Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 7. Проблемы раздоров

07-02-2015, Комментариев нет Просмотров: 559

7 урок Как решать конфликты7-14 февраля Евро-Азиатский дивизион предлагает провести Неделю молитвы о разрешении конфликта на юго-востоке Украины. Тема субботней школы на эту неделю как раз об этом же, о раздорах, только о раздорах внутри церкви.

Женевские конвенции 1949 года — это хорошо известные международные соглашения, направленные на сдерживание самых отвратительных примеров человеческих конфликтов.

Конвенции были подписаны несколькими странами, признавшими, что, хотя войны и конфликты неизбежны, некоторые составляющие войны унижают достоинство всей человеческой семьи. Согласно конвенциям такие практики, как нападение на военных медиков, применение пыток к военнопленным и жестокое отношение к гражданскому населению, являют собой неприемлемые составляющие войны.

Христиане могут многое почерпнуть из Женевских конвенций в контексте поведения в конфликтных ситуациях. В действительности Женевский кодекс утверждает, что ведение борьбы со своим врагом не является по сути чем-то неправильным, но таковыми являются определенные методы ведения борьбы. Как христиане мы призваны противостоять нашему врагу — дьяволу. Здесь подразумевается, что мы должны давать отпор его приглашениям ко греху и по-христиански отвечать нападающим на нас людям. Бог особо заинтересован в том, как мы справляемся с подобными нападками. Верность и правдивость представляют собой самое могущественное оружие христианина.

Мы имеем памятный стих к этому уроку:

«Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч. 17:1).

Давайте поговорим на эту тему подробно.

Воскресенье. Сохраняя единство

Эта мысль базируется на текстах: Прит. 17:9; 17:17 и 19:11 Я цитирую эти тексты:

«Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Прит. 17:9).

«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Прит.17:17).

«Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам» (Прит.19:11).

Бог в Священном Писании обращается к Своему народу как к Своим детям. Это Отцовство делает всех нас братьями и сестрами. Но Христос сделал эту аналогию намного глубже. Он отрывается от сравнения с семейными узами и описывает общину верующих как Его Тело. Это предполагает более тесные и крепкие взаимоотношения.

Раздоры наносят большой вред единству церковного тела. Наша цель не друг против друга воевать. Павел пишет:

«Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Ефес. 6:12).

У нас могут быть несогласия друг с другом. Их надо решать христианским путем. Но если у нас возникает конфликт, это попытка сатаны нарушить единство и любовь между детьми Божьими.

А вы знаете, где впервые в Библии встречаются слова «спор» и «раздор»? Я читаю текст:

«И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова;

И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники» (Быт. 13:7-8).

Как мы решаем проблемы, избегая при этом раздоров между собратьями христианами? В книге Притчей даются мудрые советы, которые сопоставляют природу мудрого человека и глупого, человека, обладающего пониманием и лишенного понимания. Притчи освещают некоторые главные особенности, помогающие избежать конфликта. Эти особенности приписываются мудрому человеку. Вот несколько советов:

Терпеливо слушать. Если мы проявляем терпение и готовность услышать — раздор угаснет. В книге Притчей говорится, что терпение или способность человека быть «медленным на гнев» является результатом благоразумия. Глупый же человек, наоборот, быстро проявляет свой гнев.

Прежде чем что-то отвечать, нам следует терпеливо выслушать. Слушать нужно всегда, но в разгар конфликта это особенно важно. В Притч.18:14 говорится: «Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему». Часто, когда кто-то приходит к нам с проблемой, многие из нас торопятся эту проблему решить или оправдаться, до конца не выслушав и не поняв другого человека. Однако книга Притчей говорит, что глупо и постыдно давать ответ, упрекать, советовать или предлагать, не услышав до конца другого человека.

Смиренно учиться. Другое полезное качество, упомянутое в книге Притчей, это готовность учиться и возрастать. В большинстве запутанных ситуаций кто-то совершает ошибку и нуждается в исправлении. Мы не совершенны. Мы должны быть достаточно внимательны, чтобы понять, когда необходимо сделать замечание, и достаточно смиренны, чтобы принять заслуженное замечание. Ни одно, ни другое не должно восприниматься как что-то негативное. Книга Притчей объясняет, что замечание может быть полезно для человека, обладающего пониманием. Если мы видим замечание как возможность учиться и возрастать, тогда оно пойдет нам лишь на пользу. Добавим, что замечание может принести более положительные результаты, если дается и принимается с любовью и расположением.

Любовь и милость. Влияние несогласия на взаимоотношения в большей степени определяется духом этого несогласия. Если оно наполнено злобой и осуждением, тогда взаимоотношениям может быть нанесен вред. Однако если несогласие выражается в духе любви и милости, тогда после его разрешения отношения могут даже улучшиться.

