Комментарий Александра Серкова на Евангелие от Матфея. 3 — глава

ГЛАВА — 3

В те дни в пустыне Иудейской появился с проповедью Иоанн Креститель.

2 И говорил он: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное!»

3 Это о нем сказал пророк Исаия: «Голос громко взывающего в пустыне: приготовьте путь Господу, выровняйте все ухабы на дороге».

4 Сам Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом; и пищей у него были акриды и дикий мед.

5 И приходили к нему жители Иерусалима, всей Иудеи и Иорданской долины.

6 И крестились от него в Иордане, исповедуя свои грехи.

7 Увидев, что приходят к нему креститься многие фарисеи и саддукеи, он остановил их словами: «Гаденыши, кто внушил вам, что вы сможете избежать грядущего возмездия?!

8 Делами докажите, что вы действительно раскаялись.

9 И не думайте, что избежите наказания только потому, что вы дети Авраама. Говорю вам, что Бог может даже из этих камней сотворить потомков Аврааму.

10 Уже и топор приготовлен, чтобы рубить деревья, потому что то дерево, которое не приносит хороший плод, срубают и бросают в огонь.

11 Я крещу вас в воде в покаяние, идущий же за мной сильнее меня. Я недостоин развязывать ремни Его сандалий и носить за Ним обувь Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

12 В руках у Него лопата, которой Он провеет пшеницу, отделяя зерно от мякины; зерно Он соберет в амбар, а мякину сожжет огнем неугасимым».

13 В то время приходит из Галилеи на Иордан к Иоанну Иисус для того, чтобы и Его он крестил.

14 Иоанн воспротивился этому, говоря: «Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня крестил, а Ты ко мне пришел для крещения».

15 Однако Иисус настаивал: «Да будет все именно так, потому что нам следует выполнить все то, что справедливо перед Богом». Тогда Иоанн согласился и крестил Его.

16 Как только Иисус вышел из воды, вдруг раскрылись небеса, и Он увидел Божьего Духа, спускающегося на Него в виде голубя.

17 И вот, голос с небес провозгласил: «Это Сын Мой возлюбленный, к Нему Моя благосклонность!»

Содержание главы:

  1. Проповедь Иоанна Крестителя (1-12 стихи).
  2. Крещение Иисуса (13-17 стихи).

1 Проповедь Иоанна Крестителя (1-12 стихи).

Третью главу Матфей начинает словами: «В те дни…». Что это за дни, на которые опирается Матфей, начиная это повествование? Вторую главу он заканчивает сообщением, что Иосиф с Мариею и маленьким Иисусом поселились в городе Назарете. И словами «Он будет назван Назарянином» Матфей делает скачок, минуя все детство Иисуса и намекая на то, что Он уже вырос, когда Его так и называли по местности, в которой Он жил. Такой был обычай давать какие-то еще опознавательные прозвища к именам, ведь не было же у них ни фамилий, ни отчеств. Вот, например, Марию Магдалину называли так, потому что она одно время жила в Магдале. Савла (Павла) звали Тарсянином, так как он был родом из Тарса. Так и Иисуса, выросшего в Назарете, когда Он покинул его, называли по той местности.

Матфей торопится начать повествование о Христе и пропускает даже Его двенадцатилетний возраст и не рассказывает, как Он с матерью и Иосифом посещал Иерусалим. Но прежде, чем начать рассказ о Христе, он просто не мог не ввести в роль Иоанна Крестителя, потому что это вводная мысль к тому, что начало деятельности как одного, так и другого пересекутся, и Иисус придет к нему креститься. И вот безо всяких лишних слов автор Евангелия вводит новый персонаж в повествование. Об Иоанне он также ничего не пишет, ни его происхождение, ни его детство, вот так сразу: «В те дни в пустыне Иудейской появился с проповедью Иоанн Креститель».

