Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 12. Смирение мудрого

16-03-2015, комментария 3 Просмотров: 721

12 урок Смирение мудрогоЖизнь полна испытаний, которые проверяют нашу веру и способность держаться во время жизненных невзгод. Главное, чтобы мы оставались кроткими и смиренными, а значит верными Богу и в трудные для нас дни. На этой неделе мы будем рассуждать о смирении и о том, как это качество помогает нам быть мудрыми детьми Божьими, ведь Он является прибежищем для всех, уповающих на Него.

Мы имеем памятный текст:

«Счастливы осознающие свою духовную нищету: Царство Небесное принадлежит им» (Матф.5:3 перевод автора).

Почему именно этот текст был взят в основу или эпиграфом к этой теме? Осознание своей духовной нищеты – это первый признак смиренного христианина, и в этом-то и заключается его мудрость. Да, и в самом деле, есть ли нам чем хвалиться? Ведь каждый вздох, каждый удар сердца, каждый талант – все это дарует нам Бог. Мы принадлежим Ему вдвойне: по праву творения и по праву искупления. Мы не свои, мы куплены драгоценной кровью. В свете Голгофского креста наша праведность как запачканная одежда. Чем нам тогда хвалиться? Нечем. Вот об этом более подробно мы и поговорим.

Воскресенье. Кто же мы на самом деле?

Прочитаем текст Писания:

2 Подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня,

3 И не научился я мудрости, и познания святых не имею.

32 Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста;

33 Потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору (Прит.30:2-3,32-33).

Свою беседу с Уфиилом и Укалом Агур начинает с констатации крайней ограниченности разумения и познаний, которые присущи людям вообще и ему, в частности. То, что он ставит себя в этом смысле ниже других людей, скорее свидетельствует о его смирении, чем о действительном положении вещей.

Будучи людьми, мы склонны следовать желаниям своего сердца. Мы часто увлекаемся тем, что может принести нам какую-то корыстную пользу. Другими словами, мы становимся гордыми. Библия многократно говорит о гордости как о вредной привычке, которая никогда не сулит ничего хорошего, особенно в жизни христианина (Притч. 8:13). Фактически Библия упоминает о том, что гордость стала первопричиной греха (Иез. 28:15). До того, как Люцифер пал, он занимал высокое положение и был в присутствии Бога. Но в конечном счете им овладела гордость от занимаемого им положения.

Гордость может так же легко погубить нас, как она погубила Люцифера:

18 Погибели предшествует гордость, и падению – надменность (Притч.16:18).

Если мы хотим стать мудрыми сыновьями и дочерями Божьими, мы должны быть смиренными, потому что смирение помогает нам быть скорее слугами, чем господами. Смирение также помогает нам с готовностью подчиняться Божьей воле и желать духовного знания и мудрости.

Взаимосвязь между мудростью и смирением такова, что смирение помогает нам осознать, что мы слабы и безрассудны, что мы нуждаемся в Божьем водительстве. Смирение дарует нам силу позволить Ему заполнить вакуум в нашей жизни посредством пребывания в ней Святого Духа. Мы можем быть спасены только после того, как осознаем, что без Бога неспособны ничего достичь. Поэтому смирение имеет огромное значение для нашего спасения.

Понедельник. Знаем ли мы Бога?

Прочитаем текст Писания:

3 И не научился я мудрости, и познания святых не имею.

4 Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?

5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.

6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом (Прит. 30:3-6).

Единственным ответом на поставленные здесь вопросы служит слово «Бог». Эти слова созвучны тем, что задает Сам Творец Иову (Иов. 38).

Первая фраза стиха 4 напоминает об Иисусе Христе, апостол Павел берет эту фразу и применяет ее ко Христу (Ефес. 4:8-10). Вероятно, «одеждой», в которую Бог завязал воду, названы облака. В целом весь этот стих это поэтическое выражение той мысли, что людям невозможно проникнуть сколько-нибудь глубоко в тайны творения и установленного Богом миропорядка, как и в тайну Его Личности. Вопрос об имени Божием, на который нет у человека ответа, и вопрос о Его природе остаются загадкой. Да и возможно ли человеку вполне узнать природу Бога? Конечно нет.

