Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 5. Иисус в служении обществу

На этой неделе мы будем обсуждать, какие эффективные способы благовестия имеются в нашем распоряжении, когда мы следуем по стопам Иисуса. Мы возвещаем другим благую весть о Нем и в результате освещаем жизнь людей, которые все еще не знают о Его удивительной благодати. Памятный стих к этому уроку гласит:

23 И ходил Иисус по всей Галилее и учил в синагогах, неся радостную весть о Царстве, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в народе (Мф.4:23).

Давайте рассмотрим более подробно служение Иисуса обществу, и тогда сделаем вывод, что мы можем сделать для современного общества.

I Миссия Иисуса

Прочитаем текст Писания:

16 И пришел Он в Свой родной город Назарет, где вырос; и в субботу, как обычно, пошел в синагогу. И вот Он встал, чтобы читать из Священного Писания.

17 Ему подали свиток пророка Исайи. Он развернул его, нашел нужное место и начал читать:

18 «Дух Господа Бога на Мне, потому что Господь помазал Меня нести радостную весть нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение и душевно надломленным прощение,

19 Проповедовать, что настал благоприятный год милости Господа» (Лк.4:16-19).

Это было первое посещение Назарета с тех пор, как Христос оставил мастерскую плотника осенью 27 года, чтобы посвятить Себя публичному служению. Христос имел обычай, заметьте, регулярно посещать служения в синагоге в субботний день. Факт, что Христос, будучи здесь на земле, лично соблюдал тот же день недели, что и Иудеи, является также доказательством того, что со времени вручения закона на Синае и даже со времени творения, время исчисления нигде не потерялось. Поэтому, Его пример в соблюдении субботы является совершенным образцом, которому должны следовать христиане, что касается святого времени и образа ее соблюдения. Кроме того, не может быть никакого сомнения, что в таком виде, как мы имеем субботу теперь, она осталась целой и невредимой в своей последовательности от времени Христа до наших дней и, что соблюдение седьмого дня недели в настоящее время является соблюдением той же субботы, которую соблюдал Христос.

Возможно, еще в юношеском возрасте, в этой же Назаретской синагоге, Его приглашали читать тексты из книги пророков и, будучи близко знаком со Священным Писанием, Он извлекал уроки, которые приводили в трепет сердца поклоняющихся. Кажется, что Иисус старался использовать каждый представлявшийся случай, чтобы учить народ, который был собран в синагогах Иудеи и Галилеи.

Почтение к писаному Слову требовало, чтобы читающий его публично оставался стоять. Можно полагать, что, когда Иисус возвратился в Назарет, Его попросили прочитать Священные Писания и сказать проповедь. Это было обязанностью любого способного квалифицированного Израильтянина, даже несовершеннолетние приглашались к этому. Тот, кто читал определенные места из книги пророков, от него ожидали определенного наставления в проповеди.

И вот Ему подали свиток. Можно полагать, что во время Христа, тот, кого приглашали читать из книги пророков и говорить проповедь — мог сам избрать определенное место для чтения. Иисус попросил свиток пророка Исайи. Он развернул этот свиток, а точней, одну часть разворачивал, в то время как другую сворачивал до тех пор, пока не нашел место, которое Он желал прочитать.

Анализируя прочитанное Иисусом, давайте посмотрим, с чего начинается служение благовестия? Текст, который Иисус прочитал, находится в 61 главе Исаии (хотя в те времена не было этой разбивки ни на главы, ни на стихи). Это уже почти в конце свитка, который надо было Ему перекручивать, чтобы дойти до него. Когда Иисус отматывал, Он наверно молчал и по всей видимости собирался с мыслями, о чем Он будет говорить, прочитав текст, который Он искал.

Так что же в первую очередь нужно иметь благовестнику? Христос мог констатировать словами Писания: «Дух Господа Бога на Мне, потому что Господь помазал Меня…». Это основное, что нужно прежде, чем идти что-то благовествовать – помазание Духом Святым.

Какие основные элементы включает в себя служение благовестника?

  1. Нести радостную весть нищим.
  2. Исцелять сокрушенных сердцем.
  3. Проповедовать пленным освобождение.
  4. Нести слепым весть о прозрении.
  5. Возвещать надломленным душой прощение.
  6. Проповедовать, что настал благоприятный год милости Господа.

Что это всё означает? Давайте разберем.

  1. Нести радостную весть нищим. Нищие обычно находились во власти беспринципных должностных лиц, коммерсантов и соседей. Кроме того, обычно полагали, что страдание бедных — следствие проклятия Божия, что их несчастное состояние было их личной неудачей. Лишь немногие проявляли к ним сочувствие в их несчастном состоянии. Заметная, видимая всеми любовь Иисуса к бедным — была одним из великих доказательств Его мессианства. Те, которые очень мало имели из благ этого мира, очень осознавали свои нужды и свою зависимость от Бога и, таким образом, были очень восприимчивыми к проповеди Евангелия.

Любая личность, которая проявляла интерес в помощи бедным, — рассматривалась в особом смысле праведной, и раздача милостыни стала синонимом праведности. Но часто случалось, что милостыня раздавалась не из-за сочувственного интереса помощи бедным, но из желания заслужить или достигнуть праведности. Однако подлинный, сочувственный интерес относительно чувств и нужд наших ближних, является одним из наилучших доказательств «чистого и непорочного благочестия» (Иак. 1:27), искреннего обращения (1Ин. 3:10,14), любви к Богу (см. 1 Ин. 3:17-19; 4:21) и готовности войти в царство небесное (см. Мф. 25:34-46).

Возможно, Иисус имел в виду также «нищих духом», тех, которые скорее нуждались в духовном, чем в материальном. «Нищие духом», суть те, которые чувствуют свою духовную нужду, которым Христос обещал безграничные источники царства небесного. В действительности, мало приносит пользы проповедь Евангелия кому-либо, но лишь тем, кто чувствует свою нужду в чем-либо большем, чем мир может предложить.

  1. Исцелять сокрушенных сердцем. Кого исцелять? Тех, кто переживает горькое разочарование, кто сокрушается и раскаивается в совершенных грехах. Иисус пришел исцелить именно таковых, то есть, сокрушенных сердцем.
  1. Проповедовать пленным освобождение. О каких пленных идет здесь речь? Неужели о буквальных пленниках, которых завоевали римляне и держали в неволе? Или может речь идет о тех, кто находился в заключении, как преступник закона? Почему Иисус не освободил тогда всех гладиаторов, которые были из пленных? Открывал ли Христос двери тюрем и отпускал ли заключенных на свободу? Почему Иисус не освободил Иоанна Крестителя из темницы? Нет, пленные это те, кого пленил сатана и держит их в неволе. Иисус принес освобождение тем, кто изнывает в темнице сатаны. Ап. Павел наставляет Тимофея:

26 Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2Тим. 2:26).

  1. Нести слепым весть о прозрении. Хотя Христос давал прозрение и буквально слепым, но мысль здесь идет о духовно слепых.
  1. Возвещать надломленным душой прощение. Надломленные душой или угнетенные — снова речь идет по существу в духовном смысле. Иисус пришел освободить людей от тяжкого бремени греха и от угнетающих раввинских ограничений, возложенных на Иудеев.
  1. Проповедовать, что настал благоприятный год милости Господа. То есть, евангельский век или эра, когда те, кто чувствует свою духовную нужду (нищие духом), кающиеся (сокрушенные) сердца, плененные грехом и слепые духовно, раненые и разбитые дьяволом личности, могут иметь славную надежду — освобождение от греха. «Год милости Господа» или Юбилейный год (в др. переводах), напоминает о Юбилейном годе, когда рабы освобождались, долги аннулировались и земли, некогда данные в удел, возвращались своему первоначальному владельцу (см. Лев. 25:10,15, 24).

На этом выражении Иисус закончил Свое чтение. Следующую часть предложения, которая для патриотически-настроенных Иудеев была высшей, кульминационной точкой всего этого места Писания, — «и день мщения Бога нашего», — Он не прочитал. Иудеи тщетно полагали, что спасение было для них, а возмездие — для язычников. Иудейский взгляд на то, что спасение неотъемлемо принадлежало их нации, предпочтительнее, чем вопрос о личном повиновении Богу, закрыл народу глаза на истинную природу миссии Христа и привел их к отвержению Его. Они надеялись, что Христос явится как сильный князь, чтобы победить всех их притеснителей и подчинить мир власти Израиля.

Это основное ложное понятие возникло потому, что Иудеи умышленно не обращали внимания на те пророчества, которые говорили о страдании Мессии и неправильно употребляли те, которые указывали на славу Его пришествия. Это было гордое предубеждение и предвзятое мнение, которое привело их к такому состоянию духовной слепоты. Они были слепы к факту, что принимается во внимание не количество света, который открывается человеку, но польза, извлеченная из этого света. Они находили удовольствие в том, чтобы подробно останавливаться на мысли, что наказание Божие предназначалось для других и, возможно, были удивлены, когда Иисус не уделил этому большого внимания. Когда в Своей проповеди Иисус превознес веру язычников, таким образом подразумевая, что Иудеи потеряли ее, слушатели вышли из себя, наполнившись возмущением и яростью.

II Показатель истинной любви

Прочитайте текст Писания Луки 10:25-37. Я процитирую из этого повествования один лишь резюмирующий текст:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. (Лук.10:27).

К чему были сказаны эти слова? Иисус совершал Свое последнее путешествие из Галилеи в Иерусалим. Именно в это время, когда Иисус неожиданно встретился с законником и привел историю о милосердном самарянине, Он находился в Вифании, только что совершив путешествие из Иерихона. Возможно этот случай ходил на слуху у многих. И вот на слова с мотивом искушения Христа, в конце концов законник вынужден был задать вопрос: «А кто мой ближний?» Сначала он задал вопрос: «Что мне делать?» А теперь: «Кто мой ближний?!

Вопрос любви по отношению к Богу был понятен. Возлюбить Бога – означает посвятить Ему все свое существо, все наши чувства и любовь, нашу жизнь, физические силы и разум. Такой род «любви» является «исполнением закона» (Рим. 13:10). А каково отношение должно быть к ближним? Пример, приведенный Иисусом, раскрывает суть любви к ближнему; и Иисус расширил границы определения статуса ближнего от иудея в более глобальные параметры.

Истинное дружелюбие должно было спасти жизнь ближнего этого законника, возможно, ближнего его друзей. Он не смог найти ничего, чтобы осудить этот ответ Иисуса на свой вопрос. Очевидно, в глубине своей души он осознал, что определение Иисуса о «ближнем» было исключительно истинным определением. Как законник, он, несомненно, был в состоянии оценить, более других слушателей, глубокое понимание Иисуса об истинном значении закона, как учитель, он должен был оценить тактичность, которую Иисус проявил при объяснении его вопроса. Во всяком случае, его предубеждение к Иисусу было устранено.

Согласно традициям еврейской культуры, священнику не разрешалось прикасаться к мертвому телу, потому что это делало его ритуально нечистым (см. Лев. 21:1?4). А священник даже и не стал разбираться, мертвый тот, которого раздели и избили разбойники или он сильно ранен, так как жертва по всей видимости была без сознания, он просто прошел мимо. Поэтому в истории о милосердном самарянине Христос хотел научить тому, что истинная любовь не имеет никаких ограничений. Однако вопреки всевозможным предположениям самарянин, к которому в Израиле относились с презрением за принадлежность к расовому меньшинству, оказал несчастному помощь, в которой последний так нуждался.

Помогая тем, кто попал в беду, мы не должны ставить перед собой никаких ограничений. Наоборот, нам следует помнить о том, что мы можем изменять жизнь людей. Независимо от положения человека в обществе мы должны поделиться с ним благой вестью о том, что спасение, даруемое Христом, способно удалить их печали. Христос использовал эту притчу для того, чтобы показать, что искренняя любовь порой должна переступать через некоторые религиозные убеждения. Вот это и будет истинным показателем нашей любви.

Из истории о милосердном самарянине мы можем извлечь несколько уроков, которые помогут нам разобраться с ситуациями, возникающими в нашем мире сегодня. Христос показал, что наш ближний — им является не только тот, кто принадлежит к нашей Церкви или религии. Ничего не значит: ни национальность, ни цвет кожи, ни классовая принадлежность. Наш ближний — это каждый, кто нуждается в нашей помощи. Нашим ближним является каждый человек, душа которого изранена и изувечена врагом человеческого рода. Нашими ближними являются все люди, так как все они принадлежат Богу.

Принимая решения, мы должны руководствоваться этими принципами всякий раз, когда отправляемся благовествовать. И сегодня потребность в этом наставлении нисколько не меньше, чем тогда, когда его произнес Иисус. Себялюбие и бездушный формализм почти погасили огонь любви и вытеснили добродетели, которые делают человека благородным. Многие исповедующие имя Иисуса забывают о том, что христиане должны являть собою Христа.

В притче о милосердном самарянине характер Иисуса «открывает подлинный смысл закона и показывает, что означает «любить ближнего своего, как самого себя». И когда дети Божьи проявляют милосердие, доброту и любовь ко всем людям, они тем самым свидетельствуют, что их характер соответствует принципам Неба.

III Соль должна быть соленой

Прочитаем текст Писания:

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет свой вкус, пригодна ли она к употреблению? Нет, ее остается только выбросить; и будут топтать ее люди ногами» (Матф.5:13).

Интересный пример привел здесь Иисус Христос, хорошее сравнение. Но многих смущает тот факт, что соль может потерять свой вкус. Бывает ли такое? Я вам скажу так: если размышлять о потере вкуса соли в свете нашей очищенной, поваренной соли, то трудно представить, как соль может потерять свой специфический соленый вкус. Поваренная соль, или соль пищевая (хлорид натрия, NaCl) – это наша соль сегодня. И то, та соль, которую мы покупаем в магазине, состоит из NaCl примерно на 97 %, остальная доля приходится на различные добавки. А какая соль была во дни Христа? Никто ее не очищал, не варил и ничего не выпаривал, она добывалась такой, какая она находилась в природе. А природная соль имеет столько примесей, что от соли, если она постоит в сырых помещениях, да еще если под дождем, под солнцем, то NaCl, если там и останется, то совсем мало, если не совсем вымоется; и то, что оставалось, так это примесь вместе с породой, которую оставалось только высыпать на дорогу, по которой ходили люди, чтобы меньше было грязи.

Но главная суть здесь не в этом, желание Бога, чтобы мы и наши церкви не остались с внешней оболочкой истинного христианина и с вывеской, что это христианская церковь. А что там внутри: в церкви и в душе человека? Вот это самое главное, потому что соль предназначена для того, чтобы сохранять продукт от порчи и придать ему вкус. А церковь Бог учредил для чего? Чтобы она сохраняла и распространяла волю Божью и была носителем Его истинного характера. Ап. Павел пишет: «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:3). Каждый верующий и каждая церковь должны быть письмом Христовым миру. Автор письма – Христос, материал, на котором написано письмо, это сердце каждого верующего, текст — закон Божий, копия Его характера, который можно выразить одним словом «любовь».

В обрядовом служении к жертве добавлялась соль. Соль означала, что только праведность Христа может сделать жертву благоприятной Богу. А как быть, если соль нашей жизни потеряла свое предохраняющее свойство? Как восстановить ее существенные и полезные свойства? Когда любовь, сила и праведность Христа утрачиваются христианином по названию, то другого источника нет, из которого он мог бы восполнить этот недостаток. Христианин по имени не может передавать другим то, чего он сам не имеет. Ему надо прийти к Богу, как блудный сын пришел к отцу своему, и восполнить утраченное.

Христос назвал Своих учеников солью земли для того, чтобы намекнуть на ту роль, которую им предстояло сыграть в деле распространения благой вести. Благодаря соли пища становится приятной на вкус и аппетитной, соль предотвращает гниение. Так и христиане своей жизнью и наставлениями должны беречь мир от полного морального разложения. Они спасают мир от вселенского зла и порока своим влиянием и примером, а также благословениями Божьими, изливающимися в ответ на их молитвы.

Наша роль как «соли» очевидна. Мы должны использовать свои способности для того, чтобы изменять общество своей жизнью и наставлениями, проповедуя принципы Христа и помогая соседям принять Его как своего Спасителя. Не выполняя этой миссии, мы теряем свою ценность и влияние как вестников перемен.

IV Труд фермера

Прочитаем текст Писания:

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут,

37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их (Ин.4:35-38).

В Палестине хлебные злаки сеяли осенью, а собирали весной. Поскольку уборка урожая в местностях, соответствующих селению Сихарь, происходит в апреле или мае, вероятно описываемые события происходили приблизительно в декабре или январе.

Ученики могли видеть жителей селения, совершающих свой путь через поля, засеянные хлебными злаками к колодцу. Семя истины, посеянное в сердце этой женщины самаритянки, уже начало приносить плоды, и в следующие два дня была собрана обильная, богатая жатва.

Но Иисус не имел в виду привести мысль о фермерском труде в конечной инстанции, Его цель перевести мысли на духовные рельсы и дать наставление ученикам. Иисус думал о Себе как о сеятеле и об учениках — как жнецах и предвидел ещё большую жатву в Самарии после Своего воскресения. В жатве душ это очень часто является истинным, что один сеет Евангельское семя, а другой имеет преимущество собирать созревший урожай.

Христос сказал, что труд по спасению душ включает в себя и сеяние, и жатву. Фермеры знают, что, прежде чем собрать урожай, нужно посеять семена. Работа по спасению душ для Христа подразумевает, что, прежде чем люди впервые смогут познакомиться с вестью Евангелия, их нужно к этому подготовить. Чтобы посеять семена Благой вести, мы должны не торопясь учить слушающих нас, чтобы наше слово стало авторитетным для них. Этот этап едва ли даст заметные результаты. Жатва подразумевает, что созревшие души получили Слово при сеянии и теперь готовы принять Христа как своего Спасителя.

Как соработники Христа мы можем сеять семя Благой вести, принимать участие в жатве, либо делать и то, и другое. Какая бы роль ни отводилась нам в деле спасения людей для Христа, важно помнить, что совершать свой труд надо так, как это делал Христос. Он заметил, что урожай на поле созрел и готов к жатве. Это означает, что нам предстоит потрудиться, и время для этого уже настало. Благовествование подразумевает, что мы будем общаться с людьми, узнавать об их проблемах и предлагать решения, основанные на вести Христа. Библия говорит, что поля побелели и ждут жатвы (см. Ин. 4:35?38). В такое время фермер готовится собирать урожай.

Когда дело касается духовной сферы, прежде чем начать какую-либо евангельскую деятельность, мы должны задать себе один важный вопрос. Как сделал бы это сегодня Христос? Мы многое можем узнать в Библии о том, как Он нес Благую весть израильскому обществу? Порой Ему приходилось действовать в одиночку, а иногда евангельским служением занимались Его ученики. Проводя евангельские мероприятия сегодня, нам необходимо помнить наставления Христа и то, как их следует использовать в нашем современном обществе. Будучи водимы Святым Духом, мы сможем принести много пользы своим служением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек, живущий в этом мире сегодня, сталкивается с чрезвычайными обстоятельствами. Проблемы забирают огромное количество нашей энергии и внимания. Люди никогда еще так отчаянно не нуждались в том, чтобы услышать весть о Божьей благодати, надежде и исцелении, как сейчас. Вместо того, чтобы тратить время на обсуждение деградации человечества, христианам необходимо сосредоточить все свои мысли на Иисусе и Его поручении благовествовать миру. К какому бы социальному классу, к какому бы обществу ни относились люди, им всем нужна надежда. Бог знает, как достучаться до них, подарить надежду и привести к спасению. Просите Его, Он откроет и вам тот метод, который мы сможем использовать в наших ущемленных обстоятельствах.

Пастор Александр Серков