Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 11. Три завета

08-12-2015, комментария 4 Просмотров: 681

урок 11уроки иеремияиерррррЗавет — это официальная договоренность между двумя и более сторонами. С библейской точки зрения завет — это обещание, данное Богом. Мы уверены, что Он всегда будет на нашей стороне, потому что Он непорочен. Он общается с нами, избавляет нас и уверяет, что благодаря Его заветам мы имеем вечную жизнь. Вот об этом наш урок.

Памятный стих гласит: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер.31:31).

Рассмотрим урок в трех аспектах.

I Завет Авраама

Прочитаем текст Писания:

1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.

2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.

3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.

5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.

6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Бытие 15:1-6).

Давайте обратимся теперь к словам ап. Павла, как он подхватывает эту мысль:

6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом (Гал.3:6-9).

Это новое откровение от Господа отличается от прежних, как по форме, так и по существу и образует новый отличный поворот в жизни Аврама. Хотя это не первое видение, о котором говорится в Библии, все же само слово «видение» здесь употребляется впервые. Откровения Божии патриархам, пророкам, евангелистам и апостолам давались различными способами: через личное явление, через влияние Святого Духа, через служение ангелов, во сне и в видении.

Когда Господь явился Авраму, его боязнь состояла не в том, что на него могут напасть вражески настроенные язычники, он знал, что Бог обещал ему быть щитом; и Авраам это уже ощутил в своей жизни, Бог даровал ему победу над вражескими войсками. Поэтому Аврам боялся не столько военной угрозы, сколько того, что он остается без наследника. Его разум обратился к тому Божественному обетованию, которое привело его в страну Ханаанскую. Но он недоумевал: как могло исполниться это обетование, если он, будучи бездетным, должен стать патриархом великого и многочисленного народа?

Исходя из обстановки, он рассчитывал на одно: кого-то надо усыновить. Месопотамские летописи проливают свет на этот вопрос. Из этих летописей видно, что богатые, но бездетные семьи, могли усыновить одного из своих рабов, чтобы сделать его своим наследником и опекуном в свои престарелые годы. Права и обязанности, связанные с усыновлением, были написаны и скреплены печатью и подписью нескольких свидетелей, а также обеими сторонами.

Аврам боялся, что ему не остается ничего другого, как усыновить своего самого преданного слугу Елиезера из Дамаска и сделать его своим наследником. Но Господь заверяет его: «Нет, не ему быть твоим наследником. Зачатый от семени твоего будет наследником твоим!» Аврам ухватился за эти слова. Мы читаем: «Аврам поверил Господу, и Господь вменил ему это в праведность».

Ап. Павел использовал этот стих как краеугольный камень, на котором он воздвиг учение об оправдании через веру. Хотя возможность для Аврама иметь детей со времени первого обетования Божия, с увеличением его возраста, все уменьшалась, однако, он без колебания твердо верил в Слово Божие, что оно непременно исполнится.

Еврейская глагольная форма слова «поверил» — вэhэЭмин происходит от одного и того же корня, что и слово Амэн (истинно, верно, аминь). Приведенный глагол выражает полную веру в силу Божию и Его обетования. Глагол также показывает, что вера Аврама не была случайной, в ней было видно постоянство характера, он верил непоколебимо. Но не вера Аврама и его детское доверие Богу сделали его праведным, а Господь вменил ему это в праведность. Вера и оправдание, эти два важнейших понятия, соприкасаются здесь впервые. Очевидно, Аврам не был праведным, пока Бог не вменил ему праведность. Если не было этой праведности у Аврама, то ее не было ни у кого из людей. Аврам был грешником и нуждался в искуплении, как и всякий человек. Но когда ему была вменена праведность, тогда были проявлены милость и благодать, в результате чего стало возможным прощение греха и воздаяние за праведность. Здесь впервые обращается особое внимание на великое значение веры и в первый раз упоминается о вмененной праведности. Начиная с этого места, оба эти важнейшие понятия проходят через всю Библию и находят в посланиях ап. Павла исчерпывающее разъяснение.

