Перевод и комментарий Александра Серкова — Евангелие от Матфея 8 глава (2 часть)

ГЛАВА – 8 (2 часть)

18 Когда Иисус увидел вокруг Себя множество народа, Он велел ученикам переправиться на другую сторону.

19 В это время подошел к Нему один книжник и сказал: «Наставник! Я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел».

20 Иисус среагировал на это предложение так: «Лисы имеют норы, птицы небесные – гнезда, а Сыну Человеческому негде приклонить голову».

21 Другой же из учеников Его сказал Ему: «Господи! Позволь мне сначала пойти и похоронить отца моего».

22 Иисус возразил, говоря: «Следуй за Мной! Пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов».

23 И вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24 И вот на море начался сильный шторм, волны стали захлестывать лодку; Иисус же в это время спал.

25 Ученики стали будить Его, крича: «Господи! Спаси! Погибаем!»

26 «Что вы так боязливы? – сказал Он им. – Как мало у вас веры!» Тогда Он поднялся, усмирил ветры, и наступил полный штиль.

27 Люди же, удивляясь, говорили: «Кто же Он такой, что и ветры, и море Ему повинуются?!»

28 Когда лодка пристала на противоположной стороне к берегу в земле Гадаринов, Его встретили двое, одержимых бесами, которые вышли из погребальных пещер. Они были настолько свирепы, что никто не решался ходить той дорогой.

29 И вот они закричали: «Что Тебе до нас, Сын Божий? Не прежде ли времени Ты пришел сюда мучить нас?»

30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31 Демоны стали умолять Иисуса: «Если Ты изгоняешь нас, то пошли нас в стадо свиней».

32 Он сказал им: «Идите». Они же, выйдя, ушли в свиней; и вот устремилось все стадо по крутому склону в море, и утонули все в его водах.

33 А свинопасы убежали и, придя в город, рассказали все, что случилось и с одержимыми демонами, и со свиньями.

34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы покинул Он пределы их обитания.

Содержание второй части восьмой главы:

I Два ответа на два предложения (19-22 стихи)

II Шторм на море (18, 23-27 стихи)

III Исцеление Гадаринских бесноватых (28-34 стихи)

I Два ответа на два предложения (19-22 стихи)

В стихах 19-22 Матфей приводит два подхода к следованию за Христом. Он рассказывает о двух людях. Один пожелал идти за Христом, куда бы Он ни пошел; а другой пожелал оставить Его до тех пор, пока умрет его отец. Фактически, Матфей делает вставку в свое повествование. На первый взгляд кажется: а для чего? Что он хотел сказать тем, что вставляет эти два противоположных подхода к ученичеству в совершенно другое повествование? Ведь он начал уже рассказ о том, что Иисус повелел ученикам переправиться на другую сторону. И вдруг… вставляет этот момент… и с 23 стиха продолжает: «И вошел Он в лодку…». Если взять в скобки 19-22 стихи, то получится более целостный рассказ: «Когда Иисус увидел вокруг Себя множество народа, Он велел ученикам переправиться на другую сторону. И вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его».

Но это на первый взгляд кажется, что вставка здесь не к месту, а вот если вникнуть в то, что произошло, выявляется, что этой вставке место именно здесь, и весь рассказ сливается воедино. Иисус, усталый и изнуренный многими днями напряженного труда в служении людям, которые толпились вокруг Него постоянно, хотел немного отдохнуть, потому что физическая напряженность была на пределе. И вот Он дает повеление ученикам переправиться на другую сторону озера. Это было Галилейское озеро. Говоря об этом озере, давайте сразу уясним одну деталь – оно имеет разные названия. Это и Галилейское море, и Геннисаретское озеро, Тивериадское море, и Тивериадское озеро. Сегодня это озеро Кинерет. Видите, и озеро, и море; и Галилейское, и Геннисаретское, и Тивериадское (это император Тиберий назвал его так в свою честь), и озеро Кинерет. По эту сторону озера (если двигаться из Иерусалима) была Галилея (потому и Галилейское море), а по ту сторону – область Десятиградия. Давайте сразу же уясним, что такое Десятиградие?

«Десятиградие (Декаполь) (Мф.4:25; Мк.5:20) — обыкновенно описывается, как область полуколена Манассиина, на восток от Иордана. Географы вообще согласны в том, что Скифополь был главным из 10 городов означенной области, и только он один лежал на запад от Иордана; что Иппон, Гадара, Дион, Пелея, или Пелла, Гераза, или Гергес, Филадельфия и Рафана или Рофон составляли семь городов из остающихся десяти, а остальные два были Канафа и Дамаск. Города эти составляли своего рода союз, подобно, быть может, бывшим Ганзейским городам и пользовались особенными правами. Во время земной жизни Господа они были населены преимущественно чужестранцами (греками). Этим объясняется то обстоятельство, что Гергесинцы имели большие стада свиней (Мф.7:30,33), каковое занятие воспрещалось Еврейским законодательством. Из всех сих городов, теперь находящихся в запустении, один только Дамаск, подобно оазису в пустыне, остается доселе многолюдным и цветущим городом. Слово: «десятиградие» встречается в священном Писании и именно в Н.З. только три раза: Мф.4:25; Мк.5:20; Мар.7:31» [1].

Давайте теперь продолжим начатую мысль и посмотрим, что произошло после того, как Иисус повелел переправиться на другую сторону озера. Один книжник, который, по всей видимости, слушал Нагорную проповедь Иисуса, видел чудеса, которые Он творил, серьезно заинтересовался новым учением, ему было приятно быть постоянно возле Христа, и вдруг он слышит, что Иисус собирается оставить их всех и отправиться в другую страну. Он знал, что с Ним отправятся только Его постоянные ученики. Книжник был добровольцем, который, судя, по его же словам, желал быть принятым в штатные ученики и отправиться с Ним в дальнейшее путешествие, и вообще быть всегда с Ним рядом и ходить с Ним, куда бы Он ни пошел. На первый взгляд кажется, что Иисус отказал ему в его просьбе, выставляя какие-то странные условия. Но, по сути, Иисус не отказывал ему в следовании за Ним, Он конкретно не сказал: «нет», Он только раскрыл, в каких условиях Он живет. Это что, проверка? Может и проверка. Ответ Иисуса заставил его вычислить плату за это – жизнь самоотречения. «Лисы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».

Вообще, кто такие книжники? «Библейское название особого класса людей, о которых часто говорится и в Ветхом, и в Новом Завете (евр. соферим, греч. ?????????? – «граммат`ис» ). Знакомые с письменностью или книжностью в древности тем самым выделялись из ряда и получали особенное значение в народе. Им предоставлялись более важные должности; при царях они занимали должности писцов — своего рода государственных секретарей или придворных историографов-дееписателей (2 Цар., VIII, 17; XX, 25; 1 Парал., XVIII, 16). Большей частью К. выходили из колена Левина, предназначенного для священнослужения и уже потому более «книжного», чем другие. Иногда К. не только проповедовали и объясняли закон, но и распространяли свое учение посредством писаных свитков или книг.

