Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 12. Последняя неделя в Иерусалиме

Миллионы христиан-паломников из разных стран ежегодно посещают Израиль. Многие хотят увидеть, где Иисус провел Свою жизнь. Они едут в Назарет, где Он родился, и в Галилею, где началось Его служение. Они также посещают многие другие места, где Он проповедовал, рассказывал притчи и совершал чудеса. Среди всех мест, которые посещал Иисус, Иерусалим занимает особое место. Он приходил в этот город много раз. Но последняя неделя Его земного служения, наполненная необычными событиями именно в Иерусалиме, делает это место выдающимся. Этот город и эта неделя поставили точку в борьбе между добром и злом. Вот об этом наш очередной урок.

Мы имеем памятный ключевой текст к этому уроку. Он гласит так:

«Приблизившись к Иерусалиму и смотря на него, Иисус заплакал о нем» (Лук.19:41 перевод автора).

Рассмотрим этот урок в трех основных аспектах.

I Царь мира въезжает в Иерусалим

В первый день этой недели Иисус триумфально въехал в Иерусалим на осленке, на котором никто еще не ездил. Множество людей стелили на дорогу перед Ним одежду, прославляли Бога и радовались. Глядя на этот город, глаза Иисуса наполнились слезами. Он знал, что однажды Иерусалим, гордость и славу евреев, сровняют с землей. Затем Он пришел в храм и, очистив его от осквернения, вернул этому месту присутствие Божье. Немного позже Он рассказал притчу о злых виноградарях. Первосвященники и фарисеи понимали, что она относится к ним.  А в завершение недели Он провел Вечерю Господню. Это общий план той последней недели Его деятельности на земле.

У нас возникают вопросы: зная, что Его ожидает в Иерусалиме, почему Он вошел в него? А не лучше ли было бы не подвергать Себя опасности? Как Его встретили в этом городе? Какое пророческое значение имеют события, происходившие в нем? Это актуальные вопросы, давайте поговорим о них.

Хотя Иисус ходил по городам и селам, однако в центре внимания Мессии оставался именно Иерусалим (Лук.9:51; 13:22). Давид сделал Иерусалим политическим, культурным и религиозным центром своего царства (2Цар. 5:6). Со времен возведения храма Соломона Иерусалим прославился как «город Бога нашего» и «радость всей земли» (Пс.47:2-3). В тот город Иисус «восхотел идти» (Лук.9:51), чтобы исполнить Свою миссию, отдав Свою жизнь в качестве искупительной жертвы за грехи мира. Он не мог туда не пойти и сорвать план спасения. Любовь к людям и их спасение двигало Христом.

Выполняя эту миссию, Иисус, Князь мира, взял молодого осленка и отправился в сторону Иерусалима. Оживленная толпа, сопровождавшая Его, славила Бога, говоря: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (Лук.19:38). В разгар радостных прославлений Иисус увидел город и «заплакал о нем» (текст 41). Сердце Иисуса пронзил вид Иерусалима, который отверг Его, Сына Божьего, пренебрег Его любовью, который не поверил Ему, хотя видел Его невероятные чудеса, и который готов был лишить Его жизни. Он видел, какую вину навлекал на себя Иерусалим, отвергая своего Искупителя, он видел, каким Иерусалим мог бы стать, если бы принял Того единственного, Кто мог исцелить его раны. Он пришел спасти Иерусалим. Как же Он мог оставить его?

С вершины Елеонской горы был виден весь город, включая и храм. Елеонская гора была расположена выше, чем храм. Великолепная красота храма, его белые мраморные и позолоченные своды сверкали в отраженном свете заходящего солнца, представляя собой вдохновенное зрелище для Иудеев. Иисус, взглянув на город, заплакал, потому что Он видел то, что большинство людей не видело – ужасную судьбу Иерусалима в руках Римской армии, менее чем 40 лет спустя.

В последнюю неделю служения Иисуса произошло одно интересное событие. Он въехал в Иерусалим верхом на осле. Это побудило многих приветствовать Его как царя. В те времена на Среднем Востоке осел был символом мира, в отличие от лошади, которая была символом войны. Поэтому, въехав на осле, Иисус показал, что Он Царь мира.

Но Это радостное торжество продлилось недолго. Состояние Иерусалима вызвало в сердце Иисуса глубокую скорбь. Этот город был центром главных событий в жизни израильтян того времени. Иисус пришел туда не для того, чтобы Его короновали. И Он плакал, потому что жители этого города не смогли увидеть истинную цель Его служения — умереть за них. Он знал, что произойдет с Иерусалимом, и Он хорошо понимал, что жители этого города откажутся покаяться. Осознавая, что люди и их лидеры надеялись увидеть Мессию, который решит их политические проблемы, Христос плакал, потому что Ему было жаль, что скоро их постигнет большое наказание. Греческое слово «краугазо», переведенное как «заплакал», означает громкий безутешный плач, возможно, от душевного страдания. В этом проявились не только чувства Иисуса, Он показал, как сильно было ранено сердце Бога из-за упрямства Его народа, а также из-за их нежелания покаяться и принять Его спасение. Этот народ стал теперь символом каждого, кто отвергает Божью жертвенную любовь.