Готовность прощать ведет к исцелению любых травм во взаимоотношениях. В Притч.19:11 сказано, что для человека слава — «быть снисходительным к проступкам». Быть снисходительным — значит пройти или переступить через чей-то проступок. Если мы можем оставить проступок в прошлом и простить, тогда вражда сходит на нет, и взаимоотношения укрепляются.

Любовь и прощение действительно очень тесно связаны между собой. Если мы хотим проявлять любовь, то покроем все грехи, совершенные против нас и сможем простить. Мы как бы закрываем преступление, чтобы больше его не видеть и не позволять ему влиять на наши взаимоотношения.

Божий характер. Бог является нашим наивысшим примером поддержания здоровых, мирных взаимоотношений. Взаимодействуя с нами, Он воплощает все советы, упомянутые в Притчах. Бог слушает. Когда мы молимся, мы можем быть уверены в том, что Он слышит наши молитвы. Он исправляет нас, когда это необходимо. В Притч.3:12 сказано, что Господь исправляет тех, кого любит, подобно тому как любящий отец исправляет своего сына. Бог полон любви и прощения. Независимо от того, насколько далеко мы отошли, Он всегда зовет нас возвратиться к Нему. Христос умер, чтобы покрыть наши грехи. Полное прощение — это когда грехи полностью покрыты Христовой праведностью. С каждым днем все более и более впуская Бога в свою жизнь, мы будем все больше уподобляться Ему, становиться мудрыми, взаимодействуя с нашими братьями и сестрами.

Понедельник. Быть справедливым

Прочитаем два текста:

«На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» (Прит.17:10-11).

«Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление» (Прит. 19:25).

Каждый из стихов 10-16 в 17 главе касается тех или иных форм зла или проявлений глупости. Так, в стихе 10 говорится о нечувствительности глупца к доброму наставлению, ему и ста ударов мало, чтобы проникнуться здравым смыслом, которой противопоставляется нравственная чуткость разумного. Этому, чтобы понять свою неправоту, достаточно простого выговора. Возмутитель в стихе 11 — тот же глупец, т. е. человек нравственно тупой, нечуткий, лишенный сострадания к другим; в силу этих своих особенностей он ищет только зла. Однако ему не избежать наказания; покарать его, говорит царь Соломон, будет послан ангел зла.

Кто такой кощунник, о котором говорится в 19:25? Это циник, злой насмешник. Он понимает лишь язык наказания, в то время как разумный с готовностью принимает словесное внушение (обличение). Публичное наказание кощунника может послужить благотворным предостережением человеку простому. Вот это и есть справедливость, справедливость, ведущая в конечном итоге к покаянию, во всяком случае, Бог желает достичь этого результата.

Вторник. Слова, слова, слова…

Прочитаем два текста:

«Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток» (Прит.18:4).

«Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.

Язык глупого — гибель для него, и уста его — сеть для души его» (Прит.18:6-7).

В Притчах 18 главе описываются некоторые последствия необдуманно произнесенных слов. Слова могут не только ранить или даже изменить нас, они также могут поставить под угрозу нашу жизнь. Все — от слухов до оскорблений ради самовозвышения имеет для нас свои последствия, даже если мы просто слушаем. Мы можем не осознавать, как слова создают угрозу для нашей повседневной жизни. Можете ли вы вспомнить случай, когда какой-то слух изменил ваше отношение к человеку? Результаты порочащих слов вполне осязаемы.

Итак, если наши слова сильны и их трудно контролировать, то что мы можем сделать, чтобы уменьшить их вред для себя и окружающих нас людей? Мы видим, что «слова уст человеческих — глубокие воды», губительные и непостижимые, а «источник мудрости — струящийся поток».

Губительные слова исходят из уст глупцов, поэтому мудрость является здесь противоядием. Мудрость богата и дается даром!

В Иак.1:5 говорится: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему». Это дарует нам надежду, ведь никто из людей не в силах укротить свой необузданный язык. Но больше нам не нужно бороться. Бог обещает в изобилии излить мудрость. Нам лишь нужно признать свою нужду и попросить Его об этом.

Среда. Две стороны дела

Прочитаем два текста:

«Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум» (Прит.18:2).

Вы знаете, слова никогда не могут заменить дела; этот факт часто забывают политики, как правило, сразу после избирательной кампании. Здесь уместно привести еще один текст из Притчей:

«От всякого труда есть прибыль, а от пустословия – только ущерб» (14:23).

Комитеты могут что-то обсуждать, и обсуждать бесконечно, но если кто-нибудь не воплотит планы в действие, никогда и ничего не будет сделано. Во многих культурах любят что-нибудь обсуждать, но только те цивилизации, которые пытались заставить свои идеи работать, меняли ход истории.

