Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 6. Без причины ли проклятие?

28-10-2016, комментариев 8 Просмотров: 548

%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba-6%d0%b8%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%b2-%d1%81%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%ba%d0%b5В эпиграфе к этому уроку стоят два риторических вопроса: «Человек праведнее ли Бога?» и «Муж чище ли Творца своего?» (Иов.4:17). В этой риторике мы видим параллелизм, в котором ради избегания тавтологии, автор применил параллельные синонимы: человек – муж; праведней – чище; Бога – Творца. О сути этого параллелизма мы и поговорим в этом уроке, само название которого тоже имеет риторический вопрос: «Без причины ли проклятие?»

Для того, чтобы этот материал был подспорьем для проводящих урок субботней школы в своей церкви, я тематику поведу по тем же заглавиям, которые предлагает нам составитель пособия, то есть, рассмотрим мы этот урок в пяти аспектах:

Воскресенье. Важные вопросы.

Понедельник. Погибал ли кто невинный?

Вторник. Человек и его Создатель.

Среда. Глупец укореняется.

Четверг. Поспешное осуждение.

Я буду стараться избегать тех слов, которые даны в Пособии, зачем повторять то, что каждый из вас может сам прочитать из Урочника? Я попытаюсь расширить комментарии к исследуемому материалу, и на базе всего этого в субботу, проводя урок, вы можете использовать всю информацию или выборочно, что более приемлемо к членам церкви именно в вашем классе субботней школы.

I Воскресенье. Важные вопросы

В основном книга Иова состоит из диалогов, которые происходили между Иовом и его друзьями. Горе утешители, которые пришли утешать больного, ставили один за другим каверзные вопросы. Иов не знал уже как от них отбиваться, и тоже ставил им риторические вопросы, чтобы они хоть немного призадумались и оторвались от привычных мнений того времени, что якобы болезнь – это возмездие за грех, а очень большая болезнь, примерно такая как у Иова, это уж точно признак очень и очень большого греха или их множество.

Когда мы болеем, мы с нетерпением ждем, чтобы к нам кто-то пришел, не так ли это? Чего же мы действительно хотим от своих близких друзей в такой трудный для нас час? Мы ценим их готовность быть рядом или выслушивать нас по телефону. Но зачастую друзья пытаются оказать первую помощь нашему сердцу, используя бинты и пластыри человеческой философии и мудрости. Мы нередко слышим от кого-то из них: «О, я проходил уже через это». И затем, воспользовавшись возможностью, он начинает рассказывать свои бесконечные истории о пережитом несчастье.

У Иова было несколько таких ложных друзей. Выслушав от Иова его вопли отчаяния, Елифаз ответил первым, попытавшись найти «Божественный смысл» в страданиях своего друга — объяснить ситуацию, в которой тот оказался, с помощью привычных категорий. Но слова Елифаза и остальных друзей Иова только стали «солью» на его физических и эмоциональных ранах. Больше всего несправедливо пострадавший Иов жаждал сочувствия. Он хотел, чтобы кто-то до конца понял и разделил его чувства. Он хотел, чтобы друзья присоединились к его воплю, обращенному к Богу, с просьбой о справедливом суде. Сколько раз он сокрушался, что некому вступиться за него, стать ходатаем, свидетелем, который рассказал бы о его непорочности и защитил бы его перед Богом.

Хотя многие из нас никогда не испытывали полного опустошения, которое довелось пережить Иову, у нас есть Тот, Кого так искал Иов. У нас есть Христос, наш Первосвященник, Который Сам перенес все искушения и всю боль. Иову было бы намного легче, если бы у него были такие друзья, как у Павла, который написал верующим в Коринфе, что они «участвовали в его страданиях». Только настоящий друг способен забыть о себе, чтобы полностью принять чувства другого. Такая сосредоточенность на другом является благословением, потому что люди, участвующие в страдании, также могут участвовать и в утешении.

Кто из нас, сталкиваясь с чужими страданиями, не пытался объяснить то, что не имело никакого смысла, и вселить в человека надежду, не задумываясь, насколько искаженной эта надежда выглядит? Подобные «утешительные надежды», как бы правильно они ни звучали в благополучных обстоятельствах, в некоторых ситуациях они совершенно абсурдны, особенно, в моменты страдания, от кого бы они не исходили, от доброжелательных соседей, друзей и даже от членов нашей семьи. Друзья Иова не являются исключением. Прочитаем текст Писания:

65 Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему.

66 Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую.

67 Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню.

68 Благ и благодетелен Ты, — научи меня уставам Твоим.

69 Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои.

70 Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь.

71 Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим.

72 Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра (Пс.118:65-72).

Мы видим, что страдание, которое попустил псалмопевцу Господь, пошло ему на благо, потому что до этого он заблуждался, а теперь тверже хранит слово Его, чем прежде. Как неизменный лейтмотив звучит в этом Псалме просьба к Богу «научить»: доброму разумению и ведению (знанию), и уставам.

Оказавшись затянутыми в круговорот житейских дел, о чем мы размышляем? Какие вопросы нас больше всего волнуют, материальные или духовные? Не замечали ли вы, что горе, чужое или может наше собственное, пробуждало нас и у нас менялись вопросы, мы стали задавать самим себе более важные и насущные вопросы, вопросы, касающиеся нашей духовности, наших взаимоотношений с Богом? Мы задались вопросами, а где наши дети, насколько они близки к Богу? Вот эти и подобные им вопросы действительно самые важные в нашей жизни. И в молитве мы находим ответ на них, хотя и не всегда, что-то еще остается для нас тайной до определенного времени. Но Бог в любом случае ведет нас к какой-то Ему известной положительной цели.

II Понедельник. Погибал ли кто невинный?

Прочитаем текст Писания:

11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.

12 И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.

13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов.2:11-13).

Друзья Иова пришли и сидели с ним семь дней, что, вероятно, дало начало еврейскому обычаю «сидеть шиву» (от евр. «шэва» — семь), подразумевающему строгий семидневный траур. То есть, три друга предложили страдающему Иову молчаливую поддержку.

Интересно, что им понадобилось договориться о встрече, потому что мы читаем, что пришли они «каждый из своего места», чтобы разобраться со злом, как будто в повседневной жизни они держали его под строгим контролем. Придя к Иову, все трое выразили ему свое дружеское сочувствие: «И, подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой, и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов.2:12). Но в их действиях чувствуется какая-то ритуальность: разодрали верхнюю одежду, бросали пыль, сидели семь дней. Именно серьезность проблем Иова удивила его друзей. Это, возможно, были уникальные семь дней, когда они, общаясь с Иовом, не предпринимали попыток заставить его признаться в совершении страшного тайного греха.

Показательно, что в конце семи дней тишину нарушает Иов, пытаясь преодолеть свою скорбь. Существуют определенные шаги в преодолении людьми скорби. Будучи христианами и зная об этих шагах, мы можем помочь другим (а иногда и самим себе) в трудную минуту. Давайте рассмотрим их:

Первый шаг. Причина нашей боли должна быть принята как реальность. Человек склонен на умственном уровне отрицать то, что ему не нравится, в надежде, что неприятность исчезнет сама собой. Если вы хотите справиться со своими страданиями и болью, первый шаг — принять реальность происходящего.

Второй шаг в преодолении скорби — готовность испытывать боль и потерю. Никому не нравится страдать. Человек инстинктивно старается избежать боли. Однако если мы желаем пережить внутреннее исцеление, нам следует быть готовыми пройти через «долину смертной тени» (Пс.22:4). С болью нужно столкнуться и ее нужно пережить. Желая преодолеть свою боль, мы должны вновь приспособиться к жизни. Если умер наш супруг (супруга) или ребенок, мы можем захотеть вернуться в знакомые места, которые посещали вместе. Тактика избегать всего, что может напомнить о близком человеке, не будет способствовать выздоровлению. Прогулка по берегу моря, где вы гуляли вместе с ним, вызовет болезненные ощущения, но станет началом нового опыта. Иногда мы проводим слишком много времени в воспоминаниях о тех. кого потеряли, наполняя нашу жизнь ими до такой степени, что не остается места для новой жизни. Но это другая крайность. Воспоминания важны, но жизнь продолжается. Наша жизнь не должна превратиться в пыльный музей фотографий умерших.

Последний шаг: попрощаться с тем, кого вы любили или что было вам дорого. Это может быть покойный супруг или еще не родившийся ребенок, потерянная работа или же умерший домашний питомец. Боль утраты возникает в любом случае. В определенный момент мы должны осознанно сказать: «Прощай!»

Единственная оставшаяся у Иова ценность — его характер занимает теперь первое место, все остальное больше не имеет значения. В Иов.4:17 Елифаз, указывая пальцем на Иова, спрашивает: «Человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?». Всем своим видом излучая недоверие, он задается вопросом, действительно ли Иов считает себя более великим, нежели Бог, заявляя о своей незапятнанной верности и отвержении греха. В словах Елифаза звучит подозрение в том, что тайные действия Иова привели к обрушившейся на него боли. И праведник Иов терзается от этих высокомерных обвинений.

Характер Иова подвергается жесточайшему испытанию. «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» (Пс.32:18-19). История, происшедшая с Иовом, является этому доказательством. Чтобы выжить во время голода, требуется совсем немного пищи, только для продолжения работы организма, но при условии, что воды будет достаточно. Чтобы спасти наши души от смерти, придется многим пожертвовать. Бог не ставит перед Собой задачу избавить нас от боли. Его цели масштабнее. В случае с Иовом Бог стремился спасти его душу от вечной смерти, сохранив жизнь, но позволив сатане всячески вредить ему. В конце концов, сатана потерпел поражение, а Иов был спасен для вечной жизни, хотя и заплатил за это великую цену — лишился (хотя бы и на время) земного благополучия и семьи.

III Вторник. Человек и его Создатель

Читая 4 главу Иова, в частности речь Елифаза, мы можем заметить несколько интересных моментов, в которых этот друг выявляет свое представление о Боге. Вообще, кто такой Елифаз? Он назван Елифаз Феманитянин, это тот, кто первый отозвался на плач Иова. О Фенаме мы читаем в Быт.36:10-11:

10 Вот имена сынов Исава: Елифаз, сын Ады, жены Исавовой, и Рагуил, сын Васемафы, жены Исавовой.

11 У Елифаза были сыновья: Феман, Омар, Цефо, Гафам и Кеназ.

В книге Иова Елифаз Фенамитянин или потомок Фенама, а в родословной линии книги Бытие Елифаз является отцом Фенама. Это значит, что имя Елифаз повторяется. Елифаз был отцом Фенама и один из потомков Фенама тоже был назван Елифазом. Это все потомки Исава. И это свидетельствует о том, что события, связанные с Иовом, не происходили еще до жизни Авраама, как некоторые предполагают.

Фактически, начиная с 12 стиха, 4 главы, Елифаз рассказывает о своем видении. Что это было, видение или просто сон, но Елифаз, желая придать авторитетность своим богословским представлениям, рассказывает это как ночное видение, которое было ему послано. Внезапно, среди сумятицы мыслей, какая бывает, когда человек вдруг пробудится от тревожного сна (здесь передано как среди размышлений о ночных видениях) Елифаз будто бы услышал слово, произнесенное шепотом (по-русски передано как нечто; стих 16), от чего объял его ужас, и он содрогнулся до костей. Дух прошел над ним, продолжал Елифаз, и волосы у него стали… дыбом от страха. Затем дух остановился, но облик его был трудно различим (стих 16), однако, Елифаз ощутил тихое веяние и услышал голос…

Если ночное видение действительно посетило Елифаза, то в поставленном ему вопросе: человек праведнее ли Бога? — уже содержится негативный ответ, подтверждаемый в стихе 18. Многообразно описывает Елифаз обреченность человека смерти (как следствие его греховности): тело его сотворено из праха земного, и жизнь его скоротечна, словно жизнь моли (стих 19), так что он умирает, не достигши мудрости (т. е. не научившись бояться Бога; сравните 28:28).

Это еще раз подтверждает мысль о том, что рассказ Елифаза о его ночном видении призван был подтвердить его теорию страдания как воздаяния за грех. И хотя в общих чертах мысли правильные, но в данном случае они были не кстати и не несли утешительное благословение, которое ожидал Иов.

IV Среда. Глупец укореняется.

Читая 5 главу, мы видим, как Елифаз продолжает излагать свои доводы, укореняясь в них в своем собственном сознании. Он начинает с других сторон подходить к мыслям, высказанным ранее, о которых мы читаем в 4 главе. Он прямо заявляет, что Иов поступал как глупец (5:1-5). Он призывает Иова обратиться к Богу (5:8), покаяться и снова добиваться Божественного расположения (5:11-18). Проблема заключается вот чем: хотя существует связь между послушанием и благословением, между непослушанием и проклятием (как об этом говорит Библия), в большинстве случаев ситуация является сложной и не поддается осмыслению человеческим умом. Сетования Иова (глава 3) Елифаз расценивает как гневливость и раздражительность… глупца.

И вот, начиная с 3 стиха, Елифаз, снова ссылаясь на свой жизненный опыт, говорит о том, как гибнут глупцы: конечную судьбу их («проклятие дома их») можно предсказать заранее, когда они только «укореняются», т. е. в начальной стадии их процветания.

Прозрачно и, значит, безжалостно намекая на бедствия, постигшие Иова, Елифаз говорит о гибели детей «глупца» (стих 4), его урожая (который расхищен будет и через терновую ограду, стих 5), о разграблении всего его имущества (стих 5). Из сказанного Елифаз делает вывод, что не из земли вырастает беда, которая приходит к человеку, но в нем самом обитает она, ибо такова его природа. Человек рождается на страдание. Ибо он совершает преступления, за которые следует возмездие, и это так же закономерно, как то, что искры устремляются вверх.

Но если человек (а, значит, и Иов) грешен от природы, то почему бы ему не признаться в этом и не обратиться к Богу, Который благостен и всемогущ (стихи 9-10) и сострадает униженным (стих 11), гордых же, которые противятся Ему, напротив, наказывает (стихи 12-14). В стихе 15 подразумевается, что Бог спасает бедного от клеветы (от меча, исходящего из уст) и от руки сильного. Хотя в принципе совет Елифаза, обращенный к Иову, нельзя назвать неверным, он, исходя из того, что бедствия постигли Иова как кара за грехи его, ошибался.

Начиная с 17 стиха Елифаз снова выражает главную свою мысль: через наказание Бог… вразумляет человека, и поэтому наказанию надо радоваться, а не отвергать его. Целью же вразумления как раз и является привести человека к осознанию его греха, к смирению перед Богом. После чего последуют «возвышение и спасение» смирившегося. Елифаз подробно перечисляет и описывает благодеяния Божии: нанося раны. Он… Сам и обвязывает их, поражает, но и врачует.

Если Иов примет совет Елифаза, то сколько бы бед ни постигло его («шесть и семь»), Бог спасет его от них. В стихе 19 за числом «шесть» следует другое — то, что на порядок выше его, — это характерный для Библии литературный прием, выражающий идею полноты:

19 В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло (Иов.5:19).

Нечто подобное мы читаем и в Притчах:

15 У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: «довольно!» (Прит.30:15).

18 Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю (Прит.30:18).

21 От трех трясется земля, четырех она не может носить (Прит.30:21).

29 Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают (Прит.30:29).

Вот и Елифаз из возможных бед упоминает смерть от голода, гибель на войне, страдания от клеветы и опустошения (связанного, возможно, с вражеским нашествием; стих 21). Дикие звери не будут опасны смиренному (а, значит, и Иову, если он смирится), и даже камни будут в союзе с ним (т. е. не повредят урожаю его полей); стихи 22-23. Дом твой будет в безопасности, говорит Елифаз, и, осматривая его, ты не найдешь недостатки в нем (именно так следует читать окончание стиха 24). У тебя будет многочисленное потомство, и ты умрешь, достигнув зрелости (сравните 42:17). Во всем этом и состоит мудрость, которой они владеют, и Иову необходимо задуматься над этим; таков итог сказанному им, который Елифаз подводит в стихе 27.

Рассматривая «утешения», которыми Елифаз пытался утешить бедного страдальца, пусть нашей задачей будет не прибегать к такому методу в наших утешениях наших друзей. Наша задача — укрепить надломленную трость, а не ломать ее окончательно (см. Ис.42:3). Эта та задача, с которой Елифаз явно не справился.

V Четверг. Поспешное осуждение.

Бывают такие люди, которые «рубят с плеча», осуждая ближнего. Они заявляют: «А что, я не прав?» Да, порой наши слова действительно взяты из Библии, мы говорим истину, но не кстати, не вовремя и неуместно. Когда человек голоден, ему нужен хлеб, а не вода. А когда он жаждет, ему не надо давать кусок хлеба, ему нужна именно вода. И вода, и хлеб – нужные продукты, но они дороги вовремя и кстати. Но вопрос о хлебе и воде – всего лишь пример. А как дело обстоит в вопросе утешения? Когда человек нуждается в утешении, кстати будут ему моральные наставления и назидания, как ему следовало, а как не следовало вести себя, чтобы это с ним не приключилось? Даже если бы Елифаз оказался прав, утверждая, что Иов сам навлек на себя эти бедствия, его слова были неосмотрительны и несвоевременны.

Испытание характера лишило Иова земных почестей, благосостояния и силы. Он был унижен, чтобы Бог смог его возвысить. В 1Кор.3:19 говорится: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: „уловляет мудрых в лукавстве их“». Унизив Иова, превратив человека практически в ничто, сатана поставил его на колени, и только крепкая вера в Господа помогла Иову обрести мудрость Божью.

Неважно, проклятье ли сатаны лишило Иова семьи и благополучия или это Бог воспитывал его, устраняя какие-то преграды на его жизненном пути, друзья Иова были совершенно неправы. Я полагаю, они повели себя пренебрежительно и не стали смиренно искать Божьего руководства. Их отношение к Иову выразилось в том, что они считали наилучшим выходом для него жесткую любовь. Они забыли о том, к чему действительно призывает Бог, как записано в Ос.6:6: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений».

Друзья Иова ошибочно осудили его. В Евангелии от Матфея Иисус говорит: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7:5). Если бы друзья Иова пытались с любовью вытащить сучок, который заметили в глазу друга, их отношение к Иову, их обращение с ним выглядело бы совсем иначе. В Рим.2:1 Павел пишет: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же». Ханжеские обвинения, предъявляемые друзьями Иову, изобличали те же самые грехи, что тайно могли гнездиться в них самих.

Прежде чем судить других, мы должны бодрствовать и молиться, чтобы благодатью Христа начать войну с силами зла в своем собственном сердце. Мы должны пребывать в тени Голгофского креста, смиряя свои сердца, исповедуя грехи и умоляя Господа простить изъяны нашего характера и укрепить нас в любви к братьям и сестрам. Пренебрегая исследованием своего сердца в свете Божественной истины, мы будем ослеплены любовью к себе, и наше мнение о самих себе намного превзойдет мнение Бога о нас. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер.17:9). Совершенно ясно, почему Иисус сказал: «Не судите». Для человека свойственно превозносить свою добродетель, избегать искреннего исследования своего сердца и уничижить других.

Если бы мы видели мир в истинном свете, мы осознали бы, что каждое мгновение своей жизни нуждаемся в милосердии Христа и должны оказывать такую же милость своим братьям и сестрам по вере. Иисус не давал человеку власти судить и осуждать других, потому что слишком хорошо знал человеческую природу. Он знал, что люди склонны выносить ошибочные суждения, и тех, кто нуждается в сострадании и доверии, вырвут с корнем, как сорняки. И пройдут мимо тех, с кем необходимо разобраться более решительным образом.

Библейские персонажи из истории об Иове, его друзья, помогают нам увидеть себя с позиции, которую мы часто не берем во внимание, или, скорее, существования которой предпочитаем не замечать, сосредоточив все свое внимание на Иове. Сначала друзья Иова кажутся нам просто идеальными. Они торопятся к нему, чтобы вместе с ним погоревать и помочь осмыслить произошедшую трагедию (см. Иов. 2:11–13). И пусть они просто сидят с ним всю неделю, не говоря ни слова, они находятся рядом тогда, когда Иов больше всего в них нуждается. А молчания порой достаточно, чтобы знать, что окружающие разделяют с тобой твое бремя. Но роль друзей Иова на этом не заканчивается, нет, они начинают говорить, и перед нами предстает универсальный пример людей, исполненных духа критики.

Подобно Елифазу, по словам которого Иов, должно быть, совершил что-то плохое, что и привело к потере всего, что он любил (см. Иов.4:7), мы также высказываем свое мнение, скорее причиняя окружающим боль, нежели даруя им утешение. Вместо того чтобы поддержать своих друзей, когда они нуждаются в этом больше всего, мы разбиваем их сердце, объясняя страдания с помощью единственного доступного нам понятия — греха. У нас даже нет этого права — судить их, и все же именно этим мы и занимаемся. Мы гораздо больше похожи на критикана Елифаза, чем готовы это признать. Но благая весть заключается в том, что с Божьей помощью мы можем бороться с этой уродливой похожестью.

Признайте, что эта проблема существует. Нельзя просить Бога исправить в нас то, существование чего мы сами еще до конца не осознали. Как и Давид, который продолжал просить Бога простить его ошибки снова и снова, мы тоже должны оставить свою гордость и признать тот факт, что мы склонны к критике и нуждаемся в исправлении.

Молитесь о том, чтобы меньше критиковать. Об этом следует молиться каждый день. Невозможно за один день исправить свою склонность к осуждению. Мы должны ежедневно просить Бога помочь нам стремиться к тому, чтобы утешать, а не критиковать. Чувствуя, что слова критики вот-вот сорвутся с языка, просите Бога изменить эти слова, прежде чем они прозвучат. Пусть Бог будет Судьей, тогда мы сможем быть просто друзьями.

Стремитесь лучше узнать Бога. Причина наших осуждающих мыслей — греховный мир. Проводя время с Богом каждый день, мы начнем все больше походить на Друга и Утешителя, каким Он был для всех, с кем встречался. Если мы говорим с Ним, слушаем, что Он отвечает нам через Свое Слово и впитываем Его мудрость, приобщаясь к Его Личности, тогда, может быть, мы сможем найти способ превратить свои осуждающие мысли в слова утешения.

Заключение

Изучая урок этой недели, мы узнали, что и во времена Иова, и во дни Иисуса даже религиозные люди верили, что страдающие в физическом и материальном плане терпели эти несчастья по причине совершенных ранее грехов. Удивительно, но наше отношение к этому вопросу сегодня порой мало чем отличается. Фактически и мы порой делаем вид, что способны наставить кого-либо на истинный путь, уверяя, что они обретут здоровье, богатство и мудрость, если до конца «почистят» свою душу глубочайшим исповеданием своих грехов. Конечно, все на своем месте, и исповедание греха, и внутренний мир, но не следует ставить все это во главу угла наших проблем, в которые мы попали. Пусть Господь благословит нас, чтобы нам не повторять ошибки друзей Иова.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


Комментарии (8):

  • Александр Петров

    |

    Многим христианам следует поучиться молчать 7 дней у друзей Иова.А то большинство из них проявляют свое сочувствие в виде бесполезных советов или откровенных глупостей.Однажды стоило подхватить сезонную грипозную инфекцию как сразу же услышал от одного заокского магистра:»Ты наверное любишь,мясо,молоко и сметану?».В другой раз подхватил сальмонелез(это была вина работников кафе,на них потом уголовное дело завели) как услышал снисходительное наставление,что на самом деле мне «просто нужны прогулки на свежем воздухе «и что я сам довел себя неправильным образом жизни,хотя данное заболевание на самом деле требует госпитализации…В другой раз как только заговоришь в церкви простуженным голосом каждый начинает советовать чем лечиться.Последнее характерно как для верующих так и для неверующих.Действительно -иногда нужно говорить ,но вовремя.


  • петров а.

    |

    Александр Федорович,что это за дух из 5й главы?
    Друзья Иова были из разных народов ,что полезного можно извлечь из этого факта для духовного наставления?
    Что можно сказать утешительного православному в день скорби по умершему который верит в бессмертие души или дажескорбящему атеисту?


  • Людмила

    |

    Спасибо за такой содержательный и поучительный материал! Слава ГОСПОДУ! Нам есть с Кого брать пример.Главное не потерять ЕГО из вида!


  • Александр Серков

    |

    Александр Федорович,что это за дух из 5й главы?

    Поставьте, пожалуйста, конкретней вопрос и с цитатой: о каком Вы духе и из какой 5 главы?

    Друзья Иова были из разных народов ,что полезного можно извлечь из этого факта для духовного наставления?

    Почему из разных народов? Может просто из разных поместий? Польза здесь такая: утешить друга, попавшего в беду, можем и мы, о чем по телефону можем сговориться, встретиться и поехать утешать.

    Что можно сказать утешительного православному в день скорби по умершему который верит в бессмертие души или дажескорбящему атеисту?

    Православного можно утешить примерно так, как если бы мы утешали человека, у которого самый близкий друг или супруг впал в кому на пожизненно. Можем его утешить, что лет через тридцать может он из комы выйдет. А атеиста можно утешить так: Друг твой жил, друг твой жив и друг твой во веки будет жить в твоем сознании. Вечная ему память.


  • Петров А.

    |

    Дух из 4й гдавы Иова,15,16,17 стихи.Странно что у Елифаза волосы от ужаса на голове зашевелились.


  • Александр Серков

    |

    Дух из 4й гдавы Иова,15,16,17 стихи.Странно что у Елифаза волосы от ужаса на голове зашевелились.

    Из 4 главы – это другое дело. В 4 главе мысли о духе есть, но не в 5 главе. Давайте проанализируем все, что приснилось Елифазу, а может не приснилось, может это было видение, а может еще что-то:

    12 И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него.
    13 Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей,
    14 объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои.
    15 И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне.
    16 Он стал, — но я не распознал вида его, — только облик был пред глазами моими; тихое веяние, — и я слышу голос:
    17 человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?
    18 Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки:
    19 тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли.

    По словам Елифаза, это было не видение и не сон, а размышление о ночных видениях, когда сон находит на людей. То есть, он лег спать и, прежде, чем уснуть, он размышлял, и все это произошло. Естественно, произошло что-то сверхъестественное. Какой-то дух прошел над ним. Что это за дух? Это видение от Бога или не от Него? Уже переводчики слово «дух» поставили с маленькой буквы. В современном переводе вместо слова «дух» стоит «привидение»: «Перед лицом моим шло привиденье — и встали дыбом волосы мои. Кулаков переводит: «В лицо мне ветер дохнул*, и волосы мои стали дыбом». Но в сноске после звездочки стоит объяснение: «Друг. возм. пер.: перед лицом моим пронесся дух». И тоже «дух» с маленькой буквы. Но чтобы нам до конца убедиться, что это не Дух Святой, и какой-то дух не Божественный, вникнем в слова, которые этот дух излагает. Читаем 18 стих: «Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки». Кто мог такое сказать о Боге? Мы можем теперь прийти к выводу, что это был спиритический сеанс или другими словами, Елифаз имел некий мистический опыт. Это только дьявол мог заявить, что Бог не доверяет никому, даже Своим ближайшим слугам, но выискивает в них недостатки. Это мог произнести только тот, кто однажды был слугой Бога, могущественным ангелом, но который потерял доверие Творца. Да, вот этим падшим ангелам Бог действительно не доверяет. Мы видим, что дьявол использует все возможные методы, чтобы сломить Иова. Теперь он пытается через Елифаза убедить Иова в том, что тот вовсе не является непорочным в глазах Бога, если Он даже в ангелах находит недостатки.


  • Петров А.

    |

    Я тоже подумал ,что этот дух не святой.Но тут есть такой момент,в синодальном переводе этот дух говорит с с 16 стиха и неизвестно где его речь заканчивается поскольку кавычки не открыты и речь идет без кавычек дальше за 5 главу.Посмотрел в совр. переводе(не Кулакова) речь духа взята в кавычки(то есть является цитатой) и заканчивается на 21м стихе 4й главы где кавычки закрыты.Собственно этот дух говорит не в пользу Иова.Интересно Елифаз сам вступил в контакт с духом или дух пришел извне по своей воле чтобы через Елифаза сбить с пути Иова?Мы всегда учим,что без воли человека дух к нему доступа не имеет,но с другой стороны Елифаз не был таким как Иов….


  • Александр Серков

    |

    Посмотрел в совр. переводе(не Кулакова) речь духа взята в кавычки(то есть является цитатой) и заканчивается на 21м стихе 4й главы где кавычки закрыты.

    У Кулакова тоже кавычки открываются в 17 стихе, и закрываются они в 21 стихе, то есть, прямая речь до конца 4 главы.

    Интересно Елифаз сам вступил в контакт с духом или дух пришел извне по своей воле чтобы через Елифаза сбить с пути Иова?

    Мы не читаем, чтобы Елифаз сам вступал в контакт с духом. Дух вдруг пронесся без его ведома перед ним.

    Мы всегда учим,что без воли человека дух к нему доступа не имеет,но с другой стороны Елифаз не был таким как Иов….

    Санкцию дьявол получил, и не только на Иова, но и на других на его усмотрение: на бандитов, которые увели стада, на жену Иова и, естественно, на пришедших друзей Иова. ]:->


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.