Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 9. Иисус — величайший Учитель

26-05-2015, Комментариев нет Просмотров: 515

урок 9 Общая от Луки с дискомлазарьУчителей в мире много, и в богословии — тоже. Но Иисус – наш главный Учитель, Он самый величайший из всех Учителей, когда-либо существовавших на земле. О Нем наш урок.

Памятный текст к этому уроку гласит так:

«И не переставали удивляться тому, как Он учил, потому что в Его словах ощущалась власть и сила» (Лук.4:32 перевод автора).

Приступим к этому уроку и рассмотрим его в трех аспектах.

I Власть и сила Иисуса

Давайте рассмотрим наш памятный текст, он как раз говорит об этом. Что было предпосылкой для высказывания этих слов? Возьмем текст выше:

«И пришел в Капернаум, город, находящийся в Галилее, и учил народ в дни субботние» (Лук.4:31 перевод автора).

Видите, народ слушал Иисуса, и, естественно, у них вырисовывалась разница между Его проповедью и проповедями законников. И вот в 32 тексте мы читаем, что люди удивлялись Его учению, потому что они чувствовали в Его словах власть и силу.

Даже пророки начинали свои послания с авторитетного утверждения: «Так говорит Господь». А Христос часто использовал словосочетание: «Я говорю вам», чтобы показать, что Его власть – учить, искать и спасать погибающих, воскрешать из мертвых, исцелять, изгонять бесов, провозглашать Царство Божье и т.?д. — исходит из Его сущности. Все, кто Его слушал, поражались Его удивительной силе и власти. Слушавшие Его в субботу в Капернауме «удивлялись» Его учению. Греческое слово, переведенное как «дивились (синод. пер.), буквально означает «были чрезвычайно удивлены» или «ошеломлены». Те, кто слышал или видел проявление Христовой власти, были «удивлены» и «потрясены». Такой была сила Его власти.

Так и слушавшие Нагорную проповедь удивлялись «учению Его, потому что Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матф.7:28-29). Книжники говорили, используя власть, цитируя своих предшественников, а Иисус говорил с властью, авторитетно. С властью Создателя (Иоан.1:1–3), с властью Отца, Который послал Его (Иоан.7:16), с властью Его совершенной жизни. Христос говорил и поступал так, что даже Его противникам приходилось признавать, что «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Иоан.7:46). Не только на словах и делах, но и в жизни Иисус говорил с абсолютной уверенностью, без противоречий или смятения.

Новый Завет описывает множество случаев, когда Иисус проявлял Свою власть. Он имел власть учить тому, чему хотел (Лук. 4:31-32), исцелять больных и изгонять бесов (Лук. 4:36), прощать грехи (Матф. 9:6), делать людей детьми Божьими (Иоан. 1:12), совершать правосудие (Иоан. 5:27), отдать жизнь и принять ее назад (Иоан. 10:18), а также дарить жизнь вечную (Иоан 17:2). Можете ли вы представить, какого Друга и Спасителя мы имеем?!

II Влияние авторитета Иисуса на нашу жизнь

В Нагорной проповеди Иисус дал уникальное наставление. Вы не заметили, читая эту проповедь, не задевают ли некоторые тезисы наше самолюбие? Как мы отнеслись к этим словам? Я цитирую:

«Теперь Я обращаюсь ко всем, слушающим Меня: “Любите своих врагов, а тем, кто вас ненавидит, делайте добро.

Благословляйте проклинающих вас и молитесь за оскорбляющих и обижающих вас.

Если кто-то ударит тебя в челюсть с одной стороны, не препятствуй ему ударить тебя и с другой стороны; и если снимают с тебя верхнюю одежду, не препятствуй взять и рубашку.

Всем, кто просит у тебя, давай; а если что-то силой заберет, не требуй, чтобы он возвратил”» (Лук. 6:27-30 перевод автора).

Обычно человеческое общество руководствуется двумя законами. Первый — закон джунглей: если представитель одного племени убивал представителя другого племени, пострадавшее племя стремилось отомстить, убив всех представителей первого племени. По закону джунглей месть должна быть максимальной. Второй — закон взаимности. Этот закон, который рассматривали как улучшенный первый, предписывает «око за око, зуб за зуб». Уничтожения обидчика здесь не требуется, зато определение меры наказания дает некоторое удовлетворение. Но можно ли на основе мести или принципа взаимного соответствия построить прочное сообщество и эффективно поддерживать социальное равновесие? Махатма Ганди однажды сказал, что даже менее жестокий из этих двух принципов создает адские последствия: «Вырывание глаза за глаз может закончиться только тем, что целый мир станет слепым».

В отношении этой ужасающей практики Иисус, великий Учитель, провозгласил: «Любите своих врагов, а тем, кто вас ненавидит, делайте добро (Лук.6:27), подтвердив то, что Он говорил через Моисея: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Втор.6:5; Лев.19:18).

Заповедь о любви лежит в основе золотого правила, которое Христос преподнес как норму для решения межличностных отношений: «Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами» (Лук.6:31).

Когда Иисус говорил о любви как о Своей новой заповеди (Иоан.13:34), понятие «новый» относилось не к любви как таковой, но к объекту любви. Люди всегда любили; однако они любили тех, кого было легко любить, а также своих. Но Иисус представил новую модель любви: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». То есть, наша любовь должна быть такой же всеобъемлющей, жертвенной и такой же полной, какой является любовь Иисуса.

Мы сможем лучше сосредоточиться на наших целях, если будем иметь чистое и позитивное мышление. Также очень важно, чтобы между нашими мыслями, словами и поступками не было противоречий. Идеальным примером для нас в этом является Иисус. Он преуспел во всех трех аспектах (мысли, слова и дела) и совершил многое, что может стать моделью и составной частью нашей повседневной жизни. И если мы будем учиться у Него, то сможем сохранить целеустремленность и баланс.

Иисус ставил перед Cобой определенные цели. У Него были четкие цели, построенные на принципах и миссии Царства Божьего (Лук. 4:43; 8:1; 9:11). Его учение было открытым и определенным. Через Свое учение Христос хотел — и до сих пор хочет — привить ученикам высокие идеи, которые формируют веру и крепкие отношения с Ним и с другими людьми.

Иисус осторожно выбирал слова. Во времена Иисуса люди часто не умели читать, у многих или совсем не было, или было чисто формальное образование. Поэтому Он выбирал слова, которые были понятны всем. Он преподавал, Он проповедовал, Он рассказывал притчи, истории и другие иллюстрации, которые относились к окружающему миру и разным житейским вопросам, беспокоящим людей в то время (Лук. 4:43; 10:25–37).

Иисус служил для блага других. Где бы Иисус ни проповедовал, Он всегда совершал много хорошего для других. Он исцелял больных, воскрешал мертвых и прощал грехи (Лук. 6:17–19, 27–36; 7:1–17; 10:25–27). И все это Он делал, потому что любил. Он и сегодня любит, и понимает нас лучше, чем мы сами себя понимаем. В нашей жизни мы можем явно почувствовать влияние Иисуса как посланного Богом Учителя. Мы читаем:

«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан. 20:30-31).

Живя на земле, Иисус был очень старательным Учителем и Слугой. Он никогда не уклонялся от обязанностей. Он оставался верным Своему служению, даже когда пришло время умереть за грешников самой позорной смертью. Не испытывали ли вы когда-либо такое чувство, что хотелось просто убежать от проблемы? Многие люди отворачиваются и просто убегают, когда сталкиваются с тяжелой ситуацией. Они убегают от проблем в семье. Они увольняются с работы, если считают, что им недостаточно платят или что с ними поступают несправедливо. Они готовы отказаться от сложного предмета, если боятся его провалить, вместо того чтобы попросить помощи профессора. Они бегут от всего, что заставляет их чувствовать дискомфорт, от прошлого и настоящего. Однако Иисус показал нам, что значит быть посвященным. Он никогда не уклонялся от Своей миссии — миссии, которая включала не только наставления для жизни, но открывала, как получить спасение через Его смерть на кресте. Не стоит забывать, что, когда Иисус умирал, Он не был уверен в том, что Его ждет впереди. Теоретически Он знал, что должен воскреснуть на третий день, но на практике этот метод не был еще никем испытан. Он чувствовал, что тяжесть наших грехов, за которые Он умирал, может навечно разделить Его с возлюбленным Небесным Отцом. Но с помощью Святого Духа, обитавшего в Нем, Христос остался верен Своему предназначению. Слуга должен доводить все до конца, быть ответственным, выполнять обещания и добросовестно исполнять все обязанности. Будучи добровольно и на время плана искупления человечества Божьим слугой, Иисус совершил все это.

