Перевод и комментарий Александра Серкова — Евангелие от Матфея 7 глава (1 часть)

ГЛАВА 7 (1 часть)

Не судите никого, чтобы и вы не были судимы.

2 Ведь каким судом судите, таким и вы будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам отмерено будет.

3 Что ж ты замечаешь щепку в глазу брата твоего, а вот бревна-то и не чувствуешь в своем глазу?

4 Как ты осмеливаешься говорить брату своему: “Дай я выну щепку из твоего глаза!” – когда у тебя самого в глазу бревно?

5 Лицемер! Вынь прежде бревно из своего собственного глаза и тогда разглядишь, как вынуть щепку из глаза брата твоего.

6 Не давайте псам то, что свято, и не бросайте перед свиньями жемчужины; и те, и другие растопчут все, а потом еще обратившись в вашу сторону, набросятся и разорвут вас.

7 Просите и получите, ищите и найдете, стучите, и вам откроют.

8 Ведь всякий просящий получает, ищущий находит, а стучащему открывают.

9 Кто из вас даст сыну своему камень, когда тот просит хлеба?

10 Или если он попросит рыбы, разве даст он ему змею?

11 Если вы, какими бы злыми ни были, способны давать своим детям что-то хорошее, то тем более Отец ваш Небесный даст во благо просящим Его.

12 Поэтому, всякий раз поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами. В этом и заключается главная мысль всего, что написано, как в законе, так и у пророков.

Содержание первой части главы:

  1. I. Щепка и бревно (1-5 стихи)
  2. Отношение к псам и свиньям (6 стих)

III. Настойчивость в молитве (7-11стихи)

  1. Золотое правило взаимоотношений (12 стих)
  1. Щепка и бревно (1-5 стихи)

Продолжая нагорную проповедь, Иисус затрагивает еще одну область, в которую человеку не следовало бы внедряться, а именно – осуждение ближнего. В этих пяти стихах Он противопоставляет человека с ближним, которого он судит и выявляет некую закономерность:

  1. Каким судом вы судите, таким и сами будете судимы.
  2. Какой мерой мерите, такой и вам отмерено будет.
  3. Прежде чем вынуть щепку из глаза брата, вынь бревно из собственного глаза.

Исследуя эту тему, мы видим, что сначала Иисус обращается в общем к человеку («не судите никого»), затем обращается конкретно к каждому человеку («что ж ты замечаешь щепку в глазу брата твоего»). При этом Он называет такого человека лицемером. Почему человек не должен судить ближнего? Судить человека — это прерогатива Бога, потому что Бог, во-первых, хоть и ненавидит грех, но любит грешника, а во-вторых, если человек видит только внешность другого человека, то Бог видит сердце и знает все предпосылки, которые привели человека к тому или иному делу. Но Христос здесь и не затрагивает мысль о том, что человек не способен отличить добро от зла, Он говорит о том, что у человека уже выработалась привычка быть недоброжелательным к ближнему, резко и порой несправедливо критиковать его.

Говоря: «Дай, я выну», — осуждающий этим самым не столько желает помочь ближнему, сколько его внимание и стремление направлено на то, чтобы перед окружающими заострить внимание на факте присутствия щепки в глазу брата и желание показать, как он ловко с этим справится и вынет ее из глаза брата. Но Христос предлагает осуждающему ближнего своего сначала разобраться со своим глазом, с бревном в своем глазу, а потом предлагать свои услуги по обслуживанию других глаз. Естественно, Христос применяет гиперболические сравнения, люди того времени привыкли к таким сравнениям и вполне понимали Христа.

Естественно, Христос не имел в виду гражданский суд, Он говорил о произвольном осуждении ближнего. Но вопрос напрашивается, а почему мы не должны судить другого человека? Мы не знаем истинного факта, почему человек совершил тот или иной поступок. Баркли приводит пример, как во время Второй мировой войны один английский офицер военно-воздушных сил получил из рук королевы награду за храбрость. Сменив форму на гражданскую одежду, он отправился с приятелем отметить это в одном известном лондонском ресторане, где к ним подошла какая-то молодая девушка и вручила каждому белое перо – знак отличия за трусость. Видите ли, увидела их во время войны в гражданской одежде в ресторане, значит надо осудить в том, что они вообще избегают участия в военных действиях и во время войны шикуют по ресторанам.

