Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 9. Проблески надежды

20-11-2016, 1 комментарий Просмотров: 490

%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba-9%d1%88%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d0%b2-%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%ba%d0%b5Надежда и уверенность необходимы, чтобы сделать наше служение Богу совершенным. Эта тема как раз и окрыляет нашу уверенность, вселяя твердую надежду. И она поможет нам ощутить взаимосвязь между верой и надеждой, особенно в условиях тяжелых страданий. Рассмотрим урок в нескольких аспектах.

Воскресенье. «Сплетники лжи»

Прочитаем текст Писания:

«И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным». (Притч.17:28).

Параллелизм этого текста не призывает молчать, а говорить, но только в нужное время, и конечно же не глупости, а такие слова, которые приносят пользу тому, к кому они направлены. Но что несли речи друзей Иова? Давайте посмотрим.

Вслед за речью Софара в 11-й главе главы 12-14 завершают первый цикл диалогов. Глава 13 начинается с ответа Иова своим друзьям, в котором он сравнивает их слова с «пеплом» (Иов 13:12). Это не очень лестное сравнение. Пришедшие к Иову друзья находят его сидящим в пепле и соскабливающим с себя струпья. Вполне возможно, что свои слова Иов проиллюстрировал брошенной в воздух горстью пепла, который развеял ветер.

Отвергнув совет своих друзей, Иов теперь обращается к Богу. В последних текстах 13-й главы содержится важная весть. Прочтение еврейского текста Иов 13:15 может привести в замешательство. В ряде современных переводов привычный смысл фразы «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» изменен на противоположный: «Вот, Он убивает меня, мне не на что надеяться» (NRSV). Все дело в том, что существует два различных прочтения оригинального текста, предложенных масоретами — древними еврейскими учеными. Однако последующие слова Иова в 16-м стихе проясняют, что надежда у него все-таки была. Свою надежду он связывал с Богом, какими бы ни были обстоятельства. Эта надежда побуждала патриарха быть непоколебимым до тех пор, пока не найдет оправдания перед Судьей Вселенной (Иов. 13:17-19). Иов желает получить ответ от Бога как единственный способ понять свою ситуацию.

Язык является могущественным инструментом, который в некоторых случаях может стать разрушительным оружием. Этот орган тела способен окончательно отнять у человека надежду на жизнь. Или же он может предложить ободряющее слово, которое станет отправной точкой на пути исцеления от страдания и боли. Беседы Иова с его друзьями указывают на пагубную силу языка. Но они также показывают, что вопреки всем обвинениям в свой адрес, Иов обрел надежду на Господа и на воскресение из мертвых. Учитывая всю эту драму со сплетниками лжи, нам следует избегать ошибок друзей Иова.

Понедельник. Хотя Он убивает меня

Прочитаем текст Писания:

15 Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицом Его! (Иов.13:15).

В самом начале изучения уроков этого квартала мы заглянули в конец книги и увидели, что в итоге все обернулось хорошо для Иова. Мы отметили, что, даже переживая ужасные страдания, Иов имел повод для надежды. В действительности, живя сегодня и зная концовку Библии, мы понимаем, что Иов имел гораздо больше оснований для надежды, чем он мог себе представить тогда.

Бесстрашие, отчаяние, надежда — все эти чувства попеременно владеют Иовом. Вот он готов говорить, что бы ни постигло его (стих 13). Смысл сказанного им в стихе 14 и 15 в том, что да, он подвергает риску еще большего страдания тело свое и душу свою — риску гибели (стих 14), но делает это потому, что продолжает надеяться, хотя не может не сознавать, что Бог убивает его (стих 15). И потому, что отстоять свою правоту пред лицом Его, ему, Иову, крайне необходимо (стих 15). Надежда же его на то, что Всевышний все-таки оправдает его, ведь он знает, что лицемер не рискнет говорить с Ним откровенно, как хочет этого Иов, и, следовательно, в этом уже — залог его оправдания (стих 16).

При сравнении стихов 15, 18, 19 со словами Иова в 9:28 остро ощущается упомянутая смена его настроений, его мучительные колебания (отчаяние — 9:28 и 11:15; надежда — 11:15; уверенность в своей правоте — 11:18). И всему этому сопутствует жажда оправдаться в глазах Божиих — 11:15, 19. Потребность эта настолько велика в нем, что умолкнуть он готов только в том случае, если кто-то докажет ему его вину. Тогда он готов замолчать и умереть. Именно такое прочтение стиха 19 представляется наиболее правильным.

