Судит ли Бог искренних грешников

Всю историю Церкви христиане ожесточенно спорят о Божьем Законе. Любому ясно, что никакая организация не может существовать без четких правил. А тем более Церковь, ведущая всемирную проповедь и пытающаяся наладить общий язык с каждым землянином.

Отрицание Закона Церковью, как и остальные ереси, начинается в начале нашей эры. Начинается со стремления любой ценой дистанцироваться от иудаизма, продемонстрировать полный и радикальный раскол с еврейской традицией.

В итоге Церковь лишилась не только средства, предохраняющего ее саму от разложения, но и аргумента в обличении общественных пороков. Если «Христос отменил Закон», вокруг чего сыр-бор? Раз нет закона, нет и греха (Рим.5:13). Раз нет болезни, не нужно и лекарство — предлагаемое Церковью спасение. «Я хорош сам по себе, — говорят язычники всех времен. — Мне не нужен Закон, чтобы различать добро и зло».

В противовес этому церковные консерваторы всех времен повторяют вслед за апостолом: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Рим.2:17-20). Закон имеет прямое отношение к проповеди — наставлению духовных невежд. Только Закон позволяет поставить диагноз — смертный приговор грешнику (Рим.3:12) — и указать на лечение — искупительную жертву Иисуса на Голгофе.

ХРИСТИАНЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ УКАЗЫВАЮТ ПРИ ПОМОЩИ ЗАКОНА НА ЧУЖИЕ ГРЕХИ

Но не читают дальнейшие слова Павла:

«Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:21-24).

Надлежит «начаться суду с дома Божия» (1Петр.4:17). Но учить себя исполнять всю волю Божью христиане не спешат. По их мнению, нецерковные люди (например, геи и атеисты) обязаны чтить нормы общественной морали, выработанные государственным христианством, хотя бы из уважения к чувствам верующих людей, которых церковные люди считают «большинством». Мол, нас больше — так что шагом марш! Делайте, что мы сказали.

Но учат ли христиане самих себя не красть Божьи десятины и пожертвования (Мал.3:8-10)? Не прелюбодействовать с «божествами» государственной власти и силового аппарата для насаждения своих интересов? Да и идолов христиане не гнушаются: найдутся в их святилищах изображения Бога золотые и серебряные, медные, железные, деревянные и каменные (Дан.5:4). Наученные христианами Божьему Закону, нецерковные люди быстро замечают аморальные поступки христиан, влечение к роскоши и политическим рычагам.

У «язычников» и христиан есть одно общее: нежелание применять Закон к самим себе. Одним из расхожих доводов для этого является акцент на искренности действий нарушителя заповедей. Мол, я (или он) искренне это сделал. За что меня (и его) судить?

ЧТО БИБЛИЯ ГОВОРИТ ОБ ИСКРЕННОСТИ?

Являет ли искренность индульгенцией (т. е уступкой, устранением вины) в преступлении воли Божьей? Писание увязывает искренность лишь с праведностью, но никогда — с духовными компромиссами:

«Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог» (Иез.18:5-9).

ЕСЛИ ИСКРЕННОСТЬ НЕ ВЕДЕТ К ПРАВЕДНОЙ ЖИЗНИ, ЕЙ ГРОШ ЦЕНА

Напротив, ложная «искренность» характеризует изменников и ведет их к большему осуждению:

«Не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий. Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их» (Пс.54:13-16).

Совесть как залог искренности (2Кор.1:12, Евр.10:22) не является надежным критерием ни добрых намерений, ни поступков человека. Если у зрелого верующего она добрая (Деян.23:1), непорочная (Деян.24:16) и чистая (1Тим.3:9), то у духовного младенца совесть немощная (1Кор.8:7), а у изменников вере и лицемеров — сожженная (1Тим.4:2) и оскверненная (Тит.1:15), отягощенная мертвыми делами (Евр.9:14) и порочная (Евр.10:22).

Внутренний мир, моральное сознание греховного человека, частью которого является совесть, не может быть универсальным эталоном истины: «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл.7:29); «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9).

Как с этим субъективизмом и самооправданиями борется Господь? Веля Своему народу проповедовать о Его вечном и неизменном Законе. Пока язычник (или «язычник») живет в духовной тьме, его совесть может быть (а может и не быть) голосом Святого Духа, призывающим исполнять всё тот же Закон:

«Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15).

Совесть лишь тогда является голосом Святого Духа, когда ее зов находится в согласии с Законом. Как видим, эталон праведности един, вечен и неизменен.

Пока у Всевышнего влияние на человека минимальное, Он и в «замочную скважину» его субъективной и переменчивой совести пытается «светить прожектором» — влечь к правде. Но когда язычник (или «язычник») слышит проповедь о полноте истины, эта истина выводит его на яркий свет «полного дня» (Прит.4:18). Теперь этот человек призван обрести «в законе образец ведения и истины» (Рим.2:20), стать «иудеем», опирающимся в своем духовном пути на твердое основание Божьего Слова.

Как Господь оценивает поступки иудеев (и «иудеев»)? Ведь «нет человека, который не грешил бы» (3Цар.8:46).

Закон открывает, что грешник (а ни иудей, ни «иудей» грешником не перестает быть) может приблизиться к Творцу только посредством жертвы.

В Лев.1-5 описаны пять видов жертв. Первая часть — добровольные: 1) всесожжение (и 2) хлебная жертва как ее разновидность) как средство установления завета Бога с человеком и 3) мирная жертва как выражение благодарности Господу за посылаемую пищу — средство поддержания жизни. Вторая часть — обязательные: 4) жертва за грех и 5) жертва повинности как ее разновидность.

Добровольные жертвы указывали на желание человека быть частью народа Божьего, принадлежать Господу, быть Его сыном. Эта принадлежность требует верности Богу во всех сферах жизни. Обязательные жертвы были доступны только для искренних израильтян: «если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних» (Лев.4:2). Для намеренно грешащего прощения не оставалось:

«Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр.10:26-27, см. Чис.15:30).

ДАЖЕ ИСКРЕННЕ СОВЕРШЕННЫЙ ГРЕХ НЕ ОСВОБОЖДАЛ ОТ ВИНЫ

«Если же все общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновно» (Лев.4:13).

Если человек «хочет» (Лев.1:2) Божьего участия в своей жизни, он вступает в завет, поддерживает его при помощи добровольных жертв. Но чтобы остаться в завете, согрешившему необходимо принести жертву за грех. Факт согрешения делает жертву (за грех) обязательной. Но и жертва за грех была возможна только для согрешивших искренне, ненамеренно — по ошибке. В силу духовного невежества. Но если человек грешит сознательно, уже «получив познание истины» (Евр.10:26), выбор у него один: или немедленно оставить грех и ведущие к нему предрассудки, исповедав свой проступок как совершенный по ошибке, или разорвать завет с Богом, потеряв спасение.

Иисус сказал: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин.15:22).

Максим Балаклицкий

Иллюстрация: Уильям Блейк. Иллюстрация к поэме Джона Мильтона «Потерянный Рай». 1807 г.