Вот и закончили мы цикл тем по Книге Притчей Соломона. Перед нами новый материал для изучения. В этом квартале мы будем рассматривать одно из обширных Евангелий. Эта книга самая большая по содержанию из всех книг Нового Завета. Фактически это письмо, которое написал врач Лука другу своему – ученому Феофилу.
Чем отличается это Евангелие от других? Матфей представляет Иисуса как великого Учителя, как Образец Божественной истины. Марк представляет Его как Человека действия и ставит ударение на Его чудесах, как проявление Божественной силы, свидетельствующей о Нем как Мессии. Иоанн представляет Иисуса как Божественного Сына Божия. А вот Лука приводит Иисуса в близкое соприкосновение с человеческими нуждами, подчеркивая человеческую сторону Его природы и представляя Его как Друга человечества. У Луки действительно было призвание быть врачом, и эту натуру желания помогать людям он вложил в свое Евангелие с главным действующим лицом Иисусом Христом.
Еще одна особенность. Если Матфей писал, имея в виду главным образом читателей Иудейского происхождения, Марк писал Римлянам, то Лука имел в виду в первую очередь читателей греков.
Первый урок имеет название:
ПЕРВОЕ ПРИШЕСТВИЕ ИИСУСА
Эпиграфом к этому уроку нам дан текст:
«Потому что для Бога нет ничего невозможного» (Лук. 1:37 перевод автора).
Почему именно этот текст поставлен во главу угла этой темы? Кому были сказаны эти слова и в связи с какой обстановкой?
История такова. Пришел ангел к Марии и сказал, что она родит Сына. Это ее очень удивило. Она с изумлением поинтересовалась: «А как это может быть, ведь я еще не замужем?» (Лук.1:34 пер. авт.). Ангел заверяет ее, что это произойдет при воздействии силы Святого Духа. И тут же приводит в пример ее родственницу Елизавету, которая в старости своей забеременела, и к тому же она вообще было бесплодной. Вот она констатация ангела: «Потому что для Бога нет ничего невозможного».
Мысль этого текста неоднократно повторяется в Писании. Аврааму был поставлен риторический вопрос: «Есть ли что трудное для Господа?» (Быт.18:14). И через Исаию Бог провозгласил: «Слово Мое… не возвращается ко Мне тщетным» (Ис.55:11).
Давайте разобьем урок на три основные концептуальные темы и разберем их. И так, я думаю, будем делать впредь.
I. Иисус – реальная Личность.
Не будучи непосредственным свидетелем жизни Иисуса, Лука ставит перед собой задачу «по порядку описать», Кем был Иисус и что Он делал. Произведение Луки, профессионального врача (Кол.4:14), спутника апостола Павла в его путешествиях (2Тим.4:11; Филим.24), греческого ученого, интересующегося историческими исследованиями (Лук.1:3; 2:1), прекрасно передает свое сопереживание, эрудицию, умение тщательно исследовать материал; но более всего представляет универсального Спасителя в первую очередь язычникам, но и не исключая иудеев.
Евангелие от Луки содержит наиболее полное повествование по сравнению со всеми остальными Евангелиями: около 30% информации, которую оно дает, нет в других Евангелиях. Если бы не Лука, у нас не было бы некоторых всеми любимых историй, таких как история о добром самарянине, о блудном сыне, о богаче и Лазаре, о богатом глупце, о фарисее и мытаре и т.?д. Проводя этот урок в своих церквах, помните об уникальных свойствах этого Евангелия — богословской уверенности и ясности учения об Иисусе.
Евангелие от Луки начинается с двух чудес: рождение Иоанна у престарелой пары (Лук.1:11– 18) и рождение Иисуса от девственницы (тексты 26–34). И то и другое – не без вмешательства Бога.
Почему пришествие Христа было именно таким образом? А не лучше ли было бы, чтобы явление Его осуществилось во всей славе и величии и без этого долгого процесса: от зачатия до Голгофы? Может тогда и не распяли бы Его?
Я думаю, что это все нам понятно: Христос должен был явиться людям не так, чтобы люди были в трепете перед Его величием и бесспорно принимали бы Его, потому что перед ними был бы Он во всем Своей славе. Нет, в том-то и вся суть, что в обычном Человеке, рожденном от простой девушки, не богатой, не видной, не из семьи священника или первосвященника, народ должен был увидеть Того, Кто был им обещан. Но к сожалению все произошло так, что Долгожданный и Желанный во все века пришел, но Его не приняли. Почему? Он не оправдал их искаженные представления о Мессии.
