Перевод и комментарий Александра Серкова — Евангелие от Матфея 7 глава (2 часть)

ГЛАВА 7 (2 часть)

13 Входите через узкие ворота, потому что широкие ворота открывают пространный путь, ведущий в погибель; и многие идут этим путем.

14 Но узки ворота и тесен путь, ведущий к жизни, и лишь немногие находят его.

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам замаскированными под овцу, на самом же деле они – свирепые хищные волки.

16 По плодам их узнаете их: не собирают же с терновника виноград, а с репейника инжир.

17 Всякое хорошее дерево приносит и плоды хорошие; а какие плоды можно ожидать с гнилого дерева?

18 Не может дерево хорошее приносить плоды несъедобные, а гнилое дерево хорошие плоды не произведет.

19 Всякое дерево, не приносящее плод хороший, срубают и бросают в огонь.

20 Итак, по плодам их узнаете их.

21 Не всякий, говорящий Мне: ”Господи! Господи!” – войдет в Царство Небесное, но лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: ”Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали?! И не Твоим ли именем бесов изгоняли?! И не Твоим ли именем совершали многие чудеса?!”

23 Тогда заявлю Я им: ”Вас я никогда не признавал за Своих. Отойдите от Меня, делающие беззаконие!”

24 Итак, всякого, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, можно сравнить с мудрым человеком, который построил дом свой на скале;

25 И вот подул сильный ветер, пошел ливневый дождь, разлились реки, а дом как стоял, так и остался стоять, потому что построен он был на скале.

26 Того же, кто слушает эти слова Мои и не исполняет их, можно сравнить с человеком глупым, который построил дом свой на песке;

27 И подул сильный ветер, пошел ливневый дождь, разлились реки, и рухнул дом тот, и ущерб от падения был огромным».

28 Когда Иисус закончил Свою проповедь, народ не переставал изумляться тому, как и чему Он учил,

29 Потому что учил Он не так, как книжники, Его учение было облечено властью свыше.

Содержание второй части 7 главы

  1. I. Два пути (13-14 стихи)
  2. II. Лжепророки (15-20 стихи)

III. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! » (21-23 стихи)

  1. IV. Два строителя (24-27 стихи)
  2. V. Учение Иисуса, облеченное властью свыше (28-29 стихи)
  1. Два пути (13-14 стихи)

Во второй части седьмой главы мы рассмотрим заключительные наставления Иисуса в Его Нагорной проповеди. Раскрыв золотое правило христианской этики, Иисус, казалось бы, переключается совсем на другую тему, но нет, размышляя о двух путях, мы обнаруживаем тесную связь между золотым правилом Иисуса и эпилоговым выводом в заключительной части проповеди. Знать золотое правило: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», — это одно, но к знанию нужны еще действия, а к действию человек имеет свободу выбора. Вспомните притчу о милосердном самарянине: прошел священник, прошел левит. У них была свобода выбора – помочь избитому и ограбленному или не помочь. Они пошли широкой дорогой, по которой идут большинство. Они могли оправдать себя тем, что им некогда уделить ему внимание, они куда-то очень торопились; а может боялись, что разбойники нападут и на них и поспешили оставить это опасное место как можно быстрей. Узкой дорогой пошел только один, и им оказался самарянин.

Мысль о двух путях, о двух строителях, которой Христос закончил Свою проповедь, раскрывает перед нами альтернативу, и мы вправе сделать соответствующий выбор. Но чтобы сделать правильный выбор, мы не оставлены без информации конца того или иного пути, куда каждый из них приведет. Эта информация была дана еще Адаму с Евой, им был показал реальный конец избрания пути непослушания, он вел к смерти вечной. Но предстал перед нашими прародителями тот, кто сумел их обольстить и сбить с истинного пути следования за Господом.

В заключительном этапе существования двух путей дьявол прикладывает все свои усилия и старания, чтобы совратить поклоняющихся Богу людей, он использует для этого лжепророков. Христос и от этого предостерегает, чтобы мы были осторожны и не попались на их наживку. Поэтому Иисус приглашает Своих слушателей, теперь уже и нас, читающих эту Нагорную проповедь, принять Его принципы, как курс своей жизненной деятельности, и дает ясную рекомендацию, как начинать и с чего начинать. Сам Иисус и «дверь» (Ин.10:7,9), Он же и «путь» (Ин.14:6). Для того, чтобы иметь жизнь с избытком, иного пути нет, как жизненный путь через Христа, путь со Христом и во Христе.

Начиная с 13 стиха и читая по 27 стих, которым заканчивается Нагорная проповедь, мы видим ряд противопоставлений, относящихся к верующим: 1) два способа исполнения религиозных обязанностей (стихи 13-14); 2) два типа религиозных вождей (стихи 15-23); и 3) два основания праведной жизни (стихи 24-27). Эти стихи фактически являются эпилогом к Нагорной проповеди.

Христос много говорил притчами, иносказаниями, не обошлось без этого и здесь; под словами «ворота» и «путь» Он изобразил метафорический образ жизни: жизнь с Ним (со Христом) и жизнь без Него. И не надо здесь выискивать какие-то тонкости, вроде: а что сначала, путь или ворота, эти слова синонимичны и означают широкие ворота и широкий путь, на котором нет никаких препятствий, живи на широкую ногу; и узкие ворота с узким путем означают то, что со всех сторон гонения, притеснения, насмешки, издевательства за то, что жизнь проходит со Христом. А почему так происходит именно на узком пути? Потому-то дьяволу не нравятся последователи Христа, и он возбуждает людей гнать и преследовать народ Божий. Вот в этом смысле путь и является узким или тесным. И чтобы стать на этот путь, надо пройти сквозь узкие ворота, и Христос предложит оставить весь свой мирской багаж. Но не все хотят расстаться со своими привычками, греховными наклонностями и принять решение следовать за Христом. Вот это и есть образ жизни со Христом по тесному пути и без Него по широкой дороге.

Каждый человек когда-то в жизни сталкивается с выбором: следовать за Христом, отдать Ему свою жизнь на служение или нет, но драматизм в том, что мало кто соглашается встать на сторону Христа, многие избирают более популярную жизнь, как они говорят: «Живи в свое удовольствие» и «бери от жизни всё, пока еще молод», то есть, сжигают свечу своей жизни с двух сторон. А еще говорят, что «конец дело красит». Но конец широкого пути весьма печален, а потом будет поздно что-либо менять.

Цель Иисуса, как искусного Учителя и Наставника, в конце Нагорной проповеди сделать призыв, и Он его делает и призывает войти в Царство узкими воротами и идти тесным путем. Он поставил слушателей перед конкретным выбором: царство с его условиями и правилами, а все правила Он высказал в этой проповеди, или остаться на широком пути, ведущем в погибель. Другого не дано, только два пути. От нас не требуется ничего особенного, чтобы идти путем со Христом: придите к Нему такими, какие вы есть, доверьте Ему свою жизнь, оставив весь багаж греха, мирской привязанности, ложной религии и человеческих достижений.

  1. Лжепророки (15-20 стихи)

Есть два вида пророков: пророк, говорящий от имени Бога и лжепророк, которому Бог не давал никакой вести и никуда его не посылал, но он тоже заявляет, что он от Бога. Пророк ведет людей к Богу, к следованию по тернистому пути, а лжепророк пророчествует легкий и широкий путь. О таких лжепророках Христос говорит: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам замаскированными под овцу, на самом же деле они – свирепые хищные волки».

Сравнение лжепророков с замаскированными под овцу волками нужно также понимать аллегорически, даже в том плане, что нет таких буквально волков в овечьей шкуре, хотя некоторые пытаются строить целые рассказы, вот один из них:

В Палестине были волки, ну, точь-в-точь как овцы, конечно по внешности. И вот такие волки еще заранее днем на пастбище присоединялись к стаду овец, терлись между ними, чтобы пропитаться одним запахом. Овцы сначала остерегались этих волков, но за день привыкали к ним. Таким образом волк или несколько волков попадали на ночь в овчарню и перегрызали все стадо. Тогда пастухи стали проверять каждую овцу, когда загоняли их на ночлег, они били палкой каждую из них. Настоящая овца терпеливо сносила удары, в то время как волк при ударе палкой сразу же огрызался и показывал злостно зубы. Я не знаю, правдоподобен ли этот рассказ про буквальных волков с шерстью, подобной овечьей, были ли они в Палестине, есть ли они сегодня, но людей, которые прикидываются «овечками», но внутри суть хищные волки, в церкви можно увидеть. И это уже правдоподобно. Христос в основном видел под этими волками людей, а это уже гораздо серьезней и опасней, когда люди толпами идут за лжеучителями, нежели загрызенное стадо буквальных овец. Вот слова ап. Павла, предостерегающего церковь:

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30 И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян.20:28-31).

В этом тексте мы видим, как апостол обращается к будущей ответственности ефесских пресвитеров. В первую очередь им надо быть бдительными и с особой заботой относиться к «стаду», доверенному им. Павел напоминает пресвитерам, что блюстителями их поставил Дух Святой, и что ценность порученной им Церкви определяется тем, что Бог приобрел ее Себе Кровию Своею. Лютыми волками, не щадящими стадо, Павел называет лжеучителей, о которых знает, что они войдут к ефесянам, он предвидит также и то, что из их собственной среды восстанут те, которые станут учить превратно. Так оно и случилось, и об этом засвидетельствовано в других местах Священного Писания.

Вот таково значение этой метафоры — кто-то из ложных пророков притворяется настоящим верующим, они внедряются в среду верующих, выглядя и поступая, как верующие, но при этом они очень опасны, потому что внутри они — хищные голодные волки, ищущие разорения, уничтожения и поедания овец. Естественно, волк – это основной враг овец, потому здесь и такое сравнение.

Иудеи понимали Христа и Его образный язык. Лжепророки им были известны издревле. Еще Иеремия писал о лжепророках:

13 Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо;

14 врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет (Иер.6:13-14).

А пророк Иезекииль прямо сравнивает ложных руководителей народа с волками:

27 Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть (Иез.22:27).

Пророк Софония также клеймит лжепророков, сравнивая их со зверями:

3 Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости.

4 Пророки его — люди легкомысленные, вероломные (Соф.3:3-4).

Наступало время посылать учеников одних с проповедью Евангелия, и Христос заявил:

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16).

Лжепророки были во все времена сетью для последователей истинного Бога. Но как распознать их? Как их отличить от пророков Божьих? Это весьма важный вопрос, от него зависит судьба не одного человека, а может быть целых общин. Христос предложил узнавать их по плодам. И снова аналогия: как дерево познается по его плодам, так и лжепророк по его плодам. Христос дважды подчеркнул эту фразу, вначале и в конце этого примера: «по плодам их узнаете их».

Читая эти заключительные строки проповеди Иисуса, мы видим, что Он применял такие примеры, которые были понятны людям. Его слушатели хорошо разбирались в сельском хозяйстве, они жили за счет земли, они хорошо знали, что урожай фруктов зависит от качества дерева, от его состояния, либо оно молодое и здоровое, либо оно уже отмирающее. Плоды – истинный показатель состояния дерева. Иисус, применив этот пример с деревом, дал понять слушающим Его, что это же самое происходит и с лжепророками: в духовном царстве лжепророка легко можно узнать по приносимым им плодам, то есть, по тому учению, которое он преподает людям и какой результат этого учения. Лжепророк может быть чрезвычайно похож на настоящего пророка; он даже может носить ту же одежду и пользоваться тем же языком, но его учение не несет духовное благословение, оно не укрепляет веру, а деморализует последователей Христа, которые имеют с ним общение.

Чем еще отличается лжепророк от истинного пастыря? Истинный пастырь заботится о стаде, лжепастырь или лжепророк заботится об удовлетворении своих «волчьих» амбиций, чтобы перетянуть на свою сторону как можно больше последователей, оторвав их от Христа, и в конце концов любоваться своим результатом. Может быть от своих сторонников он будет иметь определенную прибыль, может это просто его престиж, а может он просто одержим своей идеей, своим каким-то пониманием той или иной Божьей истины. А может все вместе взятое двигает им для приобретения сторонников. Во всяком случае, настоящий пророк постоянно прислушивается к голосу Бога, прежде чем выйти к народу с вестью, а лжепророк движим своими идеями. Долг учителя и проповедника заключается в том, чтобы принести людям не свои собственные идеи, а ту истину, которая дана в Иисусе Христе.

III. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» (21-23 стихи)

Прочитаем текст Писания:

21 Не всякий, говорящий Мне: ”Господи! Господи!” – войдет в Царство Небесное, но лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: ”Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем совершали многие чудеса”

23 Тогда заявлю Я им: ”Вас я никогда не признавал за Своих. Отойдите от Меня, делающие беззаконие!”

Читая эти слова, мы не можем не заметить удивительную вещь – бесы изгонялись, чудеса творились, больные исцелялись. Какой силой? Всегда ли Божьей? Хотя лжепророки и заявляют, что они творят знамения во имя Господа, но оказывается, Христос их не признавал за Своих. А почему? Он заявил: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие». Может ли беззаконник творить именем Господа чудеса? Нет. А как тогда чудеса совершаются, чьей силой? Надо учесть, что чудеса в древности были обычным делом. И исцеления совершались также. Каким образом? В древности все болезни приписывались действию сатаны. Считалось – раз человек болен, он чем-то огорчил Бога, а дьявол вселился в него, завладел им, а точней, он поселился в какой-то орган тела, и этот орган болит. А в общем-то сегодня уже общепризнано, что корни большинства болезней лежат в психике человека, а потому и заболеть человек может из-за психического расстройства и исцелить его можно, воздействуя на его психику. Сколько примеров есть, что человеку становилось лучше от стакана простой воды, когда больному внушали, что это исцеляющее лекарство как раз от его болезни. Если человек сумел обмануть себя или кто-то помог ему в этом, внушив, что в него вселился бес, то человек и заболевает определенной болезнью. А если кто-то может убедить его в обратном, что определенные заклинания могут освободить его от власти демона, человек верит в это и наступает его выздоровление. Не все болезни, конечно, связаны с психикой человека, есть и инфекционные и ряд других болезней, но тем, кто обманывает людей, якобы он исцеляет именем Господа, хватает психически больных людей, чтобы продемонстрировать свое шарлатанство. Кто выдает себя за знающего Бога, но не повинуется Его заповедям «тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин. 2:4), несмотря на благочестивую внешность. Последний великий день суда раскроет, кто — есть кто.

Вопрос возникает и такой: а лжеучителя были когда-либо верующими или они влились в церковь уже с определенным намерением? Трудно конечно однозначно ответить на этот вопрос. Видимо, все-таки, многие искренне начинают свою христианскую жизнь, но впоследствии скатываются то в одну, то в другую обочину христианского пути. Мы можем проанализировать некоторые тексты Писания о конкретных библейских личностях, и можем прийти к определенному выводу. Цитирую текст Писания:

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Ин.17:12).

О ком здесь идет речь? Естественно, об Иуде. «Кроме сына погибели», т. е. Иуды Искариота. Это выражение изображает того, кто определён к погибели, или к уничтожению. По своему собственному избранию Иуда стал человеком, обречённым на погибель. А чем Иоанн был лучше Иуды? А Петр? Дело не в том, кем они были в начале, а конец дело красит – человек поддался влиянию Святого Духа и изменился или он стал прислужником сатаны.

Возьмем еще один Библейский пример:

9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,

15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого.

16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого.

18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги,

19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого.

20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;

23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами (Деян.8:9-24).

Видите, какая происходит борьбы у человека, который принял истину. Симон уверовал, крестился, не отходил от Филиппа, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся виденным, но грех настолько вжился в него, что при первом удобном случае дал знать о себе: «дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Святого Духа». Видите, в чем дело. Ученики возлагали руки, и люди принимали Святого Духа, и Симон просил то же самое. Но в чем разница? В мотиве этого действия. В чем проблема Симона? Иметь власть, чтобы прославить себя, а не Бога. Это может быть проблемой многих из нас сегодня, и это может проявиться в разных ситуациях и нюансах. Благо — конец у Симона не так уж печален, не такой, как у Иуды: «Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу». Он понял свою грубейшую ошибку.

Петр пишет о тех лжеучителях, которые так и остались ими, не покаявшись и не оставив свой путь заблуждения:

19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.

20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.

21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди (2Петр.2:19-21).

А вот что пишет о них Иуда:

12 Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;

13 свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.

14 О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих —

15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».

16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям нечестиво и беззаконно; уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.

17 Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.

18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.

19 Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа (Иуды 1:12-19).

Поэтому Петр делает решительный призыв, предохраняя церковь от опасности, которая препятствует идти тернистым путем, это опасность самообмана. Он призывает встать на истинный путь в Царство Господа Иисуса Христа:

8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.

10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,

11 Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2Пет.1:8-11).

  1. Два строителя (24-27 стихи)

Заключение и призыв Нагорной проповеди Иисус представил в виде двойного сравнения. Он приводит в сравнение два типа людей – один слушает и не слышит, другой тоже слушает, но он и слышит, то есть, приводит в исполнение услышанное. Или это же Он сравнивает с двумя строителями: один построил дом на скале, а другой – на песке. Для вступления в Царство Небесное требуется не только слушание слов Христа, но и практическое исполнение их в жизни. Интересно, что оба строителя слышали слова Иисуса. Опять же, судя по контексту, эти предостережения адресованы религиозным людям, которые слышали учение и как-то отреагировали на него. Кто не только слушает слова Христа, но и исполняет их, тот уподобляется благоразумному, собственно говоря, размышляющему человеку, который выстроил дом свой на скале или как современные здания строятся на фундаменте или на сваях. Опасно слышать Божественное повеление, если слышанное не претворяется в действие, так как слышанное неизбежно возлагает ответственность за соответствующее действие. Сыны Божии следуют руководству Святого Духа. Ап. Павел пишет:

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим.8:14).

Если образы преобразовать в реальную жизнь, то получается, что одни строят дом своего характера на скале, то есть, на Христе, а кто-то строит вообще безо всякого фундамента. Ветры искушения проверят и выявят, на чем построен наш характер. Особенно ветры лжеучения очень быстро совращают христианина. Здесь очень важно облечься во всеоружие Божие, чтобы устоять против всех искушений дьявола, которые он направляет через своих агентов на народ Божий.

Концепцию иллюстрации Иисус взял у автора Книги Притчей. Мы читаем:

«Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании» (Прит. 10:25).

Призыв Иисуса должен воплотиться в жизнь, ответить на учение Иисуса — значит постоянно применять его в жизни.

Подходя к концу всей проповеди, Иисус завершает ее обращением к Своим слушателям, призывая продолжать непрерывно применять то, что Он преподал. Они должны убедиться в том, что имеют личные отношения с Ним, что является ключом, при помощи которого можно войти в Царство Божье. Сделав это, человек должен надлежащим образом относиться к окружающим (7:1-12), концентрировать свое внимание на вечном (6:19-34), практиковать личное благочестие только для Бога (6:1-18), иметь внутреннюю праведность (5:21-48) и иметь качества блаженства (5:3-12). Человек, непрерывно поступающий так и воплощающий все, что сказал Иисус, будет подобен мудрому человеку, построившему свой дом на камне (7:24). И когда обрушились внезапные бури, его дом выдержал испытание. А все те, кто слышит слова Иисуса и не исполняет их в своей жизни, будут подобны глупцу, построившему свой дом на песке (7:26). И когда буря последнего суда надвинется на него, он будет разрушен.

Давайте и мы не будем только слушателями, но станем и делателями того, чему учит нас Нагорная проповедь. Люди должны увидеть, что мы являемся гражданами Царства Божьего. Дела, конечно, нас не спасают, но те, кто имеет личные отношения с Иисусом, будут проявлять свою любовь к Нему в послушании. Об этом мы читаем следующее:

«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4). «Иисус же сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»» (Ин. 14:15).

