Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 10. Каждый день с Иисусом

Говорят: «Покажи мне друга; и я скажу – кто ты». Это правдивая поговорка. Мы претендуем на звание христиан, но проводим ли мы жизнь с Иисусом постоянно? Вот об этом наш урок.

Памятный или эпиграфический текст к этому уроку гласит:

«И сказали тогда Апостолы: «Господи, умножь в нас веру!» (Лук.17:5 перевод автора).

Что ж, давайте приступим к рассмотрению этого урока.

I Следование за Христом

О какой вере идет речь в памятном тексте? Чего хотели ученики, когда просили Иисуса укрепить их веру? Почему необходима вера для того, чтобы быть подобным Ему? Почему Христос критиковал веру и стиль жизни фарисеев? Как нам избежать фарисейства и следовать по истинному пути Христову? Видите, сколько вопросов возникает в связи с этой мыслью о следовании за Христом.

Обладание верой, согласно высказыванию Иисуса, не является вопросом величины ее, но качества. Личность или имеет веру или не имеет ее. Самой маленькой веры недостаточно, чтобы совершить невозможное. При этом значение имеет не столько количество веры, как ее подлинность и искренность.

И вот Христос на их просьбу об умножении веры говорит им. Я цитирую текст:

«Даже если бы вера ваша была с горчичное зерно, то вы сказали бы этой смоковнице: “Вырвись с корнем и перенесись в море”, то она непременно повиновалась бы вам» (Лук.17:6 перевод автора).

Вероятно, Иисус преднамеренно выбрал иллюстрацию настолько трудную, что она граничила с абсурдом. Очевидно, Иисус не имел в виду, чтобы Его ученики совершали такие магические, волшебные подвиги по депортации деревьев в пучину морскую. Эта иллюстрация подобна высказыванию о верблюде, которому надо пройти сквозь игольное ушко. Обе иллюстрации трудны в смысле буквальной невозможности, и Иисус не имел в виду, чтобы ученики намеревались выполнить какое-либо из этих двух высказываний в буквальном смысле.

Но главная мысль здесь не в волшебстве, а в наличии веры. Как мы можем позволить Господу укрепить нашу веру? Фарисеи пытались получить спасение делами, и сегодня многие стараются заслужить Божью благосклонность, увеличивая знания о Нем или стараясь в совершенстве следовать букве закона, но Слово Божье ясно для понимания, и оно неизменно. Библия была дана не только для образованных, богатых или ученых людей, она написана так, что ее может понять каждый, независимо от происхождения, положения или образования.

В этом уроке мы сосредоточим наше внимание на том, как найти Иисуса в повседневной жизни. Следовать за Богом — не значит вести войну с еретиками или составить гениальный план по борьбе с проблемой голода в мире. Конечно, есть отдельные люди, для которых это может быть их призванием, но не стоит забывать, что это не единственный способ найти Бога.

Джон Уэсли однажды сказал: «Один из главных принципов религии — не упускать возможности послужить Богу. Но так как Он невидим, мы можем служить Ему, делая добро нашим ближним. Эти поступки Он воспринимает как совершенные в Свой адрес, как будто на месте этих людей был Он» (64. John Wesley. A Plain Account of Christian Perfection (Kansas City, Mo.: Beacon Hill Press, 1966), p. 53).

Бог часто дает нам возможность открыть Его характер другим. Христос ясно говорил, что, служа окружающим, мы служим Ему. Его слова были очень просты: «Идемте со Мной! – говорит им Иисус. – Я сделаю вас ловцами людей (Матф. 4:19 перевод автора). Жить для Иисуса — не значит изучать философские концепции, непонятные доктрины и решить «делать добро». Хотя в христианской жизни очень важно искать новые концепции, философские идеи, сильные доктрины, а еще важнее делать добро, вот это и должно стать центром религии. В основе всего должна стоять вера, движимая любовью.

Наша жизнь полна решений, одни более важные, другие — менее. Уже проснувшись утром, нам необходимо сделать выбор: что одеть, что поесть, куда пойти. Но есть и более сложные решения, например, на ком жениться. От этого решения будет зависеть вся наша дальнейшая жизнь, поэтому его нужно тщательно обдумать. От того, принимаем ли мы решение идти по жизни, глядя на Христа, также зависит направление нашей жизни. Более того, это самое важное решение, которое только может принять человек. И оно включает в себя не просто знание о Нем, а затрагивает каждый момент нашей жизни под Его руководством.