Что означает само имя Иоанн? Это сокращенная форма имени «Иоханан», что значит: «Яхве милостив» или «дар от Яхве». В Священном Писании мы встречаем нескольких Иоаннов, поэтому этого Иоанна Матфей нам преподает как Иоанна Крестителя; это его отличительный признак. Если Иисус приступил к открытой деятельности осенью 27 года н.э., когда Ему было «около тридцати лет» (Лк.3:23), то Иоанн видимо тоже в тридцать лет начал проповедовать. Но так как он старше Иисуса на полгода (Лк.1:39,57), то возможно и миссия его началась на шесть месяцев раньше миссии Христа, а это значит, что выступил он с проповедью весной того же 27 года и полгода готовил путь Мессии.

Народ созрел для этой вести. Иудеи, живущие в Палестине, в частности в Иудее, были на грани восстания. Со дня назначения Римских прокураторов для управления Иудеей в 6 г. по Р. Хр. римские власти все больше и больше стали вмешиваться в суверенитет Иудеи. Всюду было присутствие римских солдат и офицеров, и чем больше их было там, тем больше восстаний выливалось одно за другим. Тысячи из храбрейших мужей Иуды заплатили за свой патриотизм кровью. Обстоятельства были таковы, что народ тосковал по сильному вождю, который освободил бы их от жестокого ига римлян.

И вот народ слышит, что в пустыне появился какой-то пророк. Говоря об Иудейской пустыне, мы не должны представлять, что это была равнина со сплошными песчаными дюнами, или барханами, или просто песчаной гладью. Та пустыня, в которой проповедовал Иоанн, была фактически местностью дикой и необжитой и располагалась она между Мертвым морем и гребнем центрального горного хребта Палестины. Там мало было дождей, и потому эта местность была малонаселенной или вообще не населенной. Но по этим горным тропам ходили паломники в Иерусалим на праздники и из Иерусалима назад домой. Иоанн в юности много времени провел в этой пустыне (Лк. 1:80). Его родители, вероятно, жили в Хевроне или близ его, недалеко от западной границы этой пустыни.

Согласно Лк. 3:3, Иоанн странствовал от одного места к другому вдоль и поперек Иорданской долины. Между Иерихоном и Мертвым морем пустыня Иудейская встречается с пустыней Иорданской. Служение Иоанна, по-видимому, началось в этой окрестности. В виду того, что крещение было важной составной частью его проповеди, следует полагать, что он никогда не отходил далеко от места, «где было много воды» (Ин. 3:23). Я думаю, что не стоит нам удивляться тому, что Иоанн проповедовал в пустыне. Сегодня это странно, и судя по нашему времени, почему бы не на городской площади проповедовать или в синагоге? Но суть здесь в том, что он выбрал такое место, где он был независим ни от кого, и никто его не имел право выгнать, как это могло бы быть в храме. Да и не спрашивали его: «А у какого раввина ты учился? А какую богословскую семинарию ты закончил?» Это что-то вроде сегодняшнего интернета: пустыня, но народу много, и проповедуй сколько угодно. Но вот как народ там в пустыне Иудейской оказался? Это тоже интересный вопрос.

Иоанн мог начать свое служение примерно весной того же года, в который пришел к нему креститься Иисус, возможно, около времени празднования Пасхи. Много народа проходило по пути в Иерусалим и обратно мимо того самого места, где проповедовал Иоанн. Начав проповедовать в пустыне, весть о нем достигла Иерусалима, и возвращаясь к себе домой, люди разносили весть о том, что в пустыне проявился пророк, и стали приходить к нему множество народа.

Его аскетический образ жизни напоминал им Илию пророка. Одевался Иоанн подобно Илии, имел одежду из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом. Питался он акридами и диким медом. Что он имел в виду, одеваясь вот в такую грубую одежду? Так обычно одевались странствующие дервиши на Востоке. Этим подчеркивалось пренебрежение к роскошной жизни. Пища Иоанна тоже о чем-то свидетельствовала.

«И пищей у него были акриды и дикий мед», — читаем мы. По поводу пищи Иоанна много разных толков, но давайте подойдем к этому вопросу аналитически. Есть мнения, что слово «акриды» омонимично и имеет два значения — саранча и бобовое растение, что-то вроде тех рожков, которыми блудный сын кормил свиней вдали от отцовского дома. Или некоторые говорят, что «акриды» — это трава, которая называется мелагрой, другие же разумеют под ними орехи или дикие ягоды. В таком случае, конечно, более приемлемым было бы считать, что он ел какие-то орехи или ягоды, нежели саранчу. Но анализ этого слова показал, что все же акриды — это саранча, как бы люди ни пытались отмежеваться от этого понятия. Хотя трудно представить себе, чтобы Иоанн днем проповедовал и крестил людей, а вечером, оставшись один, шел с сачком ловить саранчу, чтобы ее обжарить или сварить для утоления своего голода.

Трудность составляет еще словосочетание «дикий мед». Как-то логика подсказывает, что быстрей всего пчелы были бы дикими, а не мед. В таком случае надо было бы перевести: «питался медом диких пчел», к чему я и был склонен при переводе текста, но исследовав более тщательно этот вопрос, оказалось, что все же речь идет о «диком или суррогатном меде», то есть это вообще не пчелиный мед. Под диким медом исследователи понимают сок из пальм, смоковниц и других деревьев. Основание для такого мнения находят в том, что мед по-гречески называется просто ???? (мЭли), без прибавления ?????? (Агрион-дикий). В подтверждение того же мнения ссылаются на Плиния («Естественная история», 15, 7) и Диодора Сицилийского (Diodorus Siculus, Bibliotheca Historica, XIX, 94, 10), который говорит, что у набатеев «растет… много меда (????), называемого диким (??????), которым они пользуются в виде питья, смешанного с водой».

Давайте к этому вопросу подойдем еще рациональней. Возможно, во дни апостолов это выражение «питаться акридами и диким медом» было поговоркой, означающей не буквально то, что человек ел исключительно акриды (пусть это саранча или даже бобовые) и дикий мед и ничего совершенно другое, нет, это могло означать: «питаться скудно, впроголодь». Ведь было же в те времена и даже еще раньше выражение: «Страна, где течет молоко и мед». Это что ли все то, чем там можно было питаться, только молоком и медом? Нет, это символ изобилия в питании. Если было молоко, значит было в изобилии и мясо, и чистый натуральный пчелиный мед, не говоря уже о другой растительной пище. А если вместо мяса животных нищие ели мясо саранчи, это уже суррогат. Если вместо пчелиного меда суррогатный мед – сок каких-то растений, это символ скудного питания. Мне видится, что в словах: «Питался акридами и диким медом» — следует понимать, что он просто питался скудно, а не буквально ел исключительно акриды и дикий мед. Вполне возможно, что родители приходили к нему время от времени и приносили ему сухие продукты питания.

Но пища пищей, а главная суть заключалась в том, что он проповедовал. Какова была тема его проповеди? «Покайтесь!» По-гречески это слово буквально означает «перемените мысли», отсюда смысл «переменить мнение», «переменить цель» или «намерение». Это включает в себя намного больше, чем одно исповедание грехов, хотя в проповеди Иоанна и это, безусловно, было включено (6 ст.). В богословском смысле это слово означает не только перемену образа мыслей, но и новое направление воли, измененное намерение и отношения. Иудеям известен был обычай «самокрещения» язычников, которые обращались в иудейство, но Иоанново крещение было в их глазах необычным, потому что Иоанн был первым, кто крестил других.

Проповедь его была решительной и имела два аспекта: 1) сотериологический («сотериология» — учение о спасении через Иисуса Христа), т. е. призыв к покаянию и 2) иудейская эсхатология — возвещение о том, что приблизилось Царство Небесное. Учение о грядущем царстве было иудеям хорошо известно из Ветхого Завета. Но мысль о том, что прежде, чем войти в него, необходимо покаяться, была для них новой, и для многих она сделалась «камнем преткновения», ведь иудеи считали, что им, как детям Авраама, автоматически гарантирован доступ в царство Мессии. Иоанн же проповедовал, что перемена мыслей и сердца (покаяние) есть то предварительное условие, без исполнения которого они не пригодны для этого Царства. Между тем, иудеи просто не сознавали, как далеко ушли они от закона Божьего и тех требований, которые Бог предъявлял им через пророков.

Эсхатологический аспект проповеди Иоанна Крестителя порождает немалые проблемы для современных комментаторов Библии. Не все богословы понимают одинаково смысл этой части его проповеди, и даже среди богословов консервативной школы существуют на этот счет разногласия. Что же проповедовал Иоанн? Он провозглашал, что «грядет царство», т. е. некое новое «правление». Это правление будет небесным (Царство Небесное). Означает ли это, что Бог станет управлять небесными сферами? Нет, конечно, — ведь Он всегда управлял ими — с момента их сотворения. Иоанн, очевидно, имел в виду, что Божие небесное правление распространится и на земные сферы, т.е. дух небесного царства, принцип Божьего правления приблизился, буквально олицетворенный в пришедшем Мессии, через Которого Божье правление будет осуществляться. Креститель же приготовлял Ему «путь». Не случайно никто из слушавших Иоанна не спрашивал его, о чем он говорит, — ведь учение о том, что Мессия станет управлять земным царством, красной нитью проходит через ветхозаветные пророчества. Но в связи с этим народу предъявлялось требование — покаяться.

Проповедь Иоанна явилась исполнением двух пророчеств — Исаии (40:3) и Малахии (3:1). Все четыре евангелиста ссылаются на Исаию, когда говорят об Иоанне Крестителе (Мк. 1:2-3; Лк. 3:4-6; Ин. 1:23). Но Исаия (40:3) обращался к «дорожным рабочим», которые должны были проложить в пустыне дорогу для Господа, ибо народ Его возвращался из вавилонского плена (537 г. до Р. Х.), а, значит, возвращался и Он. «Подобие», однако, налицо: Иоанн Креститель, находясь в пустыне, подготавливал путь для Господа и Его Царства, призывая народ возвратиться к Нему.

Иоанн был гласом вопиющего в пустыне; цель его состояла в том, чтобы приготовить «остаток» Израиля к принятию Мессии. Множество народа из Иерусалима, всей Иудеи и окрестности Иорданской шли к нему, чтобы услышать его проповедь. Некоторые соглашались с ней, исповедовали грехи свои и принимали водное крещение, которое стало знаком Иоаннова служения. Оно, однако, не то же самое, что крещение, принимаемое христианами, потому что Иоанн совершал над людьми религиозный обряд, символизировавший исповедание грехов и готовность жить святой жизнью в ожидании грядущего Мессии, а христиане крестятся уже во Христа умершего и воскресшего, как символ того, что и они (христиане) умирают со Христом и воскресают для новой жизни.

Не все, конечно, поверили Иоанну. Фарисеи и саддукеи, хотя и приходили посмотреть, что он делает, но призыв его отвергли. Их чувства кратко выразил в обращении к ним сам Иоанн (Мф. 3:7-10). Они считали, что, будучи по плоти сынами Авраама, они автоматически должны войти в царство Мессии. Иоанн же, начисто отвергавший иудаизм в его фарисейской форме, заявил им, что Бог, в случае необходимости, может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Другими словами, Бог может призвать, если потребуется, язычников и в их среде найти Себе последователей. А это значит, что иудаизм подвергает себя опасности быть отверженным Богом. Если дерево не приносит доброго плода (сравните «достойный плод покаяния» в стихе 8), его срубают и бросают в огонь.

Вообще, кто такие фарисеи и саддукеи? Это две религиозные партии, постоянно враждовавшие между собой. Происхождение фарисеев относят ко времени Ионафана, преемника Иуды Маккавея (161–143 гг. до Р.X.). Они были преемниками хасидов. Хасиды (ревнители закона, благочестивые) настаивали на исполнении закона, и обязанностью человека считали исключительно только повиновение воле Божией, как она открыта в Библии. Так как хасиды по разным причинам держались отдельно от простого народа, то получили название фарисеев, или отделенных. Число фарисеев около времени Христа доходило до 6 тысяч. Их отличительным признаком было лицемерие. Так как они посвятили все свои силы изучению и соблюдению закона, то считали самих себя истинными вождями и учителями народа. И народ до известной степени соглашался с этим.

Саддукеи – это партия священнической аристократии. Одни говорят, что это название произошло от Садока, который был священником при Давиде и Соломоне (3Цар.1:32-39). Другие – от другого Садока, жившего намного позже и бывшего учеником одного еврейского книжника. Но быстрей всего члены этой партии называли себя саддукеями потому, что это название происходит от слова «праведность», потому что ????? – сэдЭк означает «праведность». Хотя и фарисеи считали себя праведными и назывались «цаддиким», немного изменив это слово, чтобы оно отличалось и чтобы их не путали с саддукеями. Саддукеи были немногочисленны во время Христа, к ним принадлежали высшие лица церковной иерархии, они отличались угодливостью, жестокосердием и хитростью. Саддукеи стремились к богатству и, принадлежа к высшему духовенству, во времена Ирода управляли храмом, хотя их было меньше, чем фарисеев. Фарисеи и саддукеи имели мало общего. Фарисеи были приверженцами обрядности, саддукеи были рационалистами. Фарисеи были законниками, саддукеи были либералами. Фарисеи были сепаратистами (т.е. стремились к обособлению и отделению), а саддукеи шли на компромисс с властью и стремились к политическому сотрудничеству с ней. Но несмотря на все свои расхождения, они объединились, чтобы противостоять Христу.

Обратите теперь внимание на отношение самого Иоанна к грядущему Мессии. Он считал себя недостойным понести (или «развязать») обувь Его. Эту роль обычно выполнял слуга. Когда господин заходил в дом, слуга нагибался, развязывал его обувь и шел, чтобы поставить ее в определенное место. Иоанн считает, что он даже ниже слуги Грядущего Мессии, он не достоин Ему даже прислуживать. Он всего лишь раб, который перед днями прибытия господина готовит дорогу, чтобы господин прошел по ней, не спотыкаясь. Иоанн был лишь «предтечей», который «готовил» для Мессии «остаток» и крестил в воде тех, кто откликался на его проповедь.

«Грядущий же за мной будет крестить… Духом Святым и огнем», — заявляет дальше Иоанн. Слушавшие Иоанна должны были вспомнить ветхозаветное пророчество, записанное у Иоиля (2:28-29). Иоиль обещал излияние Духа Святого на Израиля. Такое «излитие» действительно произошло в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.).

А что же означает вторая часть выражения, а именно «крещением огнем»? Это выражение представляет из себя одно из трудных мест для толкования. Некоторые видят в этом огне огонь испытаний, очищающий характер человека от всякой нечистоты, другие увязывают это с последующими словами о сожжении соломы. Я бы сказал, что здесь и то и другое значение. В Откр.1:14 мы читаем: «Очи Его –как пламень огненный» (Откр. 1:14ст.2ч.). Скажите: каково свойство огня? Он светит, согревает, сушит, испаряет, плавит, жарит и сжигает. Этих семи глаголов для примера достаточно? Пламенные очи Христа всё это совершают. Они либо плавят наши черствые сердца, либо разогревают духовную жизнь. Они испаряют нас из болота и грязи, делая чистой утренней росинкой. Они освещают нам путь. Они сжигают и уничтожают грехи, о которых мы сожалели и сокрушались в них перед Богом. А может произойти совершенно иная картина: либо Христос крестит нас Духом Святым и сжигает всю нечистоту в наших сердцах, либо мы будем сожжены как солома огнем неугасимым.

