Отношение Эллен Уайт к фотографиям

В группе был задан вопрос: «Как Эллен Уайт относилась к фотографированию и к фотографиям?» Позвольте с вами поделиться ответом.

Да, этот вопрос весьма провокационный, и многие на нем спотыкаются, и у них возникает недоверие вообще к трудам Эллен Уайт. Я приведу ее высказывания, и затем мы проанализируем их.

Предлагаю для начала цитату из книги «Вести для молодежи»:

«Посещая дома верующих и наши школы, я замечаю, что все столы, этажерки и камины заняты фотографиями. Слева и справа видишь портреты человеческих лиц. Бог хочет, чтобы обстановка в наших домах была иной. Если бы Христос был на земле, Он бы сказал: «Уберите всё это отсюда». Мне было показано, что все эти картины и фотографии, подобно многим идолам занимают наше время и мысли, которые должны быть посвящены Богу. Фотографии стоят деньги. Подобает ли нам, знакомым с планом Божьим для настоящего времени, тратить Божьи средства для воспроизведения на фотографиях наших лиц и лиц наших друзей? Не следует ли нам каждый сэкономленный цент направить на созидание дела Божьего? Фотокарточки отнимают средства, которые должны быть отданы на служение Богу, они также отвлекают разум от истины Слова Божьего» (Вести для молодёжи, стр. 316).

После прочтения этих высказываний в церкви начинаются брожения, потому что появляются сторонники того, чтобы не выставляли стенды в фойе молитвенных домов с фотографиями от разных церковных отделов, там, мол, человеческие лица, это идолопоклонство, и многие подобные высказывания. Это результат прочитанного в книге «Вести к молодежи».

Давайте проведем параллель с высказываниями апостола Павла:
«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор.7:8).

С одной стороны это «мягкий» совет. Если мы читаем ниже его высказывания, то наш пыл оставаться безбрачными остывает. Этот пыл начинает остывать уже и у тех священнослужителей, которых «принуждают» соблюдать целибат. Бог сотворил человека для семейной жизни, и от этого уйти трудно, да и зачем?

Это с одной стороны, а вот с другой – Павел советовал, и сам остался один до самой смерти. А вот Эллен Уайт советовала, и даже делала более категоричные заявления по поводу фотографий, но сама фотографировалась. Мы имеем ее фотографии, где она запечатлена и одна, и с мужем, и с сыном, и со всеми верующими общины, в которой она находилась.

Так в чем же дело? Многие на этом претыкаются, хотя к высказываниям Павла относятся толерантно.

Давайте вникнем глубже в этот вопрос. В книге «Вести для молодежи» эти мысли взяты из Свидетельств, 1 том. Первый том свидетельств она писала в пятидесятые годы. Что побудило ее написать столь критическое замечание? Цитирую теперь фрагментами:

«Посещая дома верующих и наши школы, я замечаю, что все столы, этажерки и камины заняты фотографиями. Слева и справа видишь портреты человеческих лиц».

Это та же тенденция, которая происходила у язычников, принявших христианство. Вместо идолов стали ставить христианизированные идолы и лики святых. Адвентисты, оставив католичество, заменили иконы на фотографии. Вы заметили: в домах и в школах; на столах, на этажерках, на камине, справа и слева, то есть, везде, где только можно было, ставились и вешались фотографии. Зайдя в такой дом, эта картинная или фотогалерея сразу бросалась в глаза.

А вы знаете, что идола можно сотворить в любом деле: и в вопросе еды, и в сексе, и в работе, и в хобби, и в фотографиях тоже. И это происходит тогда, когда отношение к чему-то переходит границы нормы, вот тогда оно становится идолом или кумиром. Некоторые даже пасторов возводят в кумиры или церковных солистов. Но значит ли это, что пасторов в церкви теперь не надо ставить, и никому петь нельзя в церкви? Чрево наше может быть идолом, но это не значит, что нельзя есть вообще. Надо есть, чтобы жить, и не жить для того, чтобы есть. Так и с фотографиями: можно фотографироваться на память, и Эллен Уайт это делала, но не делать из фотографий идолы. А идолами фотографии становятся тогда, когда их вешают где только можно для показного хвастовства.

О чем это еще говорит, что все стены, серванты, камины, справа и слева завешаны фотографиями? Это говорит о том, что человек позирует, чтобы как можно лучше выйти; а иначе, откуда у него было бы столько фотографий, чтобы завешать все стены? Он фотографируется и так и эдак, и в профиль, и в анфас, сзади, и спереди, то есть позирует, как только может, а это уже не «фотография на память», чтобы через годы вспомнить, какой ты был, а показ себя.

