Внутрицерковный раскол адвентистов седьмого дня в СССР (1950-1980 гг.)

Постигшее Церковь адвентистов седьмого дня в бывшем Советском Союзе в 60-е годы и продолжавшееся более четверти века внутрицерковное разделение является горьким и темным периодом адвентистской истории, но этот период так же является и частью вселенской тайны, продолжением великой борьбы между Христом и сатаной. Каким бы прискорбным ни был бы этот период, но он должен быть тщательно проанализирован современниками, поскольку, в противном случае, если не мы, то последующие поколения адвентистов могут повторить ошибки своих предшественников, но тогда они будут с несравненно худшими последствиями. Ведь давно известно, что гарантией защиты от повторения ошибок прошлого есть то, насколько глубоко и беспристрастно нам удастся проанализировать эти ошибки.

Цель этой работы заключается в обзоре и исследовании причин раскола Церкви адвентистов седьмого дня (АСД) в СССР, имевшем место в 1955-1981 гг., роли атеистической власти и ее действий, приведших к усугублению разделения, а так же ситуации, в которой раскол был разрешен.

Для достижения поставленной цели мы рассмотрим послевоенный исторический фон религиозной жизни в СССР, на основе которого была начата деятельность воссоздания церковной организации, роли в этом процессе Г. А. Григорьева и П. А. Мацанова; проанализируем причины раскола церковной организации и его эскалации; выделим основные вехи по разрешению раскола, особенно — роль в этом процессе представителей Генеральной конференции Церкви АСД.

Воссоздание церковной организации адвентистов седьмого дня в послевоенный период (1945-1955)

Регистрация общин в период «послевоенной оттепели»

В связи с выпавшими на долю СССР испытаниями во время Второй мировой войны отношения между государством и церковью заметно потеплели, хотя не всеми партийными и советскими работниками это «потепление» воспринималось однозначно. Многие с недовольством говорили о «сползании с марксистских позиций», о необходимости «закручивания гаек» и т. д.

Председатель Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И. В. Полянский в Докладной записке в ЦК ВКП(б) от 31 августа 1945 выражает крайнюю озабоченность повсеместной активизацией деятельности религиозных организаций. «Рост религиозной активности верующих наблюдается повсеместно и по всем религиозным культам. Причем в одних республиках, областях и краях этот рост идет медленнее, а в других быстрее, в одном месте активность проявляют сектанты (евангелисты, баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники и др.), а в другом — мусульмане, старообрядцы, иудеи, католики и т. п. Активность верующих выражается в подаче ими заявлений на имя Уполномоченного Совета о регистрации религиозных обществ, в увеличении религиозных обрядов (крещение, венчание), в вовлечении детей и молодежи в религиозную деятельность того или иного культа и т. п.» [7, 453-454].

Важно подчеркнуть, что в 1945-46 гг. в различных местах Советского Союза продолжалась регистрация адвентистских общин, начатая еще во время войны. Наиболее активно этот процесс проходил на Украине, в Молдавии и Прибалтике. В центральной части России регистрация шла с большим трудом — были зарегистрированы лишь несколько общин в Москве, Горьком, Ростове-на-Дону, Таганроге и Ставрополе. В Ленинграде, несмотря на многочисленные ходатайства руководителей церкви, община так и не была зарегистрирована [1, 154-157]. Еще хуже обстояли дела в Сибири и на Дальнем Востоке. В Средней Азии не была зарегистрирована ни одна община.

Деятельность Г. А. Григорьева по воссозданию всесоюзной организации Церкви АСД.

Сразу же после того, как произошел перелом в ходе войны и советскими войсками стали освобождаться некогда оккупированные немцами территории, Г. А. Григорьев (1878-1952) стал предпринимать попытки воссоздания разрушенной в 30-х — начале 40-х годов церковной организации. В суровое время военного лихолетья этот труженик на ниве Евангелия старался как-то поддерживать общины и группы верующих адвентистов словом надежды [2, 105-114]. Однако он понимал, что не может быть единоличным руководителем церкви.

Важно заметить, что, несмотря на определенное потепление в отношениях между государством и церковью, о созыве очередного съезда и выборах ответственных руководителей по всем канонам церковного права не могло быть и речи. Советская власть через институт уполномоченных строго контролировала ситуацию на местах, подавляя всякую инициативу, ведущую к качественному и количественному росту церкви. Боясь выпустить ситуацию из своих рук, государство просто не заинтересовано было в существовании единой организации Церкви АСД, построенной по канонам международной церкви. Поэтому церковная организация, которую пытался построить Г. А. Григорьев, конечно же, была далеко не совершенной и не соответствующей международным церковным стандартам, тем не менее, на тот период времени она каким-то образом могла сплотить разрозненные группы и общины Церкви АСД, разбросанные по огромной территории Союза.

Какие же шаги были предприняты Григорьевым на пути воссоздания церковной организации? В начале 1945 года Григорьев ходатайствует перед Советом по делам религиозных культов о приглашении в Москву для служения в качестве пресвитера московской общины Ф. В. Мельника (1903-1989). Тщательно проверив его биографию, власти дали разрешение на переезд.

С приездом нового проповедника деятельность московской общины Церкви АСД заметно оживилась. В сентябре 1945 года впервые после долгого перерыва в московской общине Мельником был совершен обряд водного крещения (Г. А. Григорьев крещений не совершал по состоянию здоровья). Тогда крестились 25 человек. В период с 1945 по 1952 год, до того, как Мельник переехал в Киев, численность членов Церкви АСД в Москве возросла в три раза, достигнув 450 человек [7, 458].

В октябре 1945 года в Москву переезжает из Казахстана А. Г. Галладжев (1888-1974). Рукоположенный в 1928 году, этот проповедник, один из немногих, получивших высшее образование в советском вузе, многие годы трудился в Закавказье. В 1939 г. он был арестован за религиозную пропаганду. Через две недели после начала войны была арестована и его супруга Амалия, дочь репрессированного ранее председателя Всесоюзного совета Церкви АСД Г. И. Лебсака. Этому верному и посвященному служителю Церкви Божьей Григорьев предложил служение секретаря-казначея в воссоздаваемой Всесоюзной организации [2, 137-142].

Для возобновления периодического издания Церкви АСД в 1947 году в Москву был приглашен из Риги П. А. Мацанов (1903-1989), имевший солидный опыт издательской работы. Начиная с 1929 и вплоть до 1940 года он издавал раз в три месяца журнал на русском языке под названием «Обзор мировых вопросов». Журнал печатался тиражом в несколько тысяч экземпляров и распространялся главным образом среди русского населения Латвии, Литвы и Эстонии [2, 203-213].

Так постепенно формировался Совет Всесоюзной организации Церкви АСД. В состав Совета в 1947 г. введен был также проповедник с Украины В. Д. Яковенко (1903-1985). Пройдя через многие скорби и лишения в годы сталинских репрессий, Яковенко совершал тогда проповедническое служение в Виннице. Он же стал уполномоченным Совета по Украине [2, 234].

К 1947 году сформировался Совет Всесоюзной организации Церкви адвентистов седьмого дня, так называемый ВСАСД, который возглавил Г. А. Григорьев. Выглядел он следующим образом:

Г. А. Григорьев — председатель ВСАСДа;

А. Г. Галладжев — секретарь-казначей;

П. А. Мацанов — заместитель председателя, редактор;

Ф. В. Мельник — член ВСАСДа, пресвитер московской общины Церкви АСД;

В. Д. Яковенко — член ВСАСДа, уполномоченный Совета по Украине.

Канцелярия ВСАСДа разместилась по улице 1-й Мещанской, 22 (сейчас проспект Мира), рядом с посольством Греции. В этом же доме жили Григорьев и Мацанов со своими семьями.

Члены ВСАСДа, используя свои полномочия, стали активно посещать общины, знакомясь с положением дел на местах. Рукополагались пресвитеры и проповедники там, где чувствовалась нужда.

Помимо Украины были назначены уполномоченные ВСАСДа в Молдавии, Латвии и Эстонии. Количественно состав ВСАСДа постепенно увеличивался, дойдя до 16 человек (членов — 11, кандидатов — 2, членов ревизионной комиссии — 3). Раз в год весь этот состав собирался в Москве для решения текущих вопросов.

Конечно же, деятельность центрального руководства Церкви АСД тщательно контролировалась Советом по делам религиозных культов. Об этом можно судить по характеру одного из первых циркулярных писем, разосланных членами ВСАСДа во все общины 20 июля 1947. В письме, в частности, было сделано следующее указание: «3. Пресвитер обслуживает только ту общину, в которой он избран и зарегистрирован Уполномоченным Совета по делам религиозных культов. Поездки пресвитеров в другие общины нарушают порядок, идут в ущерб членам общин и не должны поэтому допускаться» [7, 462]. В дополнение к этому циркулярному письму в письме от 14 августа подчеркивалось, что областные проповедники, приглашаемые в общины, должны оговаривать свои поездки с Уполномоченным Совета по делам религиозных культов на местах.

Нельзя сказать, что сложившаяся всесоюзная организация устраивала всех. Кто-то не хотел признавать церковное руководство, сформировавшееся по воле одного человека. Неоднократно в последующем раздавались голоса сомнений в легитимности этого руководства, одобренного Советом по делам религиозных культов. Однако следует учитывать то, что возможности проведения съезда тогда просто не было.

Деятельность П. А. Мацанова на посту официального председателя ВСАСДа и на нелегальном положении

14 марта 1952 года от тяжелой болезни (гангрены обеих ног) скончался председатель ВСАСДа Г. А. Григорьев. Сказались долгие годы, проведенные в сырых тюремных камерах и ссылках. Говорят, что в течение жизни его арестовывали 38 раз [2, 106]. Незадолго до смерти руководитель церкви созвал членов Всесоюзного Совета и, как бы предвидя испытания, которые вскоре обрушатся на церковь, произнес свое последнее завещание: «Братья, будьте верны Господу и Его Церкви, любите друг друга и как зеницу ока храните единство между собой» [2, 114]. Похороны Григорьева состоялись 16 марта на Пятницком кладбище в Москве.

На следующий день состоялось внеочередное заседание ВСАСДа, на котором был избран новый председатель. Им стал бывший заместитель Григорьева П. А. Мацанов. Участники встречи учли предсмертное пожелание покойного, который рекомендовал именно кандидатуру Павла Мацанова [5, 68]. На этом же заседании было принято решение о перемещении в Москву уполномоченного ВСАСДа по Украине В. Д. Яковенко на должность заместителя председателя ВСАСДа, а также для совершения пресвитерского служения в московской общине. Совершавший в последние годы это служение Ф. В. Мельник был назначен уполномоченным ВСАСДа по Украине с местом жительства в Киеве. Пятым членом президиума ВСАСДа стал старший проповедник по Винницкой области С. П. Кулыжский.

