Комментарий Александра Серкова на Евангелие от Матфея. 2 — глава

ГЛАВА — 2

После того как в Вифлееме Иудейском родился Иисус, а это было в дни правления царя Ирода, пришли с востока в Иерусалим мудрецы и спрашивают:

2 «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его, засиявшую на небе, и пришли, чтобы поклониться Ему».

3 Услышав это, встревожился царь Ирод, а с ним и весь Иерусалим пришел в смятение.

4 Собрал тогда царь всех первосвященников и народных книжников и спрашивает их: «Где должен родиться Христос?»

5 «В Вифлееме Иудейском, — ответили ему, — потому что об этом написано у пророка:

6 “И ты, Вифлеем Иудейский, ничем не меньше остальных иудейских городов, потому что из тебя произойдет Правитель, Который будет пасти народ Мой Израиль”».

7 Тогда Ирод, тайно призвав мудрецов, выведал у них точное время появления звезды.

8 И направил их царь в Вифлеем, сказав при этом: «Идите и все в точности разузнайте о Младенце, а когда найдете Его, дайте мне знать, я тоже пойду и поклонюсь Ему».

9 Выслушав царя, они отправились в путь. Звезда же, засиявшая на небе, продолжила двигаться перед ними, пока наконец не остановилась над местом, где был Младенец.

10 Увидев, что звезда остановилась, они воодушевились, ликуя от радости.

11 Войдя в дом, они увидели Младенца и мать Его Марию, и пав, поклонились Ему; и открыли сокровищницы свои, и поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12 Ночью во сне Бог предупредил мудрецов, чтобы они не возвращались к Ироду; поэтому они отправились в свою страну другой дорогой.

13 Когда мудрецы ушли, ангел Господа явился Иосифу во сне и сказал: «Вставай, возьми Младенца и мать Его и беги в Египет и оставайся там до тех пор, пока я не дам знать, потому что Ирод намерен найти и убить Младенца».

14 Иосиф встал, взял Младенца и мать Его, и ночью же отправился в Египет,

15 И там оставался до смерти Ирода. Так исполнились слова Господа, сказанные через пророка: «Из Египта призвал Я Сына Моего».

16 Когда Ирод понял, что мудрецы его провели, он сильно разгневался и приказал убить в Вифлееме и во всех окрестностях его всех детей мужского пола от двух лет и младше; это те дети, которые родились в то время, о котором он выведал у мудрецов.

17 Так исполнилось предсказанное через пророка Иеремию, который говорит:

18 «Голос слышен в Раме, вопль великий, плач и рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не находит утешения, потому что их больше нет».

19 После смерти Ирода явился Иосифу в Египте ангел Господа во сне

20 И сказал: «Вставай, возьми Младенца и мать Его и возвратись в землю Израильскую; тех, кто хотел убить Младенца, уже нет в живых».

21 Иосиф встал, взял Младенца и мать Его и отправился в землю Израильскую.

22 Но услышав, что вместо Ирода в Иудее правит его сын Архелай, побоялся идти туда; получив же откровение во сне, он направился в пределы Галилеи.

23 Придя, поселился в городе, называемом Назарет. Так исполнились слова пророков, что Он будет назван Назарянином.

Содержание главы:

1 Мудрецы с востока (1-12 стихи).

2 Бегство в Египет (13-15 стихи).

3 Избиение младенцев (16-18 стихи).

4 Возвращение из Египта (19-23 стихи).

  1. Мудрецы с востока (1-12 стихи).

Сразу же с первых слов давайте определимся со временем в истории: когда родился Иисус. Дата Его рождения, согласно исследованиям христианских историков, варьирует между 8 г. до Р. Хр. и 3 г. после Р. Хр. Как-то парадоксально все это выглядит, не так ли? Христос родился до или после Своего рождения.  Хотя все это и странно, но эта проблема решаема, и очень просто. История такова:

Набожный Дионисий Малый, приступая к выполнению поручения папского канцлера, отказался от летоисчисления по эре Диоклетиана, римского императора, который был одним из наибольших врагов христианства, и ввёл исчисление годов от рождения Иисуса Христа. Сопоставляя евангельские сообщения с историческими документами, он пришёл к заключению, что Иисус Христос родился 525 лет тому назад, в 754 году от основания Рима, и предложил считать этот год первым годом христианской эры. До этого летоисчисление велось сначала от основания Рима, затем римские правители издавали указы, чтобы летоисчисление шло от начала их правления. К дням Дионисия шла эра Диоклетиана. Такое исчисление лет вызывало большие трудности, особенно когда вопрос касался исторических фактов. Да и вообще, Рим стал уже христианским. Предлагая установить новую эру, Дионисий исходил из того, что было бы более правильно считать годы от рождения основателя церкви, то есть от Христа.

