Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 2. Кризис в Эдеме

На этой неделе мы обратимся к истории грехопадения на нашей земле. Это поворотный момент в истории человечества, когда человек отвернулся от Бога, предал Его и убежал от Него. Но Бог пошел за ним. Об этом данный урок.

Вот первое обетование, данное человеку, и это наш памятный текст:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).

Рассмотрим урок в четырех аспектах.

I Грех входит в мир

Прочитаем текст Писания:

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4 И сказал змей жене: нет, не умрете,

5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Читая третью главу, с самых первых стихов в повествовании появляется новый образ – образ змея, который оказал огромное влияние на всю последующую историю земли. От описания совершенного рая Моисей переходит к истории грехопадения, посредством чего земля, на которой царили счастье, любовь и совершенство, превратилась в мир горя, ненависти и зла. Моисей умалчивает о блаженстве рая, о времени, проведенном в совершенном счастье, в изучении книги природы, в уходе за садом и в ежедневном общении со своим Творцом. Он сразу переходит к трагедии, которая произошла в Эдеме.

О змее говорится, как о создании более хитром, чем остальные звери. Но исследуя все Писание, становится очевидным, что в грехопадении человека виновен не сам змей, а сатана. Вот, например, такой текст:

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44).

Тем не менее, в образном смысле сатана иногда называется змеем, поскольку он использовал змея, чтобы обмануть человека. Падение Люцифера, который был выдающимся среди ангелов (мы в первом уроке об этом говорили), предшествовало падению человека. Естественно, Бог познакомил первую пару с отступничеством сатаны и предупреждал, что он может появиться. По-видимому, Ева ожидала появление сатаны в виде ангела и чувствовала себя готовой к встрече с ним. Но на то сатана и есть сатана, чтобы прийти таким образом и там, где мы его и не ожидаем. Мы ждем сатану в виде ангела, а он может прийти к нам в виде обычного человека.

Первой паре было допущено Богом испытание в верности и любви. Это испытание было необходимо для их духовного развития, для формирования их характера. Бог ограничил сатану, Он не позволил ему явиться человеку в подобии Бога и искушать их в других местах, кроме одного дерева. Поэтому сатана явился в виде твари, не только намного ниже Бога, но и намного низшей человека.

Используя змея, как свое орудие, сатана нашел случай заговорить с женой, когда она была одна. Убедить человека сделать зло, когда он удалился от охраны, не представляет особого труда. Сатана обратился к ней с вопросом, который казался невинным, однако был полон коварства. Сатана преследовал двоякую цель: посеять сомнение в сердце жены относительно истинности сказанных Богом слов, а также относительно точности значения, особенно разумности и справедливости Божьей заповеди.

Ева, очевидно, поняла заданный вопрос во втором значении и, вместо того, чтобы отвернуться и бежать к мужу, проявила признаки колебания и сомнения, готовности продолжить беседу со змеем.

Если первыми словами сатана преследовал цель вызвать в Еве подозрение, то его последующие слова имели обманчивую видимость авторитетного заявления. Истина, заключенная в них, очень ловко была смешана с заблуждением. Заявляя: «Нет, не умрете», — он противопоставил свое утверждение ясному повелению Бога. Сатана бросил вызов истинности Божьего слова своей откровенной ложью. По этой причине Христос с полным правом называет его «отцом лжи» (Ин.8:44).

У нас может возникнуть вопрос: «Почему сказано, что вы будете как боги?» О каких богах говорится здесь, и именно во множественном числе? Хотя переводчики и пытаются сгладить это щепетильное место и переводят: «как Он» или «уподобитесь Ему», но если взять перевод Септуагинты (это перевод Ветхого Завета на греческий язык), то здесь стоит слово «фэИ», именно «бог» во множественном числе. А как же иначе? Адам и Ева, их двое (мн. число); вы (Адам и Ева) будете как боги. Адам – как бог, и Ева – как бог, вместе они «как боги».

Когда в сердце жены родилось сомнение и недоверие к Слову Божию, то запретное дерево предстало теперь ей в совершенно ином свете. Трижды подчеркивается в разных оттенках его соблазнительные качества, что оно было: «хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». Такое представление о дереве, желание вкусить от него плодов, было как бы прелюдией для того, чтобы взять и съесть запретный плод. Фактически, Ева уже мысленно согрешила против Божественной заповеди – «не пожелай». Затем она взяла от плодов дерева и ела, и это явилось естественным последствием того, что она вступила на путь греха. Пожелав то, на что она не имела права, она стала нарушать одну заповедь за другой. Она присвоила себе то, что ей не принадлежало и этим нарушила восьмую заповедь. Вместе с тем, вкушая от запрещенного плода, она дала его мужу и нарушила шестую заповедь. Она нарушила и первую заповедь, потому что поставила сатану выше Бога.

