Что зависит от меня

Миллионы людей в разных странах убеждают себя и других, что в любых сферах жизни — от погоды и геополитики до их настроения в конкретный момент — от них не зависит ровным счетом ничего. Это всё он / она / они. И — уж точно — не я. Однако (по Библии) у каждого есть определенная зона влияния. И за это влияние мы несем полноту ответственности.

О Мелхоле, младшей дочери Саула, первого израильского царя, известно немало.

Давид — музыкант и оруженосец Саула — дважды заплатил за право жениться на ней. Первый раз, когда поразил великана Голиафа. Давид расспрашивал солдат, какая награда обещана смельчаку, который вступит в бой с гигантом. Ему отвечали: «одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным в Израиле» (1Цар.17:25). Победа над Голиафом не принесла Давиду ни одной из этих почестей. Поставив его военачальником, Саул позавидовал популярности Давида и стал искать повода избавиться от него.

Не ясно, какую из двоих своих дочерей царь тогда сулил победителю. Но именно Мелхола полюбила Давида. Как и первенец Саула Ионафан, она стала помогать ему, даже с риском для своей жизни.

Второй раз Давид заплатил за право жениться на ней, когда Саул решил использовать ее симпатию на погибель Давиду. И дал знать, что не прочь породниться с ним. На неслыханном условии: убить сто воинов из злейших врагов Израиля филистимлян и в доказательство этого принести их краеобрезания. Давид выполнил задание, и сконфуженному царю пришлось наконец выполнить свое слово. Вместо смерти западня принесла Давиду официальное право на израильский престол.

БЕСПРАВНАЯ ПРИНЦЕССА?

Когда Саул стал открыто преследовать Давида, Мелхола спасла мужу жизнь. Царь послал убийц к ним домой. Она спустила Давида по веревке из окна, а отцу сказала, что Давид, угрожая смертью, вынудил ее отпустить его.

Давид пустился в бега. Саул решил сжечь мосты к примирению с зятем и «отдал дочь свою Мелхолу, жену Давидову, Фалтию, сыну Лаиша, что из Галлима» (1Цар.25:44). Что теперь зависело от Мелхолы? Ничего. По Закону Моисея отец или муж мог отменить любую клятву женщины (Чис.30). Главой замужней женщины был муж. Но Давид был далеко, и царь не мог дождаться его смерти. Вторгся в брак дочери и при живом муже отдал ее за другого. Мол, «без пяти минут мертвецу жена-принцесса ни к чему».

Шли годы. Саул и Ионафан погибли в бою. Давид вышел из подполья и семь лет царствовал над одним племенем Иуды. Северные израильские племена поддерживали сына Саула Иевосфея, боясь доминирования многочисленных иудеев.

2Цар.3:6 Когда была распря между домом Саула и домом Давида, то [военачальник] Авенир поддерживал дом Саула.

7 У Саула была наложница, по имени Рицпа, дочь Айя. И сказал [Иевосфей] Авениру: зачем ты вошел к наложнице отца моего?

8 Авенир же сильно разгневался на слова Иевосфея и сказал: разве я — собачья голова? Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его, и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины.

9 То и то пусть сделает Бог Авениру и еще больше сделает ему! Как клялся Господь Давиду, так и сделаю ему:

10 отниму царство от дома Саулова и поставлю престол Давида над Израилем и над Иудою, от Дана до Вирсавии.

11 И не мог Иевосфей возразить Авениру, ибо боялся его.

12 И послал Авенир от себя послов к Давиду, сказать: чья эта земля? И еще сказать: заключи союз со мною, и рука моя будет с тобою, чтобы обратить к тебе весь народ Израильский.

13 И сказал [Давид]: хорошо, я заключу союз с тобою, только прошу тебя об одном, именно — ты не увидишь лица моего, если не приведешь с собою Мелхолы, дочери Саула, когда придешь увидеться со мною.

14 И отправил Давид послов к Иевосфею, сыну Саулову, сказать: отдай жену мою Мелхолу, которую я получил за сто краеобрезаний Филистимских.

15 И послал Иевосфей и взял ее от мужа, от Фалтия, сына Лаишева.

16 Пошел с нею и муж ее и с плачем провожал ее до Бахурима; но Авенир сказал ему: ступай назад. И он возвратился.

Что теперь зависело от Мелхолы? Во втором браке она обрела любящего мужа. Он со слезами провожает ее от своего города в земле Вениаминовой до самых предместий Иерусалима. Ее отец хладнокровно отдал ее другому мужу, подписывая Давиду смертный приговор. Сейчас ее брат Иевосфей забрал ее от второго мужа и, как потерянную вещь, вернул Давиду.

СНОВА ВО ДВОРЦЕ

Царица. Трофей. Доказательство права Давида на израильский трон. А у того, как всегда, работа кипит: отвоевал иевусейскую крепость Иерусалим, сделал ее своей столицей. Построил себе дворец. А затем задумал ковчег завета, поколение назад оставленный в доме рядового левита, внести в Иерусалим.

2Цар.6:13 И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна.

14 Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод.

15 Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками.

16 Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем.

17 И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные.

18 Когда Давид окончил приношение всесожжений и жертв мирных, то благословил он народ именем Господа Саваофа;

19 и роздал всему народу, всему множеству Израильтян, как мужчинам, так и женщинам, по одному хлебу и по куску жареного мяса и по одной лепешке каждому.

ВЕЛИЧАЙШИЙ ДЕНЬ

Перенос ковчега в Иерусалим был одним из осевых событий в библейской истории. Этот шаг закреплял статус Иерусалима как общеизраильского центра — политического и религиозного. Отныне значение города Давидова будет возрастать до тех пор, пока вечное Царство Бога не назовется в Откровении Иоанна Новым Иерусалимом. Перенос ковчега заложит основу для строительства Храма, реформы левитского служения — учреждения 12 священнических черед, развития музыкального служения левитов, формирования Псалтири — сборника храмовых песен. Храм объединит племена Иуды и Вениамина (из которых происходили общеизраильские цари), а после вавилонского плена станет символом возрождения избранного народа, местом ежегодных паломничеств евреев и чтущих Бога из разных стран мира.

И когда Господь таки дал внести ковчег в город Давидов, царь возликовал. Он понял, что это величайший день в его жизни. Что он никогда не был так близок к Всевышнему. И потому он щедро делится тем, что имеет: благословляет и угощает участников торжественной процессии.

2Цар.6:20 Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему навстречу и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!

21 И сказал Давид Мелхоле: пред Господом, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду;

22 и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.

23 И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее.

Затем Давид пошел благословить свой дом — жен и детей. Исполненный Святого Духа, идет ко дворцу, чтобы молиться, в частности, о бесплодной Мелхоле. Благодарить Творца за явленные милости. Избавление от опасностей и победы над врагами. И невиданные высоты, на которые Тот возносит вчерашнего пастуха.

Что зависело от Мелхолы? Это третья и последняя ситуация в Библии, когда описывается ее действие, активность, влияние. В величайший момент своей жизни она не находит ничего важнее, чем пустить мужу и царю шпильку насчет того, что он-де выглядел недостаточно солидно. Эта озабоченность внешней стороной жизни и невнимание к Божьим интересам напоминает мышление ее покойного отца, отвечавшего пророку: «я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем» (1Цар.15:30). Главное — выглядеть по-царски. А и благочестие и вера — личный вопрос, не так ли?

ЧУДО УПУЩЕНО

Раздосадованный Давид вступает в перепалку. Мелхола навсегда остается бездетной. Царская линия рода Саула прерывается.

Через несколько веков другая еврейка стала царицей Мидо-Персидской империи. И в критический момент услышала слова: «не думай, что ты [одна] спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф.4:13-14).

Что зависит от меня? У каждого своя зона влияния. Я могу казаться себе и другим исключительно жертвой обстоятельств. И царицы бывали пешками чужих игр. Но наступало время и случай, когда один их шаг, одно слово влияло на жизнь сотен людей. И они несли полную ответственность за то, чтобы этот момент распознать — и действовать.

Из-за малыша и реабилитации жены после болезни мы ограничены во многих аспектах. Уже какой месяц отказываемся от визитов гостей, не можем семьей посещать ряд мероприятий. Четкий распорядок дня, как мне кажется, мешает заниматься писательской и научной деятельностью. Каждый день молюсь, чтобы Господь умножил наше влияние ко спасению людей.

ОТВЕТЫ ПРИХОДЯТ

Еще до того, как Ире поставили диагноз, в пятницу утром написала адвентистка из Винницкой области. Слышу об этой женщине впервые. Ее неверующий муж Толик пошел добровольцем — у него редкая военная специальность. Хотя и трое детей. Его часть должны были в понедельник утром отправлять в АТО. «Может, позвоните ему? Он будет благодарен за поддержку». В пятницу я был на работе. Сообщение прочитал под субботу по дороге домой. Звоню ей. Говорит, в пятницу утром включила телеканал «Надія», а там мое интервью. И решила позвонить. Ну что тут скажешь? Как, о чём с этим мужчиной говорить?

Отвечает на звонок: «Волонтеры? Хорошо. Нужна тушенка, курево и чай. А, ну вы ж насчет курева того…» Спрашиваю, хочет ли он, чтобы я молился о нём. «А как же. Приезжайте сюда и помоли?тесь за всех сразу». Часть стоит за пределами Харьковского района. Уверяет, командование насчет нашего визита возражать не будет.

Остается один день — воскресенье. Денег лишних не бывает. На чём ехать? Что им говорить? Будут ли они меня, не служившего, слушать?

Звоню знакомому харизмату из Союза студентов-христиан. У него машина. Говорит, на воскресное утро намечен миссионерский визит в мужскую колонию. Узнаёт, что колония и моя часть в одном направлении, можно совместить. В субботу вечером покупаем тушенку. Харизмат берет гитару и пачку Новых Заветов. Захватываю свою книгу «После эйфории». Будет повод — подарю Толику.

Приехали в часть. Бойцы сумки с едой и вещами занесли в палатку. Новые Заветы брали не так активно. Подошел один: «Давайте сюда. Они после первого обстрела у меня их все расхватают». Духовную программу никто нас проводить не попросил. Толику подписал книгу. Всё. Сели в машину и вернулись в Харьков.

Днем 31 декабря звонит эта женщина. Поздравляет и благодарит. «Да что же мы такого ему сделали?» «Ой, он книгу Вашу читает! Вы бы знали, он христианской книги никогда в руки не брал! У них там тихо. Правда, сидят в блиндажах все». Значит, высунуться не может. Осталось одно — мою книгу читать.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация: Марк Шагал, офорт «Мелхола спасает Давида от Саула» (1960).