У Дионисия не было твердых оснований для определения года рождения Иисуса Христа. За исходную предпосылку составления Вечной Пасхалии он взял не дату рождения Иисуса Христа, а дату иудейской Пасхи в 754 году от основания Рима по юлианскому календарю. Именно с этой даты составлялась Пасхалия в Александрийской церкви, этой датой в своей Пасхалии оперировал знаменитый святой Кирилл Александрийский. Александрийская церковь тогда считала, что Иисус Христос родился в пятницу, в день иудейской Пасхи 8 апреля 754 года. Эта дата была близкая к евангельским рассказам о рождении Иисуса Христа, близкая, но не точная. Александрийцы, а за ними и Дионисий Малый, в своих расчетах опирались на сообщение Евангелия от Луки.

Считаясь с сообщением Евангелия от Луки и Пасхалией Александрийских патриархов, Дионисий Малый допустил, по крайней мере, две ошибки. Одна ошибка состояла в том, что в римской арифметике того времени не было ноля, и Дионисий вынужден был обозначить рождение Иисуса Христа реальным числом «год один». Но Иисусу Христу исполнится «один год» только через 12 месяцев. Таким образом, в летоисчисление, которое начинается от года рождения Иисуса Христа, Дионисий Малый поневоле ошибочно прибавил один год. Эту ошибку закрепил Беда Достопочтенный, который предложил свой вариант счёта годам от рождения Иисуса Христа. В предложении Беды Достопочтенного первый год до Р. Х.  совпадает с первым фактическим годом рождения Христа. Но один год до рождения Христа и один год после рождения Христа дают в общем счёте 2 полных года, а не О лет, как было задумано Дионисием и Бедою.

Существенная же ошибка автора нашего летоисчисления состояла в том, что он не учел других рассказов и свидетельств ранних деятелей христианской церкви о времени Иисуса Христа. А в его время, во времена Дионисия Малого, евангельские рассказы о рождении Иисуса Христа обросли сетью праздничных обрядов, которые опирались не на рассказы Луки, а Матфея. Правда, по евангельским рассказам любого евангелиста, или всех их вместе взятых, установить дату рождения, дату смерти или дату воскресения Иисуса Христа просто невозможно. Богословы высокой научной квалификации вследствие тщательного изучения новозаветных текстов в их сопоставлении с реальными историческими данными и явлениями природы дату рождения Иисуса Христа относят между 8 годом до нашей эры и 3 годом нашей эры. В целом же, церковные историки сошлись на дате 4 года до нашей эры, как дате рождения Иисуса Христа. Учитывая невозможность подсчета точной даты, мы удовлетворимся примерной датой рождения Христа, среднеарифметической, то есть, 4 год до нашей эры. Но это и не так важно знать весьма точную дату рождения Христа. Возможно, Бог специально допустил, чтобы люди не очень-то уделяли внимание датам вместо того, чтобы оказать почтение самому Иисусу Христу.

Где родился Иисус? Матфей свидетельствует, что в Вифлееме. Вифлеем означает буквально: «дом хлеба». Раньше, в более древние времена, этот небольшой город носил название «Ефрафа» или «Ефрата». Это название берет свое происхождение от реки Ефрат (Евфрат). Значение почти одно и то же, что и Вифлеем: «Плодородие». Здесь есть интересная добавка, не просто Вифлеем, а Вифлеем Иудейский. Как в России – Ростов на Дону, а это значит, что есть другой Ростов. Так и Вифлеем. Кроме Вифлеема Иудейского был еще Вифлеем Галилейский, город около 12 километров северо-западнее Назарета.

Район Вифлеема Иудейского, в котором родился Иисус, преизобиловал фруктовыми деревьями и злачными нивами. Это была основная житница Иудеи. Холмы и долины были покрыты виноградниками, смоковницами, масличными рощами. Эти места знакомы нам из книги Руфь, когда Руфь собирала колосья на поле Вооза. Здесь Давид охранял отцовские стада. Здесь же Самуил помазал Давида на царя. Эта местность ознаменовалась и тем, что здесь родился Иисус.