Говоря об Адаме, мы видим, что в данном случае его падение более трагично, ведь он не сомневался в правдивости Божьих слов и не был обманут подобно Еве. Вкушая плод, он не сомневался, что ужасный приговор Божий будет приведен в исполнение. Ева была прельщена, а Адам сознательно пошел на нарушение воли Божией, поставив в данном случае жену выше Бога.

«И открылись глаза у них обоих» — читаем мы. Как иронично звучат эти слова! Словно сомнительное обещание сатаны исполнилось! Их духовные глаза открылись, и они поняли, что не являются более невинными. Их плотские глаза также открылись, и они увидели себя нагими. Стыдясь друг друга, они старались укрыться от позора наготы. Их смоковные опоясания были только жалкой заменой тех лучезарных одежд невинности, которых они лишились. В душе Адама и Евы пробудилась совесть. Чувство стыда, которое они испытывали, исходили не столько от плотской стыдливости, сколько от сознания вины перед Богом. Это видно из того, что они скрылись от Него.

В результате грехопадения первого человека появилась смерть, хаос, страдания, боль, болезни и безнадежность. Однако в Быт.3:1-7 говорится не только о вкушении плода. Во время разговора с Евой дьявол ставит под сомнение как характер, так и авторитет Бога. Далее сатана осмеливается утверждать, что последствий, о которых предупреждал Бог, не будет. «Нет, не умрете» (Быт.3:4). Утверждая, что Бог пытается лишить Адама и Еву возможности стать, «как боги» (Быт.3:5), дьявол ставил под сомнение ясные Божьи слова. Человек уже был создан «по образу» и «подобию» Бога. Таким образом, утверждение, что Бог хотел лишить Адама и Еву возможности стать подобными Тому, Кто создал их по Своему образу, должно было предупредить наших прародителей об обмане сатаны. В этом эпизоде мы можем увидеть концепцию обмана. Данный контекст раскрывает, как был обманут человек, которого побуждают игнорировать слова Божьи, которые были извращены, переставлены, добавлены или опущены. И вот, обманутая жертва совершает неразумные действия.

II Последствия падения

Прочитаем текст Писания:

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:16-19).

Бог произносит приговор, как мы видим, сначала жене, потом Адаму. Еще при творении человек получил повеление: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28). Поэтому беременность предназначалась быть благословением, а не проклятием. Но появление греха означало, что отныне беременность будет сопровождаться скорбью. Боли при рождении детей должны стать настолько чувствительными, что в Священном Писании они символизируются не только тяжкими при буквальных родах, но Христос из мук женщины проводит параллель со страданиями учеников при разлуке со Христом во время Его смерти:

20 Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин.16:20-22).

Когда Христос открыл ученикам, что Ему предстоит пострадать, они Его не поняли и, изумляясь, говорили: «не знаем, что говорит?» Иисус не дал прямого ответа на вопрос учеников, но привел в пример роженицу, страдающую при родах, говоря, что ее печаль превращается в радость от того, что родился ребенок. Иисус перенес страдания, но воскреснув, с довольствием смотрел на подвиг, совершенный Им. И ученики возрадовались, когда Христос воскрес.

Почему говорится, что женщина будет иметь влечение к мужу в связи с рождением ребенка? Это тоже интересный вопрос. Потому что родившийся ребенок сближает родителей, они оба видят в родившемся ребенке что-то их общее. Не смотря на трудные роды, женщина после них льнет душой ближе к мужу, это чувство Бог заложил женщине. А иначе женщина вообще имела бы отвращение к мужу от того, что общение с ним доставляет ей такие страдания, и женщины не захотели бы вообще рождать детей.

Но Бог не ограничился выводами, которые постигнут Адама и Еву как последствия грехопадения. Если женщина будет в муках рождать детей и испытывать к мужу влечение, то о муже сказано, что он будет господствовать над ней, но в то же время ему понадобится много усилий для того, чтобы обеспечивать семью. Он будет в поте лица добывать хлеб, потому что земля и погодные условия изменились, и для ее обработки понадобится много усилий. Но и это еще не все, Адам (это имя происходит от слова адама — земля) возвратится в прах, потому что сам является прахом (Быт.3:19).

