Подарок

Школа закончилась и Игорь вместе со своим классом первый раз в жизни был в трудовом, летнем лагере. Пололи еле видные всходы свеклы и подсолнуха. Игорь даже подумать не мог, что это так тяжело. Ведь, раньше он никогда не занимался прополкой. Родился в городе. Там же жили и его бабушка с дедушкой. Ему, правда, очень хотелось поехать в деревню на каникулы. Но поехать было не к кому. Вот, поэтому известие о летнем трудовом лагере в глухом селе Игорь воспринял с восторгом. Да к тому же, это была ещё и возможность заработать свои первые деньги. В этом селе была школа-интернат. Там их и поселили. Дети в интернате были особенные. Все они одеты были почти одинаково. С городскими на контакт не шли, а скорее наоборот – избегали приехавших ребят. Кормили всех в интернатовской столовой в два этапа. Сначала местных, а потом городских. Еда тоже здесь была особенная. Игорю она совсем не нравилась.

— Как они её едят каждый день, — пожаловался он своему другу, Николаю. Да уж, тут не разносолы – это точно. А что делать нам, маменькиным сыночкам? Надо выдержать эти временные трудности. Мы же не на курорте!

— Слава Богу, что временно. А вот, этим ребятам ещё ого-го сколько терпеть.

— Да они вовсе не парятся так. Им это всё привычно. Представь себе – они привыкли есть этот странный борщ, кашу и котлеты с колбасой. Вот и пусть едят. Судьба у них такая. И Николай рассмеялся.

Этот смех неприятно задел за сердце Игоря, но он промолчал. Молчал и на поле, когда тот продолжал свои насмешки. Николай был сильнее и прополка ему давалась намного легче. Часто даже пытался помогать Игорю. Хотя Игорь очень старался не отставать, у него это никак не получалось. Сегодня же особенно что-то работа не ладилась. И ему приходилось пасти задних.

— Эй, дружок, да ты слабак, однако! Помогу-ка я Игорьку сделать в поле прополку, напел он насмешливо. И, закончив свой рядок, пошёл полоть навстречу Игорю.

— А я тебя не прошу помогать мне. Я и сам справлюсь, помощничек нашёлся, — угрюмо, не смотря на Николая, произнёс Игорь.

— Да, Да, да – я понял, ты сам с усам. Уже все на привале, а ты тут, как тот дурак, не понятно куда тяпкой махаешь. Оно и понятно – ты же её в жизни в руках не держал, бедненький.

— Да пошёл ты! Игорь не выдержал и кинулся на Николая. У них завязалась драка. И все с ихнего 5го «Б» класса и интернатовские тоже посбегались посмотреть. Одни подбадривали Игоря, другие Николая. Сил у Игоря не было совсем, и скоро он очутился под Николаем, а тот, разозлясь, изо всех сил, бил его кулаком по лицу. Вдруг один интернатовский пацан наскочил на Николая и отшвырнул его прочь.

— Не бей лежачего! Ты, придурок. Заорал он. Николай же, попытался и его ударить, но тут подоспела учительница, и они разошлись.

Вот так и поссорились два друга. А после этой драки Игорь стал внимательно наблюдать за тем пацаном с интерната. Он был небольшого роста, очень худощав, с растерянным взглядом и почти всегда один. Однажды на привале Игорь подошёл к нему и тихо сказал: спасибо за подмогу, но Николай это так не оставит, я то его знаю.

— Ничего, отобьюсь, не впервой.

— А ты чего за меня заступился?

— Да, так. Не могу смотреть, когда кого-то обижают. Я тогда совсем собою не владею.

— А ты чего в этом интернате живёшь, а не дома?

— Ага, ты наверное с луны свалился. Так нет у меня дома. И родителей у меня тоже нет. Да пошёл ты!

Мальчик сплюнул и отошёл прочь, а Игорь понял, что сглупил. И вечером, после ужина, снова подошёл к нему, присел рядом, на лавочку и сказал: ты извини меня, я дурак. Просто не знал, что сказать – вот и бякнул. А на самом деле – просто хотел познакомиться с тобой.

— Меня зовут Толик. Можешь считать, что познакомился.

— А меня Игорь. Я первый раз вообще в селе. И на прополке я тоже в первый раз. А что ты купишь, когда деньги получишь за эту прополку?

— Я мобильный, а ты?

— Я просто их прогуляю.

— Это как?

— Ну, там – мороженое, парк аттракционов и всё- всё что захочу.

— А тебе родители не дают на гульбу, — настороженно спросил Толик?

— Дают, но мало и не часто. Ну, это воспитание такое. Они это называют чувством меры.

— Понятно. Ладно, я пойду, у нас отбой скоро.

— Так, вы по часам всегда живёте?

— Ну, да. Это называется режимом дня.

— А когда школу закончишь, то режим, ведь тоже закончится?

— Думаю, нет. Там в ПТУ пойду. Почти то же. А ты куда после школы?

— Наверное в мединститут – буду врачом, как мои родители.

— Значит, тоже сострадание к людям имеешь?

— Скорее да. Мне вправду, жалко, что люди болеют. А почему ты не в институт, а в ПТУ поступать будешь?

— Это просто. Там тоже режим и тоже обеспечение. А сам я не потяну. Вот, и буду по жизни

-дилетантом и недоучкой.

— А знаешь, мой отец как-то говорил, что высокие профессионалы построили «Титаник», а дилетанты ковчег. И после ПТУ можно быть классным специалистом.

— Оно то так, но свободы, всё же, нет. Кто-то всегда за тебя решает. Поди туда, делай то, делай так, потом будет это. Так что, чуть-чуть обидно, не так как у таких пацанов, как ты.

Толик, а оставшиеся летние каникулы ты где проведёшь?

— Ой, я не могу. Ты точно с луны свалился. Вот в этой общаге и на этом поле.

— Извини. Я просто, хотел пригласить тебя к себе домой. Это же возможно?

— Всё, мне пора. С тобой просто с ума можно сойти. Разные мы с тобой.

После этого разговора Толик стал избегать Игоря. А вскоре родители забрали своё чадо домой. У них предоставилась возможность взять горящую семейную путёвку на море, и в кои веки их отпуска тоже совпали. Так что, трудовой лагерь остался в прошлом, но у Игоря с головы Толик никак не выходил.

Будучи уже на море, и как-то сидя с родителями в кафе, Игорь осторожно спросил, — пап, мам, а что если нам до конца лета на отдых к себе домой забрать одного мальчика с интерната?

— А что за мальчик, удивился отец?

— Толик. Он очень хороший. Мы так подружились с ним, так подружились! Я никогда в своей жизни не встречал таких пацанов. Толик, даже, меня однажды очень сильно защитил в одной драке.

— Защитил? Это очень странно, хотя и возможно. Знаешь, сынок, такие дети очень неуживчивые в семье. С ним хлопот потом не оберёшься. Может, всё же – нет, не надо нам этого делать?

— Папа, я пообещал, соврал Игорь и добавил,- я очень хочу этого. Очень! Пожалуйста. Мне ничего больше за всё лето не нужно. А вдруг, я больше никогда не встречусь с ним. Пойми, я так хочу дружить с этим мальчиком. Так хочу!

— Думаю, это возможно, вмешалась мама. Вот, приедем и я сама займусь этим делом. Только с условием, если ты, сынок, поручишься за него. За этого своего друга. Ты отвечаешь за него?

— Конечно – отвечаю и ручаюсь. Он очень порядочный. Очень!

— Странно, хотя и возможно, раздумчиво добавил папа.

Когда все приехали с моря домой, мама на бесконечные приставания сына на счёт Толика, скоро сдалась. И действительно, занялась оформлением документов на отдых этого мальчика до конца лета в своей семье. Она познакомилась с Толей и он ей тоже понравился.

— Ты знаешь, отец, этот парень мне почему-то, напомнил моего дедушку. Такой маленький старичок. Пусть поживёт у нас, это будет даже интересно.

— Да, пусть поживёт, а там посмотрим, заключил отец и спросил у Игоря, — сынок, а в какой комнате он будет жить? Ведь, ему будет тяжеловатым постоянное внимание на себе.

— Пап, я отдам ему свою комнату, а сам поживу в гостиной. Я, ведь у себя дома. Мне кругом хорошо. А ещё я приготовил для него кучу подарков. Мне совсем-совсем ничего не жалко для этого мальчика.

— Ну, лады, пусть будет так. Тебе, впрочем, будет даже очень полезен это опыт – успокоился папа.

Через два дня папа, мама и Игорь на машине поехали за Толиком в интернат. Игорь всю дорогу не умолкал.

— Вы у меня самые лучшие родители на свете, я так вас люблю и так вам благодарен. Вот уводите, какой это настоящий друг. Он и вправду ни на кого, ни на кого не похожий. Был бы у меня такой брат. Я, ведь всегда так мечтал о брате. Знаете, я даже свой новый мобильный ему подарю. Я всё равно привык к старому. Мне точно, для Толика ничего-ничего не жалко.

— Послушай, мать, а мы ведь тоже должны были бы подумать о подарке для Толика, спохватился отец.

— Пожалуй. Я вот, тоже об этом же подумала. Но сейчас я не перестаю удивляться нашему сыну. Я никогда его таким счастливым не видела. Сынок, я хочу посоветоваться насчёт подарка с отцом. Ты не против, если мы на минуточку выйдем с машины.

— И я хочу знать про ваш подарок для Толика.

Игорёк ласково взял маму за руку.

— Пусть это будет сюрприз и для Толика, и для тебя.

Через несколько минут отец и мама, улыбаясь, уже садились в машину.

— Интересно, что вы такого придумали купить Толику, просил Игорь.

— Сюрприз, сюрприз – загадочно произнесла мама, и уселась на переднее сидение.

Вот, наконец и село. А вот сельская школа. Через несколько минут уже виднелось длинное, высокое здание интерната. Игорёк с родителями, загадочно переглядывались. Всем было радостно и как-то торжественно. Заходя уже в дверь, все и вовсе рассмеялись, подталкивая друг друга.

И вот, наконец-то, к ним вышел Толик. Он был смущённый и раскрасневшийся, а когда подал Игорю свою руку, то она оказалась дрожащей и влажной.

— Вот видишь, Толь, я очень хотел, чтобы ты пожил у нас до конца каникул и всё так и случилось. Я так рад, так рад. Айда в машину.

— Нет, сынок. Задержитесь на минутку. Мы с папой хотим у твоего друга что-то спросить.

— Что? В один голос спросили мальчики.

— Толик, твёрдо сказал папа, а мама продолжила, — мы с папой хотим, чтобы ты, Толик, стал нашим сыном. Ты не против?

Мальчики удивлённо посмотрели на родителей, затем друг на друга, и со слезами на глазах они обнялись. К ним подошли папа с мамой, тоже обняли их и сказали,

— это и есть наш сюрприз.

— Наш подарок, радостно добавил папа.

Декабрь 2014г.

Татьяна Дейна