Ничто так не мешает человеку видеть отчётливо, как его собственная точка зрения

Пастор Сергей Солдатов исследует феномен восстания в книге Числа. Начиная с определения этого явления, автор рассматривает случаи ропота и противления народа израильского воле Всевышнего, описанные в 11 и 12 главах книги Числа.

Почему народ, который был назван Богом «Мой народ», невзирая на все чудеса и заботу, проявляет неповиновение или, лучше сказать, восстание против своего Божества? Эту же парадоксальную мысль можно встретить в самой Библии, когда посланник от Бога говорит: «Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь» (Мал.1:6). Современному человеку непонятно отношение людей, которые назвались Божьим именем. Хочется верить, что для них было нелогично так относиться к Тому, Кого они почитали за Бога и поклонялись Ему. В сознание не помещается, как можно восстать против Того, Кто дал тебе жизнь, охрану и все благословения?

Определения и синонимы восстания

Согласно Википедии, восстание — это «открытая акция сопротивления группы людей против государственной власти». В другом словаре мы находим похожее определение: «Массовое вооруженное выступление против существующей власти». В обоих определениях мы встречаем идентичный взгляд; это массовость и противление власти.

Если говорить о цикле восстаний в книге Числа, то необходимо проследить, откуда они начинались. Вообще, восстание несёт в себе какую-то неудовлетворённость или несогласие с чем-то.

Иисус говорил, что все проблемы у человека начинаются в его внутреннем мире. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». (Мар.7:21-23). Как подметил апостол Иаков, «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:1-3).

Оба эти отрывка говорят о вражде, о восстании, которое заполонило сердце человеческое. Сердце, осквернённое грехом — вот что порождает восстание против Творца.

Если продолжать говорить о восстании, то слово «войны» несёт в себе одну особенность, говорящую о состоянии (готовности) сердца человеческого — это проявление любой враждебности. Враждебность, согласно библейскому пророку Осии, — это то, что ставится на один уровень с нарушением закона, и в глазах Божьих это рассматривается как глупость и безумие: «Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности» (Ос.9:7).

Так вот, когда мы говорим о восстаниях в книге Числа, мы встречаем осквернение и враждебность человеческого.

Существует ещё одно схожее по своему значению и сути слово — «ропот», которое встречается в книге Числа около 10 раз. Ропот всегда идёт вместе с идеей похоти, прихоти, неудовлетворенности своим положением.

Интернет-магазин «Пуговки» — легко купить набор для вышивания бисером, набор для вязания или вышивки.

Восстания в книге Числа, 11 глава

«Первая остановка была сделана в Тавере (место горения). Когда народ стал роптать на судьбу, на краю стана возник пожар, и лишь молитва Моисея укротила огонь. Следующая остановка была в Киброт-Гаттааве (гробы прихоти). Здесь сыны Израиля захотели отведать мяса вместо приевшейся всем манны. Господь послал им перепелов, но многие израильтяне погибли от мяса этих птиц и были здесь же похоронены. Отсюда название места. В Асирофе Мариам и Аарон восстали против Моисея, который «взял в жены ефиоплянку». Мариам заболела проказой, но молитвы братьев исцелили ее» (Густав Гече. Библейские истории).

Тавера — суды Божьи

Первое восстание в книге Числа мы находим в 11 главе, где народ начал «роптать вслух Господа» (Чис.11:1). Это не был просто жест какого-то несогласия и неудовлетворения, там прослеживался именно дух бунта и противления власти Бога и Его установлениям. Не зря после этих событий это место было названо «Тавера» — горение. Этот дух восстания, подобно огню, так быстро разгорелся, что большая часть народа просто пламенела им, забыв о Боге, Который их вёл, кормил, спасал, о Боге, с Которым они не так давно заключили завет и дали торжественные обещания быть верными Ему. «Ропот и возмущение часто возникали во время пути от Красного моря к Синаю, но, снисходя к их незнанию и слепоте, Бог не карал их за грехи. Но вот Он открылся им у Хорива. Свидетелей Его величия, могущества и милости озарил яркий свет, и теперь их недоверие и недовольство были уже непростительны. Более того, они заключили завет с Богом, приняли Его как своего Царя и обещали повиноваться Его власти. Теперь их ропот был бунтом, и за это они должны были немедленно понести достойное наказание, чтобы уберечь Израильский народ от смуты и гибели. «Возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 379).