Это мы вспомнили две части повествования, связанные с Иерусалимом в ту последнюю неделю, а именно: Его приход как Царя мира, Он пришел, и Он заплакал. Но здесь есть повествование еще о том, что сделал Иисус, придя в Иерусалим. Он пришел, чтобы вернуть святость храму. Это три важных фактора, они все говорят о нежелании Израиля покориться Богу и Его Закону, за что они пожнут страшные последствия.

Официальный Израиль — в лице первосвященников, книжников и старейшин народа — забыл об истинном предназначении храма и использовал его в своих целях. Они не просто заставляли молчать каждого, кто хотел прославить Царя (19:39-40), и отказались подчиниться Его власти (19:14), они усугубили свою вину еще и тем, что хотели Его убить (19:47-48). В такой ситуации наступление Божественного суда неизбежно (19:42–44). Иисус, зная это, заплакал об Иерусалиме.

Очищение храма Божьего стало публичным проявлением праведного негодования Иисуса. Он в великом гневе разогнал жадных людей, осквернявших храм, унижая его священное предназначение. За три года Иисус дважды очищал храм (Иоан. 2:13–25). Из этих событий мы можем извлечь несколько уроков:

  1. Христос желает видеть в Своем доме святость и искренность. Он умер, потому что «возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефес. 5:25–27).
  1. Мы должны поклоняться Ему в Духе и истине (Иоан. 4:24). А церковь должна стать центром молитвы и единства (Матф. 21:13).
  1. Жертва Иисуса приведет нас к искренним отношениям с Богом, и мы будем прославлять Его дом своим поведением (1 Тим. 3:15).
  1. Очень важно, чтобы каждый христианин правильно демонстрировал Царство Божье: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:9–11).

Народ Иерусалима и его руководители были ослеплены традициями. Иисус оплакивал их состояние и неминуемую гибель. Он знал, что случится с теми, кто не примет Его как своего Искупителя. Эта ситуация может послужить уроком для нас, ожидающих Его второго пришествия. Люди, которые выстраивают стены безразличия и упрямства, отделяют себя от Его любви и Его заповедей. Давайте будем жить так, чтобы, придя во второй раз, Иисусу не пришлось оплакивать нас.

II Вечеря Господня

Я не буду цитировать весь текст, вы помните его: (Лук.22:14-23). Мы можем сделать лишь некоторые выводы. В тот вечер Христос с учениками фактически совершил Пасху, и тут же Он приступил в новозаветной Вечере. Он объединил два ритуальных мероприятия в одно – Пасху и новозаветную Вечерю.

«И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лук. 22:15).

Это был последний случай, на котором Иисус присутствовал совместно со Своими возлюбленными учениками прежде агонии предательства, испытания и распятия. Эта кульминационная точка Его земного служения всегда была перед Ним, когда Он трудился среди людей. Почти на протяжении года Иисус с усердием старался приготовить Своих последователей к событиям этих последних заключительных часов Своей жизни.

Это была четвертая Пасха в служении Иисуса, или третья, отпразднованная вместе с учениками в Иерусалиме. Снова и снова Иисус говорил ученикам о Своих страданиях. Ветхозаветные пророки часто высказывались о страданиях Мессии. Это и 53 глава Исаии и 21 Псалом. Иисус должен был пройти весь путь к кресту посредством страданий, чтобы называться «вождем» нашего спасения (Евр.2:10). Без креста не могло быть венца. Наше преимущество, как последователей смиренного Иисуса – иметь участие в Его страданиях.

Это был последний пасхальный случай, на котором последователи Христа могли участвовать соответственно с его значением и смыслом. Разорвавшаяся завеса в храме в момент смерти Христа на кресте была небесным знаком, что символы Иудейской системы пришли к своему концу, когда Христос, на Кого эти символы указывали, отдал Свою жизнь для искупления многих. Иисус заместил символы смерти живыми символами Своего собственного тела и Своей пролитой крови. Заключительное и совершенное празднование избавления от греха будет иметь место в царстве «славы», о чем Христос уже говорил ученикам.

Какие особенности мы можем обнаружить в тех символах, которые учредил Христос на той Вечере, и вообще в том, что там произошло?

В отношении предателя: Четыре Евангелиста в разных деталях описывают один момент. Начнем с Иоанна:

«Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Иоан. 13:25-26).