Хотя реклама пытается доказать обратное, слова никогда не меняют фактов. Ребенок может спорить, что он не разбивал вазы, но осколки, разбросанные по полу, указывают на обратное; и не вескими будут его доказательства, если он заявит, что ваза сама себя разбила. СМИ бомбардируют нас словами, которые, кажется, значат что-то одно, но на деле оказывается совсем другое.

Эвфемизм может сделать больше, чем просто найти слова для смягчения жестких фактов, — дело может дойти до полного отрицания этих фактов. Фашисты, например, во время Второй мировой войны, при отступлении не говорили, что они отступают, они заявляли, что выравнивают линию фронта. Чук и Гек, помните из школьных лет этот рассказ Аркадия Гайдара, тоже выравнивали ножки на табуретке, отпиливая то одну, то другую, да так поровняли, что в конце концов ножек вообще не осталось.

Автомобильная авария или человеческое тело, разбившееся обо что-то. Подумайте, сколько у нас есть способов избежать слов о том, что человек мертв. Он «ушел», «его больше с нами нет», он «покоится». Некоторые из таких выражений почти отрицают факт смерти, если не совсем его отрицают, например: «Он сейчас в раю, ему очень хорошо».

Сатана пытается обмануть нас изысканными и изящными словами, например:

«Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» (Прит.26:25). Или спрятать ненависть можно за ложь. Следующий стих об этом:

«Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании» (26 стих); но время и события раскроют, чего на самом деле стоили эти слова. Следующий 27 стих резюмирует:

«Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (27 стих).

В конце Господь откроет правду о всех словах, когда будет воздавать людям по делам:

«Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душою твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Прит.24:12).

Четверг. Быть честным

Базируется эта мысль на 19 главе Притчей.

Начинается эта глава с опровержения четырех популярных мифов. Первый миф состоит в том, что если ты человек честный, то будешь бедным:

«Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый.

Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится» (1-2 стихи).

Но слово «богатый» было вставлено в русский текст второй фразы на том основании, что оно имеется во второй фразе 28:6. Это исправление делает звучание 19:1 более логичным; слово глупый, которого нет в 28:6, тут, однако, сохраняется. Лучше быть бедным, но честным, говорит Соломон, нежели богатым, но лживым (и к тому же глупым). Смысл стиха 2 в том, что человек, стремящийся к знаниям, воздерживается от необдуманных поспешных шагов, которые не сулят ничего хорошего (сравните 21:56). Читающему эти стихи приходит на ум пословица: «Поспешишь — людей насмешишь».

Второй миф о том, что богатые имеют «много друзей»:

«Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим» (19:4).

То, что этот стих говорит о бедном, которого оставляет друг его, это правильно, но и друзья у богатого тоже до поры, до времени, — пока он богат, у него друзья; а чуть что, будет с богатым то же самое, что случилось с блудным сыном – разбегутся все друзья и подруги, потому что они были друзьями не ему, а его деньгам. Хорошее утешение бедным: Христос был Сам не из богатых, и Он был друг бедным и грешным людям, потому что богатые в Нем вообще не нуждались.

Третий миф, что «всякий» будет вашим другом, если вы дадите ему «подарки»:

«Многие заискивают у знатных, и всякий — друг человеку, делающему подарки» (19:6).

Ну, это разве друзья?! Просто перед ними очередная «доильная машина», которую можно использовать для своей выгоды; вот и подарки ему даются для этой цели, и не больше.

И четвертый миф, что «бедного ненавидят все братья его»:

«Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет» (19:7).

Здесь мы видим основанные на житейском опыте размышления о лжедрузьях и о дружбе из корыстных соображений. Кто не знает, что богачи большей частью окружены друзьями, которые, впрочем, исчезают, как только счастье изменяет их богатому покровителю! Бедного, к сожалению, избегают не только друзья, но и кровные братья его, не желая осложнять себе жизнь заботами о нем и финансовой помощью ему. Это печальная констатация жизненных ситуаций. Но все же первый стих дает утешение:

«Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый» (Прит.19:1).

Главное в жизни – иметь чистую совесть перед Богом и перед ближними.

Дальше автор Притчей развивает мысль о лжесвидетельстве на суде. Это основное назначение заповеди из Декалога: «Не лжесвидетельствуй».

Читаем текст:

«Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду» (Прит.19:28).

Метафора во второй части стиха подразумевает, что для лжесвидетелей — неправда, так же притягательна, как вкусная пища.

