Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 5. Христос как Господин субботы

Суббота или воскресенье? Этот спор в среде христианства продолжается уже не одно столетие. Лука писал свое Евангелие в первую очередь для язычников. В этом уроке мы увидим, какое наставление давал он им о субботе. И посмотрим, как надо соблюдать этот день, чтобы празднование этого дня принесло нам благословение, и чтобы Бог мог положить печать одобрения на наше соблюдение этого святого дня.

Мы имеем эпиграф к этому уроку:

27 Суббота учреждена для человека, а не человек для субботы.

28 Поэтому Сын Человеческий является Господином и субботы! (Марк.2:27-28 перевод автора).

Давайте рассмотрим этот урок в трех основных аспектах:

I Отношение Иисуса к субботе.

История субботы такова. Прочитаем текст Писания:

«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3).

Так написал возлюбленный ученик Иоанн. Христос сотворил все. Затем мы читаем в книге Бытие, что Бог отдыхал, это было в седьмой день. Он установил этот день, чтобы он был памятником творения. Иоанн записал этот текст, и даже начал с него свое Евангелие, чтобы христиане, живущие в будущих веках, никогда не забывали, что Иисус Христос является Творцом вселенной, а значит, и Творцом субботы.

«Поэтому Сын Человеческий является Господином и субботы!»

Эти слова полны наставления и утешения. Поскольку суббота сотворена для человека, она является днем Господа. Она принадлежит Христу, потому что Он сотворил все. Он сотворил и субботу. Он выделил ее в память о днях творения. Суббота указывает на Христа как Творца, освятившего ее. Она свидетельствует о том, что Тот, Кто сотворил все на небе и на земле, Кто все содержит, является Главою Церкви, и благодаря Его силе мы примирены с Богом.

Какова история субботы после сотворения? Говоря об Израиле, Господь сказал: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (Иез. 20:12).

Поэтому суббота является символом силы Христа, освящающей нас. Суббота дается всем, кого освящает Христос. Как знамение Его освящающей силы суббота дана всем, кто через Христа становится частью Божьего Израиля. Всем, кто принимает субботу как знамение созидательной и спасающей силы Христа, она станет отрадою. Видя в ней Христа, они возрадуются в Нем. Суббота указывает на дела творения как на свидетельство Его могущественной силы искупления. И хотя суббота напоминает об утраченном Эдеме, она также возвещает мир, обретаемый через Спасителя. И всё в природе повторяет Его призыв:

28 Придите ко Мне, измученные под тяжким бременем изнурительного труда и переживаний, и Я дам мир душам вашим» (Матф.11:28 перевод автора).

Как Сам Иисус относился к соблюдению субботнего дня?

У Него были Свои обыкновения, и таких обыкновений было в основном два, это поклонение в день субботний и молитва. Христос имел обыкновение или привычку – регулярно посещать служения в день субботний. Часто, еще в юношеском возрасте, в этой же Назаретской синагоге, Его приглашали читать текст из книги пророков и, будучи близко знаком со Священным Писанием, Он извлекал уроки, которые приводили в трепет сердца поклоняющихся. Кажется, что Иисус старался использовать каждый представляющийся случай, чтобы учить народ, который был собран в синагогах Иудеи и Галилеи.

Простое заявление Луки, что Иисус обыкновенно посещал священные служения в синагоге в субботу – день, который Он особым образом отождествлял как седьмой день недели, ясно отмечает обязанность христиан, которые любят своего Учителя, следовать по Его стопам. Факт, что Христос, будучи здесь на земле лично соблюдал тот же день недели, что и Иудеи, является также доказательством того, что со времени вручения закона на Синае и даже со времени творения, время исчисления нигде не потерялось. Христос является также Господином и субботы, то есть, Он сотворил ее и претендует на нее, как Свой день. Поэтому, Его пример в соблюдении субботы является совершенным образцом, которому должны следовать христиане, что касается святого времени.

Признание Христа Создателем требует, чтобы мы приняли Его господство над всем, что было создано «в начале» (Быт. 1:1), в том числе над субботой (Быт.2:1–3). Таким образом, когда Иисус в Cвоем воплощенном состоянии утверждает, что «Сын Человеческий является Господом и субботы», Он утверждает, что суббота является Его особенным днем с момента создания. Это день отдыха, день поклонения — «храм во времени», как выразился один известный писатель Авраам Хешель.

Именно об этом дне Иисус говорил, что Он является его Господином, и как Господин или Господь Иисус приглашает нас войти в Его «храм» и получить благословения и радость. Вот какое огромное наслаждение ожидает нас, и у нас нет никаких оснований превращать этот день в бремя или предполагать, что мы можем перенести его святость на другой день. Господь един, и Его день — тоже единственный.

II Важность соблюдения субботы

Какой день соблюдали последователи Христа? Читаем текст Писания:

54 День тот был пятница, и наступала суббота.

55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;

56 Возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие (Лук. 23:54-56; 24:1).

Почему соблюдение субботы важно для христианина? Вы не задумывались?

Пример Христа в соблюдении субботнего дня открывает в том числе и цель субботы: это время для восхищения и поклонения, когда община верующих собирается вместе, чтобы восхвалить Бога. В этом совместном поклонении сообщество верующих утверждает непрерывность веры. Ничто не должно преуменьшать этот замысел. Развращенный нрав жителей Назарета, лицемерие руководителей сообщества, безразличие народа или неготовность отдельных людей предстать перед удивительным присутствием Бога — все это не было оправданием тому, чтобы не приходить в Божий храм — ни тогда, ни сейчас. Бог есть, и суббота является Его временем, когда Он приглашает грешников искать Его прощающей благодати и настоятельно призывает святых признать источник существования их силы и надежды.

Лука как язычник, который пишет для язычников, сообщает в своем Евангелии, что соблюдение субботы — это было то, что Иисус делал регулярно, и это означает, что христиане должны поступать так же.

А соблюдали ли христиане субботу после воскресения и вознесения Христа? Мы можем рассмотреть некоторые тексты:

14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели

42 При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.

44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие (Деян.13:14,42,44).

13 В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами (Деян.16:13).

2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний (Деян.17:2).

4 Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов (Деян.18:4).

Видите, первые христиане праздновали и чтили день субботний и никакой речи не было о святости первого дня недели. Переход от субботы к первому дню недели произошел гораздо позже, но это уже другая тема.

III Смысл и благословение субботы

Сегодня есть люди, которые соблюдают субботу, но при этом не посещают церковь. Кто-то не делает этого, потому что им неприятна местная церковь. Возможно, в прошлом у них был с братьями или сестрами какой-то конфликт. Другие так устают за всю неделю, что в субботу утром остаются дома, чтобы выспаться. Но, как бы там ни было, мы должны следовать примеру Иисуса и собираться вместе для прославления Бога в день субботний.

«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр.10:24-25).

Во времена Иисуса существовало несколько правил, запрещающих перемалывание зерна в субботу. Да, Библия определенно запрещает работать в субботу, но фарисеи хотели выстроить вокруг этого дня настолько высокую ограду, чтобы никто даже случайно не смог ее нарушить. Поэтому они учредили множество обременительных правил. Конечно, эти правила только разрушали святость субботы, вместо того чтобы созидать ее, они прививали к ней либо отвращение, либо отношение к этому дню становилось, как сухое и формальное ее исполнение.

В тексте Лук. 6:1–5 Иисус пренебрегает человеческими постановлениями, чтобы пролить свет на истинное значение субботы. Это тот случай, когда шли они по полю, засеянному злаками, и ученики срывали колосья, перетирали их руками и ели зерна. И вот в 5 стихе Иисус фактически резюмирует предыдущую мысль: «Сын Человеческий является господином и субботы» (ст. 5). В понимании субботы этот стих является ключевым, он может многому нас научить. Прежде всего, только познавая Христа, мы можем полностью понять значение субботы. Суббота — это не список запрещенных занятий. Она была создана для особого общения с Иисусом. Четвертая заповедь запрещает работать в субботу только для того, чтобы мы могли развивать наши отношения с Иисусом. Если человек концентрирует свое внимание лишь на том, что можно, а чего нельзя делать в субботу, вместо того чтобы думать о Творце, то он забывает истинное значение этого дня.

Также Иисус хотел научить нас, что никто из людей не имеет права изменять, пересматривать или отменять субботу. Многочисленные правила фарисеев относительно этого были ошибочными. Но сегодня в мире существует другая крайность. Сегодня субботу отменили, точнее, перенесли на другой день. Человек, который говорит: «Я соблюдаю субботу по-своему!», делает себя господином субботы. Но только Иисус может быть истинным Господином этого святого дня.

Иисус часто опровергал одно из постановлений, говорящее о запрете исцелять в субботу. Фарисеи позволяли в субботу заботиться о животных, но если дело касалось исцеления человека, они запрещали предпринимать что-либо, пока суббота не закончится. Это было противоположно учению Иисуса.

Суббота — это день для общения с Богом. Поэтому милость должна быть неотъемлемой частью этого святого дня. «Взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19:10) — вот миссия Иисуса. Может ли быть лучший способ прославить Бога, чем стать участником Его миссии? Облегчить страдание человека — значит прославить Бога. Иисус показывал, что Он любит людей. Это был Его метод. Он восполнял их нужды и этим открывал истинный Божий характер. Только после этого Он приглашал их присоединиться к Своему Царству. Иисус совершал это служение как в обычные дни, так и в субботу. На самом деле, Иисус намеренно исцелял в субботу. Он часто совершал исцеление в субботний день, даже когда у Него была возможность сделать это в другое время. Пример этому мы находим в Иоан. 5:1–17, где Иисус в субботу исцеляет человека в купальне Вифезда. Состояние этого человека не требовало немедленного исцеления, и Иисус мог легко исцелить его в другой день, так как Он пришел в Иерусалим на праздник Пасхи. Несмотря на это Иисус специально выбирает субботу и делает ее днем милости.

В 58-й главе книги Исаии Бог показывает, что Ему угодно, а что нет. Наш Творец знает, что для нас лучше, потому что Он сотворил нас. 13-й и 14-й стихи относятся к субботе. Они открывают нам, как ее следует соблюдать. Фарисеи обращали внимание на букву Закона, а не на Его дух (Матф. 9:14). Они знали, например, о голоде. Тем не менее они при любой возможности удерживали у себя то, чем могли бы поделиться с другими. В Лук. 6:9 Иисус многозначительно и даже риторично спросил их о цели субботы. В течение недели творения Бог создал солнце, растения, животных и человека, и всё было создано для взаимного служения. Солнце светит и дает жизнь всему вокруг. Растения дарят нам пищу и радуют своей красотой. Адам и Ева должны были ухаживать за садом. Каждый аспект жизни был сосредоточен на заботе об окружающих.

Нашим путеводителем в соблюдении субботы является пример Иисуса. Он побуждал людей руководствоваться здравым смыслом в отношении этого святого дня, потому что в те времена скрупулезность в этом вопросе достигла абсурда. Изначально суббота должна была стать благословением, а не бременем.

Давайте рассмотрим несколько примеров того, что Иисус делал в субботу. Это поможет нам обогатить наш опыт в соблюдении этого отделенного дня. Иисус встречался с людьми. Он часто проводил время с Богом, но Он также учил людей жизненным истинам и познанию Отца. Иисус приходил в синагогу не просто, чтобы посидеть. Он учил и исцелял находящихся там людей (Матф. 12:9–13; Лук. 4:16, 31). Иисус помогал.

Проходит суббота за субботой, удалось ли нам помочь хотя бы кому-то? Конечно, мы не можем исцелять, но мы можем помочь пожилому человеку сделать то, что тяжело ему. Мы также можем помочь какому-то ребенку. Возможно, у нашего коллеги или друга была тяжелая неделя. Мы можем помочь ему, даже если просто обнимем его. Мы можем помочь соседям. Оглянитесь вокруг. В мире очень много людей, нуждающихся в нашей помощи. Если мы будем творить добро в субботний день, мы последуем примеру Христа. Иисус — Господин субботы. Но фарисеи забыли, что Иисус имел большее значение, чем правила, которые они сами же придумали для соблюдения субботы. Они забыли, что Он, а не они, был Господином субботы.

Проводите время на природе среди Божьего творения. Он создал сад, в котором должны были жить Адам и Ева. Поэтому природа может открыть нам много прекрасного о Боге. Если вы живете в большом городе, прогуляйтесь в парке. Если у вас нет возможности выйти на свежий воздух, почитайте интересные статьи о природе в Интернете, или возьмите в библиотеке книгу о природе.

Заключение

В заключение обратим наше пристальное внимание на текст, о котором мы упомянули вскользь. Он гласит так:

13 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, —

14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это (Ис. 58:13-14).

Это интересный, многозначный и конкретный текст, и к тому же он имеет обетование: «И Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова».

Вы заметили, Библия начинается и заканчивается субботой. В книге Бытие мы читаем: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал.

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3).

А в Откровении 14:7 написано следующее: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час

суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод». Это — прямая ссылка на четвертую заповедь вечного Закона Божьего. То, что данные слова звучат в этом последнем предостережении, подтверждает, что Бог особенно переживает, чтобы Его забытый день, суббота, был восстановлен до Второго пришествия.

Вопрос стоит к нам лично: А как мы можем помочь восстановить статус субботы? Это касается не только тех, кто окружает нас и вообще не соблюдает день субботний. Это касается и нас: не в запустении ли у нас вопрос соблюдения субботы? Не впадаем ли мы в крайности соблюдения этого дня: ни в либерализм, ни в консерватизм? Пусть Господь поможет нам осознать истинное назначение этого святого дня и рационально использовать его как для нашего блага, так и для блага наших ближних.

Пастор Александр Серков