Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 5. Великая борьба продолжается

Когда мы начинали этот цикл уроков в этом квартале, мы увидели, что в начале все в мире пребывало в гармонии. Затем все изменилось. Все началось с высокомерного ангела, мысли которого повели его не в том направлении. Прежде чем кто-либо узнал об этом, он придумал план, чтобы вступить в борьбу с Царем небес. Это привело к вселенской битве между добрыми ангелами и ангелами падшими, изгнанными с небес. В прошлых уроках мы рассмотрели борьбу добра и зла на нашей земле вплоть до дней правления Израилем царями. Мы продолжим рассматривать это противостояние, вот эту великую борьбу. Тему этого урока разобьем на три части.

  1. I. Избавление в тяжелых ситуациях

В этой части урока вспомним поединок Давида и Голиафа; противостояние Илии пророкам Ваала и героический поступок царицы Есфири.

О борьбе Давида с Голиафом мы читаем в 1 Царств, в 17 главе.

Читая раннюю историю Давида, мы могли видеть, что какое-то время он успокаивал Саула игрой на гуслях, и даже был оруженосцем Саула, но потом он снова отправился пасти скот своего отца. И вот Израильтянам снова стали угрожать Филистимляне. Позиции, занятые враждующими армиями на горах, разделенных долиной, были таковы, что кто бы ни предпринял нападение, взаимного уничтожения было бы не избежать. Поэтому они и стояли в нерешительности друг против друга, пока Филистимляне не пришли к мысли покончить дело поединком двух борцов.

От Филистимлян вышел Голиаф, гигант, ростом чуть не в три метра, которому не было равных в израильском стане. Медная броня его весила около 60 кг., а железное копье в его руке — около 70 кг. (стихи 5-7). Готовому сразиться с Голиафом со стороны израильтян царь Саул обещал в случае победы свою дочь в жены и освобождение дома отца его от всякой государственной повинности (стих 25). А почему бы самому Саулу не сразиться с противником? Как говорят: «слабо»! Это ему не в Давида безоружного и играющего на гуслях кидать копье с целью убить его, как это случится позже.

Давид, пришедший в военный лагерь с пищевыми припасами для старших братьев и их тысяченачальника, узнав о возникшей там ситуации, попросил Саула позволить ему выйти против Голиафа. Саул, хоть и неохотно, но позволил Давиду, облаченному лишь в веру в Бога, выйти против закованного в медь великана, с пращою и пятью гладкими камнями из ручья. И Давид поразил Филистимлянина и отсек ему голову; в знак победы, одержанной израильтянами над вечными их неприятелями, он торжественно отнес голову Голиафа в Иерусалим (17:54).

Здесь нам встречается интересное интригующее описание того, что Саул якобы не узнал Давида. Я процитирую:

55 Когда Саул увидел Давида, выходившего против Филистимлянина, то сказал Авениру, начальнику войска: Авенир, чей сын этот юноша? Авенир сказал: да живет душа твоя, царь; я не знаю.

56 И сказал царь: так спроси, чей сын этот юноша?

57 Когда же Давид возвращался после поражения Филистимлянина, то Авенир взял его и привел к Саулу, и голова Филистимлянина была в руке его.

58 И спросил его Саул: чей ты сын, юноша? И отвечал Давид: сын раба твоего Иессея из Вифлеема.

Как это объяснить? Давид был оруженосцем Саула, и в то время, когда дух Саула возмущался, он играл ему, и вот теперь Саул его не узнает, и Авенир, начальник войска, тоже не узнает Давида. А не узнал ли его царь? Давайте внимательно вчитаемся в такие слова: «Авенир, чей этот юноша»? «Авенир ответил: я не знаю»; «Так спроси, чей сын этот юноша»? «И спросил его Саул: чей ты сын, юноша»? «И отвечал Давид: сын раба твоего Иессея из Вифлеема». Вряд ли Саул не узнал в лицо Давида. Но Давид в роли музыканта был для царя ничто и никто, он мог даже не вникать в то, как его зовут, он был для него просто парнишкой, играющим на гуслях. Но когда Давид выступил в роли победителя Голиафа, а это спасло народ Божий от поражения, от позора в адрес Бога, да и от необходимости самому царю выступить в борьбу с гигантом и, естественно, проиграть битву ему. Вот теперь царю стало интересно, чей же это сын, вот этот стоящий перед ним юноша с головой Голиафа? Ведь ему надо было теперь отдать дочь свою, да и дом отца его освободить от государственной повинности. Видите, он интересовался не тем, кто это, он помнил его как музыканта, а «чей это сын»? После победы, одержанной Давидом над Голиафом, «Саул более не позволил ему возвратиться в дом отца его» (18:2).

История Илии – это испытание веры и мужества пророка.

В третий и последний год засухи Бог повелел Илии предстать перед царем Ахавом и сказал ему, что скоро Он даст дождь на землю. Голод в те дни особенно сильно чувствовался в Самарии, потому что в первую очередь был направлен Богом против тяжко виновных перед Ним Ахавом и Иезавелью. В какой-то момент царь Ахав призвал одного из своих сановников по имени Авдий и повелел ему отправиться по всем местам, близким к источникам водным, в поисках хоть какой-нибудь травы, чтобы не пали от голода все лошади и мулы в царских конюшнях. Сановник пошел одной дорогой, сам же Ахав отправился по-другому маршруту.

И вот где-то уже за пределами Самарии Авдий вдруг встретился с Илией. Авдий узнал Илию, которого он глубоко почитал. Авдий пал перед ним на землю едва веря своим глазам: неужели это действительно он? Между тем, пророк, исполняя Божие повеление, сказал Авдию, чтобы тот возвестил господину своему: Илия здесь. Естественно, Авдий испугался, он начал рассказывать пророку о том, что его повсюду ищут. Он рассказал, как он, как только мог, спасал сынов пророческих. Авдий боялся сообщить царю, что видел Илию, который может уйти с того места и Ахав, сочтя, что Авдий пошутил или посмеялся над ним, убьет его. Но Илия уверяет Авдия, что никуда не исчезнет и в тот же день предстанет перед царем Ахавом. И вот мы читаем, что произошло дальше:

16 И пошел Авдий навстречу Ахаву и донес ему. И пошел Ахав навстречу Илии.

17 Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля?

18 И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам;

19 теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели.

20 И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил.

21 И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова (3Цар.18:16-21).

Эта широко известная история состязания Илии с пророками Ваала, которую нельзя читать без волнения, имеет огромное значение в истории Израиля. Из первой части повествования (стихи 16-24) становится ясной причина, по которой Бог дал повеление устроить это впечатляющее состязание. Встретившись с царем, Илия берет инициативу на себя, как истинный представитель Божий, которому царь обязан подчиниться. В глазах Ахава пророк был возмутителем спокойствия в Израиле. Но Илия прямо заявляет Ахаву, который не сознавал или не хотел признать собственной вины, что это он и весь дом отца его — причина несчастий Израиля.

Повеление Илии собрать к нему всего Израиля говорит о том, что тысячи людей созваны были на гору Кармил. Речь идет о горном хребте, который в высшей своей точке поднимается примерно на 600 м. над уровнем моря и простирается от берегов Средиземного моря почти на 50 км (на юго-восток от современной Хайфы). Это красивейшая горная гряда (с которой хорошо видно море) с округленными пиками и разделяющими их долинами.

Как место состязания гора Кармил устраивала и Ахава, поскольку простиралась между Израилем и Финикией, где в высшей степени почитались божества, которым теперь бросался вызов. Кроме того, эта гора была в глазах финикийцев священным местом обитания Ваала. И Ахав, несомненно, полагал, что это обеспечит пророкам Ваала известное преимущество. Но Илию последнее обстоятельство не тревожило. Когда народ собрался, Илия без обиняков осведомился, долго ли они будут хромать на оба колена, другими словами, поклоняться двум богам.

В этом состязании предстояло, согласно условиям Илии, одному сразиться с четырьмястами пятьюдесятью — соотношение, которое с человеческой точки зрения не оставляло одному ни малейшего шанса на успех. Конечно, в Израиле оставались и другие пророки, помимо Илии, служившие живому Богу (стих 13), но в данном случае пророк Господень пожелал остаться в единственном числе против лжепророков.

Из двух тельцов, требовавшихся для всесожжения, Илия предложил служителям Ваала выбрать того, который им больше понравится, для принесения в жертву их богу. Потом им предстояло воззвать к своему богу, он же призовет имя Господа, Бога своего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, заключил Илия, и есть Бог.

Ваал почитался как бог плодородия, дождя, урожаев, как бог-кормилец. Он же, как полагали, владел небесным огнем, который посылал в виде молний на землю. В свете этого три с половиной года засухи и голода не могли не обескуражить его почитателей. Теперь они надеялись, что в ходе состязания, предложенного Илией, их бог реабилитирует себя.

Автор очень красочно описывает действия и поведение служителей Ваала, которые призывали имя его, возложив тельца на дрова, от утра до полудня, но тщетно. Тогда Илия стал смеяться над ними, высказывая предположения, почему это не откликается Ваал: может, он размышляет о чем-то, или занят, или в дороге (финикийские моряки верили, что Ваал всегда сопровождает их в плавании), а то и просто спит — так кричите же громче, чтобы разбудить его. И служители Ваала действительно стали кричать, что есть силы и, по своему обыкновению, колоть себя ножами и копьями, и так они бесновались до вечернего жертвоприношения, но без всякого результата.

Когда поражение пророков Ваала стало очевидным, Илия позвал людей собраться поближе к нему, чтобы наблюдать за тем, что он станет делать. На месте, где происходило состязание, с давних пор стоял жертвенник Господень, который был, однако, заброшен и со временем разрушился. Илия восстановил его, точнее, построил заново из двенадцати камней — по числу колен Израилевых. И хотя колена эти разделились на два народа и враждовали между собой, в глазах Божиих они по-прежнему составляли единый народ, призванный к исполнению Его целей, — народ, имевший одного Господа, единый завет и общее предназначение. Жертвенник Илия окопал канавой, вмещавшей, по некоторым подсчетам, около 15 литров зерна. После того, как телец был рассечен и возложен на дрова, Илия отдал странное распоряжение: трижды вылить на жертву и дрова большое количество воды, чтобы все пропиталось водою и даже ров вокруг жертвенника наполнился ею. Возможно, воду эту приносили из какого-то не пересохшего горного источника или из р. Киссон (стих 40), либо черпали ее из Средиземного моря. Сделано это было с целью показать всем присутствовавшим, что не по естественной причине в силу той же засухи охватит жертву огонь, как и ловкому трюку не будет здесь места, но совершится несомненное чудо. Драматизм момента, очевидно, усиливался и этим пролитием воды в изобилии среди губительной засухи.

И вот, в час вечернего жертвоприношения (в 3 часа пополудни) Илия пророк выступил вперед с горячей молитвой. Не прибегая к театральным эффектам своих противников, он просто обратился к Богу как к живому Существу. Его слова призваны были продемонстрировать окружающим, что все, что он сделал как раб Божий, он сделал по слову Его, а не по собственной инициативе. «Услышь меня, Господи, — просил Илия, — услышь ради того, чтобы вновь обратить к Себе сердце народа Своего. И внезапно ниспал огонь с неба (видимо, молния) и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и пыль, и даже вода, которая была во рве, испарилась. Можно себе представить, какой изумленный крик вырвался одновременно из тысяч уст, Господь (Яхве) ответил израильтянам посредством огня, и единодушно был признан ими истинным Богом.

Еще один момент из жизни Израильтян мы находим, читая историю, связанную с Есфирью. И явился Аман к царю со своим предложением, ложно и огульно обвинив всех евреев в том, что они живут по своим законам, и законов царя не выполняют. Зачем же ему терпеть их в качестве своих подданных! — воскликнул он. Аман выразил готовность внести в казну царскую свой вклад для осуществления задуманной им акции — громадную сумму денег в десять тысяч талантов серебра, что по весу составляло более 300 тонн. Иначе говоря, он предлагал царю своего рода взятку, при том, в очень крупном размере. Несомненно, этот очень богатый человек, Аман, мог, тем не менее, рассчитывать на то, что сумма, предложенная им Ксерксу, окупится — после конфискации имущества евреев. Царь, однако, взять у Амана его серебро не пожелал (стих 11).

Можно лишь удивляться тому, с какой готовностью принимал могущественный царь советы своих сановников. Видимо, не слишком утруждая себя раздумьями, принял он и совет Амана; в знак того, что официально разрешает ему поступить с этим народом, как ему угодно, царь отдал Аману свой перстень-печать, чтобы скрепить указ против Иудеев. Заметим в этой связи, что четырежды на страницах книги Есфирь назван Аман врагом Иудеев (7:6; 8:1; 9:10,24). Ни Аман, ни сам царь не подозревали, какую роль сыграет в этом зловещем деле царица-еврейка Есфирь. Исход всей этой драмы, когда драма обернулась на голову врагов Израиля, мы хорошо знаем.

Мы видим, что Давид смело выступил против филистимского исполина Голиафа и с Божьей помощью одержал победу. На повестке дня стоял вопрос об авторитете и власти Бога, а также о Божьем избрании израильтян как народа завета. Подобным образом на горе Кармил Илия состязался с пророками Ваала. Встал вопрос о Божьей власти. Кто был истинным Господом? Когда Есфирь столкнулась с угрозой Амана, на карту был поставлен Божий завет с Израилем. Решался вопрос: либо израильская нация будет уничтожена, либо сохранена для свидетельства о Боге. Сквозь все эти истории красной нитью проходит одна тема: Бог всегда сражается на стороне Своего народа, словно это Его собственная битва. Наши духовные сражения так же важны для Бога, как и битва Давида с Голиафом или поединок Илии с пророками Ваала.

II Царь содействует интересам врага.

Прочитайте 2Цар.11:1-17. Теперь позвольте эту историю повторить в стихотворном парафразе.

Давид и Вирсавия

(БИБЛИЯ, 2Царств 11-12 главы)

Давним давно в обетованной

Земле, где мед и виноград,

Жил царь – гроза врагов незваных.

Обстроил он престольный град.

Случилось как-то вдруг под вечер,

(Наш царь как раз опочивал…)

Нет! Нет! Ни град, ни смерч, ни ветер,

Ни враг пред ним с мечом предстал.

Проснувшись, царь пошел на кровлю,

В досуг на город свой взглянуть;

А Эрос уж готов на ловлю.

Без слов, без лести, зная суть,

Предстал он в образе прекрасной:

И стан, и талия, и грудь…

И клюнул царь,- план не напрасный.

Вот так: расслабиться чуть-чуть!

С врагами Урия воюет.

Сверкают в битве меч и щит;

А Елиама дочь целует,

Кипя от страсти, царь Давид.

Вирсавия невозмутима:

-Ведь царь позвал! Да, он же сам!…

И оба в оргии интимной,

В пылу страстей… позор и срам!

Всё как обычно: пыл унялся…

И снова будни впереди.

В своих чертогах царь остался…

-А ты, красавица, иди…

Но недалек был тот нежданный,

Царя встревоживший «звонок»:

-Мой милый царь, мой друг желанный,

Родится вскоре наш сынок.

Услышав, царь, что там во чреве…

-О, что же делать? Как тут быть?

Узнают люди… Он во гневе,

Никак не может в зле остыть.

-Пусть с фронта Урия вернется,-

Спешит приказы царь давать.

-Женой своей пускай займется…

О, царь! Ты в промахе опять.

Так зло на зло: прелюбодейство,

Обман, убийство, — грех на грех,-

Приказ был отдан на злодейство:

Пал воин всем врагам на смех.

Таких солдат — не уйма в стане.

В руках таких – побед ключи.

И слышен глас с небес Нафану:

-Иди, Давида обличи.

Войти велит в помпезном нраве

Пророку властный жест царя.

Принять его иль нет, — был вправе

Монарх, и слов не говоря.

-Ты с чем пожаловал в чертоги?

Не учит Тору детвора?

В Израиле чужие боги?

От зла спасать народ пора?

-Пришел к тебе, Давид, есть дело:

Молва худая в царстве сём.

Хотел сказать всё прямо, смело,

Да не решусь сказать о нём…

Ты что?! Нафан, давай, в чем дело?

Казнить кого?! – Проблем тут нет.

Чтоб злу в глаза добро глядело, —

Пусть правду знает Божий свет!

-Да, дело в том: Один богатый

В селенье рядом барин есть.

Овец – не счесть, и скот рогатый…

Но запятнал свою он честь.

Его сосед – не сотни в стаде –

Всего одну овцу имел;

Она ему как дочь в отраду.

Её обидеть он не смел.

Пришел к богатому недавно,

Устав с дороги, путник в дом.

И сделал барин ужин славный…

Но дело здесь совсем не в том;

Овцу на ужин не из стада

Зарезал-то он впопыхах;

Прошла вся пышная услада

С овцой соседа на зубах.

Вскипел от гнева царь на троне:

-Какая наглость у людей!

Не будет в царстве больше стонов.

Достоин смерти тот злодей!

-Ты – тот злодей, бай из аула!

Тебе Господь дал царство, власть,

Богатство, жен, престол Саула.

Ты ж, насладившись жизнью всласть,

Как поступил с «овечкой» друга?

А что ты сделал с ним? Забыл?

Ласкаешь ты его супругу…

И вдруг Давид как столб застыл.

Что сделалось с монархом гордым?!

Куда девались: форс, задор?!

И вырвалось со вздохом скорбным:

-Убийца я, блудник и вор.

Мы тоже можем опуститься

В беспечной праздности во грех.

Не лучше ль нам в досуг молиться?!

В молитве сила и успех!

(Автор стихотворения

Александр Серков)

Какой мы сделаем вывод? Давид, который находился на стороне Господа, вдруг сражается на стороне врага, проявляя страсть к Вирсавии. Иногда мы, христиане, поступаем в интересах врага, а не Бога. К счастью, от наших единичных поступков не всегда зависит то, кому мы принадлежим — Богу или сатане. Наша принадлежность Христу определяется посредством нашей веры во Христа, веры, действующей любовью (см. Гал.5:6). Каждый кающийся грешник обретет прощение и будет принят в Божью семью. Давид, хоть и крепко согрешил, но он мог каяться. Прочитайте 50 Псалом. Он раскрывает глубину покаяния Давида.

III Бог может использовать любого

Библия неоднократно подчеркивает, что Бог может воспользоваться помощью любого человека, чтобы победить силы зла. Вспомните Неемию. Скромный виночерпий персидского царя Артаксеркса, вряд ли он был подходящей кандидатурой, призванной восстановить Иудею и вернуть народ домой после многих лет вавилонского плена. Однако, несмотря на противодействие враждебно настроенных жителей других стран и мятежа среди его собственного народа, Неемия и его соотечественники успешно восстановили давно разрушенные стены Иерусалима в рекордные 52 дня. История Неемии может научить нас нескольким крайне важным истинам.