Рассказывают о короле, который занялся поиском кандидата на высочайший государственный пост в своем королевстве. Для этой цели он организовал специальный конкурс лжецов, чтобы выбрать человека, способного сочинить самую большую ложь. Все чиновники королевства подали заявки на участие в конкурсе, и каждый из них пришел и представил свою самую большую ложь. Но король не был удовлетворен; их ложь казалась неубедительной. Затем царь спросил своего ближайшего и наиболее надежного советника: «Почему ты не подал заявку?» Советник ответил: «Мне очень жаль вас разочаровать, Ваше Величество, но я не могу подать заявку». «Почему?» -спросил король. «Потому что я никогда не лгу», — ответил советник. И король решил назначить на высочайшую должность именно его. Ну, это верно, он оказался самым искусным лгуном, не подав даже заявки на конкурс. Считайте этот пример аллегорией, потому что в самом деле лгунов не повышают по служебной лестнице. Но что-то из этой аллегории мы можем для себя извлечь. Многие заявляют: я никогда не лгу, я уже безгрешный. А что вам мешает быть уже сейчас безгрешным?

Пятница. Как разрешить проблемы раздоров

Прежде всего, давайте выясним, какие раздоры нам поручено разрешать: политические или внутрицерковные? Иудеи времен Христа постоянно порывались что-то предпринять против римских оккупантов. Они и от Мессии ждали, что Он возглавит эту кампанию. Политический вопрос стоял у них во главе угла, когда пытались Христа втянуть в политические интриги, спросив: следует ли давать подать кесарю? Что Он сделал? Он разумно ушел от этого вопроса. Его миссия была совершенно иной. Он сказал только в другой раз ученикам:

«Когда увидите все сие, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Матф. 24:16).

Видите, Христос переживал не о политике: кто кого, а о Своем народе. Мы живем в мире, где творятся перевороты, революции, захваты власти. О ком нам следует молиться? О народе Божьем, который в политике не участвует, но он живет на территории конфликта, где он подвержен опасности. Поэтому наша позиция – не занимать чью-то сторону. И когда мы будем молиться о конфликте на юго-востоке Украины, не за какую-то сторону нам следует молиться, чтобы кто-то кого-то быстрей испепелил; нам следует молиться о народе Божьем, который оказался на территории конфликта. Люди живут и среди мусульман, и среди буддистов, и среди коммунистов; их обитание и в зонах конфликта, но у церкви своя задача. Эта тема предлагает нам решить проблему раздоров внутри церкви.

Свободны ли мы от раздоров? Христос в Нагорной проповеди представил целый перечень блаженств или на современном языке счастливых положений или позиций, в которых нам предлагается пребывать. Но счастью антонимичны такие отрицательные состояния, как гнев и раздоры.

Ничто так необратимо и полно не может разрушить группу, и даже общество в целом, как люди, которые задались целью сеять беспорядок и смуту. И в маленьком селе, и в многочисленном городе тот, кто разрывает нити общественного полотна, может разорвать и само полотно. Даже если люди не преуспели немедленно, они могут ослабить общественные связи и служить угрозой выживанию общества.

Текст Притчи 13:10 напоминает нам, что кичливое и высокомерное отношение может вызвать социальный раскол, как и человек, который находит удовольствие в преступлении закона (Прит.17:19). Насмешки могут нарушить общественную гармонию, привести к ссорам и оскорблениям (Прит. 22:10). Такое отношение подрывает общество и его надежность.

Притчи 26:21 сравнивает вздорного человека с маслом, которое усиливает полыхание пламени. Человек, любящий ссоры, может настроить членов семьи или сообщества друг против друга или навсегда разлучить их. Обычная причина раздоров в обществе – сплетни.

В наши дни сплетни распространяются не только словом через речевой аппарат, но и через СМИ. И это как пожар в поле: чем усерднее вы топчете огонь, тем больше языков пламени расползается, и пожар усиливается. Поэтому хороший совет мы читаем:

«Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает» (Прит.26:20).

Как огонь, которому не хватает пищи, слухи и распри прекратятся, если люди воздержатся от сплетен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чжоу Эньлай, известный дипломат и первый премьер Китая, сказал: «Вся дипломатия есть продолжение войны другими методами». Вчерашний военный противник может сегодня оказаться мирным партнером, а завтра союзником в управлении государственными делами. Поэтому, участвуя в военных действиях, физических или духовных, мы должны обратить внимание на три предостережения. Во-первых, нужно знать, с кем мы боремся. Настоящим врагом была не женщина, взятая в прелюбодеянии, и не ее обвинители, но сатана, обвинявший их всех. Во-вторых, воюйте осторожно. Ступайте аккуратно. Ходите грациозно. Поступайте мудро и правдиво. В-третьих, обращайте внимание на то, каким образом достигается победа. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Марк.8:36).

Дай Бог нам мудрости во всем поступать разумно.

Пастор Александр Серков

 

От наших спонсоров:
Московский "Дом моды Натальи Нафталиевой" предлагает аренду видеооборудования для новичков и профессионалов художественной видео и фото съемки. Широкий выбор и доступные цены нашей видеотехники подойдут для любого творческого проекта. Скидки и гибкая система оплаты позволят вам сконцентрироваться на творческом процессе. Профессиональная видео-техника стала еще доступней!

Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.