Книжники и христианство

Писания апостолов повествуют о нескольких социальных группах во время земного служения Иисуса.

Хорошие слова находятся для иоаннитов: из них Иисус набирает апостолов, позже их перекрещивают миссионеры. Хотя есть и резкий ответ Христа на их упрек насчет не соблюдающих посты учеников Иисуса.

Ничего хорошего не могу вспомнить об иродианах. Похоже, это были политиканы без серьезного влияния на общество.

Ессеи в Новом завете не упомянуты вообще.

Преобладает критическое отношение к саддукеям — коррумпированной храмовой верхушке. Хотя и для колена Левия находятся добрые слова: благочестивая семья Захарии и Елизаветы и их сын Иоанн (Креститель), названный величайшим из пророков, компенсируют мрачную картину. И для них характерны сомнения (Захария не верит Гавриилу, Креститель в тюрьме сомневается в мессианстве Иисуса). Более того: евангелист называет пророком (!) первосвященника Каиафу, осудившего Иисуса на смерть (Ин.11:51). И Деяния упоминают «очень многих» священников, «покорившихся вере» (Деян.6:7). И мы видим, что заискивание перед богачами, посещавшими собрания ранней церкви, Иаковом в его послании воспринимается как распространенная проблема. Похоже, богачей в тогдашней церкви было немало.

Но все эти упоминания просто растворяются в огромной роли, которую играет в Писании традиция книжников и фарисеев. Литература диаспоры (Даниил, Ездра, Есфирь и Неемия) показывает формирование этого движения: его предысторию, причины, ценности, мотивы, преемственность от священников, показывает ход служения, идеологию.

В Новом завете они составляют основной полемический контекст новой веры: Иисус — раввин фарисейской школы, Его учение находится целиком в русле талмудической традиции (см. Александр Тарасенко, «Четвертое Евангелие и его палестинский контекст»). Большинство положений Его науки было озвучено другими фарисейскими учителями в ту же эпоху. Он учит в синагогах, отрицает устную Тору в пользу письменной, расставляет те же акценты, что и другие учителя Закона.

И как раз эта привычность и должна вызвать у слушателя Нового завета вопрос: почему в таком случае конфликт между школой Иисуса и другими течениями в иудаизме зашел так далеко?

Надо ли быть похожими на фарисеев Никодима, Иосифа Аримафейского, Гамалиила, Савла? Никодим сомневается (вспомним сомнения священника Захарии и его сына Иоанна), Иосиф скрывает веру, Гамалиил не переходит на сторону учеников вообще, Савл целиком одобряет убийство Стефана.

Иисусовы оценки фарисеев, их учения и практики также противоречивы. Но эти оценки не сравнимы с Его оценкой саддукеев или разгромными пассажами в адрес язычества у всех без исключения авторов Нового завета. Контекст Иисусова учения — фарисейский контекст.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация: рисунок Уильяма Блейка «Явление ангела Захарии».