Поэтому в вести Иоанна прозвучал его пророческий голос. Во-первых, он бесстрашно осуждал порок везде, где его видел. Иоанн порицал Ирода за его нечестивый и противозаконный брак. Иоанн упрекал саддукеев и фарисеев – руководителей официальной религии того времени – за то, что они погрязли в ритуале и формализме. Во-вторых, Иоанн настойчиво призывал людей к праведности. Он восстанавливал нравственные нормы Божии. Он не только осуждал людей за то, что они сделали, но и призывал их делать то, что они должны были делать. Проповедь Иоанна была совершенно самостоятельной, независимой ни от каких исторических условий и обстоятельств, она была следствием откровения, полученного свыше, от Бога. Почему не предположить, что таковы же были и действия Иоанна? Он подошел к Иордану, увидел пред собой его воды, призвал народ к покаянию, потому что приблизилось Царство Небесное, и при этом начал указывать народу на воды Иордана, когда народ спрашивал у него, что ему делать, и стал крестить людей, то есть погружать их в воду. Таков, несомненно, точный смысл употребленного здесь греческого слова ???????????, еваптИдзонто, которое означает «погружать», «погружаться», но не окроплять и омывать, как этого хотелось бы некоторым экзегетам. В светской литературе это слово означало «погружать, утопать, промачивать насквозь, заливать, поглощать (о волнах)».

Почему Иоанн был так резок к фарисеям и саддукеям? Слова Иоанна, обращенные к религиозным вождям, действительно удивительно резки. Существует несколько теорий о том, почему он был так резок:

1) он считал их слугами сатаны;

2) он считал, что они духовно мертвы для истинной веры;

3) он считал их обманщиками;

4) он считал их манипуляторами, чьи публичные выступления не соответствуют настоящему отношению и мотивам поступков.

Обратите внимание, что эти вожди сами хотели креститься. Возможно, они желали показать свою близость к народу, тем самым подкрепив свой авторитет. Иоанн же понял их настоящие мотивы и называет их гаденышами. Заметьте, Иоанн называет фарисеев и саддукеев не ехиднами, а порождениями ехидн. Под этим можно понимать детенышей ехидн или же вообще змеиный род их. В обоих случаях указывается на нравственное состояние фарисеев и саддукеев, которое заставляло их походить на ядовитых змей или их детенышей.

Иоанн предупреждает их, что им не поможет, если они станут утверждать, что Авраам их отец, хотя в представлении иудея это был неопровержимый аргумент. У иудеев Авраам занимал исключительное место, и они считали, что его добродетель и расположение Бога к нему столь исключительны, что его заслуг и достоинств должно хватить не только на него самого, но и на всех его потомков. Авраам, по их мнению, создал сокровищницу достоинств и заслуг, которые не могут исчерпать никакие притязания и потребности его потомков. И потому они считали, что иудей уже по своему происхождению, даже если у него нет никаких других заслуг, обязательно войдет в мир грядущий. Они говорили, что «все израильтяне имеют свой удел в мире грядущем» от «спасительных достоинств отцов». Они говорили, что это заслуги Авраама дают судам возможность безопасно плавать по морям; что за его заслуги дожди выпадают на землю; что за заслуги Авраама, Моисей смог взойти на небо и получить закон; что за заслуги Авраама был услышан царь Давид. Этих заслуг хватало даже на порочных, считали они. «Если бы твои дети, – говорили они об Аврааме, – были бы просто мертвыми телами, без кровеносных сосудов и костей, твои заслуги помогли бы им!» Но вот они слышат: «Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Эта мысль совершенно опровергала то, что думали про себя фарисеи.

