Доколе, Господи…

Позвольте представить вам тему, которая остро стоит перед нами и с каждым днем обостряется и усугубляется все сильней и сильней. И хочется вместе с Давидом и с пророком Аввакумом взывать к Богу:

«Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93:3).

«Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?» (Авв. 1:2).

А что, если мы в том числе, о которых кто-то взывает к Богу: «Доколе, Господи…»? Это еще больше усугубляет обстановку.

Давайте, подойдем к этой теме с восьми сторон.

  1. «До сего места помог нам Господь».
  2. Политическая обстановка в мире.
  3. Религиозная обстановка в мире.
  4. Обстановка внутри церкви.
  5. Наши задачи.
  6. Концепция надежды неуверенному в будущем.
  7. Концепция усыновления вместо обреченности на сиротство.
  8. Труд вместо пассивного ожидания.
  9. «До сего места помог нам Господь».

Сравнительно не так давно, это было в самом конце прошлого века, я зашел в магазин, чтобы купить цветную фотопленку. На упаковке обычно печатали срок, до какого года она пригодна. Я очень удивился, для меня это было чем-то новым, я увидел только что поступившие в продажу пленки, на которых было написано: Срок годности до 2000 года. Срок годности обычно ставили на пять лет вперед. Открылась новая цифра с двойкой впереди. Для меня это было чем-то шокирующим: неужели мы доживем до 2000 года?! А сколько было волнений с этим новым веком, и даже новым тысячелетием. Переживали, что вся компьютерная система даст сбой с обновлением цифры, которую она не распознает. Люди поспешили на Новый год 2000 года уже поздравлять друг друга, и у нас в церкви из дивизиона прозвучало приветствие в связи с наступлением Нового тысячелетия. Многие тогда, забыв школьную программу по математике, хотели начать новый век на один год раньше. Я тогда убеждал всех, но меня не слушали, что новый век начнется только через год. Но мне заявляли, что цифра 2 впереди уже открылась, значит век сменился. Да, цифра открылась, но надо было этот год еще прожить сначала до конца, и только 31 декабря 2000 года век закончится, и с 1 января 2001 года начнется новый век. Накануне 1 января 2001 года эйфории той уже не было, хотя многие потом и поняли свою ошибку, но пыл свой они вылили за целый год раньше.

Но дело не в ошибке вычисления, главное, век все же сменился, и вот уже заканчивается пятнадцатый год нового века. Что изменилось в мире, в церкви, в наших сердцах? Есть ли какой-то прогресс, или кроме регресса мы ничего не наблюдаем? Во всяком случае, мы можем заявить вместе с Самуилом: «До сего места помог нам Господь». Этот текст наталкивает нас на мысль: опираясь на настоящее, нам надо обратиться к прошлому, чтобы сделать вывод для будущего. Или как говорят: умный учится на своих ошибках, мудрый учится на ошибках других, ну, а глупый не учится ни на своих, ни на чужих ошибках.

Люди мира сего: социологи, психологи, политологи, анализируя прошлое, делают какие-то выводы, чтобы в дальнейшем «не наступать дважды на одни и те же грабли». Они предлагают пути выхода из кризиса и изыскивают модели дальнейшего развития и сосуществования общества. Да, секулярный мир ищет решение проблем, существующих в мире. Христос как-то похвалил неверного управителя, что он догадливо поступил и заявил:

«Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лук.16:8).

Нет, он не похвалил их за мошенничество, но похвалил их за то, что они в своей сфере и своей компетенции догадливей, чем сыны света – в своей. Если секулярный мир не безответственно относится к ситуации в мире, то нам не следует ли посмотреть: вот Бог помог нам дожить до сего времени, но с каким багажом стоим мы накануне великих эсхатологических свершений? Следует ли нам оценить обстановку? Не надлежит ли нам проанализировать: куда катится мир, какова его парадигма общественных отношений? Как Бог смотрит на этот мир? Может Он уже перестал вмешиваться в ход истории и пустил все на самотек? Неужели в мире нет больше места мысли о Боге, не считая те избитые традиции, может все уже оттеснено секулярной философией и прагматизмом?

 

  1. Политическая обстановка в мире.

Предсказывая эсхатологические события, Иисус заявил:

«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Матф. 24:6).

Конечно, Христос в первую очередь предсказывал конец Иерусалима и Иудейской нации, но Он имел в виду и всеобщую эсхатологию и подметил международные недоразумения и борьбу наших дней, которые неприкрытым образом свидетельствуют о кончине мира. Конечно, войны были во все времена, особенно двадцатый век характерен двумя великими всемирными войнами. Но ситуация усугубляются тем, что конфликтные ситуации и войны обостряются в кругу близких и родственных стран. Смотрите, что произошло за последние десятилетия: Советский Союз распался, рассыпался блок в Восточной Европе. О чем все это говорит? Вражда. Круг сужается, и военные действия перебрасываются внутрь, туда, где когда-то был монолит, где звучало: мир, единство, братство, равенство. Если мы раньше «слышали о военных слухах», то сегодня рвутся снаряды над нашей головой. Все лопнуло, осталась вражда. Объединенные республики, такие как Чечено-Ингушетия, фрагментировались на самостоятельные, это не говоря уже о союзных республиках. Автономные области и республики рвут отношения с господствующей республикой. Посмотрите на Абхазию, конфликт между армянами и грузинами, Осетия, Приднестровье. Внутри республик, теперь уже самостоятельных государств, нет мира, нет единства, пытаются дробиться и дробиться, и каждый организовывает свою самостоятельную автономию, каждый хочет жить так, как ему хочется, независимо от команды сверху, особенно если сверху дают повод для раскола.

Я не буду затрагивать дальнее зарубежье, примеров хватает и в ближнем, я имею в виду зарубежье с позиции страны, в которой я живу – России. В дальнем зарубежье также вспыхивают очаги войны то в одном, то в другом месте. Политики не знают, что уже им и делать, как «потушить» эти очаги военных действий. А они разгораются все чаще и чаще и вспыхивают все новые и новые очаги.

  1. Религиозная обстановка в мире.

Что мы можем сказать о религиозной обстановке в мире и в адвентизме, в частности?

Когда распался Советский Союз, вместе с ним ушел на задний план нажим на свободу совести верующих. Люди вздохнули и перестали притворяться атеистами, коммунистами, потому что и то, и другое было в свое время удобными ступеньками для продвижения по служебной лестнице. Я хорошо помню, когда-то я работал в домоуправлении, и когда начальник этого предприятия пошел в отпуск, то хотели на это время поставить временно исполняющим инженера. Но партия не допустила, чтобы такой высокий пост временно исполняющего обязанности начальника домоуправления поставили человека, который не был членом партии коммунистов. Но вот эта блокада была снята, сегодня престижно быть православным, и люди «повально» ринулись в православие, потому что это еще один плацдарм служебного продвижения.

Если в свое время в стране доминирующей была партия, а она была одна, то сегодня религия доминирует, но только традиционная: православие, ислам и иудаизм. А мы где? Недавние события в Нижнем Новгороде отвечают на этот вопрос. Вы думаете, дух народа изменился? Нет, изменилась политическая идеология. «Рыба ищет где поглубже, а человек – где получше». Или «Прожить так, чтобы меня меньше кантовали». Это дух приспособленчества к обстоятельствам.

Когда-то христиане ассоциировали себя с иудеями, потому что Иудея были под какой-то благосклонностью римлян. Хотя Иудея и имела вассальную зависимость, но религиозные церемонии могли совершать беспрепятственно. Но когда иудеи «насолили» римлянам и утратили благосклонность, христиане стали дистанцироваться от иудеев, мол, мы совершенно другие; и даже день поклонения изменили в пику иудеям, чтобы показать свою непринадлежность к тем, к кому Рим не благосклонен. Но и это не помогло, христиан все равно гнали, и тогда они приспособились в жизни так, что сами стали гнать других христиан. Но это происходило очень постепенно.

Что сегодня изменилось в религиозной обстановке в мире? Когда-то православные, баптисты, пятидесятники, адвентисты вместе сидели за решеткой, отстаивая истину, и были они более дружелюбными, чем сегодня. Мне давали слово, с которым я выступал и у лютеран, и у баптистов, и у пятидесятников. Что происходит сегодня? Отношения между религиями натянуты, одни пытаются господствовать над другими и ищут все возможные способы, чтобы друг друга притеснять.

Когда в девяностые годы распался Союз, религиозный ренессанс, казалось, всколыхнул значительную часть населения, тот всплеск религиозного пробуждения начал тысячами наполнять наши церкви. Но политические лидеры страны и чиновники (я имею в виду страну, в которой живу) формально приняли православие или ислам. Открылись многие храмы и мечети, духовенство стало проникать в органы власти как советники, и их роль в этой сфере возрастает. И что стало происходить? Какая-то религия пытается монополизировать все население страны. Если в учебных заведениях сначала была альтернатива в выборе предмета по свободной программе, то сейчас идет активное наступление на религиозную свободу протестантов и все больше их называют уже сектантами и их религию сектой. Предмет православия в школе стал официальным без всякой альтернативы. Формально конституция есть, гарантирующая свободу вероисповедания, и все религии равны, но на деле конституция начинает игнорироваться, и преждняя свобода начинает зажиматься.

  1. Обстановка внутри церкви.

Что у нас происходит внутри церкви? Все ли у нас гладко? Здесь также идет брожение. Царит дух несогласия с некоторыми доктринами, и это не просто недопонимание каких-то текстов Библии, нет, подкоп делается под такие фундаментальные доктрины, которые сформировали нас как адвентистов седьмого дня. Подрывается основа, фундамент спасительной миссии Христа, концепция следственного суда в небесном святилище. Дробится сущность Божества и идет попытка две трети Божества лишить своего статуса. Происходит зацикливание на вести 1888 года, при которой за вестниками не видят уже саму весть, и за этими же вестниками не видят, что церковь приняла эту весть. Вестники им внушили, что весть осталась там в 1888 году, и они тормознули на этой дате, и их трудно оттуда оторвать, в то время как церковь пошла дальше. На Дух пророчества в лице Эллен Уайт многие смотрят уже как на апокрифы. Она, мол, мало чего знала со своими тремя классами образования. Назначаются новые даты Пришествия Христа, и именно внутри церкви. Неужели мы ни умные, ни разумные, не учимся ни на своих ошибках, ни на ошибках других, которые неоднократно уже назначали дату пришествия Христа и терпели всесокрушающее фиаско? Нас одолевают комментарии об алкогольном вине, которое, якобы, Христос сотворил в Кане и которое Он пил с учениками. Вместо того, чтобы нам в полной мере заняться тем, что нам предназначено самим Христом, мы «утопаем» в разбирательствах тех или иных «выпадов» наших братьев.

  1. Наши задачи.

Что нам нужно делать для завершения проповеди Евангелия? Мы не говорим о всемирных масштабах, это не в нашей компетенции. Может даже не стоит говорить о масштабных планах Евро-Азиатского дивизиона, это тоже для нас слишком абстрактно, это также вне нашей досягаемости. Бог открывает нам возможности начинать с самих себя, потом внутри наших семей, среди соседей, родственников, на работе. И если все начнут именно с этого, то общая картина будет выглядеть обнадеживающей, и в масштабах местной конференции, и униона, и дивизиона. Нам необходимо использовать тот небольшой потенциал, которым обладаем мы сегодня, и Бог не замедлит увеличить его. Ученики Христа начинали с Иерусалима, то есть с того места, где они находились, и Бог расширил сферу их деятельности, и они дошли даже до «края земли», туда, где начинались уже воды моря и океана.