Еще меньше способен был человек ветхозаветного времени ответить на вопрос об «имени сына Его». Но ставящий его Агур в сущности подразумевает: «Имел ли Он природу Свою и свойства подобные Богу, что в результате этого мог бы быть назван Его сыном?» Заметим в этой связи, что неясное предощущение (в ветхозаветное время) присутствия и деятельности Сына в мироздании некоторые богословы склонны видеть в искаженном виде, в том, что Он был рожден или вообще сотворен Богом.

Если в стихе 4 подчеркивается неспособность человека самостоятельно познать природу Бога, то уже в стихах 5-6 автор дает понять, что познавать Творца человек все-таки может, но только через слово Его. Оно чисто, т. е. лишено всяких надуманных «примесей», потому что есть откровение Самого Бога о Себе.

Доверившиеся Ему вступают с Ним в непосредственный контакт, и Он становится для них укрытием и защитой или неким щитом от жизненных бед. Прит. 30:5 звучит почти идентично Псал. 17:31. Я цитирую Псалом:

31 Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.

В предупреждении «не прибавлять к словам Его» (Прит.30:6) подразумевается грозящая людям опасность дополнять чистое Божие откровение своими умствованиями. Богословие не может строиться на человеческих идеях, но должно исходить из записанного слова Божия. Опасно человеку думать, что он в состоянии узнать о Боге больше, чем Он пожелает открыть ему о Себе. Думающие так могут настолько далеко отойти от истины, что в глазах Божиих станут лжецами.

Вторник. Ни много, ни мало – достаточно

Прочитаем текст Писания:

7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:

8 Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,

9 Дабы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе (Прит. 30:7-9).

Фраза «Двух вещей» облекает это высказывание в своеобразную «числовую форму». Мы сталкиваемся с ней еще в пяти сентенциях в этой главе: стих 15б-16, 18-19, 21-23, 24-28, 29-31. Просьбой в начале молитвы подтверждается смирение Агура. И о мудрости его говорит она, потому что, сознавая свою человеческую слабость и связанную с ней нравственную неустойчивость, он просит у Бога помогать ему, пока он жив, в двух вещах, чтобы не послужили они удалению Агура от Него: да не даст ему Бог подчиниться суетности и лжи, господствующим в этом мире, и да спасет его от соблазнов, которые приходят с крайней нищетой и чрезмерным богатством.

Если бы у нас была возможность выбирать между бедностью и богатством, что бы мы выбрали? Скорее всего, мы выбрали бы богатство. Однако автор книги Притчей учит, что для нас лучше всего не быть бедными и не быть богатыми. Богатство может легко привести человека к высокомерию. С другой стороны, бедность может толкнуть человека на воровство. Поэтому хорошо иметь только то, в чем мы нуждаемся. Когда у нас есть только самое необходимое, нам будет легче оставаться смиренными. Это поможет нам помнить о необходимости искать Божьего руководства во всех наших делах. Вместо того чтобы желать земных богатств, давайте сосредоточимся на небесном богатстве, которое бережет смиренных. Видите, как все взаимосвязано.

Среда. Действия высокомерных

Прочитаем текст Писания:

11 Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей.

12 Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих.

13 Есть род — о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его!

14 Есть род, у которого зубы — мечи, и челюсти — ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми (Прит. 30: 11-14).

Здесь вырисовываются четыре рода людей, заслуживающих осуждения:

Это дети, ненавидящие родителей своих.

Это те, которые погрязли в нравственной нечистоте и гордыне.

Это надменные и высокомерные.

Это не знающие жалости к бедным, которые наживающиеся за их счет и которые уподобляются хищным зверям.

Что мы можем сказать об этих людях?

Пятая заповедь велит нам чтить наших родителей (Исх.20:12). Это помогает нам понимать и ценить все, что они для нас делают и хотят делать в дальнейшем. Осознание того, что без родительского руководства мы не были бы теми, кем мы стали, помогает нам больше их ценить и меньше гордиться тем, что мы якобы достигли все в жизни своими силами.

Смотрите, что сказано в 17 стихе:

17 Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! (Прит. 30:17).

Вот, как здесь все конкретно и строго!

Говоря о гордости, мы видим, что она может привести ко всяким аморальным желаниям, включая высокомерие и позицию: «я первый». Чрезмерная гордость приведет человека к полному краху.

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость» (Притч. 11:2).

Люди, которые слишком гордятся собой и своими достижениями, которые не видят в своем успехе руки Божьей, избрали для себя неразумный путь. С другой стороны, смиренным детям Божьим обещано место в Его царстве (Матф. 5:3). Когда мы молоды, наша жизнь наполнена различной деятельностью и событиями. Учимся ли мы, чтобы получить степень, или устроились на хорошую работу, соответствующую нашим карьерным планам, важно оставаться смиренными и искать помощи у Бога.

