Из масонства может ли быть что доброе?

Вокруг масонов много спекуляций, потому что это было тайное общество. Расцвели масоны в эпоху Просвещения, когда провозглашался человеческий разум как критерий истины, наука казалась всесильной, страны становились абсолютными монархиями, а элита отходила от христианства. Ясно, что такая ситуация приводила к аморализму, деспотии и ничем не ограничиваемому своеволию (вспомните эпоху Петра Первого).

Духовные потребности уходили из общественной жизни. Духовно ищущие люди — само собой, это были дворяне — пытались совместить а) попытки сохранить духовную независимость в полицейском государстве, б) создать наукообразную и соответствующую времени версию веры (религии). Что у них было в руках? Элементы христианства, которые они считали нужным признавать, и результаты научных открытий, оккультизм, восточные верования, народный мистицизм и ряд других моментов.

О духовной атмосфере той эпохи в Российском государстве см. романы «Ледяной дом» Ивана Лажечникова и «Петр Первый» Алексея Толстого, рекомендую фильм Виталия Мельникова «Царевич Алексей» (1997 г.). О российском масонстве см. «Войну и мир» Льва Толстого.

Масоны создали тайную организацию, чтобы иметь внутреннюю свободу, верить согласно своей совести, иметь принадлежность к братству, возродить дух ритуалов, словом, это была квазицерковь своего времени, когда традиционные конфессии переживали кризис и были частью государственной полицейской машины.

Тайный характер масонства породил множество слухов, вошел в литературу и фольклор.

Т.к. подобные организации не могли не придти к критике существующего строя (а его всегда было за что критиковать — взять хотя бы кровавую тиранию Петра), то они приобретали, среди прочего, и политический характер.

Близкими к украинскому дворянству подобными кружками были декабристы и позже члены Кирилло-Мефодиевского братства (Пантелеймон Кулиш, Тарас Шевченко). Ранее похожий характер имели православные братства в Речи Посполитой.

Можно ли назвать Пьера Безухова сатанистом? А декабристов? А Шевченко?

Это были ищущие люди. Ясно, что оккультизм надо было еще отделить от науки, с которой он был плотно связан в средневековье, когда ученые, особенно естествоиспытатели, находились на полулегальном статусе. Когда астрономия была еще не отделена от астрологии, а химия от алхимии. Закрытый характер и вольнодумство заводили масонов в мировоззренческие тупики. Оккультный элемент их поисков очевиден для любого.

Однако масоны сыграли большую роль в развитии гражданского общества, в распространении ценности свободы совести, в развитии клубов, общественных организаций и легализации неофициальных, негосударственных церквей — так называемых сект.

Скажем, протестантизм, особенно советского периода, развивался в условиях, породивших масонство: партийный абсолютизм, вера во всесилие науки и разума, преследование официального христианства и подчинение государством церкви, атеизация общества — и не мог не приобрести схожих с ним черт (вплоть до учения об (атеистическом) государстве как об Антихристе). Протестанты функционировали как подпольные кружки, которые также пытались отстаивать свободу совести. Некоторые традиции советского политического диссидентства перекочевали в современные масонские ложи.

И главное: российские масоны сыграли важную роль в появлении и функционировании библейских обществ, которые спровоцировали переводы Библии на русский (Британское библейское общество) и украинский (Кирилло-Мефодиевское братство) языки. Ранее православные братства создали условия для появления Острожской Библии.

Масонов демонизируют, потому что не понимают их мышления и справедливо боятся нелегальных организаций. Боятся свободомыслия и свободы совести, потому что узник совести ничего не страшится («не бойтесь убивающих тело…»). Боятся антигосударственных выступлений, а они были (те же декабристы).

Сказать, что масоны — дьявольская организация — значит не понимать человеческих мотивов создания этого движения. Большинство этих кружков ни к чему ультрасерьезному не звали, а были чем-то вроде клубов по интересам. Однако наряду с этим они сыграли огромную роль в современной политологии, богословии и социологии: в необходимости отделения церкви от государства, свободы собраний и создания общественных организаций, церкви-секты (т. к. собрания, к которому присоединяются не в результате рождения в верующей семье, а в результате сознательного выбора в зрелом возрасте), выборности власти и прав человека. С точки зрения библейской ортодоксии учение масонов крайне пестро и, конечно, и близко не укладывается в рамки традиционного христианства, поскольку таковым особо и не стремилось стать.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация