Субботняя школа с пастором Александром Серковым Урок — 1. Призвание Иеремии на пророческое служение

25-09-2015, комментария 2 Просмотров: 599

урок 1уроки иеремияиерррррПриветствую вас на уроке субботней школы. В этом квартале мы приступаем к изучению книги пророка Иеремии. Если тема прошлого квартала была тематическая, мы говорили о миссионерстве, то, начиная с этого урока, перед нами целая книга, состоящая из 52 глав. Не маленький материал нам предстоит охватить за три месяца. Но в этом уроке мы коснемся всего лишь одной первой главы. В основном мы познакомимся с пророком, с обстановкой, в которой он жил, увидим, как Бог его призвал для совершения этой деятельности и постараемся перевести эту тему на рельсы нашего времени и сделаем какой-то вывод для себя.

Начнем с памятного текста и посмотрим, каким образом он имеет какое-то отношение к данной теме. Я цитирую его:

«Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер.1:5).

Этот эпиграфический текст имеет самое прямое отношение к теме данного урока: «Призвание Иеремии на пророческое служение». Он как раз говорит об этом призвании. Вы ничего особенного не заметили в этом тексте? Когда произошло освящение Иеремии, и когда Бог поставил его пророком для народов, в пожилом возрасте, в средние его годы, в молодости или в детские годы? Как бы это парадоксально ни звучало, но Бог положил на него Свой глаз, если так можно выразиться, между его зачатием и рождением, он во чреве матери был уже освящен и предназначен быть пророком. Но открыл Бог эту идею Иеремии, когда он был уже юношей. Интересная мысль об освящении эмбриона на пророка в утробе матери? Что-то подобное мы читаем об Исаве и Иакове, ап. Павел упоминает это:

«Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим.9:13).

Бог не человек, для Него будущее, как настоящее. Он все знает наперед. Итак, приступаем к уроку с некоторым комментарием.

Эпитафии и надписи на ритуальных памятниках и надгробиях, качественно и недорого — смотрите здесь.

I Обстановка, в которой жил Иеремия

Прочитаем первые три стиха первой главы, изучаемого нами пророчества:

1 Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой,

2 к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его,

3 и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце (Иер.1:1-3).

Этот стиль начинать именно так писать книгу был свойственен пророкам того времени. Посмотрите, как Осия и Иоиль начинают свои пророческие книги:

«Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского» (Ос.1:1).

«Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила» (Иоиль1:1).

И Иеремия начинает так же. Только в синодальном переводе оборот речи чуть-чуть другой, но суть одна: Господь открывает избранной на пророческое служение личности слово, дает этому пророку видения, и этот человек записывает это пророчество.

Пророка Иеремию по праву называют одним из предтечей Мессии, призванным на служение во времена тяжелых потрясений. Книга Иеремии — это надежнейший «духовный путеводитель» для тех, кто ищет опоры и руководства в смутные времена социально-политических перемен, когда прежние устои рушатся и одну историческую эпоху сменяет другая. Иеремия — провозвестник Нового Завета, Союза между Богом и Его народом, основанного на искупительной жертве Иисуса Христа и внутреннем, духовном преобразовании самой природы человека. Эта мысль эхом отразится впоследствии в словах ап. Павла с некоторым комментарием. Смотрите Евр. 8:6-13. Иеремия указал на важность глубоко личных отношений между Богом и человеком и личной ответственности каждого перед Богом. О пророке Иеремии известно гораздо больше, чем о любом другом вестнике Священного Писания. Это второй из четырех великих пророков Ветхого Завета. Жил он сто лет спустя после пророка Исайи, происходил из Левитского Анафофа (пригорода Иерусалима), был сыном священника Хелкии. Иеремия был призван Богом на служение в ранней юности — это произошло, как отмечает его ученик Барух, записавший проповеди учителя, «в тринадцатый год царствования в Иудее Иосии» (626 г. до Р. X. — 1:2; 25:3), а продолжал он свою миссию при последних царях Иудеи — Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии.

Сорокалетнее пророческое служение Иеремии приходится на самый драматичный период истории Иудейского царства (626—586 гг. до Р. X.). Иеремия был свидетелем распада некогда могущественной Ассирийской империи, всплеска религиозного национализма внутри пытавшейся сохранить независимость Иудеи, ожесточенной борьбы за влияние между Египтом и Вавилоном. Во времена Иеремии небольшая Иудея стояла перед угрозой поглощения ее одной из самых мощных древних держав — Вавилонской империей. В духовном, социальном и политическом отношении это был период кризисов и потрясений: с одной стороны, униженная, мятежная Иудея и ее народ, духовно ослабевший и впавший в разврат, предавшись идолопоклонству, с другой — страх, ожидание неминуемой беды, которая, по вещим словам пророка, вот-вот обрушится на страну в лице великого Вавилона.

Как проницательный и осененный свыше человек, Иеремия осознает трагическую дилемму, стоящую перед страной и всем народом Божьим: или попытаться сохранить царство, вступив в неравное сражение с армиями Навуходоносора, или, покорившись ему, потерять царство, но сохранить при этом Храм, Иерусалим, жертвоприношения и возможность жить по заповедям Божьим. Иеремия видит не только беспечность и бездуховность простого народа и политическую близорукость и духовную слепоту пророков: «пророки изрекают ложь» — пишет он (5:31), но и порочность сбившихся с пути священников, ведущих народ к гибели.

Именно в это время, услышав о возможном подступе врага к столице, правивший Иудеей царь Седекия (597 г. до Р. X.) велел разыскать Иеремию, желая получить совет, как ему поступить. В своем ответе царю Иеремия странен и непреклонен: «Подставьте шею под ярмо царя вавилонского, покоритесь ему и его народу — и будете живы. Зачем тебе обрекать себя и свой народ на смерть от меча, голода и морового поветрия, ведь Господь предостерегал, что ни один народ не избежит гибели, если откажется служить царю вавилонскому?» (27:12).

Спустя некоторое время царь Седекия, не желая смириться с вассальной участью и поддавшись влиянию националистически настроенных вождей Израиля, поднял народ на вавилонян, однако этот мятеж и последовавший за ним сговор с Египтом привели к поражению и общенациональной трагедии: Иерусалим был захвачен и разорен, Седекия пленен, сыновья его убиты, народ уведен в плен. Случилось именно то, что предрекал Иеремия. За это на пророка ополчаются и народ, и священники, его ненавидят, считают предателем; круг замыкается, и Иеремия оказывается в заключении.

Трагедия Иеремии заключается в том, что ему предначертано волей Божьей возвещать грядущие разрушения, плен и уничтожение собственного народа, отказавшегося вернуться к Богу, в то время как душа его полна любви и сострадания к своему народу. Проходя огненные испытания, Иеремия не утратил веры. В конце жизни он был насильно угнан в Египет, но и там, пребывая в единении с Богом,

остался непреклонен.

Книга Иеремии — это богатое собрание текстов, разнообразных по жанру и тематике. Бог — Создатель и Владыка всего (27:5; 5:22,24; 10:12), читающий сердца людей (17:5—10) и любящий народ Свой «любовью вечной» (31:1—3); губительные последствия идолопоклонства и неверности Богу (32:33—36), нравственное разложение как следствие утраты благоговения перед Ним (5:24—28), отвержения Закона Его (16:10—12); неизбежность суда Божьего (24:8—10); проблема лжепророчеств (6:13; 18:18; 23:9—40; 29:25—32; 8:10—17); бесстрашное возвещение народу горькой правды о надвигающейся гибели (гл. 26 и 27; 34:1—7; 37:1 —10, 17; 38:14—23), обетование о грядущем восстановлении (гл. 30, 31) — вот основные темы пророка Иеремии.

Итак, стихи 1-3 – это вступление к этой книге, которое показывает исторический фон призвания пророка и его служение. Эти тексты говорят также о полномочиях пророка, его священнической родословной и способе, которым Бог обращался к нему: «К которому было слово Господне» (Иер.1:2). Подобный опыт переживали другие ветхозаветные пророки, например, Иона (Иона 1:1), Михей (Мих.1:1), и это указывает на то, что, когда Бог призывает, это не просто слышимое явление, но динамичное событие, которое отражает Божью силу как Творца преобразовывать все, к чему Он прикасается (Ис.55:11). Когда Бог говорит, происходят чудеса.

Как вы считаете: Вот Бог, мы видим, контролировал обстановку в древности, в которой находился Его народ. А сегодня Он совершает Свою работу в нашей жизни, в нашей церкви, и вообще в среде христиан? Он контролирует обстановку? Если разворачиваются какие-либо политические события, не задумываемся ли мы, что Бог хочет этим достичь? Или мы обращаемся к «Египту» за помощью? Как мы можем сегодня испытать преобразующую силу Его Слова? Это интересные вопросы, поразмышляйте над ними в своем классе субботней школы.