Приведу еще такой пример. Один летчик пассажирского самолета, который совершал дальние полеты, имел между полетами немного свободного времени и решил открыть свой небольшой магазинчик по продаже хозяйственных товаров. Он нанял продавца и сам иногда приходил в свой магазин, чтобы проверить, как идут дела. Однажды, зайдя в аптеку, он разговорился с одним незнакомым человеком о своих полетах в дальние страны. Когда он ушел, тот человек спросил аптекаря: «Кто этот человек?» «Да, — ответил последний, — у него за углом магазинчик, а он возомнил, что он какой-то летчик».

Видите, мы не всегда знаем всех фактов о том или ином человеке и можем осудить невиновного. Известный раввин Гиллель сказал когда-то: «Не суди человека до тех пор, пока ты сам не побывал в его положении, или в тех же обстоятельствах». Поэтому, повеление не судить других включает в себя следующее: не судить чужие мысли – только Бог может читать их; не судить по внешности, не судить тех, чья совесть неспокойна в некоторых вопросах, кто не уверен в себе, не осуждать служение другого христианина, не судить верующего собрата, злословя его (Иак. 4:11-12).

Иисус предупредил, что неправедный суд ожидает воздаяние: «Ведь каким судом судите, таким и вы будете судимы». На этом принципе «что посеешь, то и пожнешь» построена вся жизнь и все взаимоотношения людей. Так царь Давид воспылал негодованием против человека, который отнял овцу у бедняка соседа, а сам еще не видел (или не хотел видеть) своего тяжкого преступления, отняв жену у Урии и послав погибнуть в бою этого воина.

Итак, заповедь Спасителя имеет такой смысл: мы все сами подвержены многим порокам, поэтому не будем строгими судьями чужих погрешностей, особенно когда они маловажны; не будем ни порицать, ни поносить, но вразумлять; не будем обвинять, но советовать; не будем стремиться нападать, тем более с гордостью, но исправлять с любовью; потому что не ближнего, а самого себя мы предаем жесточайшему наказанию, когда не щадим его, произнося приговор о его прегрешениях.

  1. Отношение к псам и свиньям (6 стих)

Текст гласит:

6 Не давайте псам то, что свято, и не бросайте перед свиньями жемчужины; и те, и другие растопчут все, а потом еще обратившись в вашу сторону, набросятся и разорвут вас.

Что Христос хотел сказать этими замысловатыми словами? Проводя аналогию с псами и со свиньями, Иисус обращает внимание слушателей на то, как следует относиться к тем, кто полностью пребывает во зле и не желает оставлять постыдные свои дела. На них бесполезно расточать драгоценное время, да и слова истины они извратят и обрушатся с обвинением на желающего их наставить на путь истины.

Почему Христос сравнивает истину с жемчужинами? Для человека жемчуг представляет большую драгоценность. А для свиней что это? Жемчужины похожи на крупу, и свиньи набросятся на жемчужины как на еду, но тут же обнаружат, что они не съедобны. То же самое и с собаками. Говоря о собаках, мы не должны рассматривать этот вопрос в соответствии с нашим представлением домашней собаки, о которой мы говорим: «Собака – друг человека». Речь идет быстрей всего о бродячих собаках. Как дикие свиньи, так и бродячие собаки, бродили среди поселений людей и питались пищевыми отходами. У них мысли работают только в направлении напитать свой желудок, и когда их надежды обмануты, они в ярости будут топтать драгоценный жемчуг и накинутся на того, кто обманул их надежды. Мораль здесь такова: если из истины делают предмет насмешки, потому что люди не истину ищут, а повод поспорить, то нет смысла тратить драгоценное время на ненужные прения и святыню предлагать тем, для кого она не представляет никакой ценности. Человек может понять лишь то, что он способен понять. Не каждому можем мы открыть секреты своего сердца. Всегда будут люди, для которых проповедь Христа является юродством и в ушах которых истина, облеченная в слова, натолкнется на непреодолимую стену. Но вопрос стоит: что делать с подобными людьми? Если слова до них не доходят, христианину остается только вести христианский образ жизни. Если на слова могут найтись словесные прения, то на христианское поведение ничего не смогут ответить такие люди, может это их когда-то коснется и затронет струны их черствой души.

Когда одну девушку из Африки на одном из молодежных слетов спросили, как они совершают миссионерскую деятельность, она ответила: «У нас нет миссий, и мы не раздаем брошюр, мы просто посылаем жить и работать в деревню одну или две христианские семьи, и когда люди видят, что такое христианство, они тоже хотят стать христианами». Все очень просто, но эффективно. Некоторым людям нужны не доводы, а настоящий образ жизни.

Если увязать мысль о жемчуге со словами запрета осуждать какого-либо человека, то мы приходим к выводу, что не следует впадать ни в одну, ни в другую крайность: не следует ни критиковать человека, видя в его глазу щепку от дерева, ни быть и слишком сентиментальным перед ним, раскрывая ему душу и пытаясь выложить ему всю истину, когда он пренебрежительно относится к ней. Вообще, говоря о свиньях и собаках, как о нечистых животных, речь идет не о брате или сестре по вере, а о людях, далеких от Бога или о тех, кто погряз в еретическом учении и ищет повод поспорить и навязать свое ложное учение. Таковых лучше оставить: не осуждать их и не пытаться им что-то доказывать.

III. Настойчивость в молитве (7-11стихи)

Продолжая Свою проповедь, Иисус обращает внимание на настойчивость в молитве. Читаю текст Писания:

7 Просите и получите, ищите и найдете, стучите, и вам откроют.

8 Ведь всякий просящий получает, ищущий находит, а стучащему открывают.

9 Кто из вас даст сыну своему камень, когда тот просит хлеба?

10 Или если он попросит рыбы, разве даст он ему змею?

11 Если вы, какими бы злыми ни были, способны давать своим детям что-то хорошее, то тем более Отец ваш Небесный даст во благо просящим Его.

В словах, в которых люди просят себе блага, заметна некоторая постепенность перехода от простой просьбы к напористому стуку чтобы получить, найти, и чтобы открыли. Для закрепления этой истины Иисус тщательно выбирает три примера. По словам Матфея это пример о хлебе и рыбе, а Лука прибавляет еще: «Если попросит яйцо, подаст ему скорпиона? (Лук. 11:12). Дело в том, что в каждом примере вещи очень похожи друг на друга. Маленькие круглые камни известняка на берегу моря были очень похожи по величине и цвету на маленькие хлебы. Если сын попросит хлеба, разве даст ему отец в насмешку камень, очень похожий на хлеб, но который невозможно есть? Если сын попросит рыбу, разве даст отец ему змею или угорь, нечистую рыбу, очень похожую на змею? Одним словом, будет ли отец надсмехаться над голодным сыном?

В этом есть урок нам: Бог всегда ответит нам на наши молитвы и даст нам то, что способствует духовному нашему благу. Но нам нужно молиться искренне и непрерывно, чтобы показать наше искреннее желание достичь просимого и получить результативный ответ. В молитве мы делимся с Богом тем, что нас более всего волнует. В молитве должна быть настойчивость и постоянство.

Иисус не зря приводит примеры отношения отца к сыну, этим Он желает побудить к молитве, к взаимоотношениям Отца Небесного к земным детям и земных детей к Отцу Небесному точно так, как происходят взаимоотношения земного отца по отношению к просьбе его сына. Безусловно, Отец Небесный сделает для нас не меньше, и мы можем быть уверенны, что Он ответит на нашу молитву. Так что же нам остается? Просить и получать!

