Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 10. Плачьте и рыдайте

Десятый урок носит название: «Плачьте и рыдайте». Что-то особенное нам предлагается. Как это противоположно словам ап. Павла: «Радуйтесь всегда в Господе» (Фил.4:4). Давайте посмотрим, о чем нам следует радоваться, а о чем — плакать и рыдать.

Мы имеем памятный стих:

«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21).

У вас когда-нибудь было желание проснуться в один прекрасный день и понять, что вам больше не нужно ходить на работу или оплачивать счета, да и кредит тоже? Что если однажды вы проснетесь от телефонного звонка, ответив на который узнаете, что выиграли миллион долларов? Сделает ли это вас счастливыми?

Я помню одну нашу сестру в Господе, которая выиграла на лотерею автомобиль. Это было в те годы, когда только появились лотереи, и некоторые выигрывали что-либо, и даже автомобили. Она перестала ходить на собрание. При беседе с ней, она ответила: «Теперь у меня есть автомобиль, вот вам и Бог».

Вся наша жизнь проходит в погоне за богатством и материальными благами, которые в один прекрасный день обратятся в прах. Все богатства, которые мы приобретаем огромным трудом, не больше, чем сокровища глупца. Мы настолько увлечены богатством, забывая, что самое важное в жизни — это любовь, мир, вера, надежда, прощение и умение быть довольным.

В Библии можно найти множество историй о великих мужах, строящих свое счастье на несчастье других. Из-за своей похоти Давид, например, совершил убийство. Самсон ослушался своих родителей и взял в жены не израильтянку, а филистимлянку Далиду. В итоге он поплатился за это жизнью. На протяжении этой недели мы сосредоточим свое внимание на том, как алчность и корыстолюбие приводит к ужасным последствиям.

Давайте об этом поговорим теперь подробно.

Воскресенье. В богатстве ли счастье?

Прочитаем текст Писания:

«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» (Иак.5:1).

Несколько неожиданными словами начинается пятая глава, что-то вроде: «Богатые тоже плачут». Во всяком случае, Иаков призывает их плакать и рыдать. В 4 главе, 13 стих Иаков бросает резкий упрек тем, которые ищут богатства, не считаясь с планами Божьими для их жизни. Теперь же Иаков укоряет тех, которые достигли свои материальные цели и уже богаты.

Из непосредственного контекста видно, что здесь главным образом имеются в виду такие люди, которым предоставляются многочисленные возможности делать добро, а они уклоняются от этого. Богатые, о которых говорится в этом стихе, могут и не быть членами церкви. Иаков рисует картину того, что ожидает богатых, чтобы тем членам церкви, которые завидуют им и всеми силами стремятся тоже разбогатеть, не было повадно, он желает отбить у них желание к стремлению тоже обогатиться. Иаков раскрывает членам церкви достояния более ценные и постоянные, нежели земные богатства.

Этот укор богатым уместно следует за рассуждением о небрежении Богом и в погоне за мирскими выгодами. Богатства земные приобретаются в основном за счет попрания прав ближнего и развивают при том самонадеянность. И что само страшно, вся жизнь проходит в погоне за богатством и материальными благами, которые в один прекрасный день превратятся в прах. Все богатства, которые мы приобретаем огромным трудом, не больше, чем сокровища глупца. Мы настолько увлечены богатством, забывая, что самое важное в жизни — это любовь, мир, вера, надежда, прощение и умение быть довольным.

Основатель Microsoft, Билл Гейтс, сказал: «Даже после того, как вы получите миллион долларов, гамбургер останется гамбургером». В нашем мире денежное богатство является одним из самых востребованных ресурсов. Это почти то же самое, как если бы мы были запрограммированы на то, что количество денег эквивалентно количеству счастья.

В библейские времена ситуация не сильно-то и отличалась от нынешней. В 5-й главе своего послания Иаков отмечает, что уже тогда люди были введены в заблуждение, полагая, что их богатство способно даровать им счастье на длительный срок. Соломон пишет:

«Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!» (Еккл.5:9).

Иаков предостерегает нас об опасностях, которые можно встретить, пытаясь найти успокоение и счастье в богатстве, а не в Боге. Мы отклоняемся с верного пути в погоне за деньгами. Многие попали в ловушку, пытаясь удовлетворить свои глубокие эмоциональные потребности покупками. Типичным примером такого поведения являются люди, которые ходят по магазинам, пытаясь заполнить пустоту, образовавшуюся в результате разрыва отношений или негативных эмоций. Такое поведение называется «шоппинг-терапия».

Тем не менее единственным источником глубокого и продолжительного счастья является Господь. Это простая, но абсолютная истина, которой Иаков учил детей Божьих. Наличие денег не является проблемой, и Бог определенно не имеет ничего против денежных благ. В Библии упоминается множество состоятельных людей, но не придается их богатству негативного оттенка. Например, Авраам, Иов, Соломон. Нет ничего зазорного в усердном труде и искренней радости от результатов своих трудов. И все же люди, жившие во времена Иакова, зашли слишком далеко. Когда людей стала поглощать мысль об обогащении любым способом, она отвлекла их внимание от Бога, Который способен удовлетворить любую потребность. Любовь к деньгам создает порочный круг недовольства. Чем больше мы имеем, тем больше хочется. Так случалось и во времена Иакова. В погоне за богатством люди начинали эксплуатировать труд своих работников, которые помогали им. Те, которые обогащаются за счет грабежа, могут приобрести материальные богатства, но потерять достоинство. Какая высокая цена за столь мимолетное счастье!

Понедельник. Когда богатство обесценивается

Прочитаем текст Писания

2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

3 Золото ваше и серебро заржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни (Иак. 5:2-3).

Почему здесь сравнивается богатство с одеждой или точней, богатство, состоящее из накопления одежды? С одной стороны дорогостоящая одежда является признаком богатства, особенно это наблюдается на Востоке. А с другой стороны быстро меняющаяся мода вынуждает накапливать все больше и больше одежды, и вместо того, чтобы отдавать ее нуждающимся, она тюками лежит в сундуках или на чердаке, где моль или мыши ее прогрызают.

Но одежду накапливать обычно любят женщины, а мужчины? Сегодня такая тенденция, что не только мужчины, но и женщины садятся за руль автомобиля. Но женщинам не дано тяги к автомобилю. Приходилось наблюдать такую картину: приезжает женщина на машине домой, ездила в центр походить по магазинам, и хвалится мужу, какие она купила наволочки и занавески. А мужчина приезжает домой и хвалится, какие он купил «железки» для автомобиля. Да, когда оно в меру, то нужны и тряпочки и железки (каждый стремится к своему). Но бывает столько уже ненужных тряпок и железок в хозяйстве, но люди продолжают их стягать и стягать. Иаков говорит: «тряпки съест моль, а железки заржавеют».

Интересное здесь выражение есть у Иакова: «Вы собрали себе сокровище на последние дни». Вот современный перевод: «Вы скопили сокровища свои в эти дни последние!». Жадность всегда приводила и будет приводить к угнетению; и чем ближе день Пришествия Христа, тем все больше становится олигархов, накопивших свои несметные богатства.

Но что стоят деньги на Божьих весах? Автор послания напоминает богатым о недолговечности богатства. И что печальней всего, эта неумеренность характеризует период, непосредственно предшествующий возвращению Христа. Мы читаем:

27 все ели, пили, женились и выходили замуж — до того дня, когда Ной вошёл в ковчег, и начался потоп, уничтоживший их всех.

28 Будет так же, как было во времена Лота, когда Бог разрушил Содом: все ели, пили, покупали, продавали, сажали и строили дома.

29 Но в день, когда Лот вышел из Содома, пролился с небес дождь из огня и серы и уничтожил их всех (Лук.17:27-29).

Или такой текст:

1 Знай же, что в последние дни настанут для нас трудные времена.

2 Люди будут себялюбивыми, жадными, хвастливыми, заносчивыми, злоречивыми, непокорными своим родителям, недобрыми, неблагочестивыми (2 Тим.3:1-2).

В книге Откровение мы читаем конкретно, что подобное отношение проникло и в Церковь Божью последних дней:

17 Ты говоришь: «Я богат, разбогател и ничего мне не нужно», но не осознаёшь, что ты несчастен, жалок, беден, слеп и наг! (Откр. 3:17).

Вторник. Вопли бедных

Прочитаем текст Писания:

4 Работники, трудившиеся у вас на полях, собрали для вас урожай, вы же им не заплатили. И теперь они взывают громко, и вопли их достигли слуха Господа воинства небесного (Иак. 5:4).

Иаков рисует живую картину, как богатые собирают себе сокровище. Обман и медлительность в оплате труда или вообще не оплата за проделанный труд надлежит особому запрету в древние времена. Вот что мы читаем:

14 Не обманывай наёмного работника, бедного и нуждающегося, будь то израильтянин или иноземец, живущий в одном из твоих городов.

15 Отдавай ему плату каждый день перед заходом солнца, ибо он беден и рассчитывает на эти деньги. Если не заплатишь ему, он пожалуется на тебя Господу, и ты будешь повинен в грехе (Втор. 24:14-15).

Богатым кажется, что они накапливают золото, на самом же деле они накапливают огонь, который пожрет их в день суда. Всемогущий Бог не проходит мимо зова о справедливости; и угнетенные труженики заверяются, что однажды правда восторжествует и причиненные им обиды будут исправлены. День отчета ожидает всех, и злых, и добрых.

