Цена ученичества. Дитрих Бонхеффер и пророческий голос церкви

Семьдесят лет назад, 9 апреля 1945 года, в завершающие недели Второй мировой войны в германском концентрационном лагере Флоссенбюрг был казнен известный лютеранский теолог Дитрих Бонхёффер. Возможно, его имя не является именем нарицательным в Северной Америке 21-го века, но его наследие и сегодня бросает нам вызов.

Бонхёффер родился 4 февраля 1904 года в Бреслау (Германия) в хорошо обеспеченной семье. Он был не только блестящим студентом, завершившим в 25 лет докторскую диссертацию и получившим второе высшее образование докторского уровня, необходимое для преподавания в университете в Германии, но стал и одним из ведущих голосов в Исповедующей Церкви,[1] противостоявшей нацистской Германии Гитлера.

В своей проповеди и письмах он последовательно подвергал сомнению статус-кво официальных немецких христианских церквей (в том числе своей лютеранской церкви), которые тесно сотрудничали с нацистским руководством и идеологией. В августе 1933 года он был одним из лидеров, разработавших Бетельское исповедание,[2] новое утверждение веры, учреждающее противостояние официальной, контролируемой нацистами немецкой христианской церкви.

Действительно, на личном уровне он часто задавался вопросом о своих убеждениях перед лицом постоянных притеснений и увеличивающихся преследований. Многообещающая научная карьера Бонхёффера оборвалась после восхождения к власти Гитлера, а также после отмены разрешения на его преподавание в Берлинском университете в 1936 году. Он продолжал преподавать лютеранским пасторам в подпольных семинариях, открывшихся после отделения Исповедующей Церкви от Германской христианской церкви. Связи Бонхёффера с лидерами немецкого сопротивления Гитлеру в армии привели к его заключению в 1943 году и, в конечном итоге, к вынесению ему смертного приговора.

Экономичный и современный линейный светодиодный светильник можно купить в магазине eleko.com.ua

Некоторые могут спросить: «Зачем размышлять о давно умершем немецком богослове из Германии?» Каково его значение для людей, живущих в мире, который сильно отличается от нацистской Германии?

Отличается ли?

Мы благодарны за свободы, которыми наслаждаемся в 2015 году в США или других частях западного мира, и все же знаем, что живем не в идеальном мире. Вспомните фотографии из горячих точек по всему миру, где частью повседневной жизни являются абсолютная коррупция, постоянное преследование, систематическое угнетение и реальные угрозы жизни и здоровью.

Даже в Северной Америке, в наших комфортабельных домах в пригороде мы понимаем, что конфиденциальность кажется понятием прошлого. Мы живем в стеклянных домах, окруженных теми, кто может слышать то, что слышим мы, читать, что мы пишем, и знать, что происходит с нашими банковскими счетами. После 11 сентября мы привыкли к меньшим личным свободам ради чувства (или иллюзии?) повышенной безопасности.

Голос Бонхёффера звучал очень громко и страстно в то время, когда большинство других голосов умолкло. Этот голос слышен и сегодня, 70 лет спустя после казни.

Его выдающиеся богословские труды сформировали поколения пасторов и богословов. Его интерес к экуменическим отношениям подготовил почву для возросшего межрелигиозного диалога после Второй мировой войны.

Его богословие не было адвентистским или традиционно лютеранским, однако пример его жизни убедительно призывает нас жить подлинно и бескомпромиссно служить Спасителю, Который смирился, взяв воду и полотенце.

Бонхёффер однозначно ответил на колоссальные проблемы своего времени. Тогда как мир предпочел отвернуться, он вгляделся в эти проблемы более внимательно. Читая Бонхёффера, мы вспоминаем ясный пророческий голос, который слышится в подобных словах библейских Исаии, Михея, Амоса или Аггея.

Подобно Амосу и Исаии он думал глобально и вторил голосу Бога, обращенного к народам (ср. Исаия 13-21; Амос 1:3-2:16). Его призыв противостать бессмысленному повиновению и удобному незамечанию реальности может нам не нравиться, и мы предпочтем игнорировать эхо библейского призыва защищать слабого, сироту, вдову и пришельца (Исаия 1:23; 10:2; Иеремия 7:6; 22:3.; Иезекиль 22:7; Захария 7:10). Тем или иным образом Бог занимает в истории сторону аутсайдеров, — тех, кто пытается себя защитить.

Одно из самых известных произведений Бонхёффера – «Цена ученичества», впервые опубликовано на английском языке в 1948 г. На первой странице этой книги Бонхёффер писал: «Дешевая благодать – смертельный враг нашей церкви. Сегодня наша битва за драгоценную благодать». Осознавая огромную цену креста и основной принцип характера ученичества у плотника из Назарета, который служил униженным, проявлял сострадание к больным и высказывался против тех, кто утверждал, что Бог и традиции на их стороне, мы вдруг «обретаем» эту дорогую благодать.

Мы видим цену ученичества в личном примере Христа в служении человечеству и Его готовности заплатить высшую цену. Мы можем услышать о цене ученичества в бесчисленных историях христианских мучеников, как древних, так и современных, несших Евангелие сквозь времена и места, которые никогда не были удобны. Мы можем почувствовать цену ученичества, когда выходим из своей зоны комфорта в мир, который испытывает боль, страдания и бьется в агонии. И чувствуя это, нам следует говорить. Адвентисты седьмого дня не только призваны проповедовать вечное Евангелие и приобретать учеников для Господина. Они призваны доблестно и радикально воплотить это Евангелие в повседневной жизни, даже в условиях деспотических режимов, чрезмерных рыночных цен, безжалостного капитализма, мощного общественного мнения и политкорректности.

Джеральд А. Клингбейл, ответственный редактор «Adventist Review»

Перевод Александры Обревко

Источник: http://www.adventistreview.org/news-commentary1

Иллюстрация: статуя Дитриха Бонхеффера на западном фасаде Вестминстерского аббатства, Лондон, Великобритания

[1] Христианское движение сопротивления в нацистской Германии.

[2] Документ, выражавший протест против преследования евреев.