В вести Иоанна есть еще одна картина, в которой заключены и обетование и угроза – картина гумна. Так веяли зерно: брали его лопатой с земли и подбрасывали в воздух. Тяжелое зерно падало на землю, а мякину уносило ветром. После этого, зерно собирали в амбар, а оставшиеся солома и мякина шли на топливо.

С приходом Христа происходит разделение: люди либо принимают Его, либо отказываются от Него. Встретившись с Ним лицом к лицу, они обязательно должны сделать выбор – за или против. И вот этот выбор определяет судьбу человека. Людей разделяет их отношение к Иисусу Христу.

Христианство не оставляет никакой возможности уйти от этого выбора. В сельской тиши английский писатель Джон Буньян, автор «Путешествия пилигрима», услышал голос, который внезапно остановил его и заставил взглянуть в вечность: «Оставишь ты свои грехи и взойдешь на небо, или останешься с ними и войдешь в ад?» Конечно, Джон Буньян писал под влиянием своих представлений о загробной жизни, но что-то поучительное в его высказываниях есть: в конечном счете, каждый человек должен сделать свой выбор.

2 Крещение Иисуса (13-17 стихи.

Мы читаем: «В то время приходит из Галилеи на Иордан к Иоанну Иисус для того, чтобы и Его он крестил». Этими словами Матфей начинает основную мысль, к которой так стремился и которой подготовил почву. Он описывает деятельность Иисуса Христа. После многих лет тихой и скромной жизни в Назарете Иисус появляется среди тех, кто слушал проповедь Иоанна Крестителя, и изъявляет желание креститься. Что делает Иоанн? Он Иисуса удерживает. Только Матфей отмечает тот факт, что Иоанн воспротивился этому намерению Господа: «Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня крестил, а Ты ко мне пришел для крещения». Почему Иоанн препятствовал Иисусу креститься? Так как крещение Иоанна было крещением покаяния, и приводило людей в сознание грехов, это и была причина того, что Иоанн препятствует Ему, чтобы присутствующие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние.

Но для чего же тогда крестился Иисус? На этот вопрос Он Сам благоволил ответить Иоанну: «Да будет все именно так, потому что нам следует выполнить все то, что справедливо перед Богом». Тогда Иоанн согласился и крестил Его. Как понять это выражение: «Нам следует выполнить все то, что справедливо перед Богом»? Что Иисус хотел этим сказать? И что понял из этих слов Иоанн, что он сразу согласился?

Уже с древнейших времен мыслители были поражены тем, что Иисус подверг Себя обряду крещения. Что Он имел в виду? Закон, данный через Моисея, ничего не говорил о крещении, и, значит, Иисус не мог подразумевать нечто, имевшее отношение к «левитской праведности».