Поэтому богатство сопряжено с большой ответственностью. Люди, приобретающие богатство посредством нечестных сделок, завышения цен, угнетения вдов и сирот или путем накопления средств и пренебрежения потребностями нуждающихся, — в конце концов навлекут на себя справедливое возмездие, описанное вдохновенным апостолом.

Среда. Упитанные и временно счастливые

Читаем текст Писания:

5 Вы ублажали себя, ведя на земле жизнь, полную роскоши. Вы раскормили себя настолько, что стали подобны животным, готовым к закланию (Иак. 5:5).

Всемогущий Бог не проходит мимо зова о справедливости и угнетенным труженикам дается заверение о том, что однажды правда восторжествует и причиненные им обиды будут исправлены. День отчета ожидает всех, и злых, и добрых. Жизнь, прожитая для удовлетворения своих похотей, подобно овце, откормленной для заклания. На Библейском языке это выражение тождественно с днем суда:

3 Но Ты, Господи, знаешь моё сердце. Ты видишь меня и испытываешь мою душу. Отведи их, как овец, и припаси ко дню бойни (Иер. 12:3).

Чем меньше мы зависим от Бога, тем больше полагаемся на себя. Это уже аксиома. По этой причине становится легче забыть Бога совсем, чтобы посредством предметов роскоши потворствовать своим прихотям, пренебрегая христианским долгом помощи окружающим.

Жители Содома ни в чем не имели нужды. Обладая в изобилии хлебом и свободным временем, они были преисполнены гордости. Более того, они не помогали бедным. Какое-то время граждане Содома думали, что они живут в благополучии. И все же они были навеки уничтожены.

Давайте запомним ценный урок из жизни Павла, который писал: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем; насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:11?13). Как в жизни Павла, так и в нашей жизни Христос защищает нас от гордыни.

В древнем мире существовало понятие о постоянном объеме богатства, то есть если богатство одних людей возрастает, значит богатство других уменьшается. Другими словами, богатые могут стать еще богаче только посредством обнищания бедных. Возможность «сколачивать» богатство, не нанося при этом ущерба благосостоянию других, — идея относительно современная. Некоторые даже утверждают: по мере того как богатые становятся еще богаче, они могут помочь бедным также стать богаче. С другой стороны, учитывая соперничество между развитыми и развивающимися странами за быстро сокращающиеся ресурсы, ограничения накопления капитала являются более настоятельными. Поэтому сегодня продолжает оставаться актуальной проблема неравенства благосостояния.

Четверг. Обвинение невиновного

Читаем текст Писания:

6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (Иак. 5:6).

Во все века богатство часто оказывает ощутимое влияние на судопроизводство. В особенности это отмечалось в Библейский период. Помните текст из второй главы:

6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? (Иак. 2:6).

Богатые знают, что суд будет на их стороне, потому что на суде все подкуплено. А лучшее ли судопроизводство в наши дни, не играют ли деньги свою роль на суде сегодня? Я не имею фактов, поэтому пусть этот вопрос будет просто риторическим. Я знаю лишь одно: многие преступники слишком быстро оказываются вновь на свободе, а кто-то сидит от звонка до звонка.

«А вы презрели бедного» — пишет Иаков. А что с него пользы, от этого бедного?! И бедный всегда виноват и несет наказание. А сколько невинных праведных пострадало? И страдали они лишь за то, что были праведные и не прогнулись под натиском нечестия. И это притеснение праведных началось еще с Авеля.

Но свидетельство этих осужденных невинных восстанет как ужасное обвинение против всех угнетателей в день суда. Угнетенные праведники не в силах противостоять богатым обидчикам в этой жизни; они добьются правды лишь тогда, когда Бог восстанет, чтобы заступиться и отомстить за них. Тогда их дело будет рассмотрено и воздано им будет по справедливости, а нечестивые угнетатели будут истреблены.

Не задумывались ли мы над тем: Сколько раз мы обвиняли других, а позднее узнавали, что сами были неправы? С другой стороны, сколько мы пережили ссор, которых можно было избежать, если бы мы не оказывали сопротивления?

В своем Послании Иаков много написал о богатых и бедных. Нам необходимо помнить его предостережения, хотя апостол не осуждал богатых просто за то, что они богаты. Для Бога имеют значение их отношения и поступки. С другой стороны, факт экономической бедности человека сам по себе не внушает ему любви к Богу. «Наследниками Царствия» будут «нищие духом» и «богатые верою» (Матф.5:3; Иак.2:5). Эти внутренние качества могут не иметь никакого отношения к нашим личным экономическим обстоятельствам, однако могут и иметь. «Богатые и разбогатевшие» (Откр.3:17) могут быть более духовно нуждающимися, чем они думают. Бог предостерегал израильтян, чтобы, овладев Землей обетованной и процветая в ней, они не забыли, что все их добро исходит от Него, включая и «силу приобретать богатство» (Втор.8:11-18).

