Украина, мировая информационная война и новый вызов адвентистскому единству

Я адвентист. Я украинец. 30 ноября с первыми новостями о разгоне студентов на Майдане что-то словно сжалось внутри. И вот уже много месяцев не было дня, когда можно было бы выдохнуть, почувствовать, что «все, можно жить дальше». Постоянное напряжение не прошло даром для миллионов людей. Информационная среда стала полем битвы для всех, в том числе и тех, кто называет себя христианами. Немыслимые предположения, фейковые новости, преувеличения, подтасовки, воспоминания, ассоциации и конечно же миллион комментариев. Работая над этой статьей, я поставил перед собою цель подняться чуть выше своего видения ситуации, взгляда из «моей колокольни». Я не даром написал вначале, что я адвентист, а потом, что я украинец. Сначала адвентист. Я верю, что Бог имеет особую Церковь на этой земле и перед ней стоит задача, которая намного важнее благополучия отдельного народа, как бы сильно я его не любил. А события в Украине и реакция мирового сообщества на ситуацию в ней – открывает что-то очень важное и особое для моей Церкви, для моей большой семьи. Анализируя обстановку и поведение людей, я увидел новый вызов адвентистскому единству, отвечать на который нужно начать прямо сегодня.

Многие спрашивают: «Что у вас там происходит?». Отвечаю: У нас гибнут люди. Разные. С разными взглядами. Мирные и вооруженные. Украинцы и граждане других стран. Но все мы, как и люди за рубежом, не видим всей картины, только отрывки. В информационном плане происходит настоящее сражение за то, каким образом правильно собрать эти отрывки и какая картина выйдет в результате этого. И конечно в этом сражении СЛОВО – главное оружие. Фотографии, фактический материал, видео – смысл кардинально меняется от одного комментария и интерпретации, сделанной в нужное время нужными людьми. Как точно подмечено апостолом, язык воспаляет круг жизни, зажигает все вокруг похлеще реальных снарядов (Иак.3:6).

Политические вопросы оказались достаточно интересной темой для и для христиан. В социальных сетях — баталии. Адвентисты спорят с адвентистами, чья власть лучше. Спорят, чьи СМИ больше обманывают. Социальные сети наполнили сотни комментариев и отметок «нравится» наших членов церкви. При чем на политические взгляды верующего-адвентиста очень мало влияния оказала социальная доктрина Церкви. Место проживания, а также окружающие обстоятельства стали более важным фактором, чем библейское понимание будущего нашего мира, участия христианина в политической жизни, отношения к властям.

Особенную обеспокоенность вызвали следующие моменты:

Вы слышите в новостях, о том, что происходит в каком-то городе. Вы читаете об этом в интернете. Потом вы думаете: «А почему бы мне не позвонить брату, члену нашей церкви, который живет в этом городе, с которым я познакомился 2 года назад во время отпуска и спросить, что на самом деле происходит?». Вы звоните брату и вдруг он начинает вас убеждать в том, что все – совершенно по-другому, чем показывают по телевизору. Что делать? Варианты для адвентистов:

  1. Этот человек — член Божьей церкви, я знаю его как посвященного христианина. Конечно, у него есть духовное видение, чтобы понимать ситуацию наилучшим образом. Как об этом свидетельствует апостол Павел: «…потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» (1 Кор. 1:5). Поверю ему.
  2. Этот член церкви — хороший брат, но недалекий в житейских вопросах. Конечно он хорошо разбирается в библейским учении, он искренний, но видит не дальше своего огорода (или любимого интернет-ресурса). При всем уважении к его духовности, его умение разбираться в земных делах оставляет желать лучшего.
  3. Брат — в серьезном обольщении. Он оставил истину Божью, поверил неизвестно кому, увлекся политической борьбой, потерял связь с реальностью, нуждается в срочном обличении (через интернет).

Многие из нас заняли 2 и 3 позиции. И это меня очень сильно удручает. Я не утверждаю, что мы, как члены церкви, безгрешны и всегда точно понимаем, что происходит. Нет, но я вынужден признать, что сложившаяся ситуация показала, что мы теряем доверие друг к другу на фоне формального единства и уважения.