Специфический характер книжничество получило со времен Ездры (Ездр. VII, 11). После плена вавилонского народ еврейский в значительной степени потерял не только знание закона Моисеева, но и самого языка, на котором он был написан. Нужно было не только поучать его в законе, но и переводить закон на народный язык и истолковывать его смысл. С этой целью Ездра учредил особый класс К. или законников, которые образовали ученую комиссию или корпорацию, известную под названием великой синагоги, а впоследствии — синедриона. Число членов этой корпорации было неопределенным; впоследствии оно приблизительно определялось в 70 человек. Кроме членов этой официальной корпорации, было много и других К., преследовавших те же цели. Книжничество получило особенное развитие во времена Р. Х., когда, с падением политической самостоятельности еврейского народа, весь его интерес сосредоточился на вопросах внутренней жизни. К. сделались вождями народа, его учителями и выразителями его стремлений и надежд. Не имея политической власти, они тем не менее добились высокого положения; народ благоговел перед ними, тем более, что многие из них по своим нравственным качествам вполне оправдывали свое положение. Некоторые К., например, знаменитый Гиллель, сами выходили из простого народа и всю жизнь свою посвящали его благу, заботясь о его просвещении и нравственно-религиозном развитии. Так как главных партий было в то время две — фарисеи и саддукеи, — то и К. держались одного из этих двух направлений. Между обеими партиями происходила постоянная полемика, все более приводившая к крайностям. К.-фарисеи превратились в бездушных и мелочных собирателей всяких преданий, в буквоедов, потерявших из виду духовную сторону Моисеева закона и пророков, а К.-саддукеи — в холодных скептиков и рационалистов, доходивших до отрицания загробной жизни. Когда явился Христос, как исполнитель закона в его духе и истине, то К. не поняли его, увидели в Нем опасного разрушителя закона и новатора, и потому начали против Него ожесточенную борьбу, которая и привела к распятию Его на кресте. К. продолжали существовать и потом, называясь главным образом «раввинами», т. е. учителями; результатом их многовековой деятельности явились огромные фолианты Талмуда» [2].

Само название книжников греч. ?????????? – «граммат`ис» говорит о том, что они были грамотными. И вот наш герой, книжник, видя многие чудеса, возможно, подумал, что Иисус получает от них прибыль, поэтому старается следовать за Ним, чтобы и самому собрать богатства. Но Христос, идя навстречу его намерению, почти это сказал: «следуя за Мною, ты надеешься собрать богатства; но разве ты не видишь, что Я не имею даже дома? Таковым же должен быть и Мой последователь». Господь сказал это с той целью, чтобы убедить его последовать за Собою, изменить свое настроение: но книжник удаляется. На этом история о нем заканчивается.

Тут же Матфей повествует о другом последователе Иисуса. Он тоже услышал, что Иисус повелел переправиться на другую сторону озера. Возможно, это не входило в его планы. Он ходил за Иисусом, когда Тот был в пределах Иудеи и Галилеи, но идти к язычникам?! Стоит ли оставлять дом, родителей? Это мы задним числом знаем, что Иисус не долго был в Десятиградии, Он вернулся почти сразу же в пределы израильские. Но последователь Иисуса мог подумать, что теперь они отправляются надолго в языческие страны, ведь повод для такой мысли был: Иисус проявлял одинаковую озабоченность как иудеям, так и язычникам.

Что ответил Иисус этому Своему последователю?

«Следуй за Мной! Пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов».

Что мы можем понимать под этими словами? Если бы его отец только что умер, то Иисус не сказал бы, что «мертвые пусть хоронят своих мертвецов»; Он мог бы сказать: «пусть живые хоронят мертвеца». Значит под словами «мертвые» и «мертвецы» Он имел в виду что-то другое. Вот ключ к разгадке этого выражения:

«И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:13).

Этот текст дает понятие: живущие не для Бога – духовно мертвые люди; а отдавшие себя Богу считаются ожившими из мертвых. Ученики и окружающие Иисуса люди вполне понимали значение этого выражения, потому что оно применялось в то время и было своего рода пословицей. Здесь нужно еще отметить, что любовь к Богу надо ставить выше любви к отцу, матери и близким родственникам. Фактически Иисус ответил ученику: «Твоя первая и основная обязанность – следовать за Мной. Отдай лучшее в твоей жизни непреходящему, не растрачивай ее на обыденное, что могут сделать другие». Если под этим выражением считать не сам акт погребения, на который уйдет совсем мало времени, а процесс ухаживания за отцом всю жизнь до самой его смерти, то последняя мысль здесь более приемлема. Иисус видимо видел, что этот ученик был не единственный сын у родителей, и видел он видимо то, что это была не причина, а повод для того, чтобы не идти дальше за Христом. Возможно, он тревожился, как бы не упустить отцовское наследство, и в таком случае не Иисуса, а житейские, материальные заботы ставил он на первое место. Он хотел сказать: «Я последую за Тобой когда-нибудь позже, когда отец мой умрет и я буду свободен». Он откладывал следование за Иисусом на многие годы. Иисус понимал человеческую природу, Он знал, что если человек не последует за Ним сейчас, то он не последует за Ним никогда.

