Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 7. Карающее наказание

Ключевой текст этого урока, как и в предыдущем уроке, состоит из двух риторических вопросов: «Можешь ли ты исследованием найти Бога?» и «Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» Также, как и в памятном стихе прошлого урока мы видим в этом тексте параллелизм, состоящий из повторяющихся синонимов: «исследованием найти – совершенно постигнуть» и «Бога – Вседержителя». Кому принадлежат эти слова? Если в прошлом уроке мы в основном рассматривали слова Елифаза, то в этом уроке затрагивается в основном речь Вилдада и Софара. Слова памятного стиха принадлежат Софару Наамитянину. Что ж, давайте перейдем к рассмотрению самого урока. Мы, как и в прошлом уроке, пройдем его по тем вехам, которые предлагает нам составитель этого пособия, только мысли, комментирующие этот урок, я расширю по мере возможности.

Воскресенье. Больше обвинений

Сколько бы мы ни изучали книгу Иова, все равно, нет-нет, всплывает у нас в подсознании вопрос «Почему плохое случается с людьми хорошими?» Этот вопрос чаще всего возникает у нас, когда именно с нами случается беда, и нам кажется, что кто-кто, но я-то не так уж и плох, почему же тогда это случилось именно со мной? А что происходит, когда беда наваливается не на нас, ну, например, на соседа? Чем мы тогда отличаемся от друзей Иова в их высказываниях? Это интересное проявление нашей человеческой натуры по принципу: «Моя шкура мне дорога» и антоним этому на беду соседа: «Чем я могу помочь? Сосед влип в историю, значит сам виноват, пусть же сам он и расхлебывается». Все как-то у нас получается порой эгоистично и даже эгоцентрично. Я заболел – пусть все вращаются вокруг меня. Заболел кто-то – перебьется, все болеют.

Из-за нашего ограниченного понимания Бога кажется, что отношения с Ним большей частью основываются на принципе причины и следствия: если я грешу, Бог наказывает меня, а если я поступаю правильно, Он меня вознаграждает. Именно в такой ситуации оказался Иов, когда друзья стали высказывать ему свои мнения. Несчастья, обрушившиеся на него, явно имели сверхъестественную природу, так как вероятность того, что они вообще могут произойти, была чрезвычайно мала. Таким образом, друзья Иова были уверены, что он в чем-то согрешил (см. Иов.8:11).

Даже сегодня мы склонны считать, что приключающиеся с нами беды — это наше наказание. Человеку свойственно задавать вопрос «почему» и тут же предлагать самые разные варианты ответа: возможно, беда приключилась по причине нашей оплошности; а, может быть, Бог таким образом пытается привлечь наше внимание или чему-то нас научить. Возможно, это влияние ошибок наших предков или побочный эффект действия чужих грехов. Сегодня много говорится о наследственном проклятии, которое нужно каким-то образом обязательно очистить. Но это ли причина наших болезней и страданий?

Мы можем думать, что Бог, проверяя, позволяет сатане испытывать нас, как в случае с Иовом, или что Он использует возникшую ситуацию, чтобы явить Свою славу (см. Иоан.9:1–3). Мы склонны цепляться по крайней мере за одну из этих причин и раз за разом использовать ее, переживая трудные времена. Однако суть в том, что мы живем в грешном мире. И подходящей может быть любая из причин, а может, ни одна из них, и мы редко узнаём причину своих страданий или не узнаем ее никогда.

Естественно, грех имеет свои последствия, но зачастую кажется, что грешники процветают. Бог может использовать разные бедствия, чтобы достичь жесткого сердца, но удастся ли Ему это, зависит целиком и полностью от нас. Ошибки наших родителей и прародителей и побочный эффект действия чужих грехов находятся вне зоны нашего влияния, что часто кажется самым несправедливым. Предполагаемая проверка верности или демонстрация славы Божьей иногда могут привести к возникновению по отношению к Богу таких чувств, как недовольство, гнев и даже ненависть. А тот факт, что мы живем в грешном мире, разве не является для нас достаточно удовлетворительной причиной страданий?

