Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 2. Великая Борьба

Некоторых богословов словосочетание «ВЕЛИКАЯ БОРЬБА» просто раздражает. Они заявляют: «Никакой борьбы нет. Живи в благодати Христа и радуйся жизни». Они даже осмеливаются проповедовать о том, что нет в Библии никакой демонологии. Этот урок разбивает в пух и прах всю надуманную теологическую «кухню» с «похлебкой» подобного рода. Наш эпиграфический текст красноречиво свидетельствует:

2 И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? (Зах.3:2).

Давайте подойдем к рассмотрению этого урока, преломив через «призму Библии» «лучи темы» в несколько аспектов.

I Есть в Библии демонология или ее нет?

Возьмем самую элементарную историю, которая произошла с Иисусом Христом сразу же после Его крещения. Прочитайте первые одиннадцать стихов четвертой главы Евангелия от Матфея. Здесь повествование о том, как Иисус постился сорок дней, а после имел искушение от дьявола. Эти же самые богословы из той пресловутой «богословской кухни» заявляют во всеуслышание: «Никакого здесь искушения от дьявола не было, эта борьба происходила в сознании Иисуса, Он Сам с Собой боролся. Одна натура Его естества предлагала Ему искушения, а другая – отражала атаки первой, и в следствие этого, вторая натура победила. А дьявола или сатаны здесь не было, потому что в Библии вообще нет даже и намека на демонологию».

Хорошо, давайте проанализируем текст. Я процитирую лишь отдельные глаголы со связанными с ними словами:

«Возведен Духом в пустыню». Это Иисус что, крестился, отошел в сторонку, сел на камень и в мыслях перенесся в отдаленные места пустыни? Или это нам следует понимать буквально, что Духом Он был возведен в пустыню, где постился сорок дней? Здесь иначе и представить нельзя, чем буквально. А что произошло после сорока дней голода?

Первый стих говорит о том, что возведен Он был для искушения от дьявола. Третий стих, во избежание тавтологии, называет дьявола уже словом «искуситель»: «приступил к Нему искуситель». Что он предложил Иисусу? «Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами».

Если это не искушение дьявола, то навязывается нам идея, что у Христа после длительной голодовки начались галлюцинации, при которых Он раздвоился в Своем сознании и Сам с Собой боролся, Сам Себя переносил, то на крышу храма, то на весьма высокую гору. Именно так получается, если принять, что все это происходило в Его сознании. В таком случае, в конце победного триумфа над Самим Собой, заявляя: «Отойди от Меня, сатана», — кого он просил отойти? Свою искушаемую Его натуру, или у Христа закончились, в таком случае, галлюцинации? А что тогда понимать в словах автора Евангелия: «Тогда оставляет Его дьявол»? Может та часть Его естества, с Которой боролась вторая Его часть, оставила Иисуса, и осталось «половина Иисуса»?! Ведь тенденция такая сегодня есть среди горе-богословов: одну треть Божества принять, а две трети – отвергнуть. А вы знаете, откуда пришла идея того, то в Библии нет демонологии, и что в пустыне не было никакого сатаны, и боролся Иисус Сам с Собой? Эта идея Льва Николаевича Толстого. Он пишет:

«Из смысла всей главы не только не видно, того, чтобы писатель разумел под сатаною действительное лицо, но видно совсем обратное». И начинает он свои доводы со слов вопроса: «В чем же состоит эта внутренняя борьба»? Я не буду раскрывать все его высказывания и доводы, он очень пространно «разжевывает» каждую деталь такими и подобными им словами, цитирую: «С первых слов голос плоти хочет показать Иисусу сложность его убеждений в том, что он есть духовное существо и сын Божий». Или такие слова в конце искушения: «Голос плоти замолкает, и сила Божия помогает Иисусу перенести искушение». И вывод делает Лев Николаевич такой, вот начало этого вывода: «Церковные толкования любят представлять это место как победу Иисуса над Диаволом. Победы ни по какому толкованию не выходит никакой: Диавола можно считать столько же победителем, сколько и Иисуса. Победы нет ни с той, ни с другой стороны; есть только выражение двух противоположных друг другу основ жизни». Делайте вывод теперь сами: если никто не победил, пусть то дьявол в борьбе с Иисусом, или Иисус Сам с Собой, то о какой победе стоит говорить тогда нам, людям???!!! А куда девать тогда слова ап. Иоанна? Цитирую: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Вот вам и «нет в Библии демонологии»! Книгу Льва Толстого можете почитать, открыв ее по этому адресу: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0510.shtml