По Иоанну, Христос обмакнул кусок хлеба в соус с горькими травами и подал Иуде. По этому тексту, Он явно перед всеми обнаружил предателя, что вообще было не в Его стиле. Но ученики почему-то не среагировали на это и не поняли ничего, даже тогда, когда Иуда покинул их общество.

«Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» (Матф.26 23).

По Матфею, произошло уже по-другому. «Опустивший со Мной руку в блюдо». То есть, тот, кто в один момент со Христом обмакнет кусок хлеба, тот и предатель. Ученики также не могли бы не заметить, что сразу после произнесенных слов вдруг одновременно рука Иисуса и рука Иуды опустилась в чашу с соусом.

А вот у Луки и у Марка более правдоподобное описание этого момента, что больше подходит характеру Христа – выявить кого-либо, но так, чтобы это не было слишком явно, но чтобы об этом узнал только сам виновник. Вот тексты Луки и Марка:

«И вот, рука предающего Меня со Мною за столом» (Лук. 22:21).

«Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (Марк. 14 20).

Видите, Христос в общих чертах выявил, что тот, кто Меня предаст, он здесь среди вас, он вместе со Мной ест и в одну чашу со Мной макает свой хлеб. Это больше подходит приему, который применял обычно Христос. Я не знаю, почему Иоанн именно так описал этот случай, ведь он является непосредственным участником этого случая, это он спрашивал Христа: «Скажи нам, кто это?» Я не хочу делать какие-то конкретные выводы, но скажу только то, что это свое Евангелие Иоанн писал к концу первого столетия перед самой смертью и уже после книги Откровение, и находился он уже после ссылки в городе Ефесе. После того случая в верхней горницы прошло уже очень много лет, и в памяти могли остаться общие воспоминания, связанные как-то с хлебом и с его маканием.

В древности, нарушение прав гостеприимства ставило нарушителя вне всяких границ добропорядочности. На Востоке, даже еще и сегодня человек избегает участия в трапезе с человеком, которого он хотел бы обмануть, строил для него какие-либо ковы, или если он не хотел быть его другом. Иуда попрал все эти правила добропорядочности и нагло ел вместе со Христом и тут же пошел чтобы Его предать.

Другой момент: пища и питие на Вечере. Ни на Пасхе, ни на Вечере, учрежденной Христом, не было ничего ни алкогольного, ни квасного. Хлеб был пресный, и вино безалкогольное. Я удивляюсь, как кто-то упорно сопротивляется, ухватившись за то, что вино якобы на Вечере было перебродившим алкогольным вином. Это тоже граничит с каким-то богохульством, считать, что символом крови Христа было алкогольное вино. Это аллюзивно с упорством Иуды, которого Христос разоблачил, но он вместо покаяния, пошел и осуществил свои коварные намерения. Виноградный сок – является символом крови Христа. А что нам говорят апостолы о крови Христа и вообще о Нем, как жертве за грешников? «… но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет.1:19). «… повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета …» (Евр.10:29).

Что кроется в ногоомовении? Это тоже символ, это не омытие ног после пыльной дороги. Вникните в содержание этого текста:

«Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался» (Иоан. 13:4).

Видите, не тогда, когда они пришли, Христос стал омывать всем ноги после пыльной дороги. Они уже совершали Пасху, естественно, видимо сами ополоснув себе ноги перед тем, как войти в устланную горницу. Совершив ветхозаветную Пасху, Христос приступил в обряду ногоомовения. Петр предложил Христу другую крайность: «омой меня всего», но Христос сказал: «омытому надо мыть только ноги». Почему? Потому что это символ, свидетельствующий о смирении друг пред другом, и Христос нам в этом пример. Следует ли нам совершать этот обряд? Вот несколько моментов, базируясь на которые, мы совершаем этот акт смирения:

«Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Иоан.13:8).

Не участвуя в акте ногоомовения, мы не имеем части с Христом.

«Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть» (Иоан.13:10).

Нужно…омыть ноги.

«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Иоан.13:14).

Должны умывать ноги друг другу.

«Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоан.13:15).

Это пример, чтобы и мы делали то же самое.

«Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Иоан.13:17).

Видите, сколько моментов говорит в пользу того, чтобы нам совершать этот обряд.

III За Иисусом в Иерусалим

Мы очень похожи на людей, живших во времена Иисуса. Мы поднимаем глаза к небу и прославляем Спасителя. А затем пронзаем Его сердце тем, что обсуждаем брата или сестру за их спинами или проходим мимо человека, который нуждается в дружеской поддержке и помощи. Мы тщательно изучаем предостережения о нападках сатаны, но, несмотря на это, спотыкаемся и падаем. Мы должны с верой посвятить нашу жизнь Иисусу, потому что Он Сам сказал: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоан. 13:15).

