Как Десять заповедей соблюдать в Вечности?

Вопрос: Кажется, в своем желании убедить себя и других в необходимости соблюдать субботу адвентисты пошли по тому же пути абсолютизации отдельного способа общения Бога со Своим народом, что и ранее евреи.

Если евреи придумали миф об устной Торе и о том, что Тора вечно существовала у Бога именно в том виде, как дошла до нас, то адвентисты нечто подобное утверждают о Декалоге. Что у Бога в Небесном святилище есть копия именно тех Десяти заповедей, которые Господь дал Моисею на Синае. И что Десятисловие в такой формулировке существовало извечно и будет всегда актуально для народа Божьего.

Я легко могу обнаружить в книге Бытие основания для соблюдения всех заповедей Декалога. Там еще нет выхода из земли Египетской, но это мелочи. То есть Декалог до Синая — несложный вопрос. Нет вопросов с Декалогом и после Голгофы. Конечно, до Синая мы видим и многие другие заповеди Торы, но это отдельная тема.

Мой первый вопрос: в какой формулировке находится Декалог в Небесном Храме, если хотя бы брать во внимание (не стилистические, а смысловые) разночтения Исх.20 и Вт.5?

Второй вопрос: а что с Декалогом будет в Вечности? Как соблюдать четвертую заповедь, если нет ночи и Солнца (Откр.22:5)? Какой смысл будет в пятой и седьмой заповедях, если, согласно ряду богословов (кажется, вместе с Эллен Уайт), слова Христа об ангелах на Небесах (Матф.22:30) следует понимать в том смысле, что на Небе Христос отменит семьи и деторождение?

Третий вопрос: какое есть основание толковать Декалог в отрыве от остальной Торы, если там большой сегмент заповедей имеет не ритуальный, а этический характер? Если так, то почему адвентисты так настойчиво акцентируют именно Десятисловие, а не Тору?

Ответ: Да, здесь не только три официально озаглавленных вопроса, их можно выявить даже больше, разбирая преамбулу к этим трем вопросам. Начну с преамбулы. В отношении того, пошли ли адвентисты по тому же пути абсолютизации отдельного способа общения Бога со Своим народом, что и евреи, или у них другой путь? Говоря о евреях, об их соблюдении закона, мы обычно берем крайний вариант соблюдения всех заповедей, особенно субботы – фарисеями. Народ, естественно, верил фарисеям и пытался следовать их модели соблюдения субботы. Так вот, пошли ли адвентисты по пути фарисеев или нет? Давайте рассмотрим фарисейский подход к соблюдению закона, а потом сравним его с адвентистским подходом к этому вопросу. Беру в основу толкование Баркли, он отлично описал фарисейский подход к соблюдению закона. Вот что он пишет:

«А что представлял собой закон книжников? В самом Ветхом Завете мы находим очень мало правил и норм; в нем изложены, однако, великие общие принципы, которые каждый человек должен толковать для себя, как его наставит Бог, и следовать им в конкретных жизненных обстоятельствах. В Десяти заповедях вообще нет никаких правил и норм. Каждая заповедь представляет собой великий общий принцип, из которого человек сам должен вывести для себя нормы жизни и поведения. Позже, иудеям эти великие принципы показались недостаточными. Они считали, что закон свят. В нем Бог сказал Свое последнее слово, и потому в нем должно быть сказано все. То, что в законе не сказано явно и ясно, то, по их мнению, должно в нем подразумеваться. Поэтому, иудеи утверждали, что из закона можно вывести правило или норму поведения на любой и каждый случай жизни. И потому книжники и законники, в течение всей своей жизни, делили великие принципы закона, в буквальном смысле, на тысячи и тысячи норм и правил.

Это легко показать на примере. В законе сказано, что субботу должны святить, и что в этот день нельзя выполнять никакой работы. Это великий принцип. А иудейские законники воспылали страстью к определениям, и потому они вопрошали, что есть работа?

