Вчера раб, сегодня сын

Заинтересовало название? Думаешь, что это за сказка «из грязи в князи»? Прежде чем, вы продолжите читать данную статью, предлагаю каждому подключенному прочесть послание Галатам 4:1-11. Данный отрывок начинается словами «Еще скажу», т.е. Павел продолжает свою речь, начатую еще в предыдущей главе, или если быть еще более точным, все послание Галатам написано из – за появившейся проблемы в церквах Галатийских. После того как Павел ушел из Церкви Галатии, пришли некие учителя, и стали проповедовать о том, что помимо принятия Христа как вам проповедовал Павел, нужно делать обрезание. Галаты поверив этому, стали уподобляться такой практике. Начиная с 1 главы Павел негодует на галатов за их желание утвердить у себя иное Евангелие, иное благовестие. Однако галатийцы считали, что благодаря такой практике они становятся более набожными и религиозными в почитании Писаний. Галатийцы думали, что христианство только выиграет от принятия символов закона и  древних форм. В 3 главе послания Галатам Павел предлагает им историческую аргументацию против их взгляда, он рассмотрел две тысячи лет ветхозаветной истории. Особо он показал отношения между тремя великими личностями библейской истории — Авраамом, Моисеем и Иисусом Христом. Он разъяснил, как Бог дал Аврааму обетование благословить через его потомство все племена земли, как Он дал Моисею закон, который совсем не отменял обетования, но, на­против, делал его более необходимым и насущным, и как обетование было исполнено в Иисусе Христе, что­бы все, кого закон приведет к Христу, унаследовали обетование, данное Богом Аврааму. Теперь в Галатам 4, Павел решил отойти от Ветхого Завета, и приводит пример из юриспруденции, пример хорошо знакомый для язычников.

Вообразите себе мальчика, наследника большого поместья. Однажды все оно будет принадлежать ему. В сущности, оно уже принадлежит ему по обещанию, но в действитель­ности он им не распоряжается, потому что он еще ребенок. До достижения совершеннолетия, хотя и бу­дучи по титулу господином всего поместья, он «ничем не отличается от раба». Он подчинен «попечителям и домоправителям», которые фактически «контролируют его самого и его владения». Они приказывают ему, направляют и наказывают его. Он ограничен в дей­ствиях. У него нет свободы. Будучи наследником, он фактически является господином, но будучи еще ре­бенком, ничем не отличается от раба. Более того, он останется в этом подчинении «до срока, отцом назна­ченного». Велико ли желание этого наследника получить этот подарок, завещанный ему отцом? А как вы считаете, раб в этом поместье, хотел бы получить все это в наследство? Да, безусловно, и тот, и другой, желали бы все это получить. Наследник желал бы и ждал уже этого времени, когда он станет совершеннолетним, и получит это все в наследство. Раб же осознавая, свою низость положения, просто искренне мечтал об этом наследстве.

Апостол Павел пишет «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира». Когда мы читаем Библию, и нам попадаются какие – то непонятные стихи, а может и слова, возникает ли у нас желание узнать, а что это значит? Или мы прочитываем просто дальше, и не придаём вниманию эти слова? «Вещественным началам мира», что подразумевал под этими словами Павел? Давайте посмотрим как другие переводы Библии, предлагают нам этот стих для чтения: Посмотрим перевод Кулакова, который очень красиво передает всю полноту это стиха: «Так и мы, когда в младенчестве ‘духовном’ находились, были рабами начатков богопознания в мире ‘сем’». Смотря в текст оригинала можно увидеть, что здесь употреб­ляется греческое слово stoicheia, «элементы». Это слово Павел использует также в Евреем 5:12-14 – прочитаем. То есть вот это слово stoicheia это элементарные вопросы, какие – то элементарные вещи, буквы алфавита, азбука, которую проходят в школе. И Павел говорит, когда мы были в детстве, мы были подчинены вот этим базовым понятиям. Закон нам говорит: «Помни день субботний», «почитай отца и мать твою», «не убивай», «не кради». То есть закон выполнял воспитательную функцию. Закон имел определенную власть, он наказывал их, у него была власть управлять человеком, который находится в детстве. 14 стих, 5 главы Евреям говорит: «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». Есть детство, это знакомство с основами, начатками, а потом, когда ты их усвоил, человек приходит к следующему шагу, и он назван как «твердая пища, свойственная совершенным» или как гласит современный перевод «твердая пища – для зрелых людей». Речь не идет о совершенстве в смысле безгрешности, в смысле того, что человек перестает совершать грехи, раз он уже познал основы Божьего закона, нет, речь идет о том, что есть младенцы, для которых есть учитель, детоводитель, а затем, когда он вырастает, то у него уже как говорит Павел «чувство навыком приучены к различению добра и зла». Ему уже не нужно открывать книгу, он знает, как ему нужно поступать.

Возвращаясь к 4 главе послания Галатам 3 стиху, можно сказать, что еврейский народ представлен как ребенок, показывая, как низок он был, пока был под законом,  и показывая что вся полнота Божественного откровения открывается ему постепенно. Именно потому, что он был духовно незрел, дан ему был попечитель — Закон, который должен был оставаться с ним, пока он не вступит в пору зрелости. Слово «рабство» употреблено здесь потому, что именно в рабских условиях он и находился, пребывая в школе Закона. Он был связан требованиями надзиравшего за ним закона, и всё-таки не способен был выполнять их. Закон должен был показать людям, что они никогда не могли бы спастись ценой собственных усилий. Он должен был убедить их в их нужде в Спасителе. Закон был своеобразным способом вывести людей на «путь веры».

Павел говорит: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего». В иудейском мире в первую субботу, после исполнения двенадцати лет, отец брал сына с собой в синагогу, где его провозглашали «Сыном закона». После этого отец произносил благословение: «Благословен Ты, Господь, освободивший меня от ответственности за этого отрока». Мальчик же произносил молитву, в которой он говорил: «О Боже мой и Бог моих отцов! В этот торжественный и священный день, которым отмечен мой переход от отрочества к юности и возмужанию, я смиренно поднимаю к Тебе глаза и заявляю искренно и чистосердечно, что отныне я буду соблюдать Твои заповеди, беру на себя и буду нести ответственность за мои действия по отношению к Тебе». Для этого мальчика, для всех еврейских детей, в 12 лет наступала «полнота времени». «Когда пришла полнота времени» узам закона продолжительностью в 1300 пришел конец. Важно отметить, что это были трудные и невероятно долгие годы несовершенства. Однако настала полнота времени, тот срок, который назначил Отец, для того, чтобы Его дети выросли и достигли совершеннолетия, теперь они имеют свободу от наставников и наследуют обетование.

Что такое полнота времени? Здесь можно отметить следующие характеристики: на тот момент Рим был главенствующим государством, все племена и государства были покоренены им. Вроде бы при чем тут Израиль? Однако благодаря Риму, были построены в Иудеи дороги, по которым можно было путешествовать, эти дороги охранялись римскими отрядами. Также на тот момент культура и греческий язык объединили всех людей. Интересно, что римский и греческий пантеон богов терял свою былую мощь, боги не отвечали на молитвы людей, и последним в свою очередь хотелось живой религии, которая отвечала бы на их потребности. На тот момент уже широко использовалась греческая «Сиптуагинта», благодаря которой язычники могли постигать живого Бога, который как раз таки отвечал на их потребности.

 «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего», какие прекрасные слова: Бог послал Сына Своего. Как они просты и в тоже время полны поразительной силы и значения. Бог послал. Бог действовал. Он хотел пролить свет на правду – на всю правду. Он хотел открыться погибающему человечеству во всей своей преизобилующей славе как Бог Спаситель. Когда родился Христос пришла полнота времени, но какова была реакция иудеев? Едва успев, родиться, царь Ирод издает указ истребить младенцев, где должен был находиться Иисус. Когда Иисус начинает совершать служение, фарисеи, книжники, саддукеи, политические правители, можно сказать весь высший свет Иудеи не принимает Христа и заявляет: нам не нужна твердая пища, мы привыкли питаться молоком, оно нас устраивает. Можно сказать, что они уже были и не способны принять твердую пищу, так как традиции, вытекающие в формализм окутали их разум. Бог хотел, чтобы закон обнажил грех и привел людей к Христу, сатана же в умах евреев использовал закон, чтобы обнажить грех и довести людей до отчаяния. Бог предназначил закон как промежу­точный шаг к оправданию человека, сатана использует его как завершающий шаг к его осуждению. Бог хотел, чтобы закон стал ступенькой к свободе, сатана исполь­зует его в качестве тупика, внушая своим обманутым жертвам, что выхода из этого страшного плена нет.

Павел говорит, что Христос пришел, «чтобы искупить подзаконных» Кто – то может предположить, что это  выражение обозначает, будто Христос освободил евреев от необхо­димости приносить жертвы или от обязанности выполнять заповеди. Но если бы одни лишь евреи были «подзаконными», тогда Христос при­шел бы ради искупления одних лишь евреев. Таков вывод в этой ситуации? До того как мы уверовали, приняли Христа, познали Бога в своей жизни, мы были также «подзаконными». Ибо Христос пришел для того, чтобы искупить лишь тех, кто под законом, пишет Павел. Язычники находились под законами своих богом, поклонялись солнцу, луне, звездам, животным, природе. Сегодня люди также находятся под законами богов придуманными сатаной. Мы видим, как наше подрастающие поколение загипнотизирована на современных технологиях, новые модели ноутбуков, телефонов, планшетов, все это создано Богом, но сатана искажает цель этих технологий, и дети, молодежь и даже зрелое поколение погибают в них. Сегодня мы находимся под законами моды, и человек старается соответствовать пику моды, порой это ему выливается в необдуманные затраты. Сегодня мы находимся под законами мнения толпы, мы не хотим выглядеть белыми воронами, и стараемся слиться с серой массой. Сегодня мы находимся под законами, и вы знаете эти законы можно продолжать и продолжать, но самое главное говорит нам Павел, Христос пришел, чтобы освободить людей от этого ига, освободить людей от клятвы закона, и дать им свободу. Священное Писание говорит нам что: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:17). «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). Он искупил нас, буквально став на наше место и возло­жив на Свои плечи наш груз. Один неизвестный писатель прекрасно заметил: «Сын Божий стал Человеком, чтобы люди смогли стать сынами Божьими».

Действительно, посредством смерти и воскресения Иисуса Христа, каждый из нас, может быть усыновленным и удочерённым нашим небесным Отцом. Но тогда спросите вы меня, зачем тогда иудеям, на протяжении ветхозаветной истории стоило быть порабощенными вещественным началам мира? Если язычники вследствие смерти Христа обходят закон стороной. Но так ли это? Действительно ли они обходят его стороной?

Давайте представим семью, которая решила усыновить ребенка из приюта. Знаете, когда я слышу слово приют, у меня всегда всплывает ассоциация из фильма. Маленький мальчик стоит возле решётчатого забора, вцепившись в него руками, и его глаза наполнены грусти, они потеряны, и смотрят куда – то далеко. У этого ребенка нет ни мамы, нет ни папы. Но вдруг в один прекрасный день все меняется. Приходит молодая, красивая, интеллигентная семья, обеспеченная, чтобы усыновить или удочерить ребенка. Они выбирают именно то дитя, которое каждый день стояло возле этого забора. И после с ним они идут домой. Как вы считаете, будет ли этот ребенок вести себя по законам этой семьи? Будет ли он их запоминать, и жить по ним? Будет ли он стараться угодить своим родителям? Да этот ребенок, будет готов делать все для своих новых родителей, лишь бы они были счастливы им. Можно сказать, что тоже самое происходит и с новообращенным верующим христианином. Когда христианин познает Бога, открывает Иисуса Христа своим личным Спасителем, то ради Него он готов как говорится «и горы сворачивать». Павел добавляет еще «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва Отче». Можно сказать, что Павел подводит итог всего выше сказанного, и говорит: не дела закона показывают, что мы усыновлены, но голос Духа Святого в нас свидетельствует об этом.