Истинная мудрость наделяет нас смирением, которое, в свою очередь, помогает осознать нужду в Божьем водительстве. Гордые люди часто думают, что им не нужен Бог. Однако люди смиренные в первую очередь жаждут Божьего присутствия в своей жизни. Гордецы посмеиваются, когда речь заходит о Боге, в то время как смиренные ищут Его водительства.

Четверг. Чему учит природа?

Прочитаем текст Писания:

18 Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю:

19 Пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.

20 Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала» (Прит. 30:18-20).

Казалось бы, что общего имеют между собой «пути», перечисленные в стихе 19? Однако, что-то «общее» в них все же есть: это таинственность их и неприметность. Несколько неожиданно может прозвучать сопоставление с ними «пятого пути»: развратной женщины к мужчине (подразумевается в стихе 20). Оно объясняется опять-таки непостижимостью, здесь с точки зрения здравого смысла; ведь мерзость поведения жены прелюбодейной, которой согрешить не труднее чем поесть, казалось бы, очевидна: почему же так легок путь ее к мужчине? Конечно, здесь в одном образе сокрыт другой образ. Люди взрослые понимают, что речь идет не о буквальной еде, причем тут еда вообще и вытирание рта после еды. Речь здесь идет о прелюбодейных связях, после которых она, приняв душ, заявляет: «Я ничего худого не сделала». Для нее это словно поесть и вытереть после еды губы.

Следующий текст выявляет еще, какие тайны природы привлекли внимание автора и вызвали его трепет.

24 Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых:

25 Муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою;

26 Горные мыши — народ слабый, но ставят дома свои на скале;

27 У саранчи нет царя, но выступает вся она стройно;

28 Паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах (Прит. 30: 24-28).

Эти стихи объединяются мыслью о превосходстве мудрости над физической силой. В понятие мудрости животных и насекомых здесь включены присущие им трудолюбие, согласованность действий, настойчивость в достижении целей.

Крохотные слабые муравьи выживают благодаря своей предусмотрительности. То же относится и к «горным мышам» (по другим переводам – «кроликам»), которые спасаются от сильных животных в своих горных норах (сравните с Пс. 103:18, где говорится о «зайцах», имеющих убежище среди каменных утесов).

Саранча, не имеющая руководителя — царя, тем не менее, соблюдает удивительный порядок при передвижении и потому способна опустошать километры засеянных полей. В стихе 28 правильнее читать не паук, а ящерица. Ящерицы, хоть и слабые существа, но ловкие, а потому бегают и ютятся в царских чертогах.

Пятница. Шаги к смирению

Прочитаем текст Писания:

1 Подошли тогда к Иисусу ученики и спросили Его: «Кто больше всех в Царстве Небесном?»

2 Подозвав к Себе ребенка, Иисус поставил его посреди них и заявил:

3 «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не станете, как дети, не войдете в Царство Небесное.

4 Поэтому, кто смирит себя и станет как этот ребенок, тот будет больше всех в Царстве (Матф.18:1-4 перевод автора).

Смирение требует отсутствия эгоизма и гордости. Для того чтобы быть смиренным, необходимо устранить из нашей среды дух соперничества. Обычно соперничество предполагает идею того, что один человек является первым и лучшим, в то время как все остальные плетутся сзади. В итоге это приводит к тому, что люди, находящиеся впереди, начинают испытывать чувство гордости, а оставшиеся позади чувствуют себя униженными и никчемными.

Христос хочет, чтобы мы избегали гордости и эгоизма, составляющих соперничества. Он желает, чтобы Его последователи поддерживали друг друга, протягивали руки помощи своим находящимся в затруднении нуждающимся братьям и сестрам.

Нам следует поступать именно так независимо от нашего общественного положения, уровня образования и количества денег в банке. Мы не можем достичь смирения, пытаясь быть кроткими, подавляя гордость или скрывая свое эго. Мы обретаем смирение, когда молимся Богу, прося помочь нам думать в первую очередь о благе окружающих, а потом уже о себе.

Приведу некоторые советы, о которых необходимо помнить, ища смирения:

1. Ставьте себя на последнее место. Если мы действительно хотим стать смиренными, мы должны на первое место ставить интересы других людей. Это будет взращивать в нас дух бескорыстного служения. Просите Бога помочь вам сознавать нужды окружающих и с открытым сердцем помогать им.

