Проповедь пастора Александра Серкова. Хитон, разодранный в клочья

07-11-2016, Комментариев нет

%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%80%d1%80%d1%80%d1%80%d1%80%d0%be%d1%80Мир вам, дорогие братья и сестры!

В основу этой темы возьмем текст Писания, записанный в 14 главе Евангелия от Иоанна, стихи 16-18:

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

Прежде чем рассмотреть суть данного текста, слова нашего Господа, которые записаны в нем, я хочу задать вам такой вопрос:

«Какой текст в Евангелии от Иоанна является ключевым для всего этого Евангелия?» Резонный вопрос? Если бы этот вопрос задали мне: «Какой текст из Евангелия от Иоанна является ключевым и совершенно необходимым для понимания всего Евангелия, безо всяких колебаний я ответил бы, что это… нет…нет… не Иоанна 1:1 «В начале было Слово…»; и не Иоанна 1:14 «Слово стало Плотью…» и даже не Иоанна 3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир…». Ключевым текстом для понимания всего Евангелия от Иоанна я назвал бы: Иоанна 19:23-24(1 часть). Я цитирую его:

23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.

24 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет…

На первый взгляд в этом тексте трудно уловить тот необходимый радикальный концепт, который нам нужен, но он здесь присутствует. Давайте проанализируем этот текст. Четыре воина, распяв Иисуса, взяли Его одежду и поделили ее между собой. Это соответствовало жестокому обычаю того времени. Одежда в то время изготавливалась вручную, и, естественно, стоила дорого. Члены экзекуционной команды имели полное официальное право, как плату за свой труд, раздеть распинаемого перед распятием и поделить его одежду. Хитон (нижняя одежда), возможно, упоминается тут с особым смыслом как часть первосвященнической одежды; если это и так, то Иоанн ограничивается намеком на это. Для него важно исполнение в происшедшем пророчества, записанного в Пс. 21:19 «делят ризы Мои между собою, и об одежде моей бросали жребий». Иисус умирал обнаженным, это рисуют Его художники из этических соображений с подгузниковой повязкой, но на кресте распинали совершенно нагими, и Христос висел обнаженным, символизируя этим позор нашего греха, который Он понес на Себе. Он — последний Адам, одевающий грешников в одежды праведности, но для этого висел на позорном кресте совершенно безо всякой одежды.

Деля одежду Христа, очередь дошла до хитона, он оказался цельнотканым, то есть, без швов. И воины решили: «не будем рвать его, а бросим жребий, кому он достанется». Какую мысль можем мы прочитать здесь между строк? «Не будем рвать его» – не станем раздирать хитон Евангелия, не будем рвать на части то, что дорого и близко Иисусу, Его церковь. Это непреложное правило для каждого проповедующего Благую весть, особенно если перед ним Евангелие от Иоанна. Но при этом мы должны признать, что хитон этот состоит из множества нитей. Поэтому, взяв его в руки, будем в трепетном волнении всматриваться в то, что на первый взгляд кажется незамысловатым, а на самом деле представляет собой искусно сотканную ткань с неповторимым узором, узором Слова и Духа.

Пожалуй, никакое другое Евангелие не служит примером такого удивительного взаимопроникновения Слова и Духа, как Евангелие от Иоанна. И я убежден, что многие из вас любят именно того Христа, Который изображен евангелистом Иоанном, Того, Кто одет в хитон Евангелия от Иоанна.

Начать мне хотелось бы вот с какого наблюдения. Одна из самых больших бед, постигших нас и наших родителей в ушедшем веке, и вот теперь уже больше полутора десятков лет в этом столетии, заключается в том, что можно назвать отчуждением человека от Слова. Божественное Слово, Божественная мысль как бы не существовали вовсе для целых поколений людей. Слово Господне было чуждо большинству наших соотечественников в течение очень долгого времени, это было не одно десятилетие. И мы видели, и можем видеть еще сегодня, результат незнания Слова Божия.

Люди, выросшие в атеистическом пространстве, в большинстве своем недружелюбны. Посмотрите, как они враждуют друг с другом и готовы даже «съесть» друг друга ради достижения своей цели. Далеко за примером идти не надо. Не смотря уже на дальнее зарубежье, что творится в ближнем зарубежье? Но это политика. А какова наша внутри церковная политика? К великому сожалению, и в церкви может произойти отчуждение от Слова и от Духа, а это уже, если не война, то конфронтация.

Как показывает опыт, после некоторого времени жизни в церкви, где, казалось бы, Библия всегда на слуху, где так много произносится слов, где мы бываем очень словоохотливы, вполне может произойти (и происходит!) опасное для духовной жизни христианина разъединение Слова и Духа. У фарисеев со словом было все отлично, даже очень правильно, но духовная сторона дала сильный крен в их религии. У нас тоже порой Слово Христа, Слово, ставшее Плотью, представляет из себя лишь скорлупу: оно пусто, в нем нет жизни и сознательной силы, нет Духа, наконец. И все это не было бы так трагично, если бы не отражало состояние верующего и даже большей части членов церкви.

Такой же пустой скорлупой может быть и наше служение. Нас порой начинает больше интересовать телевизионная многосерийная шелуха, нежели единение Слова и Духа. В то время, как на небе совершается суд, на земле гибнут люди, так и не узнав истинного Слова о возрождающей силе Духа, потому что мы с ними в одном водовороте, не имея ни Духа, ни силы. Когда это происходит, особенно чуткие верующие начинают спрашивать себя и друг друга: «В чем дело?» «Что происходит с моей духовной жизнью?» «Как я могу сердцем почувствовать, что Христос живет во мне?» Точно так же, как эти вопросы волнуют нас сегодня, они волновали детей и внуков первых Христовых последователей.

И старец Иоанн, хорошо понимая природу отчуждения человека от Слова и Духа, единственный из евангелистов включает в свое Евангелие (точнее, во вторую его часть) целых пять отрывков о Духе Святом, пять обетований о пришествии Духа Святого. Все они записаны в главах 14-16, в той части Евангелия, где изложена тщательная беседа Иисуса с учениками. Вот первый текст из пяти:

33 Детки Мои, Мне недолго осталось быть с вами. Вы будете Меня искать, но то, что Я сказал другим, Я теперь и вам говорю: «Куда Я ухожу, вам туда не прийти» (Ин.13:33 перев. Кузнецовой).

И вот теперь Христос дает ученикам насущное утешение. Я цитирую текст Писания, который мы взяли в основу нашего размышления, только возьму его в другом переводе:

16 И Я Отца попрошу, и Он даст вам другого Заступника, чтобы он навеки остался с вами.

17 Тот Заступник — Дух Истины, мир его принять не способен, потому что не видит его и не знает. Но вы его знаете, ведь он теперь с вами и останется в вас.

18 Я сиротами вас не оставлю, снова к вам возвращусь (Ин.14:16-18 перев. Кузнецовой).

Люди любят говорить замысловатым языком. Редко кто напрямую говорит, что думает. Отсюда – притчи, намеки, загадки, иносказания. Особенно это было свойственно семитским народам, среди которых жили и иудеи. Так уже сложилась их традиция.

Причина, почему мы так часто не понимаем евангельские изречения, заключается в том, что, привыкнув думать прямо, логично, мы не видим тех скрытых идей, той игры, двусмысленности, даже словесного соперничества, которое происходило между участниками диалога.

Иисус принял правила игры и в большинстве случаев излагал людям свои мысли в виде притч. Но пришел момент, когда говорить притчами было не уместно. Как вы догадались, я имею в виду Его прощальную беседу с учениками.

Чем больше размышляешь об Иисусе, тем сильнее убеждаешься, как непохож был Его внутренний мир на наш. Как сильно отличалось то, что Он говорил Себе, когда вел диалог с Собой, от того, когда мы говорим себе, когда беседуем со своей душой. Мы никогда не говорим себе того, о чем Он должен был говорить Себе всегда:

— Я иду на жертву.

— Мой жизненный путь – это путь смерти.

Начиная с двенадцатилетнего возраста, такая перспектива ни на минуту не затмевалась в мыслительном взоре Спасителя. И теперь, когда до наступления этой роковой развязки оставались считанные часы, Иисус собрал Своих учеников для прощальной беседы.

В жизни наступают такие минуты, в которые вмещается вся жизнь человека, какой бы продолжительной она ни была. И в этот момент ответственность обязывает дать последнее наставление тому, кто должен продолжить дело. Сейчас такие минуты настали для Иисуса.

