Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 4. Бог и страдания людей

15-10-2016, Комментариев нет Просмотров: 424

%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba-4%d0%b8%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%b2-%d1%81%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%ba%d0%b5Современный мир не знает покоя. Люди всюду ищут решение своих проблем: личных, общественных, государственных и международных. А корнем всего этого является стремление познать действительное значение жизни и судьбу, к которой она приводит.

Откуда ведет свое происхождение Вселенная и как началась жизнь? Кто устроил Землю такой, какой мы видим ее сегодня, населил ее народами разных рас, людьми с различными склонностями и талантами, с противоречивыми интересами и целями? Почему люди постоянно находятся в состоянии войны? Разве нет никакой возможности для мира? Почему у человеческой природы такой большой разрыв между лелеянными идеями и действиями; между надеждой на что-то лучшее и порочной склонностью сделать нечто худшее?

Без помощи некоей силы извне человек никогда не был бы в состоянии найти удовлетворительные ответы на эти вопросы. Но надежда есть, так как в каждом сердце вселено желание поклоняться какой-то более возвышенной силе, есть жажда познания Бога. Поэтому и ответы можно узнать только у Него.

Давайте рассмотрим этот урок в четырех аспектах.

I Бог, Которому мы поклоняемся

Однажды маленький мальчик с тревогой наблюдал, как кошка играла с мышкой, наконец убила ее и затем съела. Наученный своими родителями о том, что все создал Бог, после этого случая мальчик собрался побольше расспросить о жизни. И в подходящий момент он спросил отца:

-Пап, все создал Бог?

-Да, сынишка, все сотворил Бог!

-Он сотворил и птиц, и пчел?

-Конечно, сынок.

-И маленькую мышку Он сотворил?

-Безусловно, мой мальчик.

После довольно продолжительного молчания мальчик воскликнул, удивленно подняв брови: «Хорошо, а зачем же тогда Бог создал кошку?»

Многие люди считают невозможным верить в Бога даже из-за проблем, подобных кошке и мышке, не говоря уже о человеке и современной войне.

Другие же люди считают совершенно нормальным иметь простую глубокую веру в Бога, несмотря на весьма длинный и неприятный перечень раздоров, столкновений и явных противоречий. Полезно вспомнить, что все мыслящие люди немного сомневались в существовании Бога или в Его отсутствии. Мы можем предположить, что не было такого атеиста, который частенько не сомневался бы в собственном неверии. Пусть не думают верующие, что неверующий не борется со своим неверием. Янг писал: «Ночью безбожник наполовину верит в Бога».

Но вопрос, который у нас возникает со всей серьезностью, таков: какому Богу может поклоняться умный современный человек? Человек создан с глубоко укорененным инстинктом поклоняться какой-то разумной силе, превосходящей его самого и всех людей. Кому же он будет поклоняться? В трудах ученого Пьера Леконте Дью Нуи находится следующее: «Человек признал бы самую суровую дисциплину, если бы он был убежден, что между наукой и религией нет противоречия, и, если бы его мысли и разум не вступали в противоречие с чувствами и интуицией» («Тайм», 24 февраля 1947 г.). Это показывает, что разумный человек стремится к Богу или к чему-то определенному, во что можно верить и что можно осуществить. Мы не можем вполне разделить уверенность нашего французского друга в том, что человек повиновался бы Богу, если бы не было противоречия между верой в Него и некоторыми научными доктринами. Мы знаем, что всегда были миллионы верующих, но не исполняющих воли Божьей. «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Они не соглашаются с дисциплиной поведения. Нельзя отвергать ту простую истину, что большая часть современного христианского мира ищет религиозного опыта в экстазе и чувствах, которые оторваны от требований дисциплины и подчинения законам Бога. Как говорит ученый Дью Нуи, сегодня разумный человек требует опыта с доказательством. Поистине, и мы так полагаем. Тем не менее необходимо, чтобы вера была вдвойне уверенной, потому что сейчас много так называемых вер, не имеющих обоснования, что вызывает повсюду много смущения. Для тех, кто искренне ищет истину, написаны следующие слова: «Чтобы научить тебя точным словам истины» (Притч. 22:21).

Говоря о Боге, я приведу несколько текстов Писания, и мы увидим, какому Богу мы поклоняемся.

Он Бог Всемогущий:

«Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога» (Пс. 61:12).

Бог Премудрости. О Соломоне сказано: «Он был мудрее всех людей» (ЗЦар. 4:31). Он изучал жизнь растений, птиц, рыб, насекомых, —всего, что он видел и о чем думал. Когда царица Савская пришла к нему, она воскликнула: «Мне и в половину не сказано» (3Цар. 10:7). Соломон написал 3000 притч, мудрых выразительных поговорок. Если кто-либо считает, что пословицы легко писать, пусть попробует написать хотя бы одну, которую люди цитировали бы в течение предстоящих 3000 лет. А потом пусть напишет остальные 2999…

Откуда приходит мудрость? «Бог дал Соломону мудрость» (ЗЦар. 4:29). Премудрость Божья видна повсюду в самых простейших вещах. Тыквы не растут на деревьях. Слоны не имеют крыльев, и вы не услышите шума воздуха, рассекаемого крыльями слонов, садящихся на крышу вашего дома. Юккский мотылек откладывает свои яйца в кожуру семян растений юкки. Оплодотворение растения пыльцой совершается действиями мотылька. Когда личинка выводится из яйца, она питается семенем растения. Таким образом, продолжение существования каждого типа зависит от другого. Мотылек умирает еще до того, как его личинка выведется из яйца, поэтому он никогда не в состоянии познать свой же опыт. Откуда же тогда у него мудрость? Бог спросил Иова: «Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень?» (Иов. 39:26.)

Человек ограничен. Мудрость же безгранична. Поклоняющийся Богу неизбежно будет поклоняться Богу премудрости —премудрости, видимой повсюду.

Бог Прекрасного. Старый шотландский пастух пас свое стадо на весеннем пастбище. Случайно он встретил человека, рассматривающего через увеличительное стекло полевые цветы. Новый друг старика сорвал крошечный цветочек, поднес его под стекло и пригласил пастуха посмотреть. Тот взглянул и долго не мог оторваться от увеличительного стекла. Вдруг губы его затряслись, по его обветренной щеке скатилась украдкой слеза.

— Что вас так взволновало? —спросил друг.

— Когда я рассматривал великолепную красоту этого маленького цветочка, —задумчиво отвечал старик, —я подумал, сколько тысяч их я растоптал своими тяжелыми пастушьими сапогами и никогда не уделял им никакого внимания.

Много раз мы оказываемся в положении того фермера из Новой Англии, который взял в свою машину юношу, просившего подвезти его попутно… Когда они ехали, молодой человек показал ему несколько красивых снимков, сделанных в этой же местности. Один из них особенно понравился фермеру.

— Где вы сделали этот снимок? — поинтересовался он.

— Не помню, потому что эти места мне совсем незнакомы, —отвечал юноша.

Когда они подъехали к дому фермера, молодой человек внезапно улыбнулся и сказал:

— Так вот же они. На снимке были как раз те самые ворота фермера.

— Подумать только, ведь я никогда раньше не замечал действительной красоты этого места, — проникновенно заметил фермер.

Человек призван высоко ценить красоту и поклоняться Богу прекрасного. Воистину, «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

Бог Закона. На карнизе окна 20-го этажа высотной гостиницы стояла женщина. Пока уличные зеваки в оцепенении смотрели на нее, она камнем бросилась вниз, чтобы умереть.

Почему тело падает вниз? Почему не вверх? Или почему оно не могло бы спускаться более медленно? Ответ в том, что есть сила, которая притягивает массу тела вниз. И это является законом, который управляет скоростью падающего тела. Этот же самый закон управляет всей Вселенной, начиная от падающего тела и до планет и планетных систем; от солнца и солнечных систем до еще и еще более огромных изолированных солнечных систем и их спутников.

«Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силы у Него ничто не выбывает» (Ис. 40:26).

Бог Любви. Если разумный современный человек будет поклоняться Богу, он почувствует Его как Бога силы, мудрости, красоты и Бога закона. Дела, которые он видит и знает, приведут его к этому сознанию. И все же этих четырех свойств—всемогущества, премудрости, красоты и закона — недостаточно. Сильный человеческий правитель может иметь в руках безграничную власть, обладать проницательным умом, восхищаться красотой и искусством и держать строжайшую дисциплину закона, и все-таки не сможет привлечь к себе любовь и добровольное послушание своего народа. Если же в дополнение к этим четырем рассмотренным качествам в его сердце живет великая, постоянная святая любовь к своим подданным, тогда царство его может быть счастливым при условии, что Его последователи искренни.

Несмотря на проклятие греха, лежащего на нашей земле, в этом мире также имеется и любовь. Приведу пример: Вот в конце улицы загорелся дом. Быстро собралась толпа. Слышится рев сирены, и вскоре пожарные машины устремляют мощные струи воды на горящий дом. Вдруг подбегает женщина, вся в слезах, пробивает себе дорогу через толпу. «Пропустите меня, —кричит она, —в доме мой ребенок!» Вырвавшись из рук пожарных, она бросается к двери, в дым и жар, копоть и пламень. Выхватив из колыбели своего ребенка, она с трудом выносит его в безопасное место. Какой ценой? Ценой ожогов и рубцов, навсегда лишивших ее физической красоты.

На земле есть много ненависти, но также есть и много любви. Любовь родителей и детей. Любовь братьев и сестер. Всевозможные виды родственной и расовой любви. Любовь к отечеству, любовь к Родине, любовь из добрых побуждений и любовь Божья.

«Любовь от Бога» ( 1Ин. 4:7).

«Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8).

II Дилемма

Нападки сатаны на Иова в действительности были атакой на характер Бога. Этот конфликт лежит в самой основе великой борьбы. Решение конфликта, связанного с Божьим характером, должно включать познание Бога. При этом необходимо учитывать то, что Сам Бог открыл о Себе, а не то, каким Его представил сатана.

Обычно наше представление о Боге формируется на основе понимания общего (природного) и специального откровений. Обе формы откровения представлены в книге Иова. У каждого человека есть возможность узнать о Боге через природу (Рим.1:18-20). Знание о Боге, а также признание Его существования вовсе не означают, что мы знаем Его лично. Но природа указывает нам на Него как на Творца. Павел в Послании римлянам рассуждает об основных моральных принципах, которые Бог вложил в сердце человека и которые прослеживаются в природном порядке (Рим.2:14-15). Однако греховный мир и греховная природа человека затмили общее знание о Боге и основных моральных принципах. Поэтому возникла нужда в специальном откровении. Бог открыл Себя в Своем Слове. Самое полное откровение Бога даровано во Христе — воплощенном «Логосе» (Слове) Бога. Оба этих откровения, общее и специальное представлены в книге Иова. Хотя общее откровение указывает на Бога (см. Иов 12:7-10), оно не в состоянии удовлетворительно ответить на вопросы Иова. Только Божье специальное откровение в конце книги — прямое обращение Бога к Иову — дает истинные ответы (см. Иов 38-41).

Да, самым больным человеком из всех когда-либо живших на земле был человек по имени Иов. Он был болен от подошвы ног до темени головы. Он был болен снаружи и внутри, болен физически и духовно. Во время болезни Иова навестили четыре земных друга: Елифаз, Вилдад, Софар и Елиуй. Эти известные граждане своего времени вступили в долгий и временами резкий спор о значении болезни и о том, как Бог обходится с человеком.

Иов утверждал, что поскольку он был праведным и послушным человеком, Бог поступил с ним несправедливо, послав ужасные страдания, болезнь и грозящую ему смерть. Более того, он утверждал, что Бог больше не слышит его молитвы, и просил о возможности поговорить с Богом. Он сказал:

«Я изложил бы пред Ним дело мое, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне» (Иов. 23:4-5).

Иов был так разочарован, что был готов даже спорить с Богом, и был твердо убежден, что перед массой его оправданий Бог стоял бы безмолвным. Как же легко стать мудрее Бога, в Которого он верил!

Елифаз Феманитянин взялся за дело примерно следующим образом: «Иов, ты был известен горячим увещеванием по отношению к другим во время их болезни, а теперь, когда дело дошло до тебя и ты изнемог, ты не пользуешься своими же собственными лекарствами. Бог наказывает тебя за какие-то согрешения. Наказания Его не отвергай. А также помни, мы мудрее тебя в этом деле, потому что уж волосы наши седые. Тебе еще многому надо учиться» (Иов. 4:3-5, 7-9; 5:17;15:10).

Вилдад Савхеянин начал с такого положительного подхода: «Иов, если бы ты творил только правду, ты бы преуспевал» (Иов. 8:6). Подразумевалось, конечно, что у Иова были тайные поступки, о которых никто из окружающих ничего не знал. Язвы по всему его телу, от головы до ног, давали повод для серьезных подозрений.

Софар Наамитянин направил расследование по более глубокому руслу: «В действительности ты заслуживаешь большего наказания, чем ты получил. Грехи, которые ты, очевидно, совершил, должны были бы навлечь на тебя больший гнев». «Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» (Иов. 11:6).

Бедный Иов! Он защищался, раздраженный их насмешками, и бросал им в ответ: «Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость… Не ниже я вас» (Иов. 12:2-3).

Молодому Елиую Вузитянину оставалось закончить спор вспышкой гнева — как против Иова, так и против трех друзей. Против Иова за то, что тот искал оправдания себе, но не Богу, и против трех старцев за то, что они не могли мудро ответить Иову. Можно сказать, что длинная речь Елиуя, которая остановила старцев, заключала в себе одну важную мудрость. Среди прочего он сказал: «Он будет смотреть на людей и говорить: «грешил я и превращал правду, и не воздано мне. Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» (Иов. 33:27, 28). Также он добавляет: «Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии» (Иов. 36:11).

В чем неудача всех этих людей?

В словах, сказанных четырьмя друзьями, была как правда, так и неправда. Друзья Иова ошибались, когда настаивали на том, что его болезнь послана ему как наказание за его личное беззаконие и что благополучие является признаком праведности. Болезнь может быть результатом чьего-либо собственного греха или может не быть. Иов ошибался, обвиняя Бога в несправедливости. И вероятно также ошибался, переоценивая свои собственные заслуги. Он ведь не знал всего, также и не понимал полностью всех отдельных явлений. Он не видел далеко вперед и не имел всеобщего представления обо всем происходящем.

Но все эти люди, искатели правды, сделали еще большую ошибку. В своем практическом значении она во много больше, нежели их богословские ошибки и различия во взглядах. В конце концов, они были хорошими, высоконравственными личностями, как говорят люди, утверждающие то, что сами считают истиной.

В чем же была их действительная ошибка? Они более были готовы выражать свои мнения о Боге, нежели позволить Богу высказать Свое мнение о них. В своем усердии переговорить друг друга, не давая другому сказать слова, они не предоставили слово Богу.

Но вот настало время послушать Бога. Все соперники в конце концов истощили свой запас аргументов в споре, а самый красноречивый оратор потерпел крах. Так было и с этими людьми, обсуждающими действия Бога и человеческие страдания. В конечном счете они дали возможность Богу высказать Его соображения об упомянутых выше аргументах, жалобах, страданиях и горечи.

Отвечая Иову, Господь сказал: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои как муж: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне» (Иов. 38:2—3). Затем Господь говорил о творении, о земле, воздухе и небесах, дне и ночи, о снеге, граде, свете, громе, молнии, дожде, льде, морозе. О звездах и облаках, о львах, диких козах, ланях, о конях, рвущихся в бой, о павлинах, ястребах, орлах, китах, слонах и т. д., в отношении которых ученики средней школы сегодня знают больше, чем Бог тогда открыл Иову.

Тем не менее, когда Бог позволил Иову отвечать, этот больной, истощенный и ожесточенный человек сказал: «Руку мою полагаю на уста мои» (Иов. 39:34). Были забыты все его веские оправдания и все заранее приготовленные слова. Задолго до того, как Иисус сказал: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 11:15), Иов раскрыл свои уши и стал слушать голос Божий.

И когда, наконец, Господь закончил следующими словами: «Он царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41:26), тогда Иов отвечал: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:2,6).

Первое, что нужно нам запомнить, это то, что, когда Иов прекратил оправдания и сетования вслух или в своей душе и послушался голоса Божьего, даже как Он открыт в природе, он снова нашел своего Бога.

Во-вторых, следует запомнить, что, согласно Писанию, Бог не объяснил Иову, послана ли ему болезнь в наказание за грех, а Иов ничего об этом и не спрашивал. Иов закрыл свои уста в молчании, открыл свое сердце небесам и нашел своего личного Господа. Этот Господь Сам стал личным ответом на беспокоящие его личные проблемы. Другого подходящего решения нет. Единство с Богом, познание Господа — вот и все учение о Боге! «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

III Теодицея в истории

Прочитаем текст Писания:

1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?

2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.

3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?

4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем (Рим.3:1-4).

Тема оправдания Самого Бога звучит в разных местах Писания. Богословы называют ее теодицеей, и речь идет о понимании благости Бога пред лицом зла. Фактически вся великая борьба сама по себе является теодицеей. Несмотря на царящее в мире зло, людям, ангелам и всей Вселенной будет явлена благость Бога.

Теодицея имеет дело с фундаментальным вопросом: почему добрый Бог позволяет существовать злу? Этот вопрос озадачивал исследователей Библии во все времена, хотя термин «теодицея» («оправдание Бога») был введен немецким философом Готтфридом Лейбницем в 1710 г. Мы говорим о теодицее Августина, Иринея, Оригена и других религиозных мыслителей, которые пытались оправдать Бога с помощью человеческой философии и рационалистического подхода. Но, возможно, Бог не нуждается в наших попытках оправдать Его? Ведь Его откровений в книге Иова и в других книгах Священного Писания достаточно, чтобы указать на любящего Бога. Мы видим, что Он скорее оправдывает Иова, чем Самого Себя.

