Вопрос пастору: Дидрахма на Храм. Как понять слова Иисуса: «итак сыны свободны»?

Максим спрашивает: Вопрос по Мф.17:24-27 «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?»

Здесь идет о налоге на святилище, утвержденном в Торе, или о попытках Ирода Великого компенсировать расходы на реконструкцию Храма?

Если это был налог, утвержденный царем, почему сборщики спрашивали, заплатит ли его Иисус? Насколько я понимаю, любой налог — это обязательный сбор и уклонение от уплаты налогов делает человека законопреступником.


 

Дорогой брат Максим,

«Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.» (Мф.17:24-27)

Вопрос, заданный Петру, конечно же был продиктован фарисеями и священниками, стоящими за сборщиком налогов. Если Христос заплатит, то Он тем признает, что Он не Мессия, потому что Сын Божий, по словам Самого Христа, не должен давать на храм пошлины. То есть Его могли обвинить в лжесвидетельстве, что Он, выдавая Себя за Бога, уплатив налог, подтверждает то, что Богом не является. Петр поставил Христа в непростое положение, так как уже сказал «да».

Христос находит блестящий выход. Сборщик налогов вместе с Петром идут к морю, ловят рыбу и берут налог с рыбы. Теперь, если фарисеи спросят у сборщика: «Это Христос сдал на храм?», тот ответит: «Нет — рыба.»

 

С уважением,
пастор Сергей Молчанов