II Призвание Иеремии

Прочитаем последующие стихи первой главы:

4 И было ко мне слово Господне:

5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.

6 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.

7 Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь.

8 Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь.

9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.

10 Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.

11 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева.

12 Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось.

13 И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера.

14 И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли.

15 Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских.

16 И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих (Иер.1:4-16).

Вот таким было призвание Иеремии, и сразу же описаны два первых видения.

Как среагировал Иеремия на призыв Бога? «О, я же не умею говорить». Это не нечто новое для нас, что мы можем услышать от тех, кого Бог призывает на служение. Кто также возразил Богу на Его призыв? Кто заявил: «Я косноязычен и не умею говорить»? Это был Моисей. Но у Моисея не было больше аргументов, а у Иеремии был еще один запасной вариант: «Я молод». В данном случае это слово употреблено скорее в переносном смысле и выражает неопытность и незрелость.

«Не бойся». Это ободрение неизбежно повторяется несколько раз. Бог желал ободрить юношу на новое поприще.

«Я с тобою». В этих словах — самое важное, что обещал Господь людям. Это Он обещал и Моисею, и Исаии, и Христос обещал быть со Своими учениками до скончания века (Матф.28:20).

«Коснулся уст моих». Эти слова представляют собой метафору посвящения и означают дар изрекать слово Божие. Исаия имел такой же опыт с применением этой же метафоры (Ис. 6:7).

Нежелание Иеремии принять Божий призыв основано на его чувстве неполноценности, связанном с его косноязычием и молодостью. Еврейские слова «молодость, юность» указывают на молодого человека, возможно, в возрасте от 18 до 20 лет, но оно также может быть использовано для описания более молодого человека. Будучи молодым, Иеремии было сложно обращаться к царям и руководителям нации. Его нежелание схоже с нежеланием Моисея, который также был призван на служение (Исх.3:4), и его реакция похожа на реакцию целого ряда библейских пророков (включая Эллен Уайт). Но все они в конце концов дали свое согласие, потому что подобная первая реакция не освободила их от выполнения поставленной перед ними задачи, а, скорее, позволила Богу проявить Свою силу в их слабости.

Бог нежно реагирует на нежелание Иеремии, не порицая его, а вселяя в него уверенность в Божественном присутствии и избавлении (Иер.1:7-8). Затем Бог осуществляет символический метафорический акт, прикоснувшись «Своей рукой» к устам Иеремии (ст. 9), тем самым очищая его (Ис.6:6-7) и наделяя силой. Господь описывает миссию пророка шестью глаголами (Иер.1:10), четыре из которых стоят в отрицательной форме, а два — в положительной, отражая акцент Божественной вести не только о суде, но и о надежде и восстановлении. Вот эти слова:

«Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер.1:10).

Два видения, которые мы прочитали, показывают неустанную заботу Божью об Иеремии: видение о жезле миндального дерева и видение о кипящем котле. Выражение «жезл миндального дерева» на иврите создает игру слов с глаголом «смотреть». Подобно тому, как в древнем Израиле можно было наблюдать за миндалем, ожидая весны (ст. 11, 12), Бог следит за Иеремией и Иудеей. «Кипящий котел» (ст. 13–16), который обращен с севера к югу, указывает на врага Израиля, который пришел с севера. Хотя Вавилон был географически к востоку от Иудеи, вавилонские войска не пересекали пустыню, но шли вдоль реки Евфрат. Оттуда они перешли в Сирию, двигаясь на юг, устанавливая свои престолы у иерусалимских ворот, чтобы завоевать Иудею и совершить Божьи суды над ней за ее грехи (ст. 15,16).

Я хотел бы задать вам несколько риторических вопросов: Как бы мы отреагировали, если бы были на месте Иеремии, Исаии, Моисея? Искали бы мы какие-то оправдания, что-то вроде: «Я собираюсь жениться», «Вот подниму на ноги ребенка, потом…» или «Вот выйду на пенсию, тогда уж точно посвящу все силы Тебе, Господи».

А вы когда-нибудь замечали, что Бог все же, пытаясь осуществить Свои планы над вами, чего-то добивался, и вы в конце концов откликались на Его призыв? Вы можете еще некоторые вопросы поставить перед классом субботней школы, пусть размышляют.