Почему Павел поднял этот вопрос? Противники Павла явно выражали, что он не считается с писаниями Моисея, которым они придавали преувеличенное значение. Встретив их теперь на их собственном основании, Павел цитирует из писаний Моисея в доказательство своего положения. В самом деле опыт Авраама — которым они хвалились — являлся примером, которому верил Павел и который должен стать опытом всех христиан. В Рим. 4:1-3 Павел цитирует то же место Священного Писания, как доказательство, что Авраам получил оправдание верой, а не через дела. Если это было истинным в отношении Авраама, оно должно быть истинным и по отношению к его потомкам (Гал. 3:7) и вдвойне истинным его духовным детям (Гал. 3:14,26-29). Важность этой точки зрения заключается в преимуществе веры над законом, как средством достижения праведности.

Вера не удовлетворяет требований закона, потому что закон требует совершенного послушания. Посему, если кто-либо оправдан верой, это должно произойти на основании какого-либо другого принципа, чем дела закона. Засчитать праведным, означает быть прощённым и допущенным к благодати Божией. Человек не может заслужить дар праведности Христа; он не может требовать её на основании своих заслуг. Божественная благодать сделала возможным для справедливого Бога считать раскаявшихся грешников праведными.

Все, которые имели непоколебимую веру, подобно Аврааму, рассматриваются как его духовные наследники. Они, подобно ему, достигли праведности и соответственно имеют право получить все благословения, обещанные ему. В Рим. 4:10-11 Павел подчёркивает тот факт, что Бог вменил праведность Аврааму прежде его обрезания — прежде так называемых «дел» закона, исполняемых каждым Иудеем и каждым обращённым в Иудаизм. Если Авраам мог получить оправдание независимо от дел закона, конечно, язычники могли получить его таким же образом. В этом заключается главное доказательство Павла против иудействующих, которые настаивали на обрезании, как необходимой предпосылки к оправданию. Павел доказал, что нет различия в образе получения милости Божией, будь то иудеями или язычниками; все являются спасёнными через веру, если они получат спасение вообще. Но никогда ни иудеи, ни язычники не будут спасены через «дела». Единственный путь, согласно которому каждый человек может быть спасён, так это через веру в Иисуса Христа.

Таким образом, Бог заключил сначала завет с человеком после потопа, обещая, что дождь больше никогда не уничтожит землю (Быт.9:7-17), потом завет с Аврамом, но завет с Аврамом более четко говорит об условиях. Таким образом, завет послепотопный был безусловный, а завет Авраама имеет условие. И неудивительно, что праведность по вере в нем занимает такое же важное место, как и в Новом Завете: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6). Здесь следует уточнить, что вера Авраама не была непременным условием для праведности, но, скорее, ее принятием. Таким образом, текст Бытие 15:6 мы можем перевести: «И провозгласил Авраам „аминь“ Яхве, и это вменилось ему в праведность». Авраам принял обетование Божье как истинное, и все, что он мог сказать, будучи человеком: «Аминь!», что означает: «Да будет так!».

II Завет на горе Синай

Возьмем в основу текст Писания: Исх.24:1-18. Надеюсь, вы его читали.

Давайте прежде всего выясним, что такое завет? Завет — это официальная договоренность между двумя и более сторонами. С библейской точки зрения завет — это обещание, данное Богом. Мы уверены, что Он всегда будет на нашей стороне, потому что Он непорочен. Он общается с нами, избавляет нас и уверяет, что благодаря Его завету мы имеем вечную жизнь. Слово «завет» переводится как соглашение, договоренность. Таким образом, Библия — это документ, подтверждающий соглашение. Заветы подразделяются на две категории — условные и безусловные.

Условные заветы содержат правила, которым необходимо следовать, чтобы получить обещанное. Несоблюдение этих правил ведет к наказанию. Идеальный пример условного завета — это договоренность между Богом, с одной стороны, Адамом и Евой – с другой. Бог повелел им не есть от дерева познания добра и зла в Эдемском саду. В качестве награды за соблюдение этого правила Он обещал им вечную жизнь. Бог также предупредил их, что следствием непослушания будет смерть. Таким образом, когда Адам и Ева съели плоды дерева познания добра и зла, будучи искушаемы сатаной, они стали тленными существами, подверженными смерти.