Рождение Иисуса произошло во дни правления царя Ирода. Его называли еще Иродом Великим. Согласно информации Иосифа Флавия из книги «Иудейские древности», Ирод Великий был сыном Антипатра, идумеянина, который помогал римлянам в их военных походах против арабов и асмонеев. В 47 году до н.э. Антипатр был назначен прокуратором Иудеи, а в 40 г. до н.э. передал управление Галилеей своему сыну Ироду. Римский сенат утвердил это назначение и даровал Ироду титул «Царь Иудейский». Евреи его ненавидели, несмотря на то, что в угоду им он перестроил иерусалимский храм с большим великолепием. Ирод был очень жесток и ничем не брезговал, желая упрочить за собой царство. Он казнил своего шурина (брата своей жены Мариамны), тестя, тещу, троих сыновей и многих других лиц, подозревая их в заговорах против себя. Умер по достаточно точным вычислениям в 750 году от основания Рима, вскоре после рождения Спасителя, на 38-м году своего царствования и на 70-м году жизни. Ирод Великий был потомком Исава и поэтому традиционным врагом евреев. Он был обращен в иудейство, но его обращение имело, скорее всего, политические мотивы. Подробные сведения о его царствовании сообщаются у Иосифа Флавия в сочинении «Иудейские древности» (кн. 14–17).

О нем пишет Джонсон так: «Ирод был иудеем и анти-иудеем; поборником и покровителем греко-римской цивилизации и восточным варварам, способным на неописуемые жестокости. Он был блестящим политиком и в некотором смысле мудрым и дальновидным государственным деятелем, щедрым, творческим и умелым; но также наивным, суеверным, абсурдно потакающим своим желаниям и балансирующим на грани безумия, иногда переходя за нее» (Джонсон, стр.110).

Ирода боялись и презирали за его жестокость. Старея, он до безумия боялся воображаемых угроз себе самому и своему положению. Согласно преданию, римский император Август сказал (по-гречески, прибегнув к игре слов), что лучше быть свиньей (хус), принадлежащей Ироду, чем быть его сыном (хуиос), потому что у первой в управляемом им иудейском обществе больше шансов выжить, так как иудеи не употребляли свинину в пищу. Чтобы досадить иудеям за ненависть к себе, он приказал после его смерти казнить главных лиц народа, чтобы у людей была причина скорбеть в момент его смерти, раз уж они не станут оплакивать саму его смерть. Но этот приказ исполнен не был.

Давайте теперь оставим Ирода в покое и посмотрим, чем же ознаменовалось рождение Младенца Иисуса.

Пришли мудрецы. Путешествие было длинным (около 1175 км.) и отняло у них много времени (6-9 недель в одну сторону), денег и усилий. Пришли они естественно в столицу Иудеи, в Иерусалим, с конкретным заявлением: «Где родившийся Царь Иудейский?» Да, это было шокирующим известием для царя. Вообще-то, не только Ирод, цари во все времена ревниво относились ко всем соперникам, они их устраняли всевозможными методами. Не обошлось без этого и теперь.

Услышав весть о рождении Царя Иудейского, встревожился сам царь и весь Иерусалим с ним. А Иерусалим-то что встревожился? Разве жители Иерусалима не были рады рождению Царя, разве они не читали о Нем в Писании? Да нет, читали. На вопрос царя: «Где должен родиться Христос»? — Во-первых, раскрыто то, что сам царь знал, что должно родиться какому-то царю, во-вторых, первосвященники и книжники, не задумываясь, ответили: «В Вифлееме Иудейском»; и как доказательство своим высказываниям привели слова из пророчества Михеи 5:2: «И ты, Вифлеем Иудейский, ничем не меньше остальных иудейских городов, потому что из тебя произойдет Правитель, Который будет пасти народ Мой Израиль». Враги истины невольно вынуждены были прочесть слова Писания и изъяснить пророчество. Впрочем, они изъяснили его не все, потому что, сказав о Вифлееме, что из него произойдет Правитель Израиля, из лести к царю умолчали и не высказали последние слова из пророчества Михея: «Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Весть радостная. Обещанный Мессия рожден. Казалось бы, радуйтесь, люди, ликуйте, книжники, первосвященники, вот Он обещанный, долгожданный и родившийся Избавитель Израиля. Хотелось бы ожидать развязку событий такую, что несметные толпы народа во главе со священниками идут в Вифлеем разыскивать Младенца, чтобы поклониться Ему. Но молчок. Ни слова радости, восхищения.

Можно предположить, что народ встревожился, зная пылкий нрав Ирода, который зарекомендовал себя уже убийствами некоторых членов своего семейства, которых он подозревал в заговоре против него. И теперь весь Иерусалим встревожился, так как от Ирода мог очень легко выйти приказ казнить всех подозреваемых в заговоре, а это могли быть сотни и даже тысячи людей. Ирод себя еще покажет, дав приказ убивать младенцев в Вифлееме.

Мы видим, что как только Иисус родился, люди по своему отношению к Нему разделились на три группы. Рассмотрим эти три отношения.

  1. Отношение Ирода. Его отношение – это отношение ненависти и враждебности. Ирод страшился, что этот Младенец вторгнется в его жизнь, затем на его место в жизни, что отнимет его власть и влияние; и поэтому первая реакция Ирода была — уничтожить Младенца. И сейчас есть люди, которые с радостью уничтожили бы Иисуса Христа, потому что видят в Нем Того, Кто мешает их жизни. Они хотят жить своевольно, не считаясь ни с чем и ни с кем, а Христос обличает их поступки, и поэтому они готовы Его убить.
  1. Отношение первосвященников и книжников. Их отношение – это отношение полного безразличия. Сам факт рождения обетованного Помазанника Божия их нисколько не тронул. Они были настолько погружены в храмовый ритуал и обсуждения закона, что совершенно не обратили на Иисуса никакого внимания. Он для них ничего не значил. Многие и сегодня настолько поглощены своими делами, а может быть и церковными ритуалами, что Иисус Христос не имеет для них никакого значения.
  1. Отношение мудрецов. А вот их отношение восхищает нас: они полны желания положить к ногам Иисуса Христа благороднейшие дары, которые они могли принести.

Совершенно очевидно, когда человек осознает любовь Божью в Иисусе Христе, это тоже должно воодушевить его; он должен воспылать любовью и славить Бога.

Матфей продолжает раскрывать тайные замыслы Ирода, который хитростью хотел выведать, где родившийся Царь Иудейский; я, мол, тоже хочу пойти и поклониться Ему. И если бы не откровение свыше, мудрецы по своей наивности пошли бы и открыли Ироду место, где родился Иисус.

Кто такие мудрецы или волхвы? Слово «волхвы» на русском языке мы сегодня не употребляем. На греческом оно звучит ????? – магос и означает: маг, волхв, мудрец, жрец, толкователь снов, звездочет, астролог, прорицатель. Но, я думаю, это еще ни о чем не говорит, так как мы видим такое обширное значение этого слова. Те волхвы или мудрецы, о которых здесь говорится, не были ни волшебниками, ни фокусниками. Греческий историк Геродот говорит о них, что сначала это было мидийское племя, входившее в персидскую империю. Мидийцы попытались свергнуть персидское иго и сами возглавить правление, но потерпели неудачу. После этого маги утратили интерес к власти и престолу и стали племенем жрецов, став в Персии почти тем же, что левиты в Израиле. Кроме того, они стали наставниками, учителями и советниками персидских царей. Жертвы можно было приносить только в присутствии мага. Они стали мудрецами и людьми святости; знатоками философии, медицины и естественных наук; предсказателями и толкователями снов. Позже слово «маг» утратило добрую часть своего значения и стало значить «гадалка, колдун, чародей, шарлатан». Таким, например, был Елима волхв (Деян. 13:6,8), или Симон, которого обычно тоже называют волхвом, магом (Деян. 8:9,11). Но в лучшем случае те мудрецы, которые пришли поклониться родившемуся Иисусу, были искателями истины, они изучали также еврейские Писания и обратили внимание на слова Валаама: «Восходит звезда от Иакова» (Числ.24:17).  Они вероятно изучали пророчества Даниила и пришли к выводу, что Пришествие Мессии близко. И вот появилась странная неизвестная звезда. Если описано, что во сне им было откровение не возвращаться к Ироду, это наталкивает на мысль, что подобное откровение они могли иметь не впервые. Возможно, во сне они имели откровение и повеление идти за звездой в поисках Мессии.

Читая о мудрецах, невольно возникает вопрос: «А какой интерес вообще мог быть у мудрецов другой страны к царю, который должен родиться в Иудее? Это интересный вопрос. Древние историки приоткрывают нам занавес, и мы можем у них кое-что узнать на эту тему. Так, Светоний Транквилл написал: «На востоке распространено было давнее и твердое мнение, что судьбой предназначено в эту пору выходцам из Иудеи завладеть миром» (Светоний Транквилл: «Жизнь Веспасиана» 4,5). Римский историк Тацит тоже говорит, что «было твердое убеждение… что в это самое время восток станет могущим, и правители, по происхождению из Иудеи, захватят мировое господство» (Тацит: «Истории» 5,13). Так что не зря пришли мудрецы, в родившемся Младенце они видели не просто царя Иудеи, сугубо в пределах территории этой страны, но видели они царя Иудеи, как всемирного правителя.

Что интересно еще из описанного Матфеем? Звезда привела их не сразу в Вифлеем, она привела их в Иерусалим. В этом есть что-то. Весь город встревожился, а жаль, ему представилась возможность возрадоваться. Но столичный город встревожился.  Звезда теперь повела их дальше и привела в Вифлеем прямо к месту, где находился Иисус.