Лука рисует образ Иисуса, как Личности реальной, исторической и универсальной для всех людей. Первые две главы Евангелия от Луки как раз это и раскрывают.
Могли ли люди получить спасение самостоятельно? Ангел сказал:
30 Не бойся, Мария! Ты обрела милость у Бога.
31 Вот ты зачнешь, и родишь Сына, и дашь Ему имя Иисус (Лук.1:30-31 пер. авт.).
А что означает имя «Иисус»? «Иешуа» или полное имя «Иегошуа» – «Спасение в Господе». Вот Кто может спасти людей. Вот для этого Он и пришел в наш мир как реальная Личность.
О реальности Личности Иисуса Христа даже в годы правления советской власти спору не было. Всегда и все признавали эту Личность, потому что это историческая Личность. О Христе и о Его последователях писали современники Христа и ранней церкви, которые не были христианами, поэтому трудно уйти от факта. Но вот факт Его Божественности не все признают. Он, мол, умер как все смертные люди, и молва, что тело Его якобы ученики выкрали и перезахоронили, распространилась и достигла даже и наших дней, и атеисты ее подхватили. Чудеса Христа также подвергаются сомнению и некоторые пытаются обвинить Его в шарлатанстве. Но Лука рисует картину Христа, как реальную Личность, сошедшую с небес для спасения людей.
Народ Израильский настолько привык к ритуальным церемониям, что для них они стали обычным делом и ничего не значащим в том плане, что они означали. Они уже перестали видеть в жертвоприношениях грядущего Спасителя. А если и ожидали Мессию, то для спасения не от грехов, а от римских оккупантов. Их тяготило больше земное, чем небесное. Они делили людей на наших и не наших, на народ избранный и на язычников, отверженных якобы Богом.
Но вот родился Иисус, и Лука раскрывает Его, как Того, Кто пришел, чтобы спасти не только иудеев, но и весь мир, Он пришел и для язычников. Вот как Лука это описывает:
28 Симеон взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 «Теперь отпускаешь ты с миром раба Своего, Владыка, по слову Твоему,
30 Потому что увидели глаза мои спасение,
31 Которое приготовил Ты перед лицом всех народов,
32 Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
33 Иосиф и Мария были очень удивлены тому, что Симеон сказал о Младенце Иисусе» (Лук.2:28-33 пер. авт.).
Чему удивились Иосиф и Мария? Что особенное сказал Симеон? Что для них было новым в этих высказываниях? «Приготовил Ты перед лицом всех народов» и «свет к просвещению язычников». Это было для них чем-то новым: «Как, неужели язычники будут просвещены?!»
Лука отмечает всемирный характер призыва евангельской вести. С самого раннего времени Иудейский народ был наставлен относительно их определенной роли, как представителей истинного Бога перед народами земли. Этот жизненно важный факт был ясно изложен в первом обетовании к Аврааму (Быт. 12:3) и впоследствии повторен Исааку (Быт. 26:4) и Иакову (Быт. 28:14). Эта же истина более ясно была провозглашена Израилю, как народу, вышедшему из Египта и приготовившемуся, чтобы войти в обетованную землю (см. Втор. 4:6-8; 28:10; и т.д.). От поколения к поколению пророки всегда возвышали перед народом всемирный размах священной истины, но у народа как пелена была перед глазами и они видели только то, что хотели видеть. Вот в том то и вся беда целой нации.
II. Для Бога нет ничего невозможного
Вы согласны с такой констатацией Гавриила, что для Бога нет ничего невозможного? Имеем ли мы примеры из ветхозаветного времени, когда Бог делал невозможное? Я не говорю уже о чудесах в Египте, при выходе из Египта при переходе через море, чудо в Иерихоне, давайте вспомним чудо с деторождением.
Авраам и Сарра в преклонных годах, Сарра неплодная, да и к тому же, как пишет Моисей, обыкновенное женское у нее уже прекратилось. Никакой надежды на естественное зачатие. Но Бог сделал то, что было невозможно, потому что для Него нет ничего невозможного.
Елизавета тоже была неплодная, да еще и старая, но Бог сделал Свое невозможное дело.
