Что такое экуменизм

Разделение вселенской Церкви является следствием ее отступления от Божьей истины.

Библейская параллель — просеивание Божьего остатка. Во время строительства Вавилонской башни на призыв Всевышнего откликнулся Авраам. Причем он находился в Харране, пока не умер его отец Фарра. От Авраама отделяется Лот, чтобы от кровосмешения породить богоборческие народы аммонитян и моавитян. Из десятка детей Авраама сыном обетования был один Исаак. О детях Исаака Бог скажет: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни» (Мал.1:2-3). Дети Иакова стали родоначальниками израильских колен. Всем им отец перед смертью дал очень разные характеристики вплоть до резко осуждающих. Во время исхода из Египта лишь колено Левия отличилось во время отступления у горы Синай. В эпоху судей из-за своей развращенности практически исчезло племя Вениамина. Из него Бог избрал первого царя, но очень быстро Саул показал свою «профнепригодность» как царь.

Соломон впал в идолопоклонство, и Бог отнял у дома Давидова десять из двенадцати племен. Отделенные десять образовали северное Израильское царство, которое духовно деградировало на глазах, было сметено ассирийским нашествием, в плену поголовно ассимилировалось в языческой среде и растворилось там. И так далее.

Библия — не просто хорошая книга. «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11). Те же тенденции работают и в христианскую эру.

Отступление в христианстве, как предсказывал апостол Павел, должно было начаться вскоре после смерти современников Иисуса (Деян.20:29). Более того: «тайна беззакония уже в действии» (2Фесс.2:7), антихрист «есть уже в мире» 1Иоан.4:3. Дан.7 и Откр.13 показывают, что антихрист — отступившее, фальшивое христианство — это историческая (как учил Лютер о папстве), а не эсхатологическая фигура. Что это будет реальная государственно-церковная система, а не некая таинственная личность, которая, как утверждают горе-богословы, «придет в конце дней, когда евреи отстоят Иерусалимский храм, в нем воссядет антихрист, но бояться нечего, потому что церковь к этому моменту уже вознесется».

В чем суть работы антихриста? «Против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Дан.7:25). О том же самом Иоанн: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр.13:5-7). Тот же срок ее власти — 1260 пророческих дней=лет. Богохульство (по Библии, это присвоение себе Божьих полномочий — Иоан.10:33), попрание Божьего авторитета, преследование Божьего народа, изменение праздничных дней (а важнейший праздник в Библии — суббота: Исх.20:8-11) и попрание Торы (вспомните «общехристианский» рефрен о том, что Иисус якобы «отменил закон». Согласно Даниилу и Иоанну, враг Торы — не Христос, а антихрист), а также контроль над христианской цивилизацией. Антихрист приходит во время Римской империи, а его правление тянется до конца 18 века, когда атеизм и светскость кладут предел его политической диктатуре.

Все расколы в христианстве происходили, когда верх брали человеческие методы церковной работы и человеческие учения ставились выше Божьих повелений (Мар.7:9). Таки да, у христиан были основания ссориться друг с другом. Как и были основания в первом веке ссориться христианам с иудеями. И ислам возникает как реакция на отступление в христианстве. И несть числа таким примерам.

Веками католики непрерывно налаживали связи с православными, пытаясь их вернуть под власть папы. Унии следовали одна за другой: Лионская — 1274 год, Флорентийская — 1439 (осуждённая Иерусалимским 1443 года и Константинопольским собором 1484 года православной церкви); уния с Ассирийской церковью Востока 1553 года (Халдейская католическая церковь); Брестская уния 1596 года в Речи Посполитой для украинцев и белорусов, проживающих на её территории (Украинская и Белорусская греко-католические церкви); уния с Эфиопской церковью 1622 года (Эфиопская католическая церковь); Ужгородская уния 1649 года для православного населения Закарпатья и современной Словакии, которая в 1699 была распространена на православное население Трансильвании, современная Румыния (Русинская, Словацкая и Румынская греко-католические церкви); в 1664 году была заключена уния в Мукачево, присоединившая к греко-католической церкви православное население Закарпатья и венгерской епархии Хайдудорог; уния с частью сиро-яковитов 1677 года (Сирийская католическая церковь); в 1713 году была заключена уния в Марамуреше (ныне Румыния), к 1721 году все православные священники Закарпатья признали унию; уния с Антиохийской православной церковью 1729 года (Мелькитская католическая церковь); уния с частью коптов 1741 года (Коптская католическая церковь); уния с частью армян 1742 года (Армянская католическая церковь).