Но это еще не все, вы слышали бы, как искажается истинный смысл этих текстов Писания: Иез.28:11-19; Ис.14:14. Все-все пытаются приземлить и отнести к тем царям, которые символизируют Люцифера и его падение. У них царь Тирский в своих мечтах и «печать совершенства», и «полнота мудрости», и «венец красоты». В Эдеме, в саду Божьем этот же земной царь был, тоже, наверное, в своих галлюцинациях. И, по его суеверию, он был не рожден, а сотворен. И этот же царь Тирский был херувимом осеняющим и находился на горе Божьей, и ходил среди огнистых камней. Это когда такое было с царем? Наверно в его сне на ложе своем?! И он же был «повержен на землю» — наверно это он проснулся ото сна своего, ведь у царя не было ни самолета, и даже фотонной ракеты, на которой он поднялся бы на небо, откуда и был низвергнут.

А о ком на самом деле говорится в тексте Иез.28:11-19, о человеке или об ангеле? Да, на первый взгляд, кажется, то речь идет о человеке, о царе могущественной цивилизации Средиземноморья. Но к этому выводу может прийти простой читатель, и то у него появится сомнение. А как богослов может иметь такой примитивный подход к толкованию этого текста, стоит только удивляться, потому что при внимательном прочтении мы обнаруживаем детали, которые никак не вписываются в представление о человеческой личности. Пророк Иезекииль, движимый Духом Святым, рассказывает в своем повествовании об ангеле, духовном существе, херувиме. Но почему пророк упоминает здесь о царе Тирском? Потому что правитель Тира в своей жизни, в своих поступках и в своем характере был похож на того древнего херувима. Поэтому мы имеем удивительную возможность заглянуть в область духовных реалий и узнать, как появился дьявол и бесы (его сторонники), читая образ якобы царя Тирского.

Давайте обратимся еще к одному пророчеству на эту тему, это книга пророка Исаии.

В 14 главе говорится также о некем царе, о царе Вавилонском, но также здесь описание какое-то таинственное и также, похоже, что речь идет не о человеке, а о каком-то ангеле.

Вот 4 стих:

«Ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!»

И далее возьмем стихи 12-15:

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».

Мы вновь сталкиваемся, как и в книге Иезекииля, с вопросом: «О ком здесь идет речь, о человеке или об ангеле»?

Существует мнение, что 14 глава книги пророка Исаии вообще не имеет отношения к небесной духовной реальности. Действительно, вначале этой главы говорится о песне на царя Вавилонского, т.е. о человеке. Но, так же, как и у Иезекииля, у пророка Исаии мы обнаруживаем элементы, которые никак не вписываются в рассказ о человеческой личности.

Давайте посмотрим на 12 стих этой главы:

«Как упал ты с неба…». Может ли это относиться к человеку? Нет! Для того чтобы упасть с неба, нужно там находиться. Но, насколько нам известно из истории, ни один царь Вавилонский на небо не поднимался, ни на спутнике, ни на самолете, тем более к престолу Бога, как мы увидим дальше.