Избранный на пост председателя ВСАСДа П. А. Мацанов начал активную деятельность в церкви. Власти настороженно отнеслись к новому лидеру, приехавшему в Москву из националистической Латвии, поэтому за каждым его шагом было установлено тайное наблюдение. Чтобы ознакомиться с жизнью общин на местах, П. А. Мацанов стал часто выезжать из Москвы, встречаться с членами церкви и местными пресвитерами. Талантливый организатор и яркий проповедник, Мацанов объединяет вокруг себя людей, его авторитет в церкви растет. Этому способствует и специальный фонд, который был создан по инициативе Мацанова для помощи вернувшимся из мест заключения служителям, а также семьям репрессированных. Помощь оказывалась втайне от властей, поскольку подобная деятельность в те годы считалась преступной. Вскоре, однако, о существовании фонда властям станет известно, и над руководителем церкви нависнут грозные тучи.

В 1953 году неожиданно подвергся аресту и ссылке в лагерь секретарь ВСАСДа А. Г. Галладжев. На должность секретаря был избран С. П. Кулыжский, который в июне 1954 года переезжает из Винницы на жительство в Москву.

Через год вернулся из заключения А. Г. Галладжев. Ему было дано право на жительство в Москве, но, учитывая невозможность восстановления его в прежней должности секретаря ВСАСДа, он был направлен для работы в общину города Ростова.

Тем временем активная деятельность П. Мацанова начинает все больше и больше раздражать органы власти, отвечающие за дела религий в стране. Мацанова не раз приглашали в Совет по делам религий и «советовали» прекратить «несанкционированные» поездки по стране. Не привыкший к такой «опеке» со стороны государства, лидер продолжал работать так, как считал нужным. Он по-прежнему посещал общины, в том числе и незарегистрированные, рукополагал проповедников без согласия Совета по делам религий, активно занимался издательской деятельностью, переводя духовную литературу с иностранных языков.

В декабре 1954 года Совет по делам религиозных культов лишает регистрационной справки председателя ВСАСДа П. А. Мацанова. В течение 24 часов ему предложили оставить Москву и переселиться на жительство в любой другой город. Причиной таких санкций, по словам самого П. А. Мацанова, были частые крещения в московской общине, связь с незарегистрированными общинами и помощь семьям репрессированных служителей и членов церкви [7, 470]. Власти даже не посчитали нужным дожидаться созыва внеочередного Пленума ВСАСДа, чтобы официально провести отставку П. А. Мацанова с поста председателя. Временно обязанности председателя ВСАСДа были возложены на В. Д. Яковенко, что сразу же поставило его в весьма двусмысленное положение. Дело в том, что сам Мацанов никогда не отказывался от своего руководящего положения, и многие члены церкви по-прежнему воспринимали его, хотя и опального, законным руководителем церкви.

П. А. Мацанов переехал в Ростов-на-Дону. Лишение регистрационной справки вызвало неоднозначную реакцию среди служителей Церкви АСД, это в какой-то степени разделило их по вопросу, насколько далеко позволительно органам власти вмешиваться во внутреннюю жизнь церкви. С каждым годом это разделение будет ощущаться все сильнее и сильнее.

Апрельский Пленум 1955 года и его решения

В начале 1955 года ВСАСД обратился с письменным заявлением в Совет по делам религиозных культов на получение разрешения созвать Пленум ВСАСДа для избрания нового председателя и президиума. Было получено разрешение для созыва Пленума на 13-15 апреля.

Руководители церкви встали перед нелегкой дилеммой: подтвердить статус П. А. Мацанова и тем самым показать незаконность действий властей либо пойти на компромисс с властями и избрать на пост председателя другого человека, с кандидатурой которого власти были бы согласны. Горячая дискуссия длилась два дня, в конечном счете, председателем ВСАСДа был избран С. П. Кулыжский. Секретарем-казначеем избрали проповедника с Украины А. Ф. Парасея, а помощником председателя с выполнением обязанностей пресвитера московской общины стал П. Г. Сильман. В совет вошли также А. Г. Галладжев и А. И. Чолдерис — старший проповедник по Латвии. В этом составе совет собирался несколько раз в году для обсуждения текущих вопросов. Кроме перечисленных выше пяти членов ВСАСДа 11 человек вошли в президиум. Это проповедники Хрипко, И. Н. Катанов, П. Костомский, Н. Вовк, Ф. В. Мельник, А. А. Ауг, два кандидата: А. В. Павлюк и А. В. Ликаренко, и, наконец, три члена Ревизионной комиссии: И. В. Химинец, Э. Т. Клотыньш и Т. Т. Випрсалу [7, 473].

Поселившись в Ростове-на-Дону, П. А. Мацанов пристальное внимание уделял работе с молодежью, организуя для них специальные занятия и кружки. Пребывание П. А. Мацанова в Ростове-на-Дону заметно оживило жизнь общины. Церковь проводит многочисленные торжественные собрания с обильными музыкальными номерами, декламацией, выступлением оркестра. Чуть ли не каждый день в доме молитвы проводились какие-то занятия, репетиции. На пишущих машинках печатались духовные книги, готовились будущие проповедники.

К Ростовской общине привлекается внимание многих соседних общин Церквм АСД, в Ростов едут за опытом, литературой, новыми идеями. Вскоре у многих членов церкви складывается впечатление, что центром всей церковной жизни становится Ростов-на-Дону, а Москва, с находящимися там членами официального ВСАСДа, выполняет, скорее, волю государственной власти, но никак не волю Генеральной конференции.

Деятельность П. А. Мацанова на юге страны, его растущая популярность беспокоит органы власти. Они понимают, что в церкви произошел раскол, и что в Ростове-на-Дону возник, по сути, второй, подпольный, центр Церкви АСД в Советском Союзе. Поэтому власти лишают регистрации ростовскую общину и вынуждают Мацанова с семьей покинуть город. В 1959 г. руководитель подпольного ВСАСДа переехал в Новосибирск, откуда продолжал активно руководить церковной работой. За пять лет, проведенных в Сибири, им было организовано несколько новых адвентистских общин и групп, подготовлены новые служители из числа наиболее активных и посвященных молодых людей.

Раскол в церкви углублялся, церковь все больше разделялась на два лагеря — на тех, кто поддерживал официальный адвентистский центр в Москве, возглавляемый Кулыжским, и на тех, кто группировался вокруг подпольного центра, оставаясь верным бывшему председателю ВСАСДа Мацанову. Положение в церкви усугубилось после того, как каждый из этих центров стал готовить собственные уроки субботней школы, утренние чтения и чтения молитвенной недели, что значительно углубило конфликт, ибо именно эта литература, издаваемая ранее единым центром, призвана была содействовать единству церкви. Теперь же она способствовала расколу.

Анализируя движение П. А. Мацанова, следует сказать, что никаких принципиальных расхождений в основах вероучения с официальной Церковью АСД в нем не было. Разница заключалась лишь в отношении к Советскому государству и его законам, ограничивающим деятельность церкви. И это разное отношение заставило братьев с подозрением смотреть друг на друга, лишило церковь мира и единства, превратив ее на долгие годы в «политическую» трибуну для выяснения личных отношений и амбиций. Раскол, таким образом, носил чисто организационный характер, и немалую роль в нем сыграла власть, бесцеремонно вмешивающаяся во внутренние дела церкви и насильственно навязывающая ей свою волю.

«Скорбное время» внутрицерковного расола Церкви АСД в СССР (1959-1967)

Хрущевская антирелигиозная кампания 1959-1964 гг.

Оживление деятельности церкви в период «оттепели» спровоцировало новую антирелигиозную кампанию, которая к концу 50-х стала массовой и организованной, с привлечением всех пропагандистских средств. Кампания достигла своего апогея в последние пять лет правления Н. С. Хрущева, 1959-1964 гг. По мнению исследователей, хрущевская антирелигиозная кампания по жестокости уступала лишь сталинским гонениям 30-х годов [3, 74].

Еще в 1957 г. было организовано общество «Знание», заменившее собой, по сути, «Союз воинствующих безбожников». Главная задача общества заключалась в так называемой научной атеистической пропаганде. Основная задача этой «научной» пропаганды сводилась к демонстрации несостоятельности религии на фоне достижений науки и техники, но, как всякая пропаганда, чаще всего она была замешана на клевете, скандальных разоблачениях священнослужителей и обвинении их в пособничестве нацистам в годы войны. Причем делалось это зачастую настолько грубо, что многие просто не верили всем этим историям.

Происходят изменения и в законодательстве. В 1960 г. Уголовный Кодекс (УК) пополнила статья 142, предусматривающая наказание до трех лет лишения свободы за нарушение законодательства о религиозных культах. Речь шла, прежде всего, о законе 1929 г. и тех секретных инструкциях по его использованию, которые были разработаны обоими Советами по делам религий в апреле 1961 г. [4, 150-160]. В июле 1962 г. в УК появилась статья 227, предусматривающая наказание до пяти лет лишения свободы или ссылку лицам, «подстрекавшим» других граждан к нарушению законодательства о религиозных культах. Широта толкования статей 142 и 227 (в накаленной общественно-политической обстановке) открывала путь для многих злоупотреблений, несправедливых даже с точки зрения советского законодательства. Впоследствии часть верующих, осужденных в 1961-1964 гг., была признана невиновными или виновными частично. Однако, когда эстафету антирелигиозной деятельности подхватили Брежнев и Косыгин, эти новые статьи были пересмотрены и ужесточены, особенно по отношению к сектантам.

Государство через Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религий потребовало от всех действующих на территории религиозных организаций привести уставы своих церквей в полное соответствие с действующим в стране законодательством. Таким образом, государство как бы вынуждало самих церковных лидеров собственными руками проводить его антирелигиозную политику. Именно таким образом было положено начало расколу в среде евангельских христиан-баптистов. Разосланный по всем церквам исправленный вариант Устава ВСЕХБ вызвал протест как носящий явно антиевангелический характер. Значительная часть верующих отказалась повиноваться положениям нового Устава, организовав инициативную группу, требующую созвать съезд и утвердить новый устав. Так родилось движение «инициативников», оформившееся позже в СЦЕХБ (Совет церквей евангельских христиан-баптистов), противостоящий официальному ВСЕХБ [3, 151-224].

Разгон ВСАСДа в декабре 1960 г. и усугубление раскола

На волне этой антирелигиозной кампании и произошло закрытие деятельности ВСАСДа. 12 декабря 1960. Председатель ВСАСДа С. П. Кулыжский и секретарь-казначей А. В. Ликаренко были вызваны в Совет по делам религиозных культов, где им без всякого письменного решения было заявлено о снятии с государственной регистрации ВСАСДа якобы за ряд нарушений законодательства о религиозных культах. Руководителям церкви было отказано в приглашении членов правления ВСАСДа и созыве Ревизионной Комиссии, и в тот же день все имущество Совета, в том числе и деловая переписка, были конфискованы, а денежные средства переданы в фонд государства [7, 483].

Спустя неделю после объявления о ликвидации ВСАСДа уже бывшими председателем ВСАСДа Кулыжским и секретарем-казначеем Ликаренко было направлено заявление председателю Совета по делам религиозных культов, в котором авторы послания задавали вполне законные вопросы:

На все эти и другие вопросы руководители разогнанной церковной организации ответа так и не получили. Полный текст заявления можно найти в архиве Заокского адвентистского университета.