2. Будьте покорны. Смиренный человек подчиняется Божьим исправлениям и обращается к Нему за ответами на свои вопросы. Смирение — это синоним кротости, являющейся плодом Святого Духа (Гал.5:22, 23). Гордый человек, который всегда думает о том, что он лучше остальных, не может обладать смирением.

3. Не ожидайте благодарности. Когда нашим сердцем овладевает смирение, мы можем быть благословением для окружающих, ничего не ожидая взамен. Это и есть дух управления через служение, которому учил нас Христос.

Смирение — это не просто характеристика, которую развивают в себе отдельные личности. Разные группы в церковных общинах также должны воспитывать в себе коллективное смирение. Довольно часто некоторые общины включают в себя много различных групп. Это и младенцы, и дети, и подростки, молодежь, взрослые люди, пожилые люди, мужчины, женщины, люди с особыми нуждами и, вполне вероятно, люди из разных уголков мира. Конечно, среди членов церкви всегда много самых разных мнений. Молодежь обычно принимает более активное участие в жизни церкви, например, поет в хоре, участвует в социальных проектах. Молодые часто смотрят на старших членов церкви, ища у них совета. Однако в некоторых случаях эти две группы не могут сотрудничать в полной гармонии. Если в церкви недостает смирения, разные группы склонны противодействовать идеям друг друга.

Христос желает, чтобы Его народ жил в гармонии, даже при наличии разных мнений. Смирение признает, что Христос является абсолютным источником власти. Поэтому члены церкви должны практиковать равенство, слушать друг друга и служить интересам друг друга. Лучше всего совместная работа совершается в церкви, когда среди разных групп проявляется смирение.

Каждый благословлен своими дарами. Мы можем занимать руководящие должности или участвовать в другой церковной деятельности, опираясь на уровень своего образования и профессиональный опыт. Однако, занимая такие позиции, мы должны быть готовы в первую очередь служить окружающим, прежде чем заработаем авторитет и влияние. Смирение помогает нам правильно понимать занимаемую позицию между Богом и окружающими нас людьми. Оно представляет собой противоположность агрессии и высокомерию, надменности, бахвальству и тщеславию.

Церковь — это единая семья, и каждый ее член обладает достоинством, которым наделил его Бог. Когда в нашей жизни отсутствует смирение, мы неспособны оценить достоинство и ценность детей Божьих, кем бы они ни были. Всегда помните золотое библейское правило, оставленное нам Христом: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12).

Смирение помогает нам понять, что мы не являемся экспертами по всем вопросам. Всегда будет больше того, чего мы не знаем, чем того, что мы знаем. Поэтому мы никогда не должны считать себя лучше остальных или использовать свои знания для того, чтобы подавить чужие идеи. В сущности, смирение — это то, что отличает мудрого человека от надменного и жадного до власти.

Что ж, силой Божией будем достигать смиренномудрия и держаться его в своей жизни. Кто его знает: если красота не спасла мир, может смирение спасет его, ведь Христос был воистину смиренным и кротким. Почему бы и нам не последовать Его примеру?!

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


Комментарии (3):

  • Константин К.

    |

    Вся дискуссия о пасторе Отто Венделе в комментах на этой странице удалена. Просим обсуждать урок СШ опубликованный в данной статье, по существу. Благодарим за понимание. Админ.


  • сергей

    |

    Спасибо за разбор темы. Какие у меня мысли. Практика жизни показывает , для того чтобы осознать свою нужду в Боге , надо оказаться в ситуации , где должен быть проявлен поступок смирения. Такой экзамен выявляет гордость в сердце, и бряцание словами без сущности. Когда дальше слов ничего, как только о делах веры , так тишина. Впечатление что живем сами по себе. По текстам из книги притч, за смирением следует страх Господень,……..начало мудрости.Из текстов 30 главы мне слышится : доверься Богу на Его слово, возьми урок подчинения из мира природы, бодрствуй , потому что , происходящее на земле — это война, и если ты решишь чуть чуть поиграться на авось , то опыт окажется отрицательным однозначно. Каждому , кто не противиться воле Божией , Господь дал Царское руководство.В общем практические советы Агура таковы, что надо придти к Иисусу и учиться у Него. Иначе не научимся мудрости и познаний святых не получим.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.