Настоящее уважение не позволит, не видя других адвентистов лично, не имея бесспорных для этого оснований, говорить и думать о них в негативном ключе. Настоящее доверие не позволяет думать, что они, ваши братья и сестры во Христе, в ваше отсутствие и без бесспорных на это оснований, говорят и думают плохо о вас.

И конечно объективным основанием разногласий не является то, что кто-то живет в России или Украине, телевизионные и интернет «факты», другие «внешние» источники информации, которым мы никогда не будем и не должны доверять на 100 процентов. Но я видел противоположное. Как члены одной церкви, в том числе и пасторы, избегают такого общения, заранее предполагая, какую позицию в том или ином политическом противостоянии занимает другой член церкви или пастор. Это не просто больно. Это то ощущение, когда ребенок впервые поверил своему школьному товарищу-болтуну вместо отца. Это способно зародить чудовищную для духовного братства мысль, что вам с этим человеком – точно не по пути.

Мы потеряли такое доверие и уважение друг к другу и поэтому нам придется столкнуться с новым, а может и самым главным вызовом для нашего единства. В чем суть этого вызова? Я бы передал его двумя словами: «Кому верить?». Обилие противоречивой информации, неопределенность человека в ключевых ценностях, формальные отношения с новой силой являют кризис доверия. На самом деле это никакой не новый вызов, он существовал всегда. Всегда нужно было выбирать кому поверить: доверенным людям или каким-то другим источникам информации. И Церковь проходила болезненные опыты недоверия и недопонимания. Но из-за современных средств связи и интернета никогда раньше эти процессы не развивались с такой поразительной быстротой, при этом разрушая отношения простых, искренних членов церкви, живущих на расстоянии, а порой и под одной крышей вне зависимости от сбалансированной позиции Церкви, ее лидеров и пасторов по сложным и дискуссионным вопросам. Это не значит, что мы должны принимать все мнения наших братьев и сестер одновременно. Это не значит занять аморфную, угодническую позицию. Но есть другой путь, путь доверия, которым мы сможем идти в сложных условиях последнего времени.

Многие возразят: А что делать, если Библия прямо не указывает, кто прав или не прав в политических конфликтах? Встречный вопрос: а как мы пришли к выводу, что Библия не помогает нам разобраться с этим вопросом? Сколько времени с другими посвященными людьми в молитве мы провели за чтением Священного Писания, чтобы прийти к такому выводу? Сколько времени мы посвятили тому, чтобы просить Бога дать нам мудрости, чтобы увидеть, какую позицию нужно занять в этом вопросе?

Я не собираюсь утверждать, что в результате вы услышите фамилию того, за кого нужно голосовать или очередного «виноватого» во всех бедах. Но я уверен в другом, что исследуя вместе с братьями и сестрами Слово Божие и молясь и постясь обо всех проблемах, мы обретем что-то более ценное – единение в познании воли Божьей для нашей жизни. И конечно силу для того, чтобы назвать ложь – ложью. И еще: разговаривая и молясь с реальными и живыми людьми вместо споров в интернете мы учимся видеть мир чуть шире, воспринимать его как «всю картину». А это лучшее исцеление от увлеченности политическими игрищами.

То, чем сейчас болеет моя страна ясно предсказано в Библии: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» (Мк. 3:24). Это боль моего народа, который действительно не имеет единства в некоторых вопросах, чем активно пользуются многие политические силы этого мира. Но еще больше меня волнует, насколько слова Господа о разделившемся царстве могут относится к Божьей Церкви. Я уверен, что для Бога Церковь по-прежнему дороже всего на свете. Именно о ней Его главное попечение. И единство — один из ключевых моментов в созидании Церкви.

Члены церкви должны больше доверять информации, полученной от других доверенных членов церкви. Не потому, что просто «так нужно». А потому что вы связаны с этим человеком невидимыми узами и если вы действительно — одно Тело, одна Семья, один Дом, то если ему больно – то будет больно и вам. Если он радуется и страдает, Тело будет ощущать это. Взаимно скрепляющие связи (Еф.4:16)… Это не просто «привет вам от наших братьев и сестер с Украины» и флаги какой-то другой страны на сессии ГК. Это намного больше. Давайте общаться друг с другом, узнавать друг друга, молиться друг за друга. Объединяться для совместной молитвы. Позвольте назвать это «уровнем людей» в доктрине «Возрастание во Христе»: так же как наши отношения с Богом должны укрепляться и становиться лучше, наше взаимодействие с церковью, ощущение себя ее частью должны УСИЛИВАТЬСЯ и УКРЕПЛЯТЬСЯ.

Предположим, что вы убедились в том, что наша Церковь стоит перед старым-новым вызовом, который очень тесно связан с информационной средой современного мира. Вопросы доверия и единства поднимаются с новой силой. Какие практические шаги может предпринять каждый адвентист, чтобы справиться с этим вызовом?

  1. «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк 9:55). Адвентисты, какого мы духа? Если для нас за это время противостояния мирового масштаба появились «герои», которых мы решили никогда не прощать и никогда о них не молиться, то я еще раз спрашиваю, какого мы духа? Если мы разделили мир на своих и чужих, если мы радуемся смертям по ту сторону фронта, то нам следует пересмотреть не просто свое отношение к политике и к другим адвентистам. Вызов заключается в том, что кризис потрясает вообще наше существование, как христиан. Христиан, которые знают, что единственная действенная и вечная сила в этом мире — это любовь и благодать нашего Учителя, а не ракеты, санкции и переговоры. Христиан, которые умеют прощать, примиряться, не потому что положено, а когда нам по-настоящему больно. Христиан, которые способны с помощью Иисуса, на зло ответить добром и любовью. Когда очередной раз искушение применить силу приблизиться к вам, взирайте на Иисуса и вы никогда не потерпите поражения в своей вере и уповании.
  2. Эта ситуация вскрыла давно назревшую проблему. Откуда адвентисты седьмого дня черпают информацию в критические моменты? Оказалось, что уровень доверия пасторам и руководству церкви настолько низок, а поток грязи через телевидения и интернет настолько высок, что с ним очень не просто сражаться. В таком случае, выбросьте с дома телевизор. Лучше читайте, анализируйте, не принимайте все на веру, даже если видите очень правдоподобную картинку. Читайте Библию больше, чем читаете все остальное. Помните, о том, что новости очень часто сгущают краски и просто лгут. Помните о том, что на местах очень часто ситуация выглядит совсем по другому, чем ее представляют. Помните, что все эксперты, аналитики, «предсказатели» и пресс-секретари – тоже люди. А значит ошибаются, выкручиваются, запинаются и т.д. Попытайтесь не жить только плохими новостями. Делайте добро, пока не поздно. Многие вещи не будут казаться настолько ужасающими.
  3. Согласно вышеизложенному, хочу сделать еще один вывод. Многие считают, что недоверие руководству церкви и той информации, которую мы получаем от них или критика количества и своевременности этой информации — признак особой учености и совершенства познания (Иов. 36:4). Но к таким людям вскоре в полной мере вернется то, что они делали, чтобы расколоть церковь, жестко критикуя и высмеивая руководство. Они столкнуться с ужасными обвинениями в адрес церкви и будут ждать, что кто-то, кого они так долго критиковали, опроверг эти обвинения, как вдруг они с ужасом осознают – мы же никому не верим… Ни статистике, ни отчетам руководителей ГК, ни призывам к тому, чтобы сохранять единство. И потеря доверия, которую они всегда считали признаком совершенства, сыграет злую шутку с ними — им некому будет доверять. В каком духе мы должны решать сложные вопросы нашей конфессии – в духе доверия друг к другу или враждуя и подозревая в нечистых мотивах? Наша независимость — это зрелость или то, что в конечном итоге заставит нас примкнуть к позиции большинства в этом мире относительно Церкви остатка? Молитесь о ваших пасторах, молитесь о президентах конференций, о других руководителях. Молитесь, чтобы они укоренялись в Слове. Молитесь, чтобы они не забывали молиться. Давайте будем учиться больше доверять друг другу — всем тем, кто сохраняет библейскую позицию и не лицемерит в своем исповедании.