После ликвидации ВСАСДа 12 декабря 1960 Церковь АСД в СССР вынужденно оказалась на нелегальном положении. Хотя, с одной стороны, сам факт ликвидации свидетельствовал об активизации действий Совета по делам религиозных культов, направленных на искоренение из советского общества религии как таковой, с другой стороны, подобными действиями Совет лишал себя возможности дальнейшего контроля деятельности Церкви АСД на территории Советского Союза. А деятельность эта, безусловно, продолжалась, только носила она теперь нелегальный характер. Причем на нелегальном положении оказались оба церковных союза.

Каждый духовный центр пытался расширять сферу своего влияния в церкви. Нередко их интересы пересекались на уровне той или иной местной церкви, что вело к появлению враждующих группировок в ней и, в конечном счете, к расколу. По общинам распространялись письма обвинительного характера, чтение которых на членских собраниях отзывалось болью в душах многих искренних и честных братьев и сестер, поскольку часто в них шла речь о служителях и членах церкви, известных своей доброй репутацией. Письма пестрели резкими выражениями типа: «Этими действиями братья П и Б совершили тягчайшее преступление перед Богом, организацией, корпусом проповедников и церковным порядком» или «Вот некоторые из тех, кто взяли на себя эту грязную и преступную миссию…» и дальше перечислялись имена известных проповедников [5, 72-75].

Бывший председатель ВСАСДа С. П. Кулыжский пытался занять роль третейского судьи, предлагая представителям разных сторон примириться. Вот что пишет он в своей памятной записке о расколе в АСД. Представив печальную картину состояния церкви, автор настоятельно призывает: «В первую очередь нужно каждому осознать свою вину. Невзирая на то, сознают ли другие свои ошибки или нет… Кто сегодня питает ненависть к своему ближнему и сеет вражду и лукавые подозрения между братьями, тот сам себя лишает достоинства работника Божьего. Не откладывая нисколько, нужно сегодня же примириться друг с другом. Нужно перестать думать о потере нами какой-то власти, так как это дело сатаны, который до сего дня борется за свое господство на этой земле» [8].

Далее автор этой памятной записки предлагает основным представителям противоборствующих группировок пересмотреть свои позиции по конкретным вопросам. Он также отмечает, что его нежелание открыто поддерживать ту или иную группировку породило у многих верующих представление о нем как о «неопределенном человеке», как о «безвольном и потерявшим всякое значение» служителе, который «своей добротой, а больше своим молчанием содействовал возникновению этого недоразумения». В ответ на это обвинение Кулыжский ответил: «Я от такого обвинения не отказываюсь, я первый готов просить прощения и братского извинения за такую оплошность. Но я хочу быть со всеми братьями вместе. Вместе со всеми хочу сотрудничать и со всеми хочу нести наши обязанности, все наши скорби и радости» [8]. Такая «нейтральная» позиция Кулыжского впоследствии чуть ли не будет стоить ему снятия сана проповедника.

Трагедия Киевского совещания 1965 года

К началу 1965 г. духовный центр, возглавляемый П. А. Мацановым, объединял уже почти две трети всех общин, и органы власти, понимая, что никакими административными мерами, какими бы крутыми они ни были, сломить верующих не удастся, меняют тактику и начинают дифференцированно подходить к различным религиозным группировкам. В какой-то степени власти подыграли «мацановскому» центру, разрешив провести в Киеве Всесоюзное совещание по разрешению кризисной ситуации в церкви.

На протяжении уже почти десяти лет церковь находилась в условиях внутренней конфронтации, которая буквально вымотала ее. Поэтому желание сесть за стол переговоров и примириться было обоюдным с обеих сторон, хотя сама формулировка повестки дня данного совещания, гласившая: «Ликвидация разделения в общинах, вызванного самовольными действиями некоторых проповедников и пресвитеров», вряд ли свидетельствовала о готовности решать проблему в духе братской любви, взаимоуважения и прощения. Киевское совещание 20 января 1965 останется, пожалуй, самой печальной и, может быть, даже трагической вехой в современной истории Церкви АСД в СССР. Это событие стало началом настоящего, узаконенного церковного раскола [5, 81].

Задача ликвидации разделения не только не была выполнена, а, наоборот, своими решениями это совещание отсрочило разрешение проблемы раскола еще на несколько лет. Жесткие обвинения в мыслимых и немыслимых грехах, хлесткие характеристики, предложения о снятии духовного сана и лишении церковного членства звучали из уст многих. Известно, что решением Киевского совещания десять известных и уважаемых в церкви служителей были лишены духовного сана. Решение вопроса их дальнейшего членства в церкви передано было на откуп местных общин с конкретной рекомендацией «исключить из членов церкви».

Последовавшие после совещания в Киеве «чистки» обострили и без того натянутые отношения между ответственными служителями и повергли церковь в пучину бесконечных пересудов, разбирательств, взаимных обвинений и упреков. Весь трагизм ситуации в том, что, не выдержав такой «духовной атмосферы» в церкви, многие члены церкви покидали ее ряды. А каким серьезным препятствием на пути к Богу становилась сложившаяся в церкви ситуация для новообращенных людей, которые вынуждены были не просто приходить в церковь, но и «занимать ту или иную сторону» в непрекращающейся внутри церковной борьбе. Одной из серьезнейших потерь для Церкви АСД после Киевского совещания было разочарование в церкви перспективного и успешного проповедника, бывшего офицера Советской Армии, политрука, пожертвовавшего своей карьерой и искренно обратившегося в свое время к Богу, — В. А. Комарова.