Почему встревожился народ, почему вожди Иудейские не приняли весть мудрецов? Этот вопрос не оставляет нас и волнует все больше и больше, нам хочется понять, что за этим кроется? Не наблюдается ли подобное сегодня? Я вам скажу так: в то время, да и в наши дни тоже, люди смотрят не на аргумент вести, а на то, от кого весть пришла, какую богословскую степень имеет вестник, какой чин, какую должность он занимает в церкви. На погоны смотрят в первую очередь, и, если звездочек на погонах мало, весть и рассматривать не будут.

Вожди Иудеи были оскорблены сознанием того, что мудрецы были не из их среды, не из их высшего сословия, и умышленно отказались верить. Они не могли вместить в своем сознании факт, что Бог мог их обойти и весть послать через людей чуждых их народу. Равнодушие книжников и священников тоже насторожило Ирода: а не заговор ли это, не готовится ли что-то против его жизни?! Во всяком случае, вся эта обстановка и сообщение мудрецов встревожили Ирода. Он хотел хитростью выведать точное место рождения Иисуса и убить Его.

Мудрецы пришли и нашли Младенца с матерью, которые были теперь уже не в хлеву, а в доме. Естественно, наплыв людей исчез, все разъехались, и место освободилось в доме. Не меньше сорока одного или сорока двух дней уже прошло со дня рождения Младенца. Аргумент здесь простой. Сорок дней женщина должна сидеть дома по обряду очищения от родов при рождении мальчика. После сорока дней Иосиф и Мария с Младенцем посетили Иерусалим. Это посещение, очевидно, случилось прежде прихода мудрецов, потому что после их прихода Иосиф и Мария вряд ли осмелились бы идти в Иерусалим. Кроме того, они должны были торопиться и оставить Вифлеем и бежать в Египет почти сразу же после посещения мудрецов.

Придя, мудрецы поклонились Младенцу. Они понимали, что это Тот, ради Которого они так долго путешествовали. Пришли они естественно не с пустыми руками. Те дары, которые они принесли, пригодились Марии и Иосифу в их скитании, так как они вынуждены были бежать не домой, а в Египет.

Имеет ли какой-то смысл эти разнообразные дары, которые принесли мудрецы? Возможно, и не имеет, может это просто то, что было самым ценным в те времена. А может какое-то значение и имеет.

Золото — это царский дар. Римский философ-стоик Сенека говорил, что в парфянском царстве никто не смел приблизиться к царю без подарка.  Если золото – царь среди металлов, то это дар царям.

Ладан — это дар священнику. Благовонный ладан использовали при богослужении в Храме и для жертвоприношений. Ладан (буквально, «чистый фимиам»), это благовонная смола, которая добывалась из коры различных деревьев, которые растут в Азии и Африке.

Смирна — это дар тому, кто должен умереть. Смирна была смолистым веществом из коры некоторых кустарников южной Аравии и прилегающих к ней частей Африки, которая ценилась за ее ароматические свойства и применялась в бальзамировании.

Если придать этим дарам такое значение, то уже у колыбели Младенца было предсказано, что Иисус Христос будет подлинным Царем, истинным Первосвященником и, в конечном счете, величайшим Спасителем людей через искупительную смерть.

  1. Бегство в Египет (13-15 стихи)

Древние не сомневались в том, что Бог посылает людям Свои вести во сне. Вот и Иосиф получил во сне предостережение бежать в Египет, чтобы избежать ужасных намерений Ирода. Иосиф, безусловно, повиновался, и, вероятно, в ту же ночь или же вскоре, как только были сделаны приготовления для путешествия, покинул Вифлеем. Египет был уже вне досягаемости Ирода. От Вифлеема до границы с Египтом было примерно 160 км. На протяжении полных забот и тревог столетий, предшествовавших пришествию Иисуса, когда какая-либо опасность – тирания или гонение – делала жизнь иудеев невыносимой, они часто искали убежище в Египте, и потому в каждом египетском городе была иудейская колония. В городе Александрия, например, жило более миллиона иудеев; им принадлежали целые кварталы. В минуту грозившей ему опасности Иосиф сделал то, что уже многие иудеи сделали до него; и, достигнув Египта, он и Мария вовсе не оказались среди совершенно чужих людей, потому что в каждом городе они могли встретить иудеев, нашедших там убежище. Дары, принесенные мудрецами, теперь им были очень кстати.