Как отреагировали два ученика на ответ Иисуса – нам не известно, об этом евангелисты умалчивают, а умалчивают они, по всей видимости, потому, что на ответ Иисуса они отреагировали отрицательно, и оставили следование за Ним. Один не хотел идти за Христом дальше, и его никакие доводы не удовлетворили, он остался при своем мнении; а другой желал следовать за Христом, но не рассчитывал на неудобства, связанные с этим следованием. Конечно, нам следует подумать, а как мы поступили бы на месте одного и другого? Что нами больше управляет, духовное или материальное?

II Шторм на море (18, 23-27 стихи)

Мы читаем:

18 Когда Иисус увидел вокруг Себя множество народа, Он велел ученикам переправиться на другую сторону.

23 И вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24 И вот на море начался сильный шторм, волны стали захлестывать лодку; Иисус же в это время спал.

Некоторые обстоятельства заставляют нас размышлять. Размышляя, мы недоумеваем: как опытные рыболовы по погодным признакам не определили, что будет шторм, и при том, такой сильный? Как мог шторм начаться так неожиданно? Может это проделки дьявола, чтобы погубить Христа и Его учеников, чтобы христианство «задушить» в самом его зародыше? Читая книгу Иова, мы видим, что без позволения Бога он не имел на то власти. Может это чудо самого Христа, чтобы проверить и укрепить веру учеников? Вряд ли Он стал бы пользоваться таким искусственным методом проверки и закалки учеников. Тогда, что это?

Согласно Марка 4:36, кроме лодки учеников, там было еще несколько рыбацких лодок, которые вместе со Христом отправились на другой берег. Все были опытными моряками-рыболовами, и все попали в неожиданный шторм. Баркли в своих комментариях, описывая этот случай, раскрывает секрет, почему так произошло:

«В некотором смысле это была совершенно типичная для Галилейского моря сцена. Галилейское море очень маленькое: его длина 21 км. с севера на юг, а ширина – 12 км. с запада на восток. Долина реки Иордан образует глубокую расселину в земной поверхности и Галилейское море является частью этой расселины, которая находится на 208 метров ниже уровня моря, что и обеспечивает ей теплый и благодатный климат, но это влечет за собой и некоторые опасности. На западной стороне озера находятся холмы с долинами и оврагами, и когда идет западный ветер, эти долины и овраги выполняют роль своеобразных гигантских воронок. Воздух в них как бы сжимается и вырывается на озеро с дикой силой и удивительно внезапно, так что сиюминутное спокойствие может в следующий момент обратиться в яростный шторм. Штормы на Галилейском море уникальны по своей внезапности и силе» [3].

Вот свидетельство современных очевидцев:

«Мы расставили свои палатки на берегу и пробыли в течение трех дней на ужасном ветру. Нам пришлось дополнительно укрепить все крепежные канаты и нам часто приходилось висеть на них всем своим весом, чтобы шатающуюся палатку не унесло целиком в воздух… Все озеро, насколько было видно, бушевало; волны часто докатывались до наших дверей и набрасывались на веревки с такой силой, как будто хотели унести крепежные колышки. Более того, ветры были не только яростны, но они налетали внезапно и часто при совершенно ясном небе. Однажды я отправился поплавать рядом в горячих ваннах и прежде чем я успел это осознать, с гор налетел ветер с такой силой, что мне стоило больших трудностей снова добраться до берега» [4].