У людей есть склонность думать, что если действие не встречает сопротивления или упрека, значит, оно верно. Однако порой мы видим, что неправильные поступки не сталкиваются с сопротивлением или упреком, поскольку пострадавший решил подставить другую щеку (Матф. 5:38?42). У христиан ориентир определения правильного и неправильного не должен основываться на реакции пострадавшего человека или на мнении окружающих. Скорее, наш ориентир должен основываться только на Христе, посредством обличений Святым Духом.

«И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево» (Ис.30:21). Дух Святой всегда готов открыть нам Божью волю.

Пятница. Правосудие свершится

Прочитаем текст Писания:

1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны… (2 Тим.3:1-2).

Некоторыми признаками последнего времени являются алчность, сребролюбие и корысть. Сегодня можно увидеть колоссальную разницу в жизни людей, основанием которой является любовь к деньгам. Когда Бог благословляет нас различными ресурсами, нашим христианским долгом является помощь людям, находящимся в нужде. Если мы будем пренебрегать этой обязанностью, мы услышим слова: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф. 25:41). Очень важно, чтобы удобства и предметы роскоши не мешали нам помнить о том, что мы смертные существа.

Дух пророчества:

«Бог никого не принуждает любить Его и повиноваться Его закону. Он открыл свою невыразимую любовь к человеку в плане спасения. В неизъяснимой милости Он даровал людям сокровища Своей мудрости и вручил самый драгоценный дар неба, чтобы в нас пробудилась любовь к Нему и желание жить в гармонии с Его волей. Если мы отвергаем эту любовь и не хотим, чтобы Он руководил нами, мы действуем во зло самим себе и готовим себе вечную погибель» (Э. Уайт. Советы по управлению ресурсами, с. 127).

Последователи Христа не должны с презрением относиться к богатству, но усматривать в нем доверенный Богом талант. Разумно используя дары Господа, можно оказывать нуждающимся помощь, что имеет очень важное значение. Всем нам необходимо помнить о том, что Бог дает нам богатство не для того, чтобы оно служило удовлетворению наших прихотей, сиюминутных желаний или чтобы мы распоряжались им как нам заблагорассудится.

Весьма предосудительно, если обладание состоянием вызывает в нас нездоровую страсть к накопительству. Мы не имеем права использовать доверенные нам ценности в эгоистичных целях. Это будет преступным деянием против Бога и наших ближних и в конце концов приведет к затруднениям и бедам.

В мире к богатым относятся по-особому и ценят их выше, чем бедных, но характер и духовные качества богатых людей развиваются в соответствии с тем, как они используют вверенные им богатства. Своими поступками и всей своей жизнью они покажут, можно ли им доверить вечные богатства или нет. И бедные, и богатые люди решают свою судьбу в вечности, доказывая своей жизнью, достойны ли они принять наследие святых. Те, кто пользуется своим состоянием для удовлетворения корыстных целей, демонстрирует тем самым, каковы будут их действия, если дать им большие возможности и сделать их обладателями немеркнущих сокровищ Царства Божьего. Небесные принципы совершенно отличаются от принципов этого мира. Там все разумные существа равны между собой.

Почему же мы называем богатства нечестивой мамоной? Потому, что сатана использует земные сокровища для того, чтобы привлекать, искушать, вводить в заблуждение души, добиваясь их погибели. Бог дал нам наставление, как использовать Его богатства в оказании помощи страждущим, в выполнении Его работы, в построении на земле Его царства, посылая миссионеров в самые отдаленные районы, неся людям познание о Христе.

Если же средства, данные Богом, не используются как подобает, не призовет ли Он к ответу за содеянное? Души погибают в грехах, в то время как члены Церкви, считающие себя истинными христианами, тратят святые Божьи сокровища на удовлетворение своекорыстных желаний и амбиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сами по себе деньги злом не являются. Они становятся злом, когда занимают главное место в нашей жизни. Деньги могут увести нас от того, что является действительно важным, — от жизни с Иисусом и от служения Ему. Желание получить все больше и больше богатств никогда не будет удовлетворено. Оно побуждает нас положиться на себя в удовлетворении наших нужд, вместо того чтобы положиться на Бога. Он желает, чтобы мы довольствовались тем, что имеем. Он желает, чтобы мы использовали свои ресурсы не для собственного счастья, но для привлечения людей к Иисусу, любовь и дружба с Которым приносит истинную радость.

Пастор Александр Серков