Сохранившие свою самостоятельность и независимость друг от друга после Киевского совещания религиозные группировки повели себя более активно и в каких-то вопросах даже агрессивно, желая доказать противоположной стороне «правильность» своей позиции. Шла своего рода конкурентная борьба за более эффективное влияние на членов церкви через такие количественные показатели, как численность крещений, количество издаваемой подпольно литературы, обеспеченность членов церкви ввозимыми контрабандным путем Библиями, количество создаваемых новых общин и т. д.

Такое положение вещей, конечно же, не могло не беспокоить органы власти, предполагавшие, что взаимное противостояние в церкви, в конечном счете, приведет ее к самоликвидации. Самоликвидации не наступало, более того, церковь, представленная теперь уже двумя духовными центрами, становилась, с одной стороны, все более и более активной, а с другой — все более и более неподвластной государственному контролю. Поэтому можно, наверное, было бы предположить, что государство в не меньшей степени, чем сами верующие, начинает проявлять интерес к объединению Церкви АСД, преследуя при этом, конечно же, свои цели.

Восстановление внешнего и внутреннего церковного единства (1967-1981)

Роль и значение Московского совещания 1967 года в преодолении раскола

Первой более или менее серьезной попыткой к примирению можно считать Московское совещание 16 ноября 1967. В совещании участвовали ведущие проповедники Церкви АСД, представители обеих сторон, в общей сложности 14 человек. В совещании принимали участие А. Д. Васюков, Н. А. Жукалюк, Э. Т. Клотыньш, Д. К. Колбач, С. П. Кулыжский, А. В. Ликаренко, П. А. Мацанов, Ф. В. Мельник, А. В. Павлюк, А. Ф. Парасей, П. Г. Сильман, И. В. Химинец, С. М. Хрипко, Н. А. Ярута. Во время совещания было выработано обращение «Всем адвентистам седьмого дня в СССР». Учитывая важность и значение этого документа для последующего восстановления церковного единства, о нем следует сказать особо.

Прежде всего, в обращении подчеркивалось, что в Церкви АСД отсутствует законный центр, равно авторитетный для всех верующих и официально представляющий Церковь перед государством. ВСАСД в декабре 1960 г. органами государственной власти упразднен. Киевское совещание 1965 г. так же не ставило вопрос о создании или избрании какого бы то ни было духовного центра. Что же касается постоянно используемых в церковной переписке и диалоге понятий «корпус проповедников», «старейшины», «старшие братья», было подчеркнуто, что это «духовные термины, не представляющие из себя никакой организации, на которую можно ссылаться».

Таким образом, признанием нелегитимности обоих нелегальных центров утверждалось как бы равенство двух церковных организаций, а это означало серьезный шаг на пути к примирению. Следует подчеркнуть, что основным условием созыва Московского совещания, разрешение на проведение которого было получено от Совета по делам религиозных культов, было объявление о несостоятельности всех нелегальных центров.

В обращении указывалось на то, что «по обстоятельствам, от нас не зависящим», каждая община АСД является автономной (самостоятельной, независимой) церковной организацией, руководимой Святым Духом и священнослужителями. Подчеркивалось, что никакой проповедник или член общины не имеет права вмешиваться в дела других общин, хотя и оговаривалось — «если он не приглашен на это данной общиной». Повторялась примерно та же ситуация, что и в 1931 году, когда церковная организация была распущена и все поместные церкви перешли на автономное существование.

Наконец, подписавшие обращение служители церкви советовали всем исключенным по причине разделения в церкви подать заявления в те общины, из которых они были исключены, с тем, чтобы они были приняты вновь в члены церкви «на основании Слова Божия и церковного порядка» [1, 102-104].

Возобновление контактов с Генеральной конференцией Всемирной Церкви АСД

Новый этап в восстановлении церковного единства связан с возобновлением контактов с Генеральной конференцией (ГК) — руководством Всемирной Церкви АСД. Еще в 1960 г. Советский Союз в качестве туристов посетили руководители ГК Церкви АСД Р. Р. Фигур и Д. Нусбаум. Их совет «Постарайтесь наладить ваши отношения с органами власти» в тот момент, когда в стране во всю шла антирелигиозная кампания, показался служителям церкви в СССР более чем странным и практически неприемлемым [5, 146]. Однако именно на этой позиции будут стоять все последующие руководители Всемирной Церкви, посещения которых начнутся в 70-е годы.

В 1970 г. в Детройте (США) проходила 51-я сессия Генеральной Конференции, для участия в которой получили приглашение два проповедника из Советского Союза — М. П. Кулаков и Д. К. Колбач. К сожалению, ни тому, ни другому выехать из страны для участия во всемирном съезде не удалось.

Только осенью того же года М. П. Кулаков смог выехать в США по частному приглашению. Там он и встретился с руководством ГК во время осеннего совещания. Это была первая после 1909 г. встреча представителя Церкви АСД в России с руководством Всемирной Церкви. Тогдашний глава всемирной Церкви АСД Роберт Пирсон выразил желание руководства ГК способствовать достижению единства в Церкви АСД в СССР. В какой-то степени М. П. Кулаков был уполномочен взять на себя ответственность за примирение и объединение разрозненных адвентистских групп на территории Советского Союза.

Начиная с этого времени, М. П. Кулаков начинает играть ведущую роль в объединении церкви. Несмотря на неоднозначную оценку его первых зарубежных контактов, несмотря на постоянные выпады в адрес его методов работы, он неустанно стремился к поставленной цели, хотя порой эта цель казалась недостижимой.

1-2 декабря 1971 г. в Москве состоялась консультативная встреча руководящих проповедников Церкви АСД республиканского значения. В повестке дня было всего два вопроса, причем второй был предложен Советом по делам религиозных культов:

  1. Консультация по согласованию Молитвенных чтений на конец 1971 г.;
  2. Обсуждение и принятие реферата «Адвентисты седьмого дня в обществе и государстве».

