Вопросы апостолу Павлу об обрезании

Вопрос ставят так:

По какому праву обряд обрезания потерял свою актуальность в Новом Завете? Он же не указывал на какие-то события из жизни Христа, которые Он исполнил и этим аннулировал надобность этого ритуала?

Давайте с этим вопросом обратимся к апостолу Павлу. В этих вопросах он разбирается, как мне кажется, лучше, чем мы.

Начинает ап. Павел свидетельство о себе так:

5 Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

6 По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный (Фил.3:5-6).

Павел – один из тех людей, которые отличаются своей незаурядностью. Он всегда впереди, в авангарде. В чем научен, в том и ревностен.

Но он мог быстро перестраиваться, в положительном плане конечно. Главное – ему нужно было поменять образ мыслей, разубедиться в той информации, в атмосфере которой он жил. Он фарисей. Его информировали, что христиане несут ересь в иудаизм; и он в своей ревности не просто подчинялся приказам начальствующих и гнал церковь, но был сам инициатором гонений, он выпрашивал на эти санкции документы, разрешающие ему это совершать.

Но вот Христос остановил Павла и вспять повернул его сознание. Павел быстро перестроился. Свою инициативу он и в христианстве проявлял, несмотря на все трудности, которые ему пришлось пережить.

Это мы так, немного вспомнили человека, у которого хотим кое-что спросить. Давайте спросим:

«Павел, вот ты сам обрезан на восьмой день от рождения, а как ты относишься к этому обряду, когда сам стал христианином? Ведь ты не один был из фарисеев, которые приняли христианство. Но сколько проблем они создавали ранней церкви; и обряд обрезания не прошел стороной, они этот ритуал навязывали язычникам, принявшим христианство. Скажи нам, как ты относишься к этому обряду, который был атрибутом израильского народа на протяжении многих веков?

Хорошо, мы обращаемся к твоим посланиям, которые ты послал церквам, и надеемся на твой ответ через эти письма».

Наш взор остановился на Рим.2:25-29. Вот здесь Павел, точно так, как он начинает писать свою краткую биографию со слова: «Обрезанный», так и тему об обрезании он начинает с этого же слова: «Обрезание».

«Обрезание полезно» — пишет он. Так что, может дальше нам читать уже и не надо? Павел обрезан, он пишет, что обрезание полезно, ну, и в чем проблема? Давайте все начнем обрезываться. Но погодите, что-то он еще хочет нам сказать. Ну, может не нам, а римлянам, но вот мы подсматриваем в чужие письма и пытаемся понять ту атмосферу, которая царила в то время, нам же интересно, как он относился к этому ритуалу.

Мы читаем весь стих:

«Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твоё стало необрезанием» (25стих).

Интересные термины он употребляет: «обрезание» и «необрезание». Если мы вникаем в концепцию сказанного Павлом, то перед нами всплывает не просто ритуал или его отсутствие, а две группы людей. «Необрезанный» — о ком идет речь? Иудеи были необрезанными? Нет. А кто был необрезанным? Язычники. Эта мысль утверждается, если мы посмотрим в письмо, посланное им к Галатам:

7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных –

8 Ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, —

9 И, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным (Гал.2:7-9).

Сомнения у нас все рассеялись? Я думаю – да. Обрезанные – это иудеи, а необрезанные – язычники.

Давайте дочитаем текст, который мы начали:

26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?

27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? (Рим.2:26-27).

Здесь пока ничего не сказано, какая была польза от обрезания. Мы видим здесь только констатацию факта, потому что писавший эти слова пытался в первую очередь показать лишь, что такое обрезание и кто действительно обрезан. Хотя он начинает понемногу раскрывать суть духовной подоплеки телесного обрезания.

Но от этих немногих слов зависит очень многое. Если бы эти стихи были внимательно рассмотрены, то сегодня не было бы столь многих недопониманий и заблуждений, и вопрос возвращения иудеев в Израиль перед Пришествием Христа никогда не возникал бы.

Давайте спросим: «Апостол Павел, а что такое обрезание?» В 4 главе к Римлянам, в 11 стихе он дает ясный ответ:

11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность (Рим.4:11).

Здесь ап. Павел говорит о первом человеке, который был обрезан. Это был Авраам. Как Павел пишет? «И знак обрезания он получил как печать праведности через веру, которую имел в необрезании». Поэтому на вопрос: «Что такое обрезание»? – какой ответ выявляется? Однозначно: «Знак обрезания – это печать праведности через веру».

Ап. Павел, а скажи-ка нам: «Когда обрезание становится необрезанием? Вот мы из твоих слов пришли к выводу, что там, где не было праведности, ничего не стоил и знак обрезания. Мы к правильному выводу пришли или нет?» И апостол Павел говорит: «Если ты преступник закона, то обрезание твоё стало необрезанием».

В предыдущих стихах мы узнали, что сама форма без существования чего-либо в реальности ни к чему не приведет, так и здесь нам ясно сказано, что знак без сущности не имеет никакой ценности. Бедняку, например, не составляет труда повесить вывеску «Продаются золотые украшения». Но для того, чтобы заполнить лавку товаром, нужен капитал. Если у него есть обозначающая продажу вывеска, но нет золотых украшений, он находится в худшем положении, чем, если бы у него не было никаких подобных вывесок.

Апостол Павел, скажи нам, а в чем была ошибка иудеев? Ты исповедал и иудейскую религию и христианскую, тебе лучше было понять их ошибку, чем нам, объясни нам.

Читая его высказывания на эту тему, мы убеждаемся, что Иудеи совершили большую ошибку, посчитав, что одного обозначения им вполне достаточно. В конце концов, они утвердились в мысли, что этот знак сам по себе приносит действительность, подобно тому, как многие мнимые христиане сегодня считают, что исполнение определённых обрядов сделает их членами тела Христова. Но и обрезанная плоть иудеев сама по себе никакой праведности принести не могла, и акт крещения христиан сам по себе также ничего не принесет.

На самом же деле многие из тех, кого иудеи презирали как «необрезанных», в действительности были «обрезанными», в отличие от самих иудеев. Но их обрезание было высшей категории.

Ап. Павел, а что такое «обрезание сердца»? Он отвечает, и мы это можем увидеть, исследуя его послания и ветхозаветные постановления.

Истинное обрезание — это обрезание в сердце, то есть внутренней жизни человека, а не плоти. Апостол ясно говорит, что то, что наружно на плоти, то есть то, что заключается во внешней форме, это необрезание, но то обрезание, «которое в сердце, по духу, а не по букве».

Это сказано как общеизвестная истина. Во дни Павла это не было началом нового учения, такое положение вещей существовало изначально. Во Второзаконии 30:6 мы читаем слова Моисея к сынам Израилевым:

«И обрежет Господь, Бог твой, сердце твоё и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе».

Все верные иудеи понимали, что истинное обрезание являлось только обрезанием сердца. Вы помните, как Стефан обращался к отвергнувшим истину: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами!» (Деян. 7:51).

А что такое «Праведность в сердце

Псалмопевец говорит:

«Вот, Ты возлюбил истину в сердце» (Пс. 50:8).

Просто внешняя праведность есть ничто. Именно сердцем верует человек к праведности (Рим. 10:10).

Когда Моисей по велению Господа передавал закон Израилю, он сказал:

«И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём» (Втор. 6:5-6).

Не может быть никакой праведности там, где она не явлена в реальной жизни. Очевидно, что с тех пор как существует обрезание, оно является признаком праведности, поэтому не может быть никакого подлинного обрезания кроме обрезания сердца.

А кто такие: «Обрезанные Духом

«Ибо мы знаем, что закон духовен» (Рим. 7:14).

Это есть сущность Духа Святого, потому что Слово Божье является мечом Духа Бога, который способен вложить Закон Божий в сердце человеческое. Поэтому истинное обрезание является делом Духа Святого. Стефан называл злобных иудеев необрезанными, потому что, как он сказал, «вы всегда противитесь Духу Святому» (Деян. 7:51).

Если мы вспомним, что обрезание было дано, как печать праведности через веру, и что право на наследство, обещанное Аврааму и семени его, давалось через праведность не от закона (Рим. 4:11, 13), то мы увидим, что обрезание было заверением, этого наследия. Апостол также говорит, что мы становимся наследниками во Христе, «уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его» (Ефес.1:10-14). Обладание наследством, обещанным Аврааму и семени его, гарантировалось только через Дух праведности; поэтому с самого начала никакое обрезание не могло быть настоящим для тех, кто не имел этого Духа.

Обрезание через Христа.

«И вы совершенны во Христе, Который есть глава всякого начальства и власти; в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворённым, совлечением греховного тела плоти обрезанием Христовым» (Кол. 2:10-11).

Следовательно, с самого начала оно означало праведность только через Христа. Достаточно указать на тот факт, что обрезание было дано Аврааму как печать праведности, которую он имел верой и что «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6).

Кто такие «обрезанные»?

Ответ на этот вопрос дан в Послании к Филиппийцам:

«Потому что обрезание — мы, служащие Богу Духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Фил.3:3).

То же самое, но другими словами, сказано и в тексте:

«То обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве; ему и похвала не от людей, но от Бога».

И тот, кто не верил во Христа, никогда не был истинно обрезанным и не возрадовался в Нем. Вот почему Стефан называл неверующих во Христа иудеев «необрезанными».

А каково значение обрезания?

Из пятнадцатой главы Книги Бытие мы узнаем, что Бог утвердил завет с Авраамом на основании веры. Шестнадцатая глава рассказывает о том, как Авраам, послушал голос жены своей, вместо голоса Бога и хотел выполнить обетование Божье через плоть, но потерпел неудачу. Его сын должен был родиться от Духа, а не по плоти.

Затем семнадцатая глава показывает возрождение веры Авраама и восстановление завета с обрезанием как печатью. Часть плоти была отрезана, чтобы указывать на то, что он не должен был иметь доверия к плоти, но ждать праведности и наследия только через Дух Божий. Таким образом, потомкам Авраама было оставлено вечное напоминание о его ошибке, дабы они остерегались верить в себя вместо Господа.

Но они извратили этот знак. Они приняли его за знак их величия перед другими народами, вместо того чтобы смотреть на него как на доказательство того, что «плоть не приносит никакой пользы». Но тот факт, что иудеи извратили и не поняли этот знак, не лишает его первоначального значения.

Кто такие иудеи?

28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;

29 но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим.2:28-29).

Согласно стихам из второй главы Послания к Галатам, термин «необрезанные» относится к тем, кто не знает Господа и является «безбожником в мире». Иудеи «обрезанные». Но только те из них, кто испытывает радость во Христе Иисусе и в обрезании не имеет никакого доверия плоти. Поэтому истинный иудей — это никто иной, как истинный христианин. Он «Тот иудей, кто внутренне таков». Никто в глазах Божьих никогда не являлся настоящим иудеем, не веруя во Христа. И каждый истинный верующий во Христа является иудеем в библейском смысле этого слова. Авраам, отец иудейского народа, возрадовался во Христе (см. Ин. 8:56).

Знак разделения.

Знак обрезания по плоти так ничего и не достиг. Он не произвел никакого разделения между иудеями и язычниками. Этот знак не удержал Израиль от идолопоклонства и от единения с язычниками в их идолопоклоннических обычаях. Каждый раз, когда иудеи забывали Бога, они смешивались с язычниками, и между ними размывалась всякая разница. Цель Божья в избавлении иудеев из Египта состояла в том, чтобы они несли Евангелие язычникам. Он очень хотел, чтобы они отделились от язычников в характере, но были светом для них. Очень печально закончили иудеи, как нация. А что ждет нас — христиан? Оправдаем ли мы то доверие, которое Бог возложил на нас? Это серьезный вопрос. Над ним следует задуматься.

Пастор Александр Серков