  1. V. Учение Иисуса, облеченное властью свыше (28 стих)

Как отреагировал народ на наставления Иисуса в Нагорной проповеди? Они изумлялись Его учению. Его учение совершенно отличалось от проповедей книжников. А главная особенность Его учения заключалась в том, что Он не основывал свои учения ни на преданиях, ни на каких-то других древних учениях, Он утверждал Свой авторитет на Самом Себе. Он часто приводил учение древних, после чего заявлял: «А Я говорю вам…». Он вполне соответствовал обещанному Мессии и будущему эсхатологическому Судье. «Сознание Божественной власти Законодателя, Истолкователя и Судьи так сияло сквозь Его учение, что учение книжников могло казаться при таком свете всего лишь пустой болтовней» [1]. Люди поняли разницу между учением Иисуса и книжников. Он говорил, как власть имеющий; слова же книжников были бессильными. Он был голосом, а они – только эхом.

Размышляя о Нагорной проповеди Иисуса и сопоставляя ее с писаниями раввинских ученых, мы находим многочисленные параллели, и у нас, естественно, возникает вопрос: в какой мере одни зависимы от других? Этот вопрос исследуется учеными и есть немало обвинений в адрес Иисуса, якобы Он впитал в Себя наставления раввинов, выдавая их за Свои изречения. Да, эти поразительные параллели действительно существуют, этого мы не можем отрицать, но то, что Иисус заимствовал Свое учение из раввинской литературы, отсюда не следует. Исследовав этот вопрос более тщательно, ученые, ведущие специалисты в этой области, свидетельствуют, однако, что параллели к Нагорной проповеди, приписываемые раввинам, именно они относятся к раввинским наставникам, жившим после дней Иисуса. Против этого иногда возражают, что многие высказывания, хотя носят имена более поздних авторов, но происхождение имеют более ранние, и что таким образом и они могли служить источником для Иисуса. Однако Штрак и Биллербек придерживаются обоснованного правила, что высказывания, которые дошли до нас под именем определенного автора в действительности принадлежат ученому, имя которого оно носит и их высказывания были совершены позже произнесения Нагорной проповеди Иисусом. Штрак и Биллербек отмечают также, что некоторые из более ранних танаитских ученых, живших около 100 г. по Р. Хр. были знакомы с некоторыми из слов Иисуса. Для примера, положение Матф. 5:17, встречается в дискуссии между Гаммалеилом II (около 90 г. по Р. Хр.) и христианином (Талмуд shabbat 16а, 1166, издания Сончино, 571 стр.).

Итак, мы видим, как Иисус нанес прямой удар фарисейской доктрине о спасении делами и смело учил о недостаточности праведности законников. В то же время Он раскрыл Своему народу новый путь, ведущий к высшей праведности. Духовное значение учений Иисуса не измеряется одним лишь величием содержащихся в нем нравственных принципов. Многие из последних были уже представлены в ВЗ или в изречениях людей, в большей или меньшей мере просвещенных светом с небес. Но Христос говорил, как не говорил ни один человек, говорил с авторитетом, который требовал внимания к Нему. То, что резко отличает нашего Господа, это факт Его Божественности — другие же наставления лишь человеческие. Он пришел не для того лишь, чтобы сказать людям как им следует жить, но и для того, чтобы сообщить им силу для такой жизни; Он пришел не только для того, чтобы показать, что грех — это зло, и цель жизни — праведность, но пришел изгладить грехи прошлого и дать людям праведность неба свыше. Этого человеческие наставники не могли делать. В лучшем случае они могли указывать людям на лучший путь, но Иисус Сам был «Путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Все благое и облагораживающее происходит от Него и ведет к Нему.

Итак, мы закончили исследование Нагорной проповеди. С восьмой главы мы продолжим рассматривать дальнейшие благотворительные акции Иисуса.

  1. Jamieson, Fausset & Brown, Critical and Explanatory Commentary on the New Testament, V:50.