Как бы трудно ни было для нас сегодня осознавать это в мире греха и страданий (Иову было значительно труднее), когда все закончится, мы сможем увидеть благость, справедливость, любовь и святость Бога в Его обращении с человечеством, сатаной и грехом. Это не означает, что все происходящее в мире заслуживает нашего одобрения. Это лишь означает, что в сложившихся обстоятельствах Бог действует наилучшим образом. Когда ужасная история греха закончится, мы сможем воскликнуть: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр.15:3).

IV Вопросы Иова

Когда чаша горестей и бед Иова была переполнена, он задал эти четыре вопроса:

5 Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего?

6 Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?

7 До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою.

8 О, когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог! (Иов.6 глава).

Читая 9 главу 1-25 стихи, мы видим еще ряд вопросов, которые в своем недоумении излагает Иов.

Теперь, во время скорби, когда страдания его достигли критической отметки, Иов страстно жаждал того, что во времена процветания считал само собой разумеющимся. На первый взгляд, эти вопросы представляются нам чередой жалоб, которые были спровоцированы потерей уверенности в Боге или полным исчезновением веры в Творца Вселенной. Как получить правильные ответы на эти вопросы? Это серьезный вопрос.

И вот Иов задает ряд вопросов Богу, может это просто риторические его вопросительные выпады. Вы только послушайте:

8 Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня?

9 Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?

10 Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня,

11 кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня,

12 жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? (Иов.10:8–12).

Получать правильные ответы — не самое главное в жизни, важнее — задавать правильные вопросы. Вопросы заставляют нас взглянуть на проблему с такой перспективы, что еще до получения ответа приходит частичное понимание ситуации. Вопросы, заданные Иовом, в первую очередь демонстрировали признание им Бога достаточно могущественным для того, чтобы повелевать солнцу и ожидать от него послушания. Далее Иов спрашивает: «Если Бог побеспокоился о том, чтобы сотворить меня, почему Он допускает мою гибель?». Не понимая причин своего страдания, Иов, тем не менее, считал этот вопрос жизненно важным для себя.

Жизнь на земле полна страданий, и зачастую это ломает человека. То количество боли и скорби, что выпадает на нашу долю, порой превращает нас в людей, озлобленных на самих себя, на тех, кто вокруг нас, и на Бога. Страдая, мы, бывает, начинаем сомневаться в существовании любящего Бога. Когда кажется, что в жизни царит дух обреченности, образ любящего милосердного Отца тускнеет, пока мы совсем не теряем Его из виду или не начинаем винить Бога во всех своих неприятностях. Мы забываем, что Он с самого начала сотворил людей совершенными и поселил их в совершенном месте, где не было ни греха, ни страданий.

Мы часто теряем из виду тот факт, что инициатором и вдохновителем греха является сатана, и начинаем обвинять Бога в своих проблемах. Большинство людей выбирают путь, на котором их неминуемо ждут беды, боль и скорбь, независимо от того, верят они в Бога или нет. Однако мысль о том, что исцеляющая Божья сила способна восстановить нашу разрушенную жизнь, несет утешение и покой. Только Он может защитить нас от искушений сатаны. Когда мы полностью подчиним себя Его воле, Он окружит нас Своей любовью и зажжет в сердце надежду, которая не погаснет даже во время бедствий и скорбей.

Каждый болезненный опыт, выпадающий на нашу долю, требует исцеления и восстановления. В каждом страдании так необходимо сочувствие и любовь. Слезы, проблемы и трагедии, с которыми мы сталкиваемся, трогают Бога. Человечество нуждается в Его утешении, дарящем исцеление. Он хочет исцелить нашу сокрушенность. Он жаждет коснуться Своей целительной силой каждой нашей раны. Он знает, от чего мы страдаем. Его планы предназначены принести нам в конечном итоге благо. Помните, «бедствие уже не повторится» (Наум.1:9), и в конце человеческой истории «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

Заключение:

В основе великой борьбы лежит вопрос относительно Божьего характера. Этот же вопрос встает при обсуждении проблемы человеческих страданий. В истории нашей планеты и в нашей личной жизни наступит решающий момент, когда Бог будет прославлен за Свою безграничную любовь, даже если мы не получим ответов на все наши вопросы здесь, на Земле.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.