Выбирайте победителей. В великой борьбе между добром и злом такая сторона только одна — это сторона Бога. Выбрать и остаться на побеждающей стороне, подобно Неемии, — единственный способ наверняка добиться успеха в этой жизни и в жизни грядущей. Этот выбор мы должны делать каждый день. Мы станем возрастать в посвященности Богу по мере того, как будем узнавать Его через Его Слово.

Будьте примером идеального работника. Какую бы должность вы ни занимали, всегда помните о том, что вы служите Богу, а не человеку. Превосходно выполняемая Неемией работа помогла ему заслужить благосклонность царя Артаксеркса. И, когда царь увидел, что Неемия сильно огорчен состоянием Иудеи, он с готовностью разрешил ему временно вернуться в Иудею и помог собрать материалы, необходимые для восстановления стен Иерусалима. Так же и в нашей жизни, когда мы стараемся изо всех сил, выполняя какую-либо работу, мы можем заслужить благосклонное отношение вышестоящих людей, что поможет нам стать еще более эффективными работниками для Бога.

Думайте о других. Когда Бог призвал Неемию помочь своему народу, он не стал колебаться, несмотря на возможный риск. Неемия так переживал за свой народ, который позабыл о Боге после стольких лет притеснений, что отдал несколько лет своей жизни тому, чтобы руководить людьми и возродить их силу как нации. Мы также должны быть готовы пожертвовать собой, если хотим сражаться со злом в своей жизни и в жизни других людей.

Непрестанно молитесь. Усердно молясь и постясь, Неемия решился осуществить великую задачу по восстановлению Иудеи как в плане материальном, так и с политической точки зрения. И когда Санаваллат из Самарии, Товия аммонитянин и другие враги составили заговор с целью напасть на Иерусалим, Неемия в первую очередь обратился к Богу в молитве, прося о защите. Когда проблемы, с которыми мы сталкиваемся, кажутся непреодолимыми, мы также можем обратиться к истинному Источнику нашей силы.

Из Писания мы видим, что Бог постоянно призывал кротких и смиренных к великому труду во имя Его. Давид, Есфирь, Езекия, Илия и Неемия— лишь немногие из них. Кроме этих библейских героев есть еще такие люди, как Джон Уиклиф, Ян Гус, Мартин Лютер и Эллен Уайт. Все они шли на великие жертвы, когда дело касалось битвы между добром и злом. И все же противостояние продолжается. Для нас все еще есть работа. У каждого из нас своя миссия. Давайте не станем отвергать Бога в это трудное, отчаянное для земли время. Что мы скажем Господу на небесах, если не принимаем участия в этой великой борьбе? Интересно, что если написать по-английски слово «зло» (evil) справа налево, то получится слово «жить» (live). Зло несет смерть и разрушение. Бог собирает Свое собственное ополчение, армию, которая полностью изменит ситуацию, победит зло раз и навсегда и даст Божьему народу возможность жить в мире. Бог может воспользоваться и нашей помощью, если мы Ему позволим. Он призывает не тех, кто обладает нужными качествами и навыками. Наоборот, Он наделяет нужными качествами и навыками тех, кого призывает. И если, будучи частью Божьей армии, мы трудимся с Ним рука об руку, мы воскликнем «Аллилуйя», прославляя Бога, Который полностью покончит с противостоянием добра и зла и дарует Своему народу жизнь вечную.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнивая жизнь Давида, Илии, Езекии, Есфири и Неемии, мы видим несколько схожих моментов: Бог силен использовать «ничтожных» людей, чтобы повернуть вспять поток зла; несмотря на огромные препятствия, мы не должны склоняться перед пытающимся раздавить нас злом. Наоборот, мы можем твердо стоять на ногах благодаря силе Бога, Который верен данным Им обетованиям завета, воплощенным ради нас в Иисусе. Перенося испытания благодаря Его могуществу, мы увидим, что зло не настолько сильно, чтобы победить нас. Давайте же возрадуемся спасению, которое Он приготовил для нас.

Пастор Александр Серков