III Божье обетование

Прочитаем заключительные слова первой главы:

17 А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их.

18 И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей.

19 Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя (Иер.1:17-19).

Бог призывает Иеремию действовать, Он прибегает к метафоре. Когда человек полон готовности что-либо предпринять в физической работе или готовится к бою, он собирает свои длинные одежды и подвязывает их на поясе.

Что это может означать в духовном предпринимательстве? Удалить все, что мешает духовному бою с силами тьмы века сего, удалить то, что мешает беспрепятственно совершать серьезную духовную работу.

Призывая Иеремию, Бог обещал наделить его всем необходимым. Он обещает Иеремии, что тот будет твердо стоять, как «укрепленный город», против всех людей, в том числе царей, князей и священников (ст. 18). Иеремия сможет выдержать насмешки и неприязнь, которые, несомненно, он встретит на своем пути. Окончательное обещание, буквально «предсказание» Господа: «Ибо Я с тобою» (ст. 19).

Как вы думаете, как опыт призвания Иеремии может оказаться полезным в нашей жизни? Не обязательно Бог должен призвать нас к пророческой деятельности, но это может быть и другое служение, хотя бы открыть для начала субботнее богослужение. Мне очень понравилось, как практикуют в Калининграде, следопыты открывают богослужение и руководят им. Моему внуку сегодня исполнилось 12 лет, это возраст, когда Христос первый раз пошел в Иерусалим вместе со своими родственниками. Мои внуки вместе с другими следопытами тоже уже руководят богослужебным субботним собранием. Мы, каждый по своему возрасту, по своим способностям, можем в чем-то откликнуться на приглашение Бога служить делу Его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, первая глава книги пророка Иеремии имеет решающее значение для понимания всей книги, и это подводит нас к следующему: Бог наблюдает за Своим Словом так же, как и за Своим посланником. Помогайте членам своего класса откликаться на призыв Господа к служению.

Слушать Бога — это навык, который необходимо развивать, особенно в отношении тех вестей, которые не хочется слышать. Стремитесь смиренно слушать голос Божий (например, уделять время для молчаливого молитвенного пребывания в конце молитвы).

Найдите себе молитвенного партнера и расскажите друг другу о той сфере вашей жизни, в которой вы чувствуете себя неполноценно или уязвимо. Затем обратитесь к Богу со своими переживаниями и просите Его удалить это чувство неполноценности или незащищенности и заменить его Своей силой.

Расскажите своему молитвенному партнеру о том, как Господь вел вас, и поразмышляйте о планах Божьих для вашей жизни.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


Комментарии (2):

  • Петров А.

    |

    Понравилась мысли из СШ «Надии»,что пророком в определенном смысле может быть служитель говорящий с кафедры…..Даже любой христианин(от себя скажу) который обличит собратьев в своей общине за излишнюю лень и и эгоизм…..Есть еще игры в пророков «Обличать» руководство которое далеко проще всего(что многие и делают).Другие любят «обличать » церковь вообще,а взять газеты или приглашения на ев.программу и разнести несколько сотен не каждый может.


  • Александр Серков

    |

    Да, действительно, каждый может стать пророком, но только в определенном, даже ограниченном смысле. Говорить с кафедры и обличать собратьев, это не единственная цель пророка. А газеты разносить может и не пророк.

    В ветхозаветном Израиле пророки назывались «наби», то есть говорящие, произносящие вдохновенные речи. Пророки избирались Богом для возвещения людям Его святой воли. Кроме того, пророками называли тех, кому были открыты Божьи тайны. Таким образом, в ветхозаветные времена пророком считался человек, который по божественному избранию и полномочию передавал Божьи слова людям, для чего он имел особые откровения и дары от Господа.

    Для нас вернейшим пророческим словом является Библия: Ветхий и Новый Завет:

    «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (1 Петр. 1:19).

    И Дух пророчества, потому что пророчество – Божье слово, изречённое Господом через Его избранный сосуд (Божьего человека) с целью научить, обличить и исправить или утешить человека или группу людей. Обратите внимание на цель пророчества: научить, обличить и исправить или утешить.

    А посему не только служители Ветхого Завета (пророки), не только служители Нового Завета (апостолы), но и каждый христианин (человек, по-настоящему посвятивший свою жизнь Христу) является Божьим пророком, если он несёт людям вернейшее пророческое слово – Благую весть о спасении через Иисуса Христа.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.