Под работой стали понимать различные виды деятельности. Так, например, носить тяжесть в субботу – это работа. А теперь нужно было определить, что такое тяжесть, бремя. И вот в законе книжников было установлено, что тяжесть – это “пища, равная по весу высушенной фиге; вино, достаточное для того, чтобы разбавлять в бокале; глоток молока; мед, необходимый для того, чтобы положить на рану; целебное масло, необходимое для того, чтобы помазать небольшой член; вода, необходимая для того, чтобы развести глазную мазь; клочок бумаги, достаточный для того, чтобы написать таможенную декларацию; чернила, достаточные для написания двух букв алфавита; кусок тростника, необходимый для того, чтобы изготовить перо” – и так далее, до бесконечности. И книжники проводили несчетные часы в спорах о том, может ли человек в субботу поднять лампу и переставить ее на другое место; согрешит ли портной, если выйдет из дому с иголкой, заткнутой в лацкан одежды; может ли женщина носить брошь или накладные волосы; или может ли человек поднять в субботу своего ребенка. Вот в этом и заключался для них смысл религии. Их религия сводилась к кодексу мелочных правил и норм.

Считалось, что в субботу и писание – это работа. Но надо было дать определение, что такое писание. И вот определение сформулировано: “Кто пишет две буквы алфавита правой или левой рукой, будь то одинаковые или разные буквы, даже разными чернилами или на разных языках, нарушает закон. Он нарушает закон даже в том случае, если напишет эти две буквы в забывчивости, будь то чернилами или красками, или красным мелом, или купоросом или чем-нибудь еще, что оставляет следы на пергаменте. И тот, кто пишет на двух стенах, образующих угол, или на двух табличках своей конторской книги, если эти буквы можно прочитать вместе, нарушает закон. Но, если кто пишет темной жидкостью, или фруктовым соком, или в пыли на дороге, или на песке, или на чем-либо еще, где не остается долговечных следов, тот не повинен в нарушении закона… Если он напишет одну букву на земле, а другую – на стене дома, или на двух страницах книги так, чтобы их нельзя было читать вместе, он не повинен в нарушении закона”. Это типичный отрывок из закона книжников, и именно это ортодоксальные иудеи считали настоящей религией и настоящим служением Богу.

И лечение считалось в субботу работой. Совершенно очевидно, что и здесь нужно было дать точное определение. Лечить можно было только тогда, когда существовала опасность для жизни, и особенно при воспалении уха, носа или гортани. Но и в этом случае нужно было сделать все необходимое, чтобы больному не стало хуже, но нельзя было сделать ничего, что хоть сколько-нибудь улучшило его состояние. Так, можно было наложить повязку на рану, но не мазь; в больное ухо можно было положить чистую вату, но не вату с лекарством.

Из следующего факта видно, как далеко все это зашло. В течение многих поколений закон книжников не был записан; это был устный закон и он передавался по памяти от поколения к поколению книжников. В середине третьего века до Р.Х. этот закон был сведен воедино и кодифицирован. Этот свод известен как Мишна и он состоит из шестидесяти трех трактатов по различным аспектам закона и представляет собой книгу объемом почти в восемьсот страниц. В дальнейшем иудейские ученые занимались составлением комментариев, объясняющих Мишну. Эти комментарии известны как Талмуд. Иерусалимский Талмуд состоит из двенадцати книг, а вавилонский – из шестидесяти томов».

Если адвентисты имеют такой же подход к соблюдению субботы, то они пошли одним путем с евреями времен Христа. Но это ли Бог избрал для людей, давая им субботу? Это ли общение с Богом или это думка весь день субботний, как не выйти из колеи соблюдения этого дня? Истинные адвентисты не пошли по тому же пути абсолютизации отдельного способа общения Бога со Своим народом, что и ранее евреи.

Вот это Ваше предложение следует проанализировать. Я цитирую его:

«Если евреи придумали миф об устной Торе и о том, что Тора вечно существовала у Бога именно в том виде, как дошла до нас, то адвентисты нечто подобное утверждают о Декалоге. Что у Бога в Небесном святилище есть копия именно тех Десяти заповедей, которые Господь дал Моисею на Синае. И что Десятисловие в такой формулировке существовало извечно и будет всегда актуально для народа Божьего».

