Какая вражда угодна Богу

Задача народа Божьего — отражать Его характер (Лев.10:3, 1Пет.2:9). Этот характер имеет разные стороны. Господь непостижим, но по Своей инициативе открывается человеку. Он и близок, и далек. Спасает грешника, ненавидя его грех. Он и любовь (Вт.7:7-8, 10:18, 23:5, 33:3), и огонь поедающий (Евр.12:29). Подобному отношению Он учит и Своих детей.

Человечество сотворено не во время медового месяца на Канарских островах, а «под пулями» небесной войны. Воюющие стороны этого конфликта: а) архангел Михаил и Его ангелы и б) дракон-сатана и ангелы его. Первый раунд этой войны дракон и его ангелы проиграли и были изгнаны от Божьего присутствия на Небе. К сожалению, пристанище они нашли на Земле (Откр.12). Соблазнив прародителей мыслью, что нарушение воли Творца делает человека богом, сатана увлек их (Быт.3) той же дорогой, что и треть согрешивших ангелов. В итоге Адам и Ева также оказались изгнаны от Божьего присутствия и лишились доступа к дереву жизни.

Первый человек недооценил реалии военного времени. Не понял, что «хранить» (Быт.2:15) Эдем надо было не только от садовых вредителей. Не проявил должной бдительности, не распознал врага — и погиб. Власть над Землей перешла к человекоубийце и отцу лжи (Ин.8:44).

Свое намерение спасти человечество от власти сатаны Господь облек в формулировку о проведении военной кампании: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).

ДАЛЬНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ — ПОПЫТКИ ВОЮЮЩИХ СТОРОН ВЗЯТЬ РЕВАНШ

Распяв Христа, сатана рассчитывал не только увековечить свое правление над Землей, но и переиграть небесный конфликт: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой» (Ис.14:13).

Господь стремится поссорить человечество с его самозваным правителем, провозглашая, что «князь мира сего изгнан будет» (Ин.12:31) сначала в изоляцию на время Тысячелетнего царства, а затем в озеро огненное, как раньше он был изгнан с Неба.

Господь воюет, изгоняя — изолируя, отделяя — Своих противников от тех, кто остался преданным Ему. Последовательно расширяет зону вселенной, свободную от греха и его последствий. Сначала Он очистил Небо: отделил сатану и его партию от ангелов, сохранивших верность Вседержителю. Затем на Земле изолировал согрешивших прародителей от Своего непосредственного присутствия.

При своем Втором пришествии Он отделит праведных (воскресит их и возьмет на Небо) от нечестивых (их трупы останутся на Земле) и на тысячелетие изолирует сатану от человечества. После Тысячелетнего царства все сознательно противящиеся Его правлению личности — сатана, его ангелы и нечестивые люди — будут собраны вместе на Земле и бесследно уничтожены в озере огненном (Откр.20) под личным контролем Иисуса и Его ангелов (Откр.14:9-10).

Адам и Ева давно умерли, а Второго пришествия христиане ждут уже 2000 лет. Вся человеческая история находится между этими событиями.

КАКИЕ ФОРМЫ БОГОУГОДНАЯ ВРАЖДА ПРИНИМАЕТ В ВИДИМОМ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ МИРЕ?

До потопа средством спасения человечества была благочестивая семья — потомки Сифа. В отличие от каинитов, направивших свою энергию на развитие технологий (Быт.4:17, 4:22), животноводства (Быт.4:20) и искусств (Быт.4:21), о сифитах сказано лишь, что они призывали имя Господа (Быт.4:26). Неудивительно, что когда каиниты стали сватать сифиток, те охотно выскакивали замуж «в цивилизацию из отсталой секты». Казалось, воцарился мир. Глобальная свадьба — хеппи-энд всех мелодрам! Детки рождались крепкие. Любому сдачи давали, с поводом и без. Вражда как отделение, изоляция зла окончилась?

Только не для Бога. Он посчитал эти браки хулой на Святого Духа (Быт.6:3) и послал потоп, в котором спаслась небольшая семья — остаток потомков Сифа.

После потопа человечество не соглашается разделяться (читатель уже понимает смысл этого повеления Господнего) и наполнять землю, а строит под руководством (правнука Ноя) Нимрода город Вавилон и башню «высотою до небес» (читатель уже помнит, кто и зачем туда хочет любой ценой вернуться). В ответ на эту демонстрацию верности всё тому же изгнаннику-самозванцу Господь разделяет языки строителей башни. Отделяет Авраама от впавших в идолопоклонство родственников (Ис.Нав.24:2-3) и предлагает ему стать отцом группы семей — целого народа, преданного Всевышнему.

Любовь к Господу (Вт.6:4-5) должна была подвигнуть этот народ и к богоугодной вражде.

«Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит» (Чис.24:8).

РАЗВЕ ЭТО ПРОПОВЕДЬ О ЛЮБЯЩЕМ БОГЕ?

«Враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их, ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем, прельстив вас Фегором и Хазвою, дочерью начальника Мадиамского, сестрою своею, убитою в день поражения за Фегора» (Чис.25:17-18).

Методы дракона-сатаны всё те же. Железный закон гласит: браки израильтян с язычниками (капитуляция в богоугодной вражде) вели к идолопоклонству (Чис.25) и превращали народ Божий в язычников. И никогда — наоборот.

В нетипичных случаях, когда же язычники желали стать израильтянами, проклятия-препятствия исчезали. Господь обещал Аврааму (Быт.15:19-21) дать землю кенеев — в число народа Божьего вошли кенеи, дети мадиамского священника Иофора (Суд.1:16); кенезеев — из их числа был Халев, лидер в завоевании израильтянами Ханаана (Чис.32:12); хеттов — Урия хетт входил в личную гвардию царя Давида (2Цар.23:39); иевусеев — на месте бывшего гумна благочестивого (2Цар.24:22-23) Орны иевусея Господь распорядился поставить Храм (2Пар.3:1). Закон запрещает принимать в израильское общество аммонитян и моавитян (Втор.23:3) — но Целека аммонитянина находим среди гвардейцев Давида (2Цар.23:37), а Руфь моавитянку — в родословной Мессии (Мф.1:5).

Когда Божий народ каялся и желал возвратиться к Творцу, тот требовал от евреев отвергнуть ложных богов. Весь период Первого Храма напоминал «американские горки»: царь строит идолов, его сын их разрушает, внук восстанавливает… Приходит на ум цитата из Марка Твена: «Бросить курить легко. Я сам делал это сотни раз». Идолопоклонство сошло на нет только после вавилонского плена. Горстка переселенцев под началом Зоровавеля была настроена действительно серьезно. И докопалась до сути вопроса.

«Подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев, потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою» (Езд.9:1-2).

Ездра не испугался «знатнейших и главнейших» и провел беспрецедентное расследование. Кто отказывался открыть начальствующим и старейшинам свою личную жизнь, тех ждало лишение имущества и изгнание из общины переселенцев (Езд.10:8). Взявшим иноплеменных жен-язычниц поставили небывалое условие: с такими женами развестись. Развод с язычницами ознаменовал и расставание Израиля с язычеством.

Придя на Землю в человеческой плоти, Господь назвал истинного врага человечества. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8).

Но, вытеснив из своей среды «законников»-иудеев, христиане облегченно вздохнули. «Наша брань не против крови и плоти» (Еф.6:12), ведь так? «Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян.10:28) — как хорошо! Все люди братья, дьявола не существует, будем любить друг друга, мировое зло — иллюзия, а есть лишь несовершенства человеческого характера. Которые мы исправим образованием и общественными реформами. Построим общество равенства и достатка.

А как же богоугодная вражда? Или это фантазия законников и отсталых фанатиков? Кошмар, о котором лучше забыть в наш просвещенный век?

«Великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр.12:9), никуда не делся. Он по-прежнему здесь, на Земле. И ангелы его с ним. От своих планов «украсть, убить и погубить» (Ин.10:10) он не отказался. И по-прежнему существуют люди, подпавшие под его обольщение. Избирающие, в том числе добровольно и сознательно, его путь бунта против Творца и Его Закона. Увы, таких людей немало (если не сказать «большинство»): «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). И как во времена рода Сифа и древнего Израиля отделение от язычества требовало и дистанции от язычников — носителей богопротивных взглядов — тот же принцип работает в эпоху Церкви, объединяющей представителей всех народов.

ЧТО ТАКОЕ МИР В ПИСАНИЯХ АПОСТОЛОВ?

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15-16).

Это система убеждений и поступков, слагающих образ жизни людей, противящихся Богу. И как присоединение к Господу всегда включало в себя присоединение человека к объединению верующих (в разное время это был род Сифа, Израильский народ и Церковь), так и отделение от греха требует от человека дистанции от грешников. Как учит нас библейская история, в первую очередь эта дистанция означает отказ от браков с иноверцами (1Кор.7:39, 9:5). Отречения от образа жизни и культурных форм (Руфь1:16), противных Закону Божьему. «Развода» со старым и новым язычеством. Во вторую очередь — поиск общих интересов и занятий с верующими людьми. Исполнение с ними Божьего замысла для человечества. Жизнь в общине, обществе Господнем.

Война между Христом и сатаной окончится лишь после Тысячелетнего царства и полного уничтожения греха и его нераскаявшихся носителей. В христианскую эру она идет полным ходом, и правила военных действий для народа Божьего остаются прежними. Верующие призваны делать постоянный выбор: с кем они? На чьей они стороне в этой войне? Чьим правилам следуют, чью волю исполняют? Любовь к одной стороне автоматически вызывает вражду противоположной: «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).

Обличение Иисусом истинного врага человечества (Мф.13:39) не отменило эту вражду, а сделало ее более тонкой. Основное поле битвы христиан теперь проходит в их разуме: «плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим.8:7). Ни добрые намерения, ни уверения себя и других в своей набожности не имеют здесь окончательной силы. Только зеркало Божьего Закона показывает, на чьей мы стороне. Только Слово Божье безошибочно определяет, любим ли мы Иисуса и — из песни слов не выкинешь — враждуем ли с сатаной и миром греха так, как этого хочет наш Спаситель.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация: Уильям Блейк. Ад. Иллюстрация к поэме Джона Мильтона «Потерянный Рай». 1807 г.