Что произошло? Что заставило народ забыть Бога, проявления Его заботы и защиты? Как в умах возгорелось восстание? Ответ на эти вопросы мы можем увидеть в одном стихе, который приоткрывает нам начало и зарождение, можно сказать, искр восстания. Мы читаем Чис.11:4-6 «Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших».

Словом «пришельцы», которые взбунтовались первыми, тут приводится еврейское слово «асафсуф», которое встречается только здесь в Ветхом Завете и буквально означает «толпу», «скопище» неизраильтян, которые вышли из Египта вместе с евреями. Обычно такое понятие передается словом «эрев» — «разношерстная, разноплеменная толпа» (Исх.12:38; Иер.25:20; Неем.13:3).

«Пришельцы» — это те, кто возжелали идти с израильтянами из Египта. Это те, кто увидели могущество и величие Бога в проявлении десяти язв, излившихся на Египет. Это те, кто пришли к выводу, что за Богом Израиля идти выгоднее и безопаснее. Они вроде бы всё сделали правильно, всё взвесили и продумали, вот только одно не совершилось в их жизни — перемена сердца при доверии Богу. Вот почему в их сердцах зажглись недовольство и ропот. Языческое мышление привело этих людей к восстанию. «Надоела манна… Хотим что-то другое… Такое, как в Египте», — так приблизительно выражался этот ропот вслух. Многие слышали это и соглашались, а после, и сами того не сознавая, выражали подобное недовольство, забыв, что находятся в присутствии Всемогущего Бога.

На престол сердца вновь взобралось большое «Я». «Эго» начало править там, где некогда навёл порядок Бог, смиряя и показывая Свою любовь, долготерпение и родительскую заботу.

Из произошедшего мы можем увидеть, насколько страшными могут быть последствия, когда человек не может укротить свой аппетит и не в силах проявлять воздержание. «Так они проявили своё недовольство пищей, которую дал им Творец. До сих пор они имели постоянное доказательство того, что эта пища вполне отвечала их потребностям, ибо, невзирая на перенесённые лишения, в стане не было ни одного больного» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 379).

Выводы восстания в Тавере

История в Тавере несёт в себе многие уроки взаимоотношений и показывает, насколько легко верующему можно отступить и начать слушать бунтовщиков, а потом и самому стать участником ропота и недовольства. Огонь начинает загораться тогда, когда человек начинает жалеть самого себя и думать эгоистично. Такой огонь возгорается и легко распространяется, когда своё недовольство выражают вслух, когда жалуются «на судьбу» и находят виновного во всём.

Такой человек не видит, что проблема находится в нём самом, и продолжает обвинять Бога или лидера, которого поставил Бог, во всех своих неурядицах. «Все виновны, но не я», — думает и говорит он.

При таком положении вещей Тавера или дух восстания будет очень часто загораться в человеческом сердце. А что делать Богу, Который любит Своё творение? Как Ему поступать с теми, кто разжигается огнём восстания?..

«Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана» (Чис.11:1). Любящий Бог не может молчать и оставлять всё на своих местах, когда видит, что Его творение зашло слишком далеко и уже представляет угрозу другим, развивая свой бунтарский дух, в котором нет места покаянию пред Творцом.

Поэтому начинаются суды — реакция Бога на нечестие. Люди, неспособные к покаянию и вынашивающие бунтарский дух, по-разному названы в Библии, но вот апостол Иуда более чем все красноречиво даёт определение и характеристику такому классу людей. «Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники»» (Иуд.1:12-16).

В Тавере произошли суды Божьи. «Наиболее виновные смутьяны были поражены молнией из облака» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 379). Однако это не принесло урока тем, кто остался в живых. Дух восстания и ропота настолько въелся в сознания людей, что даже явное вмешательство и суды Божьи не смогли остановить это нечестие. «Оставшимся в живых, казалось бы, надо смириться и покаяться после этого страшного наказания, однако они стали роптать ещё громче. Повсюду собирался народ, плача и причитая у своих шатров. «Сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок. А ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 379). Проблема была не в том, что манна не насыщала людей и не давала им необходимых для жизни полезных элементов. Она состояла в том, что люди отвергали то, что Бог с любовью давал каждый день.

Людям хотелось своего, привычного. Непослушание и отвержение Бога, возвеличивание и прославление себя и своего выбора — вот восстание, которое Бог не мог допустить в среде тех, кто нёс на себе Имя Иеговы, идя в Ханаан. Бог понимал, что ничто так не мешает человеку видеть отчётливо, как его собственная точка зрения. А ведь Бог желает именно этого исцеления — духовного прозрения, ведущего к полному послушанию и доверию Ему.

Киброт-Гаттаава или «гробы прихоти» — так названо было место, где были похоронены от судов Божьих, невоздержанные и бунтарски настроенные люди. «Гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ» (Чис.11:33,34).

Огонь ревности и зависти в Числа 12

«От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф, и остановился в Асирофе» (Чис.11:35). Прошло немного времени, и вновь на страницах книги Числа мы видим описание огня восстания и бунта. «В Асирофе, на следующей стоянке после Таверы, Моисея ожидало ещё более горькое испытание. Аарон и Мариамь занимали высокое и почётное положение в Израиле. Оба были наделены пророческим даром и вместе с Моисеем принимали деятельное участие при освобождении евреев… Но то же самое зло, которое произвело разделение на Небе, зародилось и в сердце Мариамь, и ей удалось найти единомышленников» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 382).

Одно из самых болезненных испытаний, которое приходится встречать человеку, — это противление и непонимание родных и близких людей, которых больше всего любишь. Мариамь и Аарон, родные брат и сестра Моисея, также начали проявлять ропот и дух восстания. «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял за себя Ефиоплянку» (Чис.12:1). «Возможно, Мариамь, которая по-видимому, была главной в этом заговоре, видела в жене Моисея угрозу своему положению как старшей в руководстве Израилем по женской линии» (Ответы на главные вопросы в жизни из Библии). Когда в сердце появляется «горький корень» (см. Евр.12:15), заражённый человек ищет причины, за которые желает «зацепиться», хотя на самом деле его восстание направлено совсем на другое. Так и Мариамь, скрываясь за обвинением против жены, на самом деле роптала на власть Моисея в желании возвысить себя и управлять народом. Найдя единомышленника Аарона, она начала высказывать вслух свои обвинения и упрёки.

Уильям Шекспир как-то сказал: «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре». Мариамь и Аарон встали на этот опасный путь «ссоры с совестью» и погони за властью, которая им не принадлежала.

При назначении семидесяти старейшин Моисей не посоветовался с Аароном и Мариамью, и это возбудило их ревность. Это действие со стороны Моисея и стало отправной точкой восстания в их сердце. В какой-то момент они уже не смогли контролировать своё внутреннее сопротивление, и это вылилось в открытое восстание. Родные Моисея в своей ревности забыли Того, Кто призвал Моисея. В момент внутреннего гнева они перестали видеть ту Личность, Которая вывела их из египетского рабства и продолжает вести дальше. Они, совершая святые дела и думая о них, потеряли из поля зрения Бога, Который напрямую общался с их братом. «Поддавшись духу недовольства, Мариамь нашла причину для ропота, воспользовавшись именно теми событиями, которыми особенным образом управлял Бог. Женитьба Моисея не нравилась ей. Её фамильная и национальная гордость была уязвлена тем, что он избрал для себя женщину не из израильского народа, а из другого племени» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 383).

Господь решил напомнить о Себе. Он призвал всё семейство, всех лидеров, тех, кого уважали и ценили в народе — Моисея, Аарона и Мариамь. «И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: выйдите вы трое к скинии собрания. И вышли все трое. И сошёл Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба» (Чис.12:4,5). Порядок перечисления имен имеет здесь важное значение, потому что, хотя зачинщицей непослушания была, по-видимому, Мариамь. Аарон, надо полагать, поощрял в ней недовольство.

Всё вроде бы хорошо. Бог говорит, их призывает, они идут как послушные рабы, и может даже показаться со стороны, что, может быть, действительно они правы, что и с ними «говорил Господь». Но что же делает Всемогущий? Он говорит. Но в каком тоне? Начиная с пояснения, Он заканчивает вопросом, из которого становиться понятным, кто нарушил субординацию. «И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Чис.12:6-8).

Бог начал напоминать Аарону и Мариами, кто является особым человеком, с которым Он общается лично, а так же призвал к страху Божьему. «Их пророческий дар был неоспорим, и Бог мог говорить с ними в видениях и снах. Но Моисей, о котором Сам Бог сказал, что он «верен во всем дому Моему», более тесно общался с Богом. С ним Бог говорил непосредственно» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 385).

Мудрейший человек на земле, Соломон, оставил человечеству определение и пережитый личный опыт, что такое страх Божий. Он сказал: «Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие, злой путь и коварные уста» (Прит.8:13). Мы можем обобщить и сказать, что «страх Господень» — это благоговение человека по отношению к своему Богу. Это страх впустить в своё сердце зло, гордость и высокомерие. Боязнь испортить свой характер, данный Богом для вечной жизни. Страх потерялся в сердцах родных Моисея. А по словам Самого Бога именно это Он ищет в людях: «вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2) А Давид, царь Израиля и пророк, дополняет: «Жертва Богу — дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19). Сокрушение и смирение сердца пред Богом, вот чего ожидает Господь от тех, кто хочет называться Его именем.

Короткий пример и напоминание, подобно выжженной печати, запечатлелся в сознании Аарона и Мариами. До конца своей жизни они запомнили слова Божьи, лично обращённые к ним. Они претендовали на то, что и с ними говорит Господь, и вот теперь им пришлось услышать Его слова, напрямую обращённые к ним. Но увы, эти слова были не такого характера, какого они ожидали услышать, но слова гнева за ропот, восстание и недоверие человеку Божьему Моисею. «И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошёл» (Чис.12:9). И в знак Божьего неодобрения облако оставило скинию, и Мариамь покрылась проказой, белой, как снег. Аарон был пощажён, но в наказании Мариами он видел суровый упрёк себе. Теперь их гордость смирилась в прах (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 385). Господь отошёл в гневе и поразил Мариамь проказой (или каким-то отвратительным кожным заболеванием, которое в русской Библии называется проказой). Тут же Аарон обратился к Моисею, прося его о заступничестве перед Господом. Есть доля иронии в том, что он, первосвященник, нуждался в священническом вмешательстве.

Между тем, тело Мариами во мгновение ока было настолько изъедено болезнью, что Аарон сравнил ее с мертворожденным младенцем. Моисей возопил к Господу, движимый как чувством любви к сестре, так и потребностью вмешаться, и умолял Его исцелить Мариамь. Но ее вина была слишком серьезной, ведь Мариамь взбунтовалась против Богом избранного слуги и посредника Завета. Если бы ее постиг позор от того, что родной отец плюнул бы ей в лицо, то и тогда ей пришлось бы оставаться в изоляции семь дней. Теперь же, по причине столь значительного нарушения норм поведения, ей надо было оставаться вне стана по меньшей мере такой же срок. Плевком в лицо выражалось презрение (ср. Втор.25:9). Господь заклеймил презрением самонадеянность Мариами, наслав на нее ужасную кожную болезнь. И вот, в соответствии с церемониальным законом, который требовал, чтобы больной человек жил вне стана семь дней (Лев.13-14), Мариами именно так и пришлось поступить. Лишь по истечении этого времени народ двинулся из Асирофа к пустыне Фаран.

Уроки стоянки в Асирофе

И снова мы видим восстание. На этот раз в другом месте и с другими людьми. Опять проявление ропота, недовольства Богом. И вновь проявилось мудрое управление и решение Бога. Всякий раз, когда огонь восстания загорается в человеческом сердце, Бог как верный отец всё расставляет на свои места. «Это проявление Господнего неодобрения должно было послужить предостережением для всего Израиля, чтобы положить конец растущему ропоту недовольства. Если бы зависть и раздражение Мариами не были мгновенно наказаны, они стали бы источником великого зла. Зависть — самое сатанинское чувство, которое может жить в человеческом сердце и которое является самым гибельным по своим последствиям. Мудрец говорит: «Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» (Притч.27:4). (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 385).