Важно отметить еще, что во время вынесения приговоров после грехопадения, только змей был напрямую проклят Богом (Быт.3:14). Адаму и Еве не было объявлено прямого проклятия. В случае с Адамом, например, слово «проклят» используется по отношению к земле (Быт.3:17), хотя непослушание проявил Адам.

Наказание Божие проявилось также в изменении питания. Мы можем предположить, что количество и качество зерновых, орехов и фруктов, первоначально предназначенных для человека, в результате грехопадения сократилось до такой степени, что человек вынужден был употреблять в пищу также полевую траву.

III Провозглашение Плана спасения

Прочитаем текст Писания:

15 И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт.3:15,21).

Текст Бытие 3:15 часто называют Протоевангелием, то есть, первым Евангелием. Осуждая действия змея, Бог провозглашает сатану врагом, а не другом человечества (Быт.3:15). Здесь Господь фактически обращается уже не к змею, как таковому, а к древнему змею, к дьяволу, чтобы вынести ему приговор, связанный с пришествием Избавителя. Этот текст возвещает о Пришествии Того, Кто преодолеет дьявола.

Говоря о семени, мысль направлена на многовековую борьбу между «семенем» или последователями сатаны и семенем жены. Господь Иисус Христос назван «Семенем» (смотрите Откр.12:1-5; Гал.3:16-19). Он пришел, чтобы разрушить дела дьявола (1Ин.3:8; Евр.2:14). Заметьте, слово «семя» стоит не во множественном числе, а в единственном. Это указывает на то, что голову змея поразит не множество потомков жены, это сделает одна личность. Эти признаки ясно показывают, что в приговоре Божьем кратко выражена история великой борьбы между Христом и сатаной, борьба, которая началась на небе (Откр.12:7-9), продолжалась на земле, где Христос вновь одержал над ним победу (Евр.2:14) и окончательно завершится истреблением сатаны в конце тысячелетнего царства (Откр.20:10).

Эта борьба оставила на Христе свои следы. Следы от гвоздей на руках и ногах и рубец от копья, будут вечно напоминать о жестокой борьбе, которая произошла между Христом и сатаной (смотрите Зах.13:6). Приговор, произнесенный змею, должно быть, явился большим утешением для обоих обреченных грешников, стоящих перед Богом, от повелений Которого они отступили. Пока Адам был верным Богу, он был представителем Бога на земле; утратив же эту верность, сатана присвоил себе право господства над этой землей, которое принадлежало Адаму. И это сатана хорошо знал, что видно из его обращения ко Христу во время искушения (смотри Лк.4:5-6).

Адам начинал понимать степень своей потери, что из господина над землей он стал рабом сатаны. Однако, прежде чем выслушать собственный приговор, он почувствовал целительный бальзам, коснувшийся его надломленной души. Отныне от той, которую он обвинил в своем падении, он должен был ожидать спасение через обетованное семя, которое будет способно победить врага Бога и человека.

Далее, в 21 стихе мы читаем, что Бог проявляет инициативу и дарует одежду Адаму и Еве. Обещанное семя жены (3:15) и жертвенное животное, кожа которого была использована для одежды Адама и Евы, чтобы покрыть их наготу (3:21), указывали на Христа. Он — «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан.1:29). Его праведность вменяется каждому верующему. Божественная справедливость требовала, чтобы грех был наказан, но Его же милость уже нашла путь искупления падшего человечества через добровольную жертву Сына Божия. Бог установил обряд жертвоприношения, который должен был служить наглядной картиной человеку, чтобы он мог иметь представление о той цене искупления, которая будет уплачена за его грех. Должна пролиться кровь безвинного агнца, а его шкурой должна быть покрыта нагота человека, чтобы в этой символической картине человек постоянно видел Того, Кто отдаст жизнь Свою для искупления человека от греха его.

Мы не знаем, насколько ясно Адам представлял себе план искупления, но мы можем быть уверены в том, что ему было достаточно открыто относительно того, что грех не будет вечно господствовать, что от семени жены родится Искупитель, благодаря чему утраченное достоинство и могущество человека будут ему возвращены, и что счастье Эдема будет восстановлено. От начала и до конца благая весть спасения – это центральная тема Священного Писания.

IV – Не оглядывайся назад

Итак, вы старались изо всех сил, но все же поддались искушению, возможно даже, предались своему тайному, наиболее лелеемому греху. Не отчаивайтесь, вы не одиноки! В действительности, в Писании говорится, что все согрешили и лишены славы Божьей (Рим.3:23). Какие ощущения вы испытываете, совершив грех? Стыд? Раскаяние? Возможно даже, страх? Хочется ли вам сбежать от Бога и перестать молиться, потому что смущение не дает вам встретиться с Ним лицом к лицу? И снова скажу, вы не одиноки! То, что произошло с вами, случилось также и с Адамом и Евой, оно происходит со мной и со всеми нами. Бог знает, что решение этой проблемы— Его Единородный Сын, Иисус Христос. И мы об этом тоже знаем. Как сказано в Писании, Бог обещает, что наши грехи прощены благодаря искупительной жертве Иисуса (ст.22–26).

Что же тогда нам делать? Мы должны исповедовать свои грехи, как сказано в Писании:

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Какое сильное обетование! И как Бог обратился к Адаму и Еве, вопрошая: «Где ты?», так Он призывает и нас прийти к Нему и исповедать свои грехи. Признавая свои грехи, мы получаем возможность обдумать содеянное и те обстоятельства, что привели нас ко греху. Забудьте о своих грехах и живите дальше. Подобно тому, как Иисус сказал женщине, взятой в прелюбодеянии, чтобы она шла и больше не грешила (Ин.8:11), и мы должны верить, что Он прощает наши грехи. Зачем нам помнить о них и каждый раз их пересчитывать, когда Бог говорит, что Он не помянет их (Ис.43:25)? Вместо того чтобы оглядываться назад и держать в памяти совершенные нами грехи, нам следует с надеждой ожидать оправдания и освящения. Вот как кратко говорит об этом апостол Павел: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3:13-14).

А не задумывались ли вы: А что, если бы Ева не отлучилась тогда от Адама? Что, если бы она отказалась вступить в разговор со змеем? И что, если бы Адам сказал «нет», когда Ева предложила ему плод с дерева познания добра и зла? Что, если?… и таких «если» можно поставить не мало.

Когда Адам и Ева не прислушались к предостережению Бога и предпочли осознанно проигнорировать Его повеление, они обрекли себя— и нас— на жизнь, полную боли и скорбей, проклятую жизнь, навеки вдали от Бога. Если бы не тот единственный акт неповиновения много тысяч лет назад, мы никогда бы не знали таких слов, как депрессия, беспокойство, хаос, незащищенность, насилие, война, загрязнение, угнетение и эксплуатация. Родителям не пришлось бы хоронить своих детей. Никто не ложился бы спать голодным; и мы никогда не боялись бы болезней. Мог бы мир, в котором мы живем, быть лучше? Да, несомненно.

Итак, можно ли считать мир, в котором мы живем, все еще достойным существования? Да. Несмотря на то, что мы живем в мире, наполненном тьмой, иногда в нем можно увидеть и отблеск света— это мать, которая нежно ласкает свое дитя; это отец и сын, решившие каждую неделю кормить бездомных, даже не задумываясь о том, насколько тяжело это будет для них в финансовом отношении; это отважный медик, который решил рискнуть своей собственной жизнью, чтобы помочь жертвам лихорадки Эбола в Западной Африке. Жить все еще стоит, не ради того, что мы можем получить, но ради того, что мы можем отдать. «Ибо мы— Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10).

В этом мире достаточно боли, потому что сатана успешно воспользовался данной человеку свободой, принеся на землю войну, которая началась на небе. Однако, когда Христос пришел на эту землю, Он принес с Собой веру и надежду. Благодаря тому, что Он одержал окончательную победу на кресте, мы имеем надежду, что однажды всем страданиям придет конец, когда Он вернется, чтобы забрать нас домой. Мы не можем изменить прошлое, мы можем только терпеливо ожидать будущее. И, пока продолжается вселенская битва за наши сердца и умы, мы можем жить надеждой. И мы можем рассказать об этой надежде миру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Война, которая началась на небесах еще до сотворения нашего мира, продолжается по сей день. Единственное, что изменилось, — добавился новый игрок, человечество. И вот мы, спустя века после Голгофы, и сатана, все еще ведущий войну с человечеством. Он, естественно признает свое общее поражение, но он надеется еще на победу отдельных личностей. Каждая секунда, когда мы делаем выбор, довериться Богу или поддержать сатану, определяет, одержит ли сатана победу над нашей волей. А в центре всего— мы, сражающиеся за свою душу. Мы с вами должны решить — подчинить ли свою волю и отдать свои права сатане или доверить свою жизнь Богу. От этого зависит наша вечная участь.

Пастор Александр Серков