В конечном счете мы должны верить, что Бог поможет нам пережить самые страшные времена. Мы должны верить, что для нас Он все обращает во благо (см. Рим.8:28). И мы должны доверять Ему достаточно полно объёмно для того, чтобы позволить оставить вопрос «почему именно я?» — безо всякого ответа. Чем больше мы начинаем узнавать и любить Бога, тем сильнее становится наше доверие, и мы приходим к пониманию, что однажды получим ответ на все свои вопросы, и что все будет так, как должно быть.

Книга Иова раскрывает одну сторону проблемы – болезнь Иова. А как, интересно, представлен был бы сценарий, если бы проблема Иова коснулась любого из его друзей? Как бы они на это отреагировали? Но это по всей видимости не случилось, и мы не имеем книги ни Софара, ни Вилдада, ни Елифаза; да и о наших страданиях никто не пишет книгу. С одной стороны, мы таких страданий не имеем, как Иов. А с другой – давайте мысленно представим себя на его месте, может тогда наши отношения к больным нашим соседям и друзьям изменятся?!

Мы видим – чем больше Иов заявляет о своей невиновности, тем больше Вилдад и Софар напирают на него. И вот первая речь Вилдада. Что он пытался навязать? Если Елифаз укоряет Иова в том, что он отвергает «дисциплинарные меры» Всевышнего (5:17), то Вилдад обвиняет страдальца в попытках усомниться в справедливости Божьего суда (стих 3). Оба самозванных советника твердо держались той точки зрения, что беды постигают человека лишь вследствие совершенных им преступлений. Как и Елифаз, Вилдад призывал Иова покаяться, чтобы вновь обрести все то, чего он лишился (8:5-7; сравните 5:8).

Заговорив внезапно и резко, Вилдад фактически обращается к Иову с двумя вопросами, один из которых непосредственно касается речей Иова, а другой (стих 3) — риторический вопрос, который предполагает ответ, что Божий суд всегда нравственно справедлив.

Сравнивая слова Иова с «бурным ветром», Вилдад, вероятно, обыгрывает образ, к которому ранее прибег сам Иов (6:26). Словосочетание, переведенное с еврейского как «бурный ветер», скорее соответствует понятию долго бушующего жестокого урагана. Так или иначе, нетерпеливая реакция Вилдада (долго ли ты будешь говорить так?) вызвана пустотой слов Иова. Пустоту их возмущенный Вилдад видит в отрицании Иовом справедливости Божьего суда. Но мысль о том, что Бог извращает суд, — недопустима, восклицает он. Вседержитель не стал бы наказывать Иова ни за что. И если он теперь страдает, это может означать лишь одно: Иов согрешил. Не беспричинно погибли и дети его. Ясно, что и они грешили перед Богом и были во власти беззакония, в руку которого и предал их Бог.

Вилдад и пришедшие с ним были слепы в отношении всякой другой причины страдания, помимо воздаяния за грех. Поэтому их попытки «утешить» Иова оборачивались жестокостью и бессердечием, и слова их лишь глубоко ранили его, тем более при мысли о детях: ведь их грехи он покрывал, принося жертвы, как это предписывал закон.

Если Иов действительно так чист и прав, как утверждает, продолжал Вилдад, то все, что ему надо, это взыскать Бога и помолиться Ему, и тогда Он тотчас встанет над ним, но уже как страж добрый (сравните 7:20) и станет защищать дом его, в котором обитает правда, от всякого несчастья, благословит его миром (окончание стих 6). Более того: Он так наградит Иова, что все, что тот имел прежде, покажется ничем, по сравнению с тем, что будет ему дано.

Если Елифаз, в подтверждение своих слов, ссылался на собственный жизненный опыт (4:8), то Вилдад обращается к мудрости прежних родов (поколений) и ссылается на наблюдения отцов, чей авторитет, несомненно, выше. Ибо Иов, да и они сами, родившиеся «вчера», ничего не знают — по краткости прожитых ими дней, которые подобны тени (стих 9), а у тех («прежних родов») — мудрость и опыт, накопленные в столетиях. Отцы сказали бы свои слова не попусту, подобно Иову; искренне, от сердца они засвидетельствовали бы ему, что люди страдают только по причине своих согрешений.