А с Марией вообще случилось чудо из чудес: забеременела, не познав мужа, да к тому же забеременела Божественной Личностью от Божественной Личности.
Если мы будем искать на все чудеса Христа или Бога какие-то научные обоснования, то, с одной стороны, у нас не всегда это получится. А с другой стороны, если Бог ограничен в осуществлении Своих намерений, тогда это уже не Бог. То, каким образом Бог осуществляет Свои святые цели, мы должны принять верой. Сын Марии — это Сын Бога; человеческая и Божественная природа, соединившись столь сверхъестественно, таинственным образом существуют в Иисусе, Спасителе, «Который есть Христос Господь» (Лук.2:11).
Фоме Аквинскому приписывают следующее высказывание: «Чтобы показать, что Христос имел настоящее человеческое тело, Он родился от женщины; но чтобы всем была очевидна Его Божественность, Он родился от девственницы». Суть здесь не в том, принадлежат ли эти слова Фоме или нет, но они правдивы.
Вы заметили, что Лука не пытается приводить Ветхозаветные источники, предсказывающие рождение Иисуса. Он пишет в основном язычникам, и его цель — показать всемогущество Бога, Его сверхъестественность и дать надежду язычникам, что Он настолько силен, что может и этот вопрос, вопрос вражды и неприязни между иудеями и язычниками отрегулировать.
Как мы можем применить слова Гавриила о том, что для Бога нет ничего невозможного, к нам? Разве у нас нет наших духовных нужд? Разве Бог истощил Свои запасы силу творить невозможное? Бог вчера, сегодня и вовеки Тот же, и сила Его не истощилась. Доверьтесь Ему, и Он сотворит невозможное и даст вам решение вашей проблемы.
III. Исполнение Божественных обетований.
Елизавета, Мария, Захария, Иосиф – это те люди, которые доверяли Богу. Бог часто приводит людей к тому, чтобы они осознали свою слабость, чтобы, когда наступит избавление, они могли оценить Его могущество и силу посредством личного опыта. В случае с Елизаветой была двойная причина для неимения детей, потому что к бесплодию на протяжении всей жизни прибавился преклонный возраст. И здесь нужна была наибольшая вера, чтобы поверить в обещанное.
Но все они должны были переступить порог неверия. Захария выразил сомнение к словам ангела. Теперь он получил знак, который одновременно был также и наказанием за неверие. Его неверие в данном случае повлекло за собой как наказание, так и благословение. Прежде всего, его неверие было исцелено сразу же, когда исполнилось обещанное. В то же самое время его страдание было средством, чтобы привлечь внимание народа к сообщению о рождении предтечи Мессии. Положение Захарии не только привлекло внимание собравшейся толпы во дворах храма, оно дало ему возможность сообщить то, что он видел и слышал таким образом, который он никогда не мог бы забыть.
В некотором отношении опыт Захарии подобен опыту Иезекииля, когда он сделался немым и оставался в таком положении пока не исполнилась его весть (Иез. 33:22).
Исследуя, как восприняли сообщение о рождении Иисуса Иосиф и Мария, мы тоже видим элемент порога неверия, который им пришлось переступить. Если бы извещение ангела последовало после ее брака с Иосифом, тогда Мария и Иосиф могли бы рассматривать Иисуса, как своего ребенка. Доказательство о непорочном зачатии должно быть трудным, если невозможно его обосновать.
Целенаправленность в ходе событий свидетельствует о Божественном плане и верховном провидении Бога. Если Иосиф был готов «отпустить» Марию, услышав, что она «имеет во чреве от Духа Святого», и был удержан от такого поступка лишь посредством прямого откровения Божия, вероятно, намного более трудным было примирить его с мыслью о брачном договоре с ней, когда она уже была беременной. Божественный план предусмотрел все так, что положение стало легким и возможным как для Марии, так и для Иосифа. Мария, в самом деле, была девственницей, но обрученной. Бог уже предусмотрел ей помощника и покровителя прежде извещения ей о грядущем рождении Мессии.
Что поучительное можем извлечь мы для себя из жизни Марии, Елизаветы и Захарии? Что Лука свидетельствует о их жизни? Я приведу тексты:
5 Во время Ирода, царя Иудейского, был некий священник по имени Захария, который нес служение в Авиевой смене. Его жена была из рода Аарона, а звали ее Елизавета.
6 Оба они были праведными перед Богом, и жили, строго соблюдая все заповеди и установления Господа (Лук.1:5-6 пер. авт.).