В отношении десяти заповедей мы рассмотрим в основных трех вопросах. А здесь следует уточнить, был ли Декалог до Синая или его не было? Была ли Тора в устной форме до Синая или нет? То, что Тора была вечно у Бога именно в том виде, как она дошла до нас, это миф. Левитского служения до Синая не было, были только жертвы за грех, учрежденные сразу же после грехопадения первого человека. А вот был ли Декалог до Синая? Это интересный вопрос. Мы читаем об Аврааме: «За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт.26:5). Что Авраам соблюдал, какие законы? Если не было закона до Синая, то в чем был грех людей? За что Бог уничтожил мир потопом? За что Бог сжег города Содом и Гоморру? Ап. Павел пишет: «Ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15). К какому приходим мы выводу? Если было преступление, то был и закон. Но он был в устной форме, в письменной форме он был дан впервые на Синае. Исторические повествования от Адама и далее тоже передавались в устной форме и были записаны Моисеем в книге Бытие.

Давайте перейдем теперь непосредственно к вопросам:

1 – вопрос: В какой формулировке находится Декалог в Небесном Храме, если хотя бы брать во внимание (не стилистические, а смысловые) разночтения Исх.20 и Вт.5?

Ответ на первый вопрос: Тот факт, что Декалог, записанный в книгах Исход и Второзаконие, имеет разночтение, как стилистическое, так и смысловое, говорит о том, что это не некий штамп, не дословная копия, а копия концептуальная. В каждой заповеди имеется концепция, стержневая основа заповеди, и есть краткий комментарий. Например, первая заповедь:

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх.20:2-3).

Концепция этой заповеди? Бог один. Дополнительная информация? Народу, у которого понятие о богах смешалось с языческими богами Египта, надо было давать заповедь с расшифровкой, чтобы у них не возникло никаких сомнений, о каком это Боге идет речь: о крокодиле, о кошке, о боге солнца, о боге луны или еще о каком-то боге, которых было множество? Им надо было это уточнение: «Бог, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».

Концепция второй заповеди? Не избирай другого бога. Дополнительная информация? Уточняется, что именно человек может сделать себе богом вместо Бога; и отношение Бога к тем, кто изберет себе вместо Бога какого-либо другого бога.

Концепция третьей заповеди? Почтительное и благоговейное отношение к Богу. Дополнительная информация? Последствия пренебрежительного отношения к Богу.

Концепция четвертой заповеди? Почтительное отношение к тому, что Бог освятил. Дополнительная информация? Помни об этом дне и заранее готовься к нему и не делай никакого исключения в том, кому в твоей семье чтить этот день, а кому этого делать не обязательно. Информация после слова «ибо» — это тоже комментарий, раскрывающий причину соблюдения и историю учреждения этого дня.

Пятая заповедь. Какова здесь концепция? Почтительное отношение к легитимному авторитету. Это не только родители, но и теща с тестем, свекровь со свекром, бабушки и дедушки (вплоть до начальника на работе, и даже царя). Почтительное отношение к людям, стоящим выше тебя по положению.

Дальше заповеди идут без комментирующей раскладки. Кроме десятой заповеди, которая расписывает предметы потенциального вожделения.

В какой же формулировке находится этот Декалог в небесном храме? Естественно, не в формулировке: «вывел тебя из Египта…». И я не думаю, что концепция Закона в небесном храме находится в каком-то материальном виде, написанная на камне или на каком-то другом небесном материале и на алфавите каком-то особом, небесном. И, якобы, небожителям дано предписание через определенное время заглядывать в этот небесный кодекс, чтобы не забыть его. Если мы так думаем, то мы слишком примитивно мыслим, и мыслим сугубо нашим менталитетом человеческого восприятия небесной атмосферы. Бог давно мечтал и мечтает, чтобы Закон, регулирующий взаимоотношение сотворенного существа с Богом и сотворенного с равным себе — не на кафедре висел, не на стене молитвенного дома, а был в нашем сердце. Мы читаем:

«Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их» (Евр.10:16). Если Бог желает здесь нам людям записать закон в сердце, то неужели на небе он в каких-то материальных изваяниях или в буквенных начертаниях?! Может у небожителей хорошая память, и они просто помнят его наизусть? Это тоже примитивное представление совершенных небесных существ. «В сердцах их и в мыслях их», — это значит, что у меня и мысль не появится в чем-то перечить Богу, потому что сердце мое пылает любовью к Нему. У меня и мысль не появится залезть в чужой карман и украсть рубль или евро, я думаю, как бы незаметно подсунуть нуждающемуся в карман детишкам на молочишко. Христос весь закон сконцентрировал в две заповеди: «люби Бога» и «люби ближнего». Это уже концепция не отдельной заповеди, а полконцепции всего закона, а полная и идеальная концепция всего Закона – это ЛЮБОВЬ. И сам Бог есть ЛЮБОВЬ. Вот этот Закон царит на небе, он вечный, он существовал всю вечность и конца ему не будет также всю вечность.