Сегодня мы должны возвестить: «Мы, Его ученики, возглашаем: это — Иисус, Мессия, Князь жизни и Искупитель мира!»

Последние дни перед распятием были для учеников очень насыщенными. Они чувствовали, что на этот раз посещение Иерусалима станет чем-то значительным. Должно случиться нечто великое! И просьба Иисуса привести Ему осла, чтобы въехать в город, стала для них бесспорным знаком, что Он должен занять трон Давида. Мы также живем в необычное время. И, подобно ученикам, которые ошиблись в своих ожиданиях во время прибытия Иисуса в Иерусалим, мы также можем разочароваться из-за задержки Его второго пришествия. Давайте рассмотрим несколько советов, основанных на событиях последнего визита Иисуса в Иерусалим. Эти советы помогут нам избежать крайностей в нашем ожидании.

Славьте Его и будьте радостны в Его присутствии (Лук.19:37–40). Иисус не запрещал людям приветствовать и прославлять Его. Прославление помогает сохранить положительный духовный настрой. Павел писал, что мы всегда должны радоваться (1 Фес. 5:16). Очень легко впасть в уныние, слыша новости об ужасных событиях, происходящих ежедневно. Но если мы будем взирать на Бога и прославлять Его, то мы будем смотреть на все эти события совершенно по-другому. Когда мы общаемся с Богом, давайте сделаем нашим обычаем читать прославляющие псалмы и петь прославляющие гимны.

Общайтесь с людьми, старайтесь восполнять их нужды (Лук. 19:41–44, 47, 48). Иисус любил быть среди людей. Он пришел в Иерусалимский храм еще и для того, чтобы учить и исцелять. И во время Своего последнего визита Он плакал, потому что они были Ему не безразличны. Книжники и фарисеи, наоборот, держались подальше от людей, считая их низшими и недостойными. Нам нужно следовать примеру Иисуса. Он заботился о разных людях, сочувствовал им в их нуждах и использовал Свои дары, чтобы восполнить их.

Сделайте Бога центром своего поклонения (Лук. 19:45, 46). Придя в Иерусалим, Иисус увидел, что народ использует храм для личной выгоды. Это вызвало Его негодование и пробудило в Нем желание разогнать их. О чем мы думаем во время богослужения или других церковных мероприятий? Занимает ли Бог центральное место в наших мыслях? Как мы используем наши таланты: для прославления Бога или для того, чтобы похвастаться перед другими? Поддерживаем ли мы друг друга или мы способны только на сплетни? Давайте задумаемся над своими мотивами и приложим все усилия, чтобы во всех наших делах прославлялся Бог.

Иисуса ненавидели религиозные и политические лидеры, торговцы и законодатели. Поэтому Он стал жертвой самого жестокого сговора в истории. Почему? У них было несколько причин от Него избавиться. Разогнав торговцев, Он разрушил действующий в храме бизнес. Он боролся с несправедливостью системы, и Его учение часто возвышало бедных над богатыми. А еще Его большая популярность могла привлечь внимание Рима, а израильские лидеры не хотели иметь с ними ничего общего (Лук. 19:47). Он был слишком популярен, поэтому они желали Его смерти. И вот коварный план составлен. Еще один ужасный факт заключался в том, что Его предал один из Его учеников, который

был рядом с Ним на протяжении трех лет. Иисус все это знал, но все же пришел в Иерусалим, потому что от этого зависела жизнь многих людей. Все это было частью плана победы в великой борьбе против сатаны. А Иерусалим стал ареной для происходящего. Он был Иисусом, Личностью, Которая во все времена привлекала больше всего внимания. Он был не просто звездой. Он — Суперзвезда.

Заключение.

Последняя неделя была наполнена яркими событиями: триумфальный въезд Иисуса; Его плач над Иерусалимом; очищение храма; интриги и злые умыслы вокруг Его Личности; драматизм Вечери Господней; агония Гефсимании; насмешки солдат; распятие и, наконец, воскресение. Никогда не было и не будет такой насыщенной недели в истории одного города. Эти события были кульминацией вселенского конфликта между добром и злом. Но, к сожалению, важность происходящего в тот момент понимал только Иисус.

Из множества представленных здесь уроков выделяются два самых важных. «Христос умер за нас» — это первый урок, который нужно помнить, принимая трапезу Господню. Второй урок заключается в том, что мы сидим за Его трапезой как одно тело благодаря Его смерти, которая всех нас привела в единое братство. Даже сегодня, когда мы садимся за трапезу Господню, мы садимся как Христово искупленное сообщество конца времени, ожидающее возвращения Господа. До тех пор Вечеря Господня является напоминанием, что история имеет смысл, а в жизни есть надежда.

Пастор Александр Серков