Но что означает здесь слово «справедливость»? Это греческое слово «??????????» — дикэосИнин – имеет значение: правда, праведность, правосудие, справедливость. Видите, слово это имеет такое обширное значение и такой разнообразный смысл, что определить теперь, какой смысл оно имело в устах Христа, крайне трудно. Но как бы там не было, это выражение, очевидно, было правильно понято Иоанном, который после слов Христа не стал препятствовать Ему креститься и тотчас же крестил Его. И евангелисту, который записал разговор Христа с Иоанном при крещении, это выражение также, как нужно предполагать, было вполне понятно. В чем же заключалась эта правда, эта справедливость, исполненная Христом при крещении? Она в данном случае заключалась, по-видимому, не в чем ином, как в принятии на Себя Христом образа раба. Это была такая же глубокая и истинная евангельская справедливость, которая выразилась еще в одном случае, во время омовения ног учеников. Это был момент, который ждал Иисус. Люди осознали свою греховность и, как никогда, ощущали свою потребность в Боге. В этом Иисус видел удобный случай, и в акте крещения, в момент, когда люди вновь почувствовали свою греховность и искали Бога, Он солидаризировался с теми, кого пришел спасти. Он крестился, чтобы достичь совершенства, которое было бы невозможным без полного отождествления с грешным человечеством. Невозможно взять чьи-то грехи на Себя, отстраняясь от грешников и их грехов. Иисус Христос стал наряду со всеми грешниками и смиренно готовился принести Самого Себя в жертву за грехи рода человеческого на кресте. Он пришел не господствовать, а служить. Еще так недавно Иоанн говорил, что у Того, Кто идет за ним, он не достоин понести (или развязать) Его обувь, т.е. представлял Его Господином, Который был неизмеримо выше него. Но Иисус, пришедший к Иоанну для крещения, хотел показать ему, что если Иоанн есть раб, то Он хочет подчиниться этому рабу, хочет быть рабом по отношению к тому человеку, который сам считал себя ниже раба. С таким толкованием согласуется весь контекст. Иисус опровергает прежние мнения Иоанна, говоря, что Его «справедливость» заключается не в том, в чем предполагает ее Иоанн. Если мытари и грешники прославляют Бога, принимая от тебя крещение, то Я не должен ли сделать то же самое? А если не сделаю, то не уподоблюсь ли Я фарисеям и книжника, которые, не приняв от тебя крещения, отвергли совет Божий о своём спасении? Да будет все именно так, потому что нам следует выполнить все то, что справедливо перед Богом.

Тогда Иоанн согласился крестить Его. С благоговением взирал Иоанн, как Иисус Христос снимал с Себя одежды, подобно всем грешникам. Он сам ввёл Его в воду, возложил на Него трепещущую руку и немедленно погрузил в воды Иорданские. Произнёс ли Креститель при этом какое-либо слово? Вероятнее, ничего. Где взять слова для совершения крещения над Сыном Божиим? Ему оставалось только благоговеть и поучаться. Безгрешному также нечего было исповедовать, и потому крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, поднял взор к небу и стал молиться Отцу Своему Небесному, чтобы Он благословил начало Его служения спасению рода человеческого, чтобы через Его безгрешное омовение распространилось очищение на всё грешное человечество. Еще не окончил Он Своей смиренной молитвы, как молитва была услышана и на неё последовал ответ небесного Отца возлюбленному Сыну, и вот раскрылись небеса, и Он увидел Божьего Духа, спускающегося на Него в виде голубя. И вот, голос с небес провозгласил: «Это Сын Мой возлюбленный, к Нему Моя благосклонность!» Совершилось еще одно знамение, свидетельствующее о Его мессианском призвании и о Его Божественности.

В этот момент были явлены все три Личности Божества. Там находился возлюбленный Сын; Дух Святой был там в виде голубя; голос Отца, произносящий благословение на Иисуса, был слышен с неба. Это было памятное событие, потому что с неба звучал голос Божий, повторявший Писание: «Это Сын Мой возлюбленный» (из Пс. 2:7), «к Нему Моя благосклонность» (из Ис. 42:1). Это один из трех случаев, когда Отец говорил с неба, торжественно признавая Своего единственного Сына (другие места – это Мф. 17:5 и Ин. 12:28).

Таким образом, это свидетельство послужило удостоверением того, что Иисус действительно Сын Божий. С одной стороны, это дало силу Сыну, Мессии, то есть Иисусу для совершения Его служения среди людей. С другой же стороны собравшаяся толпа, увидев небесный свет над обращенным вверх лицом Спасителя, чувствовала святую торжественность минуты. Это проявление славы Отца и глас Его были даны в ответ на молитву Спасителя о силе и мудрости для продолжения Его миссии. В Нем Иоанн узнал также обещанный знак, по которому ему надлежало узнать «Агнца Божия, Который пришел взять на Себя грех мира». Наконец, величественное зрелище должно было укрепить веру свидетелей Его и подготовить их для принятия Мессии и Его вести, с которой Он выйдет к народу через сорок дней.

Пастор Александр Серков.