Зачем изучать Библию?

Изучать — значит достигать понимания. Словом передают знание. Рациональную, т.е. проверяемую информацию. Библия обращается к разуму верующего. Зачем понимать Библию? Религиозному настроению, ощущению, эмоциям понимание не всегда нужно, а может и существенно мешать.

Эллен Уайт в книге «Великая борьба» (с. 219) цитирует слова английского реформатора XVI века Хью Латимера (сожжен как еретик): «Где поселяется дьявол… там избавляются от книг и ставят свечи; там исчезают Библии и появляются четки; там заслоняются от света Евангелия и в полдень зажигают свечи… отвергают крест Христов и возвышают чистилище… перестают помогать бедным, несчастным и немощным, отказываются одевать нагих, но украшают иконы, поклоняются бездушным идолам, утверждают человеческие предания и законы, отвергая Бога и Его Святое Слово».

Понимание требует изменения, действия. Все реформы в библейской традиции начинались с нового или обновленного понимания. Настоящее понимание всегда конкретно, энергично и решительно.

Традиция записывать слово Божье начинается с Моисея. До него волю Всевышнего открывали пророки в устной форме. В эпоху Моисеева Святилища и Первого Храма свитки Закона находились в исключительном ведении священников.

«Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев.10:9-11).

Как и до них пророки, священники преподавали народу Закон в устной форме.

«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2:7).

В вавилонском плену священные свитки стали достоянием нелевитов.

«В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима» (Дан.9:1-2).

Обретенное в результате изучения новое понимание подвигает Даниила к действию.

«И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан.9:3).

После возвращения из плена священник Ездра ставит религиозное образование народа «на поток».

«Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде» (Ездр.7:10).

«Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца. …левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное. И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем.8:1-2, 7-8, 12).

Происходит рождение синагоги — по-гречески «собрания». Этот новый вид богослужений построен вокруг не жертвоприношения, а священного текста. Происходит он на площади, что подчеркивает его совершенно открытый и доступный характер в противовес Храму, где не везде даже левиты и священники имели доступ. Условие для участников этих собраний — способность понимать и готовность воплощать в жизнь полученное знание.

В Новом завете мы на синагогальных служениях обнаруживаем массу благочестивых неевреев. Те из них, кто еще не принял обрезания, назывались боящимися или чтущими Бога (Деян.10:22, 16:14, 17:4, 17:17, 18:7).

«Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего» (Деян.13:14, 26).

Вот образ идеального уверовавшего язычника:

«В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деяния 10:1-2).

Не о нём ли во время дислокации его войска в Капернауме говорит евангельский эпизод?

«У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк.7:2-5).

Неожиданные слова о начальнике оккупационных войск говорят люди, известные своей склонностью бунтовать против римского ига.

Пророки нередко критиковали порядки во Святилище. Господь передал юному Самуилу предупреждение, что из-за развращенности сыновей первосвященника Илия Всевышний отвергнет Святилище в Силоме и род Илия отстранит от священства (1Цар.3). Иеремия предупреждал, что за грехи священников, аристократии и народа Господь поступит с Первым Храмом так же, как поступил с силомским Святилищем.

«Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь. Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, — то Я так же поступлю с домом [сим], над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом» (Иер.7:11-14).

За 40 лет до разрушения Второго Храма Иисус цитировал Иеремию.

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего. И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк.19:41-46).

Иисус критиковал и злоупотребления в синагогах (Мф.6:2, 6:5, 10:17, 23:6, 23:34, Лк.6:6-10, 12:11, 13:14-17, Ин.9:22), но никогда ни Он, ни другие библейские персонажи не предсказывали, что по какой-то причине международная система синагог как таковая не устраивает Господа и будет Им отвергнута или уничтожена.

Собрания Церкви наследуют традицию не храмовых жертвоприношений, а синагогальных служений, направленных на изучение — т. е. понимание и применение — священных книг. Через десятилетие после Голгофы апостолы считали синагоги незаменимым способом религиозного образования новообращенных.

«Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян.15:19-21).

Как происходит это изучение? Как читали священный текст?

Основой был Закон (Пятикнижие) Моисея, а гафтаро?й (комментарием) к нему — книги Пророков, к которым относили остальную часть еврейской Библии (Мф.5:17, 7:12, 11:13, 22:40, Лук.16:16, 16:29, 16:31, 24:27, 24:44, Иоан.1:45, Деян.13:15, 24:14, 26:22, 28:23, Рим.3:21). Затем раввин произносил небольшую проповедь.

«После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им [Варнаве и Павлу — М. Б.]: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите» (Деян.13:15).

Остальная часть собрания варьировалась.

«Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию» (1Кор.14:26).

Но традиционно включала молитвы, общие пения и сбор пожертвований. Чтение всегда было коллективным и направленным на практическое воплощение услышанного.

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр.1:3).

Слово Божье дано не одиночке, а общине, народу Божьему. Дано не для создания у этого одиночки некоего религиозного настроения, а для понимания им воли Всевышнего и применения этого знания в практике жизни. Суть закона — любовь к Богу и ближнему. Практиковать эту любовь можно только в общине, в общении, в отношениях.

Это понимание у народа Божьего носит коллективный характер. Не потому что в церкви люди не умеют мыслить самостоятельно, а потому что Бог говорит к Своему народу, а через него — к человечеству. Это понимание дано народу Божьему не для него самого, а ради спасения его и слушающих его.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация