Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 3. Справедливость и милосердие в Ветхом Завете (часть — 1)

09-07-2016, Комментариев нет Просмотров: 528

Урок 3В этом уроке речь идет о справедливости и милосердии. Памятный стих, предложенный для этого урока, отражает главную суть этой мысли. Я цитирую его:

7 Творящего правосудие обиженным; подающего хлеб голодным. Господь освобождает узников,

8 Господь дает зрение слепым, Господь поднимает согбенных до земли, Господь любит праведников.

9 Господь хранит живущих на чужбине, вдове и сироте помогает, а нечестивых заставляет блуждать (Пс.145:7-9 РБО 2011).

Мыслимы ли справедливость и милосердие во всем мире сегодня? А что каждый из нас может сделать в этом плане? Вот об этом наш урок. Рассмотрим его в пяти аспектах:

I От мечты к реальности

Опираясь на памятный стих, давайте помечтаем:

Дела всех обиженных пересмотрены. Невинно осужденные выходят на свободу. Слепые (физически и духовно) прозревают. Согбенные под тяжестью невыносимого труда выпрямляют спины. Живущим на чужбине помогают. Вдова и сирота получает пособие. А что происходит с нечестивыми? Согласно памятному стиху, их заставляют блуждать, или как еще говорят: «Иди-ка ты на все четыре стороны!»

Давайте теперь эту картину представим более реально:

Евросоюз списывает долг Греции. У каждого рабочего в мире заключен с работодателем надежный договор. Иммигранты и беженцы из раздираемых войной Сирии и стран Африки получают бесплатные билеты на самолет в процветающие европейские страны, где их радушно встречают местная администрация и потенциальные работодатели. В Соединенных Штатах иммигранты-нелегалы из Центральной Африки получают вид на жительство, сразу и вдруг в один день. В каждой стране правительство вводит бесплатные медицинские услуги. Сиротам и вдовам назначают пособие.

Помечтали? Ну, и хватит. Да, это утопия. Давайте теперь посмотрим, что Бог думает по этому поводу. Задолго до гуманистической деятельности Иисуса в Ветхом Завете было дано полное руководство о том, как заботиться о бедных и обездоленных, о переселенцах и даже о животных. Давайте прочитаем некоторые тексты Писания с Божьим повелением через Его служителей:

«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Притч. 14:31).

Об иноплеменниках, проживающих среди нас, даны следующие повеления: «Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх. 23:9).

И животные, и чужеземцы упоминаются в Божьей заповеди о субботе, когда должно покоиться от работы в седьмой день недели (см. Исх. 20:10). Израильтянин, не преуспевший в своем деле, мог наняться на работу к соседу на определенный период времени. Это была страховка, а не наказание.

Пророк Амос осуждал грехи, которые рождались из материального благополучия, излишеств, разгула, распущенности богачей, которые могли все это себе позволить, угнетая бедных и извращая справедливый суд, принимая взятки и занимаясь вымогательством. Все это он описывает очень красочно, раскрывая прегрешения людей в событиях их повседневной жизни. От его взора не ускользнул ни один нечестивый поступок. Он счел своим долгом предупредить Израиль, Иудею и окружающие народы о Божественных судах, которые непременно должны были обрушиться на людей, если они будут упорствовать в своем нечестии.

А как обстоит дело в наше время? Обстановка улучшилась? Согласно последним данным, пропасть между богатыми и бедными становится все больше и больше. Порой кажется, что некоторые аспекты ветхозаветных времен далеки от нашей сегодняшней жизни, однако, согласно теме этой недели, наше отношение к людям показывает, как мы относимся к Богу. Мы можем со всей тщательностью соблюдать десять заповедей, мы можем исключительно хорошо знать Библию, но Иисус ясно дает понять, что наша цель — жить для других. Что же нам нужно для этого делать?

Слово «справедливость» не должно быть для нас пустым звуком. Если вы не уверены в позиции, которую занимает Бог, прочитайте, что сказал пророк Исаия о том, как важно видеть торжество справедливости. Я цитирую:

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис.58:6-7).

Давайте посмотрим, что говорит Бог через пророка Амоса:

4 Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, —

5 вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами,

6 чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать «.

7 Клялся Господь славою Иакова: поистине, во веки не забуду ни одного из дел их! (Амос.8:4-7).

А как насчет щедрости? Еще находясь на пути взросления, мы можем считать, что пока недостаточно богаты для того, чтобы отдавать другим. Однако опасность такой точки зрения в том, что мы всегда будем так думать. Потому мы можем завести привычку отдавать, и это можно начать прямо сейчас. Если благотворительность планировать заранее, то в этот фонд не попадет ни копейки. Проходя мимо людей, нуждающихся в помощи, душа, пропитанная Божественной благодатью, не сможет пройти мимо, не оказав помощи. Да, на свете есть мошенники и наркоманы, поэтому нужно уметь рассуждать здраво. И что бы мы ни давали, желательно это делать не с высока, не пренебрежительно, а сопровождая свое действие добрыми словами. Нищему порой доброжелательные слова дороже, чем брошенный пренебрежительно рубль. Очень хорошо этот принцип представлен в словах Соломона:

«Кто притесняет бедняков, оскорбляет их Творца, но кто заботится о нищих, прославляет Его» (Притч. 14:31, пер. РБО).

Соломон пишет и о том, должны ли мы молчать, видя обиженных. Мы читаем:

«Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего» (Притч. 31:8- 9).

Или такой текст:

«Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость» (Пс. 81:3).

В нашем обществе существует много проблем, где должна быть представлена четкая христианская позиция: окружающая среда, ущемление прав нелегальных иммигрантов, расизм, коррупция, права женщин, защита животных. Что мы можем сделать в этом случае? Какова наша христианская позиция? Мыслите глобально, действуйте локально. Нам всем необходимо размышлять о возможностях сделать мир более справедливым, дружелюбным и гостеприимным местом для каждого человека и в глобальном масштабе, и на местном уровне. Бог вразумит нас, как этого достичь.

II От пустого ритуала к справедливости и милосердию

Прочитаем текст Писания:

13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!

14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис.1:13-17).

А пророк Иеремия пишет:

13 Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо;

14 врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет.

15 Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь (Иер.6:13-15).

Мы видим, как ветхозаветные пророки, такие как Исаия и Иеремия, гневно осуждали проявления социальной несправедливости. Их тревожило не только то, что Богом избранный народ угнетает сирот, вдов, пришельцев или просто игнорирует их законные интересы. Пророки были расстроены, ибо подобное отношение сопровождалось показной религиозностью, бессмысленными ритуалами и духовным лицемерием.

Ужасно, когда плохо обращаются с наиболее уязвимыми категориями людей, но еще хуже, когда это совершается во имя религии. Данная тема красной нитью проходит через всю Библию. Иеремия гневался на то, что Богом избранные пророки и священники, от которых ожидалось высоконравственное поведение, были «преданы корысти» и обманывали (Иер.6:13). Но еще большее негодование Иеремии вызывал факт, что они не испытывали никакого смущения в связи с таким поведением: «Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют» (Иер.6:15).

Исаия изображает Бога, Которому отвратительны бессмысленные религиозные ритуалы: «Я пресыщен всесожжениями … Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня … праздничных собраний не могу терпеть … Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя» (Ис.1:11-14). Амос повторяет эту тему: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших» (Ам.5:21). Из 58-й главы книги Исаии мы узнаем, что Богу отвратителен бессмысленный религиозный пост. Вот пост, заслуживающий Его одобрения:

Разреши оковы неправды (Ис.58:6);

Угнетенных отпусти на свободу (Ис.58:6);

Раздели с голодным хлеб твой (Ис.58:7);

Скитающихся бедных введи в дом (Ис.58:7);

Когда увидишь нагого, одень его (Ис.58:7).

Библия свидетельствует о том, что Исаия принадлежал к иудейской аристократии. У него были друзья с большими связями в высшем обществе, а также доступ в царский дворец. Но он больше всего переживал о тех, кто находился на задворках общества: об узниках, чужестранцах, сиротах, вдовах и бедных. Он пишет:

«Ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17).

Много сотен лет спустя Иисус продолжил разоблачать напускную набожность тех, кому не было никакого дела до социальной справедливости. Он сказал:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина» (Матф.23:23).

Фарисеи строго придерживались буквы закона, отдавая десятину со всего, что росло в их садах. Иисус продолжил: «И оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». И в заключение Иисус сказал: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Матф.23:24).

Как пророки древности, так и Иисус призывали оставить пустой ритуал и стать воистину справедливыми и милосердными.

III Проблемы вокруг нас

Прочитаем текст Писания:

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12:41‒44).

И еще один текст:

35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:35).

Кто-то может подумать, что наиболее обеспеченные люди — самые щедрые. Да, иногда так и есть. Например, Уоррен Баффет, состояние которого оценивается примерно в 70 миллиардов долларов, пообещал раздать 99% того, что имеет. Ну, обещания обещаниями, а реальность реальностью. Баллотируясь на высокие посты в государстве, чиновники тоже много чего обещают перед выборами. А потом? А потом до следующих выборов, и снова обещания. Такова проблема.

После серии экспериментов психолог Пол Пифф заявил, что люди с низким уровнем дохода неизменно оказываются гораздо более щедрыми, чем те, кто располагает большим количеством средств. Он называет это «парадоксом богатства» (Paul Piff, «Does Money Make You Mean?» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ted.com/talks/paul_ piff_does_money_make_you_mean?language=en).

Почему чем больше мы имеем, тем труднее нам это отдать? Почему богатство делает нас скупыми? Пифф полагает, что причина заключается в том, что наше богатство может привести к возникновению ряда проблем.

И первая из нихправо. Чем больше мы имеем, тем выше ставим себя по отношению к другим. И чем больше мы имеем, тем большего мы заслуживаем. В конце концов, если бы остальные работали так же усердно, как и мы, они тоже разбогатели бы. Я могу добавить: «А может богатство некоторых основано на ущемлении прав бедных»? Это проблема человечества.