Интересно отметить, что позже враги Иисуса Христа, да и вообще противники всего христианства, использовали это пребывание в Египте как предлог для клеветы на Него. Египет вошел в поговорку, как страна волшебства, колдовства и магии. В Талмуде сказано: «На мир отпущено десять мер колдовства, девять мер получил Египет, а остальной мир – одну». И вот враги Иисуса заявляли, что это в Египте Он научился магии и колдовству, которые позволили Ему творить чудеса и обманывать людей. Так в третьем веке языческий философ Цельсий, нападая на христианство, утверждал, что Иисус вырос как незаконнорожденный ребенок, работал по найму в Египте, обрел там определенные магические способности, а потом вернулся на Свою родину и употреблял эти способности на то, чтобы провозгласить Себя Богом (Ориген: «Против Цельсия» 1,38).

Да, но мы должны учесть, что Иисус не долго пребывал в Египте: мнения историков варьируют от двух недель до трех лет, поэтому никакой магии и никакому колдовству Он там не мог научиться, учитывая, что он был совсем маленьким ребенком, когда они покинули Египет. Хотя мы не знаем, как долго они прожили в Египте, но после смерти Ирода путь к возвращению на родину был для них свободен. А в общем-то, Ирод после убиения младенцев в Вифлееме прожил не долго, вскоре от весьма мучительной и отвратительной болезни он умер. Хотя есть источники, которые датируют смерть Ирода 4 годом после Р.Х., все же последние научные исследования установили дату смерти Ирода 4 год до Р.Х., что и вынуждает исследователей датировать рождение Иисуса еще раньше, вплоть до восьмого года до Р.Х. (до н.э.).

Последние слова евангельского отрывка о бегстве в Египет показывают нам типичный для Матфея прием повествования. Матфей видит в бегстве в Египет исполнение слов, сказанных пророком Осией. Он пишет так: «Из Египта призвал Я Сына Моего». Это цитата из Ос. 11,1: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего». Сразу видно, что в своей первоначальной форме эта фраза пророка Осии не имеет ничего общего с Иисусом и с бегством в Египет. Это лишь простое сообщение о том, что Бог освободил народ Израиля из египетского плена. Но Матфей готов использовать это место Священного Писания, как пророчество об Иисусе. Он знал, что почти единственная возможность убедить иудеев, что Иисус – обетованный Помазанник Божий, заключалась в том, чтобы доказать, что Он есть исполнение ветхозаветных пророчеств. Так это пророчество Осии приобрело новый смысл. Бегство в Египет и того и другого было вызвано опасностью, а возвращение оттуда сыграло важную роль в истории народа, ведомого рукой Провидения. Хотя слова Осии были констатацией совершившегося исторического факта — освобождения Израиля из Египта, Матфей отнес их, раздвинув их смысловые рамки, к призыву Небесного Отца к Сыну, Мессии, выйти из Египта. И когда Матфей произносит здесь: Да сбудется реченное, то, естественно, относит его к упомянутым словам пророка в том более возвышенном и расширенном значении их, которое придал им.

  1. Избиение младенцев (16-18 стихи).

В этих трех стихах описан один из зверских поступков Ирода. Его гордость и тщеславие до крайней степени были оскорблены тем, что мудрецы не вернулись в Иерусалим и домой пошли другой дорогой. Они его обманули. Ему казалось, что они перехитрили его и оставили в дураках. Ирод воспринял это, как оскорбление и, безусловно, как дальнейшее доказательство заговора, направленного против него. И вот он в ярости своей дает приказ избить всех младенцев в возрасте до одного года. Да, да, до одного, а не до двух лет, как мы читаем в тексте. Дело в том, что, по принятому на востоке счету, ребенок считается уже годовалым при его рождении. Таким образом, были убиты мальчики в Вифлееме и в его пределах возрастом от одного года и меньше по нашему понятию. Это такой возраст, который легко определить. Ребенка до одного года определить можно по тому, что он фактически только начинает ходить или совсем еще не ходит. Детей по визуальному определению возраста убивали. Я не думаю, что там сверяли возраст по как-либо документам.