Безусловные заветы не связаны никакими правилами. Они действуют независимо от деятельности человека. Завет между Богом и Ноем является примером безусловного завета. Земля настолько развратилась, что Господь пожалел, что создал людей (Быт.6:7). Поэтому Он послал воды потопа, чтобы уничтожить всякое живое существо на земле, которое не укрылось в ковчеге. После потопа Господь обещал, что никогда больше не будет уничтожать всю землю снова водой. В качестве знамения заключенного завета Он создал на небе радугу. Это — безусловный завет, потому что Господь никогда не будет уничтожать землю снова водами потопа независимо от того, насколько сильно мы бунтуем против Него.

Завет на Синае можно назвать еще «Завет на камне». В процессе получения Закона была создана израильская нация как святой Божий народ. Закон был дан, чтобы наладить отношения с Богом. Завет был подтвержден жертвоприношением и окроплением кровью. Господь призвал Моисея подняться на гору, чтобы получить скрижали завета, содержащие Десять заповедей (Исх.24:12). Хотя израильтяне согласились исполнять Закон, вскоре после этого они его нарушили. Поэтому Богу пришлось предусмотреть для нас Новый Завет. О Новом Завете мы еще поговорим, а сейчас посмотрим на такой факт: со времен грехопадения на земле всегда были люди, остававшиеся верными Богу. Согласно Божьему плану в каждом поколении должны были находиться верные Ему люди, через которых мог бы сиять свет Его праведности. Сиф, Енох, Ной, Авраам — вот некоторые из этих людей. Бог вступил с Авраамом в завет, обещая, что произведет от него великий народ и благословит его (Быт.12:1–4). Потомки Авраама, израильтяне, наследовали благословения этого завета. Их избрали не из-за каких-то заслуг перед Богом и не потому, что они были способны добиться чего-то собственными силами. Израиль был избран, потому что Бог всегда является хранителем завета (Втор.7:6–8).

За четыреста лет с момента переселения израильтян в Египет, о Боге они почти забыли. Но Бог не забыл о них и о Своих планах для них. Он освободил их из египетского рабства, как и обещал Аврааму за несколько столетий до этого. Когда Моисей взошел на гору, чтобы встретиться с Господом, израильтяне сделали себе золотого тельца и стали поклоняться ему. Бог мог бы уничтожить их. Однако Моисей заступился за них. В Тавере возгорелся огонь от Господа и сжег тех, кто был на краю стана, потому что они возроптали (Числ.11:1-2). В Ситтиме идолопоклонство и блуд народа воспламенили гнев Господа, и Он погубил тысячи людей (Числ. 25:1–3).

Примеры ропота народа можно увидеть в каждом поколении израильтян, наряду с неустанными попытками Бога вернуть их к Себе. Временами Он шел на такие радикальные меры, как переселение, болезни, голод, война и смерть. Он жаждал возвращения израильтян к Богу отцов их. Вместо того, чтобы быть светом для народов, как Бог изначально планировал, люди переняли традиции идолопоклонства язычников, окружавших их. И все же Бог продолжал говорить: «Любовью вечною Я возлюбил тебя» (Иер.31:3).

В Иер.31:31–34 Бог все еще обращается к Своему мятежному народу. Он обещает, что заключит с ними новый завет, в котором возьмет на Себя ответственность за исполнение завета со стороны людей. «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (ст.33). Какой Бог! Какая любовь!

III Новый завет

Прочитаем текст Писания:

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

32 Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа «, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер.31:31-34).

В Исх.24 Бог заключил завет с иудеями, в котором были изложены все Его требования. Это был первый завет. Люди согласились добросовестно следовать этим требованиям, но вскоре после этого ослушались Бога. Так как мы поклоняемся милосердному Богу, Он предложил народу новый завет, в котором обещал вложить закон во внутренность их и написать в их сердцах (Иер.31:31–34). Этот завет относится и к нам.

Сегодня Бог пишет Свой закон в наших сердцах, чтобы мы могли оценить и принять то, к чему нас побуждает Святой Дух. Иисус обещал нам, что Святой Дух научит и исправит нас, напомнит нам о том, к чему мы должны стремиться с точки зрения Христа. Новый завет — наша единственная надежда на спасение, так как он включает в себя оправдание по вере в Бога (Гал.2:16). Мы — грешники, поэтому сами ничего не можем сделать для своего спасения. Христос умер, чтобы мы могли обрести вечную жизнь благодаря Его пролитой крови. Видя, что мы не можем следовать прежнему завету, Христос благодатью Своей отдал за нас Свою жизнь.

Верные Богу христиане будут полностью полагаться на благодать Божью, предлагаемую в Иисусе Христе. Сам Иисус засвидетельствовал, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». И ап. Павел тоже свидетельствует: «Во Христе мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов» (Еф.1:7).

.

Мы должны позволить Христу быть капитаном нашего корабля и направлять нас. Вот как мы можем этого добиться.

Читая и изучая Библию каждый день. Если нас волнует какая-то конкретная проблема или появилось желание узнать что-то особенное о Боге, можно использовать Симфонию (электронную или бумажную), которая поможет нам найти стихи, касающиеся нашего вопроса. Сталкивался ли Христос с подобной проблемой или вопросом? Если да, как Он с этим справился?

Молясь. Освящение — это процесс. Благодаря молитве, мы постоянно возрастаем в общении с Богом.

Признавая владычество Бога. Позвольте Христу и Святому Духу побудить вас к искренним мыслям и поступкам. Имейте веру во Христа и Духа Святого, потому что вера является неизменным условием, позволяющим Им трудиться в нас.

Новый завет был обещан в Эдеме (Быт.3:15), провозглашен пред Авраамом (Быт.12:3) и исполнился во Христе (Лк.1:68–79). Он вложен во внутренность христианина и написан в его сердце, чтобы человек смог сделать для начала хотя бы пару шагов к тому, что можно назвать евангелизацией сердца.

Во-первых, каждое наше действие начинается с мысли. Поэтому хранить Божий Закон в мыслях намного важнее, чем просто правильно толковать Писание. Когда Закон у человека в мыслях, он пропитывает каждую деталь характера человека. Это значит, что все наши мысли и последующие действия будут находиться в полной гармонии с характером Христа.

Во-вторых, сердце — это символ любви и страсти. Господь не хочет, чтобы, соблюдая Закон, мы были несчастны. Он желает, чтобы мы радовались возможности проявить послушание и наслаждались гармонией с Ним. Поэтому Бог говорит нам, что Он любит того, кто жертвует с радостью (2 Кор.9:7).

В-третьих, сердце — это орган, который через кровь доставляет кислород к каждой клетке нашего тела. Кислород необходим для поддержания жизни каждой клеточки. Точно так же и мы как христиане должны возвещать всем о радости, которую мы нашли во Христе, потому что Слово Божье жизненно необходимо для поддержания нашей духовной жизни.

Иеремия пророчествовал о Новом Завете в период, который представлял разительный контраст того, о чем говорилось в этом завете. Израиль на протяжении всей своей истории вновь и вновь нарушал принципы вечного Божьего завета, которые Он четко определил в самом начале существования человечества (см. Быт. 3:15). Настало время для обновленного завета, который будет возвышаться над всеми предыдущими. Время нового завета. Он новый, потому что указывает на окончательное исполнение условий завета, которое совершил вместо нас Иисус Христос. Это отличает его от ветхого завета, который Иеремия связывает с горой Синай. Он предлагает другой способ получения спасения, так как предыдущий способ был аннулирован неверием людей (Иер.31:32).

Заметьте, что еврейское слово חֲדָשָֽׁה «хадашаh», которое переведено на русский язык как «новый», можно также перевести как «обновленный». В этом значении оно используется в других местах Ветхого Завета (например, Плач.3:23 חֲדָשִׁים — хадашийм, где слово стоит в форме глагола). Важное составляющее завета — это принятие Закона разумом и сердцем (Иер.31:33). Но даже не это является новым принципом, но обновленное приглашение иметь личные отношения с Богом, которые приносят спасение, о чем говорится в Пятикнижии (см. Втор.6:4–6).

Заключение

Яблоня плодоносит, принося яблоки, не для того, чтобы доказать свое право так называться. Яблоки вырастают естественным путем, потому что это яблоня. Так и нам следует выполнять Божий Закон не для того, чтобы доказать людям вокруг, что мы христиане. Мы выполняем его, потому что являемся христианами. Согласно новому завету мы спасены через веру. Однако нам также необходимо преобразовать свою жизнь. Потому что Бог спасет нас от наших грехов. Но Он не спасет нас вместе с нашими грехами. Иисус доказал, что жизнь без греха возможна (Евр.4:15). Мы тоже можем жить безгрешной жизнью, потому что, взирая на Христа, мы преобразуемся в Его образ.