В ХХ веке протестанты пытались объединиться на основании то миссионерской работы, то общих таинств — без большого успеха. В XXI веке ранний протестантизм окончательно выхолащивается и официально мигрирует в римский католицизм: англикане, шокированные либеральными выходками своего руководства (типа рукоположения гомосексуалистов) переходят в «лоно матери-церкви» целыми общинами, лютеранская церковь официально извиняется за Лютера («мол, погорячился») и снимает все претензии к католикам. Еще трепыхается поздний консервативный протестантизм, увлеченный идеей всемирной евангелизации (Лозаннское движение). Но и его активно косит харизматическое движение — центральный фактор смычки протестантов с католиками, полностью одобряющих эти проявления (по разным данным, из всех течений христианства более всего харизматов — среди католиков). Остановившийся в реформировании церкви по библейскому образцу протестантизм всё сильнее осознаёт свою богословскую несамостоятельность.

Теологические исследования протестантов всё больше фокусируются либо на философии (либеральное крыло), либо на патристике (консервативное крыло). Библия открыто провозглашается недостаточным основанием для богословия и практики. Круг замыкается.

Поэтому картина такова: официальный, видимый экуменизм — типа Всемирного совета церквей — верхушка айсберга, марионеточная структура. Он мало что решает и никого не объединил. Вместо этого надо смотреть в корень общего состояния христианства. А оно таково: эра государственного христианства окончилась. И это всех сбивает с толку. Нет стран, официально называющих себя христианскими. У церквей больше нет политической поддержки, питавшей их аппетиты сотни лет. При этом есть две серьезные опасности: секуляризм и ислам. Как известно, общий враг — самый быстрый способ объединиться. На этом много раз играли исторические церкви, то ведя в крестовые походы, то направляя социальную напряженность на беззащитное меньшинство (скажем, еврейские погромы в России начала ХХ века, идеологами которых выступали, среди прочих, православные священники — тот же Сергей Булгаков).

На этом и пытаются сегодня играть консервативные протестанты, ищущие политической поддержки, в первую очередь в США. Ведь (об этом часто забывают), Откр.13 говорит не об одном звере, а о двух. И если эсхатологический антихрист, как нас пытаются убедить — это первый зверь, то когда придет второй? На самом деле власть первого зверя официально окончилась в 18 веке. Но будет возвращение к духу средневековья. И осуществит его протестантизм, протянувший руку католикам. Как и ранее, сначала всё выглядит отлично. Не подкопаешься. Движение pro-life. За жизнь. Против абортов, эвтаназии, гомосексуализма. Всё четко, духовно, по-христиански. Но, как говорят, дьявол в деталях. И проблема не в идеях, а в методах. Вернуться к идее средневековой церкви, придя в политикум. Создать «христианское правительство». Чтобы силой государственных законов сохранить христианские ценности в обществе.

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр.13:16-17). ХХ век пошел на локальные репетиции этого проекта: отработано понятие экономической войны, глобализация превратила мир в большую деревню, весь мир, включая врагов США, пользуется теми же деньгами, говорит на одном языке, входит в один интернет. Вопрос в другом: сегодняшний отказ от банковской карты или ИНН не сделает человека свободным от всемирной системы контроля над совестью. Всё начинается с верности Богу. Верности Его слову. Если вернуться к библейским примерам, то индейцы Южной Америки до поры были далеки от христианской повестки дня. Но это не делало их правыми пред Богом. Прежде чем экуменизм покажет свой настоящий масштаб и принесет плоды, каждый землянин услышит о вечном Евангелии — зов Духа Святого «о грехе, о правде и о суде»: призыв поклониться Творцу, об осуждении Вавилона и каре всем, кто не оставит его дурман ради Божьей истины (Откр.14).

Бог вызывает Своих детей не из экуменических организаций в первую очередь, а из ложной системы поклонения (Откр.18:4).

А есть и хороший «экуменизм» — межцерковное сотрудничество в деле благотворительности, библеистики, научных исследований, защиты религиозной свободы.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация