Закваска

Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте. Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до н. э. открытию способа приготовления дрожжевого теста человечество обязанно счастливой случайности.

Очевидно, попавшие в тесто дрожжевые клетки вызвали в нем спиртовое брожение.

Долго не знали люди причину брожения теста, не имели понятия о дрожжах, но это не мешало им с успехом пользоваться плодами жизнедеятельности микроскопических грибков — наших верных помощников.
Просто остаток раз приготовленного теста — закваску берегли как зеницу ока, как некогда берегли огонь пещерные люди. На этой закваске делали новое тесто, передавали ее из дома в дом, и так продолжалось веками, прежде чем мы научились выделять и разводить дрожжи, которые теперь стали обыденной вещью.

Каждая клетка в процессе деления образует целую колонию, и все на одном месте. В результате жизнедеятельности такой семьи вокруг нее скапливается спирт, углекиислый газ и жизнь грибов делается невозможною — брожение прекращается. Помогать дрожжам научились быстро: надо во время брожжения тесто обминать, при этом дрожжи равномерно распределяются, удаляется избыток углекислоты и брожение начинается с новой силой.

Однако человек не удовлетворился обычным тестом. У него появилась потребность в сдобном — с большим количеством сахара, масла и яиц. А дрожжам сдоба совсем не нужна. В такой среде они развиваться не могут.

Тогда придумали опару. Вначале готовят жидкое тесто без сдобы — поднимут тесто и сделают его пористым, а после этого уже вводят сдобу и замешивают тесто круче.

В таком тесте у развившихся дрожжей еще хватает сил некоторое время продолжить свою работу. Так появился новый способ приготовления дрожжевого теста — опарное.

Матф. 13:33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

Лук. 13:21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

Среди Иудеев слово «закваска» было иногда употребляемо, как символ греха. Во дни Пасхальной недели народу повелевалось убрать все квасное из их домов, так как они должны были удалить грех из своих сердец. Христос предостерегал Своих учеников, говоря: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Луки 12:1). И ап. Павел говорит о «закваске порока и лукавства» (1 Кор. 5:8).

Но в притче Спасителя слово «закваска» употреблено, чтобы представить Царство Небесное. Оно иллюстрирует оживляющую силу благодати Божией.

Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

Оно подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

Эту иллюстрацию Иисус заимствовал из Своего дома. В те дни хлеб пекли дома. Закваска представляет собой маленькую долю теста, которое сохранили, когда пекли хлеб, и в течение всего времени продолжал свое брожение. В иудейском мышлении закваска часто символизирует влияние, чаще всего плохое, потому что иудеи отождествляли брожение с гниением. Иисус неоднократно видел, как Мария клала кусочек закваски в тесто, и видел, как это полностью меняло качество теста. «Вот так, — сказал Он, — приходит и мое Царствие».

Существуют два толкования этой притчи. Из первого толкования отметим следующие моменты.

  1. Царствие Божие возникает с самых незначительных начал. Сама закваска составляла очень незначительную долю теста, но она полностью меняла его свойства. Все хорошо знают, как в суде или в комнате один единственный человек может увеличить неприятности или внушать спокойствие.
  2. Действие Царствия Божия проявляет себя невидимо. Мы не видим, как действует, но она постоянно и непрерывно выполняет свое назначение. Царствие Божие грядет. Всякий, кто хоть сколько-нибудь знаком с историей, должен видеть это. Сенека, крупнейший римский мыслитель, тем не менее, мог писать: «Мы душим бешеную собаку, мы отправляем на бойню яростного быка; мы забиваем больной скот, чтобы он не заразил стадо; детей, родившихся слабыми и уродливыми, мы топим в реке». В 60 г. по Р. Х. это было нормальным явлением. Но в наши дни подобные явления не практикуются, потому что медленно, но неминуемо грядет Царствие Божие.
  3. Царствие Божие развивает изнутри. Пока закваска находится вне теста, она бессильна изменить его. Она должна проникнуть внутрь теста. Человека нельзя изменить, воздействуя на него исключительно извне. Новые жилища, новые условия, повышение материального уровня жизни производит лишь внешние изменения.

Церковь играет самую важную роль в мире: она кузница, в которой закаливаются новые люди.

  1. Силу свою Царствие Божие получает извне. Тесто неспособно самостоятельно изменяться. То же с нами. Мы пытались и потерпели неудачу. Чтобы изменить нашу жизнь, нам нужна сила, извне нас и выше наших сил. Нам нужен Господин жизни, а Он всегда готов поведать нам секрет победоносной жизни.

Пример поведения других людей!

Второе толкование этой притчи основывается на том, что, хотя действие закваски и не видно для наблюдателя, результат его очевиден каждому, потому что тесто превращается в пузырящуюся, всходящую массу. И именно поэтому закваска символизирует стимулирующие движения и изменения силы христианства. В Фессалониках о христианине говорили: «Эти всесветные возмутители пришли сюда» (Деян. 17, 5).

Религия ни в коем случае никогда не была опиумом; она никогда не успокаивала и не усыпляла людей, никогда не побуждала людей безмятежно принимать зло, как должное, с которым нужно бороться. Истинное христианство — самое действенное учение в мире: оно производит изменения как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества. Крупный испанский мистик Унамуно говорил: «Мой Бог отнимает у человека равнодушие, но дает ему славу». Царство Небесное примиряет человека с Богом и одновременно вселяет в него беспокойство, которое не утихнет до тех пор, пока все зло не будет изгнано с земли преображающей, вечно вносящей изменения властью Бога.

 Но в Царствии Божием будут сюрпризы. Вполне возможно, что великие и известные этого мира займут очень скромное место в грядущем мире, а незаметные в этом мире займут царственное положение в грядущем. Есть предание о женщине, привыкшей к роскоши и всеобщему уважению. Когда она умерла и дух ее вошел в мир иной, Ангел повел ее к ее новому жилищу. Они проходили мимо многих красивых дворцов, и женщина каждый раз думала, что вот, следующий, предназначен для нее. Но они миновали главную улицу и пришли к окраине, где дома были значительно меньше. И наконец, на самой окраине, дошли они до домика, вроде хижины: «Вот ваше жилище», — сказал Ангел. «Как это, — сказала женщина, — я не могу жить в таком доме». «Извините, — сказал Ангел, — но из того, что вы прислали сюда, мы ничего другого не смогли построить».

На небесах мерят другими мерилами, нежели на земле. И очень часто первые на земле там будут последними, а последние на земле — первыми.

Закваска истины производит перемену во всем человеке, делая грубое утонченным, резкое мягким, эгоистичное благородным. Посредством нее нечистое очищается, омывается в крови Агнца. Через свою жизнь, дающую силу, она приводит все, что есть в разуме, душе и силе, в гармонию с божественною жизнью. Человек с его человеческою природою делается участником божественности. Христос прославляется в превосходстве и совершенстве характера. Когда все эти перемены произведены, ангелы разражаются восторженным пением, и Бог и Христос радуются душам, измененным по Божественному подобию.

Назар Проданюк

Иллюстрация