Ирод уже до этого отличился как жестокий убийца. Помимо своих родственников он в самом начале своего правления уничтожил всех членов синедриона, которые были недовольны, что царем над ними поставили потомка Исава. Потом Ирод убил и триста придворных, которые чем-то ему не угодили, и город трепетал перед этим тираном, который власть свою подкреплял пролитием крови. Поэтому удивляться не стоит, и думать тоже, что Ирод спокойно примет весть о том, что родился Младенец, Который должен стать Царем. Для человека, привыкшего убивать всех подозреваемых в претензии на его трон или в заговоре на его свержение, ничего не стоило еще убить несколько десятков невинных младенцев, чтобы в их число наверняка попал Тот, Который родился, чтобы быть Царем. Стоит удивляться, неужели он рассчитывал на бессмертие здесь на земле и на несменяемость своего царского положения, ведь Младенцу надо было еще вырасти, чтобы каким-то образом захватить власть? Или Он думал, что люди могут провозгласить царем даже Младенца, свергнув его с трона? Как говорят: «У страха глаза велики». И для того, чтобы удалить страх, надо удалить все предпосылки для страха, вот так поступал Ирод. Он отдал в очередной раз приказ, чтобы убить всех младенцев в Вифлееме и в его окрестностях.

Много ли, мало ли младенцев было убито, мы не знаем, но можем только предполагать. Конечно, сотнями исчислять нет смысла, так как в Вифлееме за год детей, тем более мальчиков, навряд ли родилось больше нескольких десятков. Но, тем не менее, это все же было массовое убиение, и плач был в городе и в его окрестностях не малый.

Что же это за Рама, о которой здесь упоминается? Почему плач не в Вифлееме, а в Раме? И причем тут Рахиль, которая плачет о детях своих? Давайте разберемся с этим парадоксом. Здесь мы вновь видим специфическую для Матфея манеру использовать Ветхий Завет. Он цитирует Иер. 31:15:

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет».

Матфей видит аллюзию в этом тексте на случившееся в Вифлееме. Хотя текст из Иеремии, кажется, не имеет никакого отношения к избиению младенцев Иродом, однако, давайте посмотрим, Иеремия говорит вот о чем: он рассказывает о жителях Иерусалима, уводимых на чужбину. На их печальном пути они проходят мимо города Рамы, а в Раме была похоронена Рахиль (1 Цар. 10:2). Рама находилась немного на северо-запад от Иерусалима, в уделе Вениамина; и Иеремия поэтическим образным языком рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу. Мы видим, что Матфей и здесь усматривает связь Ветхого и Нового Заветов.

  1. Возвращение из Египта (19-23 стихи).

Пришло время, и умер Ирод. После его смерти царство было разделено. Римляне доверяли Ироду и позволяли ему управлять значительной территорией, но Ирод хорошо понимал, что ни одному из его сыновей они не дадут такую же власть. И поэтому он поделил свое царство на четыре части, и в своем завещании отдал две части Архелаю и по одной — Антипе и Филиппу.

Но смерть Ирода не решила всех проблем. Совершенно очевидно, что даже теперь, когда Ирод был мертв, было все еще опасно возвращаться в Иудею, где на престоле был жестокий Архелай, и потому Иосиф был направлен в Галилею, где царствовал более умеренный Ирод Антипа. Ирод Антипа отличался скорее похотливостью, чем жестокостью.

Архелай оказался худшим из оставшихся живых сыновей Ирода. Он отличался такой же жестокостью, как и его отец, но, в отличие от отца, он не обладал его умом. В сущности, он начал правление с попытки превзойти Ирода и приказал перебить три тысячи самых влиятельных людей страны. Он фактически выполнил приказ отца, который не был выполнен при его смерти, и убил не только тех, кого царь приказал убить в день своей смерти, но и тех, кто не выполнил этот приказ. Его угнетение и бездарность привело к тому, что Иудеи и Самаряне обратились в Рим с просьбой о его смещении, что и было сделано в 6 г. по Р. Хр. на девятом году его царствования. Август сослал его в Галлию (теперешняя Франции), где он и умер.

Иосиф поселился в Назарете, и там в Назарете вырос Иисус. Не надо считать, будто Назарет был маленьким, спокойным городишкой, стоявшем в стороне от жизни. Назарет лежит в горной лощине на юге Галилеи. Но стоило лишь подняться на окружающие город холмы, и уже с запада взору открывались голубые воды Средиземного моря и суда, отправлявшиеся во все концы тогдашнего мира. А на равнине, простиравшейся до берега моря, взору открывалась прямо у подножия холма дорога из Дамаска в Египет — сухопутный мост в Африку. Это была одна из величайших караванных дорог тогдашнего мира.

Чем еще Галилея была особенная? Под Галилеей понимается страна между западным берегом Галилейского озера и восточным берегом Средиземного моря. Это было местожительство колен Иссахара, Завулона, Асира и Неффалима. Население в ней было смешанное, оно состояло из иудеев и язычников. Жившие в ней иудеи говорили на собственном языке, несколько не похожем на тогдашний еврейский. В Галилее не было больших городов. Народ главным образом жил в деревнях и небольших селениях. Преимущественно жители Галилеи занимались сельскохозяйственным трудом, скотоводством, продажей фруктов и плодов, зелени, починкой обуви, кузнечным, плотническим и другими ремеслами и, как правило, они были неграмотными. И жители более цивилизованной и, естественно, развращенной Иудеи презирали галилеян за их деревенщину и неграмотную речь. Иисус был из Назарета, поэтому и называли Его Назарянином, то есть, уроженец или житель Назарета, и не больше.

Дело в том, что Назорей происходит от евр. «назир» «назорей» означающего «отделенный». Более вероятный корень здесь «назар», из которого произошло «незер», «отпрыск», «побег» или «росток». «Незер» переведено «Отрасль» в Исаии11:1, это определенное Мессианское пророчество. Поэтому возможно, что слово «Назарет» произведено от корня «незер», и что пророчество об Иисусе как об «Отрасли» может относиться к тому факту, то Он вырос в селении Назарет. Слово «назарянин» было жаргонным словом (Blomberg, 70), которое можно сравнить с русскими словами «деревня, деревенщина». Поэтому не то, что Иисус был Назореем, как некоторые понимают, а Он вырос в селении, которое само по себе имеет корень названия от назорея. Вот такая здесь игра слов.

Назарет был маленьким, незначительным и отсталым городком (деревней) на три дня пути от Иерусалима. Назарет расположен на склоне горы. Белые дома с плоскими крышами выстроены по горе в виде террас. Горы окружают город со всех сторон. Их дома строятся так же, как строились в отдаленные века, стены голые и снабжены завалинками с одной стороны, полы земляные, к окнам обнаруживается полнейшее равнодушие, свет обыкновенно входит через открытую дверь. Население города было меньше, чем 500 жителей (John J. Bimson, Baker Encyclopedia of Bible Places, 224). То, что названо в Библии городом, это в нашем сегодняшнем понимании могла быть просто деревня с безграмотными деревенскими жителями, которые без устали трудились на близлежащих землях или занимались каким-либо кустарным делом.

Некоторые богословы не уверенны в том, что Назарет был действительно презираемым местом; других волнует, будут ли связывать люди выражение «Он будет назван Назарянином» с вышеупомянутыми стихами Ветхого Завета в своем понимании. Был ли Назарет действительно презираемым местом? Да, был. Во-первых, сама Галилея и ее название от еврейского слова «галил» означает «круг» или как мы сегодня говорим «округ». Этот край населяла смесь Иудеев и язычников, и религиозные предрассудки преимущественно Иудейской Иудеи, здесь были наименее заметны. Население Галилеи презиралось жителями более извращенной Иудеи.

«Ничего доброго» — здесь в смысле, может ли быть Мессия, претендующий на звание царя, из какой-то деревни, который в Иерусалиме не учился грамоте у раввинов? Эта мысль не вкладывалась в их сознании. Из-за своей отсталости и независимости, галилеяне вообще были объектом насмешек. Галилея была «областью со свойственной только ей сознательностью… и тенденцией к независимому мышлению…. Именно это и стало причиной, по которой строгие иудеи с юга презирали жителей Галилеи» (Denis Baly, The Geography of the Bible, 190). Их часто высмеивали, особенно из-за неточной диалектной речи. Между прочим, Петра-галилеянина, когда он грелся у костра во время пыток Христа, узнали по его диалектной речи, что он галилеянин, и тогда же признали, что и он был с Иисусом. На констатации, что Иосиф с Иисусом и его матерью поселился в Назарете заканчивается вторая глава.

Прежде чем мы перейдем к третьей главе Евангелия от Матфея, нам следует обратить внимание на одно обстоятельство. Вторая глава заканчивается временем, когда Иисус был еще маленьким ребенком, а в начале третьей главы Иисус уже взрослый мужчина в возрасте тридцати лет. Другими словами, между двумя главами лежат тридцать лет молчания. Почему это? Что происходило на протяжении этих тридцати лет? Он умер, когда Ему было тридцать три, и из этих тридцати трех лет, Он провел тридцать, о которых не сказано ничего, в Назарете. Что же происходило с Ним там? Нам этого не дано знать, но известно лишь одно, что Он рос, стал юношей, потом возмужал, воспитываясь в хорошем доме. Лучшего начала жизни и быть не может. Один известный профессор однажды заявил: «Я хочу поблагодарить Бога за хорошие манеры и деловые навыки, которые я унаследовал от моих родителей для каждодневной деловой жизни». «Хорошая мать стоит сотни учителей», – сказал также некто. Таким образом, для Иисуса годы проходили тихо, в кругу хорошей семьи. Что было дальше? Об этом уже в следующей третьей главе.

Пастор Александр Серков