Другой англичанин, проведший многие годы в Галилее, так описывает один случай:

«Группа туристов стояла на берегу Тивериадского озера, любуясь гладкостью водяной поверхности и небольшими размерами озера, все высказывали сомнения относительно описанных в Евангелиях штормов. И почти внезапно налетел ветер. Через 20 минут море было белым от покрытых пеной волн. Большие волны прибоя бились о башни, стоящие по углам стен, и туристам пришлось искать убежища от ослепительных брызг даже здесь, на расстоянии почти 200 метров от берега».

Недаром Матфей использует греческое слово ??????? (сисмос) тряска, землетрясение, волнение (на море). Слово «сейсмограф» происходит от этого корня с добавлением еще одного корня. В данном случае, сильный порыв ветра всколебал, взволновал озеро и с яростной силой обрушил на лодку. Эта внезапность ветра объясняет то, почему опытные рыбаки не могли предугадать такой шторм, который часто обрушивался на озеро совершенно неожиданно.

И вот лодка с быстротой стала наполняться водой, ученики это видели, они понимали, что вода прибывает быстрей, чем ее вычерпывают, и они понимали также, что лодка вот-вот перевернется, а это их гибель. Опытные рыбаки все делали для того, чтобы лодка не перевернулась. Обычно ее направляют носом против волн во избежание перевертывания, но в этот шторм волны видимо не грядами нахлестывали, а меняли постоянно свое направление, и били лодку со всех сторон, и они не могли справляться с управлением и не могли постоянно поворачивать нос лодки против бушующих волн.

Иисус в это время спал. Между прочим, это единственное место в Писании, где упомянуто, что Иисус спал. После напряженного трудового дня Он выбился из сил и сразу же уснул. Как мог спать Иисус в лодке? Где Он мог там разместиться? Мы обычно представляем себе лодку такой, какой мы видим ее сегодня, например, на озере, когда берем ее на прокат, чтобы вдвоем покататься. Или на одноместной лодке видим рыбака с удочкой. Я не думаю, то у учеников была такая маленькая лодка, у них это могло быть даже то-то вроде баркаса. Для того, чтобы ловить рыбу сетями, маленькая лодка вообще не годится. Интересно описывает этот момент Марк:

38 А Он спал на корме на возглавии(Мк.4:38).

Другие переводчики придали этому моменту другой оттенок:

38 A Иисус в это время спал на корме, подложив что-то под голову (перевод «Слово Жизни».

А перевод РБО вообще конкретизирует:

38 Иисус же находился на корме и спал, положив голову на подушку.

Интересно, откуда там взялась подушка?!

Меня этот вопрос заинтриговал, и я стал искать в интернете все на тему лодок времен Христа. Вот одна справка:

«Вслед за скупыми на дожди годами последовало сухое и жаркое лето 1985 года, что привело к резкому снижению уровня Галилейского моря. Кроме того, из этого пресноводного озера выкачивали воду для орошения полей, поэтому вода на глазах отступала от берега и обнажались огромные участки дна. Два родных брата, живших в расположенном неподалеку селении, воспользовались удобным случаем найти что-нибудь ценное. Исследуя грязный непросохший берег, они обнаружили лишь несколько бронзовых монет и старых гвоздей. Вдруг они заметили предмет овальной формы, чуть выступавший из грязи. Это была древняя лодка. Они отыскали настоящее сокровище!

Археологи не могли даже предположить, что в Галилейском море возможно найти лодку, которой 2000 лет. Они считали, что микроорганизмы за это время разрушат любое дерево. Тем не менее углеродный анализ, а также монеты, найденные рядом, помогли установить дату находки — I век до н. э. или I век н. э. И что самое удивительное, корпус лодки полностью сохранился. Как это было возможно?