В 12 стихе описываемое существо названо словом «денница». В современном русском языке оно не употребляется, а потому для нас непонятно. «Денница» является переводом древнееврейского слова «хелэль» и на русском означает дословно «светящийся, светоносный, несущий свет». Поэтому «денница» — это тот, кто несет день, светлую часть суток. В нашем употреблении на русском языке есть такое слово «Люцифер». И хотя мы часто употребляем это слово, но как ни странно, в русской Библии его нет. Оно пришло в богословскую русскоязычную литературу из латинского языка и состоит из двух латинских слов, которые означают «нести» и «свет». Поэтому и значение слова «Люцифер» — несущий, излучающий свет.

Такое описание может относиться к Вавилонскому царю? Вряд ли! А вот существо, с которым мы познакомились в 28 главе книги Иезекииля, действительно излучало свет. Значит и здесь вновь речь идет все о том же помазанном херувиме. А поскольку характер и действия царя Вавилонского были схожи с характером и действиями помазанного Люцифера, о нем говорится именно в этом контексте.

Давайте посмотрим, что же с ним произошло.

«…а говорил в сердце своем…» (Ис.14:13). Слово «сердце» переведено с древнееврейского «лэбаб», которое означает «внутренний мир, разум, воля, сердце». Фраза «говорил в сердце своем» таким образом, означает «промысливал, внутри себя проговаривал, в разуме своем лелеял мысль». Видите, если это было в мыслях, то так и написано, а если ко Христу предстал настоящий сатана в пустыне, то тоже так и написано, и у них был реальный разговор. Эта фраза о том, что Люцифер говорил в сердце своем, свидетельствует о том, что вначале он вслух никому не рассказывал о своих истинных намерениях. И Библия дает нам уникальную возможность заглянуть во внутренний мир помазанного херувима и повествует о том, какие замыслы, скрытые для окружающих, были у него внутри. Чего он хотел, каковы были его мотивы, к чему он стремился? Бог знал все его помыслы и приоткрыл нам завесу с его намерениями.

И вот в 14 стихе этой же 14 главы Исаии дана очень четкая констатация: «…буду подобен Всевышнему». Подумать только, помазанный херувим, восстав против закона Божьего и возгордившись, захотел иметь такой же статус, как у Бога. Но как это сделать? Он прекрасно понимал, что он является творением! В нем нет жизни в самом себе и нет творческой силы для того, чтобы сотворить ангелов, которые могли бы поклоняться ему как богу. Не являясь творцом, он не мог сотворить ни одного существа во Вселенной. Единственный путь, как стать подобным Богу, и этот путь он проработал в своем сознании, заключался в следующем. Он говорил внутри себя: «…выше звезд Божиих поставлю престол свой».

Что такое «звезды»? Что они означают? В книге Откровение, 12 глава, стихи 4,7,8 и 9, об этом говорится очень ясно и конкретно: звезды Божии – это ангелы.

Помазанный херувим намеревался возвести себя на уровень Бога и пригласить ангелов служить себе как богу. Как Бог восседал на престоле, так и он захотел восседать на престоле. Он думал, что если ему удастся соблазнить ангелов Божиих, то он достигнет своей цели, станет подобным Всевышнему.

Здесь важно отметить еще один нюанс относительно Синодального перевода Библии. В 13 стихе сказано:

«…сяду на горе в сонме богов». Сразу же возникает вопрос: Почему именно «богов» стоит во множественном числе? Откуда взяться множеству богов? К сожалению, эта фраза является искажением текста оригинала, потому что там употребляется словосочетание «гар моэд», означающее «гора собраний», а словосочетание «сонм богов» в подлиннике отсутствует. Таким образом, там, где к Богу собираются все ангелы, все сотворенные существа, он возмечтал установить свой престол, чтобы ангелы поклонялись ему вместо Бога.

Что же произошло на самом деле? Удалось ему осуществить свой коварный план? Об этом мы читаем в 12 главе книги Откровение.

«Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12:4).

Кто же этот дракон? Кого он означает? 9 стих этой же 12 главы Откровения отвечает на этот вопрос:

«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною».

Итак, согласно этого текста, дракон – это дьявол и сатана. Эти слова уже о чем-то нам говорят. Они нам достаточно известны. Но знаем ли мы вполне значение этих слов? Используемое в Ветхом Завете еврейское слово сатан (сатана) переводится как противник. В книге Иова это слово используется для описания противника Бога, дьявола (см. Иов.1:7-9,12; 2:1-4,6-7). Во всех этих текстах сатана всегда фигурирует как реальная личность, что указывает на его активную роль в великой борьбе. А вот слово «дьявол» пришло к нам из греческого языка, где «диаболос» означает «клеветник», «лжец».

Так вот, сатана или дьявол, ну, в тексте – дракон хвостом своим «увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю». 9 стих объясняет, что означают звезды:

«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю Вселенную, низвержен на землю и ангелы его низвержены с ним».

Итак, дракон – это дьявол и сатана, а третья часть звезд – это ангелы.

Таким образом, мы познакомились более обстоятельно с падением Люцифера. Мы увидели также, что в двух пророчествах сатана олицетворяется с царями, с царем Тирским и с царем Вавилонским.

О сатане Иисус сказал:

«Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины; когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Христос что ли тоже то-то выдумал о сатане? Вот так обстоят дела с демонологией в Библии.

Итак, великая борьба имеет начало и конец. Это не вечный конфликт. Она началась на небе до сотворения Земли, когда сотворенное существо захотело стать равным Богу. «Грех – незваный гость, появление которого ничем нельзя объяснить. Это непостижимая тайна; оправдывать грех – значит защищать его» (Великая борьба, с.493). А какой конец греху и грешнику? «Возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23).

II Концепция великой борьбы

Прочитаем текст Писания:

4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.

5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.

6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.

7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,

8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.

9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр.12:4-9).

Мы, как адвентисты седьмого дня, наблюдаем происходящую в этом мире и в нашей жизни духовную битву между добром и злом. Мы также имеем понимание глобальной битвы, происходящей на нашей планете. Текст показывает нам, что война, начавшаяся на небе, происходит теперь на земле, так как «дьявол низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Эта битва привела к грехопадению первого человека, и мы, подобно ему, вовлечены в великую борьбу между добром и злом. И это еще не все. На карту великой борьбы поставлено правильное понимание нами характера Бога, находящегося под ударом в результате заявления сатаны, что Бог не является Богом любви, а Его творение служит Ему из страха.

Некоторых богословов смущает само существование борьбы Бога с сатаной, они сравнивают это с мифологическими войнами между двумя богами. Нет, борьба Бога с сатаной, это не война двух богов. А что, война разве всегда происходит между равными? А разве война супердержавы с какой-нибудь небольшой суверенной страной – это не война? Это тоже война. И борьба Бога со Своим творением – тоже война или борьба, как хотите, так и назовите, да еще какая борьба – великая борьба. У нас, у людей, есть опасение воспринимать тему великой борьбы с позиции человека, имеющего традиционный западный склад ума. На него оказала сильное влияние греческая философия, особенно идея платонического дуализма, согласно которому добро и зло представляют собой две равные противоборствующие силы. В основе библейского взгляда лежит принцип теоцентризма, который отрицает дуалистическое понимание добра и зла. В этой борьбе Бог – Создатель, а сатана – сотворенное существо. Хотя сатана восстал против Бога, стороны этой битвы никогда не были равны.

Конечно, можно понять людей, дистанцирующихся от такого сатаны, который изображен в фольклоре. Современные противники этого образа справедливо критикуют его как суеверный пережиток, но зачастую библейское понимание личностного характера сатаны заменяется признанием наличия злой силы или существование сатаны отрицается вовсе. В контексте великой борьбы признание личностного характера дьявола является таким же важным, как и вера в личностного Бога. И суеверное представление о сатане, и отрицание его существования приводит к одному и тому же результату – игнорированию акта реального существования Божьего врага, инициатора греха и обвинителя Бога и человечества.