Да, с человеческой точки зрения, у Иова не было никаких оснований на что-либо надеяться. Однако он не смотрел на свою ситуацию исключительно с человеческой точки зрения. Если бы он так поступил, то какую надежду мог бы он иметь? Произнося это удивительное свидетельство веры и надежды, патриарх полагается исключительно на Бога.

Размышляя на эту тему, у нас возникает целый ряд вопросов, например, хотя бы такой: как мог Иов одновременно говорить о надежде и смерти? О чем это говорит? О его вере в воскресенье.

В подобной ситуации оказался Авраам. Когда он с Исааком подошел к назначенному для жертвоприношения месту, и дрова, и огонь были готовы, Исаак спросил отца, где же агнец для всесожжения. Авраам ответил: «Бог усмотрит Себе агнца» (Быт.22:8). Агнец, которого нужно было принести в жертву, был прообразом Христа и Его смерти ради уничтожения греха. Только Бог мог приготовить такую жертву. Слова Авраама в этой истории стали основанием для надежды на спасение. Только Бог может решить проблему греха.

Эта надежда впервые появилась в день, когда согрешили Адам и Ева. Бог пришел в сад под вечер и сказал змею:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).

Это средство от греха стало надеждой, веками передаваемой из поколения в поколение. Она звучит и в словах Иова: «И это уже в оправдание мне» (Иов.13:16). Иов понимал, что спасение нельзя заработать, оно не дается в качестве награды за приемлемый образ жизни, что это — незаслуженный дар, предлагаемый Богом тем, кто желает его принять. Павел подчеркивает эту идею в своем послании к церкви в Ефесе: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Ефес.2:8).

Павел отмечает, что мы недостойны этой милости, говоря о том, что Христос умер за нас, когда мы еще были немощными грешниками и врагами Богу. Господь примиряется с нами смертью Сына Своего, Который спас нас Своей жизнью (см. Рим.5:6–10). Авраам был прав — Бог усмотрел Агнца, и благодаря этому Агнцу мы имеем надежду на жизнь вечную.

Совершая Свое служение, Иисус постоянно повторял истину, лежащую в основе учения о спасении. В Иоан.3:16, возможно, самом известном стихе Писания, подчеркивается, что спасение грешников — инициатива Самого Бога, и только Он один может совершить Его. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Инициатором спасения является Бог. А мы, недостойные, обретаем эту надежду благодаря Ему.

Вторник. Предвестники надежды

Прочитаем текст Писания:

11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;

14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают;

16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.

18 Поэтому и умершие во Христе погибли.

19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1Кор.15:11-20).

Подумайте, какая надежда здесь изображена? В конце концов не столь важна личность проповедующего, сколь содержание проповеди, а все апостолы проповедовали одно и то же, а именно, что Христос распятый стал Христом воскресшим; это же проповедовал и Павел, и в это уверовали коринфяне.

Павел затем обращается к утверждению некоторых коринфян, будто никто из мертвых не воскресал в теле. Он показывает, что в рамках христианской веры это утверждение — логически несостоятельно. Отрицать в принципе воскресение тела означало фактически отрицать воскресение Христа. Возможно, некоторые из коринфян уже дошли до этого, и апостол хотел предупредить как их, так и других о серьезных последствиях такого неверия.

Размышляя на эту тему, во-первых, крайне опасным было то, что отрицание факта воскресения поражало в сердце самую евангельскую проповедь, лишало ее жизни. А если это так, то и вера коринфян оказалась бы тщетной, поскольку объектом ее был бы какой-то умерший человек.

Во-вторых, что касается апостолов, то они в таком случае оказались бы просто-напросто обманщиками, поскольку единодушно утверждали, что Христос воскрес из мертвых (стих 11).

В-третьих, спасение коринфян было бы только мечтою, не имеющей никакого отношения к реальному положению вещей. А их вера была бы тщетною. Ведь, совершив воскресение Иисуса Христа, Бог засвидетельствовал о принятии Им выкупа, уплаченного Христом на кресте (Рим. 4:25). Именно воскресение дает уверенность в искуплении, а если воскресения не было, то и коринфяне оставались во грехах, и по этой причине — отчужденными от Бога.