Иисус довел Свое дело до конца, хотя со всех сторон давило на Него отчаяние: над Ним насмехалась толпа, Он испытывал духовную и физическую агонию на кресте и все же не остановился. Христу понадобилась сильная вера, чтобы остаться там.

В наше время проявление верности — это редкость. Считаете ли вы себя надежным человеком? Не остались ли за нами невыполненные обещания, незавершенные обязательства или удержанные долги? Как мы оцениваем свою верность в свете того, что сделал для вас Иисус? Это интересные и весьма важные вопросы, над ними следует постоянно размышлять.

Только представьте, что однажды Иисус подойдет к вам и ко мне скажет: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Матф. 25:23). Не должно ли это нас окрылять в нашей духовной жизни? Вечная жизнь — это Божий дар тем, кто был спасен благодатью Христа. Если мы согласны с этим принципом, то как нам следует изменить свою жизнь? Ведь, согласитесь, не всегда и все у нас гладко. Пусть этот вопрос будет нам также для размышления.

III Пребывать в учении Иисуса

Великие учителя до и после Иисуса учили о единстве и любви, но, как правило, речь шла о любви в пределах одной группы; семья определяется исключительно принадлежностью к одной касте, племени или религии, а также наличием одинакового цвета кожи и языка. Но Иисус разрушил барьеры, разделяющие людей и предложил новое определение семьи, которое не делает никакого различия между вещами, обычно разделяющими людей. Под знаменем любви агапе — незаслуженной, никого не исключающей, универсальной и жертвенной — Христос создал новую семью. Эта семья отражает изначальную, универсальную и идеальную концепцию, установленную во время сотворения, которая свидетельствует, что каждый человек создан по образу Божьему (Бытие 1:26, 27) и, следовательно, все люди равны перед Ним.

Как язычник, который пишет для язычников, Лука представляет Иисуса как Спасителя всего человечества, а не как местного Мессию. Поэтому, представляя универсальность Христа, Лука уверен, что новая семья во Христе также не является ни замкнутой, ни ограниченной. Она также универсальна, не имеет разделительных стен и едина в вере, надежде и любви. Новая семья — это призыв вернуться к состоянию, существовавшему до грехопадения, к первоначальному замыслу Творца относительно человечества, в котором только любовь будет царствовать. Поставив любовь в центр Своей семьи, Иисус создал дом без перегородок, в котором все, кто придет к Нему, смогут найти себе место: мытарь (Лук.5:27–32), римский сотник (Лук.7:1–10), сын вдовы из Наина (тексты 11–17), фарисеи (текст 36–50), женщина, 12 лет страдавшая кровотечением и поэтому считавшаяся изгоем (Лук.8:43–48), странники на дорогах и перепутьях (Лук.14:15–24), законоведы и нищие в Его время, а также современные брахманы и неприкасаемые — все открыто приглашаются стать членами новой семьи Христа.

Рассказав притчу о добром самарянине (Лук.10:30–37), «Христос показал, что наш ближний — не только тот, кто принадлежит к нашей церкви или исповедует нашу веру. Ничего не значит ни национальность, ни цвет кожи или классовая принадлежность… Наш ближний — это каждый, кто нуждается в нашей помощи. Нашим ближним является каждый человек, душа которого изранена и изувечена врагом человеческого рода. Нашими ближними являются все люди, которые принадлежат нашему Богу» (Э. Уайт. Желание веков, с. 503).

Таким образом пребывать в учении Иисуса, это значит пребывать в Законе, установленном Богом. Из четырех авторов Евангелий только Лука записал притчи о блудном сыне и добром самарянине. Первая иллюстрирует вертикальное измерение любви, невероятную любовь Отца к грешникам; вторая показывает горизонтальное измерение — такую любовь, которая должна характеризовать человеческую жизнь. Отказываясь признавать какие-либо барьеры между людьми, но живя согласно определению «ближнего», которое дал Иисус, мы соглашаемся с заявлением, что все люди суть сыны Божьи и заслуживают, чтобы их любили и относились к ним как к равным.

Эти две притчи раскрывают всю суть Закона: Возлюби Господа (притча о блудном сыне) и возлюби ближнего своего (Притча о милосердном самарянине).

О блудном сыне мы в прошлом уроке уже говорили, а точней, не столько о нем самом, сколько о его старшем брате. А вот о добром самарянине стоит поговорить. Эта притча раскрывает суть золотого правила, сказанного Иисусом: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними». Это практическое применение этого правила.

Вопрос законника, представленный Иисусу, был тщательно сформулирован. Будучи сам по профессии учителем закона, законник поставил Иисуса лицом к лицу с проблемой, относительно которой сами книжники проводили много времени в дискуссии. Вопрос законника открывает факт, что он имел совершенно неправильные понятия о праведности. Для него, как и для большинства Иудеев его дней, получение спасения было неотъемлемо связано с совершением дел, предписанных книжниками. Таким образом он полагал, что может заслужить спасение посредством дел.

Свой ответ Христос сформулировал вопросом на вопрос: «Как читаешь?» Знать ответ на поставленный им же вопрос он был вправе сам. Он был профессором Иудейского закона. Поэтому под вопросом Иисуса нет надобности подразумевать упрек. Это был вежливый шаг, чтобы предоставить ему возможность ответить самому на свой же вопрос. Законник тогда цитирует место из Втор.6:5:

«Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими».

Эти слова повторялись каждым благочестивым Иудеем утром и вечером и носилась в виде надписей, как напоминание. Иудеи, старавшиеся проникнуть во внутреннее значение закона, должны были осознать, что его принципы не были произвольными, деспотичными, но они основаны на фундаментальных принципах справедливости, которые надлежащим образом можно суммировать в повелении «возлюби». Возлюбить Бога означает безраздельно посвятить Ему все наше существо, наши чувства и любовь, нашу жизнь, физические силы и разум. Такой род любви является исполнением закона. В этой любви личность пребывает и стремится посредством благодати Бога соблюдать заповеди Христа.

В действительности, Бог послал Своего Сына в мир с особой целью – представить нам возможность соблюдать закон в этом смысле и в этом духе, чтобы таким образом «оправдание закона исполнилось в нас» (Рим.8:3-4). Тот, кто воистину «познал» Бога, будет соблюдать Его заповеди, потому что любовь Божия совершилась в нем.

Что удивительно, Христос похвалил этого законника, сказав: «Ты правильно ответил; вот иди и так поступай». Но законник, желая оправдать себя, пытается еще сильней запутать этот вопрос. И вот он спрашивает: «А кто мой ближний?» И вот Христос и рассказывает притчу о милосердном самарянине. Хотя есть свидетельства, что это был реальный случай. А этому удивляться и не надо, грабители на дороге были всегда, так же как пираты на море.

Но суть-то дела в чем? Ни священник, ни левит, пройдя мимо, не оказали ограбленному, избитому до полусмерти, никакого внимания. Они могли только посочувствовать в мыслях своих: «Бедный парень, ну, и влип же ты в историю». И тут же могли поблагодарить Бога за то, что с ними подобного не случилось и могли попросить Божью охрану на дальнейший свой путь. И обольстить могли себя тем, что-я-то не такой разбойник, как некоторые, я никого не обижаю, не граблю. Вот и все их достоинства, но главное они забыли: если бы кто-то из них оказался не месте ограбленного, а если бы это случилось с их сыном или отцом? Хотели бы они, чтобы кто-то подошел и им помог? Вот в том-то вся суть золотого правила Иисуса Христа: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Это сделал житель Самарии, который оказал ему реальную помощь.

Иисус довел Свое дело до конца. Он мог быть разочарован, когда над Ним насмехалась толпа, когда Он испытывал духовную и физическую агонию на кресте, но Он все же не остановился. Христу понадобилась сильная вера, чтобы остаться там. В наше время проявление верности — это редкость. Недаром Христос сказал: «Придя, найду ли веру на земле?» Как мы оцениваем свою верность в свете того, что сделал для нас Иисус? Хотели бы вы услышать от Спасителя такие слова: «Хорошо, добрый и верный раб! Войди в радость Господина твоего?» (Матф. 25:23). Я тоже хочу услышать именно эти слова.

Рассказав притчу о добром самарянине (Лук.10:30–37), Христос показал, что наш ближний — не только тот, кто принадлежит к нашей церкви или исповедует нашу веру. Наш ближний — это каждый, кто нуждается в нашей помощи. Нашим ближним является каждый человек, душа которого изранена и изувечена врагом человеческого рода. Нашими ближними являются все люди, которые принадлежат нашему Богу. В притче о добром самарянине ничего не сказано о том, каким образом мы можем спастись. Акцент делается на том, как спасенный человек должен жить. Вот это и есть «пребывание во Христе».

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.