Видите, оба были праведными перед Богом, и жили, строго соблюдая все заповеди и установления Господа.
Очевидно, Захария и Елизавета принадлежали к той маленькой группе, которая ревностно исследовала пророчества и ожидала пришествия Мессии. Среди Иудеев выражение «праведный» имело техническое значение и относилось к тем, которые строго соблюдали обрядовый закон и предания раввинов. Однако, очевидно, что праведность Захарии и Елизаветы означала больше, нежели лишь внешнее согласие с законом. Они были не просто законниками, но искренними и примерными в своем постоянном стремлении поклоняться Богу.
Другими членами этого избранного круга, ожидавшего пришествия Мессии, были Иосиф и Мария. Вот что пишет о них Лука:
26 Когда Елизавета была на шестом месяце беременности, Бог послал ангела Гавриила в галилейский город Назарет
27 К девственнице по имени Мария, обрученной с Иосифом, потомком Давида.
28 Придя к ней, ангел сказал: «Приветствую тебя, удостоенная милости Божьей! Да пребудет с тобой Господь!»
29 Марию эти слова очень удивили, и она была в догадках, что бы могло значить это приветствие?!
30 И сказал ей ангел: «Не бойся, Мария! Ты обрела милость у Бога.
31 Вот ты зачнешь, и родишь Сына, и дашь Ему имя Иисус.
32 Он будет велик, и будут называть Его Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его.
33 И будет Он царствовать над потомками Иакова вечно; и Царству Его не будет конца».
34 Мария поинтересовалась: «А как это может быть, ведь я еще не замужем?»
35 Ангел ответил ей: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя. Поэтому ребенок, который у тебя святым родится, будет назван Сыном Бога.
36 Вот и родственница твоя Елизавета в старости своей тоже ждет ребенка. Хоть она и стара, и все называли ее неплодной, но вот она уже на шестом месяце беременности,
37 Потому что для Бога нет ничего невозможного».
38 «Я подвластна Господу, — ответила Мария, — да будет все по слову твоему». И ангел удалился (Лук.1:26-38 пер. авт.).
Вы заметили здесь благородство Марии? Какое свидетельство дал о ней ангел? «Приветствую тебя, удостоенная милости Божьей! Да пребудет с тобой Господь!» Это хорошее свидетельство? Конечно. А что вы видите в этих словах? «Я подвластна Господу, — ответила Мария, — да будет все по слову твоему». Здесь она выразила искреннюю покорность воле Божией. Вопрос с Марией был разрешен так скоро, как ей стала ясна воля Божия и были представлены сведения, в чем заключается ее часть дела, которое необходимо исполнить. Мария высказывает слова, отражающие кроткий и смиренный дух.
Неподдельное достоинство, чистота, простота и деликатность, с которой Лука рассказывает историю, носит отпечаток исторической подлинности, а не вымышленного повествования. Усилия некоторых опозорить Марию, и попытки других возвеличить и обоготворить ее, в равной степени не подтверждаются фактами Священного Писания.
Заключение:
Сообщение ангела, которое описывает Лука (Лук.2:9–12), обнаруживает три важнейших вопроса христианского богословия.
Во-первых, добрая весть Евангелия предназначена «всем людям». В Иисусе и иудеи, и язычники становятся одним народом Божьим.
Во-вторых, Иисус является Спасителем; другого нет.
В-третьих, Иисус есть Христос Господь.
Эти три темы, так ясно представленные в начале Евангелия от Луки, позже становятся основанием проповеди апостолов, в частности, проповедей Павла.
Хотя Лука писал в первую очередь язычникам, он не забывал о важности иудейского наследия, представленного в Ветхом Завете. Он заботится о том, чтобы связать историю Нового Завета с историей Ветхого Завета и показывает, как Мария и Иосиф приносят младенца Иисуса в Иерусалимский храм для обрезания на восьмой день от рождения, в соответствии с еврейским законом (Лук.2:22–24).
Во-вторых, Симеон пророчествует Марии, что ей самой «печаль, словно меч, пронзит душу». (Лук.2:35). Несомненно, это пророчество на крест, свидетелем которого станет Мария. Мария и все поколения, которые следуют за ней, должны помнить, что без креста нет спасения. Крест является центром, вокруг которого вращается весь план спасения.
Пастор Александр Серков