В случае с проказой Мариами можно извлечь массу уроков. Во-первых, безумие и высокомерие можно остановить, особенно на ранних стадиях. Во-вторых, за любое преступление последует наказание. В этой истории были наказаны и страдали Мариамь, Аарон и народ ожидающий их.

В-третьих, Бог всегда готов услышать заступническую молитву и ответить на неё. «В ответ на молитву Моисея Мариамь была избавлена от проказы, но все же должна была оставаться вне стана в течение семи дней. До тех пор, пока Мариамь не удалилась из стана, символ Божественной милости не почивал на скинии. В знак уважения к её высокому положению и сочувствуя её горю, весь народ оставался в Асирофе, ожидая её возвращения. Это проявление Господнего неодобрения должно было послужить предостережением для всего Израиля, чтобы положить конец растущему ропоту недовольства» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 385).

Фаран — остановка надежды

Однако уроки прошлого не возымели практически никакого воздействия. Народ пришёл в новую местность, и что произошло? Новая местность — новое восстание. «После сего народ двинулся из Асирофа, и остановился в пустыне Фаран» (Чис.13:1). Через одиннадцать дней после того, как евреи оставили гору Хорив, они расположились станом в Кадесе, в пустыне Фаран, неподалёку от обетованной земли. Народ считал, что он уже долгое время идет к обещанной Богом земле. Господь вновь обращается к Моисею с повелением: несколько человек из народа должны были пойти и посмотреть, где они будут жить. «И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они мужи главные у сынов Израилевых» (Чис.13:2-4).

Двенадцать лучших человек, лидеров колен, были посланы в ту землю, о которой они уже давно мечтали. Путь, которым шли лазутчики, пролегал на север от Кадеса и вел через Негев в гористую страну. Словом «Негев» (буквально «юг») обозначалась вся пустынная часть Южного Ханаана, прежде всего, территория на юг от Беер-Шевы. Горная часть страны состояла из гор Иуды, располагавшихся севернее холмов Ефрема и тянувшихся до Галилейских высот. Во времена Моисея здесь, в горах, жили главным образом аморреи, а в долинах и на равнинной части — хананеи.

Миссия лазутчиков была чётко определена: осмотреть, какова эта земля, и выяснить, сильны или слабы живущие на ней племена. «Посланные люди осмотрели всю землю от южных ее границ до крайних северных. Они вернулись через сорок дней. Израильский народ лелеял в сердце радужные надежды и с особым нетерпением ждал своих посланных. Весть об их возвращении неслась от колена к колену и повсюду вызывала радость. Люди вышли встретить своих посланцев, которые благополучно вернулись после опасного предприятия и принесли плоды той земли, свидетельствующие о плодородии почвы. Как раз было время сбора винограда, и они взяли такую роскошную гроздь, что ее нужно было нести вдвоем. Они взяли также фиговые ягоды, гранаты, росшие там в изобилии. Народ ликовал, что вскоре станет обладателем столь прекрасной страны» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 388).

Действительно радости нет предела: земля плодородная, реки и равнины, города и виноградники — всё есть, а принесённые плоды свидетельствуют об изобилии и благополучии.

После сорока дней ожидания

Внимательно, стараясь не пропустить ни слова, народ слушал, о чем говорили Моисею вернувшиеся люди. «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас», — начали соглядатаи, — «в ней подлинно течёт молоко и мёд, и вот плоды её». Придя в неописуемый восторг от этих слов, народ уже был готов повиноваться голосу Божьему тотчас же пойти, чтобы овладеть той землёй. Эти слова вдохновляли и успокаивали взволновавшиеся за последние дни сердца. В некогда рабском сердце появилась светлая мысль, что народ может иметь что-то своё, притом такое прекрасное и красивое. Взгляды многих смотрели и были направлены с задумчивым оттенком радости о будущем в сторону границ Ханаана. Слёзы счастья заискрились на лицах мужчин и женщин. И вдруг в этот торжественный момент многие увидели в лицах соглядатаев оттенок страха и волнения. Вдруг все услышали после слов восторга и восхищения приставку «но». Эта приставка изменила лица, настроение и в стане появилась тишина. Все знали, что если после радостных и торжественных слов говорят «но», это значит, что все надежды и мечты людей лопнут, когда они услышат последующие за этой приставкой слова. «Но после того, как посланцы описали её красоту и плодородие, все, кроме двоих, стали говорить о трудностях и опасностях, с которыми придётся столкнуться Израильскому народу при покорении Ханаана. Они перечислили все могущественные племена, заселявшие различные уголки земли, и рассказали, что города там большие и обнесены стенами, а народы, живущие в них, сильны, и победить их никак не удастся. Еще они сказали, что видели людей-гигантов, сынов Енаковых, и что даже думать бесполезно о том, чтобы овладеть той землей» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 388).