Но это не единственный случай в Библии, когда кто-то из видных вождей, прежде, чем уйти из этого мира, собирал вокруг себя самых близких людей для последнего наставления.

Так Иаков, перед тем, как умереть, собрал своих сыновей для последнего напутствия (Быт. 49 глава). Озаренный Духом свыше, он произнес ряд пророчеств о своих детях. Более того, он благословил каждого из них особым благословением. Мы так и читаем:

«И благословил их, и дал им благословение, каждому свое» (Быт.49:28).

В этом было его завещание следующему поколению. И только сделав это, он смог спокойно приложиться к народу своему.

Так и Моисей собрал весь народ для прощального слова (Втор.31-33 главы). Будучи уже сто двадцатилетним старцем, он созвал весь народ, выделив особо сначала Иисуса, сына Навина, потом – всех старейшин и надзирателей. И, обратившись к ним и ко всему народу, говорил о самом важном, о соблюдении заповедей Господних, заметив при этом:

«Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша» (Втор.32:47).

И, подобно патриарху Иакову, он заканчивает свое прощальное слово благословением:

«Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей?» (Втор. 33:29).

Так и Давид, один из могущественных царей народа Израильского, почувствовав приближение смерти, собрал всех вождей народа и множество слуг, чтобы обратиться к ним с напутственным словом. Что же он им сказал? Как и Моисей, он тоже увещевал народ:

«Соблюдайте и держитесь всех заповедей Господа Бога вашего» (1Пар.28:8).

Но особо он обратился к Соломону, сказав ему: «Будь тверд и мужествен». И самое главное, он благословил Господа, а потом призвал делать это и народ:

«Благословите Господа Бога нашего. — И благословило все собрание Господа Бога отцов своих, и пало, и поклонилось Господу и царю» (1Пар.29:20).

В нашей жизни, когда кто-то уходит в небытие ли, в долгое ли путешествие по земле, в какую-либо длительную командировку, например, моряки в дальнее плавание, принято на недолго останавливаться. У русских есть традиция посидеть перед дорогой, то есть, остановиться, прежде чем кто-то отправится в свой далекий путь. Обычно в такие минуты нас посещают самые светлые, чистые и честные мысли.

Сейчас такие мысли наступили для Христа и Его ближайших сподвижников. Что же Он скажет Своим ученикам? С каким напутствием Он обратится к ним? Какое благословение Он им оставит? Нужно сказать, что разлука составляет одну из самых грустных сторон человеческого существования. Разлука – это всегда печаль и грусть.

Вам грустно, когда, только что простившись с другом, вы все еще ощущаете его крепкое рукопожатие. Вам грустно, когда, оставив семью, вы еще чувствуете запах домашнего уюта. Вам печально, когда вы, уходя на военную службу, держите руку на животе своей беременной жены. Вам печально, когда дверь, ведущая в операционную, скрывает от вас легкую, задумчивую улыбку ребенка.

И действительно, посмотрите в глаза уходящего человека. Посмотрите в глаза того, кто остается. Посмотрите в глаза ребенка в тот момент, когда вам нужно на время оставить его. И даже в глазах брошенного животного мы читаем невыразимую боль, тоску и немой упрек: «На кого меня бросил хозяин?» Французский писатель прошлого века Антуан де Сент-Экзюпери как-то сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Иисус тоже был в ответе за тех, кого собрал вокруг Себя, а теперь должен был оставить. Он прощался со Своими учениками. Тяжелым бременем давила печаль на сердце каждого. «Кто мы, когда с нами нет Тебя?» — читалось в глазах учеников. Это был момент жестокой ломки всего, что было создано. Вышел такой неожиданный зигзаг в отношениях, что далеко не каждый был в состоянии сохранить душевное равновесие и ясное понимание происходящего. Видимо, поэтому ученики так бурно реагируют на то, что перед смертью говорил им Христос (13-17 главы). Например, Петр спрашивает:

«Господи, куда Ты пойдешь?» (Ин.13:36).

Об этом же беспокоится и Фома:

«Господи, не знаем мы, куда Ты пойдешь. Как можем мы знать путь туда»? (Ин.14:5).