Начиная с 1973 г., в связи с некоторым потеплением международных отношений, в СССР стали все чаще и чаще приезжать руководители Всемирной Церкви из разных стран, поначалу, правда, в качестве туристов. В разное время Церковь АСД в Советском Союзе посетили Олдржих Сладек (Чехословакия), Димитриу Попа (Румыния), Станислав Домбровский (Польша), Отто Юберзакс (Австрия). Все они чувствовали на себе ответственность за примирение Церкви АСД в СССР.

Наиболее значимым в плане примирения для Церкви АСД в СССР был приезд вице-президента ГК Теодора Карсича в марте 1974 г. В ходе этого визита многое было сделано для установления взаимопонимания с органами власти. При встречах с официальными государственными чиновниками гость постоянно подчеркивал, что всемирная Церковь АСД заботится о воспитании своих членов в духе лояльности к существующей власти. Выступая перед общинами Москвы, Киева и Кишинева, Карсич обращал внимание верующих на то, что адвентисты везде должны действовать легально, считаясь с законами страны, гражданами которой они являются. Он выражал сожаление по поводу того, что некоторые решения, постановления и рекомендации Генеральной конференции, предназначенные прежде всего для стран западного мира, использовались механически, без учета конкретной обстановки и особенностей существования церкви в условиях коммунистической идеологии.

Визит Теодора Карсича в СССР способствовал тому, что впервые семь представителей Церкви АСД в СССР, среди них В. Кьярмас и М. Вялли (Эстония), И. Олтыньш (Латвия), Ю. Томенко и М. Кулаков (Россия), С. Тутский (Белоруссия) и А. Парасей (Украина) смогли участвовать в очередной сессии ГК, проходившей в июле 1975 г. в Вене. Несмотря на то, что никаких исторических решений относительно Церкви АСД в СССР на этой сессии ГК не принималось, это было весьма примечательное событие, оставившее неизгладимое впечатление у всех участников всемирного форума. На этом съезде А. Ф. Парасей и М. П. Кулаков были избраны членами исполнительного комитета Генеральной конференции.

После сессии ГК в Вене перспектива примирения и создания республиканских церковных организаций, во всяком случае, в Украине и России, стала более реальной. Представители разных сторон пытались начать процесс переговоров, однако они либо постоянно срывались, либо заходили в тупик. Государство в какой-то степени подыграло миротворческому процессу, предложив вариант «инициативы с низов». Поскольку после 1967 г. никакого руководящего центра в Церкви АСД как бы не существовало, одна из общин должна была просто выступить с инициативой о создании церковной организации. С такой инициативой и вышла Тульская община в 1975 г. От ее имени рассылались письма в другие общины. Было послано также ходатайство об избрании «старшего проповедника» по РСФСР и в Совет по делам религий. Однако разрешение Совета на проведение такой встречи было получено только спустя полтора года.

12-13 марта 1977 г. в Горьком состоялась встреча руководителей церкви, представлявших главным образом последователей бывшего официального ВСАСДа на территории России. Участники этой встречи утвердили кандидатуру М. П. Кулакова как старшего проповедника по РСФСР. В каком-то смысле Кулаков становился преемником бывшего последнего председателя ВСАСДа С. П. Кулыжского, хотя до создания всесоюзной организации было еще далеко.

Подобная активность одной из сторон в деле примирения в какой-то степени усугубила ситуацию с расколом в целом, поскольку нарушила равенство сторон. Отныне невозможно уже было говорить об объединении на равных, поскольку духовный центр, возглавляемый Кулаковым, фактически узаконивался, а центр, возглавляемый П. А. Мацановым, должен был присоединяться к уже существующей церковной организации. Обвинения в том, что избрание старшего проповедника производилось не в соответствии с церковным порядком, да и само звание «старший проповедник» было неизвестно всемирной Церкви, вспыхнули с новой силой.

Позиция руководителей ГК по отношению к ситуации в Церкви АСД в СССР

В этой далеко неоднозначной ситуации решающую роль в объединении сыграла позиция руководителей Генеральной конференции. В том же 1977 г. в Советский Союз по туристической визе въезжает вице-президент ГК Альф Лоне, избранный ответственным за осуществление связей ГК с Церковью АСД в СССР. На следующий год Альф Лоне приезжает в страну с президентом ГК Робертом Пирсоном уже как официальные гости. Представители ГК были приняты в Совете по делам религий.

Выступая в церквях перед огромным скоплением верующих, Пирсон неуклонно подчеркивал роль единства в деле более эффективного служения церкви в этом мире. Касаясь вопроса о церковном порядке, он отметил, что этот документ не может быть поставлен наравне с такими вдохновенными свыше книгами, как Библия и труды Духа Пророчества. Церковь АСД должна руководствоваться церковным порядком в той мере, в какой он не противоречит законам страны. В тех же случаях, когда положения церковного порядка вступают в противоречие с законами страны (по вопросам, не относящимся к соблюдению Закона Божьего), мы не должны вступать в конфликт с государственными законами [7, 02].

В 1979 г. на межреспубликанском совещании в Москве была избрана редакционная коллегия ежегодника «Настольный календарь служителя Церкви христиан адвентистов седьмого дня», началась работа над проектом Устава Церкви АСД, был утвержден состав учебного комитета заочных библейских курсов, а также сформулирован и подписан текст поздравления по случаю избрания на пост президента ГК Нила Вильсона. Спустя короткое время состоялось совещание Церкви АСД в РСФСР, на котором произошло избрание членов Республиканского Совета проповедников Церкви АСД по РСФСР. Председателем Совета был избран М. П. Кулаков.

