Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 5. Миссионеры в изгнании

Бог использует всякую возможность для евангелизации населения земли. В древности израильтяне законсервировались в своей нации, и Бог допустил вавилонский плен. А как иначе донести весть о Боге язычникам? Этот урок о том, как пленники стали миссионерами.

Мы имеем памятный текст к этому уроку:

«И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:14).

Что ж, давайте рассмотрим этот урок в трех аспектах:

I Вавилонский плен

Читаем текст Писания:

«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.

И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» (Дан. 1:1-2)

Книга пророка Даниила начинается трагическим сообщением: Вавилон начинает войну против Иерусалима. Чтобы понять, насколько трагичны эти слова, их нужно рассматривать в историческом контексте.

Давайте мысленно перенесемся в 605 год до Р. Хр. Иерусалим, столица Иудейского царства, взята халдеями, а ее жителей переселяют в Вавилон. Немногим более ста лет назад (722 г. до Р. Хр.) подобная участь постигла братское Северное царство, захваченное ассирийцами (4 Цар. 17:4-23), после чего из бывшего великого царства Давида лишь Иудейское государство продолжало сохранять независимость.

Смотря еще дальше вглубь истории, мы видим трагедию разделения потомков Израиля. Вскоре после смерти Соломона царство Давида вследствие восстания оказалось разделенным на две части. Десять колен Севера образовали государство, называвшееся Израиль. А три колена Юга (Иуда, Вениамин и Левий) объединились в государство, называемое Иуда.

Следствием раскола стали случавшиеся время от времени братоубийственные войны между этими двумя царствами. А в целом история Израиля и история Иуды имеют много общих черт. Зажатые между двух сверхдержав той эпохи (Египет — на юге, а на северо-востоке — Ассирия, на смену которой потом пришел Вавилон), как Израиль, так и Иуда часто пытались объединиться с южной державой, чтобы противостоять северной. В конце концов, оба государства постигла одна участь, причем события развивались по сходному сценарию. Заключение союза с югом ускорило их падение.

Иудейское царство, состоявшее из трех остальных колен, просуществовало еще некоторое время, но и оно было сокрушено. Иудеи так же были переселены за то, что заключили союз с Египтом. Однако ситуация в Иудее несколько отличалась от той, что была в Израиле. Теперь вместо ассирийцев в данном районе господствовали вавилоняне. Ассирия к этому времени была сокрушена, и ее столица Ниневия пала в 612 году до Р. Хр. Но испытание, выпавшее на долю иудейских пленников, выходит за рамки их личных судеб. Конец Иудеи означает, по сути дела, конец последних потомков Иакова.

Надвигающийся конец — это не только политическое событие. Он касается избранного народа и поэтому приобретает духовное и глобальное значение. Если исчезает последний Божий свидетель, то в библейской перспективе это ставит под угрозу существование всего мира. Вавилон занял место Иерусалима, и религиозный смысл этой узурпации власти очевиден. В данном тексте трижды подчеркивается, что Навуходоносор перенес сосуды из Божьего храма в свой храм в Вавилоне. И этот факт весьма знаменателен.

«Он (Навуходоносор) отправил их (сосуды) в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего».

Этот стих, передает трагический характер данного события: бог царя Навуходоносора занял место иудейского Бога. Но самое худшее заключается в том, что это произошло как наказание Божье: «И предал Господь в руку его…». Это — исполнение пророчеств, которые были произнесены древними пророками как предостережение и как призыв к покаянию (Ис. 39:5-7; Иер. 20:5).

Было очевидно, что на спасение города не оставалось больше никакой надежды. Стена имела пробоины, ворота были разбиты. Жестокие, безжалостные воины наводняли улицы, направляясь к последнему укрепленному месту на холме, где стоял храм. От горящих зданий высоко поднималось пламя. Крики ужаса сливались со стонами умирающих.

Сотни пленников, связанные и скованные, были приготовлены для долгого и томительного похода — в плен. Князья из царских чертогов вместе с купцами, священниками и ремесленниками, подталкиваемые и подгоняемые победителями, вливались во все возраставшие ряды упавших духом пленников. Золотые сосуды и все драгоценности священных сокровищниц уносились победителями без всякого разбора и без уважения к их святости.

Это был тяжелый день для Иерусалима. Слава отошла от него. С этого времени он должен был в течение долгих лет подчиняться вавилонскому царю.