Что побуждало многих людей идти за Христом во время Его земной деятельности? Кто-то хотел увидеть Его чудеса, а кто-то сам исцелиться. Кому-то нравилось, что Он кормит хлебом и рыбой. А кто-то ходил для выискивания компромата на Него и на Его учеников. С какой целью мы следуем за Иисусом? Чтобы учиться у Него. Не так ли? Мы видим множество примеров, когда Иисус призывал людей, которых общество считало «грешниками» и «недостойными». В 5-й главе Евангелия от Луки Он призывает сборщика податей, у фарисеев это вызывало только насмешку. Иисус, тем не менее, говорит ему: «Следуй за Мной». Заметьте, Он не сказал: «Оставь работу сборщика податей. Начни больше молиться, приведи свою жизнь в порядок. И только после этого ты сможешь следовать за Мной». Он призывает его таким, каким он есть. Христос не осуждает его. Напротив, Он проявляет милость и принятие.

Призывая нас, Иисус также не требует провести полную реформу нашей жизни, прежде чем мы последуем за Ним. Он приглашает нас прийти такими, какие мы есть, а Он Сам начнет изменять наш характер. Многие считают, что человек, прежде чем прийти к Богу, должен стать совершенным, но Писание неоднократно говорит, что Бог Сам приходит к нам, а мы только должны принять Его приглашение.

Следовать за Христом — это нечто большее, чем просто восхищаться Им. Да, Христос призывает нас такими, какие мы есть, но в то же время Он предлагает нам взять свой крест. Что это значит? Возможно, последовать за Христом — значит оставить что-то позади. Но это не так просто сделать. Это требует ежедневного видимого посвящения Ему. В Матф. 10:22 написано, что многих последователей Христа будут ненавидеть за Него, но тот, кто претерпит до конца, будет спасен. Мы склонны искать легких путей. Но следовать за Христом не всегда легко. Об этом говорит Писание. Оно также обещает — что бы ни случилось в нашей жизни, мы сможем перенести это вместе с Ним.

Вы знаете, что следовать за Иисусом, это значит, что нам следует кое от чего отказаться?! В основном, это две вещи:

  1. Отвергнуть себя. Обращаясь ко всем, Иисус сказал: «Кто хочет быть Моим последователем, пусть отречется от себя самого, возьмет свой крест и, следуя за Мной, постоянно несет его (Лук. 9:23 перевод автора). Нам необходимо отказываться от себя постоянно, а не только перед началом процесса ученичества. Как утверждает Павел: «Я каждый день умираю» (1Кор.15:31). Отказаться от себя означает совершить радикальную переориентацию своих жизненных приоритетов так, чтобы отныне «я» было подчинено Божественным приоритетам, а жизнь неизменно подчинялась владычеству креста Христова.
  1. Отказаться от фарисейства. Ни один из аспектов религиозной деятельности не попадал под осуждение Иисуса так часто, как фарисейство: жизнь, основанная на приверженности к внешнему, это законничество, показной образ жизни и лицемерие, при этом очень мало внимания уделялось любви, милосердию и справедливости.

Фарисейство — это раковая клетка, которая медленно убивает ученичество. Ношение внешней религиозной маски разрушает внутреннюю приверженность принципам Божьего Царства — любви, радости, миру, послушанию и справедливости. Поэтому Иисус предупреждал: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лук.12: 1). Давайте проверим себя: не фарисей ли я?

II Что дает нам следование за Христом?

Петр, Фома, Иуда, все они утверждали, что следуют за Иисусом, но ни один не был похож на другого. В чем недостаток каждого из них? И как можно преодолеть эти недостатки? Как фарисейство влияет на нашу веру, отношение к Богу и к нашим братьям и сестрам? Как мы можем сопротивляться соблазну иметь склонность к внешней правильности, которая не стремится получить преобразующую силу Христа? В чем разница между доверием Иисусу и верой в Него? Каким образом следование за Христом влияет на нашу работу, систему ценностей, общественную и семейную жизнь? Видите, как много интересных вопросов в связи с этой темой.

Если в первой части этого урока мы говорили о том, что нам не должно делать, следуя за Христом, то в этой части мы коснемся вопроса: что нам надо делать, следуя за Ним, и что нам это даст?

1Бойтесь Бога. Читаем текст Писания:

«Друзья Мои, говорю вам: «Не бойтесь тех, кто, убивая вас, только тело может умертвить, но больше ничего не может сделать.

Я скажу вам, кого следует больше всего бояться: бойтесь Того, кто не только тело ваше может умертвить, но Он имеет власть ввергнуть вас в геенну. Непременно говорю вам, Его бойтесь» (Лук.12:4-5 перевод автора).

В Библии слово «страх» используется в отношении Бога около трехсот раз. Его употребление показывает, что страх Божий — это положительное, а не отрицательное явление и важнейший элемент обеспечения устойчивой духовной жизни. Например, «Начало мудрости — страх Господень» (Пс.110:10) или: «Бойся Господа и удаляйся от зла» (Притч.3:7). Бояться Бога не означает жить в страхе или ужасе, а, скорее, знать Его полностью, доверять Ему абсолютно и безоговорочно соблюдать Его волю. Бояться Бога в этом смысле — действительно хорошая идея, поскольку это освобождает нас от всякого беспокойства (Лук.12:4–6), помещает нас в безопасные руки Того, Кто сосчитал все наши волосы (Лук.12:7), и укрепляет нас уверенностью Святого Духа (текст 12).

2 Жить без суеты. Читаем текст Писания:

И сказал также ученикам Своим: «Вот поэтому Я и говорю вам: не беспокойтесь о своей жизни, чем вам питаться, ни о теле, чем его одеть.

Не важней ли сама жизнь пищи, и тело – одежды?!

Посмотрите на воронов: они не сеют и не жнут, нет у них ни хранилищ, ни амбаров, но Бог обеспечивает их пищей. А вы намного дороже для Бога, чем птицы (Лук. 12:22-24 перевод автора).

Беспокойство — это результат греха. Хотя беспокойство на первый взгляд всячески помогает удовлетворять человеческие потребности, однако суета отнимает нашу веру в Бога и убивает радость в жизни. Поэтому Иисус повелевает нам не беспокоиться. Поверьте, что все возможно Богу. Далее Иисус обращает внимание на полевые лилии и на птиц небесных: они не беспокоятся, не раздражаются, но облечены всей славой и красотой. Если Бог заботится о вселенной и поддерживает все, что в ней, будет ли Он пренебрегать теми, кого создал по Своему образу и искупил для Своей вечной семьи?

Что еще надо делать, следуя ха Христом?

  1. Распознавать особенность времени. Читаем текст Писания:

И сказал Иисус также и народу: «Когда вы видите движущиеся тучи с запада, вы прогнозируете: “Будет дождь”, и ваш прогноз сбывается;

Когда же дует южный ветер, вы заявляете: “Наступит знойная погода, так оно и бывает.

Лицемеры! Глядя на приметы земли и неба, вы прогнозируете погоду; а вот распознать, какое наступило время, вы не способны.

Почему же вы сами не можете определить, что для вас является верным перед Богом, а что нет?

Или, например, когда ты идешь с противником твоим судиться, не лучше ли тебе примириться с ним по дороге, иначе, если дело дойдет до судьи, то судья даст указание, и исполнитель посадит тебя в тюрьму (Лук. 12:54-58 перевод автора).

В то время как люди гонятся за жизнью и ее разнообразными возможностями, они могут не замечать особенности времени, в которое живут. Христос предупреждал Своих последователей, что им необходимо жить с чувством времени в контексте вечности, которая уже буквально у порога. Гораздо более разумно примириться с Богом, пока еще «день». Иначе настанет «ночь правосудия», когда уже, увы, будет слишком поздно.

Итак, следование за Христом дает нам душевный мир сегодня и надежду на жизнь в Его царстве славы.

III Практическая сторона следования за Христом.

Читаем текст Писания:

Иоанн сказал тогда: «Наставник, мы видели одного человека, который именем Твоим изгоняет бесов. Но так как он не с нами, мы ему запретили».

На что Иисус сказал ему: «Не запрещайте, потому что кто не против вас, тот за вас» (Лук. 9:49-50 перевод автора).

Однажды некто рассказал о том, как по возвращении Иисуса на небо все небесные жители приняли Его с радостью и похвалой. Группа ангелов окружила Его, желая услышать больше об искупительной миссии. Они хотели узнать, как Его лоб, ладони и стопы ног стали настолько обезображенными? Иисус рассказал им о цене искупления: об агонии на кресте, о терновом венце, о следах от гвоздей, о рубцах, которые Он будет вечно носить как знак Божьей любви к грешному человечеству. Ангелы удивлялись непостижимой Божьей любви, и вот один из ангелов спросил Его: «Ты прошел все испытания, много страдал и одержал великую победу над дьяволом. Что Ты сделал для того, чтобы будущие поколения людей узнали о великой Божьей жертве?» Иисус ответил: «Я выбрал нескольких мужчин и женщин — Иоанна, Петра, Иакова, Марию, Марфу и других и велел им свидетельствовать обо Мне другим, а те — другим, и так далее». «А что, если эти мужчины и женщины не захотят свидетельствовать?» «У Меня нет другого плана. Я рассчитываю на них», — ответил Господь.

Это аллегория, но она поучительная. Бог учредил церковь для практического следования за Христом. Что это значит? Это значит то, что церковь не в пассивном ожидании должна проводить время. Ее миссия – возвестить людям то, что Христос сделал для всего человечества. Ученичество, которое возможно только благодаря пребыванию Христа внутри нас, выдвигает определенные обязательные требования. Не может быть никакой конкуренции, и не допускается никакая замена. Христиане не могут позволить себе быть слабыми или вялыми. Его бесспорное возвращение в неизвестный час должно побудить нас держать наши одежды препоясанными, а светильники горящими.

Эсхатологическая надежда должна быть движущей силой нашей жизни и работы, нашей готовности и верности. Именно эта верность в исполнении Его воли и готовность встретить Его отличает доброго слугу от злого.

Любая небрежность в отношении верности под предлогом «не скоро придет господин мой» (Лук.12:45) означает, что человек подпадает под жесточайший суд Божий (тексты 45–48). Чем больше преимущество, тем выше ответственность, следовательно, от тех, кому много дано, и ожидается много (текст 48).

Слова древнего пророка: «Горе беспечным на Сионе» (Амос.6:1) отражены в предостережении Христа о том, что христианское ученичество — это не состояние праздности. Павел объясняет, что христианская жизнь — это духовная война (Ефес.6:12). Главный фокус в том, что каждый христианин участвует в конфликте между Христом и сатаной, а крест проводит четкую грань между ними. Только благодаря постоянной вере в распятого Христа можно одержать окончательную победу.

«И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:48). Что этот текст должен значить для нас как адвентистов седьмого дня? План основан на кресте, и благая весть о кресте должна быть рассказана всем людям в мире. Ответственность за это свидетельство лежит на каждом христианине.

«И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). Последнее предписание Иисуса подчеркивает важную роль, которую Господь отводит проповеднической деятельности Его последователей.

Многие люди считают себя «поклонниками» Иисуса. Им нравится слушать истории о Его великих делах, например, о насыщении пяти тысяч человек. Они любят читать о Его невероятных чудесах, но когда перед ними становится выбор следовать за Ним, у таких людей появляются разные отговорки. Смотреть на Христа — это не то же самое, что смотреть телевизионное шоу. Вы не сможете поставить на паузу и в любой удобный для вас момент продолжить просмотр. Это не развлечение.

В Лук. 9:57–62 мы читаем диалог Иисуса с несколькими людьми, которые хотели следовать за Ним. У них появилось это желание, потому что они только что услышали и пережили сами чудеса Иисуса. Но вот Он поворачивается к ним и говорит:

«У лис есть норы, у птиц – гнезда, а Сыну Человеческому негде даже преклонить голову (ст. 58 перевод автора). Мы понимаем, что как только эти люди услышали слова Иисуса, у них больше не осталось желания следовать за Ним. А как у нас обстоит дело? Не пропадает ли у нас желание следовать за Иисусом, когда возникают проблемы?

Мы часто забываем, что Иисус желает для нас только лучшего. Многие представляют Бога мстительным. Они думают, что Он только и делает, что следит за нами, стараясь найти, за что нас наказать. Но Бог, описанный в Библии, совершенно другой. Мы призваны иметь веру, и мы знаем, что наша вера поможет нам исполнить Божью волю. Тогда мы обретем радость и душевный мир.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотя Иисус был великим Учителем, Он не основал школу теологии или философии. Его целью было «взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19:10). Он пришел, чтобы открыть Божий характер, и кульминацией этого откровения стал крест. На нем Христос показал человечеству и всем не падшим мирам, какой на самом деле Бог. Он взял на Себя наказание за грех, чтобы мы могли быть спасены. Благодаря этому появилось общество искупленных людей, которые, будучи спасены Его смертью, решили, что их жизнь должна стать отображением Его жизни и учения. Призыв стать частью этого общества — это призыв проявить абсолютную преданность Христу. Его желания становятся целью их жизни. Желаем ли мы быть в этом числе? Это хорошее желание. Так давайте же от желания перейдем к делу.

Пастор Александр Серков