Ситуация складывалась таким образом, что церковная организация в РСФСР формировалась в одностороннем порядке, в условиях отсутствия даже формального примирения и единства. Это вызывало немалое смущение в рядах служителей «мацановской» стороны, тем более, что этот процесс поддерживался руководителями Генеральной конференции, постоянно подчеркивающими, что ГК готова признавать в Советском Союзе только ту церковную организацию, которая получила официальное признание государственных органов власти.

Достижение единства

Продолжая эту линию на достижение единства в Церкви АСД в Советском Союзе, на республиканском совещании руководителей церкви в России, проходившем 5-8 июня 1981 в конференц-зале гостиницы «Советская», с участием представителей и неофициального центра, Нил Вильсон выразил волю ГК, заявив, что, «сохраняя пасторскую заботу обо всех адвентистах, Генеральная конференция признает только одну официально действующую в РСФСР организацию в лице Республиканского Совета» [7, 503-504].

Фактически у руководителей неофициального центра не оставалось иного выбора, кроме как подчиниться. Оставаться вне всемирной организации не хотел никто. Как отмечает Э. Чернявский, это был трудный час в жизни П. А. Мацанова и всех служителей его организации. Заявить о ликвидации организации, которая действовала на протяжении многих лет, отстаивая принципы Закона Божьего в условиях постоянного давления со стороны «безбожной» власти, было нелегко. Только духовно сильные люди могли выдержать это испытание веры. И они выдержали. 8 июня 1981, в этот исторический для Церкви адвентистов седьмого дня в России день, обращение, призывающее признать Республиканский Совет АСД в РСФСР как единственный церковный авторитет, признаваемый органами власти и Генеральной конференцией, было подписано всеми руководителями неофициального центра.

Таким образом, закончился этот наиболее печальный этап в истории Адвентистской церкви в Советском Союзе, этап, продолжавшийся почти четверть века.

Заключение

Оглядываясь на тяжелые времена внутрицерковного раскола, имевшего место в 1955-1980 гг., можно смело утверждать, что причинами его были следующие факты:

Церковь АСД в СССР была оторвана от всемирного руководства — Генеральной конференции в течение 65 лет (с 1911 по 1975 гг.). Церковь развивалась односторонне, ей были незнакомы прогрессивные идеи, нашедшие отображение в материалах Генеральной конференции в Миннеаполисе в 1888 г., когда произошла серьезная реформа в учении и церковной системе. Точка зрения всемирной Церкви не была известна нашему братству, поэтому оно скептически относилось к прогрессивным идеям, и в этом была одна из причин разделения.

Вторая причина сводилась к организационным вопросам и личным обидам отдельных сотрудников в связи с созданием нового духовного центра. Таким образом, возникло несколько центров, повеяло холодным дыханием недоразумений и недоверия между руководящими служителями.

Немалую роль в разделении сыграли атеистические власти, боровшиеся с религией. В определенном смысле конфронтация внутри церкви была выгодна государству, поставившему задачу искоренения религии из советского общества. Известный принцип «разделяй и властвуй» уже не раз доказывал свою эффективность в истории. Фактически этой «внутриусобной» борьбой в церкви управляли агенты Комитета государственной безопасности, которые, маскируясь под друзей как последователей Мацанова, так и бывших ВСАСДовцев, проводили свою разрушительную работу в церкви руками самих же верующих, не догадывавшихся об истинных причинах конфронтации.

Список использованной литературы

 

  1. Теппоне В. В. Из истории Церкви адвентистов седьмого дня в России. — Москва-Калининград, 1992.
  2. Жукалюк Н. А. Вспоминайте наставников ваших. — Киев: «Джерело життя», 1999.
  3. Заватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны. — Москва, 1995.
  4. Куроедов В. А., Панкратова. Законодательство о религиозных культах.— Москва, 1971
  5. Парасей А.Ф., Жукалюк Н. А. Бедная, бросаемая бурею.— Киев: «Джерело життя», 1997.
  6. Памятная Записка бр. Кулыжского С. П. о расколе в АСД. 1963 г. Из архива Заокского адвентистского университета.
  7. Зайцев Е. В. История Церкви АСД.— Заокский: «Источник жизни», 2008.
  8. Памятная Записка бр. Кулыжского С. П. о расколе в АСД. 1963 г. Из архива Заокского адвентистского университета.
  9. Мацанова А., Мацанов П. По тернистому пути.— Калининград: Янтарный сказ, 1995.
  10. Учебное пособие «Из истории Церкви христиан АСД». Часть 2.— Заокский, 2002
  11. Жукалюк Н. А. Через крутые перевалы.— Киев: «Джерело життя», Заокский: «Источник жизни», 2002
  12. Жукалюк М. Крізь бурі, шторми, лихоліття.— Київ: «Джерело життя», 2009.
  13. Опарин А. А. Псалмы, написанные кровью.— Харьков: Факт, 2007.
  14. Опарин А. А. Когда плачут сосны.— Харьков: Факт, 2007.

Фотография служителей Адвентистской церкви. 1-й ряд: Сильман, Мацанов, Кулыжский, Мельник, Парасей, Луг. 2-й ряд: Ликаренко, Вовк, Галладжев, Костомский, Катанов. 3-й ряд: Чоледер, Лукашенко, Хрипко, Химинец.

Владимир Балыков

Фото

Читайте также:

Адвентистская церковь возникла в XIX столетии в результате религиозного энтузиазма

Історія Церкви адвентистів сьомого дня на Закарпатті