Повествуя о городах и жителях той земли, лазутчики разделились во мнениях. Халев побуждал Моисея, не откладывая, завладеть землей, потому что был уверен, что им это удастся. Но десять других лазутчиков (все, кроме Иисуса Навина и Халева, Чис.14:6-9,30), расхолаживали народ, будучи настроены пессимистически. Они говорили, что дело завоевания им не по плечу: слишком неравны силы. «Земля, поядающая живущих на ней», по-видимому, означает, что на ней не прекращались войны.

Десять против двоих. Скептицизм, страх и сомнение, против веры и доверия Богу. Какая весть победит? За кем пойдут люди? Справится ли народ с таким вызовом неверия? Этот вопрос звучал некоторое время в умах всех присутствующих. И народ не справился. Снова загорелся огонь ропота и восстания, вновь появились слова разочарования и упрёков.

«Когда посланцы выразили неверие, поселившееся в их сердцах, исполненных разочарования, внушаемого им сатаной, надежда и отвага народа уступили место малодушному отчаянию. Неверие бросило мрачную тень на все собрание, и могущественная сила Божья, так часто проявлявшаяся во благо избранного народа, оказалась забыта. Люди не остановились, чтобы глубоко поразмыслить над всем, что они видели и переживали; они не подумали о том, что Тот, Кто вел их до сих пор, несомненно, введет их в эту добрую землю. Они не вспомнили о том, как Господь чудесно избавил их от притеснителей, проложив им дорогу среди моря и уничтожив преследующее их войско фараона. Они отстранились от Бога и действовали так, будто все зависело от их собственных усилий» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 388).

Ропот и безумные решения

Вновь мы просматриваем один и тот же сюжет, словно по одному и тому же сценарию происходят следующие действия. Снова мы слышим подобные слова, которые были присущи предыдущим восстаниям: «распускали худую молву», «земля, поедающая живущих на ней», «народ тот — люди великорослые», «видели мы и исполинов». «И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь; и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Чис.13:33,34; 14:1-3).

«Вновь ропот на Бога, Моисея и Аарона. Сразу же вспыхнули восстание и мятеж, ибо сатана полностью овладел людьми, и они, казалось, лишились рассудка. Они проклинали Моисея и Аарона, забыв, что Бог слышит их нечестивые речи и что Ангел Его присутствия, облеченный в облачный столп, является свидетелем ужасных приступов их ярости. Они обвиняли не только Моисея, но и Самого Бога в том, что им была обещана земля, в которую они теперь не в состоянии войти. Они дерзнули даже выбрать из своей среды начальника, под водительством которого решили возвратиться в землю своих страданий и рабства, откуда были выведены могущественной рукой Всесильного». (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 389).

Стороннему наблюдателю может показаться со стороны, что эти люди неспособны извлекать уроки из прошлых пережитых событий. Тавера, Киброт-Гаттаава, Мариамь, — везде Бог показывал Свою силу и мудрость, а народ — неверие и ропот. Неужели и сейчас люди не смогут справиться с собой?

«Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» (Притч.27:4). Ревность, гнев и ярость овладели сердцами народа. Никакие аргументы и доказательства не смогли убедить восставший народ. Дьявол добился своего, когда посеял своё семя между людьми, и теперь ему осталось одно: возбудить людей против Бога, Его правления и Его управляющих, т.е. Моисея и всех его поддерживающих. На пике гнева и ревности они принимают решение: «И сказало все общество: побить их камнями!» (Чис.14:10). Безумная толпа схватила камни, чтобы побить этих верных людей. С пронзительными воплями, словно сумасшедшие, они ринулись вперед, но вдруг камни выпали из их рук, они смолкли и затрепетали от страха. Бог вмешался, чтобы пресечь кровопролитие. Слава Его присутствия подобно вспышке света осветила скинию. Весь народ смотрел на знамение Господа. Некто более могущественный, чем они, явил Себя, и теперь никто не осмеливался возмущаться. Соглядатаи-лжесвидетели, поражённые ужасом, бросились к своим шатрам.

Бог во все времена заступался за Своих верных. Он знает, что может сделать разъярённая толпа, если её не остановить. Об этом знал и Моисей. Он знал, что Бог может решить этот вопрос более радикальным методом, особенно после того, когда услышал мнение Бога в этой ситуации: «доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его» (Чис.14:11,12).

Моисей очень любил свой народ и понимал, что они не правы, но не мог согласиться с мыслью, что они погибнут. «И снова Моисей начал умолять Господа пощадить народ. Он не мог согласиться с тем, чтобы они погибли, а от него произошёл многочисленный народ. Взывая к милосердию Божьему, он воскликнул: «Итак, да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря: «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления…» Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе». (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 389).

«Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе», — так начал Моисей умолять Бога. И Господь согласился: «И сказал: прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля… все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её» (Чис.14:19-23).

Страшные слова в адрес народа произнёс Бог. Но Он не мог рисковать, ведь если бы люди в таком состоянии попали в обещанную землю, они бы не прославили Его как Бога сильного спасать и благословлять, а присвоили бы всю славу себе. Не может ничто нечистое попасть в чистую атмосферу и не оставить там своего разрушительного влияния. Не зря апостол Павел говорит об этой атмосфере как о той, которая способна разрушить всё доброе, созданное Богом (см. 2Кор.2:15-17).

Бог решил, чтобы все ропщущие, которые видели чудеса Всевышнего и пользовались благами от Него, не вошли в Обетованную Землю. Все они должны были погибнуть в пустыне. Когда Моисей сообщил израильтянам Божественное решение, их ярость превратилась в скорбь. Они сознавали, что вынесенный приговор справедлив. Десять лживых соглядатаев, поражённых язвой, погибли на глазах всего Израиля. В постигшей их участи народ видел свою судьбу.

Казалось, эти люди чистосердечно раскаиваются в своём греховном поведении, но на самом деле они больше скорбели о последствиях своего нечестия, нежели о собственной неблагодарности и непослушании. Когда они увидели, что Господь не изменит приговор, упрямство вновь заговорило в них, и они объявили, что не возвратятся обратно в пустыню. Повелевая им отступить от земли врагов, Бог испытывал их мнимую покорность и доказал, что на деле ее не было. Они знали, что тяжело согрешили, позволив дурным чувствам овладеть собой и желая побить камнями тех соглядатаев, которые настойчиво умоляли их повиноваться Богу, но в действительности они страшно боялись последствий, которые стали для них роковыми. Их сердца не изменились, единственное, что им было нужно, — приписать случаю то, что едва не произошло. Это обнаружилось, когда Моисей от имени Бога повелел им вернуться в пустыню.

На страницах Библии описано множество отступлений и препираний народа с Богом, но то, что произошло в Фаране, оставило отпечаток в умах Израильтян и дошло до наших дней. Бог ищет Себе народ послушный, кроткий и смиренный. Ему важно, чтобы Его дети доверяли Ему во всём и следовали туда, куда Он их поведёт, не задавая лишних вопросов, не руководствуясь человеческой, ограниченной мудростью.

Увы, во многих умах так не произошло перемен. «Они решили искупить своё малодушие. Когда Господь повелел им пойти и овладеть землёй, они отказались, а теперь, когда Он приказал им возвратиться обратно, они оставались все теми же мятежниками. Они решили сами пойти и овладеть землёй. «Может быть», — размышляли они, — «Господь одобрит их смелость и изменит Свой приговор».

В назначенное время Бог дал им преимущество и даже вменил в обязанность войти в эту землю, но из-за их своевольного пренебрежения это право у них было отнято. Раньше они сомневались в силе Божьей, которая поможет им овладеть землёй, а теперь надеялись достичь этого своими личными усилиями, независимо от Божественной помощи. «Согрешили мы пред Господом, — кричали они, — пойдём и сразимся, как повелел нам Господь» (Втор.1:41). Как жестоко ослепил их грех! Господь никогда не поручал им «идти и сражаться». В Его намерения совершенно не входило, чтобы они завоёвывали обетованную землю. Они должны были овладеть ею, неукоснительно слушаясь Его повелений.

Теперь они оценили те благословения, которые с такой яростью отвергли. Они признали, что только из-за собственного неверия не вошли в Ханаан. «Согрешили мы», — говорили они, признавая, что ошибку совершили они, а не Бог, Которого они так зло обвиняли в бессилии исполнить Свои обетования. Хотя их исповедание и не было следствием истинного раскаяния, оно послужило подтверждением Божественной справедливости в обращении с Его народом» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 394).

В своей самоуверенности они решили исправить ошибку своего неверия, но тем самым ещё больше показали, насколько эгоизм укоренился в их сердце. Действия, которые совершаются без воли Божьей, есть не что иное, как неверие. Библия называет это грехом.

«Моисей сказал: для чего вы преступаете повеление Господне? это будет безуспешно; не ходите, ибо нет среди вас Господа, чтобы не поразили вас враги ваши; ибо Амаликитяне и Хананеи там пред вами, и вы падёте от меча, потому что вы отступили от Господа, и не будет с вами Господа. Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана. И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их, и гнали их до Хормы» (Чис.14:41-45).

Уроки восстаний

Даже беглое прочтение о нескольких восстаниях в книге Числа приводит нас к определённым выводам, решениям. Это помогает познанию характера Божьего и несовершенства человеческого сердца.

Хочется заметить, что во всех упомянутых восстаниях прослеживается идентичность, ведь лукавое, человеческое сердце (см. Иер.17:9), независимо от времени и культуры, подвергается воздействию лукавого. Когда это происходит, человек действует так, как заложено в программе греховных действий. Вначале приходит греховная мысль вместе с эмоциями. Это может быть возмущение, недовольство, раздражение.

Не справившись с мыслью, человек принимает решения и переходит к определённым действиям, которые накладывают отпечаток на характер человека и формируют его конечную участь. Об этом очень понятно и чётко высказался апостол Иаков: «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15).

Затем мы видим вмешательство Божье. Господь не может оставить человека, который идёт путём погибели, ведь Он очень сильно любит Своё творение. В Библии это часто можно увидеть как концепцию испытания, наказания и гнева Божьего. Божий гнев всегда направлен на грех, но не на человеческое создание.

Поэтому мы можем сделать некоторые выводы из исследуемого материала. Во-первых, Бог Ветхого Завета со стороны выглядит как быстрореагирующий и наказывающий грешника. Но если посмотреть на Его действия и спросить: «Почему Он это делает? Каков Его мотив?» — сразу становится ясным, что любящий всех людей Господь по-другому поступить не желал и не мог.

Тема восстаний очень часто встречается в книге Чисел, но в ней так же встречается идея восстановления после греха. Бог не может согласиться с тем, чтобы человек жил в греховной атмосфере, где часто загораются и портят человека гнев, ревность, ропот и дух восстания. Творец не желает согласиться с выбором человека, который воспламенятся «чуждым огнем» и может в конечном счёте сгореть вечной смертью (см. Втор.30:19-20). Бог желает потушить этот огонь и воспитать в человеке благородные качества характера: доверие, смирение, покорность, послушание и, конечно же, любовь.

Все эти качества небесного характера Господь желает развивать и в современном мире, в сердцах людей последнего времени. И те уроки, которые мы теоретически извлекаем из цикла восстаний, Господь желает запечатлеть их в сердцах людей, которые носят имя Божье, ведь лукавый по-прежнему ходит вокруг рода человеческого с зажжённым факелом своих искушений, чтобы зажечь огонь войны и противления.

Пусть эти известные истории восстаний совершат преображающие действия в жизни всех нас. Пусть никогда в человеческом сердце не найдётся пищи для огня ропота и войны, ревности и противления. Ведь всё это порочит человека и приносит боль Всемогущему Богу. Пусть истории прошлого останутся историями, но ни в коем случае — реальностью человеческой жизни.

Пастор Сергей Солдатов

Фото

Читайте также:

КАКАЯ ВРАЖДА УГОДНА БОГУ

БУДЬ ПРОЧНЫМ ЗВЕНОМ