк.8:31). Это не было похоже на слова Искупителя, которым хотелось бы верить. Христос, кажется, не оправдывает наших ожиданий. Когда Его вели к первосвященнику, Его последователи старались держаться на расстоянии. Казалось, все Его служение закончится унизительным поражением. К счастью, мы знаем историю спасения и верим ей. Победа была одержана, когда поражение уже казалось очевидным, — спустя три дня Христос вышел из гробницы живым.

«А я знаю, Искупитель мой жив!» Даже не будучи свидетелями Его воскресения, благодаря вере мы знаем, что Он жив. Христос победил смерть, поэтому не сомневайтесь, мы тоже можем одерживать победы, веря в Него.

Среда. Страдания Сына Человеческого

Прочитаем текст Писания:

1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?

2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас (Ис.53:1-6).

Мы читали, что Иисус понес наши немощи и болезни. Это бремя включало в себя также немощи и болезни Иова. И не только Иова, но и всего мира. Иисус умер на кресте за грехи всех когда-либо живших людей.

Жизнь Христа служит образцом для нашей жизни, и мы должны стремиться жить так, как Он. Однако само это стремление не дарует нам спасения. Только смерть Христа за наши грехи гарантирует нам спасение. Искупление осуществляется только благодаря тому, что Христос занял место, которое должен был занять я. Он берет на Себя мои грехи и дарует мне Свою праведность.

На слова, которыми начинается эта глава, сошлется впоследствии апостол Павел (Рим. 10:15-16). Исаия же говорил тут во множественном числе, скорее всего потому, что не только себя имел в виду, но и всех ветхозаветных пророков, которые прозревали явление Мессии и возвещали об этом. Кому через слышанное от нас открылась таким образом сила Господня? — сетует Исаия. Под «силой», или мышцей, в этом контексте надо понимать явление мудрости Господа и спасительной для людей благодати Его. Увы, поверивших Исаии и другим пророкам, а впоследствии апостолам, — было прискорбно мало.

В стихе 2 выражение «мы видели» — подразумевает, что речь пророка продолжается от имени израильтян. Это они признают, что отвергли Мессию, приняв Его за обычного человека, вид которого не привлекал их к Нему. Отпрыск дома Давидова взошел пред Богом из сухой земли; это может быть и метафорой неприметности Его земного происхождения, но и свидетельством о том, что Отпрыск произойдет из «почвы» духовно сухой.

Вид Спасителя не был, конечно, убогим, Он, судя, по всем евангельским повествованиям, отличался замечательной духовной красотой; но в глазах иудеев Ему не достанет того горделивого величия, которым отличались представители знати, из среды которой они ожидали Мессию.

О том, что Отрок Господень будет презрен и умален пред людьми, Исаия говорил и прежде (49:7). Все это подтвердится впоследствии в земной жизни Спасителя, начиная с рождения Его в яслях; Его общение с мытарями и грешниками вызовет насмешливое и откровенно враждебное отношение к Нему не только, вероятно, со стороны фарисеев и саддукеев, но и других людей.

Он «Муж скорбей и изведавший болезни». Восприняв на Себя немощную человеческую плоть, чтобы крестным Своим страданием и смертью искупить, очистить и освятить ее, Иисус Христос вместе с нею воспримет и скорби, сопутствующие каждой человеческой жизни, и болезни — следствие грехопадения, словом, станет во всем подобен людям, не восприняв из человеческой природы лишь греха (Евр. 4:15).

В начале и в конце стиха третьего Исаия прибегает к характерному для него приему параллелизма мыслей, специально подчеркивая степень неприятия Мессии Израилем: он был презрен (и далее) …он был презираем (и фразы предшествующая и последующая).

Дальше мы видим момент крайне важный для понимания отвержения Спасителя Его народом; его можно назвать полемическим. Исаия (или устами его духовно прозревший Израиль) вступает «в полемику» с господствовавшим в ветхозаветном обществе представлением, будто невинный человек страдать не может, и, если кто страдает, значит, он грешен перед Богом (этой проблеме посвящена вся Книга Иова).

Предвидя в своем пророческом созерцании, что именно с этой «меркой» подойдет к своему Мессии Израиль, сочтя Его, невинного Страдальца, грешником, Исаия объясняет думавшим так, что Спаситель пострадает не за Свой грех, а за грехи и беззакония их (стих 5). Причем пострадает добровольно (возьмет на Себя последствия этих грехов и беззаконий — немощи и болезни (стих 4). Речь в стихе 4 может идти как о духовных немощах, т. е. все о той же «болезни греха», которую Спаситель возьмет на Себя, чтобы искупить от нее верующих, так и о физических недугах (стих 3), вызываемых недугом духовным, потому что одно от другого неотделимо.

Наказание мира в стихе 5 надо читать как «наказание примирения». Оно постигнет смиренного Раба в удовлетворение высшей Божией справедливости и ради примирения падшего человечества с его Создателем. То есть страдание и смерть Его будут заместительными: физические раны Его (как и душевные муки) послужат духовному исцелению людей.

Диапазон слова «мы» в стихе 6 еще более расширяется. Здесь Исаия говорит, как бы от имени всего человеческого рода, который уподобляет беспомощному стаду овец, блуждающих в пустыне без пастыря (образ, весьма часто встречающийся в Священном Писании). Стадное чувство овец, обычно сбивающихся в кучу, ведет их за вожаком, который, однако, и сам не знает, куда идти. Не напоминает ли это ситуацию человеческих племен и народов, более склонных следовать за своими вожаками, чем за Господом?

Однако в пределах человеческого сообщества еще и каждому свойственно своевольно «совращаться на свою дорогу». В этом-то и коренится грех в любом его проявлении. И вот, повторяет пророк мысль, неоднократно выраженную им с начала этой главы, Господь возложил на Него грехи всех нас. Снова, таким образом, подчеркивается мысль, что невинный предан будет казни за грех, вместо виновных.

Четверг. Разоблачение сатаны

Прочитаем текст Писания:

30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:30-32).

Этот текст говорит о сатане в контексте великой борьбы. Час, имеющий важное значение в истории мира наступил. Иисус был готов умереть за виновное человечество, таким образом гарантируя спасение людям и определённо представляя поражение царства сатаны. Выражение «ныне», таким образом, заключает в себе наиболее веское значение. Говоря: «Суд миру сему», этими словами Иисус не хотел сказать, что Он должен был в то время занять место судьи, потому что Бог не послал Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но, чтобы мир спасён был через Него. Однако, через их отношение к Сыну, люди решают свою вечную участь. Отказываясь принять Иисуса как Мессию согласно пророчества и как Спасителя мира, иудейская нация запечатлела свою судьбу и навлекла на себя осуждение.

Титул «Князь мира сего» по отношению к сатане обнаружен только в Евангелии от Иоанна (ср. 14:30. 16:11). Другие титулы данные ему суть: «бог мира сего» (2Кор. 4:4) и «князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2). Относительно того, как сатана захватил власть над этим миром, мы читаем в самом начале Библии. Но теперь этот «князь мира сего» будет изгнан вон. Изгнание имело место уже и раньше, когда Люцифер пал со своего высокого положения. Теперь его работа должна быть ещё более ограничена. Своим отношением к Сыну Божьему сатана раскрыл свой истинный характер. С этого времени и впредь он не мог более ожидать ангелов, приходящих с неба, и обвинять перед ними братьев Христа. Отныне он не будет иметь возможность вместе с сынами Божьими приходить к престолу Божьему на очередное совещание.

Что мы понимаем под выражением: «Вознесен буду»? Подобный глагол встречается в 3:14, где Иисус сравнивает Своё вознесение на крест с вознесением змея в пустыне. В 8:28 Иисус снова говорит о Своём вознесении, но как о действии, исполненном иудеями. Это ясно показывает, что во всех этих случаях нет ссылки на Его вознесение к Отцу после воскресения, речь идет о вознесении на крест.

Для множества тысяч людей крест имеет большую притягательную силу, чем все прелести мира. После своих почти бесплодных усилий в Афинах, где он на логику отвечал логикой, Павел в Коринфе не знал ничего, кроме Иисуса Христа и притом распятого. И в результате его труды были очень успешными. Притягательная сила креста ни в коем случае не ослабела и не уменьшилась, хотя со времени распятия прошло уже много столетий. Она всё ещё является силой и мудростью Божией для приобретения душ для Христа.

Заключение

История Иова — это квинтэссенция торжества победы перед лицом великого горя. Потеряв свою семью, состояние и большинство своих друзей, Иов продолжал верить Богу, несмотря на то, что самый главный вопрос «почему» в его жизни оставался без ответа. Хотя Иов прошел свое испытание, прославляя Бога, спасшего Его, почти полный произвол сатаны, приложившего руку к его страданиям, обеспокоит любого, даже самого пылкого верующего. Что-то в глубине души каждого из нас побуждает нас отступать, столкнувшись с жизненной несправедливостью. Никто не понимает эту боль лучше Сына Божьего, Которого убили на основании сфабрикованных обвинений, хотя Он не совершил ни одного греха. Благодаря Его победе и мы можем стать победителями.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


Комментарии (2):

  • Петров Александр

    |

    С каждым уроком убеждаюсь в необходимости современного перевода для лучшего понимания Св.Писания.Но современные переводы почему то неоправданно дорого стоят.Почти недоступны как Библия в 90х годах.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2017
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.