Вторая проблемаэто независимость. Деньги позволяют нам жить независимой, самодостаточной жизнью, когда уже нет нужды полагаться на других или волноваться о том, что с ними происходит. Когда состоятельных людей попросили нарисовать несколько кругов, изображая, как они видят себя и других, для себя они нарисовали более крупный круг, а для всех остальных — более мелкие.

Третья проблемацентр внимания. Богатым людям обычно необходимо постоянно заботиться о том, чтобы оставаться состоятельными, чему-либо другому они уделяют гораздо меньше времени. К счастью, эксперименты Пиффа также показали, что взгляды людей можно изменить. Если до прохождения тестов люди смотрели видео о детях, живущих в нищете, их дальнейшие действия отличались большей щедростью.

Нам необходимо знать, что происходит с людьми вокруг нас. Нам нужно быть готовыми жертвовать своим временем и деньгами, чтобы помочь людям, попавшим в беду. Только в этом случае мы действительно будем щедрыми.

IV Совет Духа пророческого

«Все Его дары должны быть употреблены в благословение человечеству, в помощь страдающему и нуждающемуся. Мы должны кормить голодного, одевать нагого, заботиться о вдове и сироте, служить отчаявшемуся и споткнувшемуся. Бог никогда не имел в виду, чтобы в мире существовала такая широко распространенная бедность. Он никогда не имел в виду того, чтобы один человек имел изобилие роскоши жизни, в то время как дети другого вопиют о хлебе. Средства, превышающие действительные потребности, вверены человеку для того, чтобы делать добро и благословлять человечество» (Наглядные уроки Христа, с. 370).

«Добросовестный труд приятен Богу более, нежели самое ревностное официальное поклонение. Истинное поклонение подразумевает совместный труд с Христом. Молитвы, проповеди и разговоры — лишь дешевые плоды. Но плоды, явленные в добрых делах, в заботе о нуждающихся, сиротах и вдовах, — истинные, и растут они, разумеется, на добром дереве» (Знамения времени, 17 февраля, 1887 год).

«Добрые дела — это и есть тот плод, который Христос ожидает от нас: добрые слова, благотворительные дела и нежная забота о бедных, нуждающихся и страждущих. Когда сердце сочувствует другим сердцам, страдающим от разочарования и горя, когда рука протягивается к нуждающимся, чтобы помочь им, когда нагих одевают, странника приглашают пройти в дом и дают ему место в своем сердце, тогда ангелы приближаются к такому человеку и Небо откликается в ответном порыве. Каждый справедливый, милосердный и щедрый поступок отзывается на Небе нежной мелодией. Отец Небесный взирает со Своего престола на тех, кто поступает милостиво, и причисляет их к самому ценному Своему достоянию. „И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день “(Мал. 3:17). Каждый милостивый поступок в отношении нуждающихся и страдальцев рассматривается так, словно он сделан для Иисуса. Когда вы помогаете бедным, сочувствуете страждущим и угнетенным, становитесь другом для сироты, вы тем самым устанавливаете более тесные взаимоотношения с Иисусом» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 25).

V Наше участие в милосердии

Своим собственным примером, а также в притчах Иисус показывал снова и снова, насколько важно заботиться о тех, кому нужна помощь. Она может заключаться даже в простом стакане холодной воды в палящий зной (см. Мф. 10:42).

Может быть, придется помочь тому, кто оказался в беде, как это сделал милосердный самарянин (см. Лк. 10:25‒37).

А возможно, нам нужно будет посетить людей, потерявших членов своей семьи или друзей, людей, которые чувствуют себя одинокими и растерянными, людей, которые пытаются устроиться в чужом для них месте. Даже имея современные средства информации, можно пребывать в подавленном настроении и чувствовать себя изолированным от общества.

Библия ясно учит, что наше отношение к людям не должно зависеть от нашего мнения о том, чего они заслуживают. Мы должны относиться к ним, как к таким же детям Божьим, какими являемся и мы. Это милосердное отношение является ключевым моментом христианства. Оно показывает, как Бог относится к нам.

Во время британской конференции по сравнительному религиоведению эксперты со всего мира спорили о том, есть ли какой-нибудь принцип, который является уникальным и встречается только в христианской вере. Воскресение? Нет, и в других религиях можно найти упоминания о людях, воскресших из мертвых. Спор продолжался уже некоторое время, когда в комнату вошел К. С. Льюис. «О чем спор?» — спросил он. Услышав, что его коллеги обсуждают, в чем уникальность христианства, он произнес: «О, это легко. Уникальность — в милости».

Независимо от того, в какую ситуацию попали люди, давайте всегда относиться к ним, как это делает Бог, — с милосердием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Ветхий Завет объясняет нам, как важно делиться с бедными и нищими (см. Притч. 14:31). Эгоизм проистекает из глубины сердца, и, делясь с другими, мы, в свою очередь, получаем благословение. «Дай ему взаймы, и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками» (Втор. 15:10). Если вы хотите испытывать удовлетворение в душе, иметь дух обновленным, а разум окрыленным, не переставайте делиться с другими тем, что имеете.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.