III Поэтапное падение сатаны

Осудив падшего херувима первоначально, Бог удалил его от Своего трона. За ним, однако, сохранено было право доступа к Богу, как представителя от нашей Земли. Об этом свидетельствуют тексты Писания. Я их приведу:

1 И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.

2 И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? (Зах.3:1-2).

Но этот текст не совсем ясно представляет, где происходило это событие, на небе или на земле. Возьмем другой текст, здесь более ясно раскрыта картина происходящего и место встречи сатаны и Бога.

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;

11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?

12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня (Иов.1:6-12).

Итак, начало битвы великой борьбы началось на небе. Дьявол с ангелами был изгнан от места, где Бог с небожителями имеет встречи. Но книга Иова приоткрывает занавес, и мы видим, что доступ к престолу Бога сатана еще имел. О чем говорит следующий текст?

14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр.2:14).

Видите, изгнан из неба, но здесь мы читаем, что смертью Христос еще какой-то силы лишает сатану. Война обычно не состоит лишь из одной битвы, сатана продолжал атаковать Иисуса во время Его земного служения. Но окончательное сражение произошло на Голгофе, когда Христос одержал победу и даровал нам спасение, предложив Себя в качестве жертвы за наши грехи. Он обозначил победу Своим воскресением.

Бог был обвинен сатаной в самом начале еще на небе. Это обвинение прозвучало повторно, о чем мы читаем в самом начале книги Иова, когда сатана предположил, что Иов служит Богу только по причине Божественных благословений, которые он получает. Это древнее обвинение сводится к тому, что Бог – тиран, Который манипулирует Своими подчиненными и заставляет их слушаться Его. Он хотел убедить Бога и всех собравшихся небожителей, что люди служат Ему либо из страха, либо из корыстных побуждений.

Начавшаяся на небе великая борьба приковала к себе внимание всей Вселенной. Но это вовсе не спектакль, где зрители отстраненно наблюдают за представлением. Все творение с волнением ожидает окончательного разрешения вселенского конфликта. Эта битва указывает на окончание великой борьбы. Грех и его создатель не всегда будут частью Вселенной. Бог уничтожит сатану в конце тысячелетнего царства (см. Откр.20:10). Только тогда великая борьба закончится. А сейчас воскресший Иисус служит нашим небесным Первосвященником, ходатайствуя за нас перед престолом Бога и защищая нас от обвинителя. На этой утешительной ноте мы закончим этот второй урок из книги Иова.

Позвольте поделиться с вами стихотворением, которое Бог положил мне на сердце:

Иисус в сознании незримом

На вершине пьедестала

В мраморе застыл солдат.

Подвигов свершил немало

Чей-то сын, а чей-то брат.

Вот из горного гранита

Грандиозный монумент.

В честь героев незабытых

Был поставлен этот стенд.

В блеске славы имя чье-то,

Столь усталый чей-то лик;

В бой рвалась геройски рота,

В рукопашный, штык на штык.

На Голгофском «пьедестале»,

Между небом и землей,

Два клинка из прочной стали

Штык на штык скрестились в бой.

Ставка – мир земной порочный.

Зло, добро – борьба идей,

И казалось, дрогнул прочный

План спасения людей.

Умер Тот, Кто жизнь дарует –

Повелитель, Принц Небес.

Но напрасно враг ликует,-

Он на третий день воскрес!

От Голгофы до окраин,

Сквозь века прошла любовь.

Чтобы жить нам, зла не зная,

Пролилась святая кровь.

Иисуса славно имя!

Но ни мрамор, ни гранит.

А в сознании незримом

Человек его хранит!

Черняховск, 4 ноября, 2003 г.

Александр Серков

Пастор Александр Серков