Итак, в уроке этой недели мы изучали Божий завет с человечеством — особенно то, что касается Его верности по отношению к израильскому народу. В Исх.24:4–8 мы видим, что, когда Моисей передавал слова Господа людям, они были так тронуты, что ответили: «Всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (ст.7). Однако если мы продолжим читать, то увидим, что дальнейшие отношения народа с Богом напоминают американские горки — иногда люди слушались, но чаще всего отворачивались от Него. Мы с вами также не выполняем свои обещания, данные Богу. И все же Он по Своей доброте и любви всегда прощает нас (если мы просим Его об этом), и всегда Он верен нам!

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


Комментарии (4):

  • Петров Александр

    |

    «Авраам поверил Богу,и Он вменил ему это в праведность».В тоже время детская наивная вера (АС)не способствует тому,что Бог вменяет человеку свою праведность.Каково же условие получения праведности вменяемой человеку? Очевидно,что вера должна иметь какие то особенности.Какие?Ведь фанатичная вера Господу тоже неугодна как и наивная…


  • Др.

    |

    Каково же условие получения праведности вменяемой человеку?

    Верное суждение в Божьем духе. К этому все сводится.
    «Прийдите и рассудим» — и по рассуждении грехи будут изглажены.
    Но сначала — дела Духа. Принимаешь Дух, оказываешь милость ближним — и после этого к Богу за разумением. Получаешь разумение, а с ним и праведность, если соглашаешься с Богом в этом.
    Так следует из слов пророка.


  • Александр Серков

    |

    Петрову Александру:

    Вы радикально исказили мою мысль, видимо не поняв ее. Цитирую Ваши слова, потом процитирую то, что писал я. Вы пишите:

    «В тоже время детская наивная вера (АС)не способствует тому,что Бог вменяет человеку свою праведность».

    Если бы я так написал, что она «не способствует», тогда правомерной была бы вторая часть Вашего недоумения, выраженного в Вашем вопросе:

    «Каково же условие получения праведности вменяемой человеку? Очевидно,что вера должна иметь какие то особенности.Какие?»

    Скажу Вам так: для получения праведности не нужны какие-то еще особенности веры, большие, чем те, какие были у Авраама. Теперь цитирую то, что я написал в уроке:

    «Еврейская глагольная форма слова «поверил» — вэhэЭмин происходит от одного и того же корня, что и слово Амэн (истинно, верно, аминь). Приведенный глагол выражает полную веру в силу Божию и Его обетования. Глагол также показывает, что вера Аврама не была случайной, в ней было видно постоянство характера, он верил непоколебимо. Но не вера Аврама и его детское доверие Богу сделали его праведным, а Господь вменил ему это в праведность. Вера и оправдание, эти два важнейших понятия, соприкасаются здесь впервые. Очевидно, Аврам не был праведным, пока Бог не вменил ему праведность».

    Обратите внимание, да, вера Авраама и его детское доверие Богу было предпосылкой или, вера способствовала получению праведности, но сама вера не дала ему праведности, но, благодаря его вере, Бог вменил ему его веру в праведность. Видите, если бы вера Авраама и его детское доверие сделали бы его праведным, то СЛАВА АВРААМУ. А так как ГОСПОДЬ ВМЕНИЛ ЕМУ ЭТО В ПРАВЕДНОСТЬ, то кому слава? Богу во Христе Иисусе. Тема об оправдании через веру настолько сложная, что породила такое множество неправильных толкований. Резюмирую: вера способствует, но праведность вменяет Бог.


  • по делу

    |

    Что хрошегов вере Авраама?Он начал понимать что Бог довольно большой авторитет в вопросах жизни.Что плохого в вере Авраама ?То что Бог не во всём для него авторитет.
    То же и с официальным АСД теперешним.Хотя они и декларируют ,что всё Иисусуотдают, но на деле совсем не собираются разбираться как это они всё отдают ,а Бог почему то не может их взять под полное водительство .Ибо тут нужно решить кто в этом виноват , когда и почему возникают эти проколы и как их не повторять.Но по какой то тайне беззакония подавляющее большинство категорически отказывается ставить так вопрос считая ,что той веры ,что они имеют и так достаточно.Потому и пишется в откровении ,что ты думаеш ,что богат , а на самом деле несчастен и жалок и нищь и слеп и наг.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.