В чем будет заключаться секрет нашего успеха? Он зависит от получения от Бога благовременной помощи и от того, как и насколько эффективно мы используем то, что Он нам дал. В чем был успех апостолов? Они получили силу Святого Духа. И пока они эту силу не растеряли, они имели великий успех. Но печаль в том, что к конце первого века они «потеряли первую любовь» (Откр.2:4), и церковь покатилась по наклонной вниз, деградируя и удаляясь все дальше и дальше от Бога.

Имеем ли мы тот пыл и то рвение, с какой первые адвентисты предстали перед миром? Вот один пример из жизни Эллен Уайт:

«У меня были две сестры — Сара, несколькими годами старше меня, и сестра-близнец Элизабет. Мы обсудили между собой случившееся и решили заработать денег, кто сколько может, купить на них духовную литературу и начать ее безвозмездное распространение. Это было лучшее, что мы могли сделать, и мы с радостью стали трудиться. Я могла зарабатывать всего двадцать пять центов в день, но поскольку одевалась я скромно и ничего не тратила на украшения, считая их пустыми и греховными, у меня появились средства, на которые были приобретены нужные книги. Мы отдали их опытным людям для пересылки за границу» (Свидетельства-1, стр. 38).

Куда мы направляем свой взор, свои стремления, свой пыл, и вообще, свой потенциал жизненной энергии? Я не буду рисовать картину того, что у нас происходит, сделайте вывод каждый для себя лично и сверьте его с пылом и рвением первых христиан и сопоставьте все это с первыми адвентистами также, и скажите, таким темпом скоро закончится проповедь Евангелия на земле? Скоро придет Христос, если так все будет продолжаться? Пусть ответ ваш будет объективным, ответьте сами себе лично, перед самим собой нам не стыдно признаться, это трудно бывает сделать перед всеми. От этого вывода будет зависеть наш успех, как индивидуальный, так общецерковный.

  1. Концепция надежды неуверенному в будущем.

Мир сегодня стоит на перепутье как тот богатырь из известной сказки, и перед нами камень с надписью, и написано на нем, что будет, если пойти прямо, налево или направо. Мы не знаем, что будет с нами, если мы пойдем тем или иным путем. Но фактически ни один из этих путей не дает уверенности в будущем. Почти целый век нам сулили светлое будущее, убеждая, что победа коммунизма неизбежна. Ленин обещал коммунизм во всем мире. Потом немного пыл подстыл и ограничились обещаниями коммунизма у нас в стране, и при том в 1980 году уж точно. Люди «надорвались» от этих потуг рвения к светлому будущему. Лозунги типа: «Нам хлеба не надо, работу давай!» — стали потихоньку отходить на задний план. Я не против, да, поначалу были идейные коммунисты, но постепенно они стали приспособленцами.

Разочаровавшись в обещаниях, люди с настороженностью сегодня воспринимают концепцию вечного блаженства с Богом и святыми ангелами. Им ближе принять традиционную религию, где мало чем они ограничены в этой жизни, да и популярно как-то, и можно продолжать жить в гонке за богатством, роскошью, утопать в удовольствиях этого мира, менять жен, мужей на более молодых и при этом иметь возле Иерусалима выкупленное за большие деньги местечко для погребения, чтобы насладиться и той будущей жизнью в полном объеме. Эта концепция людей устраивает больше, чем быть каким-то сектантом, что является сегодня уже синонимом старому слову «еретик», которым называли верных христиан.

Что мы, адвентисты седьмого дня, можем дать людям? Какую надежду можем предложить тем, кто совершенно разуверился в будущем?

Здесь должна быть хорошо разработанная теология надежды, которая могла бы доминировать над неуверенностью перед будущим, которая была бы реальной и приемлемой, и в то же время Библейской, не надуманной иллюзорной или утопической, которую предлагали нам до сих пор.

Вы знаете, в чем сегодня беда? Когда из-под ног пядь за пядью исчезает надежда жить в благоустроенном и стабильном государстве, а будущее в новом царстве Бога мы им не дали, люди заполняют этот вакуум алкоголем, наркотиками, и тогда вместо светлого будущего они впадают в безрадостное и настоящее, и будущее, и в конце концов многие из них кончают жизнь самоубийством.

Что дает им наша церковь? Что проповедуют некоторые доктора богословия? Где та панацея от избавления алкоголизма, наркотиков? Проповедь о том, что Христос сотворил в Кане на свадьбе алкогольное вино? То, что Он на Вечере пил алкогольный напиток как символ Своей проливаемой крови? Что Он пил с грешниками алкогольное вино, которое те пили, как увеселительное средство? Для этого надо было жизнь посвятить богословскому образованию, чтобы вселять людям псевдо надежду на выход из депрессии, ведь если Христос пил, то почему нам нельзя?! Логичный можно сделать вывод? Видите, с чем сталкивается церковь.

Наша церковь сильна вестью о Втором Пришествии Христа. Вот эта единственная реальная надежда, которую мы можем предложить людям. Мы можем на примере своей жизни показать, что радость не в вине, радость в Господе. Ап. Павел призывал: «Радуйтесь всегда в Господе» (Фил.4:4). Можно пригласить людей на наши свадьбы, чтобы они увидели своими глазами, как может свадьба проходить радостно и без алкоголя. Наша весть должна, подобно звуку трубы у горы Синая, становиться все сильнее и сильнее. Трехангельская весть должна звучать все интенсивней и интенсивней, охватывая все новые и новые места и обретая силу по нарастающей. Надо рассказать людям, что весть о Втором Пришествии Христа – это единственная реальная альтернатива перспективы будущего, в котором восторжествуют все самые лучшие надежды человечества.

  1. Концепция усыновления вместо обреченности на сиротство.

Что дала нам коммунистическая безбожная идеология? Я помню, как в школе говорили: «Вот видите, Гагарин поднялся на небо и никакого Бога там не видел». Одна верующая ученица, когда ей привели этот пример, ответила учителю: «В масштабах вселенной, Гагарин поднялся не выше верхушек тополей». Нам внушали, что во Вселенной мы круглые сироты, пасынки и падчерицы мертвой природы, которая, якобы, сотворила саму себя и нас в том числе.

Мы имеем весть к миру, весть о том, что мы усыновлены, мы примирены с Небом. Ап. Павел пишет:

«Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5:19).

И не просто дал слово примирения, но и служение примирения:

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» (2 Кор. 5:18).

Оказывается, мы имеем небесное Отцовство в лице Бога, и Он ищет нас, чтобы с нами примириться, с теми, кто так далеко ушел от Него, и не хочет уже признавать Его как своего небесного Отца. «Нет у нас никакого Бога», — заявили мы, нам лучше признать, что мы произошли от обезьяны. Между прочим, несмотря на то, что признали религию, в школе до сих пор учат по программе Дарвина теорию эволюции. Мы имеем весть к миру, что Иисус Собой примирил с Богом мир, Он ходатайствует за человека на небесном суде. Ап. Павел пишет:

«Ибо, если будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10).

Весть о том, что Иисус Христос сегодня ходатайствует за человека, который полагается на Него, и есть весть усыновления. Этот свет исходит из небесного святилища, где Христос стоит одесную Бога. Слова Христа «Се, Я с вами во все дни до скончания века» говорят о том, что Небо усыновило землю и каждого из нас. Это Божья гарантия духовной безопасности христианина. Мы не одиноки, мы не пасынки мертвой, бездушной мачехи-природы. Мы должны максимально провозглашать о том, что делает живой Христос сегодня для нас и для каждого жителя земли. Ходатайство Христа на небесном суде нужно объяснить, как Его огромную заинтересованность в нашем вечном спасении.

