Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 4. Справедливость и милосердие в Ветхом Завете (часть — 2)

Тема о справедливости и милосердии в Ветхом Завете настолько обширна, что имеет свое продолжение. Памятный стих к этому уроку гласит:

«И всякое живущее существо; пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там» (Иез.47:9).

Ну, памятный стих прямо-таки загадочный. Мы еще к нему вернемся. А сейчас давайте рассмотрим урок подробно.

I Живые во Христе

Прочитаем текст Писания:

3 И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это (Иез.37:3).

Что таит в себе этот весьма загадочный текст? Читая памятный текст, мы уже не могли не заметить, что у пророка Иезекииля много аллегорического и потому загадочного. Но это мы читали в 47 главе. А 37 глава таит в себе другую загадку. Может потому и интерес к пророчествам, в которых много непонятного, имеет более привлекательность, чем обычное и понятное повествование. Ребус всегда интересней разгадать, чем это же самое прочитать открытым текстом. Но чем примечательна 37 глава, в которой заложен смысл судьбы сухих костей?

В символике сухих костей пророку в видении был представлен весь дом Израилев. Драма народа Господня, буйного и мятежного, представлена у Иезекииля как бы в трех актах. Первый акт — грехопадение Иерусалима, который покидает слава Господня, второй — разрушение и гибель города, лишившегося Божией благодати, и третий — покаяние и прощение; этот акт завершается оживлением мертвецов. В отношении «второго акта» заметим, что Израиль столь долго был разделен и рассеян, что по-человечески объединение его и «восстановление» не представлялось чем-то реальным. Поэтому Бог дважды говорит к Иезекиилю (37:1-14 и 15-28), чтобы в Своих откровениях ему подтвердить обещания, данные Им прежде: народ израильский будет Им восстановлен.

В видении Иезекииля Господь Духом Своим переносит его как бы на поле битвы, усыпанное человеческими костями. Чтобы пророк осознал, как много их на поверхности поля, Господь обвел его вокруг него. Иезекииль видит, что их весьма много и понимает, что они лежат здесь давно, потому что они уже очень сухие. Примечательны вопрос Бога и ответ на него. Бог спрашивает: «Оживут ли кости сии?» — пророк отвечает: «Господи Боже! Ты знаешь это». Ответ на вопрос как бы повис в воздухе: оживут ли они или не оживут? Но прежде всего, что это означает?

Естественно, речь не идет о воскрешении тех воинов, которые пали на поле брани. Бог что-то собирался сделать для Своего народа, который засох и далек был от выполнения той миссии, для которой он был предназначен в этом мире. Израиль должен стать светом для народов.

Пророк был весьма осторожен в ответе. Его ответ свидетельствует о глубине его веры во всемогущество Божие, потому что предполагает: даже если это, рассуждая по-человечески, невозможно, то нет ничего невозможного для Тебя, Господи.

Далее Бог поручает Иезекиилю изречь пророчество на кости сии и сказать им, чтобы слушали слово Господне, то есть, слово пророчества выступает здесь реальным орудием Божьего Духа, потому что им введен в особое состояние духовного видения Иезекииль, и им же оживлены будут мертвые кости (Я введу дух в вас, и оживете — стих 5; сравните со стихом 6). По мере произнесения им пророчества Иезекииль становится свидетелем осуществления его (стихи 7-8). При чтении стихов 5-6 и затем 9-10 невольно приходит на память сотворение Богом Адама и обращение его в живое существо (Быт. 2:7).

Подобно тому, как Адам был оживлен, так и Израиль как народ (стих 14) будет оживлен. Об этом Иезекиилю говорится сразу после того, как посредством его пророчества высохшие кости обратились в полчища живых людей. И сказал Он мне: кости сии — весь дом Израилев (стих 11). Оторванные от родной земли, от храма, в котором сосредоточивалась их духовная жизнь, евреи оторваны были от корня, они потеряли надежду на национальное возрождение и, образно говоря, уподобились сухим непогребенным костям (стих 11).

Оживление этих костей как раз и символизировало возрождение Израиля как народа. Но из видения Иезекииля явствовало (стихи 12-13), что произойдет оно исключительно силой Божией, а не силой благоприятных исторических обстоятельств: «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших» (т. е. из плена, символизировавшего национальную смерть Израиля). И введу вас в землю Израилеву. Итак, Дух воскрешает! Пусть рана была неисцелима, но для Бога нет ничего невозможного.

Его дыхание и мертвых оживотворит, и отчаявшихся окрылит надеждой. Не следует, однако, видеть исполнение этого пророчества в возвращении евреев в Палестину в наше время, что пытаются сегодня провозглашать некоторые богословы.

Исполнилось ли это пророчество в жизни буквального народа Израильского? Из плена они конечно вышли. А стали ли они светом миру в том плане, что на них возлагалось и что от них ожидалось? Вот тут-то есть своя печальная сторона этого вопроса. Но как быть тогда со словами Бога о том, что кости все же оживут и мертвые воскреснут? Где нашло свое исполнение это пророчество? Давайте прочитаем текст Писания:

10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Ефес.2:10).

Кто это «мы» и именно «созданные во Христе Иисусе»? Это христиане, это теперь уже духовный Израиль. Плотский Израиль не оправдал надежды и не был в полном смысле «светом миру», теперь эта миссия возложена на христиан. «Вы – свет миру» — сказал Христос.

Что имел в виду Павел, когда говорил, что мы созданы для добрых дел (Ефес.2:10)? А ведь перед этим он сказал, что мы спасаемся верой, а не делами (Ефес.2:8-9)! В этом вопросе люди очень запутались. Да, спасаемся мы верой, но мы созданы для добрых дел. Добрые дела нас не спасают, но это наша неотъемлемая часть, это смысл нашей жизни, жизни тех, кто спасен по благодати.

Во второй главе Ефесянам ап. Павел говорит, что нас, некогда мертвых по преступлениям и грехам Бог воскресил, посадил нас рядом со Христом, а Христос на небесах, а значит, и мы находимся в атмосфере неба, в то время, как находимся еще на земле. А атмосфера неба какова? Для чего Он нас воскресил? Павел и на этот вопрос отвечает. Мы читаем:

7 Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (Ефес.2:7).

Примирить мир с небом, с Богом, а затем явить богатство Своей благодати нам. Он явил эту благодать, и что дальше? А всем остальным людям кто будет являть эту благодать? Христос был особенным каналом, через которого Бог проявил Свою благость к людям «Бог во Христе примирил мир» (2Кор. 5:19).

Но в послании Ефесянам Павел доводит эту мысль до логического заключения. Он сводит все к нашей задаче: мы восстановлены Им для какой-то цели. Для какой? для «добрых дел». В чем суть наших добрых дел? Раскрыть людям то великое доброе дело, которое Бог совершил ради нас и для нашего духовного воскрешения. Исполнение добрых дел будет обычным навыком, не как нечто требуемое, но как естественное выражение новой жизни, сотворенной в верующем. Если кто не исполняет добрых дел, уместно спросить, а получил ли таковой благодать?! Творец вселенной является также Творцом души, действующей согласно вечного намерения. Бог не только предусмотрел благоприятные возможности для добрых дел, но также и средства для их исполнения. Мы с волнением читаем:

16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15:16).

II Текущий поток

Прочитаем текст Писания:

1 Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника.

2 И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону.

3 Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку.

4 И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу.

5 И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток.

6 И сказал мне: «видел, сын человеческий?» и повел меня обратно к берегу этого потока.

7 И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону.

8 И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми (Иез.47:1-8).

Что хотел достичь Бог этим видением, которое Он дал Иезекиилю? Что оно означает? Утечка воды из-под храма – это положительное или отрицательное явление? Давайте разберем.

Река, вытекавшая из храма, обладала редким, особенным качеством, которое нейтрализовало соленость Мертвого моря. Кроме того, листья плодовых деревьев, которые росли по берегам реки, дарили исцеление. Первые христиане использовали те же символы для обозначения духовного исцеления, которое предлагает Христос. Христос является Источником исцеления, находящимся у престола Божьего. Это означает, что независимо от наших страданий, безнадежности и отчаяния Христос всегда может вытащить нас из руин и очистить Своей кровью. Эти воды обозначают Евангелие Христа, которое из Иерусалима стало распространяться на территорию соседних стран; а также дары и силу Святого Духа, благодаря Которому Евангелие смогло проникнуть в самые дальние уголки и принести обильные благословения.

Мы — помощники Христа в современном мире. Мы должны являть Его перед теми, кто еще не слышал благой вести о спасении. Подобно сильному потоку праведности, упомянутому в книге пророка Амоса 5:24, Евангелие Христа способно покорить всех. Мы должны доказать это своими добрыми делами. Исцеляющее влияние реки, текущей из храма (см. Иез. 47:12), символизирует преобразование, которое люди переживают, приняв свет спасения. Река несла изобилие, исцеление и жизнь. Точно так же Евангелие Христа изменяет жизнь человека навсегда.

III Церковь как источник жизни

Вот теперь давайте разберем наш памятный стих. О чем он говорит? Это продолжение мысли, о которой мы говорили в предыдущей второй части урока. Давайте вспомним этот текст:

9 И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там (Иез.47:9).

Символ реки нам уже понятен. Это церковь, несущая жизнь окружающим людям. В синодальном переводе не совсем понятно только то, почему здесь перевели «две струи». Здесь просто параллелизм, и он очень ясно выражен в другом переводе:

9И повсюду, где пройдет этот поток, там вода будет кишеть всякими живыми существами, и рыбы будет много, потому что эти воды принесут исцеление даже Мертвому морю, и жизнь будет везде, куда придет этот поток (перевод Кулакова).

Речь здесь идет не о двух струях, как мы читаем в синодальном переводе. Здесь заложен смысл параллелизма: «поток» и «вода». Через нас Бог может даровать надежду людям разочарованным, подавленным, истощенным, умирающим как духовно, так и физически. Члены церкви должны обладать всем необходимым для того, чтобы показать Христа грешному миру. Иисус в силах обеспечить любого из нас всем, чем нужно, чтобы начать изменять и возрождать сердца страдающих, разочарованных, убитых горем людей. Они являют Иисуса, становясь проводниками Его света, будучи светом и солью миру. Получив духовный свет благодаря молитве и изучению Библии, христиане отправляются с миссией — рассказать о Христе тем, кто еще живет во тьме. Свет освещает ситуацию или место. Свет открывает истину — он делает явным и добро, и зло. Свет исходит изнутри и озаряет все вокруг. Он не может быть статичным, и его не спрячешь в сосуде. Свет достигает наивысшей силы рядом с источником и становится слабее по мере удаления от этого источника. Иисус пришел пролить свет, чтобы мы смогли увидеть Бога через Него настолько хорошо, насколько это возможно для истинной природы человечества. Свет есть в каждом из нас. Мы выбираем, позволить этому свету сиять или сокрыть его. Если мы спрячем его, в конце концов он исчезнет.

IV Обетование юбилейного года

Прочитайте всю 61 главу пророка Исаии. Это интересное место Писания. Иисус применил его в Своей жизни. В этой главе говорится, что печаль сменится радостью, и «унылый дух» — «славной одеждой» (3 ст.) Сегодня многие люди живут с грузом депрессии, отчаяния и одиночества. Многие испытывают уныние. Как мы можем наилучшим образом проявить сострадание и заботу об этих людях и утешить их? Наш пример Христос. Когда Иисус возвратился в Галилею, весть о Нем очень быстро распространилась по всем окрестностям. Лука сообщает, что Он учил в синагогах и «от всех был прославляем» (Лук.4:15).

Потом Иисус пришел в Свой родной город Назарет, где Его попросили выступить в синагоге. Он встал читать и сразу же обратился к вести ветхозаветных пророков. Иисус выбрал для чтения отрывок из Ис.61 и преподнес его в качестве Своего плана действий. Эта глава освещает важность служения отверженным и угнетенным: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим … проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лук.4:18-19).

Таким образом, в начале Своего служения Иисус ясно заявил, что забота об этих людях будет занимать центральное место в Его служении. Иисус провозглашает наступление «лета Господня благоприятного», или «года милости Господней». Год, на который указывает здесь Христос, имеет особое значение. Это юбилейный год, упомянутый в книге Левит, — время нового начала, когда долги прощают, рабов освобождают, а земли возвращают первоначальным владельцам (Лев.25:10-13). Процитировав этот текст, Иисус сделал программное заявление: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лук.4:21).

Люди, находившиеся в Назаретской синагоге, как и повсюду в Галилее, были рады услышать наставления Иисуса. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лук.4:22). Они с удивлением спрашивали друг друга: «Не Иосифов ли это сын?». И им очень хотелось увидеть чудеса, которые Он творил.

Но когда Иисус более подробно изложил Свою миссию, общественное мнение в Назарете резко изменилось. К их великому разочарованию, в Его планы не входило удивлять жителей Назарета чудесами. Он попытался объяснить, что Его миссия любви не может быть ограничена Галилеей или Израилем — это была миссия для всего мира. Он указал на два чуда — воскрешение сына вдовы из Сарепты и исцеление Неемана сириянина, которые Бог сотворил в прошлом среди язычников, а не среди иудейского народа.

Люди в синагоге были шокированы. Перестав прославлять Христа, они вывели Его за город и попытались сбросить со скалы, но у них ничего не вышло (Лук.4:28-30).

V Церковь как инструмент преобразования

Прочитайте Михея 6 главу.

Михей вторит другим ветхозаветным пророкам, отмечающим, что внешние формы религии, которым недостает смиренного и намеренного проявления справедливости и милосердия, неприемлемы для справедливого и милосердного Бога. Цитирую один текст из этой главы:

8 О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих.6:8).

Это крылатое выражение. В этом стихе заключается главная мысль всей главы. Что мы можем взять как поучение для себя из этой главы, особенно из 8 стиха?

Христиане призваны быть частью великого преобразования мира, которое хочет совершить Бог. В любом месте, в любое время мы должны исполнять Божью волю в сферах своего влияния. Нам необходимо понять одну вещь — не обязательно быть пастором, пресвитером, диаконом или диаконисой, чтобы что-то изменить.

Для проповеди Евангелия достаточно просто быть христианином. Разрешив Богу трудиться в нас посредством Духа Святого, мы начнем видеть мир по-другому и действовать как Его представители в каждой ситуации на своем пути. Будучи вестниками Божьих преобразований, мы обладаем талантами и способностями, иметь которые стремятся многие люди в попытках найти решение своих проблем.

Итак, давайте сделаем шаг вперед и примем участие в преодолении барьеров, стремясь явить Христа тем, кому требуется помощь. Тогда мы исполним то, о чем говорит Библия в Мих. 6:8: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Став вестниками Божьих преобразований в этом темном мире, мы сможем помочь изменить следующие сферы жизни общества:

Семья. Так как в современном мире семья сталкивается с постоянными проблемами, мы сможем выйти вперед в качестве Божьих помощников по преобразованию института семьи. Станем в своей собственной семье более примерным сыном или дочерью, братом или сестрой, мужем или женой. Наладим хорошие взаимоотношения со своими двоюродными братьями и сестрами, тетями и дядями, бабушками и дедушками, племянниками и племянницами. Покажем им своими поступками, что Бог хочет видеть всю семью христианской. Вне круга семьи будем делиться принципами Христа с другими молодыми людьми и их родителями, призывая к проявлению Божьей любви.

Образование. Мы можем помочь внести изменения в систему образования в своем городе, добровольно вызвавшись работать в школах. Мы можем молиться за представителей школьной администрации и учителей; выступить за создание атмосферы, которая будет отражать Бога во всех аспектах процесса обучения. Наша задача помочь своим детям с домашними заданиями, мы этим можем создать более благоприятную для обучения среду и конечно же надо искать в этом процессе возможности, которые помогут им стать ближе к Богу.

Бизнес. Не будем забывать просить Бога пребывать с нами на нашем рабочем месте. Естественно, надо выполнять свои обязанности качественно и добросовестно. А что делать с заработанными средствами? Желательно использовать часть заработанных средств для того, чтобы поддержать работу на Божьей ниве. Когда мы начнем обращаться к людям и представлять им Бога, Он даст нам силу справляться с проблемами и научит, как выполнять те задачи, которые Он поручил нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении всей земной истории Бог призывал Свой народ рассказывать остальным о Его истинном характере. Это свидетельство может принимать разные формы: через слово проповеди или поклонение. Кроме того, дети Божьи могут свидетельствовать о Нем, рассказывая о том, что Он совершил для них. Порой встречаются люди, которые не готовы узнать о Божьем характере такими способами. Именно ради таких людей христиане должны использовать другие возможности показать любовь Божью к каждому из нас. Готовы ли мы стать солью и светом в мире, где так часто тьма берет верх? Ищите все новые и приемлемые возможности, как можно рассказать об истинном Божьем характере другим людям, ведь в этом и заключается наша миссия.

Пастор Александр Серков