Свой принцип «причина-следствие» Вилдад подкрепляет изречениями предков, возникшими из наблюдений тех над природой. Как болотные растения — тростник и камыш — не могут расти без воды, и при отсутствии достаточной влаги преждевременно засыхают (прежде всякой травы), так и человек, забывший Бога, обречен на гибель. Не оправдается надежда того, кто, подобно Иову, лицемерно уповает на свою, якобы, праведность. «Опираться» на такую надежду все равно, что опираться на паутину (дом паука); стихи 11-15.

Представляется, что в стихах 16-19 подразумевается сильное ползучее растение — лиана, которое зеленеет под солнцем и простирается повсюду, вплетаясь корнями своими между камнями. Но как только оно вырвано из земли, то и место его «отказывается» от него, словно его и не было там никогда. Это, по мнению Вилдада, подобно нынешнему «искоренению» и умиранию Иова. Вот радость пути его! с жестокой иронией (в адрес вырванного растения и Иова) восклицает Вилдад: из земли, которая была его землей, глядишь, уже вырастают другие (растения — образ иных людей)! Каково было это слышать Иову, который никогда не забывал Бога!

Но Вилдад все же подает Иову какую-то надежду. Он исходит из необходимости Иову покаяться, обратиться к Богу с молитвой. Фактически, он делает попытку утешить страдальца, суля ему надежду (стих 21).

Нельзя не отметить, что попытки этого оппонента Иова отстоять «справедливость Божьего суда» (в его понимании), лишь усугубляли переживания праведника из-за видевшейся ему Господней несправедливости. Поскольку Вилдад исходил из несомненной для него виновности Иова и бессердечно иронизировал над возможностью его безгрешности (8:6,13-15), то и слова его утешения могли иметь лишь обратное действие.

Понедельник. Беззакония, преданные забвению

Прочитаем текст Писания:

7 Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?

8 Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать?

9 Длиннее земли мера Его и шире моря (Иов.11:7-9).

Это слова уже Софара, который использовал их как часть своей ошибочной аргументации против Иова.

Рассматривая 11 главу, мы видим всю критичность заявлений этого горе утешителя. Многословие не свидетельствует о мудрости, — гневно начинает Софар, но нельзя оставить без ответа все это множество пустых слов, которые произнес Иов, убеждая их в своей невиновности и глумясь над Богом. Софар хотел бы, чтобы Бог заговорил к Иову и дал ему настолько проникнуть в тайны премудрости Своей, чтобы тот убедился: не чист он в очах Божиих (стих 4), но столь грешен, что вдвое большее наказание следовало бы понести ему, однако, милостивый Бог предал забвению… некоторые из беззаконий его (стих 6).

Бог настолько знает лживость человеческого сердца, — продолжает Софар, — что видит и то беззаконие, которое глубоко сокрыто в нем, и не может оставить его без наказания. Разумному человеку следует понять это и подчиниться Богу, подразумевает он. Иова же, за то, что тот мудрствует, Софар называет «пустым человеком». Саркастическую фразу Софара, оканчивающую стих 12, в разных переводах Библии передают по-разному, в частности, и так: стать истинно мудрым у Иова не больше шансов, чем у дикого осленка стать человеком или дикому осленку родиться домашним.

Однако, заканчивая свою речь, Софар, подобно Елифазу и Вилдаду, призывает Иова к покаянию (стихи 13-14). «Справься с сердцем своим», т. е. перестань роптать, убеждает он страдальца, и протяни руки твои к Богу, постарайся удалить порок, который в тебе, и беззаконие, обитающее в шатрах твоих, и тогда лицо твое очистится (ты поднимешь его к небу незапятнанное; стих 15); тогда, и только тогда, Бог даст тебе твердость (чувство уверенности и безопасности) и отведет от тебя страх, и ты забудешь горе свое, и радость, надежда, покой возвратятся к тебе (стихи 16-18), как и почтительное отношение окружающих (стих 19).

Итак, первые речи, произнесенные каждым из трех друзей Иова, едва ли можно назвать утешительными. Все, что они говорили о доброте и милосердии Бога, о Его справедливости и мудрости, соответствовало истине. Но в своих упорных, чуждых сострадания, попытках заставить Иова покаяться в каком-то тайном его грехе они «били мимо цели». Ложность их понимания Божества состояла в том, что никаких иных причин страдания, кроме неукоснительного наказания Творцом человеческого греха, они не видели.

Вторник. Божественная кара

Людям, живущим сегодня, трудно принять мысль о Божественном наказании за определенное поведение в общественной, сексуальной сфере общения. Но, читая Священное Писание, мы видим, что Бог однозначно был против того, что происходило в Содоме и Гоморре. Он также возражал против поступка сынов Вениаминовых в Гиве. И Он допустил страдания израильтян за то, что они позволили ситуации настолько ухудшиться. Да, Бог возлагает ответственность и на отдельные личности, и на группы людей за то, что они позволили произойти тем или иным событиям. Он также наказывает за безнравственное поведение не только отдельных индивидуумов и людские сообщества, но и целые народы.

Петр напоминает нам о потопе, который был послан в день суда на землю, чтобы очистить ее, и об огне, который сберегается до дня окончательной расплаты (см. 2Петр.3). Для тех, кто не хочет жить с ужасными последствиями греха в течение всей вечности, это благая весть. Как чудесно знать, что Бог имеет не только власть, но и желание рассмотреть каждый вопрос, касающийся добра и зла, на суде, где все, что правильно и справедливо, будет оправдано перед всей Вселенной. Тогда все, даже сатана и его приспешники поклонятся и исповедают, что Господь есть Бог и что Его пути праведны (см. Ис.45:23; Рим.14:11). Только когда все наши вопросы будут забыты, только после того, как эта разрушенная планета и все, кто предпочел отвернуться от Бога, будут обращены в пепел, новое небо и новая земля станут нашим вечным домом.

Друзья Иова были правы, говоря, что суд — это Божий план установления вечного мира. При этом они пропустили один очень важный момент — сами они судьями не являлись. Они не знали Иова так, как знал его Бог. Они не понимали сложившихся обстоятельств. Не им дано решать, виновен ли Иов, и не им надо было усугублять его страдания. Иов нуждался в любви и сочувствии. Он нуждался в том, чтобы ему указали на Бога как на любящего Спасителя, Который будет утешать и поддерживать его в страданиях. Иову нужно было услышать слова ободрения, веры и надежды. Ему нужно было услышать о Боге премудром, любящем и исключительно справедливом в решении проблем со страданием и трагедиями, вызванными грехом.

Среда. Если Господь сотворит необычайное

Некоторые люди ставят под сомнение такие факты, как уничтожение Содома и Гоморры, истребление Корея и его сообщников, поразившие египтян язвы или язвы, излитие которых ожидается в последнее время. В этих событиях Бог предстает как активно участвующий в наказании нечестивых. Он обращает Свой гнев на тех, кто умышленно и постоянно противостоял Ему. Чтобы согласовать эту картину с образом любящего Бога, было выдвинуто предложение рассматривать Божий гнев исключительно как объективные, неизбежные последствия греха. Эта идея трактует наказание как прямой результат греха, а Божья роль заключается лишь в том, что Он отнимает Свою защиту от грешника.

Такая модель поднимает ряд вопросов: Кто еще мог установить такой обезличенный универсальный закон наказания, как не Сам Бог? И, что еще важнее, как воспринимать тогда описания деятельного Божьего гнева в Библии, изливаемого на виновных? Согласно концепции великой борьбы, начало греху положила личность — сатана. Конец греху (через прямые наказания, о которых мы читаем в Библии и которые являются прообразом последнего суда, или через окончательное уничтожение греха в конце времени) также будет положен самим Богом. Он также активно участвует в деле спасения. Нам не следует забывать: Божий суд всегда неразрывно связан с Его милостью.

Четверг. Вторая смерть

Между добром и злом, между Богом и сатаной идет война. В Ефес.6:12 нам напоминают об этом, говоря о борьбе «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Иов находится в самом эпицентре этой войны. Книга Иова начинается редким для Библии взглядом «за занавес» (см. Иов.1:6–12), что позволяет нам увидеть кое-что из приемов ведения войны, применяемых Богом, Который хочет привлечь наши сердца и спасти нас; и тактику сатаны, который жаждет нашего уничтожения. Но в конечном итоге не сатана уничтожит Божий народ, а он сам и все его сподвижники будут уничтожены.

Мы читаем текст Писания:

14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.

15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр.20:14-15).