  1. Труд вместо пассивного ожидания.

Ап. Павел пишет Ефесянам:

Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,

Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине;

Испытывайте, что благоугодно Богу,

И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть;

Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Ефес.5:8-14).

Павел смотрел на жизнь язычников как на жизнь во тьме; а на жизнь христианскую — как на жизнь в свете. Он хочет это так живо передать, что он даже не говорит, что язычники — дети тьмы, а христиане, -дети света, а просто говорит, что язычники — тьма, а христиане — свет. И он говорит еще кое-что о свете, который Иисус явил людям.

1). Свет дает хорошие плоды: благость, праведность и истину. Благость выражает щедрость характера. Греки определяли праведность как «отдавать людям и Богу должное». Истина представляет в Новом Завете не просто продукт интеллекта, который можно понять умом, а моральную истину: не только, что надо знать, но и то, что надо делать. Свет Христа делает нас полезными гражданами сего мира; делает нас людьми, всегда выполняющими свой долг перед собратьями и перед Богом; дает нам и силы выполнять то, что является по нашему познанию истиной.

2). Свет дает нам возможность различать, что приятно Богу от того, что Ему неприятно. Все наши побуждения и действия надобно проверять в свете Христовом. На восточных базарах лавки обычно представляют собой навесы без окон. Если человек хочет купить кусок шелка или изделие из чеканной бронзы, он сперва выносит его на улицу и рассматривает его на солнце, чтобы солнце заиграло на нем всеми цветами, и чтобы увидеть на нем каждый дефект. Христианин должен показывать людям при свете Христа каждое свое действие, каждое решение и намерение.

3). Свет показывает, где зло. Лучший способ избавить мир от зла — вытащить его на свет Божий. Пока дело совершается в тайне, оно идет, но когда оно выносится на свет Божий, оно погибает естественною смертью. Самый верный способ очистить глубины нашего сердца и обычаи общества, в котором мы живем и работаем — вывести их на свет Божий.

4). И, наконец, Павел говорит: «все, делающееся явным, свет есть». Вероятно, он имеет в виду, что свет очищает. Нам известно, что многие болезни могут быть излечены уже тем, что больного облучают солнечным светом. Свет Христов действует точно так же. Никогда не думайте, будто свет Христов служит только для осуждения, ведь он и лечит.

Павел завершает отрывок поэтической цитатой. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

Павел вводит в текст эту цитату так, будто она знакома каждому. Вероятно, этот отрывок из какого-то раннехристианского гимна, и связанный с крещением. В ранней Церкви крестили исключительно взрослых, которые исповедовали свою веру, когда переходили из язычества в христианство. Может быть, они пели именно эти строки, когда выходили из воды, что символизировало переход от тьмы язычества к светлой жизни в христианстве.

Кроме того, высказывались предположения, что эти строки представляют часть возвещению архангела и трубы Господней, когда мертвые во Христе воскреснут. Великое пробуждение настанет, когда люди воскреснут, чтобы облечься в вечную жизнь во Христе.

Как бы то ни было, но, читая эти строки, нам ясно, что это фрагмент одного из первых гимнов, которые пели в христианской Церкви. А что он может означать для нас в нашем духовном сне? Труд вместо пассивного ожидания.

Заключение.

Доколе, Господи, Ты будешь терпеть этот греховный секулярный мир? Доколе Ты будешь терпеть еще нас, церковь Свою, призванную возвещать миру весть спасения? Но мы спим, убаюканные спокойным состоянием. Нас никто не гонит, и нам хорошо. Мы предались обогащению, а Ты все терпишь нас. Доколе, Господи, Ты нас встряхнешь, и пробудив толкнешь вперед спасать оторванных от Тебя и блуждающих как овцы без пастыря своего, как бедные сиротки, не имеющего никакой надежды в этом мире греха, страданий и слез. Доколе, Господи, все это исполнится?! И дай нам не остаться в стороне от этих событий.

Пастор Александр Серков