Апостол Павел намеренно использует эту связку слов «Авва Отче». Арамейским словом «Абба» дети обычно называли отца в домашней обстановке. Павел использует это слово, чтобы показать, какую мы можем иметь близость в отношениях с нашим Богом Отцом. Вспомните Иисуса Христа в Гефсимании: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36). Этот стих явно показывает, какие были доверительные, какие были открытые отношения у Христа с Богом, как у сына с отцом. Павел намеренно использует «Авва Отче» чтобы показать, что посредством Духа Святого мы действительно стали сынами Бога. Мы можем прямо обращаться к Нему с тем же доверием, с каким малое дитя обращается к отцу. Сам Дух взывает в нас: «Авва, Авва Отче».

Апостол Павел говорит, что когда Дух Святой взывает в нас, то это показывает нам, что мы уже не рабы, но сыновья, совершеннолетние сыновья. Павел говорит «а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». То наследство, которое уготовано нашим небесным Отцом, по истечением срока Отцом назначенного, теперь Бог вручает в наше пользование. Как то в самолете летело двое мужчин: один верующий, другой нет, просто успешный бизнесмен. И вот этот бизнесмен показывает верующему один за одним свои гаджеты, самый новейший телефон, потом в планшете начинает ему показывать свои загородные усадьбы, и говорит это все мое, я сам это заработал, я сам это сделал. А потом спрашивает христианина, а ты что имеешь? Христианин замолчал, затем открыл иллюминатор, и говорит: а это все мое, мой небесный Отец дал мне это все в наследство. Действительно это так, Бог дает это наследство всем, как верующим так и неверующим. Но смотря в текст, можно увидеть, что логика Павла превосходит все ожидания. Он не говорит здесь о географическом наследстве, как мы привыкли считать, что если наследство: то это то, что мы можем увидеть, потрогать, вкусить, оценить в финансовом эквиваленте. Нет не о том здесь речь.

Наследство, это, вся та полнота Божественных благословений, которые, Бог уже сегодня готов вручить в наши руки. И прежде всего это познание Бога. С 8-10 стих написано «…». Язычники, которые поклонялись своим богам, которые находились внутри своей безбожной системы, они не знали Бога, они не имели познание Бога. И точно также Павел продолжает утверждать, что наряду с почитанием Иисуса Христа, иудеи утверждали, нужно делать обрезание, соблюдать праздники, совершать обряды, которые с приходом Христа, утратили свою значимость, можно сказать, что они точно также не знали Бога. Познание Бога доступно искреннему возрожденному сердцу, который начинает понимать, что такое Божья любовь, Божье прощение, что такое Его воля, Его величие, Его слава, пожалуй это наиболее выгодное наследство, на которое к сожалению, мы не обращаем внимания.

Это наследство получил в своей жизни апостол Павел, мы с вами знаем его путь. Мы знаем с вами, то, что апостол Павел был тем человеком, который был лучше всех тех, кто окружал его, потому что он был очень ревностным человеком, это был тот человек, который хотел достичь максимума в исполнение закона, и он стремился, взбираться по этой духовной лестнице. Он шаг за шагом шел вверх, все больше и больше хотел угодить Богу. Но что в итоге он получил? Он встретился по дороге в Дамаск с Иисусом Христом, он встретился с самим Богом.

Можно сказать, что в своей жизни Павел осознал, он понял, в каком положении он находился. Павел осознал, что он находился в положении раба. Был рабом в исполнение буквы закона, был рабом своей карьерной лестницы, престижа. Но в жизни Павла все изменилось, когда он встретился с Христом. Он понял, в чем суть Евангелия, он понял, что суть христианства – это Иисус Христос. Имея такой духовный опыт, Павел пишет как галатам, так и нам с вами, и говорит: неужели вы хотите быть рабами лжеевангелия? Неужели вы хотите быть рабами Христос плюс обрезание, неужели вы хотите быть рабами Христос плюс опора на наши сделанные добрые дела. И вы знаете такую формулировку «Христос плюс» можно подставить каждому из нас, и тогда мы поймем, не уподобляемся ли мы галатам. Павел говорит, что суть Евангелия – это Христос. Приняв Его «ты уже не раб, но сын» Приняв Его ты является наследником. Но когда мы пытаемся соединить Христа с чем-то или кем-то, мы становимся рабами.

Итак, кто ты: раб? Или сын?

Дмитрий Поляков

Иллюстрация