Бог уничтожит сатану и все следы греха. В Откр.21:4 мы читаем о чудесной надежде: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля». В Откр.21:8 говорится, что Бог огнем очистит землю от греха и всех его ловушек. Грех настолько отвратителен Богу и находится в таком противоречии с Его характером, что Иоанн Креститель в своей проповеди провозгласил о том, что Бог «солому сожжет огнем неугасимым» (Матф.3:12). В образе соломы представлены нераскаявшиеся грешники.

В жизни и «хороших» и «плохих» людей случаются беды. То, что мы доверяем Богу и следуем Его водительству, не гарантирует нам защиту от греха и страданий. Эта истина противоречит словам Вилдада о том, что смерть детей Иова была наказанием Божьим за их грехи. Она также противоречит его предположению, что причиной испытаний Иова стали его тайные, неисповеданные грехи. По сути, история Иова — главный пример как раз обратного, потому что Сам Бог говорит сатане: Иов — «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1:8). Далее, читая Библию, мы узнаем, что «праведность наша как запачканная одежда» (Ис.64:6). И хотя Бог отметил праведность Иова, последний все равно нуждался в Спасителе. Он, как и все мы, и надеяться не мог на то, что увидит Бога благодаря своей собственной праведности. Мы никак не можем сами поручиться за себя перед Богом. Господь занят очищением Своих детей и уничтожением всего греховного, что есть в нашей жизни. Бог учит нас оставлять все мирское и неправедное и полностью полагаться на Него. Наиболее эффективный способ — испытания и несчастья. Даже Иисус, в Котором не было греха, пережил множество испытаний и искушений, благодаря чему и назван «совершенным» (см. Евр.2:10).

Описывая отношения Бога и Его народа, Библия иногда использует образы отца и сына. Нас призывают не пренебрегать наказанием Господним, так как оно является признаком Его любви к нам и желания исправить нашу жизнь (Откр.3:19). Теми же категориями оперирует и автор книги Иова, когда передает слова Елифаза, побуждающего Иова: «Наказания Вседержителева не отвергай» (Иов.5:17). Наказание Божье ведет к уничтожению в нас греха. Мы можем либо позволить Ему совершенствовать наш характер, либо разочаруемся и откажемся от Бога. Это, несомненно, было одним из искушений, которые должен был пережить Иов.

Бог обещал, что не позволит нам быть искушаемыми сверх того, что мы в состоянии вынести. Он обещал, что всегда предусмотрит и выход из ситуации (см. 1Кор.10:13). Иисус знает, каково это. Он может помочь нам в наших бедах, потому что прошел через испытание страданиями так же, как и мы, и одержал победу (см. Евр.2:17-18; 4:14–16). Все, с чем мы встречаемся на своем пути, вначале было пройдено Христом. Эту идею мы находим в Иов.1:12, когда Бог ограничивает действия сатаны.

Как утешает мысль о том, что Бог не перестает трудиться для нашего блага! Даже трудности, являющиеся результатом греха, Он обращает для нас в пользу. Важно также понимать, что даже Христу пришлось многому учиться во время Его пребывания на земле. В Евр.5:8 (пер. РБО) сказано: «[Он] через страдания научился послушанию». Если Иисус Христос, Который, подобно нам, был искушен во всем, но, тем не менее, не согрешил, то насколько больше нам, грешным от природы, нужно научиться послушанию (см. Евр.4:15). Прилепляясь к Господу в процессе очищения, мы приносим Ему славу, подобно Христу, когда Он страдал. Бога настолько беспокоит наше спасение, Он так хочет, чтобы мы отражали Его характер в своей жизни, что использует процесс очищения для формирования в нас христоподобного характера.

Заключение

Карающий суд — это суд, когда Бог открыто наказывает за грех во время, Им Самим назначенное. Друзья Иова, особенно Вилдад и Софар, считали, что суд Божий является карающим во всякое время. Одна из важных истин, изложенных в книге Иова, заключается в том, что эта идея абсолютно неверна. Если бы Бог наказывал каждого человека за каждый греховный поступок сразу, как только он его совершил, все мы умерли бы мгновенно. Причина, по которой мы все еще живы, заключается в том, что Бог проявляет к нам милосердие до тех пор, пока не придет назначенное Им время суда. Мы можем полностью оставить Ему всю эту работу, потому что Он есть любовь. По сути, мы должны это сделать.

Пастор Александр Серков