От имени всех просит Филипп:

«Господи, покажи нам Отца [напоследок, перед тем, как Ты уйдешь] и довольно с нас» (Ин.14:8).

Пожалуй, единственное, что произносит во всем Четвероевангелии Иуда, не Искариот, записано здесь же в Евангелии от Иоанна. Мы читаем:

«Господи, как это так? Ты хочешь открыться только нам, а не миру»? (Ин.14:22 перев. Кулакова).

Другие же ученики, недоумевая, говорили друг другу:

17 О чем это Он говорит: «Скоро уже не увидите вы Меня, но немного спустя увидите снова»? И что значит: «Иду к Отцу»?

18 А как понимать Его, когда Он говорит: «Скоро уже»? — недоумевали они. — Мы не знаем, что Он имеет в виду (Ин.16:17-18 перев. Кулакова).

Заметьте, как они озадачены. В каком они недоумении. Но во всем этом слышится и чувствуется одно: «Как мы будем жить, когда с нами не станет Тебя»? И Спаситель дает ответ на их недоумение:

«Я попрошу Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Который пребудет с вами вовек. Мой Отец пошлет вам Того, Кто будет рядом с вами так же, как рядом с вами был Я. Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

До сих пор общение учеников с Иисусом было явным и осязаемым. Они делили с Ним трапезу; они без особых усилий могли узнать Его благозвучный голос; они знали, какого цвета у Него глаза и какие черты имело Его лицо; они могли узнавать Его по походке и предвидеть, какой, скорее всего, будет Его реакция на то или иное происшествие. Но теперь, когда им предстояла разлука, Христос обещал, что будет просить Своего Отца Утешителя для них. Он обещал еще больше приблизить учеников к Себе. Это значило, что самое тесное общение учеников со Христом будет происходить после того, как Он уйдет от них к Отцу. Поэтому Спаситель и сказал:

«Лучше для вас, чтобы Я пошел» (Ин.16:7).

По этой же причине, уже после воскресения, Он мягко упрекает Фому:

«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Оказывается, настоящая вера во Христа, подлинное приобщение к Нему происходит не с помощью пяти органов чувств, но – в Духе. Вот почему, став свидетелями стольких чудес, иудеи все равно не уверовали во Христа. И подобное произошло не только с иудеями, но впоследствии и с христианами. История христианской церкви и христианского богословия – это, своего рода, летопись о вражде, распрях и расколах. К большому сожалению, слова Иисуса о Святом Духе вместо того, чтобы служить силой, приобщающей человека Богу и Его Помазаннику, вместо того, чтобы быть источником согласия, мира и единства, становились яблоком раздора между христианами.

Тысячи страниц богословских трудов были посвящены выяснению, есть ли разница между тем, посылается Святой Дух Отцом или исходит от Него. Исходит ли Он только от Отца или от Сына тоже? Является ли Он силой, дыханием Отца или Он есть Личность, равная Отцу? Оставил ли Святой Дух церковь спустя столетия после Пятидесятницы? Подобных вопросов – море. Но, скажите, насущные ли они? Можно ли что-то определенное сказать о природе Святого Духа? Или нам достаточно знать Его предназначение?

Борьба мнений и целых богословских школ привела к тому, что христианская вера подверглась масштабной фрагментации. И некогда цельнотканый хитон Христа – церковь – был разодран в клочья. Христиане сделали то, что не осмелились сделать римские воины. И объясняется это ничем иным, как противлением воле Христа. Хотя вся прощальная беседа Иисуса пронизана Его горячей заботой об учениках, о том, чтобы между ними была любовь, было единство, чтобы они не рвали Его хитон, но могли облечься в него, — далеко не все Его услышали. И горе тем, кто не услышал или, услышав, не внял увещаниям Спасителя. Христос и сегодня хочет еще многое сказать нам накануне Его Пришествия в судные дни. А внимаем ли мы Его словам?

Заканчивает Иисус Свою прощальную беседу молитвой. Но перед этим, по иудейскому обычаю, как в свое время Иаков, Моисей и Давид, Он благословил Своих учеников. Мы читаем:

«Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир [шалом]» (Ин.16:33).

С тех пор мир Иисуса, Его Божественный шалом, продолжает жить в Церкви, как драгоценный дар Духа. Его пристанище – сердца верующих и повинующихся Христу людей.