  4. Что еще может содействовать защите репутации Церкви и всех ее членов в условиях информационной войны? Конечно, в последнем испытании верным Божьим не следует надеяться на милость других людей, но в то же время наша открытость обществу — реальная возможность уже сегодня противостоять информационным атакам. Не будем выгонять детей с территории наших учреждений, будем максимально общаться с соседями и постарайтесь, если возможно быть в мире со всеми. Хорошие отношения приносят не только радость — это возможность кому-то рассказать об Иисусе и оказать влияние на людей. Когда будет распространяться неправдивая информация, возможно, найдется кто-то, кто скажет: «Остановитесь, послушайте, я точно знаю, что это не так. Я был там, я знаю этих людей!». Фрэнк Хаббард как-то сказал: «У мира не меньше побед, чем у войны, но куда меньше памятников». Помните об этом. Поддерживайте открытые, дружеские отношения с другими и кто знает, какими победами это обернется.
  5. Какова цель нашего присутствия в социальных сетях? Мы набираемся негатива, чтобы весь день потом ходить без настроения? Пытаемся разбавить плохие новости веселыми картинками и интересными фактами? Просто отслеживаем, как живут-поживают другие адвентисты и далекие родственники? Нам нужно переосмыслить свое пребывание в социальных сетях. Я не призываю удалить свои аккаунты, хотя многие так и сделали, видя, какими нас сделала информационная война. Сколько нецензурных выражений и грубых проклятий ежедневно видят наши глаза! Как цитаты из Слова Божьего чередуются с откровенной ложью и циничными призывами! Зачем адвентисты седьмого дня используют социальные сети? Кого они там спасают? С кем общаются и укрепляются их отношения в результате этого? Я по-прежнему задаю себе эти вопросы, хотя думаю, что Евангельская весть должна и может звучать в соцсетях.
  6. Подумайте, зачем вы делитесь некоторыми материалами и фотографиями. Думайте, что и как вы фотографируете. Если вы фотографируете мероприятия церкви, лагерный или молодежные собрания, постарайтесь сделать так, чтобы мы сами не провоцировали новостей о том, как «следопыты охотятся на редких животных» или как «за закрытой дверью молитвенного дома сектантская молодежь проводила кровавый обряд инициации». Не подавайте повода ищущим повода (2 Кор. 11:12; 1 Тим. 5:14). Просто нам нужно осознать, что невинные забавы и странные и нелепые фотографии — отличный «порох» для снарядов информационной войны.
  7. Напоследок хочу призвать. Братья и сестры, давайте общаться друг с другом. Знакомьтесь, переписывайтесь, но лучше встречайтесь. Не пропускайте ни малейшей возможности пойти на богослужение. Познакомьтесь лучше с теми, кому в недалеком будущем придется доверить свою репутацию, а может и жизнь. Если у вас есть выбор – иметь живую встречу или поговорить по телефону, выбирайте возможность увидеться «в живую» даже если это будет более затратно. Выбирайте людей вместо экрана. Выбирайте общение вместо новостей. Мы должны и сможем с Божьей помощью сохранить единство перед новыми глобальными вызовами.

Моей стране нужен мир, мне лично нужен мир. Но превыше всего все мы нуждаемся в мире, который дает Сам Бог. Именно Божий мир, посещая наше сердце, усмиряет эгоистические страсти и желания, делает бессмысленными политические игры и отстаивание своих интересов методами насилия и конфликта. Именно мир Божий сохранит Церковь и наполнит все собою в пришествии нашего Царя Царей. Маранафа!

Пастор Максим Крупский

«Весь мир преисполнен ненависти к тем, кто провозглашает требования Закона Божьего, и Церковь, верная Иегове, не должна вступать в земные конфликты. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Те, кто понимает, что означает эта брань, не повернут оружие против борющейся Церкви, но со всем усердием будут бороться вместе с народом Божьим против сил зла» (Эллен Уайт, «Сокровищница свидетельств», т. 2, с. 356, 357).