Оказалось, что лодка находилась в спокойном месте, поэтому вся ее нижняя часть была затянута илом, который со временем уплотнился. Так эта реликвия хранилась около 20 столетий!

Когда весть о найденной лодке облетела округу, ее стали называть «Лодкой Иисуса». Конечно, нет ни одного серьезного подтверждения, что именно этой лодкой пользовался Иисус или его ученики. Однако возраст находки и описание похожих рыбацких лодок в Евангелиях поддерживают интерес к открытию не только у историков, но и библеистов.

Длина лодки составляет 8,2 метра, а ширина — 2,3 метра. Она построена по принципу ракушки. Вместо того, чтобы крепить брусья к бортам, мастер соединял их непосредственно с килем и создавал борта лодки в виде ракушки. Это был распространенный способ строительства судов, на которых плавали по Средиземному морю. Очевидно, Галилейская лодка была приспособлена для плавания на озере.

По всей видимости, лодка была оснащена одним прямым парусом. А наличие четырех весел говорит о том, что в ней находилось минимум 4—5 гребцов и рулевой. Но судно было способно перевозить вдвое больше людей. Нетрудно представить лодку подобного размера, читая о том, как семеро учеников во время рыбной ловли увидели воскресшего Иисуса (Иоанна 21:2—8).

У Галилейской лодки было кормовое отделение для хранения больших рыболовных сетей. Под таким настилом из досок уставшие рыбаки могли уединиться и отдохнуть. Именно там, скорее всего, находился Иисус, когда во время бури «был на корме и спал на подушке» (Марка 4:38). Предполагают, что «подушкой» мог быть мешок с песком, использовавшийся в качестве балласта» [5].

Ученики не сразу могли заметить, что Иисус спит, ведь было уже темно. Они дважды звали Его на помощь, но никакого ответа не было. По-видимому, блеск молнии дал им возможность увидеть, что Иисус спит, и они бросились к Нему, чтобы разбудить Его. Они не могли понять, как Он может спать среди такой разбушевавшейся бури, когда все в чем-то участвуют для спасения своих жизней?! Они обратились к Нему даже с каким-то укором: «Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк. 4:38). Что они хотели сказать этими словами? Сотвори чудо, чтобы буря прекратилась? Я здесь этой ноты не вижу. Если бы они хотели, чтобы Иисус сотворил чудо, они так и просили бы. Вспомните, с какой просьбой обращались к Иисусу больные, они конкретно излагали свою просьбу. Желание учеников, быстрей всего, было, чтобы Он тоже участвовал, ну, скажем, в вычерпывании воды из лодки.

Стоит удивляться: те, которые видели много проявлений Божественной силы, не могли видеть в Нем Того, Кто может не только взять какую-нибудь раковину и вычерпывать воду, а может сотворить чудо, имея власть над природой. Такого опыта они еще не имели, Христос до этого случая не показал силу над природой, и им даже в голову не приходило, что Он в состоянии повелевать ей. Но по слову Христа, шторм утих также внезапно, как и возник. Им стоило теперь только удивляться: «Кто же Он такой, что и ветры, и море Ему повинуются?!» Христу пришлось обличить их в неверии.

Не случается ли с нами подобное, когда мы ищем на каждый нюанс в жизни обетование в Библии? Есть даже целая книга с обетованиями на каждый случай жизни. Есть и брошюра «Обетования для последних дней». А что случится, если на наш случай мы не найдем обетования в Библии, как ученики не вспомнили, чтобы Иисус когда-либо проявлял власть над природой? Вот в этом и проблема наша: мы ищем какой-либо аналог своей проблеме, а Бог хочет, чтобы мы просто и по-детски доверяли Ему, даже если такого опыта не только мы сами не имели, но и в Библии такой аллюзии и близко нет. Вот это и будет настоящим доверием Богу во всех обстоятельствах жизни. Как Иисус усмирил ветер и волны в Галилее, так Он властен успокоить и житейские бури, которые так часто неожиданно обрушиваются на душу человека. Слишком часто причина, почему мы не испытываем воздействие Его силы в нашей жизни, лежит в том, что мы «боязливы» и имеем «мало веры». Не будем забывать, что любой шторм, сотрясающий человеческое сердце, утихает, когда с нами Иисус Христос. Когда ураган сомнений пытается вырвать сами корни нашей веры, в присутствии Иисуса Христа находим мы прочную безопасность. Когда дует холодный, мрачный ветер скорби, присутствие Иисуса Христа дает нам успокоение и утешение. Когда налетает горячий порыв страсти, присутствие Иисуса Христа дает нам мир и защиту.