Да, если бы Христос был на земле, Он сказал бы: «Уберите всё это отсюда». Она правильно писала. Дальше она пишет: «Мне было показано, что все эти картины и фотографии, подобно многим идолам, занимают наше время и мысли, которые должны быть посвящены Богу». Да, все мысли у этих людей были заняты, как лучше сфотографироваться, и куда бы еще повесить вот такую фотографию, где я так классно вышла или вышел.

Цитирую последние слова из той выдержки, которую я привел. Права она здесь или нет?

«Фотографии стоят деньги. Подобает ли нам, знакомым с планом Божьим для настоящего времени, тратить Божьи средства для воспроизведения на фотографиях наших лиц и лиц наших друзей? Не следует ли нам каждый сэкономленный цент направить на созидание дела Божьего? Фотокарточки отнимают средства, которые должны быть отданы на служение Богу, они также отвлекают разум от истины Слова Божьего».

Мы хоть что-то можем здесь уразуметь с позиции сегодняшнего фотопроизводства? Нет, нам все это странно как-то. А почему? Потому что мы рассматриваем этот вопрос с позиции нашего времени. Но для объективного понимания того, что она пишет, надо проникнуться обстоятельствами того времени, когда она писала эти слова. Это было в 1850 годы. Фотография только появилась. Это вам не воспроизведение фотографий с любого мобильного телефона и печатание их в любом количестве, и не только на фотобумаге, а рассылать можно одним нажатием клавиши всем свои друзьям или на какие-либо сайты.

В те времена производство фотографий было трудоемким делом. Фотоувеличителей не было, и по размеру нужной фотографии были и фотопластинки. Фотопластинка — это нужного размера стекло и на стекле нанесенная фотоэмульсия. Фотопластинки были очень слабой чувствительности, и для того, чтобы сфотографировать, фотограф открывал объектив и просил фотографируемого человека затаить дыхание до десяти секунд. Это после появились уже магниевые вспышки. Как вы думаете, сколько стоила одна фотография? Может быть столько же, сколько сегодня стоит сенсорный смартфон. Да, такие фотографии отнимают и средства и разум от истины Слова Божьего.

Поэтому она пишет дальше в той же книге:
«В деле спасения душ имеет цену каждый доллар. Деньги, которые тратятся детьми Божьими на фотографирование, могли бы обеспечить многих миссионеров, трудящихся на миссионерских полях. Маленькие ручейки, сливаясь вместе, образуют большую реку. Мы присваиваем себе Божьи средства, когда употребляем их ради эгоистичных удовольствий, в то время как они должны быть использованы для провозглашения последней вести предостережения» (Вести для молодёжи, стр. 317).

«Если вы тратите Божьи средства для угождения самим себе, то как вы можете надеяться на то, что и впредь будете пользоваться Его благословениями? Как Господь смотрит на тех, кто из любви к себе не жалеет денег на фотографии? На эти деньги можно было бы приобрести литературу, чтобы послать её находящимся во тьме неведения» (Вести для молодёжи, стр. 318).

«Истина, которую Бог открыл нам, должна быть возвещена всему миру. И преимущества совершать эту работу даны нам. Мы должны сеять семя истины при всех водах. Господь призывает нас проявлять в своей жизни дух самоотречения и самопожертвования. Евангельская работа требует от нас полного посвящения. Развитие дела Божьего нуждается в нашем безраздельном служении. Наше пристрастие к фотографиям есть ничто иное как себялюбие, молчаливо свидетельствующее против нас. Это и ему подобные пристрастия собирают много дров, сена и соломы к нашему основанию, которое будет предано огню в последний день» (Вести для молодёжи, стр. 318).

«Сердца молодых людей исполнены себялюбия. Это проявляется в их желании фотографироваться. Но сфотографироваться всего один раз им кажется недостаточно, и они позируют перед аппаратом вновь и вновь, надеясь на то, что на последних фотографиях они будут выглядеть ещё красивее. Таким образом расточаются средства Божьи, но во имя чего?» (Вести для молодёжи, стр. 319).

«Многие расходуют значительные суммы на фотографии для своих друзей, причем фотографии достигают непомерных размеров, способствуя росту разного рода идолопоклонства. Сколько радости было бы доставлено Богу, если бы эти средства вложили в печатание литературы, которая, в свою очередь, направила бы ко Христу и к драгоценной истине нашего времени все новые и новые души! Деньги, потраченные на ненужные вещи, могли бы снабдить многие дома печатными изданиями, содержащими настоящую истину, единственную, которая может спасти наши жизни» (Советы по управлению ресурсами, стр. 295).