В-четвертых, если Христос не воскресал, то и умершие верующие, в том числе и близкие коринфян, вошли в сферы не блаженства, но — погибели. Языческая концепция об освобождении духа после смерти не соответствует истине. Если не было воскресения, то не обезврежено и жало смерти, причиняющее страдание без конца (сравните стихи 54-56).

В-пятых, если нет воскресения, то тогда правы язычники, относясь «к проповеди о кресте» как к «юродству» (1:18), а такие люди, как Павел и другие апостолы, страдавшие за Евангелие (4:9-13), достойны лишь жалости (то мы несчастнее всех человеков). Правильно в таком случае поступают те, кто живет минутной радостью, а жертвы, приносимые христианами — следствие их жестокого самообмана (15:32).

Итак, Павел рассмотрел логические выводы, следующие из непризнания того факта, что Христос воскрес в теле (стихи 12-19). Затем он переходит к богословскому догмату о взаимной переплетенности и связанности судеб христиан и судьбы Иисуса Христа, выводя из этого уже не отрицательные, как выше, а положительные следствия.

В результате раздумий рождается утверждение: действительно Христос воскрес из мертвых. Из умерших Он является первенцем (в греческом оригинале здесь слово, соответствующее ветхозаветному «начатку плодов»; Исх. 23:16), которое употреблено в отношении Христа в том смысле, что Он является предваряющим образцом — примером воскресения и гарантией того, что оно станет уделом многих (Рим. 8:23).

Среда. Надежда прежде вековых времен

У Иова была надежда, ибо он служил Богу надежды. Даже с учетом неприглядных примеров человеческой греховности, имевших место с момента падения Адама и Евы в Едемском саду (см. Быт.3) и до падения Вавилона в конце времени (см. Откр.14:8). Библия — это книга, наполненная надеждой. Она дает более широкое представление, выходящее за рамки предлагаемой миром картины будущего.

В Священном Писании содержится много историй, изображающих невероятную силу непоколебимой надежды на Бога в трудных обстоятельствах. Авраам спокойно отвечает на сложный вопрос своего сына: «Бог усмотрит» (Быт.22:8). Исааку достаточно этого объяснения, чтобы лечь с верой на жертвенник на вершине горы Мориа. Трое друзей Даниила стоят перед лицом Навуходоносора, самого могущественного человека на Земле в вавилонские времена, который собирается бросить их в огненную печь. Они бесстрашно свидетельствуют: «Если же и не будет того [Божьего избавления], то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем» (Дан.3:18). Разбойник, висевший на кресте рядом с Христом, признает в Нем Божественного Царя. Он скромно выражает великое желание в конце своей бессмысленной жизни: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» (Лк.23:42).

Данный список можно продолжать, но каждый раз встает один и тот же вопрос: где все эти люди находили основание для непоколебимой надежды, которая может устоять перед лицом смертельных угроз? Каким бы ни было их понимание на тот момент, основанием для надежды следует считать исторический факт воскресения Иисуса Христа. Этот факт является определяющим фактором всех наших надежд и особенно тех, которые позволяют нам взглянуть за пределы смерти.

Павел обосновывает все свои проповеди фактом воскресения (1Кор.15:11-20). Иаков указывает на тесную связь между верой и делами, ссылаясь на Авраама. Эта связь становится осязаемой благодаря надежде, которую он имел в трудных обстоятельствах. У Иова была та же надежда на справедливого Бога (хотя в тот момент он не понимал Его действий), Который может вывести его даже из могилы (ср. Иов 19:25-26).

Книга Иова учит нас по крайней мере двум вещам: 1) люди, доверяющие Богу и Его Слову, не защищены от трудностей, и 2) сатана всегда пытается разными способами сокрушить нас. Но, несмотря на всевозможные беды, мы можем обрести великую надежду. Иов учит нас, как это сделать. И самое лучшее для нас — последовать его примеру. Ниже представлены способы, которые помогут нам в этом деле.

Всегда помните, что Божьи мысли и пути превосходят наши (см. Ис.55:8-9). Взирая на Бога под водительством Святого Духа, мы видим, что наш Небесный Отец — воплощение надежности. Он последователен во всех Своих делах — исполняет Свои обещания, обеспечивает нас всем необходимым, дарует защиту и предлагает спасение. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16). В Быт.3:15 обетование было дано людям. А в Иоан.3:16 мы видим его исполнение.

Мы должны понимать, что, несмотря на выдвинутые против Бога всевозможные обвинения, Его милосердие никогда не истощится (Плач 3:21, 22). Он готов изливать Свою любовь на всех, кто приходит к Нему, желая обрести спасение.

Помните о прошлом. Читая о том, что Господь совершил в прошлом, мы видим, что Его обетования исполняются и пророчества сбываются. Бог показывает нам через Даниила, когда наступит Его Царство. Он сказал, что отдаст Своего Сына за наши грехи, и сделал это.

Надейтесь на будущее. Благодаря тому, что часть пророчеств уже сбылась, мы можем верить, что и остальные тоже сбудутся. На этих примерах мы учимся всегда полагаться на Божьи пророчества и обетования, зная, что имеем теперь великую надежду.

Будьте настойчивы. Иов назван праведным не из-за произнесенных им слов «Господь, Господь». Он был праведником, потому что верил в Бога, несмотря на выпавшее ему тяжелое испытание, и понимал, что Бог контролирует ситуацию, и ничто не происходит без Его ведома. Наш Небесный Отец лучше знает, что делать, и никогда не оставит нас одних бороться с жизненными противоречиями (см. Матф.28:20).

Четверг. Лики надежды

К. С. Льюис писал: «Надежда — одна из богословских добродетелей. Постоянные размышления о вечности — не бегство от действительности (как считают теперь некоторые), а одна из тех вещей, которые призван осуществить христианин. Это не означает, что не надо беспокоиться о состоянии современного мира. Читая историю, вы видите, что именно христиане, больше всех помогавшие улучшить этот, здешний мир, больше всех думали о мире грядущем» (К. С. Льюис. Просто христианство, с. 134, 135.).

А вот еще один пример современников. Недавно мы с сестрой отважились перебрать вещи, оставшиеся после смерти нашей матери. Мы нашли коробку открыток и писем от близких подруг — глубоко верующих христианок. Подруга мамы написала ей сразу после Дня матери, рассказав о своем сыне Томе, который внезапно умер от аневризмы. Она писала: «Я действительно скучаю по Тому, он часто посылал мне цветы на День матери. Он был хорошим мальчиком. Но Бог милостив. Когда чувства слишком одолевают меня, Бог приходит на помощь. Я говорю „помоги“, и Он — рядом со мной, и я ценю это».

Еще одна подруга мамы написала в конце письма: «Мне так не хватает Кальвина [ее покойного мужа], но должна сказать, Бог милостив. Мы будем так счастливы, когда Иисус придет и наши любимые снова окажутся живыми и здоровыми». Итак, мы видим, что истинные христиане сегодня ищут надежду в Господе, теряя близких, они надеются на встречу с ними в день пришествия Христа. Это и есть надежда. Надежда, без которой нельзя жить.

Заключение

Древние греки как могли объясняли присутствие боли и страданий в этом мире. Согласно их мифологии, виной всему была первая женщина на земле. Ее звали Пандора (не Ева), и она открыла ящик (или сосуд), выпустив из него несчастья и беды, которые разлетелись по всей планете. Но на дне сосуда осталось кое-что еще. Надежда. Она — единственное, что помогло человечеству выжить. Греки правы в одном — горя в нашем падшем мире становится все больше, и мы давно отчаялись бы, если бы не нашли причину верить, что все будет хорошо. В трудные времена Библия дает нам все основания для надежды, а наш друг Иов — пример человека, который этой надеждой жил. А мы? Чем живем мы? Не исчерпали ли мы потенциал надежды? Скоро, очень скоро придет Господь. И наша надежда, окрыленная верой, обретет свое исполнение. Павел говорит:

«Ибо мы спасены в надежде» (Рим. 8:24).

Надежда – это маяк, надежда – это якорь. Ухватитесь за него и не отпускайте его до дня славного пришествия Христа, или до кончины нашей жизни.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


Комментарии (1):

  • саша

    |

    Александр, почему вы не говорите о явлении Христа, без которого, мы будем повинные в день прихода Господа?

    При том, что явление будет у тех, кто его ожидает, так однозначно комментирует Библия


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2017
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.