Есть такой чудесный рассказ. В маленькой горной деревушке учительница рассказывала о том, как Иисус успокоил море. Вскоре после этого поднялась ужасная снежная буря. Когда занятия в школе закончились, учительнице пришлось буквально на себе тащить детей через бурю; они были в большой опасности. И вот посреди бури учительница услышала, как маленький мальчик говорил, как бы сам с собой: «Этот Иисус не помешал бы нам здесь сейчас». Ребенок правильно уловил суть истории; это, должно быть, была прекрасная учительница. Этот рассказ учит нас, что тогда, когда жизненные бури начинают расшатывать наши души, Иисус всегда с нами, и в Его присутствии ярость бури обращается в покой, который не может унести никакой шторм.

III Исцеление Гадаринских бесноватых (28-34 стихи)

28 Когда лодка пристала на противоположной стороне к берегу в земле Гадаринов, Его встретили двое, одержимых бесами, которые вышли из погребальных пещер. Они были столь свирепы, что никто не решался ходить той дорогой.

Что это за местность, в которую прибыл Иисус с учениками? Сравнивая текст Матфея с текстами Марка и Луки, мы видим кажущееся разночтение, да и в тексте Матфея переводчики по-разному переводят это место: мы встречаем и «страна Гадаринская» и «Гергесинская» и «Гераса». Откуда это разночтение? Гадара – город, который находился недалеко от озера (9 километров). По свидетельству Иосифа Флавия «Гадара была укрепленной столицей Переи». То есть – это столица определенной области, которая простирается до самого озера, и даже монеты были найдены, имеющие название Гадары и с изображением корабля. Гераса – это другой город из этой области, который был еще ближе к озеру. Здесь еще на название этих городов оказал свое влияние и перевод, город Керса превращается в Гергеса. В общем-то, если во всем разобраться, то можно понять это разночтение, кто-то может сказать, например, мы из Турции переправились на другой берег Черного моря и прибыли в Краснодарский край, а кто-то скажет более конкретно – в пределы города Сочи. Разночтение? Нет, просто указано более конкретное место прибытия. Это же мы наблюдаем и у евангелистов.

Теперь о месте жительства одержимых бесами. Эти склепы или погребальные пещеры, о которых мы читаем, видимо являлись кладбищем умерших жителей Гадары или Герасы. И вот происходит встреча Иисуса с бесноватыми. В этой истории мы видим вновь что-то необычное: той дорогой никто не решался ходить, а Иисус Сам направился к одержимым бесами. Почему одержимые жили в погребальных пещерах, вы не задумывались? Естественно, их демоны туда загоняли. А почему? Может желая внушить людям мысль, что именно души умерших становятся демонами? Во всяком случае, какую-то загробную жизнь душ человеческих, видимо, хотели навязать людям эти дьявольские агенты.

У. М. Томсон рассказывает в книге «Земля и книга», что в девятнадцатом веке он сам видел людей совершенно похожих на этих двух одержимых бесами в могильных склепах в Гадаре. Вот что он пишет:

«В наши дни есть очень похожие случаи – ужасные и опасные маньяки, которые бродят по горам и спят в пещерах и в могильных склепах. Во время самых ужасных припадков они совсем невменяемы и чудовищно сильны… Типичным в этих безумных является отказ носить одежду; я часто видел их совершенно нагими на запруженных толпами улицах Бейрута и Сидона. Бывают и такие случаи, что больные дико носятся по стране и пугают всех вокруг».