  1. Золотое правило взаимоотношений (12 стих)

Этот текст гласит так:

12 Поэтому, всякий раз поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами. В этом и заключается главная мысль всего, что написано, как в законе, так и у пророков (Мф.7:12).

Это уникальная мысль. Это Эверест этических учений. Это кульминация Нагорной проповеди Иисуса Христа. Есть у великих мира сего много похожих высказываний, но они радикально отличаются от этого. Баркли приводит иудейское предание из опыта двух выдающихся иудейских учителей. Он пишет: «Жили два выдающихся иудейских учителя – Шаммай, известный своей суровой и непреклонной строгостью, и Гиллель, известный своей приятной снисходительностью. Один язычник пришел к Шаммаю однажды и сказал: “Я готов стать прозелитом, если ты научишь меня всему закону, стоя на одной ноге”. Шаммай прогнал его палкой-линейкой, которая была у него в руке. Тогда этот язычник пошел к Гиллелю и предложил ему на тех же условиях научить его всему закону. Гиллель смог обратить его в иудаизм в качестве прозелита. На его предложение он стал на одну ногу и произнес “Что вредно тебе, того не делай другому. Вот тебе и весь закон, а остальное комментарии. Иди и учи их”.» [1] Мы видим, что Гиллель тоже высказал хорошие слова, но он высказал их в отрицательной форме, в то время, как Христос высказал Свою мысль в утвердительной форме. Подобные высказывания в отрицательной форме мы находим не только у иудеев, но и у греческих философов и у римлян. А древнекитайского мыслителя Конфуция спросил однажды его ученик: «Есть ли одно такое слово, которое может послужить практическим руководством для всей жизни человека?» На это Конфуций ответил: «Разве взаимность не есть это слово? Чего не желаешь себе, того не делай и другим».

Но взаимность, это весьма шаткие отношения между людьми. Дядя погладил по голове мальчика – дядя хороший. Дядя дал подзатыльник озорнику, надо дяде шилом проколоть колесо на его автомобиле. Вот вам и взаимность. По взаимности начинаются мировые войны, потому что, хотя добро и рождает взаимное добро, но согласно другой грани взаимности — зло рождает взаимное зло. А по словам Христа «Воздавайте добром за зло», а это уже не взаимность; и «поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами».

Но вы знаете, в своей негативной форме это правило является просто этической нормой. В такой случае мы должны быть признательны каждому человеку, с которым встречаемся лишь за то, что он не сделал нам то, что не желал бы, чтобы сделали ему. Он нас не ударил, не обругал, не плюнул в лицо. Воздерживаться от того, чтобы делать людям то, что не хотел бы, чтобы они делали по отношению ко мне, это не религиозное правило. Человек может удержаться от причинения ущерба или вреда кому бы то ни было, и все же быть совершенно бесполезным для своего ближнего. Человек может соблюсти отрицательную форму этого правила, оставаясь в полном бездействии, не причиняя ближнему никакого вреда, но это прямое противоречие тому, что подразумевается под христианской добродетелью. Одно дело не причинить ближнему никакого зла и другое дело – сделать все возможное, чтобы помочь ближнему.

Хороший пример есть нам в притче о милосердном самарянине. Да, разбойники напали на человека, ограбили его и избили до полусмерти. Это весьма негативное явление, хотя в то время оно было популярным. Но дело не в разбойниках, а в тех, кто прошел мимо и не оказал умирающему помощь. Они, естественно, не сделали то, что не хотели бы, чтобы им кто-то сделал. Они никого не ограбили, не избили. Но пример они все равно оставили негативный. Учитывая золотое правило Христа, они, находясь на месте умирающего, хотели бы, чтобы кто-то оказал им помощь, но сами они не поступили так. Именно самарянин выполнил то, что Христос имел в виду, говоря: «Поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами». Это правило приемлемо нам христианам? Нам остается так именно и поступать.

  1. Баркли