А вы знаете, в какой обстановке была церковь, когда писались эти слова? Если Христос не пришел в 1844 году, то Он придет вот-вот, и так были все настроены. Джеймс Уайт был президентом Генеральной конференции с 1865 по 1867 годы. Давайте представим себе, что кто-то спросил бы Джеймса в те времена: «Джеймс, как Вы думаете, скоро придет Христос?» Мне кажется, он непременно ответил бы: «Ну… года через три-пять, от силы, через десять лет». И вот в этой обстановке народ Божий проповедует о скором Пришествии Христа, люди отдают все деньги на распространение Евангелия, на печатание литературы. И вот Елена с мужем заходят в гости к какой-то сестре. А эта сестра сама позвала Елену и ее мужа, сказав: «Пойдемте сегодня ко мне после собрания на обед, я вам что-то покажу». (Это я так фантазирую, как оно могло примерно быть). Елена, вся под впечатлением проповеди о скором Пришествии Христа, вся в мыслях, где бы раздобыть денег, чтобы отпечатать больше литературы, и вот она с мужем идет на обед к сестре в догадках: что же она нам хочет показать? Приходят, и сестра хвалится. Всюду висят ее фотографии: по всем стенам, в серванте, на столах, на камине, куда ни глянешь, всюду она, и она, и она, и все разные позы. А одна фотография стоила, ну, условно и примерно, как сегодня смартфон. Вы понимаете теперь возмущение Эллен Уайт?

Но вот другая сторона этого вопроса. По всей видимости, многие члены церкви, прочитав ее наставления о фотографиях, подошли к этому вопросу фанатично, и вообще порвали все свои фотографии. Такие фанатики были во все времена. И вот теперь посмотрите, что она пишет уже позже:

«Глава 45. Взвешенный совет относительно изображений и идолопоклонства

Людям трудно провести черту в вопросе изображений. Некоторые выступают против картин, фотографий и всякого рода изображений. «Все нужно сжечь», — говорят они, настаивая на том, что изготовление любых картин запрещено второй заповедью, и что они являются идолами.

Идол — это все то, что любят люди и на что они полагаются, вместо того чтобы любить Господа и уповать на Него как на своего Создателя. Всякая земная вещь, к которой люди испытывают влечение и на которую уповают как на имеющую силу помогать им и содействовать к благу, уводит их от Бога и становится для них идолом. Все, что претендует на чувства человека, или удаляет из сердца величайшую любовь Божью, или препятствует безграничному доверию и совершенной вере в Него, принимает характер и форму идола в храме души.

Великая первая заповедь гласит: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” (Матф. 22:37). Любовь к Богу ни с чем нельзя делить. В 1 Иоан. 2:15-17 мы читаем: ”Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек”. Итак, если изображения обладают свойством умалять любовь к Богу и если им поклоняются вместо Бога, то они являются идолами. Должны ли те, кто называют себя последователями Иисуса Христа, возносить эти вещи выше Бога и привязываться к ним? Должна ли их любовь к богатству заполнить место в их сердцах, которое принадлежит Христу?

Становятся ли те, кто сжег все фотографии своих друзей и все принадлежащие им изображения более посвященными благодаря этому; кажутся ли они в словах, манерах и душе благородными, возвышенными, просвещенными, становится ли их опыт богаче, чем прежде? Молятся ли они больше и уповают ли с еще более совершенной верой после того, как они принесли эту жертву? Совершают ли они восхождение в гору? Вызывает ли священный огонь, зажженный в их сердцах, новое рвение и большее посвящение Богу и Его делу, чем прежде? Коснулся ли горящий уголь с жертвенного алтаря их сердец и уст? По плодам вы можете определить характер поступков» (Рукопись 50, 1886г. В книге Избранные вести-3, стр. 330).

Я думаю, что нам стал понятен теперь замысел того, что она написала, и как оно соотносилось к тому времени и к той обстановке, в которой находились они тогда. А как мы должны относиться сегодня к экстравагантности, к выпячиванию себя? Может от нас дни Пришествия Христа стали дальше? Может Он не так уж скоро придет?

Вот еще одна выдержка в заключение разбора этого вопроса. Я думаю, что она остается актуальной и в наши дни. Только ко всему надо подходить действительно разумно, взвешенно, и, ни в коем случае, не фанатично.

«Не допускайте экстравагантности в строительстве, не покупайте дорогую мебель, не идите на поводу непомерных запросов в одежде или изысканной пище, но всегда и во всем беспокойтесь о людях, за которых умер Христос. Эгоизм и гордыня должны умереть. Не тратьте больше денег на покупку многочисленных картин, не делайте кучи фотографий для своих друзей. Будем же, насколько это возможно, беречь каждый доллар, чтобы несравненное обаяние Христа стало доступно всем погибающим душам» (Советы по управлению ресурсами, стр. 298).

Пастор Александр Серков