И вот, при встрече с Иисусом одержимые закричали: «Что Тебе до нас, Сын Божий? Не прежде ли времени Ты пришел сюда мучить нас?» Вы заметили, они называют Иисуса Сыном Божьим? Знают они Сына Божия. А обратили ли вы внимание на тот факт, что они считают мучением для себя не позволять им вредить людям? Им нравится мучить людей, это их наслаждение. Они знают, что им назначен день наказания, но они посчитали, наверно, что Христос не выдержал их свирепой злобы и, не выждав времени наказания, пришел их уничтожить раньше времени. Вот они и попросились войти в стадо свиней.

В случае с исцелением одержимых бесами, и с изгнанием их, Иисус показывает Свою силу и власть, Он показывает, что Иисус – Мессия, потому что только Он может словом повелеть целому легиону (шести тысячам) бесов выйти из людей, и они должны были повиноваться и бежать.

У нас может возникнуть серьезный вопрос: почему именно в свиней просились войти бесы? Автор Евангелия об этом умалчивает, поэтому мы можем строить лишь гипотезы. С одной стороны, это свойственно их характеру – причинять кому-то зло. Если не позволительно людям, позволь хотя бы животным мы причиним вред. Может бесы хотели причинить животным только повреждения или увечья, не убивая их, но все пошло не так, и они погибли? А может вопрос стоял гораздо серьезней, убивая свиней, они хотели причинить Иисусу неприятности, может быть рассчитывая, что разъяренные пастухи нападут на Иисуса или жители ополчатся против Него и убьют Его? Может быть, а может и не быть, гипотеза – она и есть гипотеза.

А вот более серьезно стоит вопрос: почему Иисус удовлетворил их просьбу и допустил им уничтожить свиней? Об этом тоже ничего не говорится. Это что, наглядная демонстрация акта изгнания их из одержимых? А может демонстрация ценности людей той местности, чтобы выявить, что они больше оценили, исцеленных людей или свиней? А может, и то и другое? А может еще что-то? На эту тему можно еще размышлять, и не мало. Хотя многие заявляют, что этот поступок со стороны Христа не гуманный и даже бессердечный, они же живые существа, как Он мог их уничтожить?! Это все говорит о том, то мы, будь на Его месте, может лучше оставили бы страдать двух людей, чем погубили бы столько животных?! Может это было бы гуманней? Вследствие греха на земле все страдают, но в первую очередь надо стремиться освобождать людей от страданий, а во вторую очередь думать о животных, а если перед нами альтернатива — выбирать человека, чтобы именно его освободить от страданий.

Но что самое трагичное в этой истории? Давайте сравним этот рассказ с историей о самарянке. Самарянка побежала, чтобы рассказать жителям об Иисусе. Что было потом? Как раз подошли ученики, и Христос показал им на побелевшие нивы, это шли к Нему жители города, чтобы послушать весть спасения. Что произошло с жителями Гадары? Пастухи сообщили им о случившемся. Жители Гадары тоже собрались к Иисусу, но для чего? С требованием оставить Его их местность и удалиться. Проповедь о спасении человеческих душ не удалась. Материальное доминировало над духовным, свиньи – над душами человеческими. Хоть конец этой истории печальный, но он дает нам повод задуматься над тем, что ценим мы больше, материальное или духовное?

  1. http://www.slovopedia.com/13/196/1006133.html
  2. http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/index.php/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8
  3. Баркли. Комментарий на Матфея.
  4. (У. Г. Томсон).
  5. http://graceofgod.ucoz.ru/load/stati/arkheologicheskie_nakhodki_lodki_vremjon_iisusa_khrista/4-1-0-40