2 – вопрос. А что с Декалогом будет в Вечности? Как соблюдать четвертую заповедь, если нет ночи и Солнца (Откр.22:5)? Какой смысл будет в пятой и седьмой заповедях, если, согласно ряду богословов (кажется, вместе с Эллен Уайт), слова Христа об ангелах на Небесах (Матф.22:30) следует понимать в том смысле, что на Небе Христос отменит семьи и деторождение?

Ответ на второй вопрос: Частично я уже ответил на него в ответе на первый вопрос, в частности, что будет с Декалогом в вечности. В отношении соблюдения четвертой заповеди, «если нет ночи и солнца», — как пишите Вы. Где нет солнца? На новой земле? Об этом я не читал. Давайте посмотрим, что написано о солнце в книге Откровение:

«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр.21:23).

«Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» (Откр.21:25).

«И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр.22:5).

Там, это где? Читайте всю 21 главу. Речь идет о городе, о новом городе Иерусалиме. А разве искупленные будут жить только в городе? А как же вся земля? А что, если в городе слава Божия освещает его, то что ли солнце и луна не будут видны? Сегодня в мегаполисах так все освещено, что ночью светло как днем. И что, от того, что кругом горят фонари, от того что ли луны не видно? А разве не бывает так, что утром уже светло, а луну видно, или вечером бывает видно луну, но она не светит, потому что свет солнца гораздо сильней света луны. Так и в городе, солнце будет видно, но свет Бога превысит свет солнца, и в солнце нужды не будет. Но солнце не исчезнет, об исчезновении солнца я нигде не читал. И к тому же, речь здесь не идет о всей земле, на которой будут жить люди. И к тому же, на новой земле покой субботнего дня может приобрести совсем другое значение, и соблюдение его может быть совершенно другим.

О пятой заповеди я уже писал в ответе на первый вопрос, это не только буквальные отец и мать, хотя и там они будут. Те, кто здесь был отцом и матерью, они же там не потеряют этот статус, не обязательно, чтобы там кто-то становился папой и мамой. А в отношении прелюбодейства, то прелюбодейство может быть не только буквальным, но и духовным. Народ Израильский считался же блудницей, изменившей своему Богу.

3 – вопрос. Какое есть основание толковать Декалог в отрыве от остальной Торы, если там большой сегмент заповедей имеет не ритуальный, а этический характер? Если так, то почему адвентисты так настойчиво акцентируют именно Десятисловие, а не Тору?

Ответ: Инаковерующие, тщательно не изучающие Тору, смешали все законы во что-то единое. Но мы – адвентисты – так не понимаем, потому что мы изучаем Тору и видим различие между Законом моральным, регулирующим отношения человека с Богом и человека с человеком, с остальными церемониальными законами, которые были даны временно, чтобы направить взор народа ко Христу, Его смерти на кресте и Его истинному служению в небесном святилище. Это все мы говорим, не считая законы санитарные, гражданские или, как Вы пишите, имеющие не ритуальный, а этический характер. И мы не толкуем Декалог в отрыве от остальной Торы. Тора, это Пятикнижие, а Декалог входит в состав Торы, то есть, он записан в Тору. Хотя в том описании в Торе написано, что моральный Закон Божий, в отличие от церемониального закона, был написан на каменных плитах и положен в ларец. Вот поэтому адвентисты акцентируют внимание именно на Декалоге, а не на законах, которые потеряли свой смысл с пришествием Христа. Но адвентисты, хочу заметить, акцентируют внимание на Декалоге не как на панацее спасения, а как на регуляторе взаимоотношений спасенных благодатью Христа.

С уважением, пастор Александр Серков

Иллюстрация