Прощаясь, Иисус обещал ученикам послать Утешителя, Духа Святого. И после Своего воскресения, при первой встрече с учениками, Он говорит им о том же, о чем говорил, когда расставался с ними перед распятием, о Духе. Мы читаем:

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого (Ин.20:21-22).

Таков наш Господь, таков наш Спаситель: Он с нами, когда мы распахиваем свои души навстречу Его Духу; — Он с нами, когда мы повинуемся Ему и Его заповеди, чтобы любить Бога и людей; — Он с нами, если мы с Ним. Не понимая этого, мы обрекаем себя на суеверия, ереси, неуверенность и какие-то невнятные ожидания. Так мучается человек, так недоумевает и Церковь: «Получил ли я Святой Дух»? «Ожидать мне излитие Духа или нет, а если да, то, когда и как»? «Как заполучить эту вулканическую по своему потенциалу силу и перевернуть мир Евангелием Христа»? Таким и подобными им вопросами мучается наше христианское сознание.

Дорогие братья и сестры! Скажите: известна ли вам какая-то иная сила, превосходящая силу любви? Известна ли вам какая-то другая сила, превосходящая силу веры? Известна ли вам какая-то иная сила, превосходящая силу слова? Сила слова, сила веры, сила любви. А ведь все это включает в себя сила Духа Святого. Все это дается нам, если мы повинуемся Христу. Только жизнь в Духе есть знак подлинного союза со Христом. Святой Дух дается нам не в ощущениях, не в чувственно-осязаемой форме, но в таком просвещении сердца Божественной истиной, благодаря которому мы начинаем любить и действовать.

У Макария Египетского, одного из подвижников раннего христианства, есть описание человека, приобщившегося к благодати Духа Святого. И эти слова были навеяны ему размышлением о первой главе Книги Иезекииля, в которой, как вы знаете, рассказывается о полученном пророком видении Божественной реальности. Вот что он пишет:

«Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его. Ибо душа, которую Бог избрал в обитель Себе и сподобил приобщиться света Его и которую осиял красотою неизреченной славы Своей, делается вся – светом, вся – лицом, вся – оком; нет у нее ни одной части, не исполненной духовных очей света, то есть, нет в ней ничего омраченного; но вся она всецело соделана светом и духом, вся исполнена очей, и не имеет никакой последней или задней стороны, но отовсюду представляется лицом, потому что снизошла на нее и восседает на ней неизреченная красота славы Света Христа. И как солнце везде себе подобно, так и душа, совершенно вступившая в общение с Духом Святым, и сподобившая стать жилищем и престолом Божиим, делается вся оком, вся светом, вся лицом, вся славою, вся духом, как благоустроил и украсил ее духовною красотою Христос» (1,261-262).

Подобный опыт приобщения Духу Святому может пережить каждый из нас. Если слово Отца мы слышим, а образ Христа представляем, то Дух Святой остается невидим и неслышим. Он входит в сердце тоже неслышно, как падает перышко взлетевшего голубя. И как невидимо высыхает капелька росы на траве, как неслышно поднимается туман над водой, так и Дух Святой оставляет человека. Он никогда не хлопает дверью, потому что Он не как мы, у Него нет чувства зла на нас, но Он и навязываться не будет, и наша умышленная греховная жизнь просто вытесняет Его из нашего сердца, мы буквально выталкиваем Его из нашей жизни, и Ему остается работать над формированием нашего характера извне.

Поэтому позвольте сделать призыв согласно этой темы:

Пусть же Дух Божий, этот Небесный Утешитель, обещанный и завещанный Христом всем Его последователям, всегда пребывает во всех нас. Не будем изгонять Его своим легкомысленным поведением. Призывайте Его! Насыщайтесь Им! Исполняйтесь Его неземной сущностью. И делайте это всякий раз, когда читаете или слышите Божественное Слово. Апостол Павел Писал верующим в Коринфе: «Я каждый день умираю…» (1 Кор.15:31). Так и только так мы сможем преодолеть наше отчуждение от Бога и Его Помазанника, да и от Духа Святого, как нашего Утешителя. Аминь.

Пастор Александр Серков.


Рубрика: Библейские исследования

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"