Скоро по грубому приказу начальников печальная процессия двинулась в путь; взятых в плен отправляли в столицу победителей. Все дальше и дальше шагали они, устало передвигая израненные ноги, страдая душой. Позади они видели только унижение и позор, впереди — страх и ужас. Так двигались они вперед навстречу неизвестному, которое они не без основания считали хуже смерти.

Многие в этой толпе думали, что Бог оставил их. Среди горя и несчастья они начали сомневаться в Его существовании и приходили к выводу, что напрасно служили Ему. Другие, крепко держась своей веры, недоумевали, почему Бог допустил, чтобы их постигло такое ужасное бедствие.

И все же Он был близок к ним, несмотря на несчастье, горе и бедствие. Они не могли видеть Его, но, тем не менее, Он был с ними на всем пути, охраняя их и полагая планы для их освобождения.

II Миссия в плену

Читаем: Даниила 1:3-9

3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел

4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому.

5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя.

6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария.

7 И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.

8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.

9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов;

Пленники прибыли в Вавилон в 605 году до Р. Хр. и тотчас же были осмотрены чиновниками царя Навуходоносора с целью, найти скрывающиеся среди них таланты. Этот дальновидный правитель имел обыкновение использовать самых способных пленников из покоренных им стран, подготовив их для службы при дворе и правительстве.

Среди немногих, заслуживших царскую милость, были Даниил, Анания, Мисаил и Азария; последние три больше известны под вавилонскими именами, как Седрах, Мисах и Авденаго. Все они как побежденные пережили горькое унижение и ужасную участь пленников; но в душе они остались верными как своей стране, так и своей вере, в которой были воспитаны. Во главе этой маленькой группы стоял Даниил. О нем мы читали: «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему».

Здесь мы впервые видим благородство характера и величие души этого молодого человека. Как раб, лишенный всех прав и преимуществ, он все же решил не делать ничего против своей совести, чего бы это ему ни стоило. Он был научен отвращаться от всякого рода идолослужения; поэтому он решил не есть и не пить ничего такого, что было посвящено вавилонским богам, независимо от того, как царь может с ним поступить.

С этого начинается неофициальная миссионерская деятельность.

Она начинается с противодействия. Читаем текст Писания:

10 И начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем.

11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии:

12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья;

13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь.

14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней.

15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.

16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.

Если во втором стихе мы читали: «И предал Господь в руку его (Навуходоносора) Иоакима…»; то здесь вновь упоминается имя Божие, но с этими словами связано столько надежд! Здесь сразу видно, что Бог не отказался от Своего народа, но сопровождал его в Вавилон. Медленно, но верно Он все время действовал в их пользу. Он был с ними в светлые дни и теперь, в дни ненастья, старался облегчить их участь.

Даниил и трое его друзей сразу же оказывают противодействие, но делают они это очень деликатно и тактично. Противодействие начинается уже с имен, в которые переименовал их Асфеназ, и как их передал нам Даниил. Если сравнить эти имена с теми, которые встречаются в документах эпохи Навуходоносора, то можно заметить, что в библейском тексте Божественный элемент в составе каждого имени подвергнут искажению.

Вместо имени Валасар Даниил носит имя: Валтасар (добавлена буква «т»). Имя бога звучит как «Валт», вместо «Вал».

Вместо имени Сада-Аку Анания носит имя Седрах. Имя бога Аку сократилось до одной буквы «х».

Вместо имени Мусаллим-Мардук Мисаил носит имя Мисах. Имя бога Мардука сократилось до одной буквы «х».

Вместо имени Арди-Нево Азария носит имя Авденаго. «Авде» — это еврейский перевод вавилонского слова «арди», означающего «служитель». Что касается имени бога Нево, оно изменилось в Наго (буква «бет» заменена буквой «гимель» — следующей буквой еврейского алфавита).

Теперь имена вавилонских богов изменены так, что их трудно узнать. Путем такой лингвистической операции носители данных имен оказывают противодействие царю.

Их решительность не ограничивается лишь изменением имен, но распространяется и на пищу. Даниил реагирует на попытки царя произвести отчуждение пленников. Не желая уподобляться вавилонянам, Даниил намеревается есть и пить не так, как они. Он просит овощи и воду.

Конечно, можно предположить, что этот выбор определяется желанием есть более естественную пищу. Однако побуждения Даниила намного серьезнее просто диетических соображений. Это, прежде всего побуждения религиозного характера. Они проявляются в желании Даниила, как нам сообщает текст, «не оскверняться». Это слово относится к области религии, и мы можем его найти там, где говорится о запрещенной пище (Лев. 11:29-40). Кроме того, сам его выбор говорит именно о религиозных мотивах. Весьма знаменательно, что, называя желаемую еду, Даниил использует выражение, которое напоминает один из стихов из рассказа о творении (Быт. 1:29). Прибегая к тем же самым выражениям, Даниил четко определяет свое отношение к Богу и к царю. Для него Бог — это не царь, но Создатель. Религия Даниила состоит не только из духовных верований и возвышенных идей, она включает в себя также вполне конкретные жизненные правила. Даниил показывает нам, что вера — это не только состояние духа или души, но что она определяет и жизнь тела. Заметим, однако, что Даниил по-прежнему остается «человеком». Он вовсе не аскет. Молодые евреи красивы и имеют отличное здоровье. Их лица совсем не осунулись, как того боялся царский чиновник (1:20). В кратчайший срок — за десять дней — они показали, что можно воздерживаться от мяса и вина без всякого ущерба для здоровья.

Следует обратить внимание и на то, как Даниил ведет себя по отношению к царскому чиновнику. Его религиозные убеждения и забота о здоровье вовсе не делают его надменным или мрачным. Напротив, Даниил обращается к своему начальнику смиренно и «просит» его «о том, чтобы не оскверняться ему» (1:8). Он даже поддерживает с ним отношения дружбы и уважения (1:9). В такой позиции Даниила заключается очень важный урок, над которым следовало бы серьезно задуматься многим людям, стремящимся к святости: святость не исключает человечности, но включает ее в себя. Быть святым — это не означает, что надо противопоставить себя остальным людям и облечься в суровую и осуждающую праведность. Быть святым — не значит жить в уединении, в небрежении о своем теле, в отрыве от реальности и без какой-либо радости в жизни. Ложное представление о набожности породило слишком много исхудалых и угрюмых святых, которые не смеются, не едят и которые сделали религию невыносимой для обычных смертных.

Это был решающий момент в их жизни. Благодаря простому проявлению верности в мелочах, они приобрели опыт, которого иначе никогда бы не приобрели. Отказавшись поступать против совести и пользуясь только чистой и здоровой пищей, они приобрели крепкие тела и ясный ум. В результате этого они могли успешнее учиться и вскоре превзошли всех своих сверстников в понимании «всякой книги и мудрости». А это в свою очередь привело к тому, что они были специально представлены царю Навуходоносору и назначены на высшие ответственные должности в стране.

III Цель, которую нужно достичь

Прочитаем текст Писания:

«Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством» (Дан.6:3).

Как должны были иудеи вести себя в изгнании? Им следовало показать свою индивидуальность как иудейского народа, но не посредством превосходства над другими. Говоря о переселении иудеев в Вавилон, Бог не просит их создавать иудейскую диаспору, спрятанную от вавилонского общества. Мы читаем:

«И заботьтесь о благосостоянии (??????? — шалом) города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии (??????? — шалом) его и вам будет мир (??????? — шалом)» (Иер.29:7).

Еврейское слово (??????? — шалом) имеет несколько значений: «благосостояние», «мир», «благоденствие», «здоровье», «безопасность», «дружелюбие». Бог поручает переселенцам работать и молиться для того, чтобы в Вавилоне был ??????? — шалом. Мы видим, как это повеление исполняется в жизни Даниила и его друзей. Оставаясь верными своим убеждениям и наследию, они участвуют в гражданской и политической жизни Вавилона. Даниил заботится о процветании нескольких вавилонских царей, истолковывая их сны и передавая им вести от Бога.

Однажды произошел случай, который выделил Седраха, Мисаха и Авденаго среди людей, стоящих на поле Деир. Даниилу пришлось провозгласить о своей вере благодаря молитве перед открытым окном. А вот каким образом мы можем сегодня выделяться или же смешиваться с обществом? По каким внешним признакам можно сказать, что адвентисты седьмого дня — это люди, живущие в изгнании?

Чудесное спасение трех юношей из огненной печи произвело сильное впечатление на царя Навуходоносора, и он изменил свое прежнее ошибочное мнение о Боге евреев. Теперь Навуходоносор прославлял величие Бога, публично заявляя, что именно Бог евреев спас почитающих Его. Он даже издал указ, чтобы каждого, кто не почтит этого Бога, приговаривали к смерти (Дан. 3:29). Его признание показывает, что он немного продвинулся в понимании Бога.

Даниил и его друзья остались верными Богу, несмотря на угрожающие обстоятельства. Они следовали Его воле и не поколебались, несмотря на то, что приказывали им делать начальники и цари. Поэтому Бог проявил к ним милость и спас их от смерти. Отличный повод для свидетельства!

Мы не сможем свидетельствовать о Боге другим, если сами не знаем Его. Даниил и его друзья были пленниками в стране, где царили идолопоклонство, блуд и беззаконие. Но Бог поместил их туда не просто так. Они должны были свидетельствовать тем, кто сбился с пути. Бог постоянно занят спасением людей для вечности. Как бы банально это ни звучало, но это правда, потому что Он хочет спасти всех от грехов.

Изгнание — болезненная тема для иудеев на протяжении всей истории этого народа. Но Бог этим желал что-то достичь, как по отношению к вавилонянам так и к пленным иудеям.

В Библии есть множество рассказов о миссионерах. Каждый из них имеет уникальную историю своего призвания. У каждого — уникальный характер и история жизни. Мы в одном из уроков говорили и об Аврааме, как миссионере, и о той служанке, которая находясь в плену, свидетельствовала о своей вере в Бога и Его пророков. Миссионер, это тот, который не ставит пределы в своем служении, он пойдет даже в самую далекую точку земли, исполняя Божью волю.

Иона, Павел, Петр, Есфирь и Илия — вот примеры миссионеров, повинующихся Божьему призыву и обращающих к Богу людей, которые в противном случае могли бы погибнуть. Хотите ли вы откликнуться на Божий призыв?

В Новом Завете христиане изображаются странниками на чужой земле, или, как написал Петр, «пришельцами и странниками» в этом мире (1Пет.2:11). Апостол Иоанн предупреждает нас не любить мир и того, что в мире (1Иоан.2:15). Иаков приравнивает дружбу с миром к вражде против Бога. Павел цитирует Исаию: «Выйдите из среды их и отделитесь» (2Кор 6:17).

Однако Иисус говорит, что хотя мы не из этого мира, но должны оставаться в нем. Это означает тщательно охранять наше духовное наследие и истину, данную нам Богом (1Тим.3:14; 6:20). Молитва была неотъемлемой частью личности и служения Даниила. Он благодарил Бога (6:10), просил Его о помощи (6:11), исповедовался (9:5–11), молился за свою родину (9:16–19) или просил у Бога истолкования снов царей.

Стоит ли нам следовать их примеру? Я думаю – да. Дух Иисуса должен пронизывать душу работника; только доброжелательные, сочувственные слова, отражающие бескорыстную любовь, способны разрушить барьеры гордости и эгоизма и показать неверующим, что в нас пребывает любовь Христа. И тогда истина найдет путь к сердцам людей.

Нам нужно больше Духа Христова, и меньше, как можно меньше эгоизма и собственных амбиций, которые могут возвести между нами и нашими друзьями высокие стены. Мы сможем сделать значительно больше, если разрушим эти барьеры и откроем благодать Христа в нашей жизни. В жизни каждого человека есть цель. Эта цель — делиться с другими любовью Христа, рассказывать им о Его смерти ради них и учить их, как стать Его учениками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы часто чувствуем себя разделенными с Богом, пренебрегаем или забываем свою миссию. У этой миссии есть три грани: прославить Бога, возблагодарить Его за то, что Он послал на землю Своего единственного Сына, Который умер ради нас, а также поделиться этой доброй вестью спасения с другими. Миссия Иисуса — быть нашим Спасителем. Он оставил Свое могущество и авторитет на небесах и пришел на землю, чтобы показать нам путь к вечной жизни, избрав для Себя жертвенную смерть. Он — наша надежда и наше будущее. Этот мир — не наш родной дом, мы здесь, пока не наступит Царство Иисуса Христа. Мы должны ежедневно посвящать себя Иисусу, чтобы быть твердыми в нашей миссии, как Он. Мы должны продолжать распространять Евангелие.

Жизнь Даниила и его друзей — это образец того, как нужно жить в секулярном обществе. Подумаем, как лично мы можем свидетельствовать в тех обстоятельствах, в которых мы находимся. Это и будет тот вклад, который мы вложим в миссию, возложенную на церковь.

Пастор Александр Серков