Можно ли адвентистам принимать участие в праздновании Наурыза?

Вначале разберемся, что такое праздник Наурыз. В Казахстане он называется Байрам Наурыз. Байрам буквально означает «праздник». В других странах его называют Ноуруз, Науруз, Навруз. В международном употреблении он закрепился как Байрам Навруз — Праздник Нового года.

Навруз — празднование начала весны и прихода нового года, также Персидский Новый Год. Навруз отмечается в день весеннего равноденствия (21, 22 или 23 марта) как государственный праздник в Турции, Иране, Индии, Пакистане, Боснии и Герцеговине, Пакистане, Киргизии, в других странах и автономиях Российской Федерации. Этот праздник имеет очень давнюю историю. В впервые его название упоминается в персидских источниках II века н. э., однако известно, что отмечали его еще во время правления династии Ахеменидов, а это 648-330 гг. до н. э.

Традиции Навруза, которые пришли к нам из древности, просты и понятны. До его наступления нужно рассчитаться с долгами, прибрать в доме и вокруг, на стол приготовить блюда из семи продуктов. Один из традиционных ритуалов праздника — составление особого праздничного стола — хафт-сина и хафт-шина.

Международным днем этот праздник стал по инициативе ЮНЕСКО — 30 сентября 2009 организация ЮНЕСКО включила Навруз в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Празднование и распространение информации о Наврузе поддержала Генеральная Ассамблея ООН в 2010 году, приняв резолюцию под названием «Международный день Навруз».

Много обычаев связано с этим праздником. В этот день готовят много еды на праздничный стол, чтобы привлечь изобилие в дом. Обнимаются со всеми, желая многих лет жизни и благополучия. В этот день готовят традиционное блюдо из семи сортов семи видов злаков. В состав семи компонентов обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик (творог). Встречая в этот день рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени (мотыги), собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев.

В праздновании этого древнего Нового года нет ничего предосудительного, если подходить к этому дню без всяких культовых предпосылок, а использовать как лишний повод, чтобы подвести какой-то итог в своей жизни и наметить план на будущий год. Точно так, как мы подходим к празднованию Нового года с 31 декабря на 1 января, такой же подход можно иметь и к празднованию Наурыза (Навруза).

И в том и в другом случае существует тенденция свести наше празднование на один уровень с мирскими людьми. Но наша задача быть адвентистами везде и всегда. Будь то Новый год, Наурыз (Навруз), день рождения или какой-либо другой праздник. Нам следует поступать как ожидающим пришествие Христа и ищущим любой повод для того, чтобы прославить Бога, принести кому-то радость и утешение, но не повод для мирского веселья и для пустого пированья.

В любом случае каждое мероприятие нужно пропускать через фильтр духовного христианского сознания и оценки того, что принесет мне это мероприятие в моем духовном возрастании.

Пастор Александр Серков

Источник